Адаптивное моделирование как инструмент эффективного продвижения национальных интересов России во Вьетнаме | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 445. DOI: 10.17223/15617793/445/9

Адаптивное моделирование как инструмент эффективного продвижения национальных интересов России во Вьетнаме

Рассматриваются и подвергаются системному и функциональному анализу управленческие системы и внешнеполитическая деятельность Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики в отношении Социалистической Республики Вьетнам с целью выделить основные характеристики будущей адаптивной модели реализации внешней политики России в упомянутой стране, а также доказывается эффективность адаптивного подхода при использовании моделирования в реализации внешней политики России в странах Индокитая.

Adaptive Modeling as a Tool of Effective Promotion of Russian National Interests in Vietnam.pdf Введение В начале XXI в. в условиях формирования многополярного мира и глобализации ведущие мировые державы ведут борьбу за реализацию своих национальных интересов в стратегически важных регионах мира, к числу которых относится Индокитай в общем и Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) в частности. В Концепции внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. последовательное углубление всеобъемлющего стратегического партнерства с Социалистической Республикой Вьетнам обозначено в качестве одного из приоритетов [1, 2]. Вьетнам занимает особое место в регионе Индокитая (самые быстрые темпы экономического развития) и представляет собой точку столкновения геополитических интересов многих стран, в частности Китая, США, России, Японии, Южной Кореи и других стран мира. Поэтому при определении политики на территории Индокитая «вьетнамский фактор» должен учитываться основными участниками в обязательном порядке. Так, например, Вьетнам демонстрирует один из самых высоких показателей темпов социально-экономического развития в мире, обошел своих ближайших соседей Лаос и Камбоджу. Население страны составляет более 97 миллионов человек, достигнута стопроцентная грамотность [3], а рост внешнеторгового оборота, по данным Вьетнамской таможни, составляет около 480 млрд долларов США [1, 4-7]. Учитывая высокую конкурентную борьбу среди упомянутых выше внешнеполитических акторов за влияние и присутствие в данном регионе в общем и во Вьетнаме в частности, требуется поиск нетривиальных и гибких подходов в планировании и реализации российской внешней политики. В этой связи привлекает внимание такой актуальный на сегодняшний день инструмент теоретического и практического конструирования политических процессов, как моделирование, под которым понимается создание моделей, воспроизведенных на основе комплекса известных свойств оригинала. Однако в связи с «математическим» происхождением данного термина существует проблема его применения в гуманитарном знании, в первую очередь по причине имеющейся сложности подстроить поведение политической системы под строгие критерии модели. При этом целесообразным представляется использование адаптивного подхода, который позволит вновь созданной системе самоорганизовываться и существовать в малопредсказуемой среде, а также в условиях отсутствия четкого целепо-лагания [5, 8]. Актуальность применения адаптивного моделирования к выстраиванию внешней политики определяется необходимостью планировать содержание и направления реализации национальных интересов России в рассматриваемом регионе, прогнозировать ожидаемый результат, предельно прагматично оценить имеющиеся политические, экономические, информационные, военно-технические и кадровые ресурсы. Методологической основой для написания данной статьи выступает комплексный подход к изучению современных внешнеполитических процессов в регионе Индокитая в общем и во Вьетнаме в частности, а также сравнительный анализ моделей политики США, КНР и России в отношении СРВ. С целью изучения восприимчивости вьетнамского общества к политике указанных стран было проведено социологическое исследование северной, центральной и южной частей Вьетнама. Проблематику международных контактов между Вьетнамом и Россией, Вьетнамом и Китаем, а также отношения СРВ с США разрабатывают авторы Е.В. Кобелев, Г.М. Локшин, В.М. Мазырин, В.Н. Коло-тов, П.Ю. Цветов. В исследованиях упомянутых экспертов содержится богатый фактический и страноведческий материал по политике, истории, науке, экономике, а также современные данные о ситуации в стране, состоянии вьетнамских внешнеполитических и экономических связей, что подтверждает актуальность проводимого исследования и необходимость определения единых подходов к реализации внешней политики России в регионе в целом и в СРВ в частности [1, 9]. Научная новизна исследования заключается в том, что автор, используя понятие «адаптивное моделирование», показывает эффективность его применения при реализации внешней политики России в регионе Индокитая для продвижения ее национальных интересов. Целями выступают: во-первых, проведение сравнительного анализа подходов к реализации внешней политики США, КНР и РФ в регионе на примере Вьетнама; во-вторых, доказательство