«Журнал Московской Патриархии» как источник по истории Мукачевско-Ужгородской епархии в 1945-1955 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 429. DOI: 10.17223/15617793/429/14

«Журнал Московской Патриархии» как источник по истории Мукачевско-Ужгородской епархии в 1945-1955 гг.

Проанализированы материалы по истории Мукачевско-Ужгородской епархии, которые печатались на страницах «Журнала Московской Патриархии». Автор разделяет все публикации на три группы, исследуя тексты о деятельности епископов, внутренней жизни епархии и некоторых представителей духовенства. Особое внимание уделено материалам о поездках православных делегаций в Москву, контактах с Патриархией, мероприятиях по воссоединению греко-католиков. В заключение раскрывается содержание некрологов об известных подвижниках православной церкви в Закарпатье.

The Journal of the Moscow Patriarchate" as a source of the Mukachevo-Uzhgorod Eparchy history in 1945-1955.pdf Специфической чертой периодических изданий как источников, по мнению историка Т. Кузнец, является их комплексный, синтетический характер. В них представлено много форм информации (документальная, текуще-хроникальная, личного характера и т.д.). Также к положительной характеристике прессы исследовательница относит «оперативность представления информации о событиях, непосредственность отображения последних, стремление откликнуться на исторические даты и юбилейные события публикациями исторического или историко-биографического характера, что повышает их ключевую ценность» [1. С. 13]. Одним из важных источников по истории Мукачев-ско-Ужгородский епархии является официальный орган Русской православной церкви (РПЦ) - «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП). Актуальность исследования данной темы вызвана несколькими факторами. Во-первых, в украинской и российской историографии отсутствуют специальные научные разработки по данной проблематике. Во-вторых, в связи с открытием доступа к архивным фондам ученые имеют возможность максимально объективно изучить процессы вхождения православных Закарпатья в состав РПЦ, формирования управленческой структуры в первые десятилетия, роль отдельных личностей в этом процессе. Материалы журнала отражали в первую очередь внутреннюю жизнь епархии, факты, которые епископы считали важными для всей РПЦ. В данной публикации мы хронологически ограничиваемся первыми десятью годами деятельности Му-качевско-Ужгородской епархии. В это время во главе епархии стояли три архиерея: Нестор (Сидорук) (1945-1948), Макарий (Оксиюк) (1948-1950) и Ила-рион (Кочергин) (1950-1956). Хронологические рамки обусловлены первым этапом в государственно-церков-ных отношениях Советского государства, которые заключались в неком конкордате И. Сталина с РПЦ. После его смерти и полного утверждения Н. Хрущева начинается качественно новый этап в истории церкви в СССР. Процесс вхождения закарпатских православных в состав РПЦ рассмотрен нами в предыдущих публикациях [2-3]. Тема, которая вынесена в заголовок статьи, недостаточно изучена исследователями. Вместе с тем в последние годы вышло несколько исследований, в которых проанализированы различные аспекты развития данного периодического издания. Среди авторов, изучавших журнал, можно выделить A. Алешина [4], А. Василицына [5], М. Ереськина [6], B. Любартовича [7], Е. Полищука [8-9], архиепископа Тихона (Емельянова) [10], В. Родченко [11]. В 2001 г. Издательский совет Русской Православной Церкви опубликовал 24 номера журнала, которые относятся к первому периоду существования редакции [12]. Мукачевско-Ужгородская православная епархия была создана после Второй мировой войны вследствие вхождения приходов Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской православной церкви (далее -СПЦ) и Пражской архиепископии Константинопольского патриархата в состав Украинского экзархата РПЦ. Территория епархии ограничивалась Закарпатской областью УССР, где функционировало 135 приходов с 136 священниками, 18 монастырей и скитов. Общее количество верующих составляло около 14 200 человек. Первый номер ЖМП вышел в 1931 г., однако во времена церковных гонений в 1935 г. прекратил свою деятельность. С избранием Патриархом Московским Сергия (Страгородского) издание было возобновлено. После возобновления в 1943 г. тираж журнала составлял 3 000 экземпляров, но уже в 1944 г. он достиг 6 000. В 1945-1955 гг. редакция издавала по 12 номеров год. Во главе редакции стояли: в 1944-1946 гг. -митрополит Ленинградский (с 1945 