Эвены Якутии в XX веке: динамика численности и изменения в расселении | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/23

Эвены Якутии в XX веке: динамика численности и изменения в расселении

Статья посвящена анализу динамики численности и изменению расселения эвенов Республики Саха (Якутия) в ХХ в. на материалах переписей населения. Осуществлен пересчет численности эвенов по переписи 1926-1927 гг., на основе которого получены новые данные - 3 482 чел. вместо ранее указанных 738 чел. Рассмотрено изменение географии расселения эвенов на территории Якутии в ХХ в. Автором составлена карта современного расселения эвенов Якутии с выделением их локальных групп на основе классификации эвенского языка.

The Evens of Yakutia in the Twentieth Century: Population Dynamics and Changes in Settlement.pdf Актуальность исследования этносов, у которых имеется большой риск потерь и / или искажений культурной и этнической идентичности в эпоху глобализации и культурной интеграции, не вызывает сомнений. Высокий риск потери этнической идентичности вероятен у представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, численность населения которых в каждой группе этносов не превышает 50 тыс. чел. Большая часть территорий традиционного проживания и природопользования малочисленных этносов охватывает северные регионы, где идет или планируется промышленное освоение крупными корпорациями, которые определяют стратегию и характер природопользования и всего социально-экономического развития данных регионов. В этом свете результаты изучения численности населения и территориального размещения, являющихся факторами, оказывающими влияние на сохранность материальной и духовной культуры, традиционных занятий и на самобытность этноса, будут востребованы. Исследование динамики численности и изменения пространственного размещения локальных групп малочисленных этносов позволяет выявить устойчивость и адаптацию данных этносов к различным трансформациям. Республика Саха (Якутия) является одним из субъектов компактного проживания эвенов, где сосредоточено около 70% эвенского населения Российской Федерации. Современное расселение эвенов на территории Якутии было сформировано к началу ХХ в. В пределах республики эвены расселены небольшими группами в северо-восточных улусах (районах): естественной границей расселения эвенов на севере является побережье Северного Ледовитого океана, на юге - правобережье нижнего Алдана, на западе - р. Лена, на востоке - бассейн р. Колыма в пределах территории республики. Несмотря на преобладающую концентрацию эвенов на территории Якутии, отсутствуют специальные работы, посвященные расселению эвенов республики и динамике их численности на локальном уровне. Расселение эвенов Якутии рассматривалось в трудах исследователей Севера, наряду с различными аспектами хозяйства и культуры, в которых вырисовывалась общая картина их расселения в северо-восточной части России. Наиболее точная фиксация численности эвенов началась с переписи 1926-1927 гг., когда эвенов и эвенков стали учитывать отдельно друг от друга -эвены были записаны как «ламуты», а эвенки - «тунгусы». В последующих переписях указывались современные официальные названия данных этносов -эвены и эвенки. Первая Всесоюзная перепись населения 1926 г. и специальная Приполярная перепись населения 1926-1927 гг. зафиксировали на территории Якутской АССР 738 ламутов (табл. 1). Таблица 1 Динамика численности эвенов Якутии по переписям населения Показатель 1926-1927 гг. 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2010 г. Абсолютная численность, чел. 738/3842* 3 199 3 537 6 471 5 763 8 668 11657 15071 Уд. вес от общей численности КМНС Якутии, % 4,7 22,2 25,9 39,5 31,5 35,1 35,5 37,7 Уд. вес от общей численности эвенов в РФ, % 35,5 31,8 39,2 54,8 47,2 50,8 61,1 69,0 Примечание: *Пересчитано автором на основе первичных материалов переписи 1926-1927 гг.: Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 70. Оп. 1. Д. 42, 845, 846, 923. Составлено и подсчитано по: Всесоюзная перепись 1926 г. М.: Издание ЦСУ Союза ССР, 1928. С. 180-181; Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. Р-9570. Оп. 5. Д. 166; Игнатьева В.