К вопросу о готовности детей 4-6 лет к освоению прикладных гимнастических упражнений | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 434. DOI: 10.17223/15617793/434/20

К вопросу о готовности детей 4-6 лет к освоению прикладных гимнастических упражнений

Рассматриваются вопросы готовности детей к занятиям спортивной гимнастикой. В свою очередь, исследование предполагает выявить способности детей к выполнению гимнастических упражнений и уровень двигательной, физической, функционально-двигательной и специальной подготовленности детей 4-6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой. Полученные данные позволили сделать вывод о внесении изменений в тренировочный процесс, связанный с тренировочными заданиями и условиями их выполнения. Даны рекомендации к проведению подготовительной, основной и заключительной частей занятия.

On the issue of fourto six-year-old children's preparedness to master applied gymnastic exercises.pdf Актуальность исследования. В сложнокоорди-национных видах спорта к одному из значимых изменений относится усложнение соревновательных программ. В спортивной гимнастике изменения правил соревнований отразилось, прежде всего, на количестве используемых элементов разных групп сложностей - прыжках, равновесиях, пируэтах, акробатических соединениях [1]. Следствием прогрессивного развития спортивной гимнастики является ускорение процесса подготовки спортсменов, а именно совершенствование технологии спортивной подготовки [2]. Учитывая соревновательную деятельность, углубленная специализация в спортивной гимнастике начинается в дошкольном возрасте, а наивысшие достижения демонстрируются к 14-16 годам. Таким образом, на этапе начальной подготовки должен быть сформирован широкий спектр жизненно важных двигательных умений и навыков, разнообразных специальных базовых и специальных движений, создан фундамент физической подготовленности для освоения на последующем этапе сложных двигательных навыков [3]. Проблема исследования заключается в недостатке знаний о готовности детей 4-6 лет к освоению базовых элементов спортивной гимнастики. Цель исследования - установление готовности детей к выполнению гимнастических элементов. Объект исследования - физическое воспитание детей 4-6 лет. Предмет исследования - двигательная, специальная, физическая и функционально-двигательная подготовленность детей 4-6 лет. Гипотеза исследования. Предположено, что проведение тестирования по методике Кравчука позволит нам определить уровень готовности детей 4-6 лет к освоению базовых элементов спортивной гимнастики. Методы и организация исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Педагогическое тестирование двигательной, специально-двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности детей проводилось по следующим тестам (табл. 1, 2): - Федеральный стандарт спортивной подготовки по спортивной гимнастике (ФССП) для оценки общей и специальной физической подготовленности (скоростная сила, специальная гибкость в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, динамическая сила, быстрота, статическая сила) с уточненными нормативными значениями БУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского комитета № 25», представленными в «Дополнительной общеразвивающей программе с элементами спортивной гимнастики» для зачисления в группу начальной подготовки [4, 5]; - тест А.И. Кравчука (1998) для оценки двигательной (движения руками и ногами, ходьба, бег, равновесие, лазание), физической (ловкость, выносливость, статическая сила, быстрота, скоростная сила, динамическая сила, гибкость) и функционально-двигательной (дифференцировка пространственных параметров, ориентационные способности, координационные способности) подготовленности детей среднего и старшего дошкольного возраста [6]. Тестирование проводилось в течение трех месяцев (август - октябрь 2017 г.) на базе БУ ДО СДЮСШОР № 25 г. Омска. В исследовании приняли участие 20 детей 4-6 лет спортивно-оздоровительных групп (14 девочек и 6 