Благотворительность предпринимателей Алтая во второй половине XIX - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 435. DOI: 10.17223/15617793/435/20

Благотворительность предпринимателей Алтая во второй половине XIX - начале XX в.

Рассмотрены вопросы благотворительности предпринимателей Алтая, прежде всего гильдейского купечества, во второй половине Х1Х - начале ХХ в. Выделена группа предпринимателей из числа отставных горных служащих, которые имели более высокий уровень образования и культуры, чем основная масса купечества пореформенного периода. Показано влияние городской реформы 1870 г. на рост благотворительности местного купечества. Рассматривается благотворительность в сферах народного образования, здравоохранения, церковного строительства. Выявлены имена наиболее крупных меценатов из числа предпринимателей.

Charity work of Altai merchants in the second 155 half of the 19th - early 20th centuries.pdf В постсоветской отечественной историографии тема благотворительности, прежде всего купечества, стала весьма популярной. Хотя и в советский период историки и искусствоведы не могли пройти мимо имен наиболее крупных меценатов, прежде всего коллекционеров произведений искусства, например, таких как Павел и Сергей Третьяковы, Савва Мамонтов в Москве [1. С. 5], братья Ханенко в Киеве [2. С. 5] или В.П. Сукачев в Иркутске [3. С. 420-421]. Повышению внимания к теме меценатства купечества способствовало появление книги А.Н. Боханова «Коллекционеры и меценаты в России» [4], в которой автор отметил, что «благотворительность была широко распространена среди предпринимателей, являлась определенной исторической традицией, что позволяет оценивать ее как типичную классовую черту» [4. С. 7]. Пройти мимо столь интересной и до 90-х гг. ХХ в. слабо разработанной темы не могли и сибирские историки. Практически во всех региональных научных центрах Сибири данная проблематика получила развитие. Отметим труды Ю.М. Беспаловой [5], В.П. Бойко [6], Н.И. Гавриловой [7], В.П. Шахерова [8], Н.М. Дмитриенко и В.П. Зиновьева [9], О.Н. Раз-умова [10]. Разработке данной темы способствовало объединение сибирских исследователей (под руководством Д.Я. Резуна) в проекте по созданию «Энциклопедического словаря по истории купечества и коммерции Сибири» [11], в котором содержится более 3 тыс. статей и заметок по истории купеческих семей, отдельных предпринимателей, разумеется, неодинаковых по объему и информативности. Но в оборот был введен огромный новый материал, в том числе о предпринимателях Алтая. В Алтайском государственном университете, в Барнауле, в 90-х гг. также сложился коллектив авторов по исследованию истории предпринимательства на Алтае и в Сибири. Не могли авторы пройти мимо темы благотворительности. Прежде всего отметим работы А.В. Старцева, Ю.М. Гончарова и их соавторов [12-15]. Несмотря на значительное количество трудов по истории предпринимательства на Алтае, ряд вопросов нуждается в дальнейшем исследовании. В данной статье термины «предприниматели» и «купцы» используются как синонимы, так как подавляющую часть предпринимателей составляли именно гильдейские купцы, а предприниматели прочих сословий, например дворяне, если занимались коммерческой деятельностью, то выбирали временные купеческие свидетельства. Купечество Алтая уступало по отдельным количественным (по численности) и качественным (более позднее формирование, меньший объем капиталов) показателям купечеству Томска, Иркутска, Красноярска. Его формирование имело определенную специфику, так как условия «кабинетского» Алтайского горного округа не способствовали частной инициативе и только отмена в 1861 г. крепостного права привела к росту частного предпринимательства и соответственно росту купечества. Одной из особенностей гильдейского купечества Алтая была значительная доля проживающих в сельской местности. В 1897 г. в сельской местности Алтайского округа проживало 407 лиц (обоего пола) купеческого сословия, или 43,7% [16. С. 2]. Выявлять данные о сельском купечестве сложнее, чем о городском, так как источниковая база о первой из отмеченных групп была более узкой. Обширную информацию о городском купечестве несут документы органов городского самоуправления. Одной из особенностей формирования слоя предпринимателей на Алтае было участие в этом процессе отставных горных инженеров и служащих, что влияло и на их общественную деятельность, в том числе благотворительность. С нашей точки зрения, на рост благотворительности позитивно повлияла и городская реформа 1870 г., работа гласными городских дум многих предпринимателей. Хотя ряд исследователей, например В.