Б. Национальный состав населения Якутии (Этно-статистическое исследование). Якутск: Якутский научный центр, 1994. 144 с.; Всероссийская перепись населения 2002 г.: Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Саха (Якутия). Статистический сборник. Якутск, 2005; Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 19.03.2018). Темп роста численности эвенов по официальным данным за межпереписной период 1926-1939 гг. составил 427,1%. Резкий рост численности эвенов объясняется тем, что в переписи 1926-1927 гг. в качестве ламутов были зафиксированы эвены, проживающие на территории Булунского, Верхоянского и Колымского округов. Эвены, проживающие на остальной территории, в том числе и в Якутском округе, были учтены как тунгусы. Несмотря на богатое содержание, материалы переписи населения 1926-1927 гг. трудно сопоставимы с данными последующих переписей населения по причине разноуровнего территориального охвата. Как известно, результаты переписи населения 1926-1927 гг. опубликованы только на уровне округов, а материалы последующих переписей представлены на районном уровне. Сравнение материалов переписи 1926-1927 гг. на районном уровне с материалами других переписей населения проблематично ввиду несопоставимости административно-территориальных границ Якутской АССР. Изменения административных границ Якутии в 1930-е гг. повлекли за собой изменение численности и этнического состава населения, как в абсолютных, так и в относительных цифрах. На сегодняшний день результаты пересчетов переписи 1926-1927 гг. в разрезе районов Якутской АССР недостаточно включены исследователями в научный оборот. Автором статьи был осуществлен пересчет численности эвенов на основе первичных данных 1926-1927 гг., который выявил их новую численность в Якутии - 3 842 чел. вместо ранее указанных 738 чел. Соответственно темп роста численности эвенов за 1926-1939 гг. составит 85,1%, что уже ближе к реальности. Получается, что за период с 1926/1927 по 1939 г. численность эвенов сократилась на 120 чел., что можно связать с изменениями в административно-территориальном делении. Например, за рассматриваемый период территория Балыгычанского района была передана Дальневосточному краю, а часть районов Восточной и Западной тундр - Чукотскому автономному округу. Ареал расселения эвенов по данным переписи 1939 г. стал шире по сравнению с переписью 19261927 гг. Наиболее многочисленные группы эвенов населяли современные территории проживания -Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Средне-колымский, Томпонский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский районы (табл. 2). Таблица 2 Динамика численности эвенов Якутии по переписям населения (пересчитано автором в современных границах республики) Районы (улусы) 1926-1927 гг. 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2010 г. Абыйский 211 23 68 52 75 142 221 348 Алданский 0 7 0 205 169 231 213 271 Аллаиховский 68 43 118 299 377 544 565 612 Амгинский 0 3 66 67 56 103 134 129 Анабарский 0 0 0 34 68 97 266 225 Булунский 61 1 335 1069 49 384 607 1272 Верхневилюйский 0 11 0 20 19 44 54 34 Верхнеколымский 139 132 114 116 141 197 269 289 Верхоянский 62 25 198 123 38 189 376 625 Вилюйский 0 11 0 25 36 53 70 106 Горный 0 0 0 5 15 26 57 70 Жиганский 0 0 7 265 8 48 63 51 Кобяйский 331 412 362 512 530 677 809 928 Ленский 0 2 0 22 26 57 34 38 Мегино-Кангаласский 0 1 20 67 35 68 111 134 Мирнинский 0 0 0 120 52 93 84 156 Момский 915 454 389 450 457 645 781 944 Намский 0 4 0 60 24 48 183 142 Нерюнгринский 0 9 0 8 17 51 106 162 Нижнеколымский 265 273 370 346 430 520 511 600 Нюрбинский 0 5 0 32 27 45 53 46 Оймяконский 0 234 172 221 303 322 406 429 Олёкминский 0 0 0 46 38 65 149 265 Оленёкский 0 0 0 0 13 30 19 20 Среднеколымский 24 43 197 222 288 364 395 523 Сунтарский 0 0 111 22 28 63 127 94 Таттинский 0 0 0 14 24 0 57 57 Томпонский 1130 508 400 532 622 735 829 927 Усть-Алданский 0 8 0 24 31 46 36 51 Усть-Майский 0 0 42 109 25 44 148 129 Усть-Янский 365 497 268 518 578 939 1 070 1 333 Хангаласский 0 7 0 111 74 125 234 289 