Проблемы содержания общих принципов финансового права | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/30

Проблемы содержания общих принципов финансового права

Статья посвящена проблеме содержания общих принципов финансового права и их характеристике, поскольку правовые принципы в финансовом праве составляют единую систему и выступают одним из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в сфере публичных финансов. На основании проведенного исследования в статье предлагается разделить общие принципы финансового права на две группы: общеправовые принципы (с учетом отраслевой специфики) и общие финансово-правовые принципы.

Problems of the Content of General Principles of Financial Law.pdf Финансовое право, как и любая из отраслей права, характеризуется определенными принципами. В юридической науке встречается много трактовок понятия принципов права, о чем ярко свидетельствуют исследования, проведенные российскими учеными со ссылкой на различные источники прошлых лет: принципы - это базовые или исходные (коренные) руководящие, ключевые идеи, требования (начала, правила, положения), отражающие наиболее существенные особенности и целенаправленность, объективные закономерности, которые определяют сущность всей системы права, отрасли права или правового института (субинститута) [1]. Большинство советских ученых характеризовали принципы как часть правосознания [2. С. 17], комплекс идей, которые определяют содержание норм права [3. С. 261]. Понятию принципов финансового права уделялось внимание еще Е.А. Ровинским, который, по мнению Н.И. Химичевой, охарактеризовал их как принципы финансовой деятельности государства [4. С. 46]. Кроме того, профессор Н.И. Химичева указывала, что «такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства» [Там же]. Продолжением научного обоснования соотношения понятий «принципы финансового права» и «принципы финансово деятельности» стали публикации таких российских ученых, как: Ю.А. Крохина, Е.Ю. Грачева, А.Н. Козырин, Н.А. Саттарова и др. Так, профессор Ю.А.Крохина пишет: «Финансово-правовые исходные начала отражают объективные связи, закономерности развития финансовой деятельности государства, в результате чего они становятся качественными характеристиками этой отрасли права» [5. С. 90]. И далее: «В то же время принципы финансового права - результат деятельности человека, поскольку свое выражение они получают в процессе законотворчества. Важнейшие финансово-правовые начала формируются законодателем на основе конкретного правового опыта и правовой культуры в государстве, базовых положений правовой системы с учетом достигнутого уровня развития финансового законодательства. Поэтому, будучи закрепленными в правовых нормах, исходные начала финансовой деятельности по существу являются принципами финансового права» [5. С. 91; 6. С. 65-66]. Кроме того, А.А. Пилипенко в своем диссертационном исследовании «Принципы финансового права России и их нормативное закрепление», которое было проведено под руководством профессора Е.Ю. Грачевой, объектом работы определяет «общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, складывающиеся в процессе финансовой деятельности» [7. С. 3]. Далее диссертантка обращает внимание на то, что «принципы финансового права, представляющие собой основополагающие нормативные положения, непосредственно закрепленные в действующем законодательстве, которые определяют концептуальные правовые основы создания, направленности и функционирования данной отрасли права, регламентируют наиболее важные социальные отношения, возникающие в финансовой деятельности государства, муниципальных образований, и охраняются от нарушений мерами юридического воздействия» [Там же. С. 7]. Дальнейшие исследования приводят автора к выводу о существовании общих принципов финансового права, среди которых названы: принцип законности, единства финансовой системы, гласность, плановость и т.д. [Там же. С. 13-14]. А.Н. Козырин, раскрывая принципы финансового права, констатитует, что «практически все общеправовые принципы входят в систему принципов финансового права» [8]. К ним он относит: принцип справедливости, принцип равенства, принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип федерализма, принцип законности и некоторые другие [Там же]. В современном учебнике финансового права, подготовленном для магистров, Н.А. Саттарова и А.А. Копина утверждают, что «представителями современной науки финансового права сегодня в качестве отраслевых принципов финансового права выделяются принципы: приоритета в области финансовой деятельности государственных и муниципальных образований представительных органов перед исполнительными органами власти; федерализма; законности; плановости; единства и целостности системы финансовых органов...» и т.