Миграционная политика Австрии: от регуляционных мер к интеграции | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 446. DOI: 10.17223/15617793/446/13

Миграционная политика Австрии: от регуляционных мер к интеграции

Рассматривается переход миграционной политики Австрии от регулирования иммиграционных потоков к интеграции в период после окончания Второй мировой войны до 2016 г. Особенностью роли Австрии в системе европейских миграций называется ее центральное положение. Показаны развитие миграционной политики Австрии в ретроспективе в период холодной войны, нынешнее состояние и перспективы развития. Ситуация оценивается как чрезвычайно сложная.

The Migration Policy of Austria: From Regulative Measures to Integration.pdf После окончания Второй мировой войны Австрия вернулась к своим довоенным границам, в которых пребывала до 1938 г., когда нацистская Германия насильственным образом включила австрийскую территорию в свой состав. В 1945 г. союзные войска восстановили независимость страны, поделив ее на четыре оккупационные зоны по примеру соседней Германии - британскую, американскую, французскую и советскую, установив также особый оккупационный статус для столицы страны - Вены. Таким образом, Австрия стала непосредственным участником зарождавшегося в Европе блокового противостояния. К окончанию боевых действий на территории Австрии проживали, по разным данным, от 1,5 до 3 млн иностранцев, что составляло примерно 20% от всего населения страны [1]. Большая часть иммигрантов являлась вынужденными переселенцами, к которым относились насильственно перемещенные лица, военные беженцы, бывшие узники концентрационных лагерей, подневольные работники из Восточной Европы, бывшие военнопленные, плененные солдаты немецкой армии и их союзники, большая часть которых к началу 1950-х гг. покинула территорию страны или была репатриирована союзниками. Кроме того, по разным причинам в Австрии оказались более 200 тыс. этнических немцев, преимущественно выходцев из Центральной и Восточной Европы. Их число после установления «железного занавеса» неуклонно продолжало расти, достигнув к 1950 г. отметки в более чем 500 тыс. человек [2]. Австрия находилась в бедственном положении -привезенное немцами в годы войны промышленное оборудование демонтировалось и направлялось в качестве репараций союзникам (62% от общего числа), сельское хозяйство находилось в упадке, часть заводов была либо разрушена, либо простаивала без оборудования и профессионального обслуживания. Экономика страны находилась на грани краха из-за галопировавшей инфляции, процветал черный рынок [3]. Спасение пришло с Запада - Австрия попала в программу восстановления Европы, известную как «план Маршалла». Финансовая помощь из-за рубежа серьезно стимулировала экономику страны - в кратчайшие сроки выровнялась ситуация на рынках сбыта, были восстановлены инфраструктура и важные транспортные коммуникации, установлен контроль над тарифами и ценами, сбалансирован бюджет. Таким образом, буквально в течение 10 лет Австрия не только смогла преодолеть глубочайший экономический и социальный кризис, но и быстро преодолела период оккупации. В 1955 г. был подписан государственный договор, восстановивший независимость Австрии. Несмотря на серьезный экономический рост, в стране обнажилась проблема нехватки рабочих рук. До начала 1960-х гг. правительству страны удавалось сдерживать ее за счет внутренней миграции и принятия австрийского гражданства большим количеством этнических немцев [1], однако к началу второго послевоенного десятилетия справляться своими силами уже не удавалось - число эмигрантов значительно превышало число иммигрантов. Ежегодно на территорию страны въезжало большое количество иностранных граждан, однако эти миграции носили транзитивный характер - большая часть приезжих использовала Австрию как перевалочный пункт на пути на север Европы. Например, после подавления венгерского восстания в 1956 г. в Австрию переправились порядка 180 тыс. человек, но лишь 20 тыс. венгров остались в стране больше чем на год-два [2]. Это подтолкнуло правительство Австрии к принятию мер, направленных на привлечение иностранной рабочей силы. В 1961 г. был заключен «Договор Раа-ба-Ола», названный в честь его инициаторов и составителей - федерального канцлера Юлиуса Рааба и председателя промышленных профсоюзов Франца Ола. Этот документ положил начало эпохи «гастарбайтеров» - сезонных работников из других