Происшедшие изменения в административно-территориальном делении за рассматриваемый межпереписной период также приводили к увеличению численности эвенов в одних районах и их сокращению в других. Так, изменения в расселении эвенов в 1959 г. были связаны с изменениями в административно-территориальном делении Среднеколымского района в 1950-е гг. - из состава которого был исключен и выделен как самостоятельный Верхнеколымский район. В результате эвены, ранее причисленные Среднеколым-скому району, были учтены указанной переписью уже в составе Верхнеколымского района. В результате образования на территории Среднеколымского района в 1954 г. Березовского кочевого совета появился новый локальный ареал расселения эвенов - березовский. Ранее березовские эвены представляли собой одно территориальное объединение с рассохинской группой эвенов Магаданской области и не были учтены предыдущими переписями. Первые необходимые демографические данные о березовских эвенах были получены во время переписи 1959 г., которая установила, что в Березовском кочевом Совете проживало 166 эвенов. До этого точных сведений о количестве данной группы эвенов не имелось. Регистрация березовских эвенов закономерно привела к 4,6-кратному росту численности на территории Среднеколымского района между 1939 и 1959 гг. [1. С. 278]. Другим фактором колебания численности эвенского населения в районах выступает терминологическая путаница с указанием национальности женщин-эвенкиек и женщин-эвенок в переписных листах, что наглядно можно проследить на примере эвенов Бу-лунского района. Жителей данного района в материалах переписей населения причисляли то к эвенам, то к эвенкам, тогда как этнографами и лингвистами было установлено, что тунгусоязычное население, проживающее на территории Булунского улуса по правобережью р. Лена, являются эвенами, по левобережью -эвенками [2. С. 45; 3. С. 106; 4. С. 157]. В их работах выявлено, что эвенское население в Булунском улусе проживало только на территории Хара-Улахского наслега (с. Найба) и являлись предками северного рода тюгясирцев. Как отмечала К.А. Новикова, по языку эвены этого наслега близки к эвенам Саккы-рырского (Эвено-Бытантайского) района. Автор статьи на основе материалов переписей населения 1959, 1970, 1979, 1989 гг. осуществила пересчет численности эвенского населения в разрезе Хара-Улахского наслега и в результате уточнила их численность в Бу-лунском районе, которая представлена в табл. 3. За период с 1959 по 1989 г. численность эвенов возросла в 2,5 раза. Начиная со второй половины ХХ в. у эвенов, как и у всех коренных народов Якутии, наблюдается уменьшение доли сельского населения, связанное прежде всего с общерегиональными процессами урбанизации. Так, у эвенов численность и доля городского населения выросла с 2,9% в 1959 г. до 22,0% в 1989 г. Рост городского населения в республике был связан с ее интенсивным промышленным освоением, в том числе и районов проживания эвенов. Увеличение городских жителей среди эвенов происходило за счет преобразования сельских населенных пунктов в городские и непосредственного перемещения людей в городские поселения. Вышеизложенные обстоятельства, по исследованию В.Б. Игнатьевой, обусловили концентрацию эвенов-горожан в районах их традиционного расселения: Булунского - 3,5%, Аллаиховского - 12,8%, Усть-Майского -2,0%, Усть-Янского - 7,8% [5. C. 84-85]. Материалы переписей населения 1970, 1979 и 1989 гг. показали, что в эти годы наблюдался рост числа выходцев эвенов в нетрадиционных для них районах, что привело к изменению их географии расселения. Эвены численностью более 100 чел. в 1989 г. проживали в Амгинском и Хангаласском районах, в остальных нетрадиционных районах их расселения численность не превышала 100 чел. (табл. 3). Существенное отличие переписи населения 1989 г. от предыдущих было в том, что эвены впервые зафиксированы на территории первого национально-территориального образования коренных малочисленных народов Севера в Якутии - Эвено-Бытантайском национальном районе. Данный район был образован постановлением Президиума Верховного Совета ЯАССР от 21 апреля 1989 