Европейский Союз и Северная Африка: поиски путей к стабильности и сотрудничеству в Средиземноморье | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/14

Европейский Союз и Северная Африка: поиски путей к стабильности и сотрудничеству в Средиземноморье

Исследуется процесс развития различных форматов сотрудничества стран Средиземноморья, направленный на преодоление экономического дисбаланса и достижение стабильности. Анализируются основные угрозы в регионе, среди которых выделены нелегальная иммиграция и рост исламского терроризма в сочетании с растущим религиозным обострением. Особое внимание уделяется инициативам Европейского союза по расширению программ инвестирования в развитие Северной Африки для обеспечения безопасности и процветания.

The European Union and Northern Africa: Finding Ways for Stability and Cooperation in the Mediterranean.pdf Средиземноморье - это область с высоким стратегическим значением, и взаимоотношение стран этого региона имеет первостепенное значение для обеспечения мировой безопасности. Экономические, политические, социальные, культурные и религиозные различия между севером и югом Средиземноморского региона делают его районом с высоким риском нестабильности [1. P. 21], что обязывает Европейский союз (ЕС) направить свои усилия на достижение большего баланса и избежание возможных конфликтов [2]. Кроме того, в стратегии безопасности Евросоюза от 2003 г. были определены основные проблемы ЕС в регионе [3. C. 12-15], остающиеся актуальными и в настоящее время. Терроризм и организованная преступность. Участившиеся террористические атаки и деятельность организованной преступности, осуществляющей трафик наркотиков, оружия и людей, наряду с международным мошенничеством и легализацией средств, полученных преступным путем. Окружающая среда. Проблема связана с нехваткой воды в связи с постепенным опустыниванием крупных районов Средиземного моря, особенно в Северной Африке. Климатические изменения, которые могут оказывать негативное влияние на экосистему и сельское хозяйство. Региональные конфликты. Наиболее важным является конфликт между Израилем и Палестиной, но существуют и другие латентные конфликты, например между Марокко и Алжиром. С 2011 г. нестабильность в Средиземноморье связана с конфликтами, вызванными так называемой «арабской весной» [4], которые привели к массовой миграции в сторону итальянского и греческого побережий. Конфликт в этом районе может повлечь за собой ограничение свободы судоходства через Гибралтарский пролив, что, в частности, будет препятствовать поставке нефти из третьих стран (таких как Иран или Саудовская Аравия) в ЕС или приведет к прекращению поставок газа из Алжира. Внешний долг. Страны южной части Средиземноморского бассейна имеют большой внешний долг, который не может быть погашен в краткосрочной перспективе. По данным Всемирного банка, внешний долг Марокко в 2016 г. составил 46 429 млрд долл. США [5], а ВВП - 91 648 млн евро, ВВП на душу населения - 2 598 евро [6]. Экономическое положение этих стран контрастирует с экономикой стран Средиземноморья, входящих в ЕС. Например, для Испании, несмотря на внешний долг, который в 2017 г. составлял 983 100 млрд евро [7], ВВП достигает 1 118 522 млрд евро, а ВВП на душу населения -24 100 евро [8], т.е. разрыв слишком велик, чтобы поддерживать ситуацию сбалансированной. Кроме того, страны Северной Африки экспортируют свои товары и сырье в основном в страны ЕС, что определяет их зависимость от рынков сбыта [9. C. 152]. Демографическая ситуация: рост численности населения в Северной Африке в сочетании с дефицитом водных и экономических ресурсов означает увеличение бедности, голода и усиление политической напряженности. Все эти проблемы заставляют ЕС содействовать диалогу и сотрудничеству в Средиземноморье, способствующему достижению стабильности в регионе. Усиление миграционных потоков из Африки в Европу с конца 1990-х гг. до настоящего времени является одной из основных причин, по которым европейские страны заинтересованы в укреплении сотрудничества со странами южного побережья Средиземноморья. Еще нескольких десятилетий назад иммиграция была проблемой, которая затрагивала только трудовые и социальные сферы. Хотя и сейчас основной причиной миграционных движений продолжают оставаться экономические проблемы, но тем