д. [9. С. 52]. И далее: «Поскольку принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в финансовой сфере, представляется, что такие принципы, как законность, принцип федерализма, принцип гласности следует отнести к общим принципам финансового права» [Там же. С. 55]. Считается, что в принципах права наиболее ярко отражаются как сущность права в целом, так и всех его отраслей. Не является исключением и финансовое право. Правовые принципы в финансовом праве образуют единую систему и выступают одним из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в сфере публичных финансов. В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы, скорректированные особенностями его правового регулирования. Наряду с общими принципами финансового права действуют принципы его подотраслей и институтов, имеющих свои особенности. Принципы финансового права рассредоточены между разными кодексами и другими нормативно-правовыми актами, что приводит к делению финансово-правовых принципов на отдельные группы подотраслей и институтов финансового права. В связи с этим возникает необходимость в принятии единого кодифицированного акта, который бы устанавливал основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой деятельности и закреплял принципы финансового права отраслевого значения. Примером может служить Финансовый кодекс. Принципы финансового права, на наш взгляд, должны отвечать таким основным требованиям: - полнота - означает, что совокупность принципов должна выстраиваться в определенную систему, максимально охватывать направления публичной финансовой деятельности; - процессуальная (практическая) реализация, в основе которой лежит необходимость учитывать определенные руководящие идеи в конкретных правоотношениях. Общие принципы в финансовом праве предлагаем разделить на две группы: 1) общеправовые принципы (с учетом отраслевой специфики) и 2) общие финансово-правовые принципы. Общие принципы, на которых основываются финансовые правоотношения, касаются принципов общей части финансового права, лежащих в основе правового регулирования общественных отношений в области публичных финансов. Для регулирования отраслевых отношений недостаточно только общих принципов. Существует потребность в специальных -отраслевых и межотраслевых принципах. Под общеправовыми принципами понимают принципы, которые являются общими для права в международном, всемирном и общечеловеческом его понимании; общими для всех правовых систем одного исторического типа; для правовых подсистем (сторон) определенной правовой системы одного общества; для всех отраслей правовой системы определенного общества и государства [10. С. 108-109]. По мнению О.Ф. Скакун, к основным общим принципам права следует относить следующие принципы: принцип свободы, принцип справедливости, принцип равенства, гуманизма, демократизма, законности [11. С. 240-245]. В приведенном перечне, на наш взгляд, произошло смешивание общеправовых и общесоциальных (общечеловеческих) принципов. С.Д. Дмитриев отмечает, что общеправовые принципы являются результатом широкого, устойчивого воспроизводства общей практики разрешения юридических дел, которая обеспечивает переход от абстрактной правовой нормы к конкретному субъективному праву [12]. К общеправовым принципам предлагаем относить: принцип законности, принцип социальной справедливости, принцип социальной свободы, принцип верховенства права, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип равноправия (или равенства всех перед законом), принцип ответственности за вину, принцип равенства всех форм собственности. Принцип законности означает, что соблюдение и укрепление законности в публичной финансовой деятельности зависят от уровня финансовой дисциплины в государстве и наличия реальных (действующих) механизмов ответственности субъектов такой деятельности в случае совершения ими финансовых и других правонарушений. Законность отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, права и общества. Требование законности в равной степени касается высших органов государственной власти, других государственных органов, которые издают в пределах своей компетенции подзаконные акты (сфера правотворчества), непосредственных исполнителей законов - должностных лиц, а также общественных организаций, коммерческих организаций, граждан (сфера правореализации). Принцип законности выступает основополагающим и центральным принципом деятельности аппарата государства, а следовательно, и всех субъектов публичной финансовой деятельности. Нормы Основного закона экономически развитого государства определяют основные принципы, правила, направления публичной финансовой деятельности и выступают основой для всего финансового законодательства. На наш взгляд, принцип законности заключается в: 1) точном и неуклонном исполнении требований закона всеми субъектами финансового права; 2) обоснованности применения ответственности за