г. за счет части территории Верхоянского района. Административным центром данного улуса было установлено село Батагай-Алыта. В состав Эвено-Бытантайского национального района были включены Верхнебытантай-ский, Нижнебытантайский и Тюгясирский сельские советы [6. Л. 42-43]. Во вновь образованном национальном районе по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. проживало 903 эвена, что составляло 10,4% от общей численности эвенов, проживавших на территории Якутии, и 33,4% от общей численности населения района, что и послужило основой для образования новой административной национальной единицы. В остальных районах республики удельный вес эвенов составлял 8 и менее процентов от общей численности эвенов, проживавших на территории Якутии. Образование Эвено-Бытантайского национального района послужило примером остальным компактно проживающим группам коренных малочисленных народов Севера Якутии для образования национально-территориальных родовых сельских советов. В 1990-е гг. ряд наслегов, в которых компактно проживали малочисленные народы Севера, выразили добровольное волеизъявление об образовании национальных сельских советов. Чурапчинский 0 1 0 8 37 54 67 75 Эвено- Бытантайский* 271 485 601 712 745 903 1 184 1 521 г. Якутск с подчиненной территорией 0 0 0 281 389 651 1 369 2 176 Источник: НА РС (Я). Ф. 70. Оп. 1. Д. 427. Л. 45-49; Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения районов, городов и крупных сел РСФСР. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_39_ra.php?reg=2570; Статистический сборник «Список населенных мест районов Якутской АССР с указанием их численности населения по переписи 1939 г.»; Статистический сборник «Численность наличного и постоянного населения и лиц в возрасте 18 лет и старше по каждому сельскому населенному пункту с указанием численности преобладающей национальности по Якутской АССР по переписи 1959 г.»; Игнатьева В.Б. Национальный состав населения Якутии (Этно-статистическое исследование). Якутск: Якутский научный центр, 1994. С. 131-132; Всероссийская перепись населения 2002 г.: Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Саха (Якутия). Статистический сборник. Якутск, 2005; Всероссийская перепись населения 2010 г. Т. 4: Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Саха (Якутия). Статистический сборник. URL: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/census_and_researching/census/nati onal census 2010/score 2010/ Материалы последней Всесоюзной переписи населения 1989 г. стали основой для разработки Перечня районов проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утвержденного постановлениями Совета Министров ЯАССР № 142 от 18 марта 1991 г., Правительства Российской Федерации № 22 от 11 января 1993 г. и № 997 от 7 октября 1993 г. Согласно данному Перечню территории 20 районов Якутии полностью или частично были отнесены к районам проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Эвены, по данному Перечню, компактно проживали на территории 12 районов и 33 населенных пунктов (здесь указаны населенные пункты, в которых удельный вес эвенов составляет от 10 до 83% от общей численности населения поселений). На основании Распоряжения Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р в Перечень районов расселения эвенов был включен Таба-лахский наслег Верхоянского района, что увеличило количество районов проживания малочисленных народов Севера с 20 до 21, а количество населенных пунктов с 35 до 36. В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) из 21 улуса, являющихся районами проживания коренных малочисленных народов Севера, эвены проживают в следующих 13 муниципальных районах: Абыйский улус (район), Аллаиховский (улус (район), Булунский (улус (район), Верхнеколымский улус (район), Верхоянский район, Кобяйский (улус (район), Момский район, Нижнеколымский район, Ой-мяконский улус (район), Среднеколымский улус (район), Томпонский район, Усть-Янский улус (район) и Эвено-Бытантайский национальный улус (район) (табл. 3). Из районов проживания только Эвено-Бытантайский улус имеет статус национального. Из 35 наслегов компактного проживания эвенов 21 наслег имеет статус национального, 2 наслега - статус национального (кочевого). Этническая принадлежность присутствует в названии трех муниципальных образований - Хара-Улахский национальный (эвенский) наслег, Томпонский национальный (эвенский) наслег и Кировский эвенский национальный наслег. Наряду с уточнением численности, научную новизну статьи составляет карта расселения эвенов Якутии, выполненная автором с использованием программного обеспечения ArcGIS в разрезе наслегов (рис. 1). Рис. 1. Районы проживания эвенов в Республике Саха (Якутия) (составлено В.