эффективности адаптивного подхода при использовании моделирования в реализации внешней политики России в странах Индокитая. Адаптивное моделирование при реализации внешней политики В современной российской науке продолжает обсуждаться актуальный вопрос: можно ли автоматически использовать методы точных наук в социально-гуманитарном знании? Пока по этому поводу между «гуманитариями» и «математиками» не утихают споры, методы математического моделирования вполне успешно применяются при решении конкретных управленческих задач, например, в информационном взаимодействии населения и органов государственной власти, проектном управлении административными процессами конкретного региона страны или планировании его международной активности [8]. Потребность в использовании данного метода возникает также в случае имеющихся сложностей в реализации внешней политики конкретного государства, необходимости ее модернизировать, подстроить протекание какого-либо политического процесса под реалии, действующие в исследуемом нами регионе. Так, например, российские гуманитарные программы, реализуемые в настоящее время во Вьетнаме, практически не соотносятся с существующими экономическими и военными проектами нашей страны и, как следствие, не направлены на их качественную поддержку и дальнейшее продвижение. В то время как большинство внешнеполитических акторов, например США и КНР, проводят активную гуманитарную интервенцию, проникая во все сферы общественной жизни и слои населения Вьетнама, и пропагандируют собственную культуру и образ жизни, привязывая при этом оказываемую гуманитарную помощь к конкретным политическим действиям. В моделировании существуют различные подходы, однако ученые при работе с социальными процессами отдают предпочтение тем, которые позволяют учитывать всех основных участников взаимодействия внутри общественной системы и условия ее функционирования. К числу основных подходов в моделировании относят [10]: 1. Социально-энергетический, или «конфликтный», - рассматривает действия социальных субъектов через призму их соперничества и сотрудничества. 2. Синергетический - берет за основу развитие сложных открытых нелинейных систем через воздействие на них извне каких-либо сил, вызывающих отклонения (флуктуации), которые в свою очередь, могут вызвать определенные изменения в системе, определенные ее внутренними тяготениям к новым формам (аттракторам). 3. Эволюционный подход - воспринимает социум как «биологический вид», проходящий основные стадии эволюции, при нем средой для политической элиты становится общество, которое, оценивая жизнеспособность элиты, сохраняет ее или уничтожает. 4. Когнитивный - использует «карты ситуаций» и связанные с ними причинно-следственные связи. 5. Агентский подход - использует выделение «частного», т. е. субъектов социальных процессов, и следовательно, рассматривает общество как совокупность индивидов. При этом главным противоречием в построении социальных моделей выступает соотношение двух важных факторов, оказывающих прямое влияние на их работу, - это время и поведение множества субъектов - участников разнообразных общественных отношений, каждый из которых относительно самостоятелен в выборе собственного варианта действий. Разумеется, подходов в моделировании на сегодняшний день выделяется гораздо больше рассмотренных в рамках настоящей публикации, но представляется важным уделить основное внимание относительно новому подходу в моделировании теоретических и прикладных политических исследований, а именно адаптивному подходу, сформировавшемуся в конце ХХ в. на основе описанных нами выше теорий использования математических, информационных технологий в исследовании, прогнозировании и формировании моделей политических управленческих систем. Адаптивный подход предполагает, что принципы работы систем управления должны следовать тем же условиям, которым соответствует поведение живых организмов. От классического подхода к управлению, а также от традиционных разработок в области моделирования указанное направление отличается тем, что создаваемые системы управления направлены на решение нечетко сформулированных задач в малопредсказуемой среде, а именно самоорганизовываться, приспосабливаться под окружающую среду, по возможности изменять ее и эволюционировать, т. е. переходить на новую ступень развития [4, 11, 12]. Исходя из сложности исследуемых нами систем (внешняя политика государства является системой, состоящей из подсистем, которые сами могут характеризоваться как самостоятельные системы), использование адаптивного подхода в моделировании описываемых нами институтов и процессов представляется наиболее адекватным. На основе обозначенного подхода предполагается определить основные этапы моделирования управленческой системы: постановка проблемы; определение целей и задач, направленных на ее решение; исследование внешней среды, в которой предполагается функционирование моделируемой системы; изучение внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на организуемые процессы; наличие необходимых экономических, силовых, политических, информационно-коммуникационных, культурных и прочих необходимых ресурсов; формирование