Научно-исследовательская деятельность в подготовке педагогов физической культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 440. DOI: 10.17223/15617793/440/22

Научно-исследовательская деятельность в подготовке педагогов физической культуры

Теоретически обосновывается значение научно-исследовательской деятельности в профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры. Комплекс теоретических и эмпирических исследований позволяет выявить предпосылки успешности, ведущие мотивы, препятствия при формировании научно-исследовательских компетенций у будущих педагогов физической культуры. Доказано, что целесообразно включать элементы научно-исследовательской деятельности в учебный процесс студентов младших курсов.

Research Activities in the Training of Physical Education Teachers.pdf Сегодня повсеместное внедрение научно-исследовательской деятельности в практическую работу образовательных организаций - это не только модная тенденция, но и способ повышения эффективности работы дошкольных, общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведений. Для распространения прогрессивного педагогического опыта на базе наиболее продвинутых образовательных организаций создают экспериментальные площадки, проводят конференции обучающихся и педагогов, вводят ставки научных руководителей организации или заместителей руководителя по научному профилю. Общественность признала, что преподавание, методическая и научно-исследовательская деятельность составляют сущность педагогического труда. Данные научных исследований [1. С. 44] и практика доказали, что современный педагог является исследователем, способным к научной деятельности и постоянному саморазвитию. Сегодня государству и обществу требуется современный, грамотный педагог физической культуры с многопрофильными знаниями, умениями, навыками, компетенциями [2-5]. Неудивительно, что необходимость подготовки будущего педагога к научно-исследовательской деятельности нашла отражение в тексте федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [6]. Цель исследования - дать характеристику научно-исследовательской деятельности в подготовке педагогов физической культуры. Задачи исследования: 1) выявить значение научно-исследовательской деятельности в структуре профессиональной деятельности педагога физической культуры; 2) определить отношение к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов на начальном этапе обучения в вузе; 3) выявить наиболее эффективные методы, применяемые вузовскими преподавателями на учебных занятиях по специальным предметам у будущих педагогов физической культуры для формирования научно-исследовательских компетенций. Анализ текста ФГОС ВО для педагогических вузов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) от 02 марта 2016 г. позволяет выявить в качестве видов профессиональной деятельности, к которым готовятся будущие педагоги в вузе, не только педагогическую, проектную, культурно-просветительскую, но и научно-исследовательскую. Таким образом, государственная политика в области высшего образования определяет научно-исследовательскую деятельность составной и необходимой частью профессии педагога, в том числе и педагога физической культуры. В тексте ФГОС ВО бакалавров педагогического образования уточняются профессиональные задачи, которые должны решаться педагогами, среди них: постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования, а также использование в профессиональной деятельности методов научного исследования. Федеральным государственным образовательным стандартом также регламентировано, что в процессе обучения в вузе у будущего педагога физической культуры должны быть сформированы две важные профессиональные компетенции (далее научно-исследовательские компетенции): 1) готовность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); 2) способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12). Таким образом, современный компетентный педагог физической культуры не только сам способен организовать научное исследование и описать его результаты, но и привлечь к научно-исследовательской деятельности обучающихся, это исследователь, способный и имеющий готовность к научной работе и постоянному саморазвитию. Современные реалии таковы, что научно-исследовательские конкурсы, конференции, проекты сегодня проводятся не только в вузах и организациях среднего профессионального образования, но и в общеобразовательной школе (начальное, среднее, старшее звено) и даже в дошкольных образовательных организациях. С расширением в последние годы целевой аудитории для участия в научно-исследовательской деятельности связаны высокая актуальность и значимость научно-исследовательских компетенций педагогов всех уровней образования: дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования, что подчеркивает практическую значимость нашего исследования. Для определения отношения к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов на начальном этапе обучения в вузе в 2016-2017 гг. на базе ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» было организовано анкетирование студентов первого курса факультета физической культуры и спорта (n = 85), результаты которого обобщены в табл. 1. Таблица 1 Отношение будущих педагогов физической культуры к научно-исследовательской деятельности на этапе обучения в вузе Количество человек Количество № Перечень вопросов и ответов респондентов, % (n = 85) 1 Считаете ли Вы научно-исследовательскую работу студентов в вузе важным компонентом подготовки? 1.1 Да 75 88 1.2 Нет 10 12 2 Хотите ли Вы принимать участие в организации и проведении научных исследований самостоятельно или совместно с преподавателями университета? 