П. Бойко [6. С. 223-225], отмечают пассивность купцов и незаинтересованность в работе органов городского самоуправления. Но, видимо, пассивность или активность в данном вопросе следует рассматривать в динамике, учитывая смену поколений и рост грамотности данной социальной группы. При изучении благотворительности купечества виден еще один интересный аспект - попечительство (помощь) не в своих городах, а за их пределами, часто в отдаленных местах от места проживания жертвователя. Таким образом, предметом исследования в данной статье стали вопросы благотворительности предпринимателей Алтая второй половины Х1Х - начала ХХ в., в том числе из числа отставных горных служащих, влияние городской реформы 1870 г. на благотворительность, влияние смены поколений на рост грамотности и характер благотворительности и др. Помимо справочных изданий, прежде всего энциклопедий, в статье были использованы делопроизводственные документы городских дум и управ, прежде всего Барнаула, барнаульской конторы Госбанка (личные дела клиентов), формулярные списки служащих горного ведомства, источники личного происхождения, периодика и другие. Отмена крепостного права, земская и городская реформы способствовали развитию благотворительности в стране [17. С. 240]. На Сибирь, как известно, земская реформа не распространялась, но распространялась городская. По определению Е.А. Дегальцевой, «городские думы являлись (до появления самодеятельных формирований) единственными рычагами общественной деятельности в регионе» [18. С. 121]. В пореформенный период в числе предпринимателей выделялась группа из числа отставных служащих горного округа или их ближайших родственников. В одной из статей мы уже обращались к этому сюжету [19]. Не будем повторять информацию о предпринимательской деятельности данной группы, в данном случае нас интересует их благотворительная деятельность, которая, можно предположить, зависела и от достаточно высокого уровня образования. Центральное место в данной группе занимали потомственные дворяне, отец и сын Платоновы. К.П. Платонов был совладельцем Иткульского винокуренного и стекольного заводов в Бийском округе, Барнаульского водочного завода, мельницы в Барнаульском округе, золотых приисков. Все эти предприятия были основаны в 60-70-х гг. Х1Х в. Позже дело перешло к сыну Ивану. К. П. Платонов учился в Пермской мужской гимназии, но полного курса не завершил, «по случаю назначения на службу» [20. Л. 143 об.]. Иван Платонов учился в Петербургском университете, но не завершил образования, так как в 70-х гг. стал участником народнического движения и был отчислен из вуза. В большей мере как благотворитель проявил себя Иван Платонов. Он был активным гласным Барнаульской городской думы, в 1898 и 1911 гг. избирался городским головой, был активным членом Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле. Именно И. Платонов подписал в 1898 г. прошение томскому губернатору разрешить строительство в Барнауле Народного дома, и в 1900 г. Народный дом был открыт [21. С. 178]. На его же средства в деревне Соколовой, где размещались винокуренный и стекольный заводы, в 1884 г. была открыта частная Константиновская школа. Школу посещали и мальчики, и девочки. Число учеников в 1889 г. было 30, в 1894 г. - 72 человека. При школе имелись библиотека и метеостанция. По санитарным показателям, таким как площадь помещения, кубатура воздуха в расчете на одного ученика, она была одной из лучших школ в округе [22. С. 94, 124, 139]. Там же, в Соколовой, в 1892 г. была построена на средства И. Платонова