Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/12

Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике

Исследуется механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктическом регионе. Выделены две исследовательские задачи - рассмотрение системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и проведение анализа действующей нормативно-правовой базы в обозначенной сфере. В основу исследования положен принцип неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности и социально-экономического развития страны.

A Mechanism for Ensuring National Security of the Russian Federation in the Arctic.pdf Введение С началом нового столетия интерес к Арктике начали проявлять все больше государств, причем не только региональных. Научные центры по изучению проблем Арктики создаются в странах, которые, как казалось раньше, никогда не смогут претендовать на роль субъекта международных отношении в Арктическом регионе. Этот факт обусловлен тем, что постепенное уменьшение площади ледового покрова Северного Ледовитого океана (СЛО) ведет к существенному расширению возможностей по осуществлению в регионе хозяйственной деятельности. Включение в арктическую политику большого числа заинтересованных государств способно привести к появлению новых и усилению уже имеющихся в регионе угроз национальной безопасности Российской Федерации (РФ). Ключевой вопрос при этом - сможет ли РФ эффективно противодействовать этим угрозам? Представленная статья посвящена исследованию механизма обеспечения национальной безопасности (ОНБ) РФ в Арктике. В этимологическом плане категория механизм имеет несколько значений. В первом из них она понимается как «внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие», во втором - как «система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности» [1. С. 354]. В рамках этого исследования под механизмом ОНБ понимается внутреннее устройство и порядок функционирования системы, обеспечивающей безопасность страны. При этом порядок функционирования указанной системы (т.е. взаимодействие всех ее структурных элементов) определяется действующей нормативно-правовой базой государства в сфере ОНБ. Таким образом, в статье автор намерен решить две исследовательские задачи - рассмотреть систему ОНБ РФ в Арктике и провести анализ действующей нормативно-правовой базы в обозначенной сфере. Система обеспечения национальной безопасности РФ в Арктике В общем плане под ОНБ РФ понимается совместная скоординированная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и различных институтов гражданского общества, направленная на противодействие угрозам национальной безопасности (НБ) и реализацию национальных интересов [2]. В целях непосредственного выполнения этих функций в РФ образована система ОНБ, которая представляет собой совокупность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих реализацию государственной политики в сфере ОНБ, и инструментов, находящихся в их распоряжении [Там же]. К основным инструментам ОНБ РФ относятся: Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и ведомства, в которых российским законодательством предусмотрена военная служба, а также структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), на которые в соответствии с российским законодательством возлагаются функции ОНБ по отдельным направлениям деятельности [3. С. 115]. Правовую основу ОНБ РФ составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности. Основные принципы и содержание деятельности по ОНБ РФ, функции и полномочия федеральных органов государственной власти (ФОГВ), органов государственной власти субъектов РФ (ОГВС), органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета безопасности РФ определены федеральным законом «О безопасности» [4]. При этом базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты РФ, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности страны и обеспечение ее устойчивого развития на долгосрочную перспективу, считается «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (далее Стратегия НБ РФ) [2]. В последней версии Стратегии НБ РФ Арктическому региону отведена особая роль в рамках ОНБ РФ. В ст. 13 документа подчеркивается, что в условиях формирования новой полицентричной модели мирового устройства, сопровождающихся ростом глобальной и региональной нестабильности, усиливающейся межгосударственной конкуренцией и борьбой за ресурсы, за доступ к рынкам сбыта и за контроль над транспортными артериями, особое значение приобретает установление лидерства в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики. Для этого в рамках реализации государственной социально-экономической политики в числе прочих мер по противодействию угрозам экономической безопасности Стратегией НБ РФ предусматривается расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур в Арктике (в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке), развития Северного морского пути (СМП) (Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей). Также документом подчеркивается необходимость развития равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктическом регионе [2]. Ключевая задача реализации государственной политики в сфере ОНБ РФ заключается в формировании благоприятных условий для устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. В этой связи стоит особо подчеркнуть тот факт, что в целом Стратегия НБ РФ основана на принципе неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности страны и ее социально-экономического развития [Там же]. Этот принцип также был положен в основу ключевых доктринальных документов, определяющих государственную политику РФ в Арктике [5, 6]. Государственная политика в сфере ОНБ как часть внутренней и внешней политики РФ представляет собой комплекс скоординированных и объединенных единым замыслом политических, социально-экономических, организационных, правовых, военных, специальных, информационных и иных мер. Только глава государства на правах гаранта Конституции и суверенитета РФ уполномочен определять основные направления государственной политики в сфере ОНБ и наделен для этого самыми широкими полномочиями. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ в обязанности Президента РФ также входит формирование Совета безопасности РФ (СБ РФ) [7], который представляет собой конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам ОНБ, военного строительства, организации обороны, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, оборонного производства, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в сфере ОНБ [4]. За прошедшее десятилетие Советом безопасности РФ было рассмотрено множество вопросов, касающихся практически всех областей обеспечения национальной безопасности страны, а принимаемые им решения позволяли оперативно реагировать на возникавшие в этой сфере проблемы, а также проводить мероприятия, направленные на укрепление системы ОНБ страны. Несколько заседаний СБ РФ были напрямую посвящены обсуждению проблем Российской Арктики. Так, 17 сентября 2008 г. состоялось заседание СБ РФ «О защите национальных интересов РФ в Арктике», на котором были утверждены «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» (Основы-2008), а также принят план мероприятий по их реализации. В ходе заседания члены СБ РФ пришли к выводу о необходимости сосредоточения основных усилий «на тех перспективных направлениях, которые смогут обеспечить ощутимую экономическую и социальную отдачу, а также укрепить национальную безопасность» страны [8]. Второе заседание СБ РФ «О реализации государственной политики РФ в Арктике в интересах национальной безопасности», посвященное арктической проблематике, состоялось 22 апреля 2014 г. В ходе указанного заседания Президент РФ выделил шесть приоритетных направлений реализации российской политики в Арктике, а именно: (1) повысить качество государственного управления и выработки решений; (2) продумать план выполнения мероприятий госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ (АЗРФ) на период до 2020 г.» и обеспечить ее необходимое ресурсное наполнение; (3) продолжить проработку вопросов международно-правового оформления внешней границы континентального шельфа РФ в СЛО; (4) выработать оптимальную экономическую модель развития СМП; (5) обеспечить экологическую безопасность в АЗРФ; (6) обеспечить комплексную безопасность АЗРФ (провести детальную практическую отработку всех вопросов безопасности в рамках межведомственных учений и тренировок) [9]. Примечательно, что в ходе апрельского заседания Совета безопасности РФ Президент в первую очередь сфокусировал внимание членов Совета на необходимости повышения качества государственного управления и выработки решений при реализации российской арктической политики. Решением этой проблемы, по его мнению, могло бы стать создание единого центра ответственности за реализацию государственной политики в АЗРФ, способного координировать деятельность министерств и ведомств, регионов РФ и бизнеса. При этом Президент предложил Правительству РФ рассмотреть возможность создания органа, по своему статусу аналогичного государственной комиссии с широкими полномочиями [Там же]. На тот момент времени уже действовала Межведомственная рабочая группа по координации деятельности по контролю за реализацией «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и организация национальной безопасности на период до 2020 г.» (Стратегия-2013), созданная 11 октября 2013 г. при Министерстве регионального развития РФ [10]. В состав этой группы входили представители ФОИВ, ОГВС РФ, Государственной полярной академии, Госкорпорации «Росатом», Совета по изучению производительных сил и Российской академии наук. По нашему мнению, основной недостаток указанной структуры, не позволявший ей в полной мере реализовывать свои контрольные и координирующие функции, заключался в отсутствии необходимых властных полномочий в отношении субъектов, реализующих государственную политику в Арктике. Межведомственная рабочая группа провела три заседания по вопросам реализации Стратегии-2013 и прекратила свою деятельность после упразднения Министерства регионального развития РФ 8 сентября 2014 г. Основным достижением Межведомственной рабочей группы стала разработка Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 г.» [11]. 