К вопросу о правовой оценке правотворческого эксперимента по деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 439. DOI: 10.17223/15617793/439/29

К вопросу о правовой оценке правотворческого эксперимента по деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг

Рассмотрен правотворческий эксперимент по деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, обозначены некоторые аспекты деятельности многофункциональных центров, дана оценка эффективности нововведений, связанных с расширением полномочий многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению. Автор приходит к выводу, что введение многофункциональных центров предоставления услуг по большей части отвечает интересам граждан.

Legal Assessment of the Law-Making Experiment on the Activities of Multifunctional Centers Providing State and Municipal.pdf Разрешение вопросов совершенствования законодательства, в том числе и оценке эффективности правотворческой деятельности, представляется невозможным без улучшения методов получения правовых знаний. Одним из таких методов получения новой юридической информации в российском праве является метод правотворческого эксперимента. Предлагаем определиться с отправной дефиницией данной статьи. Под правотворческим экспериментом для целей данной статьи, которая заключается в рассмотрении метода правотворческого эксперимента в контексте конкретного эксперимента по деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности об их взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, - мы предлагаем рассматривать организованное компетентными органами государства, органами государственных образований и органами муниципальных образований испытание предполагаемых правовых нововведений в ограниченной области применения, проводимое с целью проверки предположения правового характера по заранее разработанной программе, состоящее из подготовки, проведения и подведения итогов эксперимента. Прежде всего отметим, что на современном этапе развития российского права порядок осуществления правотворческих экспериментов, к сожалению, не идеален [1]. Однако представляется возможным утверждать, что метод правотворческого эксперимента используется в России, а его результаты существенно влияют как на правовое направление развития государства, так и, в частности, на развитие некоторых его институтов. При этом актуальность обращения внимания на совершенствование нормативного правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг органами публичной власти не вызывает сомнения, она обусловлена в том числе достаточно активным развитием этого нового направления в системе государственного управления современной России. Предоставление государственных и муниципальных услуг органами публичной власти федерального, регионального и муниципального уровня и иными уполномоченными организациями основывается на общих и специальных правовых нормах. Специальным правовым источником в указанной области является Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2]. Согласно информации Министерства экономического развития Российской Федерации за 2015 г. на федеральном уровне гражданам предоставляется свыше 809 единиц государственных услуг; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлялось более чем 22 531 вид услуг, при этом в научных доктринах и российском законодательстве не сложилось единого мнения относительно понятия, содержания и правового регулирования институционального механизма государственных услуг в России [3, 4], отсутствует в полной мере единое определение роли, места и взаимодействия субъектов оказания таких услуг населению. Для решения подобных вопросов сейчас осуществляются правотворческие эксперименты. Из актуальных экспериментов интересен для исследования правотворческий эксперимент по деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности об их взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Прежде всего отметим, что правовое основание такого эксперимента нашло свое выражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» [5]. Далее считаем необходимым кратко обозначить характеристику многофункциональных центров в их правовом содержании, а также указать их организационно-правовую форму, что необходимо для определения сущности исследуемой экспериментальной деятельности, а также ее влияния на возникшие правоотношения. Осуществление услуг гражданам по принципу «одного окна» возложено на многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2]. Министерство экономического развития России опубликовало данные, согласно которым в 2011 г. имели место 655 действующих офисов многофункциональных центров в Российской Федерации, а к концу 2016 г. по России осуществляли свою деятельность свыше 1 812 таких центров [6], что указывает на позитивную роль такого института на деятельность, связанную с предоставлением услуг гражданам, а также на ее востребованность. При анализе деятельности многофункциональных центров мы, как и ряд научных исследователей [7-9], пришли к выводу, что создание и последующее совершенствование многофункциональных центров повысили эффективность государственного управления, усилили реализацию права граждан на получение информации, оптимизировали процессы и процедуры в области государственных и муниципальных услуг населению, а значит и деятельность, которая добавит новые полномочия таким центрам также подлежит рассмотрению и изучению, в том числе с использованием экспериментального метода. Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ установлены требования к организационно-правовой форме многофункционального центра; определены его основные функции, права, обязанности и ответственность; закреплена структура соглашения о взаимодействии уполномоченного многофункционального центра с соответствующими субъектами предоставления государственных и муниципальных услуг, организациями, участвующими в предоставлении услуг, иными многофункциональными центрами. Во исполнение положений законодателя Правительство Российской Федерации утвердило Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [10]. Также Минэкономразвития России и рядом иных органов принимаются акты по методическому обеспечению деятельности многофункциональных центров в различных регионах России [11, 12]. Основная деятельность многофункциональных центров носит некоммерческий характер, они создаются в целях упрощения процедур получения услуг, повышения комфортности их получения, удовлетворенности качеством, улучшения информированности населения о порядке, способах и условиях получения услуг, противодействия коррупции, ликвидации рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг. К основным видам деятельности многофункциональных центров отнесены организация централизованного предоставления услуг на всей территории субъекта Российской Федерации; заключение соглашений о взаимодействии с федеральными и органами исполнительной власти субъектов РФ, иными организациями; осуществление функции оператора автоматизированной информационной системы многофункциональных центров, расположенных на территории субъекта России, и др. Наряду с основными видами деятельности многофункциональные центры субъектов Российской Федерации осуществляют консультационную и курьерскую деятельность, организуют предоставление дополнительных услуг по фотографированию, ксерокопированию, услуги по оплате жилья, общественного питания, торговли и др. К особенностям многофункционального центра нужно отнести и то обстоятельство, что его управленческая и экономическая самостоятельность обусловлена особенностями самих организационно-правовых форм учреждения, а именно бюджетных, автономных или казенных. Определяя организацию предоставления государственных и муниципальных услуг как управленческую функцию некоммерческого характера, мы считаем, что законодатель обоснованно установил в качестве организационно-правовой формы многофункционального центра государственное или муниципальное учреждение. К примеру в Алтайском крае и Кемеровской области организационно-правовая форма многофункциональных центров - автономное учреждение [13, 14]. При этом необходимо отметить, что федеральными законами предусмотрена возможность существования иной организационно-правовой формы многофункциональных центров. В пункте 4 (2) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 установлено, что организация предоставления в многофункциональных центрах (включая прием документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и выдачу ее результата, а также совершение в многофункциональном центре иных действий, требующих личного присутствия заявителя при предоставлении государственной услуги, без личной явки заявителя в органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, на территории которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, наделенные полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния») государственных услуг, указанных в перечне, предусмотренном абз. 6 п. 1 настоящего постановления, осуществляется в порядке эксперимента. При этом в данном правовом акте в п. 4 (3) определены многофункциональные центры, в которых проводится такой правотворческий эксперимент, а также утверждены планы мероприятий по его проведению. Анализ всех документов, опубликованных к настоящему времени по данному правотворческому эксперименту, связанному с многофункциональными центрами, позволяет судить о недостаточности количества опубликованных документов по его проведению, в частности нам не удалось найти достаточно подробную программу такого эксперимента на официальных электронных ресурсах соответствующих органов с указанием конкретных сроков и объема экспериментальной деятельности. Также не удалось найти промежуточные итоги этого эксперимента, что может привести к недоверию населения к данному правовому методу, а также сказаться на его результативности. Нам представляется, что указанные выше особенности экспериментальной деятельности, связанной с определениями полномочий многофункциональных центров, подлежат обязательному учету субъектами эксперимента, что приведет к более эффективной и результативной проверке таких нововведений. Исходя из целесообразности, анализируя мнения специалистов, а также исследуя те правовые последствия, которые наступили в связи с передачей многофункциональным центрам функций, в том числе экспериментальных функций по государственной регистрации рождения, государственной регистрация смерти, мы пришли к выводу, что результаты правотворческого эксперимента по деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, свидетельствуют о необходимости распространения данной деятельности на всю страну. Введение многофункциональных центров предоставления ряда услуг по большей части отвечает интересам граждан, в частности по ликвидации рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также необходимо для создания комфортных условий для получения государственных и муниципальных услуг в рамках административной реформы в России. Представляется, что в дальнейших правотворческих исследованиях в данной области должны быть представлены вопросы расширения функций предоставления многофункциональными центрами государственных и муниципальных услуг населению, принимая во внимание допустимые пределы консти-туционализации. Поэтому отраслевое законодательство субъектов Российской Федерации в области предоставления государственных и муниципальных услуг населению должно формироваться на основе Конституции Российской Федерации [15] в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, не упуская возможность испытывать важные правовые нововведения с использованием метода правотворческого эксперимента для избрания верных юридических решений.