г. - Патриарх) Алексий (Симанский), в 1946-1960 гг. - митрополит Николай (Ярушевич). Ответственными секретарями издания в это время работали протоиерей А. Смирнов, профессор Ленинградской духовной академии Л. Па-рийский, профессор Московской духовной академии А. Георгиевский [8. С. 89-91]. Публикации, которые печатались на страницах ЖМП, мы проанализировали по проблемно-хронологическому принципу. По нашим подсчетам редакция журнала опубликовала в 1945-1955 гг. более 20 статей, которые имели отношение к православной церкви Закарпатья. Все выявленные публикации мы условно разделили на три группы: 1) статьи, освещавшие вопросы деятельности епископов; 2) статьи, которые содержали информацию о внутренней жизни епархии; 3) некрологи. Соотношение статей по тематике выглядит следующим образом: 1-я группа -14 статей; 2 - 8, 3-я группа - 3. Если подходить к анализу количества публикаций по отдельным годам, то ситуация выглядит следующим образом: 1948 г. - 6 статей, 1949 г. - 5, 1955 г. - 4, 1945, 1947, 1950 гг. - по 2, 1946, 1951, 1952, 1954 гг. - по 1. Перейдем к непосредственному анализу статей. Первые сообщения, которые появились на страницах ЖМП, касались организации канонического перехода Мукачевско-Пряшевской епархии из состава СПЦ в РПЦ. В № 1 за 1945 г. редакция сообщала о пребывании в Москве православной делегации из Закарпатья. «Представители православного духовенства Мукачевско-Пряшевской епархии (Закарпатская Украина) в составе главы делегации игумена Феофана Сабова и членов: Архимандрита Алексия Коболюк (Кабалю-ка. - Ю.Д.), протоиерея Дмитрия Белякова, священника Иоанна Кополович и профессора Петра Васильевича Линтур» прибыли в столицу СССР 7 декабря 1944 г. [13. С. 5]. На вокзале делегацию встретил Управляющий делами Московской Патриархии про-тоирей Николай Колчицкий и член Совета по делам РПЦ при СНК СССР Г. Уткин. Далее редакция ознакомила читателей с краткой историей православия в Закарпатье, акцентируя внимание на упорной борьбе с католической церковью, а также большом влиянии крупных церковно-общественных центров - Киево-Печерской лавры, Почаева и других. В статье детально освещалось передвижение делегации в период с 7 по 13 декабря. В частности, члены делегации были несколько раз приняты митрополитом Алексием, местоблюстителем патриаршего престола, и членами Синода, встречались с председателем Совета по делам РПЦ при СНК СССР Г. Карповым, посетили множество храмов, музеев, а также Богословский институт при Московской Патриархии. С благословения патриаршего местоблюстителя настоятель Московского кафедрального собора поднес главе делегации о. Феофану и архимандриту Алексию кресты с украшениями, а остальным членам делегации - наперсные. Всем членам были поднесены церковные богослужебные книги - типикон, цветная триодь, минея и др. [Там же. С. 8]. Во время переговоров члены делегации получили поддержку в намерении перейти под юрисдикцию РПЦ. После официального обращения к Синоду СПЦ в Белграде было принято решение о каноническом переходе Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. Окончательно вопрос был решен на заседании Священного Синода в Москве 22 октября 1945 г. В № 11 за 1945 г. редакция поместила заметку под названием: «Пребывание в Москве епископа Мука-чевского Владимира» [14]. Во время работы Синода «преосвященный Владимир прочел письмо председателя Священного Синода Сербской Церкви, митрополита Иосифа, в котором митрополит сообщает постановление Священного Синода о передаче Мукачев-ской епархии в ведении Русской Православной Церкви». Также епископ от своего лица выразил согласие на передачу епархии в юрисдикцию РПЦ. Как отмечается в публикации, в заключение епископ Владимир произнес краткую речь, в которой сообщил, что он, а также вся Сербская Церковь сердечно рады, что епархия Мукачевская входит в состав РПЦ, и пожелал ей преуспеяния под защитой русской церкви [Там же. С. 20]. В той же публикации находим информацию о назначении на Мукачевскую кафедру преосвященного Нестора (Сидорука), епископа Уманского. ЖМП опубликовал пять материалов, которые касались епископа Нестора. В № 5 за 1946 г. была напечатана информация об участии владыки Нестора в наречении и хиротонии иеромонаха Антония (Пель-вецкого) во епископа Станиславского и Коломыйско-го [15]. Особенный интерес вызывает статья, подготовленная епископом Нестором и размещенная редакцией в № 8 за 1947 г. В публикации архиерей в общих чертах проанализировал историческое развитие православия в регионе, подметив