совершение правонарушения. При различных подходах к пониманию законности как правовой категории очевидным является то, что принцип законности является ключевым (базовым) понятием для права в целом и финансового права в частности. Принцип законности раскрывает правовую действительность с точки зрения практической реализации права. Состояние законности является своеобразным показателем качества деятельности государственных органов и должностных лиц. Поэтому важным и непростым является вопрос об определении субъектов законности - или это все субъекты права, или только должностные лица. Законность в широком смысле означает требование соблюдения закона всеми субъектами права. В узком значении - это соблюдение законов собственно должностными лицами. Действие принципа законности распространяется в равной степени на всех субъектов финансового права. Он находит свое выражение в том, что вся публичная финансовая деятельность регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается, в случае необходимости, принудительной силой государства. Одной из форм такого принуждения в финансовых правоотношениях называют финансово-правовой ответственностью. Принцип законности предполагает осуществление финансовой деятельности на всех этапах движения фондов средств при регламентации их нормами финансового права и возможности применения государственного принуждения [13. С. 46]. В финансовом праве реализация принципа законности требует наличия соответствующего законодательства. Для того чтобы законы, их нормы реализо-вывались наиболее эффективно, финансовое законодательство должно быть понятным для правоприменителей, а также стабильным. К сожалению, такие признаки современному финансовому законодательству присущи лишь частично. Итак, принцип законности предполагает верховенство закона в финансовых правоотношениях, которые возникают и развиваются между государственными органами (должностными лицами) и гражданами. В финансовом праве принцип законности также определяют как обязательное требоване финансовых законов и основанных на них подзаконных актах всеми субъектами финансового права: государственными и местными органами власти, должностными лицами, предприятиями всех форм собственности, общественными организациями и гражданами. В финансовом праве принцип законности проявляется в тезисе, что соблюдать и выполнять финансовое законодательство должны все, но в первую очередь - сами финансовые органы и их должностные лица, участвующие в осуществлении публичной финансовой деятельности государства. Итак, в финансовом праве и финансовом процессе вся публичная финансовая деятельность должна соответствовать принципу законности. С принципом законности тесно связан принцип социальной справедливости, хотя иногда он рассматривается как составляющая законности. Данный принцип относится к морально-правовым принципам. На наш взгляд, принцип социальной справедливости в финансовом праве не имеет четко выраженного общего значения, поскольку довольно трудно проследить его реализацию в отношениях, имеющих двойственную правовую природу (частную и публичную). Речь идет, например, о банковских, страховых, денежно-кредитных отношениях. Зато в бюджетных и налоговых правоотношениях применения данного принципа является очевидным и законодательно подкрепленным. Принцип социальной справедливости является предпосылкой существования другого принципа -социальной свободы. Принцип социальной свободы в финансовом праве находит свое выражение, например, в праве граждан (это право реализуется через представительные органы власти) и территориальных общин участвовать в распределении общественного богатства; праве получить компенсацию за счет публичных денежных фондов (в частности фондов государственного социального страхования) в случае наступления соответствующих страховых случаев; праве физических и юридических лиц самостоятельно распоряжаться своими доходами после уплаты всех необходимых налогов и сборов. Принцип верховенства права относится к общеправовым и, следовательно, применяется в финансовом праве. Верховенство права требует от государства его воплощения в правотворческую и правоприменительную деятельность, в частности в законы, которые по своему содержанию должны быть проникнуты прежде всего идеями социальной справедливости, свободы, равенства и т.