стран. Несмотря на неудачные попытки установить обмен рабочей силой с Испанией и Италией в 1962 г., правительство Австрии заключило соглашения с Турцией (1964 г.) и Югославией (1966 г.), которые впоследствии стали важными инструментами миграционной политики и регулирования рынка рабочей силы Австрии. К концу 60-х гг. миграционный фон страны существенно изменился, а приток мигрантов вырос в 5 раз, достигнув своего пика в 1973 г. (порядка 400 тыс. человек) [4]. И если ранее доля мигрантов из этих стран вместе не превышала 7%, то после заключения договоров поток рабочей силы из Турции и Югославии составил 11,8 и 78,5% соответственно [5]. Нефтяной кризис 1973 г. в совокупности с наступившим в Австрии ростом рождаемости и тем фактом, что большинство сезонных работников не только сами оставались в стране на постоянной основе, но и перевозили туда свои семьи, поставил перед правительством вопрос о необходимости регулирования миграционных потоков. В итоге оно пошло на серьезные меры по сокращению притока трудовых мигрантов за счет принятия в 1975 г. Закона о предоставлении работы иностранным гражданам (Auslander-beschaftigungsgesetz) [6]. Этот закон ужесточил контроль над деятельностью сезонных работников в различных сферах деятельности, однако большая часть гастарбайтеров предпочла остаться в Австрии, подключившись к программе строительства австрийского общества, создавая семьи и включаясь в экономическую жизнь страны. В итоге в период с 1973 по 1987 г. миграционные показатели вернулись к отсчетной точке и снизились до показателей начала 60-х гг., а где-то даже и до показателей 40-х гг. Настоящий расцвет притока мигрантов начался в 1987 г., а к началу 1990-х гг. вышел на свой пик после государственного переворота 1989 г. в Румынии, падения железного занавеса в 1991 г. и начала серии военных конфликтов в распадавшейся Югославии. Еще одним важным фактором роста миграционного сальдо стало вступление Австрии в Европейский Союз в 1995 г. Именно в связи с вышеперечисленными событиями в Австрии произошел резкий рост миграционных показателей. Люди бежали от войны, просили убежища и искали работу после того, как потеряли все на родине. Иммиграционный прирост совпал со временем ускоренных темпов развития экономики Австрии. Ежегодный приток составлял порядка 80 тыс человек, что уже в скором времени осложнило ситуацию на рынке труда. Множество иммигрантов из бывших коммунистических республик увеличили общее число безработных в стране практически вдвое: с 5,9 до 9,1% [7]. Правительству пришлось в одно и то же время трансформировать миграционное законодательство для его соответствия нормам права ЕС («Закон о предоставлении убежища», «Закон об иммигрантах» и «Закон о пребывании», принятые в 1992-1993 гг.), а также вводить квоты и ограничения для въезда в страну, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке труда. Остановить поток в полной мере не удалось, так как вступление страны в Сообщество спровоцировало большой приток иммигрантов в основном из соседних с Австрией стран, таких как Венгрия, Словакия, Польша, Румыния, Болгария и Хорватия. В итоге приток граждан из стран - членов ЕС к 2002 г. увеличился вдвое [4]. Тем не менее предпринятые меры смогли несколько стабилизировать число въезжающих в страну иностранцев за счет ужесточения приграничного контроля, однако число иммигрантов продолжало неуклонно расти. Эта ситуация подтолкнула Австрию к перемене взглядов в отношении миграционной политики. Опыт первых лет последнего десятилетия наглядно продемонстрировал, что страна не в состоянии ограничивать иностранным гражданам доступ на австрийский рынок труда, а вступление в ЕС de facto сделало это стремление попросту невыполнимым - в 1995 г. страна стала частью механизма, в котором одной из ключевых ценностей была свобода перемещения. Именно поэтому на смену регуляции пришел новый принцип - интеграция. После своего вступления в ЕС Австрия стала единственной страной, которая охотно приняла участие во всех интеграционных проектах Сообщества, тогда как другие государства-члены вступали в эти проекты чаще под нажимом, чем по собственной воле. Именно факт своего рода раздвоенности позиций в вопросах миграционной и интеграционной политики между странами - членами ЕС породил термин «гибкая интеграция», суть которой заключалась в том, что далеко не все страны были готовы следовать общей стратегии [8]. Следовательно, Австрия также не могла в полной мере извлечь выгоды от нового курса. Тем не менее смена курса была логичным и необходимым шагом. К началу 2000-х гг. число иммигрантов продолжило расти: в период с 1997 по 1999 г. их насчитывалось порядка 298 тыс., а в 2004 г. - 379 тыс. человек. Кроме того, официальная перепись населения установила (по состоянию на 2004 г.), что 12,5% населения родилось за границей, причем эта цифра не включала в себя граждан с «иммигрантским прошлым», т.