Теоретические и практические аспекты наукометрического исследования научно-педагогической деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 429. DOI: 10.17223/15617793/429/24

Теоретические и практические аспекты наукометрического исследования научно-педагогической деятельности

Рассматривается проблема развития научного потенциала системы образования, определяющего процесс ее модернизации. Делаются выводы о взаимозависимости важнейших ресурсов научного потенциала - научно-информационного и научного кадрового, и их общей основы развития - научно-исследовательской деятельности. С использованием разработанного наукометрического аппарата выявлены характеристики научно-педагогической деятельности в РФ за период 2001-2012 гг. Создана научно-информационная база координации развития ресурсов научного потенциала.

Theoretical and practical aspects of the scientometric research of educational research activity.pdf Научная проблема и ее обоснование. Изучение и осознание происходящих в российском образовании процессов, направленных на решение задач соответствия его современному социально-экономическому этапу развития страны и, естественно, непосредственно затрагивающих интересы всего населения, предполагают непрерывное получение объективных констатирующих знаний о развитии этой сложной многофункциональной системы. Разносторонняя научная информация должна являться источником и основанием адекватного управления ее развитием. Наряду со сведениями, непосредственно характеризующими процесс и результаты модернизации, важна информация о развитии ресурсов, формирующих условия ее проведения и составляющих научный потенциал системы образования. Научно-информа-ционный ресурс как непосредственный продукт интеллектуальной деятельности (новые идеи, научные знания, теоретические и методологические подходы и др.) и научный кадровый ресурс (часть педагогической общественности - ученых и творчески активной части специалистов, обладающая способностью создавать этот продукт), во многом зависимые от состояния научно-педагогической деятельности, относятся к числу важнейших внутренних факторов системы образования, определяющих ее модернизацию. В связи с этим научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как процесс развития основных ресурсов научного потенциала, включающий: цель - совершенствование системы образования и развитие основных ресурсов ее научного потенциала; средства - методологические подходы, научные методы и исследовательский инструментарий и др.; сам процесс преобразования и его результат - фонд теоретических положений, методологических подходов, практических рекомендаций, научно-исследовательских методов; подготовленные научные кадры высшей квалификации, соответствующие требованиям современного социально-экономического развития страны. Необходимость активизации научно-педагогической деятельности, направленной на комплексное решение задач совершенствования системы образования и развитие ресурсов ее научного потенциала, предполагает адекватное управление этим процессом. Координация развития ресурсов, прежде всего научно-информационного и кадрового, возможна с использованием научной информации - системы объективных знаний о процессе, условиях и результатах научно-исследовательской деятельности. Ценность такой информации, отражающей решение задач современной системы образования и составляющей базу ее инновационного развития, в возможности прогнозирования исхода различных преобразований на основе развивающихся ресурсов, а также в своевременной корректирующей деятельности. Поэтому исследование процесса развития научно-информационного и научного кадрового ресурсов, в значительной мере определяющих развитие педагогики и процесс модернизации системы образования, актуально. Решение этой комплексной проблемы, направленной на выявление существенных внутренних связей системы образования, обеспечивающих комплексное решение задач ее совершенствования и создание условий адекватного управления развитием ресурсов научного потенциала, предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о состоянии научной деятельности и ее результатах, т. е. оценку «достигнутого». «Отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами, относится к компетенции науковедения» [1. С. 406], и прежде всего к одной из ее областей - наукометрии, использующей количественные методы для изучения процесса развития науки. Поскольку к основным задачам науковедения относятся изучение процесса производства научных знаний, выявление оптимальных форм организации науки, достижение высокой эффективности научно-исследовательской деятельности, то «фундаментальная наука, все более проникая и в систему образования, становится основой совершенствования традиционной научно-педагогической деятельности» [2. С. 3]. Решения различных проблем педагогического науковедения и наукометрии отражены в трудах В.И. Мареева [Там же], А.И. Пискуно-ва [3], В.М. Полонского [4], Л.