В. Филипповой. 2018) Так как на этнографических картах разные части территории окрашиваются определенным цветом в зависимости от количественного преобладания какой-либо одной национальности, имеющиеся карты расселения народов Якутии не дают полного представления о национальном составе населения, в частности эвенов. На картах расселения народов Якутии ареалы расселения эвенов отсутствуют в тех районах, где преобладает русское или якутское население. Расселение отдельных народов на картах отображается способом ареалов с использованием лингвистического подхода. В основу лингвистического подхода положен этноязыковой принцип, позволяющий сгруппировать народы по языковым семьям и группам языков. Использование этноязыковой классификации в качестве легенды для карты современного расселения эвенов связано с тем, что данная классификация аналогична для этногеографической (эт-ноареальной) классификации - классификации народов в зависимости от географического ареала их проживания. Для составления условных обозначений для карты расселения эвенов Якутии принят низовой уровень языковой классификации - локальные группы эвенов сгруппированы по диалектам и говорам. Таблица 3 Численность и районы преимущественного проживания локальных групп эвенов Якутии по данным переписи 2010 г., чел. Локальная группа эвенов Улус(район) Наслег Населенный пункт Численность населения Всего Всего КМНС в т.ч. эвенов Березовские Среднеколымский Березовский национальный (кочевой) наслег Березовка 330 288 286 Уродан 8 7 7 Сасырские Момский Улахан-Чистайский Сасыр 713 364 348 Момские Момский Тебюляхский национальный наслег Чумпу-Кытыл 198 37 33 Чыбагалахский национальный наслег Кулун-Елбют 243 78 77 Момский национальный наслег Хонуу 2476 397 364 Индигирский национальный наслег Буор-Сысы 387 79 75 Соболохский национальный наслег Соболох 304 51 40 Табалахские Верхоянский Табалахский наслег Улахан-Кюёль 1017 102 100 Абыйские Абыйский Майорский национальный наслег с. Куберганя 530 223 220 Верхнеколымские Верхнеколымский Арылахский наслег Усун-Кюёль 499 58 51 Верхнеколымский наслег Верхнеколымск 365 113 73 Утаинский наслег Утая 98 80 72 Оймяконские Оймяконский Борогонский 2-й наслег Томтор 1 190 167 131 Сордоннохский наслег Орто-Балаган 330 66 47 Ючюгейский наслег Ючюгей 322 136 129 Томпонские Томпонский Томпонский национальный (эвенский) наслег Тополиное 915 752 744 Аллаиховские Аллаиховский Береляхский наслег с. Чкалово 155 80 61 Быянгнырский наслег с. Нычалах 117 37 32 Юкагирский национальный наслег с. Оленегорск 254 143 132 Межселенная территория Ойотунг (возр.) 0 0 0 Усть-Янские Усть-Янский Казачинский национальный наслег Казачье 1 367 255 193 Омолойский национальный наслег Хайыр 433 236 218 Силянняхский национальный наслег Сайылык 771 267 260 Туматский национальный наслег Тумат 533 34 119 Усть-Янский национальный наслег Усть-Янск 317 32 23 Уяндинский национальный наслег Уянди 154 131 130 Юкагирский национальный (кочевой) наслег Юкагир 128 17 7 Нижнеколымские Нижнеколымский Национальное юкагирское МО "Олёринский Суктул" Андрюшкино 741 509 300 Чукотский национальный Халарчинский наслег Колымское 811 520 114 Ламунхинские Кобяйский Ламынхинский национальный наслег с. Себян-Кюёль 796 680 676 Кировский эвенский национальный наслег с. Сегян-Кюёль 395 122 115 Также нами предпринята группировка ареалов расселения по диалектам и говорам, проведенная на основе классификации эвенского языка. В настоящее время известно несколько подходов к классификации эвенских диалектов. Так, В.