не менее нельзя не учитывать и угрозу безопасности, исходящую от террористических организаций, таких как «Аль-Каида» в исламском Магрибе и «Боко Харам» в Нигерии. Задачи укрепления национальной и общественной безопасности ЕС потребовали не только усиления контроля за границами в Средиземноморском регионе, но и увеличения политической и дипломатической активности, позволяющей найти новые способы взаимопонимания между затрагиваемыми странами и выработки оптимальных решений. Логика, используемая ЕС для Евро-Средиземноморского региона, основана на единстве развития и безопасности (социальной, политической и экономической) - наиболее надежном способе достижения стабильности как в странах Средиземноморской ассоциации, так и на региональном уровне. Таким образом, в основу европейской стратегии положены три концепции. Во-первых, экспорт европейской модели интеграции как гарантия стабильности для региона посредством сотрудничества в различных областях. Во-вторых, консолидация регионализма для решения проблем глобализации и развития. В-третьих, интеграция в европейскую стратегию принципов, формирующих международный порядок в области безопасности [10]. Поворотным пунктом в средиземноморских отношениях стала Барселонская конференция 1995 г. В рамках Барселонского процесса была разработана стратегия, касающаяся трех четко определенных областей: политической, экономической и социальной, с тем, чтобы углубить связи Средиземноморских стран и добиться большего сотрудничества, предполагающего постепенное сокращение существующего неравенства между странами северного и южного берегов. Предлагается план MEDA - основного финансовго инструмента средиземноморского партнерства, в рамках которого ЕС будет оказывать финансовую и техническую поддержку странам в Средиземноморском бассейне, не являющимся членами ЕС, чтобы содействовать экономической и социальной реформе этих стран и способствовать созданию зоны свободной торговли [11]. На европейском уровне после Барселонской конференции было предложено несколько инициатив по возрождению партнерства в Средиземноморье, среди которых следует выделить Союз для Средиземноморья - форум для сотрудничества, учрежденный 13 июля 2008 г. во время Парижского саммита и призванный содействовать превращению Средиземноморья в зону мира, демократии, сотрудничества и процветания [12]. Союз для Средиземноморья - это организация, основная задача которой заключается в продолжении и развитии инициатив Барселонского процесса, в том числе внесении соответствующих изменений, которые позволили бы воплотить на практике принятые в нем предложения. Союз для Средиземноморья первоначально рассматривался как средиземноморский региональный форум, но впоследствии был распространен на все государства ЕС по просьбе Испании и Германии. Впервые страны Центральной и Северной Европы были привлечены к решению проблем Средиземноморья. Помимо создания форумов и ассоциаций, ЕС также заключил двусторонние соглашения с некоторыми странами на южном побережье, в том числе с Марокко - одной из основных стран транзита и поставки мигрантов в Европу. После террористических атак в Касабланке в 2003 г. Марокко укрепило пограничный контроль и инициировало подписание соглашений с ЕС о защите. Иммиграция и терроризм выходят на первый план в повестке обеспечения безопасности в зоне Гибралтарского пролива [13. P. 99-116]. Важным этапом деятельности в этом направлении стало предоставление королевству Марокко 13 октября 2008 г. на седьмой сессии Совета ассоциации Марокко-Евросоюз статуса продвинутого членства с ЕС [14. C. 27], который способствует диалогу между обеими сторонами, содействуя поиску общих интересов для достижения соглашений в сфере безопасности, политики и экономики. На протяжении многих лет развивались и расширялись другие форумы и ассоциации вне рамок ЕС, поощрявшиеся им, которые были направлены на налаживание диалога и определение руководящих принципов действий между странами Средиземноморья. Одним из таких форумов является так называемый «диалог 5 + 5». Хотя идея создания пространства для представления идей, дискуссий и сотрудничества в интересах развития стран Средиземноморского бассейна была задумана еще в 1980-х гг., она не материализовалась до 1990 г., когда страны северного побережья (Испания, Франция, Италия, Мальта и