Реформирование негосударственного сектора образования в контексте человеческого капитала в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 433. DOI: 10.17223/15617793/433/22

Реформирование негосударственного сектора образования в контексте человеческого капитала в Российской Федерации

Проводится анализ реформирования негосударственного сектора образования в контексте человеческого капитала в Российской Федерации. Выделяется мобильность негосударственного вуза как базовое условие развития человеческого капитала. Представлены основные отличия частной высшей школы от государственных вузов в отечественной системе образования. Раскрывается потенциал негосударственного вуза для развития человеческого капитала в России. Предложены пути развития негосударственных вузов с целью повышения конкурентоспособности в образовательном пространстве.

Reforming the non-state education sector in the context of human capital in the Russian Federation.pdf Начало ХХ1 в. характеризуется переменами не только в политической и экономической жизни страны, но и в целом трансформацией всех социальных институтов. Произошедшие изменения, как в самом институте образования, так и на рынке труда, являющимся одним из основных потребителей образовательных услуг, представили новый феномен российской образовательной политики - негосударственный сектор образования. Сегодня негосударственный сектор образования является неотъемлемой частью системы отечественного образования, способствуя ее развитию и выполняя важнейшие общегосударственные задачи: - предоставляет возможность получить образование значительной части молодежи, не поступившей на бюджетные места в государственные вузы; - является базой для инноваций; - привлекает дополнительные инвестиции в сферу образования со стороны граждан, предпринимателей, зарубежных образовательных фондов и организаций. За небольшой период своего существования сектор негосударственного образования показал себя мобильным, осваивающим незанятые ниши на современном рынке труда, апробирующим инновационные формы и методы образования. Однако весьма закономерно возникает вопрос, в чем же проявляется мобильность негосударственного вуза? Общеизвестно, что частное образование управляется рынком. Негосударственные вузы в нашей стране, находясь в наименее выгодном положении по сравнению с государственной высшей школой, вынуждены реагировать на малейшие изменения на рынке труда в целях конкурентоспособности образовательного учреждения. При построении своего образовательного маршрута негосударственный вуз в первую очередь учитывает не только заказ государства и потребности граждан, но и отслеживает малейшие инновационные изменения в образовательном пространстве. Немаловажную роль играют и требования работодателей, заинтересованных в специалистах, обученных с учетом потребностей определенного предприятия в конкретном регионе. В качестве примера можно привести такие вузы, как Международный университет, Международная академия маркетинга и менеджмента и др. [1], создавшие первыми программы подготовки государственных служащих. Большинство частных вузов более мобильны в получении первого и второго высшего образования одновременно. Несомненно, это возможно и в государственных вузах, однако в силу своей громоздкой структуры они не столь мобильны, как частная школа, реагирующая на малейшие изменения рынка труда и позволяющая своим выпускниками получать два образования одновременно. В данном случае мобильность негосударственного вуза проявляется в составлении переходных учебных планов и введении дополнительных курсов. Глобальная конкуренция национальных систем образования, их качества и получаемого на выходе результата в виде компетентных высококвалифицированных специалистов привела к необходимости внедрения инновационных технологий обучения в образовательный процесс частной высшей школы. Основные инновации в негосударственном вузе направлены на совершенствование системы управления и структуры, а также формирование оптимально сбалансированного коллектива, включая студенческую составляющую, повышение эффективности и результативности учебного процесса, создание и постоянное совершенствование учебно-материальной базы. Одним из инновационных подходов является внедрение дистанционного обучения. Не секрет, что многие ведущие мировые вузы уже активно действуют в этой сфере. Например, такие всемирно известные частные университеты, как Гарвард и Стэнфорд, уже используют эту форму обучения на целом ряде своих специальностей. Отличительной особенностью частных вузов, по нашему мнению, является интеграция с зарубежными университетами. По оценке В. А. Зернова, многие негосударственные вузы имеют интересные предложения от известных университетов о создании их филиалов и представительств в нашей стране. Международная направленность частной высшей школы связана со вступлением России в единое образовательное пространство, предполагающее готовность к изменениям и координации усилий по сближению национальных политик в области образования, к оценке, подтверждающей качество осуществления образовательного процесса в вузе, и, таким образом, вызывает необходимость усиления внимания к профессионально ориентированному обучению студентов. При отсутствии поддержки негосударственных вузов со стороны государства - это реальный путь получения вполне конкурентоспособного образовательного продукта [2. C. 10] и привлечения более широкого круга абитуриентов. Немаловажно для развития негосударственных вузов и их повышения конкурентоспособности тесное сотрудничество со сферой бизнеса. Как справедливо отмечает Г.