Комплексная программа аэробики как средство повышения уровня физической и функциональной подготовленности студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/24

Комплексная программа аэробики как средство повышения уровня физической и функциональной подготовленности студентов

Проводится научное обоснование эффективности разработанной комплексной программы учебно-спортивной специализации «Аэробика» в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» у студенток I курса (n = 126) ФГБОУ ВО «Тольят-тинский государственный университет» посредством функциональных проб и тестов по физической подготовленности. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности и эффективности применения средств и методов аэробики в процессе физического воспитания девушек вуза.

A Comprehensive Aerobics Program as a Means of Increasing the Level of Students' Physical and Functional Fitness.pdf Введение. Мониторинг функционального состояния студенческой молодежи является первоочередной задачей, так как данный критерий - один из основных при оценке физического развития. Под физическим развитием понимают биологический процесс формирования морфофункциональных систем организма. У студентов, возраст которых варьируется от 18 до 21 года, средние показатели физического развития соответствуют пороговому уровню взрослого человека [1, 2]. Основное влияние на развитие функциональной системы обучающихся оказывают систематические занятия физическими упражнениями в рамках физ-культурно-спортивных специализаций учебной элективной дисциплины «Физическая культура и спорт». Эффективность физической подготовки во многом зависит от выбора средств и методов, направленных на развитие физических качеств занимающихся [3-5]. Таким образом, проблемой исследования является совершенствование средств и методов физической культурой, способствующих повышению уровня физической, функциональной подготовленности, а так же здоровья студентов. Целью исследования является разработка методики комплексов аэробики для занятий физической культурой в вузе. Объект исследования: учебный процесс по физическому воспитанию студентов высшего учебного заведения. Предмет исследования: изменения уровня физической подготовленности и физиологических показателей студентов в результате занятий аэробикой и традиционными видами физических упражнений. Гипотеза исследования состояла в том, что применение занятий аэробикой в рамках элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» на основе рационального сочетания базовой и вариативной части учебной программы повысит ее эффективность, уровень физической и двигательной подготовленности студентов, укрепление здоровья и мышления. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1. Разработать комплексы по аэробике и методики их применения на занятиях по физическому воспитанию с направленным развитием двигательных способностей. 2. Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности применения разработанных комплексов для студентов вуза. Практическая значимость определяется тем, что разработанная в ней комплексная программа аэробики может быть использована преподавателями физического воспитания высших учебных заведений, в студенческих специализированных группах с целью оздоровления и повышения уровня всесторонней физической подготовленности. Организация и результаты исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Толь-яттинский государственный университет». В ходе исследования были обследованы 126 девушек первого курса. Сформированы контрольная группа (64 человека), занимающаяся по стандартной программе и экспериментальная группа (62 человека), занимающаяся по разработанной методике с использование комплексов аэробики. Схема распределения учебных часов продиктована целью и задачами работы, а именно использованием упражнений аэробики в физическом воспитании студенток вуза, и представляла собой проведение второго занятия на неделе в виде комплекса аэробики, который состоял из следующих основных фаз: разминка, аэробная фаза, заминка, силовая нагрузка [4, 5]. Все комплексы по аэробике были взаимосвязаны и рассчитаны на один учебный год. Новый комплекс отличался от предыдущего аэробной фазой (новый комплекс упражнений - новая «связка») и силовой частью [4, 6]. Оздоровительный эффект занятий аэробикой подразумевал прежде всего повышение аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности, что сопровождалось профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, а также позволяло в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических функций [7-10]. Результаты по двигательной подготовке на этапе констатирующего эксперимента показали, что по большинству показателей достоверных различий между группами не обнаружено (р < 0,05). Результаты тестов на гибкость и силовую выносливость туловища имеют различия (р < 0,05) в пользу студенток экспериментальной группы, данные результаты представлены в табл. 1. Существенные различия до эксперимента были лишь по двум тестам. При этом следует сказать, что определение гибкости зависит от состояния связок, мышц и температуры воздуха. Анализируя улучшения, произошедшие в контрольной группе, можно отметить лишь такой показатель, как силовая выносливость - подъем туловища, который в начале эксперимента составлял 18,3 ± 0,5, а после эксперимента 21,0 ± 0,7 (t = 3,1). По другим показателям достоверных значимых улучшений не выявлено (табл. 2). Из табл. 1 видно, что существенные различия по данным челночного бега и силовой выносливости выявлены в экспериментальной группе, т.