Особенности педагогической позиции во взаимодействии с семьями обучающихся | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/25

Особенности педагогической позиции во взаимодействии с семьями обучающихся

Статья посвящена осмыслению результатов исследования педагогической позиции, проявляющейся во взаимодействии с родителями обучающихся, проведенного в 2017-2018 гг. среди педагогов общеобразовательных учреждений Московской и Томской областей. Анонимным анкетированием было охвачено 138 педагогов из 45 общеобразовательных учреждений. Вопросы были направлены на изучение отношения педагогов к семьям как субъектам воспитания, развития, обучения детей, изучение цели их взаимодействия, его содержания и организационно-педагогических форм.

Peculiarities of the Teachers' Position in Interaction with Schoolchildren's Families in Educational Instituti.pdf Сегодня о проблемах и сложностях взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями обучающихся (воспитанников) говорится на всех уровнях. Активное участие родителей в образовании закреплено законодательством, так же как и их обязанности нести ответственность за физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка [2]. Образовательные учреждения, согласно требованиям ФГОС ОО (п. 18.2.3), должны обеспечивать «возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [3]. Соответственно, такая государственная установка на приоритет семейного воспитания требует особой позиции образовательного учреждения (администрации и педагогического коллектива), ориентированной на эффективное взаимодействие с семьями. Безусловно, позиция самой семьи в этом взаимодействии играет также немаловажную роль, но здесь мы рассмотрим именно педагогическую позицию, так как, во-первых, считаем, что при взаимодействии данных субъектов в образовательном пространстве приоритетная роль принадлежит педагогическому коллективу, а во-вторых, позиции семьи мы уделили достаточно внимания в предыдущих работах [1, 4-6]. Под педагогической позицией по взаимодействию с семьями обучающихся в данном случае мы понимаем систему отношений педагогов к семьям обучающихся в образовательном пространстве. Она включает в себя видение педагогами роли и места семьи в образовании детей; готовность педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся (психологическая, когнитивная, практическая); понимание своей роли во взаимодействии с семьями в образовательном пространстве. Для изучения данной педагогической позиции был использован метод анонимного опроса педагогов образовательных учреждений Московской и Томской областей. В данном случае выборка двух регионов не преследовала цели сравнения, а была направлена на расширение количества реципиентов. Путем случайного выбора данным исследованием было охвачено 138 классных руководителей, работающих на уровне основного общего образования, из 45 общеобразовательных учреждений данных регионов России. Им был предложен опросник, состоявший из 15 вопросов, 10 из них - открытые. Вопросы были направлены на исследование следующих аспектов взаимодействия с точки зрения педагогов: - отношение педагогов к семьям как субъектам воспитания, развития, обучения детей; - готовность педагогов к взаимодействию с родителями; - видение педагогами цели взаимодействия, его возможного содержания и форм; - ожидания педагогов от участия семей во взаимодействии со школой. Ожидания педагогов представляют собой желательную степень и содержание активности родителей, в том числе они отражают готовность делегировать родителям, семье определённые функции и виды деятельности в образовательном процессе. Исследование показало, что точками соприкосновения педагогов и родителей, из которых могут произрастать как конструктивное взаимодействие, так и конфликтные ситуации, чаще всего являются: - образовательные потребности (запросы) семьи; - доверие / недоверие в отношениях; - доступность («безбарьерность» как информационная, так и физическая) / недоступность образовательной среды для родителей; - причастность к происходящему с ребенком / отстраненность; - востребованность / невостребованность опыта родителей в школе (жизненного, профессионального). Относительно видения педагогами роли и места семьи в образовании детей, по мнению подавляющего большинства педагогических работников (почти 90%), ответственность за воспитание и образование детей должна, в первую очередь, делегироваться именно семье, остальные на первое место ставят школу и государство. На второе место 36,2% педагогов относят образовательное учреждение, 26,1% респондентов считают, что объединение усилий и разделение ответственности должны осуществляться в первую очередь между двумя социальными институтами: семьей и школой; 17,4% относят государство на второе место; 8,7% включают в круг ответственных общество; 7,2% на второе место поставили семью и 4,4% уверены, что ответственность должна делиться между всеми субъектами. Суммарные результаты выборов тех или иных субъектов в качестве ответственных за образование детей отражены на рис. 1. Из рис. 1 видно, что приоритет в данном случае, безусловно, за семьей; образовательное учреждение и совместная ответственность семьи и школы, хотя и отстают от самой семьи, но значительно опережают остальные институты. При этом педагоги разделяют роли семьи и школы в таких позициях, как обучение, воспитание и развитие обучающихся. Подавляющее большинство опрошенных отводят семье первостепенное место в воспитании (82,6%), чуть меньше - в развитии (68,8%), оставляя за собой приоритет в обучении (91,3%). Наглядно результаты представлены на рис. 2. В то же время обращает на себя внимание оценка педагогами того, насколько позитивно сами семьи влияют на своих детей и доверяют ли им педагоги в данном вопросе. При всех критических оценках современной семьи, тем не менее, только 8,7% педагогов склоняются в сторону отрицательной оценки; 15,9% опрошенных характеризуют данное влияние как «50 на 50», но большинство педагогов (68,1%) все же считают, что во влиянии семьи на ребенка положительного больше, чем отрицательного, при этом полностью позитивным его признают лишь 5,8% из них. Некоторая часть опрошенных (7,3%) затруднилась с ответом на этот вопрос. 140 120 100 80 60 40 ■ 20 -О / / У

Ключевые слова

семья, взаимодействие, образовательные отношения, педагогическая позиция, family, educational relations, teachers' position

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Симакова Татьяна ПетровнаАкадемия социального управленияд-р пед. наук, профессор кафедры образовательного менеджментаipktmvr@yandex.ru
Костюкова Татьяна АнатольевнаТомский государственный университетд-р пед. наук, профессор кафедры психологииkostykova@inbox.ru
Всего: 2

Ссылки

Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года в актуальной редакции. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 20.04.2018).
Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образова тельного стандарта основного общего образования» (с актуальными изменениями). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/56619643/
Грибоедова Т.П. (Симакова). Образовательный потенциал современной российской семьи. Новокузнецк, 2006. 104 с.
Костюкова Т.А., Симакова Т.П. Образовательное учреждение как пространство субъектной активности современной семьи // CRITIC 2014. № 12 (Vol. II). Centre of Russian Studies, SLL&CS, JNU. Р. 43-47.
Симакова Т.П. Семья как субъект и объект образовательных отношений // Педагогика и профессиональное образование / под ред. Л.Н. Антоновой, Г.Б. Корнетова, А.И. Салова. М. : АСОУ, 2015. С. 87-103.
Симакова Т.П. Понятие педагогической компетентности в парадигмах патернализма и партнёрства // Взаимодействие семьи и дошколь ной образовательной организации: взгляд с позиции компетентностного подхода : учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Н. Рагозиной, Т.А. Шааб, Т.П. Симаковой, М.Б. Федорцевой, Н.З. Медведевой. Томск, 2014. С. 33-51.
 Особенности педагогической позиции во взаимодействии с семьями обучающихся | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/25

Особенности педагогической позиции во взаимодействии с семьями обучающихся | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/25