А. Лукичев [3], сегодня одной из важнейших задач высшего образования является формирование у студентов «пригодности к трудоустройству». Многие отечественные негосударственные вузы имеют службу трудоустройства, предоставляющую старшекурсникам и выпускникам возможность выбора вакансии и повышения квалификации после окончания университета. Положительным моментом частной высшей школы является и то, что она отдает предпочтение преподавателям, имеющим значительный практический опыт по своей специальности и одновременно являющимся руководителями крупных компаний [4. С. 124]. Обучение в негосударственных вузах отличается, в первую очередь, индивидуальным и личностно-ориентированным подходами, поскольку поступающие на первый курс студенты имеют, как правило, разноуровневую подготовку по различным дисциплинам. При реализации личностно-ориентированного подхода важны два момента [5. С. 427]: в центре образовательного процесса находится сам обучаемый; учебный процесс подразумевает организацию и управление учебной деятельностью в сотрудничестве с преподавателем. Использование вышеперечисленных подходов в образовательном процессе возможно благодаря мобильной структуре негосударственного вуза и не очень большого количества обучающихся в группе. Исследователь В.Г. Попов отмечает, что если в госуниверситетах на одного профессора может приходиться в среднем до 60 студентов, то в частных вузах это число, как правило, в 6 раз меньше [4. С. 124]. Большинство негосударственных вузов особое внимание уделяют работе со школами [6. С. 30]. Согласно мнению В.А. Зернова [7. С. 178], в частной высшей школе особое место в обеспечении качественного набора студентов отведено системе довузовской подготовки, которая ориентируется не столько на подготовку учащихся средних общеобразовательных учреждений к поступлению в вуз, сколько на подготовку к самому обучению в вузе. В ряде негосударственных вузов в системе довузовской подготовки будущим студентам предоставлена возможность определить сферу их профессиональных предпочтений, пройти раннюю профориентацию, а в итоге -осознанный выбор будущей профессии. Таким образом, комплексное воздействие многочисленных факторов, таких как переход к рыночным отношениям, возрастание образовательных потребностей населения, демократизация общества, способствовали развитию частной высшей школы и ее ин-ституционализации в современном российском обществе. Сегодня практически в каждом регионе нашей страны имеются развитые негосударственные вузы, обладающие достаточной материально-технической базой, показывающие конкурентоспособные результаты как в учебной, так и в научно-инновационной деятельности [2. С. 4]. Многие частные вузы сегодня успешно конкурируют с государственными. Так, из 30 российских вузов четыре негосударственных (Европейский университет в Санкт-Петербурге, РосНОУ, Сколтех и Российская экономическая школа) включены в международный рейтинг QS (2013 г.) [2]. Однако, несмотря на вышеперечисленные преимущества негосударственной высшей школы, она в настоящее время так не получила в России полной легитимации своей деятельности (как, например, во многих зарубежных странах). Дискуссионный характер проблемы развития негосударственных вузов в России стал еще более острым после принятия нового закона «Об образовании в РФ». Неоднократно высказывались мнения, что негосударственное образование не является общественно необходимым и не должно получать государственной поддержки в своем развитии. Показательно в этой связи мнение известного ученого И. М. Ильинского. В своей работе «Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации» он отмечает: «Не может быть так, чтобы российская экономика была рыночной и в ней абсолютно доминировала частная собственность, а система образования при этом оставалась вне зоны рыночных отношений и в ней абсолютно господствовала государственная школа, осуществлялся тотальный государственный контроль за деятельностью и развитием школ и вузов» (цит по: [8. С. 47]). Рассматривая основные отличия частной высшей школы от государственных вузов, весьма очевидно, что негосударственные вузы - не только новый феномен образовательной политики, но и новое вполне закономерное явление рыночной экономики: - государственные вузы учреждаются