п. Одним из элементов верховенства права является принцип пропорциональности. В сфере социальной защиты он означает, что меры, предусмотренные в нормативно-правовых актах, должны направляться на достижение легитимной цели и должны быть соразмерными с ней. Верховенство права выражается прежде всего в верховенстве закона и заключается в урегулировании важнейших общественных отношений с помощью законов. Итак, в финансовом праве принцип верховенства права означает, что вся публичная финансовая деятельность регламентируется правовыми нормами, которые устанавливают не только финансовые полномочия государственно-властных субъектов, но и ограничения осуществления публичной власти. Принцип демократизма является неотъемлемой частью любого правового государства, который находит свое выражение в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение лица и характер его взаимоотношений с государством. На наш взгляд, особое (специфическое) применение данного принципа в финансовом праве не прослеживается, так же как и принципа «незнание закона не освобождает от ответственности». Считается, что начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам и раскрывают одну из важнейших характеристик права. Данный общеправовой принцип в финансовом праве достаточно опосредованно находит свое проявление, преимущественно в межотраслевых отношениях. Так, любое лицо - субъект финансовых правоотношений, - не имеющее властных полномочий, имеет право на защиту его нарушенных финансовых прав, на справедливое рассмотрение его дела беспристрастным судом. Принцип равноправия или равенство всех перед законом означает, что для всех субъектов финансовых правоотношений существует единое законодательство. Известный древнеримский политический деятель, выдающийся оратор, философ и литератор Марк Туллий Цицерон утверждал, что под действие закона должны подпадать все. Позже этот тезис трансформировался в принцип равенства всех перед законом. Суть принципа ответственности за вину заключается в том, что меры финансовой (финансово-правовой) ответственности возлагаются только на того, кто виноват в нарушении соответствующих правовых норм, т.е. на виновное лицо. В финансовом праве за одно правонарушение к ответственности могут быть привлечены: юридическое лицо и физическое лицо, которое действовало в интересах юридического лица. Данный принцип является важным конституционным принципом легитимности государственной власти. Он обеспечивает рост доверия субъектов к публичной власти, а значит, и к государству в целом. Принцип равенства всех форм собственности базируется на том, что собственность на публичные финансовые ресурсы долгое время была исключительно государственной. Стремительное развитие права коммунальной (муниципальной) собственности привело к выделению и закреплению данного принципа в рамках системы общеправовых принципов. В финансовом праве данный принцип означает, что публичные финансовые ресурсы могут находиться в государственной или муниципальной (коммунальной) собственности. При этом вмешательство государственно-властных органов в управление финансами на местном уровне не допускается. Государством также гарантируется равная защита как права государственной, так и права коммунальной (муниципальной) собственности на соответствующие ресурсы (средства, денежные фонды и т.д.). Подытоживая изложенное, отметим, что не все общеправовые принципы имеют особое значение в финансовом праве. Но все названные принципы являются базовыми для правовых отношений, в частности финансово-правовых отношений. Учитывая то, что общепризнанный перечень общеправовых принципов финансового права отсутствует, мы не настаиваем на представленном варианте как окончательном. К общим финансово-правовым принципам предлагаем относить: принцип единства финансовой, бюджетной, налоговой, банковской и денежной системы государства; принцип единства и взаимодействия финансовой политики и финансовой системы; принцип финансовой безопасности государства; принцип единства и целостности системы финансовых органов. Выработка финансово-правовых принципов является не только достижением науки финансового права (они сформировались и используются исключительно в ее границах), но и порождением науки и практики правоприменения. Перечень принципов финансового права, представленный в современной финансово-правовой науке, больше выглядит как набор аргументов, обосновывающих определенные идеи в сфере публичных финансов, которые, к сожалению, не всегда согласованы между собой. При этом часть из них характеризует не только сферу финансово-правового регулирования, но и сферы всего публичного права и экономического оборота. Во многих научных работах упоминаются принципы финансового права, но в то же время далеко не во всех раскрывается их сущность. К тому же, авторские видения определений и системы принципов могут существенно различаться. Впервые принципы финансового права были сформулированы в советское время Е.