И. Цинциус выделила 11 диалектов и говоров на территории Якутии, относящихся к восточному (колымско-омолонский, верхнеколымский, индигирский и томпонский говоры) и западному наречиям (саккырырский, ламунхинский и юкагирский) [7]. В отличие от В.И. Цинциус, К.А. Новикова, кроме восточного и западного наречия, отдельно выделила третье - среднее наречие, куда относила томпонский, момский, аллаиховский говоры [8]. Из 26 говоров и диалектов эвенского языка, выделяемых А.А. Бурыкиным, к восточному наречию относятся приколымский говор (березовские и улахан-чистайские эвены), к западному наречию -верхнеколымский диалект, нижнеколымский диалект, индигирский диалект (оймяконский, томпонский, момский говоры), аллаиховский диалект (говор), усть-янский диалект, саккырырский диалект (тюгясирский и ламунхинский говоры) [9]. Представленные классификации значительно разнятся и по составу говоров, и по номенклатуре, поэтому в данной статье для составления карты современного расселения эвенов Якутии за основу взята классификация диалектов и говоров эвенского языка, разрабатываемая сотрудниками отдела североведения Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН на основе ранее изданных работ и лингвистических экспедиционных исследований в местах проживания эвенов в 2003-2015 гг. Лингвистические и фольклорные материалы, собранные сотрудниками среди эвенов, населяющих районы компактного проживания эвенского этноса, представлены на сайте Института в разделе «Аудиовизуальный фонд эвенского языка» [10]. Исследователи эвенского языка отмечают, что несмотря на обширный объем работ и материалов по многим диалектам и говорам эвенского языка, проводимых и собранных усилиями исследователей Санкт-Петербурга и Якутии, определенные идиомы эвенского языка еще не получили достаточно полного освещения в литературе, а некоторые из них не имеют системного описания. Сложность описания говоров эвенов Якутии обусловлена, по их мнению, тем, что указанные говоры характеризуются высокой степенью вариативности на всех языковых уровнях, что объясняется дву- и многоязычием носителей, влиянием якутского языка и др. [11. C. 310]. Согласно предлагаемой классификации эвенского языка сотрудников ИГИиПМНС СО РАН, нижнеколымский говор следует отнести скорее к западному наречию эвенов, верхнеколымский говор - к группе переходных говоров, вобравшей в себе черты говоров восточного и западного наречий [12. C. 122]. Язык томпонских эвенов они относят к среднему и западному наречиям. К среднему наречию отнесен язык старшего поколения аллах-юньских эвенов, переселившихся в Томпонский район, а к западному наречию - язык адыччинских эвенов, по своим фонетическим особенностям наиболее близкий к среднему наречию, а также язык бараинских эвенов, имеющий сходство с ламунхинским говором западного диалекта эвенского языка [13. C. 70]. На основе классификации диалектов и говоров эвенского языка, разрабатываемой лингвистами ИГИиПМНС СО РАН, создана легенда карты современного расселения эвенского языка, состоящая из трех наречий (восточное, среднее, западное), 11 говоров и 3 подговоров. Принадлежность локальных групп к тому или иному наречию и говору отображается цветовой гаммой: для восточного наречия применяются оттенки розового цвета; для среднего наречия - оттенки от зеленого к болотному; для западного наречия - переходные цвета от желтого к коричневому. Названия локальных групп эвенов даны по их административно-территориальной принадлежности: по названию населенных пунктов, наслегов и районов. Березовская локальная группа эвенов находится на территории Среднеколымского улуса и включает два населенных пункта - с. Березовка (центр наслега) и с. Уродан. Сасырская локальная группа эвенов, как и березовская локальная группа, являются представителями, говорящими на улахан-чистайском говоре восточного диалекта эвенского языка. Эвены данной локальной группы проживают в единственном населенном пункте Улахан-Чистайского наслега - в с. Са-сыр Момского района. В данном районе выделяется также другая локальная группа эвенов - момские, которые по языковой классификации