2.1 Да 53 62,4 2.2 Нет 32 37,6 3 Имеет ли преимущества, на Ваш взгляд, выпускник факультета физической культуры и спорта с опытом научно-исследовательской деятельности в сравнении с выпускником без аналогичного опыта? 3.1 Да 66 77,6 3.2 Нет 19 22,4 4 Укажите личностные и профессиональные качества, отличающие студента с опытом научно-исследовательской деятельности (число ответов неограниченно) 4.1 Широкий кругозор 73 85,9 4.2 Грамотная речь 59 69,4 4.3 Способность к анализу 47 55,3 4.4 Конкурентоспособность 41 48,2 4.5 Мобильность 31 36,5 4.6 Стрессоустойчивость 22 25,9 4.7 Способность к самопрезентации 21 24,7 4.8 Коммуникативные качества 1 1,2 4.9 Активность 1 1,2 5 Имеете ли Вы опыт научно-исследовательской деятельности, полученный на этапе обучения в школе? 5.1 Да 28 33 5.2 Нет 57 67 6 Если на предыдущий вопрос Вы ответили утвердительно, то в какой форме Вы получили опыт научно-исследовательской деятельности в школе (число ответов неограниченно)? 6.1 Выступления с докладами на школьной и городской конференции 19 22,4 6.2 Анализ научно-методической литературы 6 7 6.3 Подготовка и публикация научной статьи 1 1,2 7 Какие факторы, на Ваш взгляд, являются условиями повышения интереса и мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе? 7.1 Материальное поощрение (в форме грантов, стипендий) 56 65,9 7.2 Влияние достижений научно-исследовательской деятельности на академическую успеваемость 34 40 7.3 Включение в учебный процесс методических приемов с направленностью на формирование научно-исследовательских компетенций 30 35,3 7.4 Вовлечение студентов в работу научных кружков 1 1,2 Подавляющее большинство респондентов (88%) считают научно-исследовательскую работу студентов важным компонентом подготовки будущего педагога. Одновременно с этим больше половины опрошенных (62,4%) высказали желание принимать участие в организации и проведении научных исследований самостоятельно или совместно с преподавателями факультета. Большинство опрошенных (77,6%) считают, что выпускник факультета физической культуры и спорта, обладающий высокой мотивацией и в студенческие годы хорошо проявивший себя в научно-исследовательской деятельности, имеет значительные преимущества в самостоятельной преподавательской деятельности в школе, техникуме или в вузе относительно выпускников без подобного рода достижений. Опыт автора свидетельствует о том, что студентов необходимо своевременно информировать о проходящих конкурсах стипендий внутривузовского, регионального, всероссийского уровней, о конкурсах индивидуальных грантов, активно привлекать к выполнению научно-исследовательских работ в составе коллектива преподавателей и аспирантов, так как отдельные студенты с большим желанием включаются в научно-исследовательскую деятельность посредством перечисленных способов работы. Наш опыт позволяет согласиться с позицией А.Ф. Мустаева [7. С. 9], доказавшего, что научно-исследовательская деятельность студентов педагогического вуза имеет свою специфику. Солидаризируемся с исследователем Т.Г. Ильиной [8. С. 65-66], подразделяющей научно-исследовательскую деятельность студентов вуза на два вида: учебную (предусмотренную действующими учебными планами) и внеучебную, выходящую за рамки требований учебных планов. В работе Т.Г. Ильиной достаточно под робно представлены формы научно-исследовательской деятельности, повсеместно используемые нами в подготовке будущих педагогов физической культуры, среди них: выполнение лабораторных работ, написание рефератов, участие в предметных олимпиадах, подготовка докладов, выполнение заданий научно-исследовательского характера (в том числе при прохождении учебных и производственных практик), изучение или формулирование методологического аппарата исследования, подготовка научных обзоров, публикация научных и методических статей, работа с кейсами, участие в научных конкурсах, участие в научно-исследовательских играх, участие в грантах, проектах, научных сообществах и кружках, в научных семинарах, конференциях, круглых столах. В контексте популяризации научно-исследовательской деятельности среди студентов и формирования у них научно-исследовательских компетенций для нашего исследования представляют большой интерес методы, которые преподаватели включают в содержание учебных занятий по специальным учебным дисциплинам у будущих педагогов физической культуры. На основании литературных данных и собственных педагогических наблюдений мы можем считать такими методами учебные задания, включающие: постановку проблемы, изучение теории и практического опыта, подбор и изучение методов исследования, сбор и анализ собственного материала, формулирование выводов [9. С. 31]. Вслед за Е.Н. Михайловой [10. С. 6] отметим, что учебные задания для формирования научно-исследовательских компетенций содержат в себе один из трех элементов исследовательской деятельности: целеполагание (выделение цели деятельности), целевыполнение (определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных целей), рефлексию, анализ результатов деятельности (соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью). Основой нашего практического опыта по приобщению студентов к научно-исследовательской деятельности стало формирование исследовательской компетентности будущих педагогов физической культуры. Поддерживаем позицию исследователя Е.