особенности государственной политики иностранных государств, в составе которых находилось Закарпатье. Должное внимание он уделил роли Мукачевского монастыря на Чернечьей горе, который в 1947 г. был возвращен православной церкви от греко-католиков. «На Черне-чей горе живут православные черницы во главе с игуменией Параскевой - одной из тех мужественных православных девушек, которых на Мармарош-Сигодском процессе католические инквизиторы вместо унижения прославили как твердых исповедниц веры Святой - и вот к ним, в святую обитель этих верных вере предков тружениц на святой ниве православия, стекаются со всего Закарпатья богомольцы» [16. C. 37]. Отдельно епископ описал празднование в монастыре отпуста на честь Благовещения Пресвятыя Богородицы. В июне 1948 г. владыка Нестор был освобожден от управления Мукачевско-Ужгородской епархией и перемещен на Курскую кафедру [17]. В № 11 от 1951 г. ЖМП напечатал информацию о смерти епископа от кровоизлияния в мозг. В некрологе, который подготовил Н. Концевич, указывались основные заслуги Нестора на архипастырской работе: «Преосвященный Нестор прослужил в сане епископа всего 6 лет, но за это короткое время выполнил ряд ответственных поручений Московской Патриархии: участвовал в воссоединении униатов Закарпатья, совершил в 1946 г. поездку в Венгрию с целью принятия венгерских православных приходов, согласно их просьбе, в юрисдикцию Московской Патриархии, в 1947 г. ездил в Албанию для участия в хиротонии нового епископа, а в 1949 г. посетил Маньчжурию, где изучал состояние жизни православных приходов. Годом раньше Преосвященный Нестор принимал участие в Совещании глав и представителей автокефальных Православных Церквей в Москве» [18. C. 7-8]. О деятельности епископа Нестора в Закарпатье нами была подготовлена отдельная публикация [19]. В № 10 за 1947 г. редакция опубликовала статью С. Хруцкого о праздновании Успения Пресвятой Богородицы в Мукачевском Свято-Николаевском монастыре. По словам автора, на отпуст в Мукачево пришло около 30 тыс. паломников со всех частей области. Богослужение совершалось под открытым небом, в специально сооруженной деревянной часовне, которая служила алтарем и солеей. По приглашению закарпатского архипастыря в Мукачево прибыли: «высокопреосвященный Макарий в сопровождении о. протопресвитера Г. Костельника и о. протоиерея В. Дрелиха. С Волыни прибыл преосвященный Вар-лаам Луцкий, из Одессы преосвященный Сергий, из Станислава преосвященный Антоний, а из Киева в качестве представителей Экзарха Украины митрополита Иоанна прибыла делегация в составе протоиереев К. Ружицкого, Д. Плахтеева и Б. Шулькевича и множество священнослужителей местных церквей» [20. С. 39]. Отдельно С. Хруцкий остановился на проповеднической деятельности архиереев во время праздника. Епископ Нестор «отметил явный акт покровительства Божией Матери в том факте, что в радостный день Ее Успения тут собрались 4 архиерея с родной украинской земли, как бы в вознаграждение за те страдания за веру православную, какие переносил благочестивый народ Закарпатья; как наглядный памятник этих страданий нарочито воздвигнута часовня, являющаяся точным воспроизведением тех молитвенных домов, в каких молились первые пионеры и исповедники Православия» [Там же. С. 40]. Владыка Волынский и Ровенский Варлаам (Борисевич) в проповеди подчеркнул «чувство симпатии и сочувствия к закарпатским страдальцам за веру православную, наполняющее души их ближайших земляков-волынцев» [Там же]. Преосвященный Антоний (Пель-вецкий), епископ Станиславский и Коломийский, «первую часть своей проповеди посвятил празднику Успения Божией Матери, представив Успение как радостный завершительный акт трудного земного жития Богоматери, а далее начал говорить о радостном эпилоге многострадальной жизни галицкого народа, каким явилось его воссоединение с Киевом, "матерью русских народов", не только в политической жизни, но и в религиозно-церковной сфере» [Там же]. За архиерейской литургией, после Евангелия, произнес слово о. протопресвитер д-р Г.