14 марта 2015 г. во исполнение указа Президента РФ [12] при Правительстве РФ была образована Государственная комиссия по вопросам развития Арктики (Госкомиссия по Арктике), которая стала основным координационным органом, обеспечивающим взаимодействие ФОИВ, ОГВС РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при решении социально-экономических и других задач, касающихся развития АЗРФ и ОНБ [13]. Возглавил этот орган тогдашний заместитель Председателя Правительства РФ Рогозин Д.О. Основная цель деятельности Госкомиссии по Арктике заключалась в реализации национальных интересов РФ в регионе и решение стратегических задач, определенных Осно-вами-2008, а также кардинальное повышение эффективности государственного управления в АЗРФ [14]. В задачи Госкомиссии входят: (1) уточнение целей и задач государственной политики РФ в Арктике, исходя из условий обстановки; (2) повышение эффективности программ и проектов устойчивого развития АЗРФ; (3) координация деятельности ФОИВ, ОГВС РФ, органов местного самоуправления, иных органов и организаций по вопросам ОНБ в регионе (от кризисного реагирования на чрезвычайные ситуации до укрепления обороноспособности страны), устойчивого развития АЗРФ (через комплексное развитие экономики региона и использование Северного морского пути), укрепления международного сотрудничества, улучшения нормативно-правовой базы и т.д. Госкомиссия по Арктике наделена достаточными полномочиями, позволяющими ей принимать оперативные решения по широкому спектру социально-экономических и военно-политических проблем в АЗРФ. В частности, Госкомиссия имеет право: (1) запрашивать у органов и организаций, деятельность которых она координирует, всю необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Госкомиссии; (2) привлекать к работе представителей ФОИВ и ОГВС РФ, научных организаций, ученых и специалистов; (3) создавать подкомиссии (советы, рабочие группы) по отдельным направлениям реализации государственной политики РФ в Арктике; (4) пользоваться информационными базами данных Аппарата Правительства РФ, ФОИВ, ОГВС РФ, иных органов и организаций, представленных в Государственной комиссии; (5) подготавливать предложения о персональной ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязанностей по вопросам, относящимся к компетенции Государственной комиссии. Работа Госкомиссии по Арктике осуществляется путем проведения заседаний ее членов и президиума, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Решения Госкомиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, становятся обязательными для всех ФОИВ [13]. В структуре Госкомиссии по Арктике созданы девять постоянных рабочих групп и две временные межведомственные рабочие группы, а также два совещательных органа - Деловой совет и Научно-экспертный совет. В целях оперативного решения возложенных на Госкомиссию задач был образован Центр обеспечения деятельности Госкомиссии [15]. В список членов Госкомиссии по Арктике входят высшие должностные лица практически всех российских министерств и ведомств, СБ РФ, главы арктических субъектов РФ и крупнейших российских компаний и т.д. Госкомиссия по Арктике активно взаимодействует с органами обеих палат Парламента РФ, которые уполномочены заниматься решением арктической проблематики, в частности, с Комитетом Государственной думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока [16] и Советом по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ (СФ РФ) [17]. Подчеркнем важную роль Совета по Арктике и Антарктике в решении проблем правового регулирования в АЗРФ. Будучи экспертно-консультативным органом при СФ РФ, Совет по Арктике и Антарктике решает следующие задачи: анализирует законодательство РФ и правоприменительную практику по вопросам реализации государственной политики и ОНБ РФ в Арктике; готовит предложения Совету Федерации РФ и его органам о внесении изменений в законодательство РФ с целью реализации государственной политики и ОНБ РФ в Арктике; участвует в экспертизе крупных российских и международных проектов, направленных на реализацию целей государственной политики и ОНБ в Арктике, готовит по ним заключения и рекомендации для СФ и его органов; осуществляет мониторинг реализации государственной политики и ОНБ РФ в Арктике. Кроме того, Совет по Арктике и Антарктике уполномочен рассматривать вопросы формирования и реализации государственной политики и ОНБ РФ в Арктике в следующих сферах: социально-экономи-ческое развитие АЗРФ, военная безопасность, защита и охрана государственной границы в АЗРФ, экологическая безопасность, информационные технологии и связь, наука и технологии, культура, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций [18]. Сегодня Советом по Арктике и Антарктике и Госкомиссией по Арктике разработан и применятся действенный механизм проведения совместных заседаний, в ходе которых обсуждаются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере реализации государственной политики и ОНБ в АЗРФ. Анализ нормативно-правовой базы в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития АЗРФ Начиная с 2008 г. российское руководство стало уделять повышенное внимание вопросам социально-экономического развития Арктического региона, стараясь выделить его в самостоятельный объект государственной политики. В сентябре 2008 г. были приняты Основы-2008 [5], которые стали ключевым документом, определяющим главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты, национальные интересы и механизмы реализации