Н. Михайлова, которая определила исследовательскую компетентность как совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, позволяющих человеку быть в позиции исследователя по отношению к окружающему миру. Позиция исследователя выражается через чувствительность к проблемам окружающего мира, умение распознать и разрешить проблемную ситуацию с любым произвольным объектом или явлением окружающего мира, используя для этого различные теоретические и эмпирические источники информации. Нельзя не согласиться с автором в том, что исследовательская компетентность, несомненно, является показателем интеллектуального уровня развития мыслительных процессов и исследовательской активности личности. В нашем исследовании в роли респондентов выступили не только студенты факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», но и преподаватели (n = 8), проводящие со студентами занятия по специальным теоретическим учебным дисциплинам (например, «История физической культуры», «Теория физической культуры», «Методика физической культуры», «Теория и методика обучения предмету физическая культура», «Теория и методика спортивной тренировки», «Психология физической культуры», «Фармакология спорта»). Целью опроса преподавателей стало выявление наиболее эффективных методов обучения, используемых преподавателями на занятиях по специальным теоретических дисциплинам, для формирования научно-исследовательских компетенций студентов. Результаты анкетирования преподавателей представлены в табл. 2. Результаты исследования среди студентов и преподавателей факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета свидетельствуют о том, что в настоящее время и студенты, и педагоги заинтересованы в приобщении будущих учителей физической культуры на этапе обучения в вузе к научно-исследовательской деятельности. Все субъекты учебного процесса морально согласны с возможностью приемов морального и материального стимулирования студентов к научно-исследовательской деятельности. Если вопросы материального стимулирования студентов сегодня решены в достаточной степени в форме стипендий различного уровня, то система материального стимулирования преподавательского состава в педагогических вузах требует дальнейшего совершенствования, в том числе посредством выделения объективных критериев оценки результативности руководства научно-исследовательской деятельностью студента. Для нашего исследования является важным, что подавляющее большинство преподавателей (87,5%) целенаправленно ориентируют студентов на участие в научно-исследовательской деятельности посредством учебных занятий. В связи с этим для большей наглядности мы далее приводим перечень заданий и тем, используемых на занятиях со студентами 3 -го курса по профильной теоретической учебной дисциплине «Теория и методика физической культуры» в форме таблицы (табл. 3). В таблице 3 продемонстрирована последовательность формирования научно-исследовательских компетенций студентов в процессе учебных занятий на примере учебного курса «Теория и методика физической культуры». Все подобранные задания указаны в соответствии с принципом «от простого к сложному» и содержат в себе один или несколько признаков научно-исследовательской деятельности: постановку проблемы, изучение теории и практики, подбор и изучение методов исследования, сбор и анализ соб- Отношение преподавателей к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов физической культуры на этапе обучения в вузе № Перечень вопросов и ответов Количество человек Количество респондентов % (n = 8) 1 Считаете ли Вы научно-исследовательскую работу студентов в вузе важным компонентом подготовки? 1.1 Да 8 100 1.2 Нет 0 0 2 Имеет ли преимущества, на Ваш взгляд, выпускник факультета физической культуры и спорта с опытом научно-исследовательской деятельности в сравнении с выпускником без аналогичного опыта? 3.1 Да 8 100 3.2 Нет 0 0 3 Укажите личностные и профессиональные качества, отличающие студента с опытом научно-исследовательской деятельности (число ответов неограниченно) 3.1 Грамотная речь 6 75 3.2 Конкурентоспособность 5 62,5 3.3 Широкий кругозор 5 62,5 3.4 Способность к анализу 5 62,5 3.5 Способность к самопрезентации 5 62,5 3.6 Исследовательская грамотность 4 50 3.7 Стрессоустойчивость 3 37,5 3.8 Мобильность 2 25 4 Какие факторы, на Ваш взгляд, являются условиями повышения интереса и мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе (число ответов неограниченно)? 4.1 Материальное стимулирование студентов в форме повышенных и именных стипендий вузовского, регионального, всероссийского и международного уровней 7 87,5 4.2 Материальное стимулирование научных руководителей через премии, гранты, стипендии 7 87,5 4.3 Включение в содержание занятий по специальным теоретическим дисциплинам методических приемов для формирования научно-исследовательских компетенций 7 87,5 4.4 Повышение осведомленности студентов и их научных руководителей, кураторов о проводимых конференциях, олимпиадах, конкурсах 5 62,5 4.5 Учет результатов научно-исследовательской деятельности при получении образования на следующих этапах (в магистратуре, аспирантуре) 1 12,5 4.6 Улучшение исследовательской базы 1 12,5 5 Какие мотивы к занятиям научно-исследовательской деятельностью Вы целенаправленно формируете у студентов (неограниченное число ответов)? 5.1 Мотивы к успешной работе по профессии в настоящее время и в будущем 7 87,5 5.2 Мотивы одобрения и повышения социального статуса студента 5 62,5 5.3 Мотивы повышения академической успеваемости (в том числе в период государственной итоговой аттестации) 5 62,5 5.4 Мотивы повышения материального достатка 3 37,5 5.5 Мотив успешного выполнения индивидуальных исследований в форме курсовых и дипломных работ 2 25 6 Какие методы и задания Вы включаете в содержание семинарских занятий для формирования научно-исследовательских компетенций студентов (неограниченное число ответов)? 6.1 Подготовка и публичная защита докладов 7 87,5 6.2 Подготовка научной статьи и / или доклада для выступления на студенческой конференции 6 75 6.3 Проектирование (моделирование) педагогического эксперимента 6 75 6.4 Анализ научных статей 5 62,5 6.5 Разработка анкеты и / или проведение анкетирования 5 62,5 6.6 Разработка методологического аппарата исследования 4 50 6.7 Обсуждение результатов индивидуального исследования в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы 1 12,5 На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Современный педагог физической культуры обладает научно-исследовательскими компетенциями, т.