Статистический анализ развития физической культуры и спорта г. о. Тольятти | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 429. DOI: 10.17223/15617793/429/26

Статистический анализ развития физической культуры и спорта г. о. Тольятти

Анализируются статистические данные отчета Департамента физической культуры и спорта г.о. Тольятти. Исследуются данные общей численности населения и сопоставляются с количеством регулярно занимающихся физической культурой и спортом и уровнем обеспеченности спортивными сооружениями (по единовременной пропускной способности). Анализируется состояние кадрового потенциала, уровень профессионального образования специалистов.

Statistical analysis of the development of physical culture and sports in Togliatti.pdf Введение. Развитие физической культуры и спорта (ФКиС) является важным социальным, экономическим и политическим фактором в Российской Федерации. Основной предпосылкой для серьезных перемен в исследуемой области становится «усиление внимания государства к здоровью, умственному и физическому развитию детей и воспитанию молодежи, к вопросам строительства спортивных сооружений, к значимости спорта как инструмента для решения многих социальных и экономических проблем» [1]. Реализация государственной политики в области ФКиС регулируется такими нормативно-правовыми актами, как Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственная программа «Развитие образования на 20132020 гг.» и т.д. В соответствии с вышеизложенным актуальность исследования обусловлена реализацией в г. о. Тольятти приоритетного направления «Формирование здорового образа жизни» в рамках национального проекта «Здоровье», в котором одна из задач обозначена как развитие физкультурно-оздоровительной системы. Анализ научных работ свидетельствует о том, что изучение проблем и перспектив ФКиС необходимо осуществлять с позиций системного подхода, что невозможно без своевременного получения объективной информации, на основе которой возможно прогнозирование дальнейшего развития на различных уровнях [2]. Анализ деятельности в области ФКиС осуществляется на основании официальной статистики, предоставляемой организациями в органы исполнительной власти (формы № 1-ФК, № 3-АФК, № 5-ФК). Официальным способом мониторинга и контроля развития физической культуры и спорта в Российской Федерации являются формы статистической отчетности. Федеральной государственной службой статистики (Рос-стат) ежегодно утверждается «статистический инструментарий для организации Минспортом России федерального статистического наблюдения» для отрасли физической культуры и спорта [3]. В соответствии с официальной статистикой за период с 2010 по 2016 г. наблюдается положительная динамика социально-экономического развития Самарской области,Ю и в частности г.о. Тольятти. Вместе с тем остаются факторы сдерживающего характера по вовлечению населения в систематические занятия физической культурой и спортом. Цель исследования - выявление факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта в г. о. Тольятти и разработка практических рекомендаций для их устранения. Для достижения поставленной цели сформированы задачи: 1. Обзор нормативно-правовой документации, регламентирующей развитие физической культуры и спорта. 2. Посредством методов математической статистики проанализировать деятельность Департамента физической культуры и спорта по отчетам формы № 1-ФК в период 2010-2016 гг. 3. Выявить основные проблемы развития физической культуры и спорта в г. о. Тольятти и предложить пути их решения. В соответствии с целями и задачами определены следующие этапы. На первом этапе (июнь-август 2017 г.) исследовались нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Департамента физической культуры и спорта г. о. Тольятти. На втором этапе (сентябрь-октябрь 2017 г.) посредством методов математической статистики проводился анализ ежегодных федеральных отчетов Департамента физической культуры и спорта г.о. Тольятти формы № 1-ФК, № 3-АФК за период 2010-2016 гг. На третьем этапе (октябрь-декабрь 2017 г.) разрабатывались практические рекомендации, которые были направлены в Департамент физической культуры и спорта с предложением по внесению изменений в Стратегию развития физической культуры и спорта г. о. Тольятти Результаты исследования и обсуждение. В рамках решения одной из поставленных задач исследования были проанализированы нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней. На региональном и муниципальном уровнях задачи по развитию физической культуры и спорта и формированию здорового образа жизни в достаточной степени коррелируют с федеральными нормативно-правовыми актами, среди которых: указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года; приказ Минтруда России от 16.06.2014 № 375н «О внесении изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»; Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года; Концепция социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и др. [4-6]. Согласно «Предложению по внесению изменений в текст стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве основных приоритетных направлений деятельности определены: - увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе (2009-2015 гг.) - с 15,9% в 2008 г. до 30% в 2015 г., на втором этапе (2016-2020 гг.) - до 40% в 2020 г.); - увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории (на первом этапе - с 20,2 до 35% и на втором этапе - до 50%); - повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности (на первом этапе - с 22,7 до 30%, на втором этапе - до 48%) [5, 6]. В рамках реализации приоритетного проекта РФ «Формирование здорового образа жизни» предполагается к концу 2019 г. увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 45%, а к концу 2025 г. - до 60%; увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 38% в 2019 г. и до 45% в 2025 г. [7]. Т а б л и ц а 1 Социально-экономические показатели развития отрасли «Физическая культура и спорт» в городском округе Тольятти в период 2010-2016 гг. № Наименование показателя Значение показателей (по годам) 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 1 Спортивные сооружения - всего: 555 589 626 681 750 759 776 1.1 Из них муниципальные 503 555 571 577 624 625 629 2 Число детско-юношеских спортивных школ 19 16 16 15 14 14 14 2.1 В них учащихся 14 992 15 296 15 355 15 293 14 518 13 711 13 342 2.2 В том числе муниципальных спортивных школ 17 14 14 14 14 14 14 2.3 В них учащихся 145 36 14 849 14 951 14 951 14 518 13 711 12 342 3 Число коллективов физкультуры 366 381 405 442 448 457 428 4 Число клубов 36 60 68 113 123 123 119 4.1 В них членов 6 166 9 203 14 832 32 057 31 171 32 099 41 098 4.2 В том числе количество детских и подростковых физкультурно-спортивных клубов 9 16 20 34 27 * * 4.3 В них занимающихся 1 305 1 779 1 983 3 761 3 771 * * 4.4 В том числе общественных физкультурно-спортивных клубов, зарегистрированных в реестре департамента ФКиС * * 19 24 29 31 40 4.5 В них занимающихся * * 1857 1 919 2 229 2 299 3 446 5 Количество физкультурно-спортивных мероприятий 262 293 303 313 313 317 317 5.1 В них участников 76 974 103 990 97 760 97 856 98 221 100 735 103 789 5.2 В том числе общегородские 48 69 51 72 78 84 78 5.3 В них участников 48 236 60 422 44 133 48 966 53 164 59 379 57 978 5.4 По видам спорта 214 224 252 241 235 233 239 5.5 В них участников 28 738 43 568 53 615 48 890 45 057 41 356 45 811 * Данные пункты не представлены в отчете деятельности Департамента физической культуры и спорта г. о. Тольятти. Во исполнение вышеуказанных законодательных и нормативно-правовых актов был проведен анализ статистических данных социально-экономического развития отрасли «Физическая культура и спорт» в городском округе Тольятти в период 2010-2016 гг. на основе ежегодных федеральных статистических отчетов № 1-ФК и № 3-АФК «Сведения о физической культуре и спорте» [4] (табл. 1). На основе полученных сведений сформулированы выводы. 1. За исследуемый период наблюдается тенденция увеличения общего количества спортивных сооружений на 39,8%, в том числе муниципальных на 25%. 2. Нисходящие тенденции наблюдаются в общей численности детско-юношеских спортивных школ -26% и количества занимающихся в них - 12%. 3. Информация о количестве детских и подростковых физкультурно-спортивных клубов отсутствует в статистических отчетах Департамента спорта г. о. Тольятти в период 2015-2016 гг. 4. Значительные изменения за исследуемый период наблюдаются в сфере развития спортивных клубов, прирост их количества составил 83 ед. 5. Количество проводимых физкультурно-спор-тивных мероприятий до 2013 г. заметно увеличивалось (с 262 по 313 в год), однако с 2013 по 2016 г. наблюдается стагнация их количества и числа участников соответственно. С целью определения процентного соотношения систематически занимающихся ФКиС от общего количества населения г. о. Тольятти проведен математический анализ данных посредством программного обеспечения Statistica v.12 (рис. 1). Наблюдается прирост населения, систематически занимающегося ФКиС, за период с 2010-2016 гг. В 2010 г. общая численность населения г.