институтов, принимающих участие в достижении тактических и стратегических целей и определение их функционала; деятельность сформированных институтов; достижение результата; получение, обработка и оценка полученных результатов. Существует распространенное мнение о том, что ценность любой теории определяется возможностью ее применения на практике. Рассмотрим модели внешней политики заметных в регионе Индокитая внешнеполитических акторов в лице России, США и КНР на их соответствие определенным выше теоретическим принципам на примере деятельности этих стран в Социалистической Республике Вьетнам. Подходы к реализации внешней политики США, КНР и России в отношении Вьетнама Цели внешней политики, проводимой указанными выше странами, можно назвать идентичными: закрепление собственных позиций через установление торговых и культурных связей и дальнейшее продвижение своего политического влияния как во Вьетнаме, так и в Индокитае в целом. Внешней средой для внешнеполитических систем всех участников выступает вьетнамское общество, которое воспринимает упомянутые страны и их действия далеко не однозначно. Для того чтобы исследовать восприимчивость вьетнамского общества к политике США, КНР и России, проанализировать степень его лояльности к ним, а также выявить, сотрудничество с какой из этих стран (по мнению населения) наиболее привлекательно, автором было проведено социологическое исследование в форме анкетирования в северной (города Ханой, Хайфон, Хоабинь), центральной (города Дананг, Хюэ, Тамки) и южной (Хошимин, Вунгтау, Кантхо) частях СРВ. Всего в опросе приняли участие 1 184 человека в период с января по март 2019 г., большинство из опрошенных имеют среднее профессиональное или высшее образование, все они были условно разделены на 3 возрастные группы: 18-29, 30-50 и старше 50 лет. Согласно полученным результатам образ Соединенных Штатов Америки отличается в зависимости от региона, возраста участников групп, уровня их образования и профессиональной деятельности. Наиболее позитивно США воспринимают жители городов южного Вьетнама в возрасте 18-29 лет, т.е. студенты университетов, а также люди, занятые в сфере торговли и промышленности. Отношение к США на севере страны уже не отличается таким оптимизмом, тем не менее уровень враждебности вьетнамского общества к Соединенным Штатам Америки значительно снизился (по сравнению с аналогичным исследованием, проведенным автором в 2010 г., 27% респондентов высказывалось в поддержку США и сотрудничества Вьетнама с этой страной, тогда как в 2019 г. - 32%), позитивное восприятие этой страны растет, из чего можно сделать вывод, что несмотря на закончившуюся в 1975 г. американо-вьетнамскую войну, США удалось за короткий срок практически полностью восстановить свой имидж в глазах вьетнамского народа, что стало возможным в том числе благодаря детальному анализу всех предлагаемых проектов и программ на предмет их востребованности во Вьетнаме и концентрации своих ресурсов. Отношение населения Вьетнама к КНР, несмотря на значительный уровень экономического сотрудничества между этими странами, везде достаточно настороженное (средний показатель положительного восприятия данной страны находится на достаточно низком уровне в 6-9%), что объясняется историческими особенностями двусторонних отношений, территориальными спорами, недавними конфликтами, вызванными загрязнением окружающей среды китайскими предприятиями в прибрежной зоне. Вместе с тем наблюдается «вынужденная нейтральность», демонстрируемая вьетнамцами к Китаю и объясняемая прежде всего выраженной экономической зависимостью СРВ от своего северного соседа. Восприятие России вьетнамским обществом, с одной стороны, остается на довольно высоком положительном уровне, а с другой - вызывает тревогу, поскольку показатель лояльности населения к США по стране выше, чем к России, и составляет 51 и 42% соответственно. При этом снижению «коэффициента лояльности» продолжает способствовать в том числе отсутствие у населения объективной информации о современной России и увеличившееся в настоящее время количество высказываемой в адрес РФ критики в соцсетях западными средствами массовой информации. Так, большинство вьетнамцев, согласно профильным исследованиям [13], пользуются социальной сетью Facebook, в которой наблюдается довольно высокая активность пользователей, антироссийских и антикитайских настроений. Однако следует отметить, что крупные международные события, проводимые в России в последнее время и получившие широкий общественный резонанс (Чемпионат мира по футболу, Всемирный форум молодежи и студентов и другие), положительно сказались на мнении респондентов, участвовавших в опросе. Таким образом, для адаптации проходящих процессов и поддержания их актуальности необходимо проводить промежуточную оценку изменений внешней среды - населения страны пребывания на основе постоянного мониторинга и его тщательного анализа. Кроме того, представляется важным подчеркнуть необходимость наличия двух элементов ее управления, один из которых - центр принятия решений, а второй - определенная структура (институт), обеспечивающая коммуникации между участниками сформированного