Интернет-аддикция и проблемы адаптации студентов первого курса к учебно-профессиональной среде технического вуза | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 436. DOI: 10.17223/15617793/436/25

Интернет-аддикция и проблемы адаптации студентов первого курса к учебно-профессиональной среде технического вуза

Представлены результаты исследования интернет-зависимости студентов первого курса одного из ведущих технических вузов России. Исследование проводилось на основе методики К. Янг. Согласно полученным данным всего 10,2% студентов являются обычными пользователями интернета и у 13% студентов выявлены симптомы интернет-зависимости, что негативно сказывается на образовательном процессе. Для решения данной проблемы необходимо активнее организовывать образовательный процесс в электронной среде, тогда, находясь за компьютером, студенты будут проводить время с пользой для учебы, а не в ущерб ей.

Internet addiction and adaptation problems of first-year students of a technical university to the educational and profe.pdf За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Безусловно, интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, инструмент организации образовательного процесса, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга и многое другое [1, 2]. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети «всемирной паутины», причем часть населения нашей планеты уже не представляют свою жизнь без интернета. Однако чрезмерное пристрастие к интернету негативно сказывается на психике и эмоциональной сфере человека. Резкое увеличение использования интернета в последние годы привело к негативным патологическим последствиям - интернет-зависимости [3], а для некоторых людей использование интернета может привести к состоянию, которое соответствует психическому расстройству [4]. В странах Азии уже давно ведутся активные работы по сокращению чрезмерного использования интернета [5]. Так, например, первая китайская клиника лечения интернет-зависимости в Пекине расширилась с 40 до 300 стационарных мест, а в других городах Китая создаются новые клиники [6]. Проблему использования интернета, ставшую сегодня глобальной, можно в целом охарактеризовать как неспособность контролировать свое времяпрепровождение в интернете, что приводит к негативным последствиям в повседневной жизни [7]. Интернет-зависимость характеризуется чрезмерными или плохо контролируемыми озабоченностями, побуждениями или поведением в отношении использования компьютеров и доступа в интернет, которые приводят к ухудшению или стрессовому состоянию [8]. Понятие «зависимость от интернета» имеет три разных значения [9. С. 45]: 1) зависимое поведение в рамках девиантного поведения; 2) способ адаптации аномальной личности, за которым скрывается множество других личностных и/или психических расстройств; 3) специфическая болезнь: интернет-зависимость как самостоятельная нозологическая единица, обусловленная взаимными патогенным влиянием характерологических черт и интернет-среды». Согласно исследованию С.Е. Гришина 82,4% интернет-зависимых - молодежь в возрасте от 16 до 24 лет, поэтому в данной статье рассматривается проблема интернет-аддикции среди студентов первого курса обучения. В связи с этим к перечисленным выше трем значениям «зависимости от интернета» в рамках данного исследования можно добавить еще одно: «не оптимальный способ социальной адаптации нормальной личности к новым сложным условиям жизнедеятельности». Данное понятие характерно именно для студентов первого курса в связи с напряженностью их личностных механизмов адаптации в процессе активного включения в учебно-профессиональную деятельность на базе технического вуза. Именно чрезмерное использование Интернета на данном этапе профессионального становления компенсирует недостаток информации, общения, эмоционально-значимого взаимодействия со знакомыми ранее людьми, от которых многие первокурсники находятся на значительном удалении. В качестве основных характеристик интернет-зависимости J.J. Kandell выделяет [10]: - серьезные денежные вложения в ресурсы, связанные с деятельностью в интернете; - неприятные ощущения (беспокойство, депрессия, пустота и т.