Региональная политика Европейского Союза в Валлонии (2000-2017 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/17

Региональная политика Европейского Союза в Валлонии (2000-2017 гг.)

Рассматривается вопрос региональных диспропорций в Бельгии, а также попытки их сглаживания в рамках программ Европейского Союза, направленных на уравнивание экономического развития регионов. На примере региональной политики ЕС в отстающем регионе Валлония показываются форма и качество данной политики в целом. Рассматриваются исторические предпосылки социально-экономической отсталости региона и эффективность проводимых в прошлом и приводящихся на сегодняшний день программ.

The EU Regional Policy in Wallonia (2000-17).pdf После более чем 200-летнего экономического перевеса франкоязычной Валлонии над голландоязыч-ной Фландрией вплоть до Второй мировой войны экономическое развитие регионов постепенно выравнивалось, а позднее ситуация кардинально изменилась. Валлония была процветающим промышленным центром Бельгии, тогда как Фландрия развивала сельское хозяйство и пополняла казну государства за счет порта Антверпен. После Второй мировой войны экономика страны осталась практически неповрежденной, что и способствовало быстрому развитию регионов, в частности Фландрии, получавшей дивиденды от использования Антверпена многими сопредельными странами. Однако трудности в модернизации экономики, опиравшейся только на промышленность Валлонии и импорт сырья из африканской колонии Конго, вскоре привели экономику страны к относительному упадку. В 1950-1960-х гг. экономическое положение страны было неоднозначным: взаимоотношения с партнерами по Бенилюксу и ЕОУС давали определенные преимущества экономике страны, однако обретение независимости Конго в 1960 г. ввергло экономику в рецессию. В этот период в Валлонии происходила ликвидация убыточных предприятий и шахт, что повлекло за собой рост безработицы в регионе. Эти события заставили власти пересмотреть экономическую политику государства, а также начать развитие современных отраслей промышленности во Фландрии. С Юга на Север, из Валлонии во Фландрию, были переведены предприятия черной и цветной металлургии. Перемещение экономического центра во Фландрию сопровождалось ростом привлекательности этого региона для иностранных инвесторов и государственных капиталовложений: 64% инвестиций доставалось фламандскому региону, а Валлонии только 27%; распределение государственных средств происходило почти в таких же пропорциях: 62 на 38% соответственно. В 1966 г. национальный доход на душу населения Фландрии в первый раз за всю историю государства превысил национальный доход на душу населения в Валлонии [1. C. 331]. Сейчас в Бельгии остро стоит вопрос о развитии Валлонии. Цель данной работы - показать эффективность региональной политики Европейского Союза для проблемного региона Бельгии - Валлонии. Исследование проводилось с опорой на работы отечественных авторов и официальные программные документы Евроко-миссии и правительства Валлонии. Бельгия получала довольно большие преимущества от европейской интеграции, однако с экономическим ростом страны одновременно шло увеличение разрыва в экономическом развитии между Севером и Югом. Региональный разрыв влечет за собой диспропорции в размещении капиталов как в промышленности, так и в сфере услуг. Во многом это объясняется оттоком инвестиций из Валлонии и притоком во Фландрию, где сосредоточены основные предприятия современных отраслей промышленности. Также региональные диспропорции усугубляют инфляционные проблемы и безработицу. Начало ХХ1 в. ознаменовалось реформами региональной политики Европейского Союза. Новая политика объяснялась сокращением ресурсов структурных фондов и вступлением в ЕС новых стран, почти все из которых имели доход ниже среднего по Евросоюзу. Кроме того, в 1999 г. были разработаны новые цели региональной политики для финансового периода 2000-2006 гг. [2. C. 80]. Цель 1: оказание помощи слаборазвитым регионам, ВВП которых менее 75% от среднего по ЕС. В таких регионах проживало около 20% населения ЕС. Для реализации этой цели выделялось около 70% (136 млрд евро) средств региональной политики. Финансирование обеспечивалось всеми структурными фондами. Цель 2: способствование экономической и социальной конверсии в регионах, зависящих от развития определенных сфер народного хозяйства и имеющие проблемы инфраструктуры. На решение этих проблем было выделено около 22 млрд евро. Помощь оказывалась вне ареала «цели 1». Цель 3: помощь снижению безработицы и изменение системы переобучения (не распространялась на регионы, подходящие для цели 1). Ассигнования на эту цель составили около 24 млрд евро. В этот период для Валлонии реализовывалась программа INTERREG IIIA Бельгия / Франция / Люксембург, которое предполагало трансграничное сотрудничество (объединенное региональное развитие граничащих районов). Программа имела несколько приоритетных целей: 1) обеспечение поддержки сетей между основными политическими игроками с целью разработки совместного трансграничного подхода к пространственному развитию, разработки общих инструментов наблюдения, согласования инструментов планирования и создания служб и инфраструктуры для укрепления общих стратегий; 2) содействие экономическому динамизму через развитие сети работников и экономических операторов; 3) усиление привлекательности трансграничных регионов и защита их окружающей среды; 4) содействие человеческому развитию, использованию человеческих ресурсов и усилению социальной и культурной интеграции. Европейский фонд развития регионов (ЕФРР) выделил на реализацию программы 25 млн евро, в то время как общий бюджет программы составил 56 млн евро [3]. Другой инициативой Сообщества стала LEADER+, направленная на развитие сельского хозяйства. Её приоритетными целями являлись: 1) использование новых технологий для способствования конкурентоспособности товаров и услуг на территории Валло-нии; 2) улучшение качества жизни в сельских зонах; 3) увеличение стоимости местных продуктов путем упрощения доступа к рынкам для малых структур производства; 4) переоценка природных и культурных ресурсов; 5) развитие сельского хозяйства. На реализацию этой программы было выделено 11 млн евро из структурных фондов [4]. URBAN II, нацеленная на развитие городов и агломераций, находящихся в состоянии кризиса, стала ещё одной инициативой, реализовывавшейся в Вал-лонии. Под влияние программы попали города коммуны Самбрвиль: Арзимон, Овле, Фализоль, Кеумие, Муаньле, Тамин и Велен-Сюр-Самбр. Высокий уровень безработицы и преступности, нищета и сокращение населения явились основными причинами реализации данной программы в этих городах. Приоритетными отраслями стали: 1) восстановление существующих построек; 2) Предпринимательство и трудовые договоры; 3) борьба с социальным исключением и дискриминацией; 4) интегрированные системы и повышение эффективности общественного транспорта; 5) сокращение и обработка отходов, эффективное управление водными ресурсами, снижение уровня шумового загрязнения и т.д.; 6) развитие потенциала, связанного с информационными и коммуникационными технологиями; 7) стратегии, ориентированные на организационные реформы, на управление, основанное на участии, и делегации. Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) выделил 7 млн евро на реализацию URBAN II в Валлонии [5. C. 26-27]. Эно (Hainaut), одна из пяти валлонских провинций, попадавших под критерии цели 1 региональной политики ЕС. Это провинция насчитывает 1,2 млн населения (40% от населения Валлонии), она также характеризовалась высокой безработицей - 15,4% из-за недостатка рабочих мест. Эно страдает от недостаточной диверсификации, дефицита разработок и исследований, низкого уровня подготовки и загрязнения окружающей среды. Помимо недостатков, провинция имеет и ряд преимуществ, таких как центральное географическое положение, хорошо развитая транспортная инфраструктура, высокая производительность труда, качество человеческих ресурсов и благоприятная для бизнеса среда. Европейская комиссия активно участвовала в со-финансировании программы кратковременной поддержки Эно Objective 1. На её осуществление из бюджета таких фондов, как ЕФРФ, Европейский социальный фонд (ЕСФ), Фонд руководства и гарантий для сельского хозяйства (ФРГСХ) и Финансовый инструмент руководства для рыболовства (ФИРР), было выделено 672,5 млн евро, а общий бюджет составил 2,2 млрд евро. Основными целями программы являлись: 1) увеличение производственной базы региона через содействие капиталовложениям, диверсификацию финансовых инструментов, определение мер, необходимых бизнесу для экономической стимуляции и приобретение материалов и оборудования для агентств социальной интеграции; 2) содействие росту с помощью науки; 3) развитие возможностей сельского, лесного хозяйств и аквакультуры; 4) способствование привлекательности региона с помощью реставрационных работ и улучшение его имиджа; 5) усовершенствование доступа к рынку труда путем адаптации образовательных систем для нужд и ожиданий бизнеса; 6) создание условий для реинтеграции в рабочую среду и обеспечение социальной