Педагогические закономерности и принципы формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях цифровой трансформации процессов в образовании и здравоохранении | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 433. DOI: 10.17223/15617793/433/21

Педагогические закономерности и принципы формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях цифровой трансформации процессов в образовании и здравоохранении

Рассматривается влияние цифровых трансформаций в образовании и здравоохранении на процесс формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения. Представлены выявленные автором педагогические закономерности и принципы, которые являются основой для реализации научно обоснованного управления процессом формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в рамках дополнительного профессионального образования с учетом современного уровня развития общества.

Pedagogical regularities and principles of health professionals' information competence formation in the conditions.pdf 9 мая 2017 г. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина № 203 была принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.». Принятая Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов [1]. В целях реализации Стратегии 28 июля 2017 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], в которой обосновано, что данные в цифровой форме становятся ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан и обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В указанных документах обозначено, что все отрасли экономики в настоящее время претерпевают значительные изменения или трансформации под действием цифровизации, возникают кардинально новые потребности, требующие создания системы управления исследованиями и разработками. Введен термин «объекты критической информационной инфраструктуры». Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети в сферах образования и здравоохранения отнесены к объектам критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. К одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности во всех областях экономики относится подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и коммуникационных технологий. При этом отмечена недостаточная численность кадров и недостаточное соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики в образовательном процессе всех уровней образования в области информационных технологий. В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» показано, что в настоящее время изменяются повседневная жизнь человека, производственные отношения, структура экономики и образования, возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам. В отрасли здравоохранения, являющейся одной из важнейших отраслей развития цифровой экономики, также возникают изменения, или цифровые трансформации. Одними из основных сквозных цифровых технологий, которые выделены в Программе, являются: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей. Указанные технологии могут успешно применяться в медицине только в том случае, когда выполняются два условия: специалисты здравоохранения осведомлены об их существовании и обладают достаточной компетентностью для их внедрения в лечебный и диагностический процесс. Таким образом, является актуальной задача выявления и изучения педагогических закономерностей и принципов формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях цифровой трансформации процессов в образовании и здравоохранении. Под информационной компетентностью специалистов здравоохранения нами понимается комплексная неделимая структура, объединяющая и интегрирующая показатели учения (знания, умения, навыки), психологические особенности личности, потенциальные способности, мотивацию, ценностные установки личности, ответственность и предвидение результатов своих действий, проявляемые в процессе использования цифровой техники и технологий для решения любых возникающих на практике задач, в том числе в условиях неопределенности, в целях обеспечения медицинской помощи населению, сохранения и повышения его уровня жизни [3. С. 24]. В настоящее время существует три пути освоения специалистами здравоохранения информационных технологий: - система государственного дополнительного повышения квалификации врачей. Согласно приказу Министерства здравоохранения России «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путём обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» [4] после окончания вуза необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем, но она должна осуществляться не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности; - специализированные разовые занятия, проводимые производителями высокотехнологичного медицинского оборудования или программных продуктов для обучения работе с конкретным продуктом; - самообразование. В настоящее время, при наличии базовой подготовки в области применения информационных технологий в здравоохранении, мотивации и свободном доступе к информации, самообразование является продуктивным видом образования взрослых людей. В данной работе будут представлены результаты, полученные автором в рамках преподавания информационных технологий на циклах дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения. Педагогические