А. Ровинским как принципы финансовой деятельности государства [14. С. 21]. Сегодня же базовые финансово-правовые начала формируются органами правотворчества исходя из определенного юридического опыта и правовой культуры государства и опираются на основные положения правовой системы с учетом достигнутого уровня развития финансового законодательства. Общие финансово-правовые принципы касаются как публичной финансовой деятельности, так и всех финансово-правовых отношений. К ним мы относим следующие принципы: единства финансовой, бюджетной, налоговой, банковской и денежной системы государства; единства и взаимодействия финансовой политики и финансовой системы; финансовой безопасности; единства и целостности системы финансовых органов. Принцип единства финансовой, бюджетной, налоговой, банковской и денежной системы государства имеет межинституциональное значение и назначение. Любые финансовые правоотношения должны осуществляться не изолированно он других финансовых отношений, а в тесной связи и взаимодействии. Например, безоговорочной является связь бюджетного права и налогового права, ведь основным источником доходов бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, являются налоги, включенные в налоговую систему. Стабильность банковской системы напрямую зависит от стабильности денежной системы государства. Продолжением предыдущего принципа является принцип единства и взаимодействия финансовой политики и финансовой системы, который означает, что самостоятельность органов публичной власти - субъектов финансовых правоотношений, не должна выходить за пределы основ финансовой политики, от которой зависит стабильность финансовой системы и отдельных ее составляющих. На современном этапе финансовая политика выступает составной частью экономической политики государства, направленной на формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местного самоуправления. Осуществление финансовой политики непосредственно связано с формами и методами публичной финансовой деятельности и имеет целью наиболее эффективное распределение национального дохода как между отраслями хозяйствования, так и отдельными субъектами. Именно политика влияет на содержание публичной финансовой деятельности, на главный ее элемент, выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения, перераспределения и расходования централизованных денежных фондов и определяется спецификой ее объекта. На наш взгляд, финансовая политика влияет не только на централизованные фонды средств, но и на все публичные и частные фонды средств. Политика является обязательным условием формирования любых правовых норм. В этом контексте следует согласиться с утверждением о том, что финансовая политика является составляющей финансово-правового регулирования и фактором, влияющим на ее содержание, проявляется в многочисленных и разнообразных функциях создания, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств. То есть все отношения вокруг публичных финансов взаимосвязаны и взаимозависимы от финансовой политики государства. Ученый П.Н. Годме относительно финансовой политики писал, что в связи с тем, что государственные расходы рассматриваются как зло, финансовая политика руководствуется одним принципом - достичь максимальной экономии и как можно большего сокращения расходов. Такая упрощенная финансовая политика продолжает до сих пор составлять основу либеральной доктрины [15. С. 70]. Таким образом, принцип единства финансовой политики и финансовой системы государства в контексте финансового права обусловливает взаимосвязь всех звеньев финансовой системы и постоянное воздействие мер государства на публичные финансы. Единство финансовой системы является необходимым условием единства государства и его суверенитета. Определяется оно единством денежной, бюджетной и налоговой систем, а также недопустимостью установления таможенных границ внутри государства и обеспечением свободы перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов. Только при наличии единого рынка и участия в нем всех потенциальных товаропроизводителей может в полной мере действовать эффективная система публичных финансов. При этом финансово-правовое регулирование является лишь частью правового механизма, обеспечивающего единство экономического пространства. Это, в свою очередь, требует выстраивать все его нормы в соответствии с этим правилом, обеспечивая его действие в сфере публичных финансов. Целью финансового права является поддержка эффективности публичных финансов и финансовой безопасности государства на уровне, необходимом для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Итак, принципами, непосредственно отражающими эти цели, следует признать принцип эффективности публичных финансов и принцип обеспечения финансовой безопасности. В условиях политической и экономической нестабильности особое место занимает принцип финансовой безопасности государства. Мировой опыт свидетельствует, что при построении модели финансовой системы с позиций национальной безопасности важно не прибегнуть к крайностям. Так, следует избегать как децентрализации финансовой системы, при которой может не остаться средств на оплату труда государственных служащих, так и излишней централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, которая