интеграции - поддержка безработных и обездоленных людей [6]. Местное правительство Валлонии, представленное его премьер-министром, являлось руководящим органом для программы цели 1, который также ответствен за выбор проектов, оцениваемых и предлагаемых Целевой группой. Управление программой осуществляется директоратом Европейской программы. За мониторинг этой программы отвечают соответствующие структуры: ЕФРР: Министерство экономики Валло-нии; ЕСФ: Министерство занятости Валлонии; ФРГСХ и ФИРР: Министерство сельского хозяйства Валлонии. На период 2000-2008 гг. ожидалось суммарное привлечение дополнительных инвестиций примерно в размере 1,5 млрд евро, что соответствует ежегодному увеличению роста в среднем на 0,26%, по докладу 2008 г. данные практически совпали. В вопросе занятости населения ожидалось создание 12,175 тыс. рабочих мест к 2008 г., реальный эффект в сфере занятости составил 10,8 тыс. мест к этому же году. Также должно было произойти смягчение падения занятости в промышленном секторе до 1,170 тыс. мест к 2008 г. Добавочный эффект в НИОКР стал 419 млн евро против ожидаемых 337 млн. Увеличение среднего ежегодного роста ВВП должно было составить 0,26%, таким образом, среднегодовой рост ВВП провинции Эно должен был стать 1,27%. В сельскохозяйственном секторе не должно было произойти существенных изменений, поскольку не было обнаружено никаких значительных различий между сценариями с учетом и без учета региональной политики с точки зрения инвестиций и занятости [7]. Что касается программ цели 2, то в Валлонии реа-лизовывалась программа развития Мёз-Фесдре, рек, бассейн которых находится в провинции Льеж. На этой территории проживали 720 тыс. людей (22,1% населения Валлонии). Слабый экономический рост и низкие темпы производительности этой провинции требуют особого внимания для обеспечения социального и экономического процветания региона. Туризм в этой провинции считается используемым не в полном объеме. Данная стратегия должна быть подкреплена предоставлением квалифицированной рабочей силы и специалистов. Должно было быть выбрано несколько специализаций, основанных на сильных сторонах провинции, таких как местоположение в центре экономически сильной зоны и доступности, позволяющей Льежу стать центром грузовых перевозок. Должны были быть также усилены преимущества туристических и культурных достопримечательностей. Вдобавок предусмотрены конкретные меры для городских районов, имеющих негативное влияние на окружающую среду и условия жизни. На реализацию программы структурные фонды ЕФРР и ЕСФ выделили 164 млн евро [8]. Правительством Валлонии была разработана процедура отбора проектов, обеспечивающая прозрачность, объективность и согласованность инициатив как между собой, так и по отношению к стратегии, которая была определена. Сначала целевая группа рассматривает приемлемость проектов нормативным требованиям. Затем руководящий комитет предлагает правительству список проектов на основе рекомендации целевой группы. И, наконец, правительство Вал-лонии отбирает проекты и Комитет мониторинга осуществляет развитие программы. По результатам стратегии должно быть создано определенное количество предприятий, предполагалось развитие некоторых уже существующих, ежегодное увеличение числа рабочих мест и создание кластеров. Также предполагалось интенсивное развитие туризма и долговременное развитие городов. К цели 2 также относится программа развития сельского хозяйства в провинциях Намюр-Люксембург. В результате нарастающей либерализации товарного обмена, экономические субъекты конкурируют друг с другом. Эта конкуренция имеет большое влияние и на сельское хозяйство, поэтому оно должно быть переориентировано на глубинное развитие или действия, связанные с собственными особенностями региона. Основная цель стратегии - стимулировать и укрепить эндогенное развитие этого региона путем повышения конкурентоспособности и динамизма местных субъектов. Таким образом, программа базируется на здоровье окружающей среды и качестве ландшафта, сохранение которых способствует развитию конкурентоспособности предприятий, функционированию пищевой и деревообрабатывающей отраслей, сельского и лесного хозяйства, а также продвижению туризма и развитию возобновляемых источников энергии [9]. На реализацию программы структурными фондами ЕФРР и ЕСФ было выделено 60 млн евро [10]. Всего по стратегии цели 2 предполагалось к 2006 г. создать 453 рабочих места, снизить уровень безработицы на 1,7%, увеличить ВВП на душу населения Валлонии с 72,5% в 1997 г. до 78,1% от уровня ЕС-15 [9]. С 2007 по 2013 г. длился следующий период региональной политики в Валлонии. На данный программный период в связи с крупным расширением ЕС были изменены цели региональной политики [2. C. 83-86]. Цель 1: «Конвергенция: поддержка роста и создание новых рабочих мест в наименее развитых странах и регионах». На эту цель было выделено 283 млрд евро, т.