е. прирост показателей, характеризующих уровень развития физических качеств, произошел в большинстве тестов у студенток экспериментальной группы (рис. 1). Т а б л и ц а 1 Динамика результатов тестов по определению физической подготовленности в течение эксперимента Рис. 2. Показатели восстановления ЧСС (в мин) до и после проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах Показатель Наклон вперед Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Прыжок в длину Челночный бег Подъем туловища Уровень развития физических качеств на этапе констатирующего эксперимента кг 9,1 ± 1,2 11,8 ± 0,3 160,7 ± 2,44 23,0 ± 0,3 18,3 ± 0,5 эг 11,6 ± 0,97 12,3 ± 0,2 163,2 ± 2,8 22,1 ± 0,4 20,4 ± 0,6 t 1,7 1,25 3,9 1,0 2,9 Уровень развития физических качеств на этапе формирующего эксперимента кг 11,3 ± 0,7 11,1 ± 0,2 162,5 ± 2,44 22,4 ± 0,3 21,0 ± 0,7 эг 21,7 ± 0,97 14,7 ± 0,2 172,2 ± 2,8 19,6 ± 0,4 28,4 ± 0,6 t 8,6* 2,33 5,9* 3,0* 7,44* *Достоверность различий (Р < 0,05). Примечания: 1 - Наклон вперед; 2 - Сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 3 - Прыжок в длину с места; 4 - Челночный бег; 5 - Подъем туловища Рис. 1. Сравнительная диаграмма уровня развития физических качеств после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах: 1 - наклон вперед; 2 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 3 - прыжок в длину с места; 4 - челночный бег; 5 - подъем туловища Т а б л и ц а 2 Показатели функционирования сердечно-сосудистой системы на различных этапах исследования Показатель Пульс, уд./мин Время восстановления ЧСС покой нагрузка Показатели функционирования сердечно-сосудистой системы на этапе констатирующего эксперимента кг 73,2 ± 2,1 129,4 ± 2,8 4,0 ± 0,69 эг 73,5 ± 1,7 130,0 ± 2,8 3,9 ± 1,39 t 0,1 0,2 0,58 Показатели функционирования сердечно - сосудистой системы на этапе формирующего эксперимента кг 70,0 ± 1,4 133,4 ± 2,8 4,1 ± 1,39 эг 68,8 ± 1,4 130,0 ± 1,8 3,1 ± 1,39 t 0,6 3,27* 1,65* * Достоверность различий (Р < 0,05). Межгрупповое сравнение после проведения эксперимента выявило значительное улучшение показателей в экспериментальной группе. Это различия в параметрах гибкости и силовой выносливости, в максимальной силе, скорости бега и общей выносливости. В обеих группах данные измерений функционирования сердечно-сосудистой системы существенных отличий не имели (р > 0,05) и находились в пределах возрастных норм (табл. 2). Прирост ЧСС сразу после нагрузки в контрольной группе составил 56,2 + 3,5 уд./мин (67,5%), в экспериментальной - 56,5 + 3,5 уд./мин, что говорит о хорошем функциональном состоянии сердечнососудистой системы, так как изменение ЧСС после нагрузки не превышает 60-80% от цифр покоя. Показатели ЧСС и времени восстановления исходно существенных отличий между группами не имели (р > 0,05). В ходе эксперимента эти данные отличались по многим показателям. Результаты формирующего эксперимента отражены в табл. 2. Уменьшение времени на восстановление в экспериментальной группе характеризует эффективность кровоснабжения, и большую тренированность сердечно-сосудистой системы организма. В экспериментальной группе время на восстановление уменьшилось в среднем на 0,8 с, в контрольной, напротив, оно увеличилось на 0,1 с, что в последнем случае можно расценивать как неблагоприятный фактор. В соответствии с этим проявилось достоверное различие между группами с вероятностью 95% (рис. 2). Прирост показателей ЧСС в контрольной группе сразу после нагрузки составил 63,4 уд./мин, в экспериментальной - 61,2 уд./мин., т.е. при более высоком уровне работоспособности студенток экспериментальной группы по сравнению с контрольной сдвиги показателей кровообращения более экономичны и время на восстановление уходит меньше, восстановление происходит быстрее. Если в контрольной группе средний показатель, после эксперимента, на одну сотую увеличился и составил 4,1 мин, то в экспериментальной он равнялся 3,1 мин (р < 0,05). Кроме того, статистически доказаны различия в показателях ЧСС после нагрузки между группами (р < 0,05) и внутри экспериментальной группы (р < 0,05). Вторым показателем функционирования ССС была ортостатическая проба, результаты которой представлены в табл. 3. Как видно из табл. 3, в начале учебного года разница между показателями была практически одинакова и находила в пределах удовлетворительного состояния. В ходе эксперимента видно, что у студенток экспериментальной группы разница в горизонтальном и вертикальном положении уменьшилась и не превышала 12 уд./мин, что говорит об адекватной реакции