процесса (модели) и выполняющая оценочную, контрольную функции и, соответственно, поддерживающая жизнеспособность всей системы. Также при построении управленческих моделей внешней политики важна адекватная оценка используемых в конкретном регионе и конкретной стране ресурсов политики. Для анализа упомянутого критерия обратимся к принятой в современной политологии классификации ресурсов в зависимости от применяемых средств. Экономические ресурсы. Согласно официальным данным, опубликованным Таможней СРВ [3], объем товарооборота Вьетнама с Китаем, Америкой и Россией существенно отличается и составляет 106,7 млрд, 60,3 млрд и 6,1 млрд долларов США соответственно. При этом следует отметить, что США переместились со второй на третью позицию, уступив Южной Корее, тогда как Россия нарастила экономическое сотрудничество с СРВ, в том числе благодаря действующему соглашению о зоне свободной торговле с ЕАЭС, вступившему в силу с 2016 г. Информационно-коммуникационные ресурсы. В исследовании этого вида ресурсов особое внимание следует уделить распространению иностранных языков в Социалистической Республике Вьетнам как важному средству коммуникации. В условиях глобализации основным иностранным языком, изучаемым во Вьетнаме, стал английский язык, что, естественно, является важным преимуществом американской внешней политики. Популярность китайского языка держится на высоком уровне экономического сотрудничества и интеграции КНР и Вьетнама. Этому также способствует наличие полуторамиллионной китайской диаспоры в стране, которая практически не ассимилируется и традиционно является внутренне организованной и ориентированной силой, поддерживающей политику Китая. Русским языком владеет значительное число вьетнамцев из числа тех, кто учился или работал в СССР, а позже в России или странах СНГ. Наблюдается, что их количество значительно уступает числу жителей Вьетнама, владеющих английским языком, и постепенно уравнивается с теми, кто интересуется языком «Поднебесной». Сегодня «русскоговорящие» вьетнамцы продолжают составлять основу политической, военной и отчасти экономической и культурной элиты страны. Вместе с тем продолжается активная работа по подготовке на базе росвузов высококвалифицированных специалистов для СРВ, российская правительственная квота для которых ежегодно увеличивается и в настоящее время занимает первое место среди аналогичных возможностей, предоставляемых Вьетнаму другими странами: 2017 г. - 953 места, 2018 г. - 958 мест, 2019 г. -965 мест. Однако, этот вопрос требует постоянного внимания и мониторинга по причине активности других внешнеполитических акторов на этом направлении, а также в связи с достижением многих госчиновников -выпускников советских или российских вузов пенсионного возраста и их плановой заменой на тех, кто получил образование в Европе или Америке. Проанализировав информационно-коммуникационную среду и ресурсы в СРВ, можно заключить, что решающая роль принадлежит средствам массовой информации, поскольку они являются важными «аттракторами в политической системе» [14]. СМИ во Вьетнаме во многом подконтрольны государству, что выражается в их прямом подчинении государственным структурам, наличии жесткого законодательства, регулирующего их деятельность и т. д. Однако, как отмечалось выше, во Вьетнаме растет роль интернет-ресурсов, прежде всего Facebook, что бесспорно предоставляет определенные преимущества США и создает альтернативные каналы массовой информации и коммуникации. Еще одной особенностью является «экранное» восприятие сведений значительным количеством вьетнамцев, что выражается в популярности у населения различных видеороликов в сети и предопределяет формы и способы информационного воздействия. Политические и военно-технические ресурсы. В современных условиях в государственной политике Вьетнама четко просматриваются такие черты, как государственный патриотизм и экономический прагматизм, которые проявляются в упорном отстаивании собственных национальных интересов во внешней политике на основе приобретения максимальной пользы, о чем также свидетельствует заключение СРВ договоров и соглашений: о вступлении в ВТО, о взаимной торговле с ЕС, зоне свободной торговли с ЕАЭС, подготовке заключения нового торгового договора с США, после выхода последних из Транстихоокеанского партнерства. При взаимодействии с силовыми ведомствами Социалистической Республике Вьетнам стоит особенно выделить военно-техническое сотрудничество России и Вьетнама, которое зиждется на прочных исторических основах. Борьбу за влияние в среде военных пыталась предпринять и администрация президента США Б. Обамы, отменившая эмбарго на поставку во Вьетнам летального оружия и желающая продавать свои истребители в эту страну. Расчет был на сложность этой военной техники (продав самолет, американцы занимались бы подготовкой пилотов, наземных специалистов, поставляли бы запчасти, боеприпасы и т.