мальчиков). В соответствии с установленным администрацией БУ ДО СДЮСШОР № 25 регламентом зачисление в группы начальной подготовки осуществлялось при наборе ребенком 16 баллов. Результаты исследования. Анализ общей и специальной физической подготовленности детей по тестам ФССП по спортивной гимнастике выявил отсутствие возрастного уровня развития у всех детей 4 лет в двух основных физических качествах (скоростная сила, быстрота), 5 лет - в двух основных (скоростная и динамическая сила) и одном специальном (статическая сила) физическом качестве, 6 лет - в одном специальном физическом качестве (статическая сила), а также у мальчиков 4 и 5 лет - в двух основных (гибкость, быстрота) и в двух специальных (статическая сила и специальная гибкость) физических качествах (табл. 1). Изучение индивидуального состояния общей и специальной физической подготовленности детей 4-6 лет выявил отсутствие нормативного уровня во всех показателях, следствием чего является невозможность их зачисления в группы начальной подготовки [7]. Сравнительный анализ среднегрупповых показателей общей и специальной физической подготовленности выявил отсутствие достоверных различий между мальчиками и девочками (табл. 2): - 4 лет - в пяти качествах, за исключением быстроты и специальной гибкости в тазобедренных суставах (р0 < 0,05-0,001); - 5 лет - в пяти качествах, за исключением скоростной силы и специальной гибкости в тазобедренных суставах (р0 < 0,01-0,001); - 6 лет - в пяти качествах, за исключением специальной гибкости в тазобедренных суставах (р0 < 0,001). Изучение коэффициентов вариации (V, %) показателей общей и специальной физической подготовленности выявил полную и среднюю однородность групп мальчиков и девочек (табл. 3): Количество детей 4-6 лет, выполнивших возрастные нормативы общей и специальной физической подготовленности (ФССП, БУ ДО СДЮСШОР № 25) Подготовленность Физические каче- Нормативы Количество детей ства (тесты) ФССП БУ ДО «СДЮСШОР № 25» мальчики девочки мальчики девочки 4 года 5 лет 6 лет 4 года 5 лет 6 лет Скоростная сила, см (прыжок в длину с места) Не менее 130 см 1 балл - 120-125 2 балла - 126-130 3 балла - 131-135 4 балла - 136-140 5 баллов - 141-145 1 балл 105-110 2 балла 111-115 3 балла 116-120 4 балла 121-125 5 баллов 126-130 0 0 2 0 0 3 Общая Гибкость, см (наклон из положения стоя) Фиксация положения 5 с 1 балл - 15 см, 2 балла - 10 см, 3 балла - 6-9 см, 4 балла - 5 см, 5 баллов - менее 5 см 0 0 1 1 7 3 Сила, кол-во раз (подтягивание в висе) - 1 балл - 2 2 балла - 3 3 балла - 4 4 балла - 5 5 баллов - 6 1 балл - 4 2 балла - 5 3 балла - 6 4 балла - 7 5 баллов - 8 0 0 2 1 0 3 Быстрота, с (бег 20 м) Не более 4,7 с 1 балл 4,9-5,0 2 балла 4,7-4,8 3 балла 4,5-4,6 4 балла 4,3-4,4 5 баллов 4,0-4,2 1 балл 5,5-5,8 2 балла 5,1-5,4 3 балла 4,7-5,0 4 балла 4,3-4,6 5 баллов 4,0-4,2 0 0 0 0 5 3 Статическая сила, с (удержание ног в и.п. - угол в висе) Не менее 5 с 1 балл - 2 2 балла - 3 3 балла - 4 4 балла - 5 5 баллов - 6 1 балл - 4 2 балла - 5 3 балла - 6 4 балла - 7 5 баллов - 8 0 0 0 1 0 0 Специальна Гибкость, см (шпагат) - 1 балл - 15 см, 2 балла - 10 см, 3 балла - 6-9 см, 4 балла - 5 см, 5 баллов - менее 5 см 1 0 1 1 4 3 Гибкость, см (и.п. - лежа на животе прогнувшись, носками коснуться головы («лягушка») - 1 балл - 20 см 2 балла - 15 см 3 балла - 6-14 см 4 балла - 5 см 5 баллов - менее 5 см - - - 1 8 3 - 4 лет - в быстроте (V = 2-5) и скоростной силе (V = 21-24%), а также у мальчиков в гибкости (V = 6%), девочек - в специальной гибкости позвоночного столба (V = 18%); - 5 лет - в скоростной силе (V = 7-18%), быстроте (V = 10-11%) и у девочек в специальной гибкости позвоночного столба (V = 25%); - 6 лет - в скоростной силе (V = 7-4%) и в быстроте (V = 2-6%), у мальчиков в статической силе (V^ = 16%), у девочек в специальной гибкости позвоночного столба и тазобедренных суставов (^ев = 16-6%). Полученные данные позволяют предположить о возможности подбора для использования на тренировочных занятиях специальных средств и методов без учета пола ребенка для развития: - на 5-м году жизни (г.