Португалия) и 5 стран Союза арабского Магриба (Алжир, Ливия, Марокко, Мавритания и Тунис) учредили форум, известный как «диалог 5+5», создание которого состоялось на Конференции министров иностранных дел в Риме [15]. В последующие годы Диалог продолжал свою деятельность, поддерживая политическое соглашение и сотрудничество между его членами. С течением времени его влияние постепенно уменьшалось, пока его деятельность практически не прекратилась в конце 1990-х гг. Работа форума была возобновлена лишь в 2002 г. на конференции в Триполи, на которой были затронуты такие темы, как внешняя политика, вопросы миграции и труда, а также парламентские отношения. В 2004 г. рамки форума были расширены за счет создания «инициативы 5 + 5», включающей в свою сферу вопросы обороны и безопасности. Инициатива ограничивается Средиземноморским бассейном и направлена на развитие многостороннего сотрудничества и расширения диалога по вопросам безопасности в целях укрепления доверия и взаимопонимания между странами-членами [16]. Эта инициатива зарекомендовала себя как очень эффективный инструмент для обслуживания интересов общей безопасности в Западном Средиземноморье. Совместные военные учения, которые проводятся ежегодно, являются хорошим доказательством развития, достигнутого в области общей безопасности в этом районе [17]. Круг тем, затрагиваемый на форуме, постепенно растет, охватывая такие вопросы, как туризм в 2006 г., транспорт в 2007 г. или образование в 2009 г. Вопросы, касающиеся окружающей среды и возобновляемых источников энергии, которые столь же важны для зоны Средиземноморья, нашли свое место в диалоге на форуме 2010 г. В 2012 г. в столице Мальты проходил 2-й саммит стран Средиземноморья в формате «диалога 5+5». Главы стран, принимающие участие в саммите, провели консультации относительно усиления регионального сотрудничества, защиты региональной безопасности, вызовов европейского долгового кризиса и других вопросов. Премьер-министр Туниса Лоуренс Гонзи в своей речи на саммите заявил, что Европа и страны Северной Африки стоят перед лицом государственных, региональных и глобальных вызовов, и глобальный характер мировых процессов создает взаимосвязь данных вызовов. Он отметил, что в нынешней сложной экономической обстановке страны должны развивать новые механизмы регионального сотрудничества в целях преодоления вызовов. Премьер-министр Италии Марио Монти в своей речи подчеркнул, что Италия намерена вместе со странами -участницами «диалога 5+5» поступательно строить основу для сотрудничества. Он отметил, что «диалог 5+5» может сыграть важную роль в укреплении сотрудничества европейских и арабских государств [18]. В настоящее время «диалог 5 + 5» по-прежнему активен, совещания на уровне министров продолжают проводиться ежегодно, и на них рассматриваются вопросы, представляющие общий интерес. На последнем совещании 21 января 2018 г. XIV встречи министров иностранных дел «диалога 5 + 5» по Западному Средиземноморью рассматривались проблемы, связанные с экономическим и социальным развитием, миграцией и молодежной политикой. Работа также была направлена на укрепление сотрудничества в области безопасности в условиях региональных кризисов, особенно в Ливии и Сахеле [19]. Оживление диалога между Севером и Югом, наблюдаемое в последние годы в районе Средиземноморья, отражает стремление западных стран осуществлять поддержку развития стран южного берега с тем, чтобы свести к минимуму значительные экономические, социальные различия, определяющие рост миграционных потоков в Средиземноморье. Однако иммиграция и экономические диспропорции между странами двух противоположных берегов Средиземного моря не являются единственными угрозами региональной стабильности. С начала XXI в. заметно возросли риски безопасности в связи с распространением терроризма и растущим религиозным обострением. Страны Магриба, Машрика и Европы осознают опасность этих угроз, поэтому в повестке дня встреч стран Средиземноморского региона актуальным становятся вопросы безопасности. Так, в конце 2013 г. в Марокко состоялась II Конференция по безопасности границ, в которой страны Магриба и Сахеля вместе с многочисленными международными организациями обсудили осуществление эффективных мер по искоренению джихадистского терроризма и организованной преступности, прочно