закономерности отражают основные устойчивые повторяющиеся связи и отношения, возникающие между компонентами педагогической системы. Образование является важнейшей подсистемой общества, поэтому педагогические закономерности возникают и трансформируются в процессе развития общества. Педагогические закономерности объясняют текущее состояние рассматриваемой системы, появление новых фактов и событий. Выявление закономерностей формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях цифровой трансформации процессов в образовании и здравоохранении необходимо для определения на их основе рекомендаций и требований для достижения результата оптимальным способом с учетом современного уровня развития общества. Поскольку педагогические закономерности являются базой для осуществления прогнозирования развития системы учебного процесса, появляется возможность реализации научно обоснованного управления процессом формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в рамках дополнительного профессионального образования. Мы солидарны с мнением В.И. Загвязинского [5] о том, что каждый принцип регулирует разрешение конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения. Противоречия в обучении могут возникнуть в случае опережающего развития науки и техники, приводящего к несоответствию традиционных представлений и взглядов на процесс обучения современным условиям. В Программе цифровой экономии указано, что одними из основных направлений развития отечественных информационных технологий в настоящее время являются: - обработка больших объемов данных; - искусственный интеллект; - проведение цифровой идентификации и аутентификации объектов и субъектов информационного обмена; - облачные технологии; - информационная безопасность. Формирование информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях развития цифровой экономики требует постоянного изменения содержания и методов обучения, которые должны включать в себя перечисленные выше технологии и направления. Таким образом, вопрос выявления противоречий в обучении можно отнести к актуальной задаче педагогики. Представим выявленные нами педагогические закономерности и принципы, актуальные в условиях процессов цифровых трансформаций в образовании и в здравоохранении. 1. Формирование информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях развития цифровой экономики является оптимальным в случае соответствия содержания, подходов и методов обучения современному уровню развития технологий и науки. Принципами, соответствующими данной закономерности, являются: - принцип научности: в процессе проведения занятий необходимо руководствоваться только научно установленными и доказанными в процессе практического опыта данными и фактами. Принцип научности в процессе формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения особенно важен по сравнению с другими областями. Это вызвано спецификой медицины: безусловно, необходимо максимально быстро внедрять современные достижения науки в практическую медицину, однако все внедряемые достижения должны быть неоднократно исследованы и обоснованы. Абсолютное большинство профессиональной информации получается специалистами здравоохранения из сети Интернет, не предоставляющей никаких гарантий ее истинности. Поэтому на занятиях по медицинской информатике необходимо обучать методам и приемам распознавания достоверной информации, пропагандировать критический взгляд на информацию, получаемую посредством сети Интернет. Сформированный грамотный и критический подход к использованию информации с точки зрения ее достоверности будет способствовать формированию компетентных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные задания в области применения информационных технологий в здравоохранении; - принцип связи теории с практикой: применение данного принципа в процессе формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения способствует обобщению личного профессионального опыта практической медицинской деятельности, связанной с применением информационных технологий в здравоохранении, с совокупностью приобретаемых на занятиях теоретических знаний. Слушатели циклов дополнительного профессионального образования ориентированы на получение знаний, умений, навыков, которые можно будет применять в своей профессиональной области сразу после завершения обучения. Данная особенность характерна для профессионального обучения взрослых высококвалифицированных специалистов. Поэтому в качестве конкретно-научной методологии нами выбран андрагогический подход, позволяющий учитывать возрастные особенности восприятия информации, ориентацию на практическую значимость получаемых знаний, различие в потребностях специалистов здравоохранения, представляющих медицинские организации, от крупных федеральных центров до сельских врачебных амбулаторий, в областях информационных технологий. В условиях развития цифровой экономики особую важность приобретает организация связи теории с законодательной практикой. Причиной этого является то, что особенностью здравоохранения является обязательное законодательное подтверждение возможности использования практически любых информационных технологий или устройств. Отличительной чертой