е. 81,5% бюджета ЕС. В рамках «Конвергенции» выделяют два вида регионов: 1) регионы, ВВП которых менее 75% от среднего по ЕС-25; 2) регионы, ВВП которых больше от среднего по ЕС-25, но меньше от среднего по ЕС-15. Цель 2: «Региональная конкурентоспособность и занятость». Цель 2 тоже подразумевает разделение регионов на две категории: 1) регионы «постепенного введения», для них появляются программы цели 2 так, как их уровень ВВП на душу населения стал больше 75% от среднего по ЕС-15 в период финансирования 2007-2013 гг.; 2) остальные регионы, чей ВВП выше среднеевропейского как в ЕС-15, так и в ЕС-25. Цель 3: «Территориальное сплочение в Европе». На финансирование этой цели выделяется 2,5% бюджета ЕС - 8,7 млрд евро. Объектом финансирования являются регионы, расположенные не больше чем в 150 км от границы. Цель этой программы - технологическое и опытное сотрудничество между местными и региональными органами власти в сферах «Инновационная экономика» и «Окружающая среда и предотвращение рисков». Под условия цели 1 «Конвергенция.» наиболее подходящим валлонским регионом стал Эно. Несмотря на то, что в программный период 20002006 гг. ВВП Эно значительно повысился, но провинция по-прежнему оставалась отсталой по сравнению с бельгийским и среднеевропейским уровнем, поэтому Европейский фонд регионального развития и Европейский социальный фонд выделили на развитие региона 1,5 млрд евро. Оба фонда преследуют конкретные цели, которые способствуют росту потенциала провинции. Приоритеты, преследуемые ЕФРР: 1) приближение ВВП на душу населения Эно к среднеевропейским показателям; 2) сведение уровня занятости к европейским целям, т.е. 70% (60% среди женского населения). Также будут осуществлены следующие конкретные цели: увеличение расходов на НИОКР для достижения европейской цели (3% от ВВП); рост числа заявок на патенты, в том числе на высокотехнологичные; увеличение числа предприятий и рабочих мест, снижение уровня безработицы, особенно среди молодых людей; укрепление отраслевой структуры, рост инвестиций, повышение уровня образованности населения и повышение уровня участия в обучении на протяжении всей жизни; уменьшение численности получателей пособия по социальной интеграции; повышение привлекательности территории; снижение территориальных диспропорций и сбалансированное и устойчивое развитие территории. К 2015 г. по программе были созданы 654 предприятия, 1 041 было развито, образовано 5 858 непосредственных рабочих мест и привлечены устойчивые инвестиции на 1 млрд [11]. ЕСФ поставил перед собой такие цели, как преодоление изменений и содействие адаптации к работе и мобильности; способствование развитию человеческого капитала, образованию и обучению на протяжении всей жизни; увеличение предложения квалифицированной рабочей силы; содействие проектам, которые задействуют людей с низким уровнем квалификации и создают новые рабочие места; а также развитие предпринимательства и сопровождение создания предприятий. К 2015 г. планировалось достигнуть соответствия со 100-процентным значением ЕС-25 по таким показателям, как занятость населения, уровень безработицы (в 2005 он составлял 137,8% по сравнению со средним по ЕС-25) и уровень участия в подготовке работников. Однако в 2015 г. уровень безработицы Валлонии составил 12%, а в 2005 г. он составлял 11,9% [12]. Под реализацию цели 2 «Региональная конкурентоспособность и занятость» попали четыре из пяти провинций: Намюр, Люксембург, Льеж и Валлонский Брабант. Бюджет программы по данным валлонского правительства составил 1,3 млрд евро. Основными целями стратегии являются развитие восстановления конкурентоспособности зон метрополий, а также усиление конкурентоспособности в сельских районах. Для реализации этих целей был разработан список приоритетов программы: 1) разработать новые виды деятельности в отраслях, способных способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест при сохранении уже существующих фабрик и заводов и усилить экономическую среду сельских районов через создание крупных предприятий, а также развитие уже существующего в этих регионах бизнеса; 2) развить человеческий капитал, знания, умения и исследования через поддержку проектов НИОКР, проводимых малыми и