е. людей, чьи родители являются выходцами из других стран, в то время как сами они родились или выросли в Австрии [9]. В начале первого десятилетия нового тысячелетия в стране наметились серьезные перемены. Вступление и удачная ассимиляция в ЕС, а также географическое положение (Австрию фактически пересекало множество миграционных маршрутов) способствовали тому, что в стране наметился новый всплеск роста миграционного сальдо. Так, в значительной степени вырос приток граждан из Афганистана, Ирака, Нигерии и выходцев из Чеченской республики. В начале 2000-х гг. миграционное сальдо держалось на отметке в 17 тыс. человек в год, однако уже в 2005 г. эта цифра выросла более чем в 2 раза (36 тыс. человек). Столь резкий прирост иностранного населения во многом обусловливался, как уже упоминалось ранее, вступлением Австрии в Европейский Союз (1995 г.) и его последующими расширениями (2004, 2007, 2013 г.), которые неизменно сказывались на миграционном балансе страны. Именно с расширением 2004 г., когда в состав ЕС вошли сразу 10 членов, связан столь мощный прирост мигрантов из стран Центральной и Восточной Европы. Соседние с Австрией и стабильно «снабжавшие» страну мигрантами Венгрия, Словения, Чехия, Словакия, а затем Румыния (2007 г.) и Хорватия (2013 г.) в значительной степени способствовали увеличению миграционного сальдо. Граждане этих государств в полной мере воспользовались возможностью свободного передвижения по территории Союза. Примечательно, что большинство мигрантов не задерживались на территории страны более 5 лет. Значительная часть иммигрантов отправлялась в Австрию на кратковременные заработки, о чем наглядно свидетельствуют данные об эмиграциях, число которых приблизительно равно числу иммиграций. В период с 2006 по 2010 г. число иммиграций сократилось вдвое, опустившись до средней отметки 22 тыс. человек в год. Так в 2006 г. миграционное сальдо достигло отметки в 24 тыс. человек, в 2007 г. эта цифра была приблизительно равна 25 тыс., в 2008 г. - 24 тыс., в 2009 г. по причине финансового кризиса приток иммигрантов в значительной степени сократился (до 17 тыс. человек), достигнув пикового минимума первого десятилетия 2000-х гг. [9]. Такому снижению миграционного сальдо поспособствовал ряд факторов, первым из которых стало начало регуляции иммиграции силами австрийского правительства. Это было связано с желанием привлечь на работу в Австрии как можно больше квалифицированной рабочей силы, сделать страну привлекательной с точки зрения образования для иностранных граждан и т.д. Для регуляции потока мигрантов, который плохо поддавался контролю со стороны государства, ввели ряд временных постановлений, направленных на ограничение доступа на территорию Австрии лицам из стран «новой волны ЕС». Введение этих мер было в первую очередь вызвано так называемым миграционным цунами (Flutwelle), суть которого заключалась в том, что в Австрию попадало большое количество низкоквалифицированной рабочей силы. Это вело к увеличению безработицы среди высококвалифицированных граждан страны, которые зачастую вынуждены были эмигрировать. Для регуляции и фильтрации потока мигрантов были введены Общие временные стандарты и меры (Ubergangsregelungen), которые реализовывались в период с мая 2004 по апрель 2011 г. Эти меры включали в себя три фазы: «2+3+2» по количеству лет их претворения в жизнь [10]. Эта программа в существенной степени позволила сократить приток мигрантов, не удовлетворявших ее требованиям. Ее суть заключалась в предоставлении права доступа не гражданам Австрии из числа стран ЕС на австрийский рынок труда с рядом ограничений, необходимых для защиты прав граждан Австрийской республики. На ее реализацию отводились семь лет. Это время было разделено на три периода, в течение которых предпринимались следующие шаги: 1. В первые два года после въезда в страну для иностранных работников действовали общие правила доступа на рынок труда, установленные в Европейском Союзе. 