Ф. Ко-стельник, а во время запричастного стиха проповедовал преосвященный Сергий (Ларин), епископ Одесский и Херсонский. В конце литургии к верующим обратился со словом архиепископ Макарий (Оксиюк). С июня 1948 г. по 17 марта 1950 г. во главе Мука-чевской епархии стоял архиепископ Макарий, имея титул - Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский [21]. В № 10 за 1948 г. ЖМП разместил три материала за подписью архиепископа. Все они касались погибшего протопресвитера Гавриила Ко-стельника. Среди них были некролог, соболезнование по поводу смерти и статья о погребении главы инициативной группы по «воссоединению» греко-католиков [22-24]. В 1949 г. в Закарпатье, аналогично с Галицией, была ликвидирована греко-католическая церковь. Часть духовенства и большинство приходов перешли в состав РПЦ. Редакция ЖМП уделила этому событию значительное внимание, разместив в № 10 четыре материалы по «воссоединению». В частности, на страницах журнала был напечатан указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о награждении архиепископа Макария правом ношения креста на клобуке [25]. Значительное влияние на греко-католическое духовенство оказало послание Макария к «всечестнейшим и боголюбивым пастырям, благочестивым инокам, инокиням и всем благочестивым верным чадам Святой Православной Церкви на Закарпатье» [26]. Названный документ был также напечатан в виде брошюры, которую раздавали в Мукаче-ве во время отпуста на Чернечьей горе. Провозглашение ликвидации Ужгородской унии с Римом состоялось на праздник Успения Пресвятой Богородицы в Мукачевском монастыре. Об этом событии редакция опубликовала два материала. Один из них, авторства о. Н. Павлосюка, описывал торжественное богослужение и масштаб участия в нем православного духовенства и верующих. Литургию «совершал высокопреосвященный Макарий, архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский, в сослу-жении преосвященных Антония Станиславского и Михаила Дрогобычского, о. о. архимандритов закарпатских монастырей Пантелеймона и Матфея» [27. С. 5]. Перед окончанием богослужения настоятель Ужгородского кафедрального собора, протоиерей Ириней Контратович, «провозгласил всему собравшемуся на Чернечей горе благочестивому народу в день 28 августа 1949 г., что с этим днем закончила свое существование на Закарпатской Украине церковная уния закарпатского духовенства с Римом... "Отныне и во веки мы - православные чада, святой Матери нашей Русской Православной Церкви"», -торжественно провозгласил о. Контратович» [Там же. С. 6]. В том же номере редакция поместила выдержки из отчета архиепископа Макария Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. В своем докладе от 30 августа 1949 г. владыка «последовательно изложил ход церковного торжества и особенно отметил в нем тот момент, когда он на торжественной литургии передал в благословение благочестивому народу Закарпатья драгоценный дар Его Святейшества - образ Богоматери» [28. С. 10]. В заключение своего доклада высокопреосвященный Макарий писал: «Итак, первые семена единения греко-католиков Закарпатья с Православной Церковью уже посеяны. Торжественное всенародное молитвенное общение духовенства и десятков тысяч верующих дает основание полагать, что семя братского единения в православной вере предков найдет добрую почву для всхода и развития. Молимся и уповаем, что Господь и впредь не оставит Своим благословением труды сеющих и поливающих ниву Православной Церкви на Закарпатье и возрастит на ней добрые плоды благочестия, мира и радости» [Там же. С. 11]. На этом докладе Патриарх Алексий I написал следующую резолюцию: «1949. Сент. 7. Радуюсь совершившемуся торжеству Православия в Мукачевском монастыре. Укрепи, Боже, сие, еже совершил еси» [Там же]. Архиепископ Макарий пользовался значительным авторитетом в Патриархии. В № 9 за 1949 г. редакция поместила Постановление Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода о направлении Мака-рия в составе делегации на Всесоюзную конференцию сторонников мира от РПЦ [29]. В декабре 1949 г. Совет Московской духовной академии избрал архиепископа Макария своим почетным членом [30]. В марте 1950 г. архиепископ Макарий был освобожден от управления Мукачевско-Ужгородской епархией, оставаясь только управляющим Львовско-Терно-польской кафедрой. В июле 1951 г. он был избран предстоятелем Польской Православной церкви с титулом митрополита Варшавского и всея Польши [31]. Умер в 1961 г. Редакция ЖМП опубликовала объемный некролог, в котором характеризировалась в том числе и миссионерская деятельность владыки Мака-рия в Закарпатье [32. С. 53]. 17 марта 1950 г. временное управление Мукачев-ской и Ужгородской епархией было поручено епископу Уманскому Илариону (Кочергину). 