о. Тольятти составляла 721 752 человека, из них регулярно занимающихся ФКиС - 105 526, что составляет 14,6%, однако наблюдается резкое снижение численности населения в 2016 г. - 630 493 человека, из них регулярно занимающихся ФКиС - 226 762 (33,8%). Резкое изменение общей численности населения в 2015-2016 гг. связано с внесенными изменениями в форму статистического отчета (форма № 1-ФК), а именно с указанием возрастного критерия (379 лет). Полученные результаты свидетельствуют о планомерном увеличении процентного соотношения систематически занимающегося населения, что соответствует стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г. Рис. 1. Доля систематически занимающихся ФКиС от общей численности населения г.о. Тольятти Рис. 2. Динамика показателей количества спортивных объектов г.о. Тольятти за период 2010-2016 гг. Рис. 3. Динамика показателей единовременной пропускной способности (ЕПС) спортивных объектов г. о. Тольятти ■III 45 40 30 25 К у 11Ч- : II»: ФОК 12012 ■ 2Э13 ■ £014 «2015 «2016 Рис. 4. Количество общественных физкультурно-спортивных и оздоровительных клубов г.о. Тольятти Наряду с увеличением числа занимающихся физической культурой и спортом наблюдается и планомерная восходящая тенденция количества спортивных объектов г.о. Тольятти: в 2010 г. - 555 объектов, в 2016 г. - 776 (рис. 2). В связи с вышеизложенным наблюдается рост единовременной пропускной способности спортивных объектов г.о. Тольятти (в %-ном отношении от нормативов) - в 2010 г. - 9,8%, в 2016 г. - 16,27% (рис. 3). В соответствии с «Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта» (распоряжение Правительства РФ от от 19 октября 1999 г. № 1683-р), исходя из численности населения г.о. Тольятти и норматива единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений (N = 1 900 человек на 10 000 населения), определялась единовременная пропускная способность физкуль-турно-спортивных сооружений, необходимых для обеспечения минимальной двигательной активности населения: Е = Чнас. х N = 0,19 х Чнас., где Е - единовременная пропускная способность физ-культурно-спортивных сооружений; Чнас. - численность населения региона; Н - норматив единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений: 1 900 человек на 10 000 населения. Определяя процентное соотношение величины пропускной способности существующих сооружений к величине необходимой пропускной способности, рассчитывается уровень обеспеченности населения региона спортивными сооружениями (табл. 2) [5]. В рамках решения проблемы обеспечения населения г. о. Тольятти спортивными сооружениями разработана и реализуется муниципальная программа «Пять шагов к благоустройству», одной из целей которой является создание общедоступных спортивных площадок и сооружений для самостоятельной подготовки населения к сдаче норм Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В течение 2017 г. введено в эксплуатацию 17 спортивных объектов, что значительно повышает доступность занятий физической культурой и спортом. Т а б л и ц а 3 Наименование общественных физкультурно-спортивных и оздоровительных клубов г.о. Тольятти, зарегистрированных в реестре Департамента ФКиС и количество занимающихся в них № п/п Наименование клуба Количество занимающихся 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 1 Клуб любителей бега «Лада» 153 153 155 159 145 2 Клуб лыжников «Лада» 186 159 180 150 143 3 Клуб единоборств «Лада бокс» 250 130 130 130 50 4 Спортивно-туристический клуб «Лада» 96 80 93 80 80 5 Волейбольный клуб Тольятти 550 600 600 500 600 6 Клуб «Закаливания» 38 36 42 36 36 7 Клуб ветеранов спортивного плавания 96 86 86 50 50 8 Клуб «Ветеранов спорта» 45 45 43 45 45 9 Клуб автомоделирования «Форсаж» 30 23 23 25 25 10 Клуб гребцов 57 169 169 169 169 11 Клуб чемпионов-метателей 4 4 4 4 4 12 Клуб «Динамовец» 9 27 27 27 27 13 Ветераны дворового футбола «Вымпел» 24 20 23 23 23 14 Клуб по хоккею с мячом 25 25 27 25 25 15 Клуб силовых видов спорта 25 16 23 16 50 16 Клуб любителей гандбола 190 30 25 30 30 17 Клуб триатлонистов 53 83 95 73 25 18 Мини-футбольный клуб «Волгарь» - 20 16 20 20 19 «Транспортник» (любители волейбола и плавания) - 39 46 39 41 20 Шахматно-шашечный клуб «Ветеран ВАЗа» - 79 79 70 105 21 Клуб любителей оздоровительного бега и ходьбы «Лада-Спиридон-Тольятти» 20 20 95 20 15 22 Клуб любителей скандинавской ходьбы - 22 20 31 100 Т а б л и ц а 2 Уровень обеспеченности населения г.