п.) в автономном режиме (без интернета); - возрастающая толерантность к негативным последствиям времяпрепровождения в интернете; - отрицание проблемного поведения. Симптомы чрезмерного использования интернета сравнивались с критериями, используемыми для диагностики других зависимостей. Отмечается, что стимулируемая активизация стимулов к видеоиграм в интернете может быть аналогична той, которая наблюдается у людей с зависимостью от психотропных веществ или азартных игр [11, 12]. Сегодня проводятся исследования по выявлению предрасположенностей той или иной группы людей к компьютерной зависимости. Согласно ряду исследований, индивидуальные характеристики личности, такие как агрессия, самоконтроль и нарциссические черты характера, могут предрасполагать некоторых людей к пристрастию к онлайн-играм [13]. При этом жестокие компьютерные игры могут повысить агрессивность и уменьшить чувствительность человека к страданиям других [14, 15]. Согласно исследованиям, генетика человека не оказывает значительного влияния на интернет-зависимость [16], кроме того, интернет-зависимость не зависит от пола [17]. Однако подростки мужского пола проводят значительно больше времени в интернете, чем женского. При этом большая часть девушек активно используют социальные сети, в то время как большинство юношей активно используют интернет-технологии для многопользовательских ролевых игр и сайтов для взрослых [18]. Поэтому, при появлении симптомов интернет-зависимости, больше внимания следует уделять подросткам мужского пола с высоким уровнем агрессии [19]. Количество молодёжи среди интернет-пользователей растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп. Но и среди молодёжи выделяется категория наиболее частых пользователей интернета - студенческая молодёжь [2022]. Общение в социальных сетях стало весьма популярной деятельностью среди подростков, что потенциально ведет к чрезмерному использованию интернета [23]. Активное использование интернета обычно приводит к сокращению времяпрепровождения с членами семьи, снижению социального круга близких и знакомых, а также увеличению уровня депрессии и одиночеству [24]. Выпивка и активное использование интернета можно считать стратегией преодоления трудностей студентов, столкнувшихся с жизнью в новых условиях (общежитиях) [25]. Цель исследования: оценить проблему интернет-зависимости у подростков мужского пола. Задачи исследования: 1) провести анкетирование среди студентов первого курса в техническом вузе; 2) конкретизировать понятие «интернет-зависимость» в рамках адаптации студентов первого курса; 3) выделить перечень мероприятий, позволяющих минимизировать возможность формирования интернет-зависимости или снизить негативные факторы воздействия интернета на образовательный процесс. Для выявления интернет-зависимости студентов было проведено исследование среди студентов первого года обучения. Исследование проводилось на основе методики, разработанной Кимберли Янг [26]. Опросник состоял из 40 вопросов, на каждый из которых испытуемый должен был дать ответ в соответствии с 5-балльной шкалой ликкерта (никогда -1 балл, редко - 2 балла, регулярно - 3 балла, часто -4 балла, постоянно - 5 баллов). Адаптация опросника для русского языка была произведена В. Лоску-товой. Субъектами исследования стали студенты первого года обучения, одного из ведущих технических вузов России - Национального исследовательского Томского политехнического университета. В исследовании приняли участие 359 студентов мужского пола Энергетического института Томского Политехнического университета 2017 г. приема. Возраст тестируемых от 16 до 22 лет (табл. 1). Таблица 1 Количество студентов в каждой возрастной группе Год рождения (возраст) 2000 (16) 1999(17) 1998 (18) 1997 (19) 1996 (20) 1995 (21) 1994 (22) Количество человек 9 30 261 31 13 12 3 Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия). Конечно, тест не может служить основанием для постановки диагноза, так как имеет слишком простую и прозрачную структуру. Между тем тест может служить инструментом отбора тех лиц, которым нужна консультация специалиста, а тестирование в динамике можно использовать для оценки улучшения состояния больного в процессе лечения. Студенты, прошедшие тестирование, были разделены на три группы (табл. 2), в зависимости от количества набранных баллов: 20-49 баллов - обычный пользователь интернета; 50-79 баллов - есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом; 80-100 баллов - интернет-зависимость. Таблица 2 Распределение студентов первого курса разных возрастов по группам интернет-зависимости согласно результатам тестирования по методике К. Янг Возраст, лет группа 16 17 18 19 20 21 22 16-22 Обычный пользователь, % 10,0 12,9 8,8 12,9 23,1 16,7 0,0 10,2 Есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом, % 80,0 77,4 77,3 74,2 61,5 75,0 100,0 76,7 Интернет-зависимость, % 10,0 9,7 13,8 12,9 15,4 8,3 0,0 13,1 Полученные данные свидетельствуют о значительном количестве интернет-зависимых (13,1%) среди студентов первого года обучения. Больше чем у половины опрошенных студентов (76,7%) есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. И всего 10,2% студентов являются обычными пользователями интернета. Для выявления статистически значимых отличий между результатами тестирования студентов разных возрастов был рассчитан критерий