государством и получают дотации из муниципального бюджета, в то время как негосударственные вузы финансово самостоятельны и учреждаются обществом. Государственная высшая школа в классическом варианте выполняет заказ государства, находясь между требованиями общественной эффективности и необходимостью формирования полноценной личности. Негосударственные вузы выполняют заказ общества, осуществляя права родителей и педагогическое право независимых субъектов образования, способствуя тем самым становлению гражданского общества; - государственная высшая школа обычно предоставляет бюджетные места для абитуриентов, набравших более высокие баллы на вступительных экзаменах, в отличие от негосударственных; - государственные вузы являются «государственными образовательными учреждениями», негосударственные - «негосударственными образовательными учреждениями», что влечет за собой правоприменительные различия (Зернов, Ильинский); - государственные вузы в нашей стране дают классическое образование с упором на традиции и теорию, тогда как частная высшая школа больше внимания уделяет инновациям. Большинство негосударственных вузов нацелены на «практико-ориентированный» подход в обучении, в связи с чем акцент делается на гуманитарной подготовке и ее составляющей; - частная высшая школа часто выполняет роль «социального моста» или «социального лифта» по отношению к определенным категориям населения, работая в основном на формирующийся «средний класс» (по мнению Всемирного банка, это «материально удовлетворенное большинство населения»). Наиболее показательным является стремление этой категории населения к получению высшего образования в негосударственном секторе образования [9. С. 38]. В негосударственном вузе студенты вкладывают деньги в свое обучение, т.е. осуществляется «адресное вложение средств в человеческий капитал». Возникают некоторые сложности и при трудоустройстве выпускников негосударственных вузов. По нашему мнению, это не что иное, как проявление стереотипа нашего общества, порождающее своеобразный замкнутый круг. Предубеждения поддерживаются работодателями, которые вследствие этого при выборе потенциального работника ориентируются на государственные вузы; меньшая конкурентоспособность выпускников негосударственных вузов на рынке труда еще больше подпитывает сформировавшиеся стереотипы. Между тем, как показывает опыт многих ведущих стран с развитой системой негосударственного сектора образования (США, Японии, Республики Корея, Австралии и др.), развитие конкуренции в системе образования оказывает весьма благотворное воздействие на состояние не только образовательного сектора, но и экономического сектора государства. Сегодня весьма очевидна тенденция к сокращению негосударственных вузов в нашей стране. Если в 2012 г. в России насчитывалось 650 негосударственных вузов (что составляло почти половину общего количества вузов РФ), в которых обучалось более полутора миллиона студентов, то сегодня, при практически не изменявшемся количестве государственных вузов, количество негосударственных вузов начало резко снижаться [9. С. 36]. Как полагает большинство, наметившиеся тенденции ведут непосредственно к повышению качества образовательных услуг. Однако вопрос о факторах, определивших этот процесс, остается дискуссионным. Эмпирические исследования присутствия феномена негосударственного образования в общественном сознании показали, что его наиболее значимые признаки - саморегуляция; ориентация на местные потребности; практичность, уникальность и непостоянство форм [10]. Негосударственное образование в РФ выполняет важнейшую миссию в образовательном процессе, имея огромный потенциал, заключающийся в следующем: - фактор приближения образовательных услуг к месту жительства, что чрезвычайно актуально в условиях низкой мобильности населения; - опережающее по отношению к государственным вузам «освоение» специальностей и отдельных дисциплин, востребованных на этапе перехода к рыночной экономике и интеграции в мировую экономическую систему; - перенос в сферу российского высшего образования инновационных технологий, зарекомендовавших себя в зарубежных вузах; - возможность более гибко подходить к вопросам оплаты обучения благодаря мобильной системе управления и распоряжения административными помещениями. Базовыми категориями частной высшей школы являются приватность, проявление свободы и индивидуализации форм цивилизационного развития. Заслуживает внимания и замечание Ю. Рубина о том, что на сегодняшний день деление вузов на «государственные» и «негосударственные» не способствует здоровой конкуренции в образовании и является анахроничным, отражающим государственно-монополистическую ментальность его приверженцев [11]. В самом деле, существенным является качество образовательных услуг, а не принадлежность вуза. Практически во всех постсоциалистических странах приняты и реализованы программы поддержки негосударственного сектора. В европейских странах поддержка развития негосударственного сектора идет по линии квотирования сектора (т.