о. Тольятти спортивными сооружениями № Виды спортивных сооружений Значение показателей (по годам), % от нормативной обеспеченности 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 1 Плоскостные сооружения 27,9 37,31 37,92 40,11 40,77 41,7 42,8 2 Спортивные залы 17,3 23,75 27,7 31,27 38,34 38,5 39,5 3 Плавательные бассейны 5,0 5,17 7,65 8,12 9,11 10,9 11,8 Наблюдается динамика развития системы спортивных и физкультурных мероприятий с населением по месту жительства, характеризующаяся увеличением количества общественных физкультурно-спор-тивных и оздоровительных клубов г. о. Тольятти, зарегистрированных в реестре Департамента физической культуры и спорта г. о. Тольятти с 19 в 2012 г. до 40 в 2016 г. (рис. 4). Прослеживается и планомерное увеличение численности занимающихся в физкуль-турно-спортивных и оздоровительных клубах: за период 2015-2016 гг. прирост превысил 30% (табл. 3, рис. 5). Особое внимание стоит уделить данным Отчета по итогам деятельности Департамента физической культуры и спорта г. о. Тольятти за 2016 г., в котором, помимо общей информации о количественном составе спортивных клубов, отдельно приводятся статистические данные по возрастным критериям (рис. 6). Однако, несмотря на положительную динамику в целом, Самарская область испытывает дефицит в квалифицированных кадрах в сфере физической культуры и спорта: около 70% выпускников учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров в сфере физической культуры и спорта, не работают по специальности из-за низкого уровня заработной платы. В большинстве учреждений и организаций сокращены ставки инструкторов-методистов. Анализ кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва и особенностей регулирования труда тренеров свидетельствует, что ключевыми проблемами развития являются недостаточный уровень подготовленности тренеров и иных специалистов, обеспечивающих спортивную подготовку, низкая привлекательность работы тренера в государственных и муниципальных учреждениях для молодых специалистов [9-15]. Как видно из рис. 7. Наблюдается общее снижение численности работников в сфере физической культуры и спорта (2 076 чел. в 2014 г., 1 956 в 2016 г.), что вступает в противоречие с общей тенденцией увеличения физкультурно-спортивных и оздоровительных клубов, спортивных сооружений, общего числа жителей, занимающихся физической культурой и спортом. Нисходящая тенденция в период с 2014 по 2016 г. прослеживается и в уровне профессионального образования. Так, например, в 2014 г. в системе ФКиС работали 1 453 специалиста с высшим образованием, в 2016 г. - 1 326 (рис. 7). Неизменным остается число работников, не имеющих профильного образования [14]. Проблемная ситуация состоит в том, что сфера физической культуры и спорта и общество в целом испытывают потребность в квалифицированных физкультурных кадрах различного профиля для реализации программ, связанных с совершенствованием данной сферы, а также с оздоровлением и физическим развитием населения [4]. № п/п Наименование клуба Количество занимающихся 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 23 Спортивный клуб «Светогор» - 11 20 20 26 24 Любительская хоккейная лига «СТАРТ» - - 39 34 20 25 МG Club Тольятти - - 79 346 911 26 Хоккейный клуб «Луч» - - 20 20 20 27 Детский клуб любителей спорта «Единство» - - 11 17 22 28 Спортивный клуб единоборств «Русь» - - 5 11 20 29 СК «15 квартал» - - - - 50 30 Клуб любителей физкультуры «Продвижение» - - - 50 63 31 СК «Сокол» - - - - 44 32 СК «Искра» - - - - 35 33 СК «Ладья» - - - - 52 34 Клуб любителей волейбола Комсомольского района - - - - 11 35 Школа бега RUN TLT - - - - 8 36 Клуб АКВА-ДЕТИ - - - - 121 37 Клуб любителей активного образа жизни «Центр» - - - - 42 38 Клуб любителей физкультуры «Горизонт» - - - 5 48 39 Сноуборд клуб «SLIDE» - - - - 26 40 Клуб велосипедистов «Вело Тольятти» 24 42 54 74 119 ИТОГО 1 857 1 919 2 229 2 299 3 446 )заним Рис. 5. Общее количество занимающихся в общественных физкультурно-спортивных клубах Рис. 6. Соотношение численности детей до 18 лет к общему количеству занимающихся в спортивно-оздоровительных клубах г.о. Тольятти ■ Без спец Образования ни С высшим спец Образованием ■ Со средним спец образрв-ем ■ Числ состав работников ФКиС Рис. 7. Динамика изменения численного состава и уровня профессионального образования работников физической культуры и спорта г. о. Тольятти Практические рекомендации. По итогам проведенного исследования были сформулированы рекомендации, которые были направлены в Департамент физической культуры и спорта с предложением по внесению изменений в Стратегию развития физической культуры и спорта г.о. Тольятти. Основными из предложенных направлений деятельности являются: 1. Создание региональной (муниципальной) системы фондов грантовой поддержки с целью улучшения ситуации с финансированием физической культуры и спорта, реабилитационных центров, общественных физкультурно-спортивных и оздоровительных движений и т. д. 2. Организация конкурсов на лучший социально значимый проект физкультурно-оздоровительной направленности (спортивно-оздоровительные площадки, плоскостные сооружения для организации досуга детей дошкольного и младшего школьного возраста и т. д.) среди студентов вузов области с последующим оформлением заявки на конкурсы национальных проектов. 