относятся к догдо-чибагалахскому говору среднего наречия. К данной группе эвенов относятся все поселения Момского района, кроме с. Сасыр - с. Хонуу (центр района), с. Кулун-Елбют, с. Чумпу-Кытыл, с. Буор-Сысы и с. Соболох. Догдо-чибагалахский говор характерен и для эвенов Абыйского улуса и табалахских эвенов Верхоянского района, которые являются выходцами из Момского района. В Абыйском улусе эвены проживают на территории одного наслега - Майорского национального наслега, центром которого является село Куберганя. В Верхнеколымском улусе эвены проживают в селах Верхнеколымск (Верхнеколымский наслег) и Утая (Утаинский наслег) и Усун-Кюёль (Арылахский наслег). В Оймяконском улусе эвены являются единственными представителями малочисленных народов Севера, компактно проживающими на территории трех наслегов: II Борогонского (с. Томтор), Сордоннохского (с. Орто-Балаган) и Ючюгейского (с. Ючюгей). Том-понская локальная группа представляет собой ареал смешения эвенов - представителей среднего и западного наречия, проживающих в единственном поселении Томпонского наслега - в с. Тополиное. На территории данного наслега проживают эвены годниканского, мя-мяльского и тукулано-бараинского родов, которые были переселены из частей территории бывшего Баяган-тайского улуса, Оймяконского, Верхоянского, Усть-Майского и Усть-Алданского районов при создании Томпонского района [14. C. 56]. В Аллаиховском улусе эвены компактно проживают на территории трех наслегов - Юкагирского (с. Оленегорск), Быянгныр-ского (с. Нычалах) и Береляхского (с. Чкалов). Наибольший удельный вес эвенов республики охватывает Усть-Янский ареал расселения эвенов. На территории Усть-Янского улуса эвены компактно проживают в с. Сайылык (Силянняхский наслег), Казачье (Ка-зачинский наслег), с. Хайыр (Омолойский наслег), с. Тумат (Туматский наслег) и в с. Усть-Янск (Усть-Янский наслег). Саккырырские Эвено-Бытантайский Тюгясирский наслег с. Батагай-Алыта 1 832 1004 984 Верхне-Бытантайский наслег с. Джаргалах 269 157 156 Нижне-Бытантайский наслег с. Кустур 766 381 381 Булунские Булунский Хара-Улахский национальный эвенский наслег с. Найба 522 246 115 Нижнеколымский улус является самым крайним северо-восточным районом расселения эвенов Якутии. Большинство нижнеколымских эвенов, по архивным данным, являются потомками Уяганского рода, в меньшем числе были представлены члены Дельянско-го, Ламутского и Омолонского родов, что дает основание предполагать, что проникновение эвенов в низовья Колымы происходило преимущественно с востока - со стороны Чукотки [4. C. 157]. В настоящее время в данном улусе эвены проживают в двух селах: эвенско-юкагирском Андрюшкино и чукотско-эвенском Колымское. Ламунхинская локальная группа эвенов находится в Кобяйском улусе. В отличие от других локальных групп эвенов Якутии, именно здесь наблюдается наибольшая концентрация эвенского населения республики (6,9% от общей численности эвенов) и сохранивших родной язык. Эвены данного улуса являются потомками ламунхинского рода и проживают в двух наслегах: Кировского (с. Сегян-Кюёль) и Ламы-нхинского (с. Себян-Кюёль). Тюгясирская локальная группа эвенов охватывает территории следующих админстративно-территориальных единиц: Хара-Улахского национального наслега Булунского района (с. Найба) и территорию Эвено-Бытантайского национального района. Для обозначения тюгясирской локальной группы эвенов, проживающих в с. Найба, использовано название района - булунские эвены. На территории единственного национально-территориального образования эвенов Якутии - в Эвено-Бытантайском национальном улусе, проживает 10,2% эвенского населения республики, составляющие саккырырскую локальную группу эвенов. Территория улуса относится к местам традиционного проживания тюгясиров южного рода. В настоящее время в улусе проживают потомки не только эвенов-тюгясиров, но и эвенов-ламунхинцев, переселившихся из соседнего Кобяйского района. Территория улуса полностью относится к районам компактного проживания малочисленных народов и состоит из трех наслегов: Тюгясирского, Нижне-Бытантайского и Верхне-Бытантайского. Более 60% эвенов