хи-квадрат Пирсона. Полученное значение критерия х2 = 10,28 не превышает критическое значение х2 (21,026) при уровне значимости p < 0,05, следовательно можно сделать вывод об отсутствии статистической взаимосвязи между возрастом тестируемых и уровнем зависимости от интернета. Столь большое количество времени, проведенного в интернете, можно было бы списать на необходимость обучения, ведь сегодня практически вся учебная деятельность реализуется через онлайн-сервисы. Однако, на заданный вопрос «На что вы тратите больше всего времени в интернете?» большинство студентов давали совершенно другие ответы (рис. 1). Рис. 1. Распределение ответов первокурсников Томского политехнического университета (%) на вопрос «На что вы тратите больше всего времени в интернете?» Всего 13% опрошенных ответили, что больше всего времени уходит на учебную деятельность. Большинство студентов (55%) проводит время в интернете общаясь в социальных сетях. Кроме того, согласно полученным результатам значительная часть студентов первого курса проводит время за онлайн-играми и просмотром видео в интернете (26%). Согласно исследованию Т. С. Спиркиной основная масса интернет-зависимых полагает, что спад интернет-активности происходит за счет обретения новых знакомых и увлечений в реальной жизни [27]. В связи с этим в качестве мероприятий, позволяющих минимизировать возможность формирования интернет-зависимости или снизить негативные факторы воздействия интернета на образовательный процесс студентов первого курса, можно выделить: 1. Организацию эффективной социокультурной адаптации первокурсников в новых условиях обучения и жизни при помощи кураторов академических групп [28]. 2. Проведение тренингов, групповых спортивных игр, массовых мероприятий и т. п. 3. Организацию службы психологической поддержки студентов. 4. Активное привлечение студентов к проведению исследовательских работ [29]. 5. Эффективную организацию образовательного процесса в электронной среде [30]. Реализация данных мероприятий в вузовской среде должна положительно повлиять на снижение уровня зависимости от интернета и повысить эффективность образовательного процесса. В заключении необходимо отметить, что злоупотребление интернетом является очень сложной и многогранной проблемой. Интернет-зависимость проявляется в бегстве в виртуальную реальность студентов, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей учебой или социальным окружением. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. Число интернет-зависимых среди студентов первого курса почти на 10% превышает число интернет-зависимых, выявленных Е.И. Цимберово, Д.О. Щурко и Н.Л. Бацуковой среди учеников и студентов в 2010 г. [21], и на 6% по сравнению с результатами исследования, проведенного С. Е. Гришиным в 2017 г. [9], но соотносится с числом интернет-зависимых, выявленных среди студентов 1-2-го курса Российского государственного профессионально-педагогического университета в 20152016 гг. [31]. 2. Отсутствие статистически значимых различий между студентами разных возрастов объясняется нахождением обучающихся в примерно одинаковых условиях: проживание в общежитии, изучение одних и тех же предметов, занятия схожей внеучебной деятельностью. 3. Продолжительное времяпрепровождение в социальных сетях связано с желанием завести новых друзей среди нового окружения, поскольку многие первокурсники приехали для обучения в университете из других городов и зачастую испытывают сложности при адаптации в новой незнакомой среде. При этом интернет-общение не должно быть основной формой проведения свободного времени и заменять общение в реальной жизни, столь глубокое погружение в социальные сети может негативно сказаться на образовательном процессе. 4. Проведение времени за онлайн-играми и просмотром видео в интернете объясняется отсутствием родительского контроля. При обучении в школах родители в определенной степени контролировали распределение свободного времени подростков, в то время как в университете они предоставлены сами себе. Часть первокурсников не готова самостоятельно ограничить свое времяпрепровождение за компьютерными развлечениями. Получив «свободу», студенты еще больше времени начинают проводить за компьютером, но не за учебой. В результате они начинают пропускать занятия и накапливать долги, что в дальнейшем может привести к серьезным проблемам с успеваемостью. 5. Полученные результаты не могут распространяться на студентов всех курсов, поскольку спустя адаптационный период возможно перераспределение числа студентов между группами интернет-зависимых. Целесообразно провести повторное исследование среди этих же студентов на втором курсе и сделать сравнительный анализ полученных данных, а также отбор способов снижения уровня интернет-зависимости.