государственной политики РФ в Арктике, а также систему мер стратегического планирования социально-экономического развития АЗРФ и ОНБ РФ. В февраля 2013 г. во исполнение Основ-2008 была утверждена Стратегия-2013 [6], определившая основные механизмы, способы и средства достижения стратегических целей и приоритетов устойчивого развития АЗРФ и ОНБ. В целях обеспечения комплексного социально-экономического развития АЗРФ и ОНБ Стратегией-2013 был предусмотрен ряд практических мер по следующим направлениям деятельности: (1) совершенствование системы государственного управления в регионе; (2) улучшение качества жизни населения АЗРФ и необходимых социальных условий хозяйственной деятельности; (3) эффективное использование и развитие ресурсной базы Арктики; (4) модернизация и развитие транспортной инфраструктуры АЗРФ; (5) развитие науки и технологий (в том числе информационных); (6) обеспечение экологической безопасности; (7) развитие международного сотрудничества; (8) обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ. Функции контроля реализации Стратегии-2013 были возложены на Правительство РФ, которое должно представлять Президенту страны ежегодный доклад о ходе и результатах ее выполнения. В очередной раз подчеркнем, что в основу двух вышеупомянутых документов положен принцип неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности РФ и социально-экономического развития страны. В конце 2013 г. был утвержден План мероприятий по реализации Стратегии-2013 [19], в котором были обозначены 60 мероприятий по основным направлениям деятельности, предусмотренным Стратегией-2013. В апреле 2014 г. была принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 г.», которая стала основным инструментом реализации Стратегии-2013. Основной целью указанной программы заявлено повышение уровня социально-экономического развития АЗРФ, достижение которой предполагается через решение двух ключевых задач: (1) усиление координации деятельности органов государственной власти при реализации государственной политики в АЗРФ; (2) организация мониторинга социально-экономического развития АЗРФ [11]. Месяцем позже указом Президента были определены пределы сухопутных территорий, отнесенных к АЗРФ [20]. Этот шаг позволил определить пространственные пределы действия нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в АЗРФ, а также обеспечить сбор и анализ статистических данных макрорегиона. Перечень сухопутных территорий, отнесенных к АЗРФ, весьма обширен, однако им охвачены не все территории субъектов РФ, находящиеся за Полярным кругом и имеющие сложные физико-географические и природно-климатические условия. В этой связи руководство некоторых регионов РФ уже выступило с предложением расширения указанного перечня [21]. Летом 2016 г. был принят новый План реализации Стратегии-2013 [22], в который было включено 80 мероприятий по шести основным направлениям, предусмотренным Стратегией-2013. Планом предусмотрены мероприятия по совершенствованию условий деятельности российских компаний на континентальном шельфе в АЗРФ, сохранению и развитию рыбного хозяйства и ледокольного флота РФ, созданию новых портово-производственных комплексов и модернизации морских портов в регионе, развитию транспортного сообщения (в том числе малой авиации, железнодорожной сети и опорной сети автомобильных дорог), туризма и т.д. В августе 2017 г. Правительство РФ скорректировало госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». В новой редакции документа были актуализированы основные задачи и перечень подпрограмм, целевые показатели и индикаторы, расширен состав участников, а срок реализации госпрограммы был продлен до 2025 г. [23]. Отдельного внимания заслуживает вопрос законодательного оформления правового статуса Северного морского пути, который определяется сегодня сразу несколькими нормативно-правовыми актами. В ст. 5.1 Кодекса торгового мореплавания дается определение акватории СМП1 [24], а в ст. 14 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» подчеркивается уникальность СМП как исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации РФ [25]. Порядок плавания по трассе Северного морского пути определяется рядом постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативно-правовых актов. По мнению некоторых экспертов, особую актуальность приобретает необходимость принятия Федерального закона «О государственном регулировании охраны и содержания Северного морского пути» [26], который бы окончательно закрепил статус СМП как внутринациональной транспортной артерии, а также позволил выделить Северный морской путь в качестве самостоятельного объекта государственного регулирования [27. С. 330-334]. Как показали результаты исследования Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, на современном этапе правоотношения в АЗРФ регулируют более 500 нормативных правовых актов, около 50 из которых были приняты еще в СССР [28]. Тем не менее, по мнению Председателя Совета по Арктике и Антарктике В.