улуса проживают в центре района - в с. Батагай-Алыта, образованного в 1936 г. Проведенное исследование в целом позволяет заключить, что современное расселение эвенов в Республике Саха (Якутия) представляет собой территориально разбросанные ареалы их локальные группы. Данные локальные ареалы в основном сформировались еще в начале ХХ в. и находятся в северовосточных районах республики. В силу обширности территории и отсутствия транспортной системы некоторые локальные группы эвенов представляют собой и в начале XXI в. этнокультурные изоляты: ламун-хинская, томпонская и березовская. В настоящее время эвены, проживающие на территории данных локальных ареалов, сохранили эвенский язык. Сопоставление ареалов расселения эвенов с районами распространения говоров эвенского языка на составленной карте показало, что освоение территории происходило по бассейнам крупных рек. Так, догдо-чибагалахский говор характерен для эвенов, проживающих в долине р. Индигирка (момский и абыйский локальные ареалы). К ним также примыкает ареал табалахских эвенов. Улахан-Чистайский говор также находится в Момском районе, но характерен для са-сырских эвенов, населяющих бассейн р. Мома. В настоящее время среди районов проживания эвенов относительно моноэтничными являются Березовский, Ламынхинский, Уяндинский и Томпонский наслеги, где удельный вес эвенов составляет более 80,0% от общей численности населения наслегов.

Ключевые слова

коренные малочисленные народы Севера, эвены, расселение, перепись населения, Якутия, indigenous peoples of North, Evens, settlement, census, Yakutia

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Филиппова Виктория ВикторовнаИнститут гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наукканд. ист. наук, ст. науч. сотр. отдела истории и этносоциологии АрктикиFilippovav@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Филиппова В.В. Расселение и динамика численности эвенского населения Якутской Колымы в ХХ веке // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 271-284.
Гурвич И.С. Эвены-тюсягиры // Краткие сообщения. М., 1956. Вып. 25. С. 42-55.
Новикова К.А. О расселении, численности и родоплеменных названиях эвенов Якутской АССР // Краеведческие записки. Магадан : Ма гаданское книжное изд-во, 1962. С. 102-118.
Туголуков В.А. Эвены // Этническая история народов Севера. М. : Наука, 1982. С. 155-168.
Игнатьева В.Б. Национальный состав населения Якутии (Этно-статистическое исследование). Якутск : Якутский научный центр, 1994. 144 c.
Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 50. Оп. 65. Д. 179.
Цинциус В.И. Очерк грамматики эвенского (ламутского) языка. Ч. 1: Фонетика и морфология. Л. : Учпедгиз, 1947. 270 с.
Новикова К.А. Очеки диалектов эвенского языка: Ольский говор. Л. : Наука, 1980. 242 с.
Бурыкин А.А. Язык малочисленного народа в его письменной форме : (на материале эвенского языка) : [социолингвистические и соб ственно лингвистические аспекты]. СПб. : Петербургское востоковедение, 2004.
Аудиовизуальный фонд эвенского языка // Электронный ресурс. URL: http://igi.ysn.ru/indexsakha.php?page=karta
Шарина С.И. Диалекты эвенского языка: состояние исследований и классификация // Актуальные проблемы диалектологии языков народов России : материалы XVII Всерос. науч. конф. Уфа : Ин-т истории, языка и литературы Уфим. науч. центра Российской академии наук, 2017. С. 308-312.
Кузьмина Р.П. Исследование говоров эвенов Якутии // Libri Magistri. 2017. Т. 4. С. 120-126.
Кузьмина Р.П. Отличительные черты в системе консонантизма эвенских говоров (на материале томпонского и ламунхинского говоров эвенского языка) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 8. С. 69-74.
Ковлеков С.И. Томпонские эвены: история, культура, хозяйство // Томпонский улус (район): история, культура, фольклор / гл. ред. В.Н. Иванов. Якутск : Бичик, 2007. С. 53-62.
 Эвены Якутии в XX веке: динамика численности и изменения в расселении | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/23

Эвены Якутии в XX веке: динамика численности и изменения в расселении | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/23