22 июля того же года Синод утвердил его на должности Мука-чевско-Ужгородского епископа. О деятельности нового архиерея редакция журнала напечатала несколько статей. В № 7 за 1952 г. вышла статья протоиерея М. Бендаса «"Умовение ног" в кафедральном соборе». Автор подчеркивал, что это событие является особенно памятным для Закарпатья. «Православные в Закарпатье, находившиеся под чешской и сербской церковной юрисдикцией, не видели чина "Умовение ног" -первые потому, что православный их епископ жил далеко, в столице Чехословакии - Праге, а вторые -потому что в Сербской Церкви совершение этого чина не было принято. Епископ Иларион совершил обряд в стенах Мукачевского собора при большом стечении богомольцев» [33]. В № 12 за 1954 г. издание сообщило о поездке группы бывшего греко-католического духовенства из Закарпатья и других западных областей в Киев и Москву. В составе делегации из Мукачевско-Ужгородской епархии были «протоиерей города Му-качева о. Михаил Пензель и благочинный Иршавско-го района протоиерей о. Василий Маттуш... Прибывшие гости были приняты Патриаршим Экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Иоанном, затем они посетили киевские храмы, монастыри и Киево-Печерскую лавру, осмотрели город и его достопримечательности» [34. С. 24]. В Москву гости прибыли 16 октября, где на Киевском вокзале были встречены протопресвитером Н. Колчицким, сотрудником Московской Патриархии С. Филипповым, протоиерея М. Зерновым, священником М. Стаднюком и помощником старосты одного из московских храмов Ф. Абрамовым. Поселение состоялось в новой гостинице «Ленинградская». «На другой день, в воскресенье, гости, несмотря на усталость, выразили горячее желание быть в храме. Преосвященный Антоний совершил Божественную литургию в храме Всех Скорбящих Радости в сослужении местного духовенства и трех членов делегации. Часть остальных гостей-священников сослужила настоятелю храма св. Пимена Великого, а другая часть - настоятелю храма св. Иоанна Воина» [Там же. С. 24]. 17 октября 1954 г. гости были приняты Святейшим Патриархом Алексием I в его резиденции, а вечером сослужили в Патриаршем соборе под праздник пяти Московских святителей. На следующий день гости совершили молебен перед великой московской святыней - чудотворной иконой Божией Матери Иверской, в храме Воскресения в Сокольниках. 19 октября участники делегации нанесли визит в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и встретились с его председателем Г. Карповым. Духовенству из Западной Украины была дана возможность посетить Кремль, Оружейную палату, Третьяковскую галерею, Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, метро, Музей Советской Армии, бывшие Новодевичий и Донской монастыри, Московскую духовную академию. «В субботу, 23 октября, гости, разделившись на три группы, совершали всенощное бдение в храмах: Всехсвятском, Ильинском и Никольском. А в воскресенье утром они отбыли в Троице-Сергиеву лавру, где преосвященный Антоний соборне с епископом Леонидом, наместником лавры архимандритом Пименом, членами делегации и прочим духовенством совершил Божественную литургию. С благоговением гости приложились к мощам великого основателя лавры преподобного Сергия. По окончании литургии они приняли участие в монашеской трапезе» [34. С. 27]. 2428 октября духовенство посетило Ленинград. Во время визита были организованы прием у митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), посещение Эрмитажа, Ленинградской духовной академии, целого ряда храмов [Там же. С. 29-30]. В 1955 г. ЖМП три раза писал о жизни Мукачев-ско-Ужгородской епархии. В № 2 была помещена статья о пятилетии воссоединения униатов Закарпатья с РПЦ. Автор признавал, что «за такое короткое время воссоединившиеся приходы, конечно, не могли изжить всех последствий латинского влияния в церковных обрядах». Отмечалась большая роль в этом процессе архиепископа Макария и епископа Илариона. В частности, на долю последнего выпал «труд по внедрению в бывшие униатские приходы православного богослужебного чина». С этой целью он осуществлял ряд мероприятий по ознакомлению духовенства с особенностями православного богослужения, организовал во всех приходах Закарпатья церковные советы и ревизионные комиссии [35]. 