п.) [13]. Однако данная попытка потерпела неудачу, поскольку в настоящее время вьетнамская армия на 90% укомплектована российской техникой, и быстрый переход от одного к другому виду вооружения невозможен. Также началу тесного американо-вьетнамского сотрудничества в этой сфере препятствует неурегулированная проблема с обвинениями со стороны Америки в адрес вьетнамской стороны в нарушении последними прав человека. При оценке и анализе моделей внешней политики упомянутых трех стран важную роль занимает исследование институциональной подсистемы. Так, например, внешнеполитическая институциональная система (ИВС) США широко децентрализована. Органы госвласти представлены в СРВ структурными подразделениями Государственного департамента, которые занимаются координацией и финансированием множества аффилированных с государством общественных организаций, каждая из которых выполняет свою узкоспециализированную функцию. Сильными сторонами такой системы выступают «узкоспециали-зированность», что позволяет действовать на конкретном направлении на высокопрофессиональном уровне, и возможность интеграции государственных и негосударственных ресурсов, примером чему может служить слаженная деятельность информационных платформ посольства США и различных американских университетов, позволяющая, например, дистанционно изучать английский язык [15]. Слабостью же выступает сложность проведения координационных и контрольных функций со стороны государственных органов, что способствует росту бюрократического аппарата и повышению затратности реализуемых проектов, а в конечном итоге - решению локальных, но не стратегических задач. Китайская ИВС, напротив, жестко централизована. Так, например, в СРВ контролем Института Конфуция занимается дипмиссия и специальное подразделение Министерства образования КНР «Ханьбань» [16], ответственное за продвижение китайского языка и китайских культурных ценностей по всему миру. Данный подход позволяет мобилизовать все имеющиеся ресурсы на решение конкретной задачи, но вместе с тем централизованная ИВС бюрократизирована, а потому достаточно медленно реагирует на изменяющуюся среду, что приводит к несоответствию принимаемых решений существующим общественным вызовам. Так, деятельность Института Конфуция в США, Канаде и ряде европейских стран в 2018 г. столкнулась с серьезными проблемами, приводящими к закрытию его филиалов в целом ряде городов, тогда как конкретные шаги по решению указанной проблемы китайским правительством так и не были предприняты [7]. Российская ИВС сочетает в себе начала как централизации, так и децентрализации: с одной стороны, налицо концентрация ресурсов, принятие Центром важных решений по всем сферам деятельности, а с другой - относительная самостоятельность представительств госучреждений за рубежом в принятии решений, продиктованная в первую очередь их максимальной приближенностью к объектам, по которым необходимо принимать такие решения. К плюсам такой системы относится возможность действовать в условиях относительной автономии, а следовательно, более гибко реагировать на изменения окружающей политической среды и самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с проходящими в стране пребывания процессами. Также это позволяет использовать не только государственные ресурсы, привлеченные внешние инвестиции, но и приглашать сторонние организации для реализации тех или иных проектов. К проблемам такой ИВС следует отнести перегруженность функционалом представительств, ограниченность собственных, прежде всего кадровых ресурсов, а также неопределенность полномочий в сфере контроля всех направлений своей деятельности. Следствием этих недостатков являются существующие проблемы в целеполагании, формировании качественных показателей их работы, а также в выполнении прогностической функции, направленной на решение еще не выявившихся проблем. Заключение Таким образом, можно заключить, что присутствие и активная деятельность во Вьетнаме США и КНР должны стимулировать Россию к выработке новых подходов к продвижению своих национальных интересов в этой стране и регионе в целом. Для решения этой задачи следует взять за основу метод адаптивного моделирования, предварительно проанализировав управленческие системы всех основных внешнеполитических оппонентов России, действующих в рассматриваемом регионе, и выявив их слабые стороны. Так, определенное преимущество России перед США и Китаем во влиянии в политической сфере Вьетнама компенсируется слабостью перед упомянутыми странами в использовании ими экономических и информационно-коммуникационных ресурсов. В этой связи России следует обратить внимание на укрепление и дальнейшее развитие политических и военных связей, а также сконцентрироваться на решении задач экономической интеграции наших стран, создании информационных каналов, направленных на расширение диалога и взаимопроникновение российской и вьетнамской культур. Также для объективной оценки своих действий и, как следствие, получения информации о результативности внедряемой модели необходимо на постоянной основе проводить мониторинг общественного мнения. Учитывая приведенные недостатки и преимущества российской внешнеполитической управленческой системы, необходимость построения адаптивной управленческой модели ощущается особенно остро, поскольку именно она поможет обеспечить ее эффективное функционирование в непростых на сегодняшний день условиях.