организма на нагрузку (рис. 3). В то же время следует отметить, что в начале учебного года пульс в покое у студенток обеих групп был ниже, чем в конце года. Эти данные свидетельствуют о том, что к концу учебного года происходит утомление организма, и пульс в покое увеличивается. Результаты исследования представлены показателями задержки дыхания на вдохе и выдохе (пробы Штанге и Генчи), табл. 4. Т а б л и ц а 3 Показатели состояния ССС на различных этапах эксперимента (ортостатическая проба) Показатель Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Пульс лежа Пульс стоя Разница Пульс лежа Пульс стоя Разница кг 56,3 ± 0,23 74,1 ± 0,5 17,8 58,7 ± 1,1 75,4 ± 0,9 16,7 эг 53,2 ± 0,34 70,4 ± 0,46 17,2 54,1 ± 0,87 66,3 ± 0,54 12,2* 1 Достоверность различий (Р < 0,05). I КГ иэг ПРОБА ШТАГЕ ПРОБАГЕНЧИ Рис. 4. Динамика показателей состояния дыхательной системы в пробах Штанге и Генчи Рис. 3. Динамика показателей состояния ССС до и после эксперимента, по результатам ортостатической пробы Т а б л и ц а 4 Показатели состояния дыхательной функции до и после эксперимента Показатель Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Задержка дыхания Задержка дыхания вдох выдох вдох выдох кг 45,9 ± 5,9 45,9 ± 5,9 48,5 ± 2,8 32,1 ± 1,7 эг 47,1 ± 3,8 47,1 ± 3,8 61,8 ± 0,8 35,6 ± 2,4 t 2,35* 0,86 * Достоверность различий (Р < 0,05). В основе проб Штанге и Генчи лежит генетически обусловленная реакция организма па изменение концентрации СО2 в крови. При этом длительность задержки дыхания связана с психоэмоциональным статусом обследуемого. Физиологическая норма адаптации составляет на вдохе 46 с, на выдохе - 26 с. Высокая степень адаптации позволяет испытуемому задерживать дыхание на вдохе в пределах 60-120 с, на выдохе - 40-60 с. У студенток обеих групп функциональное состояние аппарата внешнего дыхания до начала эксперимента находиться в пределах физиологических норм. Полученные данные у студенток контрольной группы отражают улучшение результатов в пробе Генчи и Штанге на 1,2 и 2,6 с соответственно. В экспериментальной группе улучшение в пробе Генчи и Штанге составляло 5,7 и 14,7 с (р < 0,05) (см. рис. 4). Таким образом, сравнивая конечные результаты, можно видеть значительное улучшение показателей в экспериментальном группе, что говорит о преимуществе упражнений оздоровительной тренировки (аэробикой), которые связаны с гипервентиляцией. Анализ результатов исследования, проведенного в рамках формирующего эксперимента, дает основание заключить, что в общем числе показателей достоверно значимое улучшение в контрольной группе произошло по параметрам, характеризующим двигательную подготовленность (силовая выносливость). Тенденция к улучшению выявлена в отдельных тестах, определяющих уровень развития физических качеств (гибкость, скоростные качества, максимальную силу). Значительное улучшение отмечено в экспериментальной группе по показателям, характеризующим физическое развитие, уровень развития физических качеств (гибкость, скорость движения рукой, максимальная сила, скорость бега, силовая выносливость), состояние сердечно-сосудистой системы (пульс при нагрузке), дыхательной (проба Штанге). Тенденция к улучшению выявлена в параметрах восстановления ЧСС - функциональная проба (р > 0,05). Ухудшений показателей в экспериментальной группе не отмечено. Межгрупповые различия выявлены в показателях физического развития, уровне двигательной подготовленности (гибкость, максимальная сила, силовая выносливость туловища, скорость бега, общая выносливость), в параметрах функционирования сердечнососудистой системы (пульс при нагрузке), дыхания (проба Штанге) и имеют достоверность 95-99%. В течение года в экспериментальной группе не произошло увеличения количества девушек, не желающих посещать занятии физической культурой, в то же время в группе контроля отмечена тенденция к пропуску занятий. По коэффициенту настроения 67% девушек контрольной группы не испытывают отрицательных эмоций, у девушек экспериментальной группы эта цифра составила 90,9%. Заключение. Приведенные результаты исследования дают основание сделать вывод о целесообразности и эффективности применения упражнений оздоровительной тренировки в процессе физического воспитания девушек вуза. 1. Результаты показателей констатирующего эксперимента отразили возрастные особенности двигательной подготовленности и функционального состояния студенток вуза. Все показатели находились на среднем уровне или ниже среднего, что говорило о снижении двигательной активности в связи с поступлением в вуз. 2. Внедрение экспериментальной программы обеспечило улучшение скоростно-силовых качеств, физической работоспособности, ловкости, гибкости, показателей в пробах Штанге (в основном в пределах 7-16%), что свидетельствует об оздоровительном эффекте и совершенствовании функциональных возможностей. 3. Доказана эффективность использованных упражнений оздоровительной тренировки для повышения мотивации студентов и регулярности посещения занятий физической культуры, что особенно важно в период обучения в вузе.