церковь. И. К. Платонов избирался попечителем мужской и женской гимназий Барнаула в начале ХХ в. Постоянно жертвовал деньги на нужды народного образования, здравоохранения, городского хозяйства Барнаула. Так, в 1899 г. на его средства были построены для городского пожарного депо кузнечный, шорный и плотничный цеха. За благотворительную деятельность И. К. Платонов был награжден орденами Святой Анны 3-й степени (1901 г.), Святого Станислава 3-й степени (1902 г.) и 2-й степени (1912 г.) [23. С. 160-161]. Н. А. Давидович-Нащинский, горный инженер, выпускник Горного института, занимал ряд должностей в Алтайском горном округе, в том числе управляющего Павловским сереброплавильным заводом [24. Л. 182 об.]. В пореформенный период он был владельцем золотых приисков, конного завода, занимался добычей соли. Был первым городским головой в Барнауле, после введения Городового положения 1870 г. В 1880 г. он на собственные средства купил дом для двухклассного городского мужского училища. В 80-х гг. в этом училище обучались от 100 до 150 учеников [25. С. 304]. На собственные средства содержали школу и владельцы содового завода в Барнауле супруги Пранг, сначала М.Б. Пранг, а после его смерти в 1890 г. вдова Ю.А. Пранг. Сам основатель завода был художником, выпускником Академии художеств в Петербурге. На Алтае служили два его брата, оба горные инженеры. Они и основали содовый завод в 1864 г., который в 1870 г. передали (продали?) младшему брату. М. Б. Пранг хорошо знал химию и успешно руководил заводом. В школе при заводе в начале 90-х гг. обучались только 10 детей, а занятия вела дочь владельцев, но в середине 90-х гг. число учеников увеличилось до 30 человек, совместно обучались и мальчики, и девочки. В этом же источнике отмечалось, что рабочие завода обеспечивались бесплатными медикаментами, а в случае необходимости лечились в больнице за счет владельцев [26. С. 162]. Назовем фамилию еще одного жертвователя, о котором, впрочем, мало что известно. Умерший в 1900 г. титулярный советник И. Д. Красиков завещал в пользу города на содержание мужской и женской городских богаделен 6 150 руб. и государственный пятипроцентный билет в 1 тыс. руб., а также на хранение капитал в 8 665 руб. на постройку церкви во имя Святой Троицы [27. Л. 290-290 об.]. Все же группа предпринимателей-жертвователей из числа отставных горных служащих была невелика, значительно уступая гильдейскому купечеству. Многие исследователи данного вопроса (Г.Н. Ульянова, В. П. Бойко и др.), определяя причины благотворительности, на первое место ставят религиозность купечества. Так, Г.Н. Ульянова пишет: «Благотворительность имеет религ[иозный] подтекст. В концепциях христианства, мусульманства, иудаизма издревле провозглашалась необходимость еже-год[ной] передачи богатыми 1/10 части нажитого нуждающимся» [17. С. 237]. В.П. Бойко связывает благотворительность купцов с основными догматами православия [6. С. 241]. Сразу же отметим, что, как пишет Г. Н. Ульянова, благотворительность была свойственна и для представителей иных конфессий, а не только для православных. Крупный урало-сибирский предприниматель, католик А.Ф. Поклевский-Козелл щедро жертвовал деньги на строительство костелов на Урале и в Западной Сибири и, по свидетельству тобольского купца А. Сыромятникова, был одним из немногих, кто давал своим бывшим рабочим пенсии и оказывал помощь своим служащим, оказавшимся в беде [28]. Безусловно, одной из причин благотворительности купцов было и тщеславие, в частности, стремление получать ордена и звания [6. С. 241]. Для преимущественно русского купечества Алтая действительно благотворительность в пользу церкви была одним из главных направлений. Большинство церквей, монастырей, церковно-приходских школ строились и содержались прежде всего на купеческие деньги. В Барнауле еще в начале Х1Х в. (освящена в 1815 г.) на средства купца Ильи Пуртова была построена Одигитриевская церковь [29. С. 79]. Во второй половине Х1Х - начале ХХ в. крупнейшей благотворительницей в данном направлении была Е. И. Бадьина (Судовская), совладелица Иткульского