4 февраля 1955 г., по информации редакции, духовенство и верующие г. Мукачево Закарпатской области праздновали 10-летие интронизации Святейшего Патриарха Алексия. «В этот день в Мукачевском кафедральном соборе Преосвященным Иларионом, епископом Мукачев-ским и Ужгородским, в сослужении соборного духовенства была совершена Божественная литургия. После литургии был отслужен благодарственный молебен. На молебен вышло все духовенство города и настоятели сельских приходов. Торжественное богослужение закончилось многолетием Святейшему Патриарху» [36]. В рамках упоминаемых мероприятий 3 января 1955 г. в Свято-Николаевском монастыре в Мукачеве состоялся съезд благочинных Мукаче-во-Ужгородской епархии с участием правящего архиерея преосвященного Илариона. «Этот съезд с удовлетворением отметил значительные успехи в деле перехода воссоединившихся с Русской Православной Церковью униатских приходов Закарпатья на православные обычаи» [37]. Духовенство наметило ряд новых действий по устранению из богослужебной практики некоторых латинских искажений. Несколько обособленно среди публикаций стоит статья о наречении и хиротонии архимандрита Доро-фея (Филиппа). Владыка Дорофей родился 1913 г. в с. Нанково Хустского района Закарпатской области. В 1938 г. вступил в Свято-Николаевский мужской монастырь в с. Иза, где в июле следующего года был пострижен в монашество. В 1951 г. назначен духовником женского монастыря в Мукачеве. Во время пребывания в обители заочно окончил курс духовной семинарии и поступил в Ленинградскую духовную академию. 10 июня 1955 г. Священный Синод РПЦ назначил его на Кременецкую епископскую кафедру. Архимандрит До-рофей был хиротонисан в воскресенье, 12 июня 1955 г., в Богоявленском Патриаршем соборе. Хиротонию совершали Патриарх Алексий I, архиепископ Можайский Макарий (Даев) и настоятель Антиохийского подворья в Москве епископ Василий (Самаха) [38. С. 12]. В 19642000 гг. возглавлял Православную церковь в Чехословакии, а впоследствии в Чехии и Словакии. На страницах ЖМП были опубликованы также два некролога - схиархимандрита Алексия (Кабалюка) и игуменьи Февронии (Рацюк). Протоиерея Георгий Станканинец сообщил основные вехи биографии архимандрита, акцентируя внимание на его сельском происхождении и религиозном воспитании. Он переходит в православие на Святой горе Афон, а далее принимает монашество в Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре на Холмщине. Весной 1911 г. от Сербского Патриарха получает благословение для священнодействий в Закарпатье. Кабалюк преследовался австро-венгерскими властями и был осужден на Мараморош-Сиготском процессе на четыре с половиной года тюремного заключения. После освобождения в 1918 г. о. Алексий возглавляет православное движение в крае. В 1921 г. его избирают настоятелем монастыря и возводят в сан игумена. В 1923 г. о. Алексий получает новое повышение - он возводится в сан архимандрита. Стараниями архимандрита Алексия строятся монастырь в Изе, женский монастырь в Домбоках, много храмов и епархиальный интернат. В 1944 г., после освобождения Закарпатья, о. Алексий с делегацией православного духовенства ездил в Москву по вопросу перехода местной епархии в ведение РПЦ. Умер 2 декабря 1947 г. в Девичьем монастыре в Домбоках, похоронен на кладбище мужского монастыря в с. Изе Хустского района [39. С. 70]. Попутно отметим, что архимандрит Алексий (Кабалюк) был в 2001 г. канонизирован УПЦ под именем Алексия Карпаторусского исповедника [40. С. 131]. Некролог о игуменье Февронии подготовил игумен Василий (Пронин), известный впоследствии церковный историк и религиозный деятель. Монахиня Феврония стояла у основания первого женского монастыря в с. Липча. С 1942 г. и до своей смерти 24 сентября 1950 г. она находилась во главе православного Девичьего монастыря в Домбоках Мукачевского района [41]. Таким образом, ЖМП является важным источником по истории Мукачевско-Ужгородской православной епархии первых десяти лет ее существования. Редакция освещала основные события в жизни православных Закарпатья, акцентируя внимание на деятельности епископов и духовенства. В журнальных материалах содержатся биографические данные о правящих архиереях, уникальная информация о поездках православных делегаций в Москву и Ленинград, сообщения о мероприятиях по очищению православного обряда от латинских влияний и т. д. Пик интереса редакции ЖМП к жизни Мукачевско-Ужгородской епархии приходится на 1948-1949 гг. За эти два года в журнале напечатано более 50% всех статей на закарпатскую тематику, что было вызвано так называемым «воссоединением» греко-католиков с православной церковью. Уникальными по своему содержанию являются некоторые торжественные речи и проповеди архиереев, которые печатались на страницах ЖМП. На сегодняшний день их текст не обнаружен в архивах, что повышает ценность периодического издания. Количество статей о епархии также зависело от активности архиерея, который лучше или хуже умел организовать оперативное освещение различных аспектов своей деятельности.