2. Затем в действие вступала вторая фаза, в рамках которой страна должна была на законодательном уровне ограничить доступ на рынок труда гражданам стран-членов после предварительного согласования этих ограничений с Комиссией ЕС (если ограничения не согласовывались, то иностранные работники продолжали работать в соответствии с пунктом № 1). 3. В рамках третьей и заключительной фазы Австрия могла продлить действие ограничений в случае, если на рынке труда сохранялось или возникало кризисное положение, а также если в обозримом будущем рынку угрожало возникновение новых кризисных явлений [11]. Еще одним важным фактором сокращения притока мигрантов стал мировой финансовый кризис, который привел к сокращению числа рабочих мест в стране, а, следовательно, и оттоку рабочей силы. Так, например, темпы роста ВВП Австрии упали с +4% (2007 г.) до +2,3% (2008 г.), а в 2009 г. достигли рекордного минимума в - 4%. В последующие два года ситуация несколько выровнялась, но после начала миграционного цунами (Flutwelle) рост ВВП снова в значительной степени замедлился. В 2012 г. составил +1%, в 2013 г. - +0,6% и +0,7% - в 2014 г. [12]. Отток иностранных граждан также привел к значительному сокращению темпов промышленного производства, которые в 2009 г. достигли рекордного минимума первых десяти лет XXI в. - «минус» 11,6%, однако затем стремительно выросли до 7,0 и 7,5% за два последующих года соответственно, тем не менее, это был лишь временный всплеск, который вновь сменился серьезным падением. В 2012 г. темпы промышленного производства находились на отметке в 0,0%, в 2013 г. ситуация мало изменилась (+0,5%), а в 2014-2015 гг. произошел небольшой подъем - 1,8 и 1,1% соответственно [Там же]. Уровень безработицы на протяжение первых восьми лет нового тысячелетия стабильно находился на отметке в 4-5% в год, однако в 2010 г. вырос сразу на 2%: с 4,8 до 6,9% соответственно. В последующие годы уровень безработицы находился уже на отметке в среднем 5% в год, а в 2014-2015 гг. показатели несколько увеличились - 5,6 и 5,8% [Там же]. Причем пострадали преимущественно работники низкого уровня квалификации, т.е. иммигранты. Это также провоцировало их на поиски новых способов заработка в том числе и за пределами Австрии. Следующий период наплыва мигрантов в Австрию принято считать настоящим вызовом. С 2011 г. в стране наблюдается резкий рост притока мигрантов - 31 тыс. против 21 тыс. в 2010 г. В 2012 г. это число составило уже 44 тыс., а в 2013 г. достигло отметки в 55 тыс. человек. В 2014 г. официально зарегистрированных мигрантов в Австрии было уже 72 тыс. человек, а в 2015 г. это число стало и вовсе беспрецедентным за все время ведения официальных статистических данных - 113 тыс. [4]. Нетрудно заметить, что в стране произошел настоящий миграционный бум. Если на протяжении первого десятилетия 2000-х гг. миграция была в большей степени обусловлена рамками Европейского Союза и возможностью свободного передвижения по странам, входящим в его состав, то 2010 г. стал точкой отсчета второй волны миграции, связанной с событиями на Ближнем Востоке и Восточной Европе. Прирост военных беженцев в период с 2010 по 2015 г. из Сирии, Афганистана, Ирака и Украины, подавших заявления на предоставление убежища, вызывает серьезные опасения у правительства и граждан Австрии. Например, из Афганистана в период с 2000 по 2010 г. в Австрию под предлогом поиска убежища из-за войны в стране пребывания иммигрировали 32 тыс. человек, а за рассматриваемый нами период уже 178 тыс., т.е. в 5,5 раз больше [4]. Для сравнения: если из Сирии за первое десятилетие нового тысячелетия в Австрию иммигрировали около 1 500 человек, то с 2010 г. заявки подали уже 36 тыс. беженцев [4]. Впервые за многие годы в Австрии наблюдалось резко негативное отношение к мигрантам, вызванное рядом причин. Такой наплыв человеческой массы создал дефицит жилья, который государство должно было покрыть в максимально короткие сроки. Еще больше проблем возникло с детскими садами и рынком труда Австрии, в который в максимально короткие сроки было необходимо интегрировать большое количество человек с разной квалификацией, знаниями, происхождением и т.