винокуренного и Барнаульского водочного заводов. Исключительно на ее средства был заложен и развивался Богородице-Казанский женский монастырь в окрестностях Барнаула. Женская община получила статус монастыря в 1900 г., тогда она насчитывала 162 человека, в том числе 30 девочек школьниц. В 1904 г. для монастыря был построен крупнейший в Барнауле храм в честь Казанской иконы Божьей Матери, вмещавший до 1,5 тыс. человек. Одновременно были выстроены другие постройки - келейный корпус, двухэтажное здание церковно-приходской школы, жилые дома [30. С. 7677]. Одновременно Судовская жертвовала средства на нужды народного образования и другие цели. Щедро жертвовали деньги на нужды церкви бий-ские купцы, прежде всего супруги Морозовы и М.С. Сычев. В основном на средства А.Ф. Морозова был построен в Бийске Троицкий собор, а его супруга, уже после смерти мужа, выделила 40 тыс. руб. на домовую церковь при бийском мужском училище [31. С. 146, 150-151]. М.С. Сычев 18 лет избирался старостой Успенской церкви и ежегодно выделял деньги на содержание церковного хора, покупал иконы, выделял средства на ремонт здания. Он также выделил деньги на строительство архиерейского дома (обширное каменное здание) и церкви при нем [32. С. 113-114]. На средства каменского купечества в центре села (село Камень Барнаульского уезда, с 1915 г. - город) в 1902 г. была выстроена большая церковь Богоявления. По свидетельствам жителей Камня-на-Оби, большие деньги на сооружение храма внес местный миллионер, купец 1-й гильдии А. И. Винокуров, он же заказал в Томске колокол весом в 61 пуд и доставил его водным путем в Камень. На его же средства были закуплены строительные материалы и оплачивался труд строителей [33. С. 53]. На деньги Винокуровых также была построена церковь и на их родине, в селе Тюменцевском, того же Барнаульского уезда. Благотворительность в сферах народного образования, здравоохранения, городского хозяйства тесно была связана с последствиями проведения городской реформы 1870 г. В Барнауле и Бийске купцы составляли значительную часть гласных городских дум, как правило, из их среды избирали городских голов. По делопроизводственным документам, прежде всего журналам заседаний, городских дум хорошо прослеживается благотворительность гласных. Наиболее активными гласными городских дум были представители второго и третьего поколений предпринимателей, которые имели более высокий уровень образования, чем их предки. Так, купеческий сын П. И. Федулов окончил столичный технологический институт [34. Л. 1 об.], другой купеческий сын, Н.А. Ворсин, имел диплом инженера-химика [35. Л. 2], П. Д. Сухов, барнаульский купец 1-й гильдии, учился в Московском коммерческом училище, но не окончил полного курса учебного заведения [36. Л. 1 об.], П.Г. Грязнов окончил механико-техническое училище [12. С. 49] и т.д. Отметим активное участие перечисленных купцов в разных комиссиях Барнаульской городской думы. Так, в 1912 г. П.И. Федулов являлся членом комиссий финансовой, телефонной, строительной; П. Д. Сухов -финансовой, по благоустройству города, санитарной [37. Л. 141 об.-142]. Большая группа купцов - гласных думы избиралась попечителями учебных заведений города, в их числе П. Д. Сухов, Ф. К. Козлов, H. В. Голев, А. Ф. Ворсин, Е. В. Ельдештейн, П. Г. Гряз-нов Ф.А. Шадрин, М.А. Морозов и др. [38. Л. 197 об.]. Так, в попечительский совет женской гимназии (1906-1912 гг.) входили самые именитые купцы города - А. Г. Морозов, братья Ворсины, И. К. Платонов, П.И. Федулов, В. Д. Сухов, Г.В. Грязнов, С.Я. Яковлев и только один представитель интеллигенции - архитектор И.