Ключевые слова

1945-1955 гг, Закарпатье, духовенство, епископ, журнал, Мукачевско-Ужгородская епархия, статья, церковь, 1945-1955, Transcarpathia, clergy, bishop, magazine, Mukachevo-Uzhhorod Eparchy, article, church

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Данилец Юрий ВасильевичУжгородский национальный университет канд. ист. наук, доцент кафедры истории Украиныjurij.danilec@uzhnu.edu.ua
Всего: 1

Ссылки

Кузнець Т. Iсторiя в журналi «Труды Киевской Духовной Академии»: тематична спрямовашсть публжацш // Гшея: науковий вкник. Збiрник наукових праць. 2016. Вип. 110. С. 13-19.
Данилец Ю. Поездка делегации Мукачевско-Пряшевской православной епархии в Москву и канонический переход в состав РПЦ (на материалах ГАРФ) // Rocznik teologiczny. 2017. Rok LIX. Z. 1. C. 131-150.
Данилець Ю. Православна церква на Закарпатт в першi роки радянсько! влади (на документах розсекречених фондiв ДАЗО) // Русин. 2016. № 4. С. 217-235.
Алешин А. Проблемы развития духовного образования на страницах «Журнала Московской патриархии» в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. 1943-1948 годы // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). История. Вып. 59. С. 79-87.
Василицын А. «Журнал Московской Патриархии» как источник по истории русской православной церкви в БССР послевоенного периода // Актуальные проблемы источниковедения : материалы междунар. науч.-практ. конф. к 135-летию со дня рождения B.И. Пичеты, Минск-Витебск, 9-11 октября 2013 г. Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. С. 298-301.
Ерескин М. «Журнал Московской Патриархии» как источник по истории Русской Православной Церкви // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 89-90.
Любартович В. У истока возрождения издательского дела Московской Патриархии // ЖМП. 2003. № 9. С. 6-11.
Полищук Е.С. К 65-летию начала непрерывного издания «Журнала Московской Патриархии» // ЖМП. 2008. № 9. С. 88-96.
Полищук Е. Журнал Московской Патриархии // Православная энциклопедия. М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. XIX. С. 396-398.
Тихон, архиеп. Бронницкий. Средства массовой информации Русской Православной Церкви на пороге третьего тысячелетия // ЖМП. 2000. № 4. С. 48-65.
Родченко В. Типологические особенности «Журнала Московской Патриархии» как официального общецерковного издания» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 2. С. 142-148.
Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 годы. М. : Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2001. 272 с.
Пребывание в Москве делегации Православной Церкви Закарпатской Украины // ЖМП. 1945. № 1. С. 5-10.
Пребывание в Москве епископа Мукачевского Владимира // ЖМП. 1945. № 11. С. 20-21.
Хроника [наречение и хиротония иеромонаха Антония (Пельвецкова) во епископа Станиславского и Коломыйского] // ЖМП. 1946. № 5. C. 14-15.
Нестор, епископ. Из Закарпатья // ЖМП. 1947. № 8. С. 35-38.
Хроника (назначения и перемещения архиереев) [епископ Ужгородский и Мукачевский Нестор (Сидорук) назначен епископом Курским и Белгородским] // ЖМП. 1948. № 9. С. 40.
Концевич Н., протоиерей. Епископ Курский и Белгородский Нестор (некролог) // ЖМП. 1951. № 11. С. 7-10.