д. Все эти меры потребовали большего увеличения числа социальных выплат и государственных расходов, что в австрийском обществе воспринималось и воспринимается с большим негативом и настраивает его против новой миграционной волны. В 2011 г. австрийское правительство предприняло попытку реформирования системы управления миграционными потоками для привлечения высококвалифицированной рабочей силы по схеме «Красно-Бело-Красная Карта» (Rot-Weift-Rot Karte), согласно которой большими привилегиями при въезде в страну пользовались высококвалифицированные специалисты, специалисты в дефицитных профессиях, ценные рабочие кадры, выпускники австрийских вузов [13]. Однако эта программа, хоть и имела определенный успех, не способствовала значительному снижению числа иммигрантов, среди которых и правительство, и гражданское общество особенно беспокоили выходцы из мусульманских стран и ассоциируемая с ними террористическая угроза. Итогом такого наплыва иностранных граждан стали рост недоверия к ним и желание правительства страны обеспечить усиленный контроль над границами. Это было вызвано не только количеством иммигрантов, осевших в стране, но и потоками так называемых маятниковых мигрантов или транзитных мигрантов (Pendelmigranten), т.е. людей, которые используют Австрию и соседние с ней государства в качестве территорий, через которые пролегают их миграционные маршруты на север Европы, например в Германию, Швецию или Норвегию. Так, в начале 2016 г. канцлер Австрии Вернер Файманн заявил о приостановлении действия Шен-генских соглашений, заявив о неспособности ЕС контролировать свои внешние границы. Австрийские силы безопасности объявили о введении тщательного мониторинга прибывающих в страну лиц и готовности выдворять мигрантов, не получивших статус «беженец» [14]. Кроме того, Австрия стала одной из первых стран, установивших пограничный контроль своей территории. Австрийский министр внутренних дел Йоханна Микль-Ляйтнер заявила о необходимости принятия этого шага, так как в 2015 г. число прибывших в страну мигрантов достигло 1% от общей численности населения. Реакцией австрийского правительства на события начала второго десятилетия XXI в. стал перезапуск доказавшей свою эффективность системы Временных постановлений (Ubergangsregelungen), которая уже претворялась в жизнь в 2004 г. Новые стандарты доступа к рынку труда в Австрии также были разделены на три фазы («2+3+2») и регулировались такими же нормами, что и аналогичная программа 2004 г. , однако круг ограничений был значительно расширен. Кроме Австрии, меры похожего характеры приняли еще 13 стран ЕС, например Бельгия, Кипр, Франция, Германия, Греция, Италия и т.д. [11]. Эта инициатива коснулась в большей степени граждан Хорватии, а также Румынии и Болгарии, которые являются «донорами» рабочей силы для Австрийской республики [15]. Согласно официальным данным, к 2020 г. население страны должно вырасти с 8,4 до 8,8 млн человек, а к 2025 г. это цифра изменится уже до 9,0 млн. Если проблема мигрантов так и останется нерешенной, то прирост населения будет стабильно расти. К 2030 г. эта цифра будет находиться в районе 9,2 млн человек со средним ежегодным приростом порядка 200 тыс. человек [4]. Однако как это будет выглядеть в реальности, не ясно. Это наглядно демонстрируют данные последних лет, когда поток мигрантов разошелся с планом службы статистики на 300 тыс. человек. Миграция в Австрии со времен окончания Второй мировой войны была важным двигателем экономики страны и занимала важное место в ее политической деятельности. Рабочая сила из стран ближнего зарубежья всегда пользовалась повышенным спросом на протяжении всего ХХ в., а Австрия страна во многом была не только работодателем, но и центром «схода» людей со всех концов Европы. Новое тысячелетие стало новым этапом в отношениях между мигрантами и Австрией. Вступление в Европейский Союз, попытки модернизации миграционного законодательства позволили правительству с переменным успехом справляться с потоком мигрантов, которые не только интегрировались и интегрируются в общество, но были и остаются двигателем австрийской экономики. Последние пять лет серьезно изменили отношение к мигрантам в стране из-за мирового финансового кризиса, войн в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, которые спровоцировали настоящее миграционное нашествие, вносящее дисбаланс в австрийское общество, и породили множество проблем в стране (в первую очередь экономического и социального характера). Жесткие меры по снижению притока иммигрантов все еще не принесли видимого результата, однако уже сейчас можно с уверенностью заключить, что Австрия стоит перед самым большим миграционным вызовом за всю свою современную историю.