обосновавшимся на их общих границах [20. P. 14]. Расширение сотрудничества между всеми вовлеченными государствами воспринимается как единственный эффективный способ искоренения террористической угрозы и борьбы с растущим числом организованных преступных групп в регионе. С этой целью в Рабатской конференции принимали участие такие международные организации, как Международная организация по миграции и FRONTEX. Волна иммиграции, вызванная «арабской весной» и ее последствиями, иммиграционный кризис в Европе 2015 г. выявили слабые стороны миграционной политики ЕС и несостоятельность различных моделей ассимиляции и адаптации. Традиционно проблема миграции рассматривалась и оценивалась как двусторонняя, однако события показывают, что проблема миграции стала глобальной и затрагивает все страны ЕС. Еще в 2003 г. при разработке Стратегии европейской безопасности была предпринята первая попытка интеграции европейской политики безопасности [21. P. 28-29]. В документе «Безопасная Европа в лучшем мире» подчеркивается, что ЕС, являясь глобальным игроком на мировой арене, включает в свою политику, помимо традиционных сфер помощи развитию и торговле, и военно-политические вопросы. «Европа должна быть готова разделить ответственность за мировую безопасность и строительство лучшего мира», для достижения которого предлагается использовать миротворческий подход: установление партнерства и многосторонних институтов для осуществления долгосрочной политики по предотвращению терроризма и обеспечению стабилизации [22. C. 108]. Несмотря на ожидание углубления интеграции в политике обороны и обеспечения безопасности стран - членов ЕС, реальность показывает, что в последние годы все усилия в этом направлении не привели к ожидаемому результату. В связи с ростом террористической опасности в европейском обществе усилилось влияние расистских, ксенофобских настроений. Все эти причины привели к обновлению определяющего документа европейской стратегии безопасности. Новая Глобальная стратегия безопасности Европейского союза «Общее видение, единый подход: сильная Европа», представленная на саммите Европейского совета 28 июня 2016 г., является программным документом с точки зрения развития интеграционных процессов во внешней политике и политике безопасности ЕС. В документе подчеркивается, что в качестве основных элементов европейской безопасности применительно и к ЕС, и к странам за его пределами остаются независимость и территориальная целостность государств, нерушимость границ и мирное разрешение споров. Но в отличие от прежней Стратегии, направленной на укрепление региональной и международной безопасности через миротворчество, новая Стратегия, декларируя «общие интересы и принципы», устанавливает приоритетность гарантий безопасности, прежде всего, для граждан и территории Евросоюза. Вместе с тем в Стратегии отмечается, что ЕС и впредь будет продолжать свою деятельность по предотвращению и разрешению конфликтов, особенно в регионе соседства, с целью минимизации угроз собственным гражданам. Иными словами, вместо Политики соседства, основное внимание ЕС будет отныне сосредоточено на повышении «устойчивости» и применении «принципиального прагматизма» в отношениях с третьими странами [23. C. 4]. В Стратегии особое внимание уделяется региону Средиземноморья, части Африки к югу от Сахары и отмечается, что разрешение конфликтов и содействие развитию и соблюдение прав человека на Юге имеют важное значение для устранения угрозы терроризма, демографических проблем, миграции и изменения климата, а также для использования возможностей совместного процветания. ЕС будет активизировать свою поддержку, направленную на углубление сотрудничества, а также расширять форматы сотрудничества с региональными и субрегиональными организациями в Африке. При этом отмечается, что деятельность региональных организации не в полной мере отражает сложившуюся динамику и требует восполнения пробелов. В этой связи деятельность ЕС также будет направлена на оказание помощи региональным организациям с целью достижения конкретных результатов за счет активизации двусторонних и многосторонних связей и установления партнерства. ЕС в Магрибе будет поддерживать многостороннее сотрудничество, в том числе через Союз для Средиземноморья, по таким вопросам, как безопасность границ, нелегальный