М. Сухоруковой [5] и других ученых. Отмечая широкий спектр исследований в этой области, необходимо указать на недостаточную теоретико-методологическую разработанность проблемы более полного изучения и эффективного использования информации о результатах научно-педагогической деятельности, прежде всего, для ее координации. Поэтому в современных социально-экономических условиях развития страны и модернизации системы образования необходима разработка теоретических и практических основ наукометрического исследования научно-педагогической деятельности, направленного на решение проблемы координации развития ее научного потенциала. Цель и задачи исследования. Цель исследования - обоснование теоретико-методологического подхода и разработка научно-методического обеспечения наукометрического исследования результатов научно-педагогической деятельности (основы развития педагогики и модернизации системы образования). Для достижения цели решены следующие задачи: обоснованы научно-методологические концепты формирования системы научных знаний в области развития научно-информационного и кадрового ресурсов; разработан наукометрический аппарат многокритериального анализа и синтеза ретроспективной многопараметрической информации о научно-педагогической деятельности; сформированы структурно-количественные модели развития ресурсов научного потенциала системы образования, интегрирующие и наглядно отображающие параметры нескольких показателей динамических характеристик научно-педагогической деятельности. Теоретические и методологические основы исследования. При обосновании теоретических положений, методологии и в процессе разработки методик наукометрического исследования результатов научно-педагогической деятельности нами использованы принципы, положения и требования философской, общенаучной (системный подход и методы системного анализа - моделирование, методы математической статистики и др.) и конкретно-научных методологий, а также их исследовательский аппарат. Учитывая определяющее значение философской методологии во всех видах деятельности, в том числе и развитии науки, обоснована необходимость использования ее отдельных принципов, требований и категорий при исследовании проблем образования. Так, принцип диалектики - «всеобщая связь, становление и развитие бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления» [1. С. 154] - использован в качестве методологической основы решения проблемы развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала. Необходимость адекватного управления их формированием предполагает не только наличие объективной научной информации об исследуемом процессе, но и глубокое понимание философских категорий «абстрактная и реальная возможность» [Там же. С. 87-88] в его развитии. Различие данных понятий в том, что абстрактная возможность характеризует отсутствие принципиальных препятствий для развития объекта, а реальная предполагает для своей реализации все необходимые условия. Поэтому, учитывая, что «... целостность объекта, обладающего сложной внутренней структурой, выражает интегрированность, самодостаточность и автономность его составляющих» [Там же. С. 763], успешность модернизации системы образования страны определяется совокупностью условий перехода абстрактной возможности развития ресурсов научного потенциала в реальную во всех ее субъектах. Поскольку модернизация образования базируется на новациях, полученных, как правило, в результате научных исследований, то характеристика научно-педагогической деятельности в стране отражает процесс совершенствования образования, являясь его моделью. Теоретические результаты, практические разработки и рекомендации способствуют накоплению информации по решению актуальных проблем образования в стране. Однако научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они внедряются в практику. «Практика является источником научного познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке» [1. С. 523]. Поэтому непременными условиями развития любой деятельности, в том числе и в области образования, являются создание и эффективное использование научных знаний. Несомненно, творческий процесс научно-исследовательской и образовательной деятельности доступен только для компетентного специалиста. Для обеспечения возможности получения объективных научных результатов, внедрения идей и современных технологий педагогам необходимо овладеть методологией и методами научного исследования - свободно ориентироваться в системе научных методов и технологиях их применения (в образовательной и научно-исследовательской деятельности), иметь четкое представление о понятийном аппарате исследования. И поскольку одним из основных условий преобразующей деятельности человека являются «глубокие, сущностные и всесторонние знания» [Там же. С. 192], то это обусловливает необходимость создания условий постоянного роста методологической культуры педагогов. Подготовка научно-педагогических кадров, а также высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими научными знаниями и творчески применяющих их в научной и образовательной деятельности, обеспечит развитие ресурсов научного потенциала и будет способствовать эффективной модернизации образования. В связи с этим формирование у специалистов компетенций к осуществлению