средними предприятиями; укрепление исследовательских центров и сервисов, которые впоследствии станут доступными для предприятий в их регионе, и создание эффективной инфраструктуры для распространения знаний о новых технологиях, чтобы активизировать население, в частности молодых людей; 3) обеспечить сбалансированное и устойчивое территориальное развитие путём восстановления и использования бесхозных промышленных и городских земель, развития конкурентоспособных инфраструктур и поддержки политики городского обновления и территориальной привлекательности; и, наконец, 4) поддержка систем эффективного управления, мониторинга и контроля. К 2015 г. предполагалось создать около 11 тыс. рабочих мест, учитывая всё косвенное воздействие [13]. Немаловажный эффект произвело программное направление INTERREG IVA, ориентированное на трансграничное сотрудничество регионов. В рамках направления осуществлялись несколько программ: 1. Оперативная программа «Бельгия-Нидерланды», направленная на экономическое развитие регионов, осуществляемое путем экономического, научного и предпринимательского сотрудничества; совместные действия по сохранению окружающей среды и усиление социальной и культурной интеграции и социальной заботы через народное сотрудничество. Общий бюджет программы составил 190 млн евро [14]. 2. Оперативная программа «Бельгия Франция», бюджет которой составил 248 млн евро. Стратегия нацелена на развитие общей идентичности программного региона путем увеличения осведомленности людей о нем и привлечения посетителей, сохранение окружающей среды и способствование устойчивому развитию регионов; создание совместных инфраструктур, сервисов и оборудования; и, наконец, экономическое развитие приграничных регионов [15]. 3. Оперативная программа «Большой регион», направленная на Валлонию и немецкоязычную общину в Бельгии, Лотарингию во Франции, Рейнланд-Пфальц и Саарланд в Германии, а также Великое Герцогство Люксембург. Стратегия ставит цели сделать «Большой регион» более привлекательным; поощрять инновации и экономическое развитие, что ведет к созданию более качественных рабочих мест; а также улучшить диапазон и потенциал учебных структур. Бюджет этой программы составил 212 млн евро [16]. За данный программный период ВВП региона Вал-лония вырос с 84,7 до 87,1 млрд евро, в то время как ВВП Фландрии увеличился с 209,7 до 217, 2 млрд евро. В рамках региональной политики ЕС нынешнего программного периода 2014-2020 реализуется оперативная программа «Валлония», нацеленная на увеличение роста ВВП на душу населения и достижение к 2020 г. устойчивых темпов развития региона. Стратегия направлена на следующие приоритеты: 1) усиление научного и технологического развития, содействие взаимодействию между компаниями, центрами НИОКР и сферой высшего образования; 2) увеличение количества малых и средних предприятий и их конкурентоспособности; 3) инвестиции в образования, профессиональную подготовку и пожизненное обучение путем улучшения инфраструктуры и оборудования; 4) использование возобновляемых источников энергии, содействие энергоэффективности в постройках и использование устойчивой мультимодаль-ной городской мобильности для стимулирования низкоуглеродной городской экономики; 5) сохранение и защита окружающей среды посредством рационального использования ресурсов, обеспечение зеленого роста и эко-инноваций путем улучшения городской окружающей среды и повышения привлекательности и устойчивости городов. Общий бюджет программы составляет 1,7 млрд евро, ЕФРР внес 682 млн евро [17]. К концу программного периода стратегия предполагает создание и поддержку более 10 тыс. малых и средних предприятий; развитие синергии между биз-несами, научно-исследовательскими центрами и высшим образованием; восстановление около 10 тыс. га городского общественного пространства, реконструкцию и очищение 210 га участков под застройку; способствование энергоэффективности и использованию возобновляемой энергии в общественных инфраструктурах и сокращение потребления энергии природных источников до 18%; усиление производства и распространения возобновляемого электричества до 13%; а также сокращение выбросов, содействующих парниковому эффекту [17]. Также Валлония остается в приоритете программного направления INTERREG VA, нацеленного на трансграничное сотрудничество. Одна из программ этого направления - «Еврегио Маас-Рейн», действующая на приграничных территориях Нидерландов, Германии и Бельгии. Она работает по принципу предыдущих программ INTERREG и предполагает дальнейшую интеграцию приграничных регионов. В