е. определенная часть ресурсов выделяется негосударственному сектору). Например, в Польше в начале 90-х гг. прошлого столетия на государственном уровне была принята программа поддержки негосударственного сектора с годовым бюджетом, составляющим 1516% от всех расходов на поддержку высшего образования. Затем процессы поддержки негосударственного сектора были существенно усилены. Участие государства в сфере высшего отечественного негосударственного образования заключается в правовом регулировании их деятельности, в частности выдаче лицензий на право вести образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования и их аккредитации. Россия - одна из немногих стран, в которых существует государственный документ об образовании. Среди большинства других стран распространилась практика, когда вузы местного подчинения выдают муниципальные дипломы. А остальные - негосударственные и частные - имеют свой собственный документ, за который несут полную ответственность и который иногда котируется выше любого диплома государственного образца, как, например, происходит с дипломами известных американских университетов Гарварда, Стэнфорда, Йелля, Кембриджа и т.д. Однако в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. заявлено: «Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию» [12]. Сегодня негосударственный вуз как инновационное явление в образовательном пространстве России должен иметь не только имидж, но также миссию и тактику. Высшая частная все активнее выполняет целый ряд важнейших социальных функций, в числе которых [13. С. 128]: 1) диверсификационная, под которой следует понимать способность негосударственных вузов существенно расширять возможности личности в получении образования, обеспечении свободы и разнообразия выбора на рынке образовательных услуг; 2) инновационная, предполагающая реализацию комплекса мер по повышению качества образования и его инновационного характера (внедрение дистанционного обучения, сетевое взаимодействие, базовые кафедры на предприятиях); 3) конкурентная, т. е. содействие развитию конкурентных отношений в сфере высшего образования (в связи с данной функцией представляется нелишним отметить, что отдельные негосударственные вузы, успешно прошедшие аккредитацию, оказались способными составить конкуренцию даже государственным высшим учебным заведениям); 4) интеграционная, означающая укрепление прямых и обратных связей между образовательной системой, рынком труда, властными структурами и гражданским обществом; 5) кадрово-воспроизводственная, обеспечивающая закрепление в образовательно-научной сфере перспективных кадров за счет новых форм мотивации. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что негосударственные вузы в большей степени, нежели государственные, свободны в определении оплаты труда и предоставлении социальных гарантий своим работникам. В условиях нехватки профессорско-преподавательского состава, характерного сегодня как для государственной высшей школы, так и для частной, была избрана стратегия нивелирования дефицита. Негосударственные вузы, используя практику совмещения, привлекают, таким образом, к проведению лекционных занятий крупных известных ученых, имеющих большой педагогический опыт, предоставляя им большую свободу в определении содержания учебных курсов, возможность реализации интересующей их тематики научных исследований, более высокий уровень оплаты труда. Одной из главных задач позиционирования вузов на рынке образовательных услуг является обоснование способа достижения ими конкурентных преимуществ. Существенное значение также имеет понимание специфики обеспечения и оценки конкурентоспособности вуза. Конкурентоспособность вуза представляет собой комплексную характеристику высшей школы за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство перед конкурентами по ряду таких показателей, как финансово-экономические, маркетинговые, материально-технические, кадровые и др. Сегодня с целью повышения конкурентоспособности негосударственных вузов существуют следующие пути развития [2]: - мобильность в предоставлении получить высшее профессиональное образование. Многие частные вузы составляют учебные планы таким образом, чтобы студенты могли получать первое и одновременно второе образование; - дополнительное образование. Эта ниша во многих странах (особенно постсоциалистических) занята именно негосударственными вузами. В нашей стране есть все предпосылки для более активного развития негосударственного сектора в этой области; - корпоративные университеты. Уже сейчас более 20 вузов являются составными частями крупных корпораций; - внедрение современных технологий - опережающее по сравнению с государственными вузами. Конкурентная среда заставляет негосударственные вузы создавать УМК более высокого качества, использовать электронное