3. Формирование кадрового резерва специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе внедрение системы непрерывного образования тренеров ДЮСШ, СДЮШОР посредством курсов повышения квалификации (профессиональной переподготовки) в ведущих профильных вузах. 4. Вовлечение в занятия спортом детей и подростков путем предоставления бесплатных (льготных) услуг объектами спорта. 5. Возрождение института шефства градообразующих предприятий над ДЮСШ, СДЮШОР, детскими досуговыми центрами, центрами реабилитации детей и подростков, центрами медицинского обеспечения детей (физкультурно-спортивными диспансерами). 6. Увеличение числа спортивно-зрелищных мероприятий по видам спорта с целью пропаганды здорового образа жизни и вовлечения в занятия физической культурой населения г. о. Тольятти, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова

Департамент физической культуры и спорта г. о. Тольятти, физическая культура и спорт, статистические данные, форма № 1-ФК, численность спортивных сооружений, обеспеченность спортивными сооружениями, доля занимающихся физической культурой и спортом, Department of Physical Culture and Sports of Togliatti, physical culture and sport, statistics, Form No. 1, number of sports facilities, provision of sports facilities, share of people engaged in physical culture and sports

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сурнин Дмитрий ИгоревичТольяттинский государственный университет канд. пед. наук, доцент кафедры «Физическое воспитание»surnindima@gmail.com
Усачёв Николай АлександровичПоволжский государственный университет сервисаканд. пед. наук, доцент кафедры «Физическое воспитание»surnindima@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» : [постановление Правительства РФ от 11 янв. 2006 г. № 7] // Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. С. 304.
Савенкова Е.А. Оценка эффективности управления физической культурой и спортом в регионах Российской Федерации на основе анализа взаимосвязей между отраслевыми статистическими показателями : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 27 с.
Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы) / авт.-сост. П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков ; под общ. ред. В.Л. Мутко. М. : Сов. спорт, 2013. 186 с.
Официальный сайт департамента физической культуры и спорта г.о. Тольятти. URL: http://tgl-sport.ru/ (дата обращения: 05.11.2017).
Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 15.11.2017).
Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 27.11.2017).
Паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни». URL : http://static.government.ru/media/files/Soj3PKR09Ta9BAuW30bsAQpD2qTAI8vG.pdf (дата обращения: 03.11.2017).
Предложения по внесению изменений в текст стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://minsport.gov.ru/.../Предложения-по-внесению-изменений-в-текст-Стратегии.pdf (дата обращения: 30.10.2017).
Абрамов Э.Н. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва в Уральском федеральном округе // Вестник спортивного резерва. 2017. № 1 (январь). С. 44-48.
Изаак С.И. Анализ кадрового потенциала физической культуры и спорта в практике государственного и муниципального управления в России // Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России : сб. статей Международной научно-практической конференции МИГСУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. М. : Проспект, 2014. С. 234-238.
Изаак С.И., Юдин А.И. Моделирование кадрового потенциала индустрии спорта // Theoretical & Applied Science. 2017. № 8 (52). С. 95-101.
Изаак С.И. Тенденции развития спортивного управленческого образования в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2017. № 3. С. 27-30.
Сурнин Д.И., Усачев Н.А. Анализ статистических данных кадровой обеспеченности системы образовательных и досуговых учреждений г. Тольятти в сфере физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152). С. 240-244.
Усачев Н.А., Сурнин Д.И. Кадровое обеспечение процесса внедрения ВФСК «ГТО» в структуре дополнительного профессионального образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147). С. 167-171.
Щенникова М.Ю., Петров С.И. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и развитие // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147). С. 203-211.
 Статистический анализ развития физической культуры и спорта г. о. Тольятти | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 429. DOI: 10.17223/15617793/429/26

Статистический анализ развития физической культуры и спорта г. о. Тольятти | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 429. DOI: 10.17223/15617793/429/26