её приоритеты входит усиление трансграничного сотрудничества в инновационной сфере, способствование созданию малых и средних предприятий, содействие сотрудничеству в сферах подготовки и образования и углублению регионального и институционального сотрудничества. К 2020 г., по окончании программного периода, ожидается увеличение доли инновационных средних и малых предприятий с 67 до 70%, увеличение количества создаваемых предприятий на 5%, усиление трансграничной трудовой мобильности и прекращение роста числа людей, подвергающихся риску социального отчуждения. Под влияние программы попали такие валлонские провинции, как Льеж, Люксембург, Намюр, а также одна фламандская провинция - Лимбург. Общий бюджет программы составляет 140 млн евро [18]. Следующая программа, реализуемая в Валлонии, -«Бельгия-Франция» ставит перед собой цели: улучшение межграничного сотрудничества в исследованиях и новаторстве; увеличение трансграничной конкурентоспособности предприятий среднего и малого бизнеса; защита и улучшение окружающей среды через совместное управление приграничными ресурсами; а также содействие социальной интеграции и борьбе с бедностью. Предполагается участие 80 новых компаний в исследовательских проектах; создание 200 рабочих мест в компаниях, получающих помощь; польза от защитных экологических мер; 5,6 млн посещений объектов культурного и природного наследия и доступ к здравоохранению для 11 тыс. человек с другой стороны границы. Оперативная программа располагает бюджетом в 283 млн евро [19]. Наконец, программа «Большой регион», направленная на те же регионы, что и в предыдущий программный период. Её цели: продвигать развитие единого рынка рабочей силы, содействовать развитию, учитывающему окружающую среду приграничного района, улучшение условий жизни и увеличение конкурентоспособности и привлекательности региона. К концу программного периода ожидается усиление трансграничного сотрудничества в сфере НИОКР и поддержки среднего и малого бизнеса, увеличение доли возобновляемых источников энергии, числа туристов и приграничных работников, а также улучшение транспортной инфраструктуры с минимальным ущербом окружающей среде. Бюджет данной стратегии составил 233 млн евро [20]. Подводя итоги исследования, важно отметить, что региональная политика Европейского Союза внесла огромный вклад в развитие Валлонии, которая большую часть истории страны была экономически и политически доминирующим регионом. Политика ЕС по отношению к этому проблемному региону стала важным инструментом стимулирования экономического роста и решения социально-экономических проблем. Она отлично проявила себя в создании и развитии предприятий малого и среднего бизнеса, создании большого количества рабочих мест для ликвидации первостепенной проблемы Валлонии - безработицы. Также значительный вклад был внесен в развитие транспортной инфраструктуры, образования и инновационных исследований в сфере НИОКР. Немаловажным фактором стало развитие туризма, сохранение окружающей среды и развитие связей в различных сферах с приграничными регионами. Значительный эффект от политики ЕС в данном регионе обусловлен её финансированием как из национального бюджета, так и из бюджета ЕС. Данное исследование позволило рассмотреть социально-экономические проблемы одного из передовых государств Европы, где проблема региональных диспропорций является столь острой. Исторически сложившиеся экономические и этнолингвистические различия Валлонии и Фландрии играют ключевую роль в современной политике Бельгии. Региональная политика Евросоюза направлена на решение этих проблем. Сегодня Валлония по-прежнему отстает от Фландрии по экономическому развитию, и в ближайшем будущем маловероятно, что она сможет выйти на один уровень с бельгийским Севером. С 2013 по 2016 г. ВВП Валлонии вырос с 87 до 90,3 млрд евро, а ВВП Фландрии - с 217,2 до 228,8 млрд евро. ВВП на душу населения Валлонии на этот же временной отрезок вырос с 29 до 29,8 тыс. евро, в то время как во Фландрии он увеличился с 40,5 до 42 тыс. евро. Уровень безработицы в Валлонии за этот же временной отрезок снизился с 11,4 до 10,6%, а во Фландрии - с 5,1 до 4,9% [21]. Можно заметить, что экономические показатели Юга растут, но темпы роста значительно ниже, чем у Севера. Экономический разрыв этих двух регионов продолжает увеличиваться. Таким образом, Валлония остается проблемным регионом, требующим особого внимания Европейского Союза. Региональная политика, проводимая в этом регионе, на сегодняшний день не является достаточно эффективной и требует первоочередных реформ.