трафик, борьба с терроризмом, доступ к воде и продовольственная безопасность, энергетика и изменение климата, инфраструктура и ликвидация последствий стихийных бедствий. ЕС будет инвестировать развитие экономики и стимулировать рост занятости в Африке для обеспечения собственной безопасности и процветания. Соглашения об экономическом партнерстве могут способствовать интеграции и мобильности в Африке и поощрять их полное и равноправное участие в глобальных производственных системах. Для поддержки устойчивого развития необходим количественный скачок в европейских инвестициях в Африке. ЕС планирует установить более тесные связи за счет своей политики в области торговли, развития и безопасности в Африке, а также направить свои усилия на развитие таких сфер, как миграция, здравоохранение, образование, энергетика и климат, наука и техника, в целях повышения продовольственной безопасности. ЕС будет продолжать поддерживать усилия по обеспечению мира и безопасности в Африке и содействовать работе африканских организаций в таких областях, как предотвращение конфликтов, борьба с терроризмом и организованной преступностью, миграция и контроль над границами. Реализация этих мер будет осуществляться через дипломатию, общую политику в области безопасности, обороны и развития, а также с помощью целевых фондов для поддержки региональных стратегий [24. P. 27-28]. Средиземноморье - это приоритетная геостратегическая зона, где угрозы безопасности многочисленны, как и инициативы, созданные для их решения. Некоторые из этих инициатив со временем уменьшают свое влияние, но интерес к поддержанию и развитию сотрудничества в этом районе постоянно растет за счет внедрения новых инициатив или возобновления предыдущих. Нелегальная иммиграция, рост исламского терроризма в сочетании с растущим религиозным обострением являются основными угрозами в Средиземноморье, преодолеть которые возможно только совместными усилиями всех стран региона.

Ключевые слова

Средиземноморье, Европейский союз, безопасность, иммиграция, терроризм, Барселонский процесс, Союз для Средиземноморья, Диалог 5+5, Mediterranean, European Union, security, immigration, terrorism, Barcelona Process, Union for the Mediterranean, 5+5 Dialogue

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Алексеев Дмитрий ВладиславовичРоссийский университет дружбы народоваспирант кафедры африканистики и арабистикиdmitry-vl-alekseev@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Kepel G. Fronteras politicas y religiosas en el Mediterraneo // Tribuna Mediterranea. 2005. № 5. P. 17-28.
Gonzales N.A. La Comunidad Europea, el Magreb y Espana. Madrid ; Incipe, 2006. URL: http://www.incipe.org/ensayo44.htm.
Европейская стратегия безопасности: Безопасная Европа в лучшем мире / Совет Европейского союза. Люксембург : Бюро официальных публикаций Европейских Сообществ, 2009. 43 с. URL: http://docplayer.ru/26336404-Evropeyskaya-strategiya-bezopasnosti-bezopasnaya-evropa-v-luchshem-mire.html
Laborie Iglesias M. Implicaciones regionales de las revueltas arabes. IEEE, Documento Analisis, 27/2013. 19 p. URL: http ://www. ieee.es/Galerias/fichero/docs_analisis/2013/DIEEEA27-2013_ImplicacionesRegionalesRevueltasArabes_MLI.pdf
Deuda externa acumulada, total (DOD, US$ a precios actuales). URL: https://datos.bancomundial.org/indicador/DT.DOD. DECT. CD?locations=MA
Comparar economia paises: Marruecos vs Espana. URL: https://www.datosmacro.com/paises/comparar/marruecos/espana
Sanchez C. La deuda exterior de Espana sigue creciendo y vuelve a representar el 87% del PIB // El confidencial. 26.09.2017. URL: https://www.elconfidencial.com/economia/2017-09-26/deuda-externa-espana-pib-bce-pasivos-activos-ahorro-balanza-de-pagos-deficit-superavit-posicion-de-inversion-internacional_1449482/
PIB de Espana - Producto Interior Bruto. URL: https://www.datosmacro.com/pib/espana
Фитуни Л.Л. Африка в современной мировой системе товарной торговли // Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности. 2013. № 5. C. 148-154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/afrika-v-sovremennoy-mirovoy-sisteme-tovarnoy-torgovli
Gonzalez del Mino P. La Asociacion Euromediterranea Un modelo de integracion regional - abierto, hibrido y asimetrico. Congreso internacional "The EU as a global player", 7 y 8 abril 2011.