исключает самостоятельное развитие частного сектора экономики. На современном этапе развития государства целью финансового права является поддержка надлежащего уровня финансовой безопасности государства, которая должна обеспечить применение в полной мере гарантированных прав, свобод и законных интересов граждан. Такой цели соответствует принцип финансовой безопасности государства. В каждой стране уровень финансовой безопасности государства определяется определенным набором факторов. Наиболее характерными являются: степень экономической открытости государства и доступ к внутреннему рынку; степень развитости финансового рынка; привлекательность финансового климата страны; степень нормативно-правового обеспечения деятельности финансового рынка; степень доверия населения к финансовой политике государства, проявляющейся в его участии в операциях на финансовом рынке; эффективность борьбы с финансовыми правонарушениями. Следующим общим финансово-правовым принципом является единство и целостность системы финансовых органов. В общем понимании, финансовые органы - это субъекты финансового права, составляющие финансовый аппарат государства. В свою очередь, финансовый аппарат государства является составной частью государственного аппарата, на которую возложена функция руководства и управления финансами. Как справедливо отмечает Г.В. Петрова, принцип единства и целостности системы финансовых органов предусматривает функциональную общность совокупности самостоятельных звеньев, характеризующихся едиными целями и задачами, а также вертикальным подчинением нижестоящих вышестоящим. Цель деятельности, обусловливающей единство и целостность системы финансовых органов, сводится к осуществлению финансовой политики, заключающейся в охране и развитии бюджетного обеспечения государства. Достижение данной цели обусловлено решением следующих задач: 1) участием в разработке финансовой политики и ее реализации; 2) обеспечением в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства контроля и управления; 3) защитой бюджетных интересов государства; 4) применением и совершенствованием средств финансового управления хозяйственной деятельностью на основе приоритетов развития экономики страны и необходимости создания благоприятных условий для развития России в мирохозяйственных связях; 5) организацией и совершенствованием финансового контроля за соблюдением финансового хозяйства; 6) обеспечением благоприятного режима для инвесторов с учетом международных обязательств России [16. С. 18-19]. На наш взгляд, принцип единства и целостности системы финансовых органов должен соблюдаться во всех сферах публичной финансовой деятельности (бюджетной, налоговой, банковской и т.д.) и касаться создания и функционирования тех органов, которые осуществляют эту деятельность. Кроме того, необходимо обратить внимание и на координацию деятельности различных органов. Таким образом, перечень общих финансово-правовых принципов является недостаточно обширным, хотя тот спектр общественных отношений, которые они охватывают, достаточно важен для функционирования государства. Весомым является фактор соблюдения финансово-правовых норм при их применении и реализации в практической деятельности. Принципами финансового права являются основополагающие начала, закрепленные в различных формальных источниках. В функциональном аспекте принципы выступают, с одной стороны, восходящими началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой - непосредственными регуляторами поведения участников финансовых правоотношений. 1. Современные подходы к определению принципов права включают в себя преимущественно руководящие начала и идеи, закрепленные в действующем законодательстве, отражающие не только сущность норм любой отрасли права, но и основные направления государственной политики в определенной сфере правового регулирования соответствующих общественных отношений. Не является исключением и сфера публичных финансов. Таким образом, финансовое право, как любая из отраслей права, характеризуется определенными принципами. 2. К принципам финансового права предъявляются определенные требования, например: полнота (совокупность принципов должна выстраиваться в определенную систему, максимально охватывать направления публичной финансовой деятельности); процессуальная (практическая) реализация (назначение принципов - учитывать определенные руководящие идеи в конкретных правоотношениях). 3. Общие принципы в финансовом праве разделены на две группы: 1) общеправовые принципы (с учетом отраслевой специфики) и 2) общие финансово-правовые принципы. При этом не все общие принципы в финансовом праве являются результатом практической правовой деятельности - некоторые из них имеют оценочный смысл и возникли благодаря общественной мысли, социальной деятельности (например, справедливость, гуманизм).