Ключевые слова

Бельгия, Валлония, Европейский Союз, региональная политика, региональные диспропорции, Belgium, Wallonia, European Union, regional policy, regional disparities

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кривошеев Денис СергеевичТомский государственный университетстудент факультета исторических и политических наукovi-for@mail.ru
Троицкий Евгений ФлорентьевичТомский государственный университетд-р ист. наук, доцент кафедры мировой политикиeft@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Швейцер В.Я. Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе М. : Весь Мир, 2009.
Яровой Г. Европейский Союз для регионов: что можно и нужно знать российским регионам о ЕС. СПб. : Норма, 2012.
INTERREG III A - Belgium / France / Luxembourg. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/programmes/2000-2006/european/interregiii-a-belgium-france-luxembourg
Les documents de programmation LEADER+. URL: http://europe.wallonie.be/node/244
Rapport final: evaluation a mi-parcours URBAN Sambreville. URL: http://europe.wallonie.be/sites/default/files/rapportfinal_urban.pdf
Objective 1 programme of transitional support for Hainaut. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/programmes/2000- 2006/belgium/objective-1-programme-of-transitional-support-for-hainaut
Evaluation de la mise en reuvre du Phasing Out Objectif №1 en Hainaut. URL: http://europe.wallonie.be/sites/default/files/TB_Helm_2008.pdf
Objectif 2 Meuse-Vesdre. URL: http://europe.wallonie.be/node/242
Objectif 2 Rural. URL: http://europe.wallonie.be/node/243
Objective 2 Programme for the provinces of Namur and Luxembourg. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/programmes/2000-2006/belgium/objective-2-programme-for-the-provinces-of-namur-and-luxembourg
Programme operationnel «Convergence» HAINAUT, Intervention FEDER, 2007-2013. URL: http://europe.wallonie.be/sites/default/files/PO% 20Convergence%20FEDER_Texte%20du%20P0%20CE%2019112015.pdf
Programme operationnel «Convergence» Hainaut - Intervention FSE. Octobre 2007. URL: http://europe.wallonie.be/sites/default/files/P0% 20convergence%20FSE%202007%202013_octobre%202007.pdf
Operational Programme 'Wallonia (not including Hainaut)'. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/programmes/2007-2013/belgium/ operational-programme-wallonia-not-including-hainaut
Operational Programme 'Belgium - Netherlands'. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/programmes/2007-2013/crossborder/ operational-programme-belgium-netherlands
Operational Programme 'Belgium - France', URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/programmes/2007-2013/crossborder/operational-programme-belgium-france
Operational Programme 'Grande Region'. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/programmes/2007-2013/crossborder/operational-programme-grande-region
OP Wallonia. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/programmes/2014-2020/belgium/2014be16rfop003
Interreg V-A - Belgium-Germany-The Netherlands (Euregio Meuse-Rhin/Euregio Maas-Rijn/Euregio Maas-Rhein). URL: http://ec.europa.eu/ regional_policy/en/atlas/programmes/2014-2020/belgium/2014tc16rfcb001
Interreg V-A - Belgium-France (France-Wallonie-Vlaanderen). URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/programmes/2014-2020/ bel-gium/2014tc 16rfcb044
Interreg V-A - France-Belgium-Germany-Luxembourg (Grande Region/GroBregion). URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/ en/atlas/ pro-grammes/2014-2020/belgium/ 2014tc16rfcb045
Organisation for economic co-operation and development. Regional statistics. URL: https://stats.oecd.org/
 Региональная политика Европейского Союза в Валлонии (2000-2017 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/17

Региональная политика Европейского Союза в Валлонии (2000-2017 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/17