процесса организации здравоохранения является отнесение к персональным данным пациента или к профессиональной медицинской тайне любой информации, касающейся лечебно-диагностических мероприятий. Ранее подобная информация хранилась и передавалась только в бумажном варианте, подписывалась врачом и имела печать медицинского учреждения. Доступ к данным имели только пациент как владелец персональных данных или медицинские работники. В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» регламентируется трансформация существующего документооборота к электронному виду. При переходе на цифровую обработку информации возникает проблема, связанная с тем, что информация может стать доступной третьим лицам: сотрудникам, вводящим данные в систему, техническим работникам и любым другим, получившим доступ к компьютеру. 29 июня 2017 г., через месяц после принятия Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, был принят Федеральный закон № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», предусматривающий внесение дополнений и изменений в законодательные документы, регламентирующие процессы в здравоохранении, которые в настоящий момент подвергаются цифровой трансформации: электронный документооборот, внесение персональных данных в базу данных медицинского учреждения при регистрации пациента, обмен сведениями, содержащими персональные данные. В соответствии с данным Законом стало возможным «выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» [6]. Впервые законодательно закрепился статус телемедицинских технологий и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента. Таким образом, необходимо обучать слушателей циклов дополнительного профессионального образования тому, что полученные теоретические знания или возникшие идеи по внедрению информационных технологий в здравоохранение необходимо сочетать не только с практикой в общем понимании, но и с законодательной практикой, актуальной в данный момент. 2. Представление об объективном уровне сфор-мированности информационной компетентности специалистов здравоохранения возможно получить при реализации комплексного оценивания составляющих информационной компетентности, принимая во внимание существующие между ними связи и отношения. Принципами, соответствующими данной закономерности, являются принципы целостного изучения педагогического явления и разработки педагогических методик на основе аналитики данных. Компоненты и составляющие компонентов информационной компетентности, сложного и многоуровневого понятия, не могут изучаться изолированно друг от друга или от внешней среды. Целью анализа данных педагогического мониторинга является получение достоверной и объективной информации для управления педагогическим процессом. Педагогические данные характеризуются нетривиальными зависимостями и разнородностью (включают в себя количественные показатели учения и качественные показатели свойств личности), поэтому нами предложено для проведения анализа данных использование OLAP технологий совместно с интеллектуальными средствами анализа данных, широко применяемыми аналитиками в финансово-экономических областях [7]. При организации учебного процесса на циклах дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения нами применялся на конкретно-научном уровне методологии кибернетический подход, позволяющий преобразовывать массивы разнородных данных педагогического мониторинга в систематизированную информацию и рекомендации и разрабатывать, на основе интеллектуального анализа полученных результатов, качественные рекомендации по дальнейшему проведению обучения и осуществлению педагогического управления. Приведенные примеры демонстрируют процессы цифровой трансформации в образовании: мы интегрируем сквозные цифровые технологии, выделенные в Программе цифровой экономики (в данном случае интеллектуальный анализ данных), в конкретную педагогическую технологию в рамках осуществления профессиональной подготовки специалистов здравоохранения. 3. К факторам формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения относится овладение технологической культурой взаимодействия с современными цифровыми программно-аппаратными медицинскими комплексами и профессиональной информацией, способами ее анализа, синтеза и интеллектуального обобщения. Принципами, соответствующими данной закономерности, являются: - принцип изучения явления в изменении, развитии. Данный принцип является основным в профессиональной деятельности врача, в его основе лежит принцип диалектики: суть исследуемого явления или качества можно понять и измерить только во взаимосвязи с другими процессами, в развитии и противоречиях. Уровень информационной компетентности специалиста здравоохранения не имеет фиксированного значения в течение длительного времени. Информационные технологии совершенствуются с такой скоростью, что без самостоятельной подготовки, выражающейся в постоянном целенаправленном ознакомлении с изменениями и достижениями в области основных направлений развития отечественных информационных систем, обозначенных в Программе цифровой экономики, таких как обработка больших объемов данных, искусственный интеллект, проведение цифровой идентификации и аутентификации объектов или облачные