ж.) четырех физических качеств: скоростной силы, динамической силы, гибкости и специальной гибкости позвоночного столба; - на 6-м году жизни (г.ж.) - динамической силы, быстроты, статической силы и специальной гибкости позвоночного столба; - на 7-м году жизни (г.ж.) - скоростной силы, гибкости, динамической силы, быстроты и статической силы. С целью получения более полного представления о состоянии моторного потенциала детей, сформиро-ванности жизненно важных двигательных навыков, а следовательно, и освоения в будущем более сложных прикладных гимнастических навыков было проведено дополнительное исследование двигательной, физической и функционально-двигательной активности по методике А.И. Кравчука [6. С. 102]. Изучение сформированности жизненно важных двигательных навыков, уровня развития основных физических качеств и функционально-двигательных способностей выявило, что у более половины всех мальчиков и девочек 6 лет отсутствует возрастной уровень в 12 показателях из 15, за исключением бега и координационной способности. При этом у более половины девочек 5 лет соответствие возрастным нормативам отмечается в пяти показателях - движениях руками и ногами, беге, гибкости и координационных способностях, что согласуется с данными А.И. Кравчука [Там же]. Анализ среднегрупповых значений изучаемых показателей выявил отсутствие достоверных различий между мальчиками и девочками 4 лет в шести движениях (движения руками и ногами, ходьба, бег, равновесие, лазание), в шести качествах (выносливость, ловкость, статическая сила, динамическая сила, гибкость) и в двух функционально-двигательных способностях (дифференцировка пространственных параметров, ориентационные способности); у детей 5 лет в пяти движениях (движения руками и ногами, ходьба, равновесие и лазание), четырех качествах (выносливость, статическая и динамическая сила, быстрота) и ориентационной способности. У мальчиков и девочек 6 лет достоверные различия отсутствовали во всех движениях, одном качестве - выносливости, а также, как и у четырех летних детей, в ориентационной способности (табл. 4). Изучение коэффициентов вариации изучаемых показателей выявило полную и среднюю однородность групп мальчиков в одном движении (бег), двух качествах ловкость и быстрота, функционально-двигательной способности (ориентационная). У девочек полная и средняя однородность групп отмечалась в одном качестве (ловкость) и двух способностях (ориентационная и координационная). Полученные данные свидетельствуют о необходимости деления детей на три группы (I группа -мальчики 5-6 лет; II - девочки 5 лет; III - девочки 6 лет) с планированием отдельных тренировочных заданий с целью создания средовых условий для формирования жизненно важных двигательных навыков в движения руками и движения ногами, ходьбе, равновесии и лазании, развития выносливости, гибкости, способности к дифференцированию пространственных параметров. Внутривидовой корреляционный анализ (r > 0,7) показателей подготовленности детей выявил наличие рассогласования в развитии основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностях (табл. 5). По три связи были выявлены у 4-летних детей в скоростной силе (скоростная сила -ловкость (r = 0,8), выносливости (r = 0,8), гибкости (r = 0,7)), у 5-летних детей - в статической силе (статическая сила - скоростная сила (0,7), динамическая сила (r = 0,7), гибкость (r = 0,7)), у 6-летних детей - в быстроте (быстрота - гибкость (r = 0,8), ловкости (r = 0,8), динамической силе (r = 0,7)) и четыре связи выявлено в ловкости: ловкость - статическая сила (r = 0,9), быстрота (r = 0,8), динамическая сила (r = 0,7), гибкость (r = 0,9)) (табл. 5). Количество детей, выполнивших контрольные упражнения на уровне нормативов по методике А.