научно-исследовательской деятельности с использованием существующего и оперативно пополняемого арсенала учебных и методических материалов является одной из важнейших задач высшей школы. Таким образом, наряду с ростом финансирования и совершенствованием материально-технической базы системы образования, возрастает необходимость обеспечения условий дальнейшего усиления единства процессов подготовки высококвалифицированных специалистов, постоянного пополнения научных знаний и их эффективного использования, в том числе для адекватной координации этой деятельности. Путем теоретического осмысления педагогического наследия, отдельных категорий, положений и требований философской, общенаучной и педагогической методологий нами обосновано содержание ряда понятий - концептов, которые и определили общую идею решения указанной проблемы. Прежде всего, это: - условие инновационного развития системы образования - непрерывность формирования научных знаний и совершенствования подготовки специалистов; - основа преобразующей деятельности человека -достижение глубоких, сущностных и всесторонних знаний, обеспечивающих формирование его профессиональных и научно-исследовательских компетенций; - важнейшее условие повышения эффективности научной и образовательной деятельности - формирование системы научных знаний о существующем и непрерывно пополняемом научно-исследовательском арсенале; - достижение эффективного использования научно-методического обеспечения научной и образовательной деятельности - совершенствование учебных программ системы подготовки кадров; - основание объективной оценки состояния и выявления направлений дальнейшего развития ресурсов научного потенциала - интеграция множества результатов исследований постоянного разрешения отдельных противоречий между актуальными требованиями повышения качества образования и возможностями реализации их в конкретных условиях образовательной среды; - база адекватного управления развитием ресурсов научного потенциала системы образования - синтез достижений педагогики и усиление единства постоянного пополнения результатов научно-исследовательской деятельности и их эффективного использования; - движущая сила познания - обеспечение взаимосвязи эмпирического и теоретического научного познания, дающих фактический материал и возможность выявления тенденций развития, структуризации и осмысления полученных результатов; - научное обоснование совокупности условий перехода абстрактной возможности развития ресурсов научного потенциала в реальную - выявленные на основе наукометрических исследований характеристики ресурсов научного потенциала системы образования; - целостное развитие системы образования - координация и научное управление формированием ресурсов ее научного потенциала во всех субъектах страны. Такой подход к развитию и эффективному использованию ресурсов научного потенциала системы образования вызывает необходимость привлечения усилий научных коллективов территориальных образований к активному участию и в организаторской деятельности. Основу адекватной координации должна составлять система объективных научных знаний по оценке «достигнутого» за определенный период, создаваемая при детальном изучении результатов научной деятельности. Важнейшие источники научной информации - достоверные сведения о научно-педагогической деятельности за анализируемый период, и прежде всего о диссертационных исследованиях, представленных к защите. Уникальность множества этих источников - в отражении происходящих процессов в системе образования и возможности получения объективной оценки их развития. В качестве составляющих индикаторов научно-педагогической деятельности использованы выходные данные авторефератов диссертационных исследований: тема; ученая степень соискателя - кандидат или доктор; отрасль науки, по которой присуждается степень - педагогика, психология, экономика, философия и др.; шифр специальности, регламентирующий область исследований; шифр универсальной десятичной классификации (УДК), отражающий тематическое направление исследования и др. В основе методологического подхода создания системы объективных научных знаний как основания адекватной координации развития важнейших ресурсов научного потенциала использованы следующие основные положения: - выявленные тенденции могут быть достоверными только на основе анализа информации генеральной совокупности или множества статистических данных в репрезентативных выборках (закон больших чисел - Я. Бернулли); - основой изучения больших массивов информации при проведении наукометрических исследований является информационно-целевой анализ, направленный на выявление структурных единиц - индикаторов изучаемых характеристик, способствующих комплексному исследованию процесса и результатов; - максимальное извлечение достоверных сведений о тенденциях развития научного потенциала системы образования страны и ее отдельных территорий достижимо на основе многокритериального анализа и синтеза многопараметрической информации о научно-педагогической деятельности; - представление исходной информации на основе структуризации исследуемого процесса, а результатов