Ключевые слова

аэробика, физическая культура и спорт (элективная дисциплина), физическая подготовленность, функциональная подготовленность, здоровье, студенты, aerobics, physical culture and sports (elective discipline), physical fitness, functional fitness, health, students

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пономарева Наталья ИвановнаТольяттинский государственный университетст. преподаватель кафедры физического воспитанияnauka.tlt@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Блинков С.Н. Исследование антропометрических показателей физического развития учащейся молодежи мужского пола 17-19 лет Са марской области // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 25-28.
Ханов Р.Г., Моисеев А.В., Сурнин Д.И., Усачёв Н.А. Анализ эффективности внедрения специализации «Аквааэробика» в учебный про цесс дисциплины «Физическая культура (Элективная дисциплина) в вузе» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 303-306.
Прыткова Е.Г., Сазонова И.М. Физическая работоспособность как ведущая составляющая здоровья человека // Спортивная медицина. 2005. № 1. С. 26-30.
Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г. Организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» на специализации «Аэробика» : учеб.метод. пособие. СПб. : СПбГПУ, 2013. 74 с.
Фильченков Д.А., Ларина С.Г., Тиунова О.В. Особенности реализации учебных программ по физическому воспитанию студенческой молодёжи в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов // Здоровье нации - основа процветания России: материалы Х Всерос. форума. г. Москва, 28-30 апреля 2016 г. / Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации». М., 2016. С. 100-102.
Кошелева Е.А. Организационно-методические условия построения процесса физического воспитания в вузе как фактор формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой // Физическое воспитание студентов. 2012. № 3. С. 70-73.
Кувшинов О.Н., Усачев Н.А., Сурнин Д.И. Мониторинг вовлеченности студентов Поволжского государственного университета сервиса в дисциплину «Физическая культура и спорт» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 2 (144). С. 110-115.
Маскаева Т.Ю., Урываев Ю.В. Здоровье студента: новый метод самоконтроля // Актуальные проблемы естественнонаучного образова ния, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2016. Т. 4, № 4. С. 446-453.
Пащенко Л.Г., Шарипова Д.Т. Влияние выбора физкультурно-спортивной специализации на отношение к занятиям физической культу рой и спортом студенток вуза // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос. науч. конф. Омск, 2013. Т. 1. С. 181-189.
Размахова С.Ю., Митрохина В.В. Танцевальная аэробика как средство повышения адаптивных возможностей иностранных студенток // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2014. № 2. С. 36-40.
 Комплексная программа аэробики как средство повышения уровня физической и функциональной подготовленности студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/24

Комплексная программа аэробики как средство повышения уровня физической и функциональной подготовленности студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/24