А. Штырова, этот массив документов не обеспечивает надежной, уверенной законодательной основы для реализации тех целей и задач, которые поставлены в Основах-2008 и Стратегии-2013, и не создает механизмов для реализации Госпрограммы «Социально-экономическое развитие Аркической зоны РФ» [29]. Как справедливо отметила Председатель СФ Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко, существующая нормативно-правовая база, регулирующая отношения в Арктике, фрагментарна и разрознена, поскольку основана на отраслевом подходе (регулирует отдельные сферы отношений), что «объективно препятствует решению многих важнейших вопросов» [30]. В этой связи в ходе проходившего 20 ноября 2015 г. совместного заседания президиума Совета по Арктике и Антарктике и Госкомиссии по Арктике был рассмотрен первоначальный проект «специального, системообразующего, межотраслевого, комплексного» [Там же] федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ», который был направлен на доработку и в последующем рассматривался еще несколько раз (в апреле, августе и ноябре 2016 г.). В январе 2017 г. Правительство РФ в очередной раз вернуло законопроект на доработку, указав на необходимость фокусирования документа на решении вопросов экономического развития АЗРФ через обеспечение функционирования опорных зон. В ноябре 2017 г. Минэкономразвития РФ подготовил новую редакцию проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ» [31], который, к слову, по-прежнему не принят. В соответствии с последней версией документа в основу комплексного развития АЗРФ закладывается принцип создания опорных зон развития, представляющих собой территории Арктической зоны РФ, на которых реализуются взаимоувязанные проекты, направленные на комплексное социально-экономическое развитие АЗРФ, достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусматривающие скоординированное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития, механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, а также особых режимов осуществления хозяйственной деятельности, и территорий с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности [32]. В соответствии с законопроектом все проекты опорной зоны подразделяются на якорные (ключевые для развития макрорегиона, стоимость которых составляет не менее 100 млрд руб.) и не якорные (иные проекты). Участником опорной зоны может стать юридическое лицо, заключившее с арктическим субъектом РФ инвестиционное соглашение о реализации проекта опорной зоны (для якорных проектов) или соглашение о ведении деятельности в опорной зоне (для не якорных проектов). Документ предусматривает создание управляющей компании, отвечающей за координационно-аналитическое сопровождения функ-циионирования опорных зон, а также образование территорий с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности, подобно тем, что действуют на Дальнем Востоке РФ. Ключевой особенностью законопроекта, как нам представляется, следует считать закрепление за АЗРФ на законодательном уровне статуса особого объекта государственного управления, не связанного с административно-территориального делением РФ, что повысит оперативность и качество принимаемых решений по вопросам комплексного социально-экономического развития стратегически важного для страны макрорегиона. Заключение Сформированная в РФ система ОНБ базируется на принципах иерархического разделения властных полномочий в соответствии с существующей в стране вертикалью власти. Самыми обширными полномочиями в сфере ОНБ наделен Президент РФ, реализующий общее управление всей системой ОНБ в соответствии с законодательством РФ, в том числе через возглавляемый им Совет безопасности РФ, в состав которого на правах постоянных членов и членов входят высшие должностные лица основных ФОГВ РФ. Госкомиссия по Арктике при Правительстве РФ обеспечивает контроль и координацию деятельности всех ФОИВ, ОГВС РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при решении задач по развитию АЗРФ и ОНБ в регионе. Госкомиссия наделена достаточно широкими полномочиями при решении возложенных на нее задач, в том числе в части, касающейся уточнения действующих и принятия новых нормативных документов, обеспечивающих эффективность государственной политики РФ в Арктике, реализацию ее национальных интересов и устойчивое развитие АЗРФ. Совет по Арктике и Антарктике при СФ РФ производит постоянный анализ законодательства РФ и правоприменительной практики по вопросам реализации государственной политики и ОНБ РФ в Арктике, в случае необходимости готовит предложения в Совет Федерации РФ о внесении изменений в действующее законодательство, тем самым обеспечивая решение проблем правового регулирования обеспечения национальной безопасности РФ в Арктике. Федеральные министерства, подведомственные им агентства, службы, надзоры, а также федеральные службы и агентства через подразделения своих территориальных органов выполняют свойственные им задачи в сфере ОНБ в Арктике (по направлениям деятельности) в пределах своих полномочий и компетенций, определенных действующим законодательством. При этом при реализации возложенных на них функций эти ведомства активно взаимодействуют друг с другом по смежным направлениям деятельности на основе создаваемых межведомственных региональных планов взаимодействия, которые в том числе предусматривают проведение совместных учений и тренировок. Органы государственной власти арктических субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение действующего российского законодательства в сфере ОНБ. В