Ключевые слова

интернет-зависимость, студенты первого курса, социальная адаптация, обучение, Internet Addiction Disorder, first-year students, social adaptation, education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лавриненко Сергей Викторович Томский политехнический университет ст. преподаватель научно-образовательного центра И.Н. Бутаковаserg86@tpu.ru
Всего: 1

Ссылки

Guan S.-S.A., Subrahmanyam K. Youth internet use: Risks and opportunities // Current Opinion in Psychiatry. 2009. 22 (4). P. 351-356. DOI: 10.1097/YC0.0b013e32832bd7e0
Nikiforov N.S., Lavrinenko S.V. Tests in education and their application in the electronic environment // 9th International Conference on Applica tion of Information and Communication Technologies, AICT 2015 - Proceedings, art. no. 7338606. 2015. P. 482-485. DOI: 10.1109/ICAICT.2015.7338606
Nalwa K., Anand A.P. Internet Addiction in Students: A Cause of Concern // Cyberpsychology and Behavior. 2003. 6 (6). P. 653-656. DOI: 10.1089/109493103322725441
Elsalhy M., Muramatsu T., Higuchi S., Mimura M. The concept and treatment of internet addiction // Brain and Nerve. 2016. 68 (10). P. 1159 1166
Morahan-Martin, J. Internet abuse: Emerging trends and lingering questions // Psychological Aspects of Cyberspace: Theory, Research, Applica tions. 2008. P. 32-69. DOI: 10.1017/CBO9780511813740.004
Griffiths D. Treating China's online addicts // BBC News. 2005. 10 October 10. Retrieved January 8, 2007 http://news.bbc.co.uk/2/hi/asiapacific/4327258.stm
Spada M.M. An overview of problematic Internet use // Addictive Behaviors. 2014. 39 (1). P. 3-6. DOI: 10.1016/j.addbeh.2013.09.007
Shaw M., Black D.W. Internet addiction: Definition, assessment, epidemiology and clinical management // CNS Drugs. 2008. 22 (5). P. 353-365. DOI: 10.2165/00023210-200822050-00001
Гришин С.Е. Интернет-зависимость молодежи // Информационная безопасность регионов. 2017. № 2 (27). С. 44-49.
Kandell J.J. Internet addiction on campus: The vulnerability of college students // Cyberpsychology and Behavior. 1998. 1 (1). P. 11-17
Beard K.W. Internet addiction: A review of current assessment techniques and potential assessment questions // Cyberpsychology and Behavior. 2005. 8 (1). P. 7-14. DOI: 10.1089/cpb.2005.8.7
Han D.H., Bolo N., Daniels M.A., Arenella L., Lyoo I.K., Renshaw P.F. Brain activity and desire for Internet video game play // Comprehensive Psychiatry. 2011. 52 (1). P. 88-95. DOI: 10.1016/j.comppsych.2010.04.004
Kim E.J., Namkoong K., Ku T., Kim S.J. The relationship between online game addiction and aggression, self-control and narcissistic personality traits // European Psychiatry. 2008. 23 (3). P. 212-218. DOI: 10.1016/j.eurpsy.2007.10.010
Subrahmanyam K., Kraut R.E., Greenfield P.M., Gross E.F. The impact of home computer use on children's activities and development // Future of Children. 2000. 10 (2). P. 123-144
Subrahmanyam K., Greenfield P., Kraut R., Gross E. The impact of computer use on children's and adolescents' development // Journal of Applied Developmental Psychology. 2001. 22 (1). P. 7-30. DOI: 10.1016/S0193-3973(00)00063-0
Hahn E., Reuter M., Spinath F.M., Montag C. Internet addiction and its facets: The role of genetics and the relation to self-directedness // Addictive Behaviors. 2017. Vol. 65. P. 137-146. DOI: 10.1016/j.addbeh.2016.10.018