Ключевые слова

правотворческий эксперимент, методология, правовой эксперимент, метод познания, теория права, многофункциональный центр, lawmaking experiment, methodology, legal experiment, learning method, legal theory, multifunctional center

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фатьянов Илья ВалерьевичБеловский институт (филиала) Кемеровского государственного университетаканд. юрид. наук, преподаватель кафедры общественных наукfiv_d@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Фатьянов И.В. Экспериментально-правотворческий процесс в России: основные проблемы и пути их решения // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 6. С. 44-49.
Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) «Об организации предоставления государственных и муници пальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4179.
Исаков А.Р. Обеспечение качества государственных услуг: административно-правовой аспект : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Сара тов, 2014. С. 7.
Кулдыбаева И.У. Правовое регулирование предоставления электронных государственных услуг : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Челя бинск, 2014. С. 8.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года (ред. от 08.02.2017 г.) № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.10.2011. № 40. Ст. 5559.
URL: http://ar.gov.ru/files/library/copy_prik_13.1_TishinDV.pdf. (дата обращения: 24.03.2017 г.).
Давыдов К.В., Старилов Ю.Н. Формирование системы государственного управления и эффективного правительства // Правовая наука и реформа юридического образования. 2011. № 1. С. 135-139.
Бледнова Е.М. Многофункциональные центры оказания государственных услуг в структуре гарантий реализации права на информацию // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6. С. 28-30.
Кандрина Н.А. Об основных признаках и организационно-правовой форме многофункциональных центров предоставления государ ственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 3. С. 45-50.
Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года (ред. от 17.02.2017 г.) № 1376 // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012. № 53. Ст. 7932.
Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункц. центрами предоставления гос. и муницип. услуг и фед. органами исполн. власти, органами гос. внебюджетных фондов, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления: Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2012 года (ред. от 15.04.2013 г.) № 13 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 07.05.2012. № 9.
Об утв. Метод. реком. по обеспеч. деят-ти многофунк. центров предоставл. гос. и муницип. услуг в части функц. информ. систем многофункц. центров предоставл. гос. и муницип. услуг, средств безоп., каналов связи для обеспечения электр. взаимодействия с федер. органами исполн. власти: Приказ Минэкономразвития России от 22.01.2014 года № 21//Справ. прав. сист. «Консультант Плюс». 2017 г.
О создании краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края: Постановление Администрации Алтайского края от 21 декабря 2010 года № 566 // Сборник законодательства Алтайского края. 25.12.2010. № 176. Ст. 361.
Об утверждении перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти, предоставление которых организуется на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Кемеровской области: Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 июля 2012 года № 230 // Электронный бюллетень Коллеги Администрации Кемеровской области. 26.07.2012. URL: http://www.zakon.kemobl.ru/25062012.htm (дата обращения: 24.03.2017 г.).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ; от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 21.01.2009. № 4. Ст. 445.
 К вопросу о правовой оценке правотворческого эксперимента по деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 439. DOI: 10.17223/15617793/439/29

К вопросу о правовой оценке правотворческого эксперимента по деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 439. DOI: 10.17223/15617793/439/29