Ключевые слова

миграция в Австрии, Европейский Союз, миграционная политика, интеграция, migration in Austria, migration policy, European Union, integration

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Андреев Константин ПавловичТомский государственный университетаспирант, преподаватель кафедры европейских языковandrejew92@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Dr. Bernhardt Perchinig. Migration und Integration in Osterreich - Herausforderung und Chance, 2013. FH Karnten, Feldkirchen. S. 4. URL: http://www.plattform-migration.at/index.php?id=346 (дата обращения: 14.07.2016).
Bauer W.T. Zuwanderung nach Osterreich, 2008. S. 22. URL: http://www.forschungsnetzwerk.at/downloadpub/zuwanderung _nach_oesterreich_studie2008_oegpp.pdf (дата обращения: 14.02.2017).
Parlament Republik Osterreich - Parlament erklart: Wirtschaftlicher Wiederaufbau. URL: https://www.parlament.gv.at/PERK/HIS/REP2/1947- 1970/index.shtml (дата обращения: 14.02.2017).
Австрийский центр информации и статистики. URL: http://www.statistik.at/web_de/statistiken/menschen_und_gesellschaft/bevoelkerung/ wanderungen/index.html (дата обращения: 13.07.2016).
Munz R., Zuser P., Kytir J. Grenzuberschreitende Wanderungen und auslandische Wohnbevolkerung: Struktur und Entwicklung // Heinz FaBmann und Irene Stacher (Hrsg.), Osterreichischer Migrationsund Integrationsbericht. Demographische Entwicklungen - sozio-okonomische Strukturen - rechtliche Rahmenbedingungen, Wien, 2003.
Bundesgesetzblatt fur die Republik Osterreich. Nr. 218/1975 - RIS, 14 Seiten. URL: https://www.ris.bka.gv.at/Dokumente/BgblPdf 1975_218_0/1975_218_0.pdf (дата обращения: 14.07.2016).
Сайт по вопросам миграции в Австрии - Statistische Ubersichten 2004. URL: http://www.migration.gv.at/ (дата обращения: 12.07.2017).
Fritz Breuss. Meilensteine in der wirtschaftlichen Entwicklung der Integration. Verlag Osterreich, Wien, 2015. S. 8. URL: http://fritz.breuss. wifo.ac.at/Breuss_Meilensteine_Oesterreich-EU-Integration.pdf (дата обращения: 16.07.2016).
Harald Waldrauch, Dilek Cinar. Staatsburgerschaftspolitik und Einburgerungspraxis in Osterreich // Heinz FaBmann und Irene Stacher (Hrsg.), Osterreichischer Migrations- und Integrationsbericht. Demographische Entwicklungen - soziookonomische Strukturen - rechtliche Rahmenbedingungen, Wien, 2003. 282 s.
Bundeszentrale fur politische Bildung. URL: http://www.bpb.de/gesellschaft/migration/kurzdossiers/57427/uebergangsregelungen (дата обращения: 13.07.2016).
Bericht der Kommission an den Rat uber die Anwendung der Ubergangsregelungen fur die Freizugigkeit von Arbeitnehmern. URL: http://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/DE/PDF-Pressemitteilungen/2015/freizuegigkeit-kroatien.pdf?_blob=publicationFile (дата обращения: 10.02.2017).
Макроэкономические показатели Австрийской экономики. URL: http://www.ereport.ru/stat.php?count=austria&razdel=country (дата обращения: 13.07.2016).
Leben und Arbeit in Osterreich. URL: http://www.migration.gv.at/de/formen-der-zuwanderung/dauerhafte-zuwanderung-rot-weiss-rot-karte.html (дата обращения: 22.04.2017).
Австрия приостановила Шенген. URL: http://expert.ru/2016/01/17/avstriya-priostanovila-shengen/ (дата обращения: 23.02.2017).
Ubergangsregelungen fur Arbeitskrafte aus Bulgarien, Rumanien und Kroatien. URL: http://www.migration.gv.at/fileadmin/downloads /infoblaetter/Uebergangsregelungen_fuer_Bulgarien_Rumaenien_Kroatien.pdf (дата обращения: 18.07.2016).
 Миграционная политика Австрии: от регуляционных мер к интеграции | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 446. DOI: 10.17223/15617793/446/13

Миграционная политика Австрии: от регуляционных мер к интеграции | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 446. DOI: 10.17223/15617793/446/13