Ключевые слова

принципы, финансовое право, общие принципы финансового права, общеправовые принципы, общие финансово-правовые принципы, principles, financial law, general principles of financial law, general law principles, general financial and law principles

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нищимная Светлана АлексеевнаАкадемия Государственной пенитенциарной службыд-р юрид. наук, зав. кафедрой административного, гражданского и хозяйственного права и процессаyur_fak_kafedra@mail.ru
Крупко Яна МихайловнаАкадемия Государственной пенитенциарной службыканд. юрид. наук, начальник аспирантурыkrupko.yanna@gmail.com
Доний Наталия ЕвгеньевнаАкадемия Государственной пенитенциарной службыд-р филос. наук, профессор кафедры экономики и социальных дисциплинdoniyne@ukr.net
Всего: 3

Ссылки

Тадеев А.А. Парыгина А.А. К вопросу о некоторых принципах финансового права: принцип прозрачности (открытости) бюджетной дея тельности // Налоги. 2010. № 1. URL: www.lawmix.ru/bux/15961/ (дата обращения: 12.11.2018).
Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М. : Юрид. лит., 1978. 224 с.
Алексеев С.С. Общая теория права : в 2 т. М. : Юрид. лит., 1981. Т. 1. 361 с.
Финансовое право : учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. 4-e изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2008. 768 с. URL: http://znanium.com/catalog/ product/133656 (дата обращения: 03.04.2019).
Крохина Ю.А. Принципы финансового права: постановка проблемы систематизации // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-finansovogo-prava-postanovka-problemy-sistematizatsii (дата обращения: 03.04.2019).
Крохина Ю.А. Финансовое право России : учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2011. 720 с. URL: http://uraleducation.ru/wp-content/uploads/2017/01/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%AE.%D0%90.%D0%A4 %D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0% B2%D0%BE-%D0%A0%D0%BE%D1%81 %D1%81 %D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения: 03.04.2019).
Пилипенко А.А. Принципы финансового права России и их нормативное закрепление : автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2013. 26 с. URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1518222 (дата обращения: 03.04.2019).
Козырин А.Н. Понятие, сущность, функции и принципы финансового права // Публично-правовые исследования. 2016. № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28123621 (дата обращения: 03.04.2019).
Саттарова Н.А., Копина А.А. Актуальные проблемы финансового права : учебник для магистров. М. : Прометей, 2018. 318 с. URL: https://books.google.com.ua (дата обращения: 03.04.2019).
Колодш А.М. Принципи права Украши. К. : Юршком 1нтер, 1998. 208 с.
Скакун О.Ф. Теория государства и права : учебник. Х. : Консум, 2000. 704 с.
Дмитриев С.Д. Общеправовые принципы: теоретические проблемы конкретизации и реализации : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2012. 27 с.
Фшансове право Украши : навчальний поабник / Л.К. Воронова, М.П. Кучерявенко, Н.Ю. Пришва та ш. К. : Правова едшсть, 2009. 395 с.
Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М. : Гос. изд-во юрид. лит., 1960. 193 с.
Годме П.М. Финансовое право / пер. и вступ. ст. д-ра юрид. наук, проф. Р.О. Халфиной. М. : Прогресс, 1978. 428 с.
Петрова Г.В. Финансовое право : учебник. М. : ТК Велби, 2006. 280 с.
 Проблемы содержания общих принципов финансового права | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/30

Проблемы содержания общих принципов финансового права | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 444. DOI: 10.17223/15617793/444/30