е. способен в окружающей действительности выявлять имеющиеся проблемы и, моделируя педагогический процесс, помогать их решению, может не только самостоятельно участвовать в исследовании, но и приобщать к научно-исследовательской деятельности воспитанников и коллег. 2. Большинство первокурсников факультета физической культуры и спорта осознают важность научно-исследовательской деятельности и имеют к ней положительное отношение. Данный факт является позитивной предпосылкой эффективности приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе. Формирование научно-исследовательских компетенций студентов на учебных занятиях ственного материала, формулирование выводов. Счи- будет интересен вузовским преподавателям профиль-таем, что представленный практический материал ных и педагогических теоретических дисциплин. Таблица 3 № Темы Методы и суть заданий для студентов Кол-во занятий Примечание 1 Технология воспитательной работы педагога по физической культуре. Методика воспитания физических способностей дошкольников школьников, занимающихся в секциях по разным видам спорта Анализ научных и научно-методических статей (по предложенному алгоритму и в произвольной форме) 3-4 Задания: на первом занятии - выделить суть прочитанной статьи и в трех предложениях, сформулировать свое отношение к ней; - на втором занятии - выявить актуальность, противоречие и способы его решения автором, сформулировать авторскую позицию одним предложением; - на третьем занятии - изучить 2-3 статьи по схожей тематике, выявить общее и различия во мнении авторов и на основе анализа составить сравнительную таблицу, сформулировать выводы по таблице 2 Структура процесса обучения. Методика формирования двигательных умений и навыков у дошкольников, школьников, занимающихся различными видами спорта Анализ научной статьи по выявлению методологического аппарата исследования 1 Сформулировать объект, предмет, цель задачи исследования, используемые методы исследования, кратко сформулировать выводы по каждой задаче 3 Профессиональная деятельность педагога по физической культуре Изучение перечня специальных конкурсов для студентов и аспирантов, имеющих достижения в научно-исследовательской деятельности (вузовского, регионального, всероссийского уровней). Знакомство с профессионально ориентированным интернет-ресурсами 1 Слайд-презентация сопровождается комментариями преподавателя, вопросами и ответами аудитории, приветствуется обсуждение интересующих аспектов 4 Методика проведения занятий урочного типа с различным контингентом в разнообразных образовательных организациях Подготовка и защита докладов в группе 1-2 Занятие проводится в форме научной конференции, организованной студентами 5 Средства и методы физической культуры, используемые с различным контингентом в разнообразных образовательных организациях Составление анкеты для изучения актуальной проблемы. Презентация результатов проведенного опроса на выборке 5-10 человек 2 На первом занятии - знакомство с технологией составления анкеты. На втором занятии - доклады студентов и обсуждение хода проведения анкетирования, сложностей, особенностей формулирования вопросов и вариантов ответов, интерпретации полученных данных 6 Система физической культуры Схематическое изображение системы физической культуры, системы физического воспитания и системы спорта. В задании необходимо выявить общее и различия в указанных системах по критериям: организации и учреждения, структура управления и подготовки кадров, контингент, формы организации 1 Презентация систем и их описания в форме докладов и обсуждения 7 Физическое воспитание дошкольников, школьников, студентов Моделирование педагогического процесса (учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, тренировочного процесса), изучаемого в форме курсовой работы 1 Презентация сути педагогического процесса в форме схемы, коллективное обсуждение Современные реалии таковы, что будущему педа- фессиональной обязанностью в самостоятельной гогу уже на этапе обучения в вузе необходимо полу- педагогической деятельности. При этом наш опыт чить опыт организации научной конференции. Одна- свидетельствует, что при целенаправленном формико, наш опыт показывает, что большинство студентов ровании научно-исследовательских компетенций у испытывают страх к занятиям наукой, считают этот студентов на учебных занятиях к третьему курсу в процесс сложным и трудоемким, приносящим успехи среднем на 50% увеличивается число обучающихся, через несколько лет. При этом студент ориентирован проявляющих исследовательскую грамотность, на успех не только в будущем, но и в настоящем. Вы- успешно выступающих с докладом на ежегодной ход из сложившейся ситуации видится нами в целе- студенческой конференции, возрастает качество направленном формировании научно-исследо- публикаций в сборнике студенческой конференции, вательских компетенций у студентов посредством снижается страх и повышается уверенность студенучебных занятий. та при защите курсовой и выпускной квалификаци- 3. Опросы показывают, что в учебном процессе онной работы. Однако методика формирования будущих учителей физической культуры вузовские научно-исследовательских компетенций будущих преподаватели чаще всего используют подготовку и педагогов физической культуры на учебных занятипубличную защиту докладов, при этом в незначи- ях по профильным дисциплинам требует своего тельной степени готовят студентов к организации дальнейшего теоретического и практического обосшкольных научных конференций, что будет их про- нования.