Ф. Носович [39. Л. 18]. Особенно значительными были пожертвования на нужды образования, здравоохранения, социальные цели купца В. Д. Сухова, что стало причиной присвоения ему звания почетного гражданина города Барнаула. В 1898 г. он совместно с братьями Прокопием и Павлом на деньги оставленные отцом (2 679 руб.) приступил к строительству школы, в 1907 г. выделил 3 тыс. руб. и 100 тыс. штук кирпича стоимостью I,5 тыс. руб. на строительство городского училища, в 1902 г. выделил 3 тыс. руб. на строительство городской больницы, выделял он 500 руб. на приобретение книг для городской библиотеки, выделялись им средства (2 тыс. руб.) на строительство Народного дома и другие цели [40. С. 119-120, 124, 162, 189]. Значительные средства на развитие культуры, народного образования, медицины Барнаула жертвовали и купцы других городов. Эта традиция была свойственна для всей Сибири и свидетельствует не столько о деловых связях предпринимателей разных городов, сколько о восприятии Сибири как единого пространства, что, например, хорошо прослеживается и по содержанию газет и журналов того периода. Так, на строительство Народного дома в Барнауле известный сибирской меценат И.М. Сибиряков пожертвовал 5 тыс. руб., бийский купец А. Ф. Морозов -2 тыс. руб. [41. С. 459]. Е.Г. Морозова пожертвовала в 1898 г. 10 тыс. руб. на барнаульскую лечебницу. Ее супруг А. Ф. Морозов в начале 90-х гг. сделал несколько крупных пожертвований в пользу других регионов. Так, 30 июля 1890 г. он передал в Томское губернское казначейство 25 тыс. руб. в пятипроцентных билетах Госбанка на постройку Томской губернской гимназии [42], а в декабре 1891 г. выделил 25 тыс. пудов ржи и ржаной муки в распоряжение тобольского губернатора [43]. Напомним, что в начале 90-х гг. многие губернии России, в том числе и Тобольскую, охватил неурожай. Но особенно щедрые пожертвования делали Морозовы в родном Бийске. А.Ф. Морозов пожертвовал 3,2 тыс. руб. на развитие Владимирской школы, в 1875 г. построил одноэтажное каменное здание стоимостью 12 тыс. руб. для приходского училища, в 1880 г. пожертвовал 20 тыс. руб. на открытие женской прогимназии. Е. Г. Морозова по завещанию пожертвовала здание стоимостью 19 тыс. руб. для низшего ремесленного училища им. Алексея и Елены Морозовых [30. С. 144-146, 151]. Барнаульские купцы также жертвовали значительные суммы на лечебные заведения. Так, И. Г. Поляков завещал 3 тыс. руб. на содержание городской бесплатной лечебницы [44. Л. 28]. На благотворительность купечества влияла не только их работа в органах городского самоуправления, но и участие в общественных организациях, прежде всего в барнаульском и бийском Обществах попечения о начальном образовании, первое было создано в 1884 г., второе - в 1902 г. Активными членами барнаульского общества являлись И. К. Платонов и его первая супруга Е. М. Платонова, В. М. Вершинин, В. Н. и В. Д. Суховы, И. И. Поляков, Е. И. Судовская и др., бийского -А. Ф. и Е. Г. Морозовы, Н. И. Ассанов, А. Д. Васенев, А.П. Копылов и др. [12. С. 35, 39, 42-43, 60, 79, 92]. В маленьких городах (Кузнецк, Колывань), торгово-промышленных селах (Камень, Змеиногорское, Усть-Чарышская Пристань), как правило, в роли главных благотворителей выступал кто-либо из наиболее зажиточных купцов, в Кузнецке - С. Е. Попов, в Колывани - Е.А. Жернаков, в Змеиногорском -Митины, в Камне - Винокуровы. Так, кузнецкий купец С. Е. Попов, который неоднократно избирался городским головой, щедро жертвовал деньги на церковные нужды, народное образование, здравоохранение, был инициатором строительства Народного дома (1906 г.). Общие суммы его пожертвований составили, вероятно, по неполным подсчетам, более 19 тыс. руб. Ему заслуженно было присвоено звание почетного гражданина города Кузнецка [45. С. 176]. Таким образом, благотворительность предпринимателей Алтая, прежде всего наиболее крупных городов - Барнаула и Бийска - развивалась в целом в тех же направлениях, что и в прочих сибирских городах, в сферах народного образования, здравоохранения, попечительства о церквях. По суммам отпускаемых средств алтайские меценаты значительно уступали иркутским Сибиряковым, Трапезниковым, красноярскому купцу М. К. Сидорову, томскому З. М. Цибульскому. Но у них и не было таких значительных капиталов, как у перечисленных выше предпринимателей общесибирского масштаба. И все же таких предпринимателей Алтая, как бийские купцы Морозовы, барнаульские Суховы, Е.И. Судовская, Платоновы, следует отнести к щедрым благотворителям, которые реально способствовали улучшению ситуации в культурной и социальной сферах.