наукометрического исследования - в виде структурно-количественных моделей; - характеристики структурно-количественных моделей составляют научно-информационную базу обоснования направлений и приоритетов роста определенных ресурсов научного потенциала. Итак, основанием адекватной координации развития научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала должны быть результаты наукометрического исследования ретроспективной и непрерывно пополняемой многопараметрической научной информации о научно-педагогической деятельности в стране и ее территориальных образованиях. Основные результаты исследования. Исследование развития ресурсов научного потенциала высшей школы проводилось на основе информации о диссертационных исследованиях в области образования (Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга), представленных к защите с 2001 г. Именно для начала ХХ1 в. характерна активизация решения задач совершенствования образования, развития кадрового ресурса вузов и становления научных школ во всех субъектах страны. Постановления Правительства России, стимулирующие подготовку специалистов высшей квалификации по всем направлениям образовательной деятельности, обусловили интенсификацию решения проблем образования. Активизации научно-исследовательской деятельности также способствовала реализация личностно ориентированного образования. Данная парадигма предполагает оптимизацию образовательного процесса путем учета социальных, национальных и других особенностей отдельных регионов и народов страны, но, прежде всего, интересов развивающейся личности. Для отражения процесса развития научного потенциала высшей школы как основы модернизации системы образования важны не только показатели состояния научно-педагогической деятельности, но и оценка ее динамики. Наглядно эта научная информация может быть представлена в виде структурно-количественных моделей, отражающих ряд показателей. Так, распределение исследований, представленных к защите в советы страны, по отраслям наук и специальностям педагогики отражает системность решения проблем образования и тенденции развития научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала за анализируемый период (рис. 1). о I I ; I I I, I I 1,1 I 1,1 I 1,1 I I ,1 I I ,1 I I | I I | I I I, I I I 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 гг П13.00.01 1313.00.02 И 13.00.03 013.00.04 ■ 13.00.05 □ 13.00.07 Н 13.00.08 □ Психология □ Другие отрасли наук Рис. 1. Распределение диссертаций в области образования, представленных к защите в советы РФ, по отраслям наук и специальностям педагогики Поскольку спектр решаемых проблем ограничивается не только актуальными задачами совершенствования образования, но и возможностями научно-педагогических школ страны и другими факторами, то распределение диссертаций по областям исследований существенно отличается. Значительное внимание до 2006 г. уделялось проблемам, составляющим содержание специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: подходы и направления по обоснованию и реализации педагогических концепций, систем; создание условий, способствующих развитию личности; использование отечественных и зарубежных исторических и этнических традиций образования в современных условиях и др. Весьма значима разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования на всех уровнях системы и в разных образовательных областях - исследования по специальности 13.00.02. Они ориентированы на решение актуальных проблем модернизации образования и продиктованы непрерывно меняющимися потребностями развивающейся личности и запросами общества и государства. Рост качества подготовки и переподготовки специалистов всех уровней (исследования по специальности 13.00.08), также невозможен при несоответствии технологии предметного образования социокультурной и экономической ситуации развивающегося общества. Реакцией науки на возрастающие требования к качеству образования стало системное решение задач подготовки педагогических кадров для всех отраслей производства. Это предопределило расширение спектра проводимых исследований в области образования не только по педагогике, психологии, но и по другим отраслям наук -философии, экономике, социологии, культурологии и др. Количество ежегодно защищаемых диссертаций в соответствующих советах к 2006 г. значительно возросло. Однако, отмечая рост числа исследований по отдельным направлениям, необходимо отметить недостаточность внимания научно-педагогических школ к исследованию части вопросов, входящих в комплексную систему непрерывного образования. Малая доля и отсутствие положительной динамики роста количества диссертаций по теории, методике и организации социально-культурной деятельности (13.00.05), теории и методике дошкольного образования (13.00.07), а также по проблемам коррекционной педагогики (13.00.03) может быть отражением незначительного количества научных школ, соответствующих диссертационных советов и неравномерного распределения их по стране. Кроме того, немаловажным фактором является и весьма скромное материальное стимулирование сотрудников, защитивших диссертации и