Данилец Ю. Нестор (Сидорук) - первый Мукачево-Ужгородский архиерей // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-ХХ1 веков : материалы XV Междунар. науч. конф., Иваново, 23-24 марта 2016 г. : в 2 ч. Иваново : Иванов. гос. ун-т, 2016. Ч. 1. С. 117123.
Хруцкий С. Веками ожидаемое торжество // ЖМП. 1947. № 10. С. 38-41.
Хроника (назначения и перемещения архиереев) [архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк) назначен архиепископом Львовским, Тернопольским и Ужгородско-Мукачевским] // ЖМП. 1948. № 9. С. 40.
Макарий, архиепископ. Протопресвитер о. Гавриил Костельник (некролог) // ЖМП. 1948. № 10. С. 11-14.
Макарий, архиепископ Львовский и Тернопольский и Мукачево-Ужгородский. Соболезнование по поводу смерти протоиерея о. Гавриила Костельника // ЖМП. 1948. № 10. С. 17.
Макарий, архиепископ Львовский и Тернопольский и Мукачево-Ужгородский. Кончина и погребение протопресвитера о. Гавриила Костельника // ЖМП. 1948. № 10. С. 18-24.
Алексий I, Патриарх [Московский и всея Руси]. Преосвященному архиепископу Львовско-Тернопольскому и Мукачевско-Ужгородскому Макарию [награждение правом ношения креста на клобуке] // ЖМП. 1949. № 10. С. 11.
Макарий, архиепископ Львовский и Тернопольский и Мукачево-Ужгородский, священноархимандрит Почаевской Св.-Успенской Лавры. [Послание] всечестнейшим и боголюбивым пастырям, благочестивым инокам, инокиням и всем благочестивым верным чадам Святой Православной Церкви на Закарпатье // ЖМП. 1949. № 10. С. 7-9.
Павлосюк Н., священник. Торжество Православия на Закарпатье // ЖМП. 1949. № 10. С. 5-6.
К воссоединению греко-католиков Закарпатья // ЖМП. 1949. № 10. С. 10-11.
Постановление Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода [направить на Всесоюзную конференцию сторонников мира делегацию от РПЦ в составе: митрополита Крутицкого Николая (глава), архиепископа Львовского Макария, протопресвитера Н.Ф. Колчицкого, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иоанна, прот. г. Гомеля М.П. Кротта] // ЖМП. 1949. № 9. С. 11.
Новые почетные члены Московской Духовной Академии // ЖМП. 1950. № 3. С. 19-20.
Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода 15 июня 1951 г. [отпустить в юрисдикцию Польской Автокефальной Церкви на пост ее Главы архиепископа Львовского и Тернопольского Макария (Оксиюка)] // ЖМП. 1951. № 7. С. 3-4.
Мирошниченко М. Предстоятель Православной Церкви в Польше Митрополит Макарий (некролог) // ЖМП. 1961. № 4. С. 51-58.
Бендас М., протоиерей. «Умовение ног» в кафедральном соборе // ЖМП. 1952. № 7. С. 55.
Зернов М., протоиерей, Стаднюк М., священник. Церковные гости из Западной Украины и Закарпатья (дневник пребывания) // ЖМП. 1954. № 12. С. 24-30.
Летопись церковной жизни: пятилетие воссоединения униатов Закарпатья // ЖМП. 1955. № 2. С. 61.
Летопись церковной жизни: в Мукачевско-Ужгородской епархии // ЖМП. 1955. № 4. С. 7.
Летопись церковной жизни: съезд благочинных // ЖМП. 1955. № 5. С. 12.
Наречение и хиротония архимандрита Дорофея (Филипп) // ЖМП. 1955. № 7. С. 10-13.
Станканинец Георгий, протоиерей. Схиархимандрит Алексий (Кабалюк) // ЖМП. 1948. № 2. С. 69-70.
Данилець Ю. Обраний Божим Провидшням. Життепис преподобного Олекая Карпаторуського сповщника. Чершвщ : Мкто, 2013. 168 с.
Василий (Пронин), игумен. Кончина игумении Февронии // ЖМП. 1950. № 12. С. 57-58.
 «Журнал Московской Патриархии» как источник по истории Мукачевско-Ужгородской епархии в 1945-1955 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 429. DOI: 10.17223/15617793/429/14

«Журнал Московской Патриархии» как источник по истории Мукачевско-Ужгородской епархии в 1945-1955 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 429. DOI: 10.17223/15617793/429/14