целом сформированная система ОНБ РФ в Арктике весьма эффективна и способна решать свойственные ей задачи, однако она в большей степени ориентирована на выполнение охранительных функций, а не на решение вопросов социально-экономического развития АЗРФ, что не в полной мере отвечает принципу неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности РФ и социально-экономического развития страны, заложенному последней версией Стратегии НБ РФ. Основная нагрузка в обеспечении развития АЗРФ ложится на Госкомиссию по Арктике, которая, по нашему мнению, представляет собой весьма громоздкую и неповоротливую структуру, способную иметь дело со стратегическими задачами, но не тактическими, требующими определенной степени оперативности и гибкости в принятии решений. С подписанием Федерального закона «О развитии АЗРФ» эта проблема может быть решена, поскольку в существующей системе ОНБ появятся новые структурные элементы - опорные зоны, их заявители и участники, управляющая компания и т.д. К слову, некоторые из заложенных в законопроекте идей уже эффективно апробированы на Дальнем Востоке РФ. Решение российского руководства применить дальневосточный опыт в Арктике прослеживается и в расширении полномочий вице-премьера Ю.П. Трутнева, который с мая 2018 г. отвечает за развитие сразу двух макрорегионов страны - Дальнего Востока РФ и АЗРФ [33]. Тем не менее следует понимать, что действовать под копирку не удастся, поскольку регионы существенно отличаются друг от друга. Безусловно, Арктика обладает серьезным ресурсным потенциалом, однако сложные климатические условия и географическая удаленность региона от основных промышленных центров страны затрудняют процесс развития там высокотехнологичных отраслей производства, таких как судостроение, приборостроение, газо- и нефтехимия и т.д. Дополнительные издержки на обогрев производственных помещений, отсутствие в регионе развитой электроэнергетической сети, необходимость привлечения дорогостоящих квалифицированных кадров из других регионов страны и многие другие факторы неизбежно приводят к росту себестоимости производимых в Арктике товаров, которые будут заведомо проигрывать продукции, произведенной в других регионах страны и мира. Эти факторы делают Арктику привлекательной для развития добывающей, но не обрабатывающей промышленности, и, судя по всему, российское руководство осознает это, поскольку в соответствии с Основами-2008 АЗРФ рассматривается в качестве стратегической ресурсной, а не промышленной базы страны. Таким образом, не исключено, что дальнейшая политика РФ на арктическом и дальневосточном направлении будет определяться принципом соразвития двух макрорегионов, при котором роль промышленной базы будет отведена Дальнему Востоку РФ (особенно его южному побережью), чьи природно-климатические и географические характеристики, а также режимы наибольшего благоприятствования предпринимательской деятельности позволяют создать там современный кластер, обеспечивающий высокотехнологичную переработку ресурсов, добываемых в Арктике, Сибири и на самом Дальнем Востоке. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Под акваторией СМП понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ, ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Ключевые слова

Арктика, Российская Федерация, система обеспечения национальной безопасности, стратегия социально-экономического развития, Arctic, Russian Federation, national security system, socioeconomic development strategy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кравчук Алексей АндреевичДальневосточный федеральный университетканд. полит. наук, внештатный науч. сотр. научной лаборатории «Международные институты многостороннего сотрудничества стран АТР»zkv3krava@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : А ТЕМП, 2006. 944 с.
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 10.09.2018).
Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности / под общ. ред. А.А. Прохожева. 2-е изд. М. : РАГС, 2005. 344 с.
О безопасности (федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_108546/ (дата обращения: 10.09.2018).
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президен том Российской Федерации 18.09.2008 г. № Пр-1969). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119442/ (дата обращения: 10.09.2018).
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом Российской Федерации 08.02.2013 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/ (дата обращения: 10.09.2018).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.09.2018).
О защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации, 17.09.2008. URL: http://www.scrf.gov.ru/council/session/2039/ (дата обращения: 10.09.2018).
О реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в интересах национальной безопасности // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации. 22.04.2014. URL: http://www.scrf.gov.ru/council/session/2057/ (дата обращения: 10.09.2018).
О создании Межведомственной рабочей группы по координации деятельности по контролю за реализацией Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (приказ Министерства регионального развития от 11.10.2013 г. № 441). URL: http://prognoz-web.ru/articles/3605.htm (дата обращения: 10.09.2018).
Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 г. № 366). URL: http://www.arctic.gov.ru/ FilePre-view/7ca1c8fc-eb5a-e511 -8262-10604b797c23?nodeId=4370391 e-a84c-e511-825f-10604b797c23 (дата обращения: 10.09.2018).
О Государственной комиссии по вопросам развития Арктики (указ Президента Российской Федерации от 03.02.2015 г. № 50).
Положение о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2015 г. № 228). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70801032/#ixzz4YzcMgmFi (дата обращения: 10.09.2018).
Журавель В.П. Россия в Арктике. Будет ли госкомиссия ее рулевым? // Арктика и Север. 2016. № 23. С. 5-16.
Структура Государственной комиссии по вопросам развития Арктики // Официальный сайт Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. 2017. URL: http://www.arctic.gov.ru/4f3f26c6-d94b-e511-825f-10604b797c23 (дата обращения: 10.09.2018).
О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 г. № 2134-II ГД). URL: http://base.garant.m/1575717/#ixzz4Yu1t3SgH (дата обращения: 10.09.2018).
О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 33-СФ). URL: http://base.garant.rU/12125778/#ixzz4Yu3CE0xj (дата обращения: 10.09.2018).
Положение о Совете по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Российской Федерации (утверждено распоряжением Председателя Совета Федерации Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 221рп-СФ). URL: http://council.gov.ru/structure/docs/51581/ (дата обращения: 10.09.2018).
План мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утверждён Председателем Правительства Российской Федерации 16.10.2013 г. № 6208п-П16). URL: http://www.arctic.gov.ru/ FilePreview/6d08ab9f-ec5a-e511-8262-10604b797c23?nodeId=4370391e-a84c-e511-825f-10604b797c23, (дата обращения: 10.09.2018).
О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации (указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. № 296). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/ (дата обращения: 10.09.2018).
В Совете Федерации обсудили вопрос включения в Арктическую зону 13 улусов Якутии // Интернет-портал News.Ykt.Ru. 21.11.2015. URL: http://news.ykt.ru/article/37351 (дата обращения: 10.09.2018).
План реализации Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности (утверждён Председателем Правительства Российской Федерации 30.09.2016 г.). URL: http://government.ru/news/24459/ (дата обращения: 10.09.2018).
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21.04. 2014 г. № 366 (постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 г. № 1064). URL: http://government.ru/docs/29164/ (дата обращения: 10.09.2018).
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (федеральный закон Российской Федерации от 30.05.1999 г. № 81-ФЗ). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=212435#0 (дата обращения: 10.09.2018).
О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200592#0 (дата обращения: 10.09.2018).
О государственном регулировании охраны и содержания Северного морского пути (проект федерального закона Российской Федерации № 81250-6, ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.05.2012). URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=95600#0 (дата обращения: 10.09.2018).
Руйга И.Р., Сюткина С.Ю., Соколова Д.В. Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности Арктической зоны Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12. С. 330-334.
Совместное заседание президиума экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики // Арктика и Север. 27.11.2015. URL: http://narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=228299 (дата обращения: 10.09.2018).
Арктика в законе: зачем нужен закон об Арктической зоне РФ? // Официальный сайт Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. 18.07.2016. URL: http://arctic.gov.ru/News/278ac1f2-6d4d-e611-80cc-e672fe4e8e4e?nodeId=9ce9c1ed-d94b-e511-825f-10604b797c23&page=1 &pageSize= 10 (дата обращения: 10.09.2018).
Закон «О развитии Арктической зоны РФ» может быть принят в 2016 году // Известия. 2015. 20 ноября. URL: http://izvestia.ru/news/596628 (дата обращения: 10.09.2018).
Подготовлена новая редакция проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» // Официальный сайт Минэкономразвития Мурманской области. 09.11.2017. URL: https://minec.gov-murman.ru/news/232361/ (дата обращения: 10.09.2018).
О развитии Арктической Зоны Российской Федерации (проект федерального закона Российской Федерации, текст в ред. от 09.11.2017 г.). URL: http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=74838 (дата обращения: 10.09.2018).
Вице-премьер Трутнев будет отвечать за развитие Дальнего Востока и Арктики // РИА Новости. 2018. 28 мая. URL: https://ria.ru/ politics/20180528/1521530802.html (дата обращения: 10.09.2018).
 Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/12

Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/12