непосредственно занятых в учебно-воспитательных учреждениях культуры и образования (в том числе дошкольных). Различную динамику числа ежегодно защищаемых исследований по специальностям педагогики и другим отраслям наук можно объяснить разным исходным состоянием, числом и активностью деятельности научных школ и другими факторами. Конечно, активность развития ресурсов научного потенциала во многом зависит от внутренних факторов системы образования. Но характерные изменения тенденций их развития определяют и внешние условия, в том числе организаторская деятельность федеральных и региональных органов власти и управления. Снижение количества защищаемых исследований с 2007 г. присуще для всех отраслей наук (см. рис. 1), но в наибольшей мере для исследований непрофильных организаций, способствующих системному решению проблем образования. Кроме того, необходимо отметить, что тенденция к сокращению числа ежегодно защищаемых исследований, способствующих развитию педагогики и повышающих ее роль как науки (специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»), снижает возможность обоснования основополагающих направлений решения актуальных задач модернизации образования. Сокращение числа ежегодно защищаемых диссертаций и усложнение организации их защиты - путь к замедлению роста научно-информационного и кадрового ресурсов высшей школы, а следовательно, нарушение воспроизводства научно-педагогических кадров. Реализация философско-педагогической концепции непрерывного образования, рассматриваемой как процесс, охватывающий всю жизнь человека, а также как аспект образовательной практики с использованием всех ступеней и уровней образования, предполагает анализ результатов научно-педагогической деятельности по тематическим направлениям. Указанный анализ и синтез научной информации выполнен нами для научно-образовательного пространства Российской Федерации с использованием специальных определителей раздела УДК 37 - «Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга». Количественная оценка научно-информационного ресурса, отражаемая в виде динамики и структуры исследований по тематическим направлениям, характеризует актуальные проблемы образования и приоритеты их решения (рис. 2, 3). 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 гг ^^^"37.0 Общие вопросы образования, воспитания, обучения -О-371 Организация воспитания и образования. Школоведение ■ -■ 372 Преподавание отдельных учебных предметов -373 Дошкольное воспитание и образование. Общее школьное образование. Общеобразовательная школа 374 Внешкольное общее образование и самообразование -0- 376 Воспитание, образование и обучение особых групп лиц -377 Профессиональное и среднее специальное образование -♦-378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров -379 Организация досуга Рис. 2. Динамика исследований по тематическим направлениям в области образования (УДК 37), представленных в диссертационные советы РФ 379 Организация досуга 0,4% 37 Общие вопросы образования, воспитания, обучения 18,3% 377 Профессиональное и среднее специальное образование 6,2% 376 Воспитание, образование и обучение особых групп лиц 3,6% 374 Внешкольное общее образование и самообразование 1,4% 373 Дошкольное воспитание и образование. Общее школьное образование. Общеобразовательная школа 21,1% 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров 35,7% 371 Организация воспитания и образования. Школоведение 10,9% 372 Преподавание отдельных учебных предметов 2,3% Рис. 3. Структура диссертационных исследований по тематическим направлениям в области образования за 2001-2012 гг. Существенное пополнение научно-информационного ресурса системы образования происходит за счет исследований по решению проблем высшего образования и подготовки научных кадров. Доля таких работ около 36% от общего числа работ за анализируемый период. Это вызвано постоянным ростом требований к качеству образования, квалификации специалистов, готовности их к вхождению в высокотехнологичное производство, мобильности кадров и т. д., а также необходимостью усиления научных школ. Разумеется, реализация этих требований возможна при непрерывном развитии как научно-информационного, так и кадрового ресурса, в том числе за счет научно-исследовательской деятельности специалистов высшей квалификации. На решение проблем общеобразовательной школы и дошкольных учреждений - создание условий повышения уровня знаний обучающихся, направлено более 21% диссертационных исследований. Совершенствование образовательных программ на этих ступенях и обеспечение их преемственности является определяющим условием в формировании личности, социализации обучающихся. Особенность результатов исследований по тематическому направлению «Общие вопросы образования, воспитания, обучения» (доля работ более 18%) в их универсальности и возможности использования при совершенствовании образовательного процесса на разных ступенях и уровнях обучения (в различных типах учреждений) и при разных формах получения образования. Поскольку спектр этого направления обширный, то при возрастающей сложности образовательных задач наметившаяся