обучение; - тесное взаимодействие с бизнесом и создание частных вузов мирового уровня. Отсутствие реального равноправия государственных и негосударственных вузов сдерживает этот процесс, а реализация положений нового закона об образовании позволит его запустить; - развитие среднего профобразования в учебных заведениях при вузах. Многие негосударственные вузы имеют свои колледжи и школы, что позволяет внедрять современные разработки и иметь реальную подпитку от среднего образования; - интеграция с зарубежными университетами. Многие негосударственные вузы имеют интересные предложения от известных университетов о создании их филиалов и представительств в нашей стране. При отсутствии поддержки со стороны государства это реальный путь получения вполне конкурентоспособного образовательного продукта. - интеграция и объединение вузов с целью создания консорциумов, холдингов как более конкурентоспособных типов организаций. Негосударственный сектор образования должен следовать тренду государственных вузов на укрупнение и повышение конкурентоспособности как на отечественном, так и на мировом уровне, с тем чтобы вузы превращались в кластеры постиндустриальной экономики. Опыт показывает, что большинство вузов топовой части ведущих мировых рейтингов -это образовательные консорциумы (холдинги). Наиболее яркий пример - Стэнфорд, объединяющий собственно вуз и большое количество научно-инновационных предприятий. Являясь одним из наиболее значимых участников процесса развития человеческого капитала, государство оказывает непосредственное воздействие на процесс образования путем разработки и реализации государственной социально-экономической политики [14]. Сокращение частной высшей школы, в первую очередь, может привести к резкому снижению квалификации персонала, а соответственно, к экономической конкурентоспособности России на мировом рынке.

Ключевые слова

негосударственный сектор образования, частная высшая школа, мобильность негосударственного вуза, человеческий капитал, инновационные технологии, non-state education sector, private higher education, private higher school's mobility, human capital, innovative technology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Цигулева Олеся ВладимировнаНовосибирский государственный педагогический университетканд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языковoltsiguleva@yandex.ru
Малкова Ирина ЮрьевнаТомский государственный университетд-р пед. наук, зав. кафедрой управления образованиемmalkovoi@yandex.ua
Всего: 2

Ссылки

Татарченко О. «Молодо, зелено». URL: http:/www.kariera.orc.ru/0809-99/Almam 058.html
Зернов В.А. Негосударственные вузы России: современное состояние, тенденции, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 3-11.
Лукичев Г. А. Высшее образование и парадигма труда // Высшее образование сегодня. 2005. С. 30-34.
Попов В. Г. Регулирование негосударственного сектора: проблемы и решения // Экономическое возрождения России. 2011. № 27 (Т. 1). С. 17-27.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос., 2004. 384 с.
Матиас Б. Перемены в системе российского образования: советское наследие - период перестройки - советское наследие - развитие с 1990 по 1991 г. - перспективы до 2010 г. // Модернизация образования в условиях глобализации : материалы круглого стола «Университет и гуманитарные проблемы региона», 14-15 сентября 2005 года / под ред. И.С. Карабулатовой. Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2005. С. 21-31.
Зернов В. А. и др. Негосударственная высшая школа России: становление, состояние, перспективы развития. М. : Университетская книга, 2009. 388 с.
Ильинский И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ин-та, 2004. 351 с.
Мухаметзянова В.Г. и др. Становление и развитие негосударственного вуза как субъекта образовательной деятельности (на примере университета управления «ТИСБИ») // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 36-40.
Добрянский И. Негосударственное образование как социокультурный феномен // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 83-85.
Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 26-43.
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://base.garant.ru/194365/
Сычев А.В. Негосударственные вузы в условиях современной России: тенденции развития, критериальные признаки, научный потенциал // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 128-130.
Цигулева О.В., Малкова И.Ю. Высшее образование и человеческий капитал: сравнительный контекст // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 126-132.
 Реформирование негосударственного сектора образования в контексте человеческого капитала в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 433. DOI: 10.17223/15617793/433/22

Реформирование негосударственного сектора образования в контексте человеческого капитала в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 433. DOI: 10.17223/15617793/433/22