И. Кравчука Подготов Показатели / возраст Мальчики Девочки ленность 4 года 5 лет 6 лет 4 года 5 лет 6 лет Движения руками, балл 0 0 2 0 7 2 Движения ногами, балл 0 0 1 0 7 1 Двигательная Ходьба, балл 0 0 1 0 4 1 Бег, балл 0 0 3 0 5 1 Равновесие, с 0 0 0 1 2 1 Лазание, балл 0 0 2 0 5 3 Ловкость, с 1 0 2 0 2 0 Выносливость, кол-во раз 0 0 0 1 4 1 Физическая Статическая сила, с 0 0 0 0 1 0 Быстрота, кол-во раз 0 0 0 2 3 0 Динамическая сила 0 0 0 1 4 2 Гибкость, см 1 1 0 1 6 3 Функционально-двигательная Дифференцировка пространственных параметров, см 0 1 1 1 0 0 Ориентационные способности, с 0 0 1 0 0 0 Координационные способности, град 0 3 3 0 6 3 Среднегрупповые показатели общей и специальной физической подготовленности детей 4-6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой 4 года 5 лет 6 лет Возраст / мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки Показатели хср ± О V, % хср ± О V, % хср ± О V, % хср ± О V, % хср ± О V, % хср ± О V, % Скоростная сила, 72,5 ± 17,7 24 82,5 ± 17,7 21 106,7 ± 7,6 7 90,0 ± 16,3 18 106,7 ± 7,6 7 110,0 ± 5,0 4 см Ро>0,05 Р00,05 Гибкость, см 0,7 ± 0,6 85 1,7 ± 2,1 123 0,7 ± 0,5 71 2,1 ± 1,0 47 1,6 ± 1,1 68 2,6 ± 1,5 57 Ро>0,05 Р00,05 Динамическая 0,6 ± 0,3 50 1,3 ± 2,3 176 1,3 ± 1,5 115 1,3 ± 2,0 153 2,3 ± 0,6 26 3,6 ± 3,2 88 сила, кол-во раз Р0>0,05 Р0>0,05 Р0>0,05 Быстрота, с 6,3 ± 0,2 2 6,3 ± 0,3 5 6,0 ± 0,7 11 5,8 ± 0,6 10 5,3 ± 0,1 2 5,3 ± 0,3 6 Р00,05 Р0>0,05 Статическая сила, 1,3 ± 0,3 23 - - 5,3 ± 2,3 43 - - 7,3 ± 1,2 16 - с Р0>0,05 Гибкость, см 5,3 ± 0,3 6 3,0 ± 1,0 33 1,0 ± 0,3 30 3,6 ± 1,0 27 1,6 ± 1,1 68 3,6 ± 0,6 16 Р00,05 Движения ногами, балл 0,5 ± 0,7 140 0,5 ± 0,7 140 1,6 ± 1,1 69 2,0 ± 0,8 40 2,0 ± 1,1 55 2,0 ± 1,0 50 р0>0,05 р0>0,05 р0>0,05 Ходьба, балл 0,5 ± 0,9 55 0,5 ± 0,7 140 1,3 ± 1,5 86 1,5 ± 0,8 53 1,3 ± 1,5 115 2,0 ± 1,0 50 р0>0,05 р0>0,05 р0>0,05 Бег, балл 0,6 ± 0,8 133 0,5 ± 0,7 140 2,6 ± 0,5 19 1,7 ± 1,0 58 2,6 ± 0,5 19 1,7 ± 1,1 64 р0>0,05 р00,05 Равновесие, с 1,0 ± 0,3 30 7,0 ± 7,1 101 16,3 ± 11,3 69 9,1 ± 6,5 71 16,3 ± 11,3 69 10,6 ± 4,7 44 р0>0,05 р0>0,05 р0>0,05 Лазание, балл 0,5 ± 0,7 140 1,0 ± 0,7 70 1,6 ± 0,5 31 2,0 ± 0,9 45 1,6 ± 0,6 38 2,3 ± 0,6 26 Р0>0,05 Р0>0,05 р0>0,05 Ловкость, с 8,2 ± 1,1 13 9,1 ± 0,2 2 6,0 ± 0,4 7 7,9 ± 1,2 15 6,1 ± 0,4 7 7,1 ± 0,2 3 р0>0,05 р00,05 р0>0,05 Статическая сила, с 2,5 ± 1,3 52 1,5 ± 2,1 140 3,3 ± 3,0 90 2,8 ± 5,2 185 3,3 ± 0 24 3,1 ± 0 23 р0>0,05 р0>0,05 р00,05 р00,05 р00,05 Координационные способности, град 180 ± 21,2 112 145 ± 0,8 1 230,0 ± 17,3 8 176,4 ± 22,8 13 230,0 ± 17,3 7 200,0 ± 20,0 10 ро

Ключевые слова

дети, готовность, базовые элементы, упражнения, спортивная гимнастика, children, preparedness, basic, elements, exercises, gymnastics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кирьяш Наталья СергеевнаСибирский государственный университет физической культуры и спортааспирант кафедры теории и методики физической культуры и спортаnatasha_240892@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Федерация спортивной гимнастики России. 2006-2017. URL: http://sportgymrus.ru
Аркаев Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса // Теория и практика физической культуры. 1997. № 11. С. 17-25.
Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 41-54.
URL: http://www.garant.ru/product
БУ ДО города Омска «СДЮСШОР № 25». 2018. URL: http://omsksdushor25.ucoz.net
Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармо ничного дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск : [Б. и.], 1998. Ч. 2, 3. 136 с.
Кирьяш Н.С., Мухина М.П. Физическая подготовка девочек 4-6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма : матер. II Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. М., 2018. С. 146-150.
Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста. Омск : Изд-во СибГУФК, 2017. 167 с.
 К вопросу о готовности детей 4-6 лет к освоению прикладных гимнастических упражнений | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 434. DOI: 10.17223/15617793/434/20

К вопросу о готовности детей 4-6 лет к освоению прикладных гимнастических упражнений | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 434. DOI: 10.17223/15617793/434/20