Ключевые слова

благотворительность, Алтай, купечество, городская реформа 1870 г, православная церковь, народное образование, charity, Altai, merchantry, Municipal Reform of 1870, Orthodox Church, public education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Скубневский Валерий АнатольевичАлтайский государственный университет д-р ист. наук, профессор кафедры отечественной историиkoi@hist.asu.ru
Всего: 1

Ссылки

Коган Д. Мамонтовский кружок. М. : Изобразительное искусство, 1970. 220 с.
Киевский музей западного и восточного искусства: фотопутеводитель / авт.-сост. В.Е. Герасимчук и др. Киев : Мистецтво,1986. 159 с.
История Сибири: в 5 т. / гл. ред. А.П. Окладников, В.И. Шунков. Л. : Наука, 1968. Т. 3. 530 с.
Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М. : Наука,1989. 192 с.
Беспалова Ю.М. Ценностные ориентации в культуре западносибирского предпринимательства второй половины Х1Х - начала ХХ вв. Тюмень : Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т, 1998. 202 с.
Бойко В.П. Томское купечество конца ХУШ-Х1Х веков. Из истории формирования сибирской буржуазии. Томск : Водолей, 1996. 320 с.
Гаврилова Н.И. Благотворительная деятельность в общественном быту горожан Иркутской губернии во второй половине Х1Х века // Сибирский город XVIII - начала ХХ веков : сб. ст. Иркутск : Оттиск, 2005. Вып. VI. С. 64-76.
Шахеров В.П. Иркутск купеческий. История города в судьбах и лицах. Хабаровск : Изд. Дом «Приамурские ведомости», 2006. 176 с.
Дмитриенко Н.М., Зиновьев В.П. Кухтерины // Деловая элита старой Сибири: истор. очерки / отв. ред. А.В. Старцев. Новосибирск : Сова, 2005. С. 111-125.
Разумов О.Н. Цибульский // Деловая элита старой Сибири : истор. очерки / отв. ред. А.В. Старцев. Новосибирск : Сова, 2005. С. 241249.
Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири : в 2 т. / отв. ред. Д.Я. Резун. Новосибирск : Гео, 2012. Т. 1. 450 с.; 2013. Т. 2. 464 с.
Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Предприниматели Алтая 1861-1917 : энциклопедия предпринимательства. Барнаул : Демидовский фонд, 1996. 112 с.
Скубневский В. А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Купечество Алтая второй половины ХК - начала ХХ в. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2001. 241 с.
Старцев А.В. Сибирь и сопредельные территории: история, историография, методология. Барнаул : БЮИ МВД России, 2016. 446 с.
Гончаров Ю.М., Литягина А.В. Очерки истории города Бийска (второя половина ХК - начало ХХ в.). Барнаул : Азбука, 2009. 276 с.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. СПб. : ЦСК МВД, 1904. Т. 79. XXV, 246 с.