технологии, специалист здравоохранения становится менее компетентным в своей профессиональной области, поскольку в основе нового высокотехнологичного медицинское оборудования лежат указанные технологии; - принцип профессиональной целесообразности определяет выбор содержания, методов, и форм учебного процесса, принимая во внимание особенности здравоохранения для оптимального формирования профессионально значимых качеств и знаний врача. Работа с профессиональной информацией и оборудованием в здравоохранении отличается от работы с программно-аппаратными комплексами в других профессиональных областях и, тем более, от бытового использования компьютеров и программ. Это можно обосновать наличием требований надежности к техническому оборудованию и программным продуктам, требованиям к передаче медицинских данных только с использованием специализированных протоколов, необходимости законодательного утверждения использования цифровой техники и технологий. Поэтому после окончания обучения специалист здравоохранения должен обладать знаниями и навыками определения критериев выбора высокотехнологичного оборудования и программ с учетом профессиональной целесообразности. 4. Проведение аналитической деятельности, которая предшествует осуществлению любых преобразований информации, и определение несоответствия между планируемым и имеющимся результатом позволяют предвидеть возникновение противоречий и проблем и способствуют выработке рекомендаций для будущей работы специалистов здравоохранения с медицинскими данными и профессиональным цифровым оборудованием. Принципами, соответствующими данной закономерности, являются: - принцип систематичности и последовательности способствует приданию системного характера учебной деятельности, тому, что полученные теоретические знания, умения и практические навыки будут доведены до уровня системности в сознании обучающихся. Принцип систематичности и последовательности имеет большое значение в процессе формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения, поскольку предпосылкой продуктивного самообразования в будущем могут являться только основательно усвоенные знания; - принцип сознательности и самостоятельности обучения предполагает формирование обоснованного самостоятельного мышления и осмысления необходимости получения знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач, связанных с применением информационных технологий. Реальная педагогическая практика показала эффективность построения учебного процесса в андра-гогической среде на основе принципа сознательности и самостоятельности обучения, которые выражаются самодисциплиной и внутренней интеллектуальной собранностью. Практическая реализация данного принципа предполагает: осознание целей и задач обучения, его необходимости и видение перспектив, обоснование связи получаемой информации с имеющимся опытом и знаниями; - принцип опережающего образования позволяет реализовывать формирование информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях цифровой трансформации, характеризующейся повышением уровня сложности и качественными изменениями информационных технологий и медицинского оборудования. Становится возможным прогнозировать знания и умения специалистов здравоохранения, которые будут актуальны и востребованы в течение длительного времени после прохождения обучения. В. И. Соколов подобному принципу опережения дал название «опережение снизу» - в данном случае содержание образования отталкивается от текущего уровня развития технологий и включает в себя информацию, которая с большой долей вероятности окажется необходима в будущем [8. С. 140]. Принципом «опережения сверху» в данной работе назван принцип, который предполагает опережение не конкретных теоретических знаний или навыков работы, а характеристик личности, позволяющих обучаемому успешно адаптироваться в будущем (Б.М. Бим-Бад), реализовывать имеющиеся теоретические знания в специализированной профессиональной деятельности (В. Горшенин) и творчески подходить к решению задач (Л.В. Занина). При формировании информационной компетентности специалистов здравоохранения, определенной нами как комплексная структура, объединяющая показатели учения и личностные характеристики, опережающее образование должно включать в себя опережение при разработке содержания и опережение при формировании личностных характеристик специалистов здравоохранения. Главным ограничением должно служить следующее утверждение: рассматриваемые на занятиях перспективные информационные технологии не могут противоречить принципам научности. Рассматриваться и обсуждаться может информация, основанная на научно доказанных фактах. В настоящий момент, в условиях развития цифровой экономики, можно привести в качестве примера изучение технологии блокчейн, появление которой ставят в один ряд с изобретениями, меняющими жизнь человечества. Законность использования данной технологии в медицине закреплена законодательно. Именно данная технология лежит в основе создания цифровых медицинских карт, реализации электронного документооборота с защищенной передачей персональных данные пациента, подтверждением подлинности передаваемых документов медицинскими и фармацевтическими учреждениями. 