Ключевые слова

будущие педагоги физической культуры, студенты, бакалавры педагогического образования, научно-исследовательская деятельность, учебный процесс, future teachers of physical education, students, bachelors of pedagogical education, research activity, educational process

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аксёнова Анастасия Валентиновна Томский государственный педагогический университет канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики обучения физической культуре и спортуonti@tspu.edu.ru
Всего: 1

Ссылки

Михайлова Е.Н. Развитие системы непрерывного педагогического образования России на рубеже XX-XXI веков // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. Вып. 3, № 77. С. 44-46.
Шилько В.Г., Гусева Н.Л. Социологический анализ образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности студентов // Вестник Томско го государственного университета. 2011. № 352. С. 199-202.
Загревская А.И., Шилько В.Г. Технологический подход к физкультурному образованию студентов на основе модульного обучения // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 197-203.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути ее освоения обществом и личностью // Тео рия и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.
Пешков В.Ф., Копытов А.Д. Теоретическое и практическое обоснование педагогических условий профессиональной подготовки педагога физической культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2003. Вып. 3, № 35. С. 8-14.
Сайт Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://: fgosvo.ru/440305 (дата обращения: 22.03.2017).
Мустаев А.Ф. Управление научно-исследовательской и инновационной образовательной деятельностью педагогического университета // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. № 1 (20). С. 8-14.
Ильина Т.Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов // Проблемы учета и финансов. 2014. № 4 (16). С.65-71.
Балашова В.Ф. Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре, формируемые и применяемые в научно-исследовательской деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 2 (80). С. 30-34.
Михайлова Е.Н. Исследовательская компетентность как цель и ресурс профессионального саморазвития педагога в концепции праксео-логического подхода // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 6, № 84. С. 5-8.
 Научно-исследовательская деятельность в подготовке педагогов физической культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 440. DOI: 10.17223/15617793/440/22

Научно-исследовательская деятельность в подготовке педагогов физической культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 440. DOI: 10.17223/15617793/440/22