Kim K., Ryu E., Chon M.-Y., Yeun E.-J., Choi S.-Y., Seo J.-S., Nam B.-W. Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: A questionnaire survey // International Journal of Nursing Studies. 2006. Vol. 43 (2). P. 185-192. DOI: 10.1016/j.ijnurstu.2005.02.005
Dufour M., Brunelle N., Tremblay J., Leclerc D., Cousineau M.-M., Khazaal Y., Legare A.-A., Rousseau M., Berbiche D. Gender Difference in Internet Use and Internet Problems among Quebec High School Students // Canadian Journal of Psychiatry. 2016. Vol. 61 (10). P. 663-668. DOI: 10.1177/0706743716640755
Yen J.-Y., Ko C.-H., Yen C.-F., Wu H.-Y., Yang M.-J. The Comorbid Psychiatric Symptoms of Internet Addiction: Attention Deficit and Hyperactivity Disorder (ADHD), Depression, Social Phobia, and Hostility // Journal of Adolescent Health. 2007. Vol. 41 (1). P. 93-98. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2007.02.002
Межевникова О.П. Интернет-зависимость молодёжи в условиях развития информационных технологий // Гуманитарный трактат. 2018. № 23. С. 34-37.
Цимберова Е.И., Щурко Д.О., Бацукова Н.Л. Интернет-зависимость - современная проблема молодёжи // Здоровье и окружающая среда. 2010. № 15. С. 341-345.
Tsai H.F., Cheng S.H., Yeh T.L., Shih C.-C., Chen K.C., Yang Y.C., Yang Y.K. The risk factors of Internet addiction-A survey of university freshmen // Psychiatry Research. 2009. Vol. 167 (3). P. 294-299. DOI: 10.1016/j.psychres.2008.01.015
Lin S.S.J., Tsai C.-C. Sensation seeking and internet dependence of Taiwanese high school adolescents // Computers in Human Behavior. 2002. Vol. 18 (4). P. 411-426. DOI: 10.1016/S0747-5632(01)00056-5
Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukopadhyay T., Scherlis W. Internet Paradox: A Social Technology That Reduces Social Involvement and Psychological Well-Being? // American Psychologist. 1998. Vol. 53 (9). P. 1017-1031
Tao Z., Wu G., Wang Z. The relationship between high residential density in student dormitories and anxiety, binge eating and Internet addiction: a study of Chinese college students // SpringerPlus. 2016. Vol. 5 (1). art. no. 1579, DOI: 10.1186/s40064-016-3246-6
Young K.S. Caught in the Net. John Wiley & Sons New York, 1998.
Спиркина Т.С. Исследование динамики интернет-зависимости // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 311. С. 159-162.
Belskaya E., Moldovanova E., Rozhkova S., Tsvetkova O., Chervach M. University smart guidance counselling (2016) Smart Innovation, Systems and Technologies, 59. P. 39-49. DOI: 10.1007/978-3-319-39690-3_4
Arpentieva M.R., Geraskina P.B., Lavrinenko S.V., Zalavina T.Y., Kamenskaya E.N., Tashcheva A.I. Directions of psychological research of academic session // Astra Salvensis. 2018. № 6. P. 646-662.
Lavrinenko S.V., Ikonnikova P.K. The effectiveness of information and communication technologies in the educational process // Proceedings -2016 11th International Forum on Strategic Technology. IFOST 2016, art. no. 7884296. 2017. P. 465-468. DOI: 10.1109/IFOST.2016.7884296
Хасанова И.И., Котова С.С. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 146-168. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-146-168
 Интернет-аддикция и проблемы адаптации студентов первого курса к учебно-профессиональной среде технического вуза | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 436. DOI: 10.17223/15617793/436/25

Интернет-аддикция и проблемы адаптации студентов первого курса к учебно-профессиональной среде технического вуза | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 436. DOI: 10.17223/15617793/436/25