5. Информационная компетентность специалистов здравоохранения выражается в навыках и умении взаимодействовать с пациентами и коллегами в процессе выполнения профессиональных заданий с использованием средств телекоммуникации. Принципами, соответствующими данной закономерности, являются: - принцип интерактивности обучения предполагает реализацию диалога между всеми его участниками и ведет к сотрудничеству и решению общих значимых для всех задач. Для успешной реализации данного принципа необходимо создание и проведение деловых игр и кейсов, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности специалистов здравоохранения, связанной с применением информационных технологий и средств коммуникации в медицине. Необходимость данного принципа объясняется внедрением в практику здравоохранения интерактивных форм коммуникации медицинских работников с пациентами и коллегами благодаря развитию технологий теле- и кибермедицины; - принцип фасилитации нами реализуется совместно с принципом интерактивности. Это позволяет осуществлять продуктивную подготовку обучающихся благодаря стилю деятельности и качествам личности педагога. Применяя принцип фасилитации, преподаватель способен формировать у слушателей циклов дополнительного профессионального образования умение мыслить, рассуждать и находить новые грани проблем в знакомой ситуации, занимая позицию не «над», а «вместе» с обучаемыми [9. С. 950], создавать эмоциональный тон учебного процесса, инициировать и поддерживать мотивацию к получению новых знаний, налаживать контакт с каждым специалистом здравоохранения. Выводы 1. В настоящее время все отрасли деятельности человека претерпевают значительные изменения или трансформации под действием цифровизациии. Информационные системы в сферах образования и здравоохранения отнесены к объектам критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и коммуникационных технологий является одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности во всех областях экономики. 2. Формирование информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях развития цифровой экономики требует постоянного изменения содержания и методов обучения. Выявление закономерностей формирования информационной компетентности в условиях цифровой трансформации процессов в образовании и здравоохранении необходимо для определения на их основе рекомендаций и требований для достижения результата оптимальным способом с учетом современного уровня развития общества. 3. Выявленные педагогические закономерности являются базой для реализации научно обоснованного управления процессом формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в рамках дополнительного профессионального образования. 4. Каждый педагогический принцип регулирует разрешение противоречий, возникающих в процессе обучения в случае несоответствия традиционных представлений и взглядов на процесс обучения современным условиям развития общества и технологий. Поэтому выявление педагогических принципов и противоречий в обучении является актуальной задачей педагогики.

Ключевые слова

информационная компетентность, специалисты здравоохранения, цифровые трансформации, дополнительное профессиональное образование, health professionals, digital transformations, advanced professional education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Овсяницкая Лариса ЮрьевнаЧелябинский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерацииканд. техн. наук, доцент кафедры математики и информатикиlarovs@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. № 203 от 9 мая 2017 г.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1632-р от 28 июля 2017 г.
Овсяницкая Л.Ю. Построение и реализация юниарной модели информационной компетентности специалистов здравоохранения. М. : Перо, 2016. 172 с.
Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональ ных знаний и навыков путём обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях : Приказ Министерства здравоохранения России от 3 августа 2012 г. № 66-н.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М. : Педагогика, 1982. 158 с.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных техноло гий в сфере охраны здоровья: Федеральный закон № 242-ФЗ от 29 июня 2017 г.
Овсяницкая Л.Ю. Технологические основы формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения на основе интеллектуального анализа данных педагогического мониторинга. М. : Перо, 2016. 180 с.
Соколов В.И. K вопросу о предмете исследования опережающего и открытого образования взрослых // Человек и образование. 2009. № 1. С. 140-146.
Татаренкова И.А., Кибец В.Н. Преподаватель как фасилитатор инновационного образовательного процесса в вузе // Современные про блемы науки и образования. 2015. № 1. С. 950.
 Педагогические закономерности и принципы формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях цифровой трансформации процессов в образовании и здравоохранении | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 433. DOI: 10.17223/15617793/433/21

Педагогические закономерности и принципы формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях цифровой трансформации процессов в образовании и здравоохранении | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 433. DOI: 10.17223/15617793/433/21