Ключевые слова

Россия, Вьетнам, адаптивное моделирование, политические системы, внешняя политика, управленческие модели, Russia, Vietnam adaptive modeling, political systems, foreign policy, managerial models

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шафинская Наталья ВалерьевнаРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерацииаспирант кафедры государственного управления и национальной безопасностиshafinskaya06@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Аналитика: Вьетнам - много свободных ниш и большой рынок сбыта // Новостной социальный сайт Roem.ru. URL: https://roem.ru/01-10- 2015/208911/vietnam-sea/ (дата обращения: 05.03.2019).
Концепция внешней политики Российской Федерации от 30.11.2016 г. // Официальный сайт Президента РФ. Документы. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/41451/page/4 (дата обращения: 5.03.2019).
Xuat nhap khau hаng hуa mm 2018 cua Viet Nam: Nhftng пй noi bat qua ghi nhan сбс con so thong кк cua Tong cuc Hai quan [Товарооборот Вьетнама за 2018 год: характерные черты через призму статистических данных Главного таможенного управления] // Сайт Вьетнамской таможни. URL: https://www. customs. gov. vn/Lists/TinHoatDong/ViewDetails.aspx?ID=28322&Category=Th%E1%BB%91ng% 20k%C3%AA %20H%E1%BA%A3i%20quan (дата обращения: 05.03.2019).
Витяев Е.Е., Демин А.В. Логическая модель адаптивной системы управления // Нейроинформатика. 2008. Т. 3, № 1. URL: http://www.math.nsc.ru/AP/ScientificDiscovery/PDF/logical_model_neiroinformatica.pdf#1 (дата обращения: 21.03.2019).
Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки: итоги 2016 г. / под ред. В.Н. Колотова. СПб. : ИПК НП-Принт, 2017, 832 с.
Статистические данные по Вьетнаму // Сайт Группы Всемирного банка данных. URL: https://data.worldbank.org/ coun-try/vietnam?view=chart (дата обращения: 01.03.2019).
Vм sao Vien Khong to bi cam cua о nhieu nхi trкn the gioi [Почему Институты Конфуция закрываются в разных странах мира] // VieTtimes. URL: https://viettimes.vn/vi-sao-vien-khong-tu-bi-cam-cua-o-nhieu-noi-tren-the-gioi-295364.html (дата обращения: 15.03.2019).
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб. : Алетейя, 2002, 414 с.
Кобелев Е.В., Ларин В.П., Локшин Г.М., Мазырин В.М. и др. Пути укрепления безопасности и сотрудничества в Восточной Азии. Мате риалы совместного российско-вьетнамского исследования. М. : ИДВ РАН, 2014. 344 с.
Петухов А.Ю. Моделирование социальных и политических процессов. Н. Новгород, 2015. 141 с. URL: http://www.unn.ru/ books/met_files/MCPP.pdf. (дата обращения: 05.03.2019).
Байдаков А.Н. Моделирование бизнес-процессов : учеб. пособие. Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2017, 180 c.
Букин Д.Н. Моделирование современных социальных систем и процессов : философский аспект // Общество : философия, история, культура. 2017. № 9. С. 14-15.
Вьетнам собирается купить у США истребители и береговые патрульные самолеты // Риа Новости, 26.05.2016. URL: https://ria.ru/20160526/1439536456.html (дата обращения: 19.03.2019).
Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. М. : Изд-во РАГС, 2004, 250 с.
Fulbright English Teaching Assistant Program (ETA) [Программа по изучению английского языка Университета Фулбрайт] // Сайт Посольства США в СРВ. URL: https://vn.usembassy.gov/education-culture/fulbright-program-vietnam/fulbright-english-teaching-assistant-program/ (дата обращения: 20.03.2019).
Сайт Института Конфуция в Ханое. URL: http: // english.hanban.org/node_42876.htm (дата обращения: 15.03.2019).
 Адаптивное моделирование как инструмент эффективного продвижения национальных интересов России во Вьетнаме | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 445. DOI: 10.17223/15617793/445/9

Адаптивное моделирование как инструмент эффективного продвижения национальных интересов России во Вьетнаме | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 445. DOI: 10.17223/15617793/445/9