тенденция снижения их доли в общем количестве диссертаций вызывает озабоченность. Итак, динамика числа диссертационных исследований по тематическим направлениям отличается по годам, но наглядно просматривается доминирование работ по проблемам: «Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров»; «Дошкольное воспитание и образование. Общее школьное образование. Общеобразовательная школа»; «Общие вопросы образования, воспитания, обучения». Общая доля таких работ составляет около 75% от количества представленных к защите исследований. В то же время отмечена незначительная доля исследований по направлениям: «Профессиональное и среднее специальное образование»; «Образование внешкольное и особых групп лиц». Учитывая, что инновационное развитие страны возможно только при постоянном развитии всесторонних научных знаний и совершенствовании подготовки специалистов для различных отраслей науки и производства, соответствующих требованиям современной социально-экономической ситуации в стране, активизация научно-педагогической деятельности по всем тематическим направлениям, безусловно, положительное явление. Системное решение задач модернизации образования на базе разработанных теоретических положений, методологических подходов и методических материалов, научно-исследовательского инструментария - необходимое условие развития системы образования и выбора направлений ее успешного совершенствования. Выводы. Таким образом, необходимость устойчивого формирования ресурсов научного потенциала системы образования во всех субъектах страны как требование целостности его развития обусловила разработку концептуальных, методологических и методических основ решения этой комплексной проблемы. Эффективная организаторская деятельность как возможность адекватного управления формированием научного потенциала предусматривает теоретическую систематизацию объективных знаний о состоянии и результатах научно-педагогической деятельности в стране. Предложенный методологический подход к оценке научного потенциала системы образования (опосредованное раскрытие условий активизации ее собственных возможностей), базирующийся на адекватности характеристик его ресурсов и показателей развития доминирующего фактора - множества результатов научной деятельности, способствует расширению спектра наукометрических исследований. Различные основания классификации диссертационных работ (по областям исследований, тематическим направлениям и др.) и разработанная система показателей, характеризующих научно-исследова-тельскую деятельность в решении проблем образования, позволяют провести ее системную оценку на уровне страны и отдельных субъектов. Объективная научно-информационная база координации научно-педагогической деятельности - результаты наукометрических исследований в виде числовых характеристик и комплекса структурно-количественных моделей развития ресурсов научного потенциала системы образования страны, интегрирующих и наглядно отображающих параметры нескольких показателей, будет способствовать принятию обоснованных решений по созданию комплекса условий ее совершенствования. Результаты наукометрических исследований обеспечат возможность адекватной координации научно-педагогической деятельности, в том числе межрегиональной, и будут способствовать формированию общественного мнения в пользу поддержки ее определенных направлений. Это обеспечит эффективную организацию фандрайзинга и координацию академической мобильности ученых для расширения спектра исследований и становления новых научных школ в субъектах страны.

Ключевые слова

научный потенциал, ресурсы, научно-исследовательская деятельность, наукометрическое исследование, структурно-количественные модели, scientific potential, resources, scientific research activity, scientometric research, structural and quantitative models

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кирюшина Ольга НиколаевнаТаганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университетаканд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогикиkiryshina@bk.ru
Всего: 1

Ссылки

Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. М. : Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
Мареев В.И. Теоретические основы исследовательской деятельности преподавателей педагогического вуза : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Волгоград, 1999. 47 с.
Методы педагогических исследований / под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М. : Педагогика, 1979. 256 с.
Полонский В.М. Белка в колесе: почему педагогика стоит на месте // Мир образования - образование в мире. 2006. № 3. С. 168-175.
Сухорукова Л.М. Научные школы в педагогической науке Юга России : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1999. 47 с.
 Теоретические и практические аспекты наукометрического исследования научно-педагогической деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 429. DOI: 10.17223/15617793/429/24

Теоретические и практические аспекты наукометрического исследования научно-педагогической деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 429. DOI: 10.17223/15617793/429/24