Barcelona declaration adopted at the Euro-Mediterranean Conference - 27-28/11/95. URL: http://www.eeas.europa.eu/archives/docs/euromed/ docs/bd_en.pdf
Joint Declaration of the Paris Summit for the Mediterranean Paris, 13 July 2008. URL: https://ec.europa.eu/ re-search/iscp/pdf/policy/paris_declaration.pdf
Abbas T. Islamic Political Radicalism: A European Perspective. Edinburgh : Edinburgh UniversityPress, 2007. 306 p.
Конкин К.С. Марокко и Евросоюз: новый уровень взаимоотношений // Вестник РУДН. Сер. Международные отношения. 2011. № 1. С. 20-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marokko-i-evrosoyuz-novyy-uroven-vzaimootnosheniy
Other processes: 5+5 Dialogue and the Mediterranean Forum. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/en/PoliticaExterior Coopera-cion/Mediterraneo/Paginas/OtrosProcesos.aspx
Romeo Nirnez M.A. Iniciativa 5+5. Seguridad mediterranea: seguridad compartida. Documento Marco. IEEE, julio de 2012. 29 p. URL: http://www.ieee.es/Galerias/fichero/docs_marco/2012/DIEEEM07-2012_5x5_SegMed_RomeoNunez.pdf
Todos juntos contra el yihadismo Espana cede a Tinez el testigo de la presidencia de la Iniciativa 5+5 Defensa // Revista Espanola de Defensa. Enero 2015. URL: http://www.defensa.gob.es/Galerias/gabinete/red/2015/red-313-cinco-mas-cinco.pdf
2-й саммит стран Средиземноморья в формате «диалога 5+5» проходит на Мальте. URL: http://russian.people.com.cn/31520/7967937.html
Mediterraneo Occidental - Dialogo 5+5. Reunion de los ministros de Asuntos Exteriores, Argel, 21 de enero de 2018. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/es/fichas-de-paises/norte-de-africa/article/mediterraneo-occidental-dialogo-5-5-reunion-de-los-ministros-de-asuntos
Diez Alcalde J. II Conferencia regional sobre seguridad de fronteras: por la estabilidad del Magreb y del Sahel. IEEE, Documento Analisis, 64/2013, 19 p. URL: http://www.ieee.es/Galerias/fichero/docs_analisis/2013/DIEEEA64-2013_ConferenciaSeguridadFronteras.JDA.pdf
Orozco Torres L.E. La nueva politica europea de vecindad: De la paneuropa a la paraeuropa? Sevilla : Universidad de Sevilla, 2006. 147 p.
Бископ С. Основы обновленной Европейской стратегии безопасности // Вестник международных организаций. 2009. № 2 (24) С. 105 URL: https://iorj.hse.ru/data/2011/01/21/1208902255/European_Security.pdf
Глобальная стратегия безопасности ЕС 2016. Аналитический доклад / под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева. М. : ИМЭМО РАН, 2017. 33 с. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2017/2017_013.pdf
Una vision comim, una actuacion conjunta: una Europa mas fuerte. Estrategia global para la politica exterior y de seguridad de la Union Europea, 2016. 41 p. URL: https://europa.eu/globalstrategy/sites/globalstrategy/files/eugs_es_version.pdf
 Европейский Союз и Северная Африка: поиски путей к стабильности и сотрудничеству в Средиземноморье | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/14

Европейский Союз и Северная Африка: поиски путей к стабильности и сотрудничеству в Средиземноморье | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/14