Ульянова Г.Н. Благотворительность // Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г. : энциклопедия / отв. ред. Ю.А. Петров. М. : РОССПЭН, 2008. Т. 1. С. 237-244.
История общественного самоуправления в Сибири второй половины ХК - начала ХХ веков / Анкушева К. А., Бочанова Г. А., Дегальце-ва Е.А. и др. Новосибирск : Сова, 2006. 352 с.
Скубневский В.А. Предпринимательство чиновников и горных служащих на Алтае в пореформенный период // Сибиряки : региональное сообщество в историческом и образовательном пространстве : сб. науч. тр. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2009. С. 104-109.
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 2. Оп. 1. Д. 5853.
Скубневский В.А. Платоновы // Деловая элита старой Сибири : истор. очерки / отв. ред. А.В. Старцев. Новосибирск : Сова, 2005. С. 168-179.
Рылова Е.П. Начальная школа в Алтайском округе в 1894 году // Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII - начала ХХ веков. Барнаул : Алт. краев. универ. науч. б-ка им. В.Я. Шишкова, 2017. Т. 5. С. 76-146.
Скубневский В.А. Платоновы // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири : в 2 т. / отв. ред. Д.Я. Резун. Новосибирск : Гео, 2013. Т. 2. С. 160-161.
ГААК. В. 2. Оп. 1. Д. 5994.
Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII - начала ХХ веков. Барнаул : Алт. краев. универ. науч. б-ка им. В.Я. Шишкова, 2017. Т. 4. 544 с.
Подробный указатель по отделам всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Отдел ХШ Сибирский. М. : Типо-литография Русского Т-ва печатного и издательского дела, 1896. 154 с.
ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 3.
Сибирский листок (Тобольск). 1891. 3 окт.
Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало ХХ в.). Барнаул : Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1997. 408 с.
Скворцова Т.В. Богородице-Казанский женский монастырь и его роль в развитии народного просвещения в Барнауле // История православия на Алтае (Материалы II Свято-Макарьевских чтений, 17-20 сент. 2001 г.) : сб. ст. Барнаул : Азбука, 2001. С. 75-81.
Старцев А.В. Морозовы // Деловая элита старой Сибири : истор. очерки / отв. ред. А.В. Старцев. Новосибирск : Сова, 2005. С. 140-155.
Старцев А.В. Общественная и культурная деятельность предпринимателей Алтая // Предпринимательство на Алтае XVIII в. -1920-е годы / отв. ред. В. А. Скубневский. Барнаул : День, 1993. С. 113-128.
Скубневский В.А., Зенухина Т.Н. Винокуровы // Очерки истории Камня-на-Оби / отв. ред. А.В. Старцев. Камень-на-Оби : АО Алтай-кокс, 1996. С. 47-57.
ГААК. Ф. 82. Оп1. Д. 44.
ГААК. Ф. 82. Оп. 1. Д. 5.
ГААК. Ф. 82. Оп. 1. Д. 37.
ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д.11.
ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 17.
ГААК. Ф. 51. Оп.1. Д. 15.
Барнаульская городская Дума. 1877-1996. Сборник документов. Барнаул : Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999. 305 с.
Краткий очерк ХХV-летней деятельности Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле (1884-1909): прочитан на торжественном собрании 8 ноября 1909 года / сост. Ф.М. Гаврилов // Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII - начала ХХ веков. Барнаул : Алт. краев. универ. науч. б-ка им. В.Я. Шишкова, 2017. Т. 3. С. 452-460.
Сибирский листок. 1891. 21 февр.
Сибирский листок. 1892. 13 февр.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 3. Д. 5047.
Шадрина А.С. Попов Степан Егорович // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири / отв. ред. Д.Я. Ре-зун. Новосибирск : Гео, 2013. Т. 2. С. 176.
 Благотворительность предпринимателей Алтая во второй половине XIX - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 435. DOI: 10.17223/15617793/435/20

Благотворительность предпринимателей Алтая во второй половине XIX - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 435. DOI: 10.17223/15617793/435/20