Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/30

Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции

Рассмотрена проблема криминализации незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, дана комплексная уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 171.3 и 171.4 УК РФ. Раскрыто содержание признаков рассматриваемых составов преступлений, в том числе оценочных и бланкетных (алкогольная и спиртосодержащая продукция), проанализированы основные вопросы отграничения рассматриваемых составов преступлений от иных составов преступлений и административных правонарушений.

Criminal Liability for Crimes Related to Illegal Traffic of Alcohol and Alcohol-Containing Products.pdf В Российской Федерации проблема алкоголизации населения остается чрезвычайно значимой. Ежегодно за наркологической помощью обращаются более 2 млн пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, вызванными потреблением алкогольной продукции. Число лиц, страдающих алкоголизмом и алкогольными психозами, составляет более 1,7 млн человек [1]. При этом потребление алкогольной продукции является одной из ключевых причин насилия и преступности. По данным ГИАЦ МВД России в 2018 г. каждое третье расследованное преступление (32,3%) совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения [2]. Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения Российской Федерации наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию Российской Федерации. К данным потерям относятся: повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы на содержание заключенных и борьбу с преступностью и беспризорностью [1]. По данным Росстата, за шестилетний период в Российской Федерации снизились продажи алкогольной продукции как в абсолютных цифрах (с 126,8 до 96,8 дкл), так и на душу населения (с 8,9 л до 6,6 л) [3]. За период с 2012 по 2017 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 301 182 случая острых отравлений от спиртосодержащей продукции, в том числе 81 226 случаев - с летальным исходом (27,0%). В связи с ростом цены на алкогольную продукцию сегмент, занимаемый ранее легальной розницей, постепенно замещается дешевым суррогатным алкоголем. В целях противодействия данной тенденции правоохранительными и контролирующими органами ежегодно изымается огромное количество нелегального спирта и алкогольной продукции, произведенных без лицензии (около 1 млн дкл спирта и 2,5 млн дкл алкогольной продукции). При этом ежегодно выявляется более 100 тыс. лиц, совершивших правонарушения, связанные с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Несмотря на то, что правоохранительными и контролирующими органами с учетом имеющихся у них ресурсов выявляется до 10% (от реально существующих объектов незаконной деятельности и нелегальных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нелегальный алкогольный рынок приносит ежегодно более 100 млрд рублей доходов его участникам в денежном эквиваленте. Вышеуказанные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что нелегальный рынок данной продукции продолжает расти как по объему, так и по доходам [4]. Согласно Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. ликвидация нелегального алкогольного рынка названа в числе приоритетных целей и задач, стоящих перед органами государственной власти [5]. При этом эффективность их реализации напрямую зависит от эффективности уголовно-правовых средств борьбы с преступностью. Исходя из высокой степени общественной опасности противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, важности данной проблемы для государства и общества, в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) и ранее - в уголовных кодексах РСФСР - за их совершение была установлена ответственность. Так, процесс криминализации, т.е. признания тех или иных деяний преступными и наказуемыми, следует признать в качестве важнейшего элемента уголовной политики Российской Федерации [6. С. 271; 7. С. 14; 8. С. 3-4]. В Уголовном Кодексе Р.С.Ф.С.Р. 1922 г. в главе IV «Преступления хозяйственные» [9] и в Уголовном Кодексе Р.С.Ф.С.Р. 1926 г. в главе II «Иные преступления против порядка управления» [10] была установлена ответственность: за приготовление с целью сбыта и сбыт вин, водок и вообще спиртных напитков и спиртосодержащих веществ без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, сбыт и незаконное хранение с целью сбыта таких напитков и веществ (ст. 140 и 101 соответственно); изготовление и хранение самогона для сбыта, а равно торговлю им в виде промысла (ст. 140-а, 140-б и ч. 1 ст. 102 соответственно); изготовление, хранение, ремонт и сбыт в виде промысла аппаратов, специально служащих для изготовления самогона (ст. 140-в и ст. 103 соответственно); изготовление и хранение спиртных напитков (не оплаченных акцизом), в том числе самогона, а равно спиртосодержащих веществ без цели сбыта или если сбыт носит случайный характер (сбыт не в виде промысла) (ст. 140-г и ч. 2 ст. 102 соответственно). В качестве наказания за совершение данных деяний в Уголовном Кодексе Р.С.Ф.С.Р. 1922 г. было предусмотрено лишение свободы с конфискацией части имущества или без таковой, поражение в правах, штраф; в Уголовном Кодексе Р.С.Ф.С.Р. 1926 г. -лишение свободы с конфискацией части имущества или без таковой, принудительные работы, штраф, в том числе налагаемый в административном порядке, согласно особого постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. [11] В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. в главе 6 «Хозяйственные преступления» [12] в ст. 158 была закреплена ответственность за изготовление или хранение с целью сбыта самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки либо изготовление или хранение с целью сбыта аппаратов для их выработки, а равно сбыт указанных спиртных напитков или аппаратов. За совершение данных деяний предусматривалась ответственность в виде: лишения свободы с конфискацией имущества либо без таковой, исправительных работ с конфискацией имущества либо без таковой или штраф. В Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) Федеральным законом от 26.07.2017 № 203-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [13] были включены ст. 171.3 «Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и ст. 171.4 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции», которые являются специальными по отношению к ст. 171 «Незаконное предпринимательство». При этом многими учеными критически воспринята практика казуистичности конструирования уголовно-правовых норм («попытки сделать из действующего УК РФ Русскую правду») [14. С. 123; 15. С. 1402; 16. С. 9; 17. С. 18]. Вместе с тем квалификация указанных преступлений вызывает существенные проблемы, связанные с определением содержания бланкетных и оценочных признаков в конструкции их составов. В качестве видового объекта данных преступлений, в том числе исходя из включения их в главу 22 УК РФ, следует назвать общественные отношения в сфере экономической деятельности. Соответственно, в качестве основного непосредственного объекта -установленный порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом его целью является защита «нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации» [18]. Предметом данных преступлений является этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция (применительно к ст. 171.4 - пищевая), определение которых дано в ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ). В соответствии с данным законом: этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец и дистилляты; алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции (спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вина, винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуа-ре, медовуха); спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции. В правоприменительной практике возникают существенные сложности с отнесением изъятой спиртосодержащей продукции к пищевой (ст. 171.4 УК РФ), так как отнесение объекта исследования к продукции (пищевой, спиртосодержащей пищевой, алкогольной, спиртосодержащей и пр.) выходит за рамки компетенции экспертов экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России. Кроме того, для отнесения объекта к пищевой продукции необходимо не только установление сырьевого происхождения спирта этилового, но и признание в целом объекта пригодным (безопасным) к употреблению в пищу (ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [19]), что является исключительной компетенцией специалистов Роспо-требнадзора. Вместе с тем предметом экспертного исследования жидкостей, содержащих в своем составе этиловый спирт, в силу действующих методик и имеющейся приборной базы, являются: установление природы, качественного и количественного состава объекта, соблюдение норм вложения сырья и технологии производства, соответствие требованиям нормативных правовых актов и нормативно-технических документов на группу напитков, соответствие заявленному наименованию и пр. Следовательно, при производстве экспертиз необходимым и достаточным будет признание изъятых объектов, содержащими в своем составе этиловый спирт, установление количественного содержания этилового спирта (крепости), для готовых изделий и их полупродуктов - наличие и количественное содержание показателей, контролируемых нормативными правовыми актами и нормативно-технической документацией. Необходимо отметить, что Государственным Советом Удмуртской Республики постановлением № 309-VI от 11.12.2018 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 691263-7 «О внесении изменений в статью 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации» (об установлении уголовной ответственности за незаконную розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции), в котором предлагается в наименовании и в тексте ст. 171.4 УК РФ слова «алкогольной и спиртосодержащей пищевой» заменить словами «алкогольной, спиртосодержащей пищевой и (или) непищевой». Указанный проект федерального закона включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2019 г. [20], но официальным отзывом Правительства Российской Федерации от 02.04.2019 № 2844п-П4 «На проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации"» и официальным отзывом Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2019 № 4-ВС-511/19 «На проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации"» он не поддержан. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 171.3 УК РФ, выражена в следующих альтернативно предусмотренных деяниях: производство, закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии. Так, в ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (производство, хранение, поставки, закупки, розничная продажа, перевозки и др.) Право на получение соответствующих лицензий имеют организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями. При этом получение лицензии напрямую связано с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 Гражданского кодекса РФ). В связи с этим следует согласиться с мнением, что ответственность может наступать только за нелегальный оборот продукции, направленный на извлечение прибыли без уплаты соответствующих налогов, тогда как отдельные деяния, такие как закупка, хранение алкогольной продукции в крупном размере, для целей, не связанных с предпринимательскими, состава преступления не образуют [21. С. 5]. Обязательным признаком состава преступления является крупный размер, которым признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая сто тысяч рублей. При этом в пункте 12 Проекта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» (по состоянию на 28.05.2019) обоснованно отмечается, что незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, стоимость которой превышает сто тысяч рублей, если эта продукция являлась опасной для жизни или здоровья человека, образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171.3 и 238 УК РФ [22]. Следует согласиться с Н.А. Лопашенко, что «и производство, и закупка (в том числе импорт), и поставки (в том числе экспорт), и хранение, и перевозки, и (или) розничная продажа специфической продукции - есть не что иное, как осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в том случае, если она нужна. Однако состав незаконного предпринимательства охватывает, кроме такой же формы, еще и осуществление предпринимательской деятельности без регистрации - форму, которая статьей 171.3 УК РФ не предусмотрена... Соответственно, если предпринимательская деятельность не регистрировалась, потребуется одновременное вменение и статьи 171, и статьи 171.3 УК РФ, то есть фактически происходит искусственное удвоение уголовной ответственности, что нарушает принципы криминализации» [23. С. 30]. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 171.4 УК РФ, выражается в незаконной розничной продаже физическим лицом алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, если это деяние совершено неоднократно. Так, п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что по общему правилу в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами. Также в соответствии со ст. 11 данного закона оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуа-ре, медовухи) и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями; розничную продажу вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда вправе осуществлять сельскохозяйственные товаропроизводители. Помимо этого согласно ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями), осуществляется организациями. Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в том числе при оказании услуг общественного питания, осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями. Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского). Не допускается розничная продажа спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе дистанционным способом, а также розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции с использованием торговых автоматов. Под розничной продажей согласно Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» понимается вид деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [24]. При этом под признаки данного состава преступления не подпадает розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним, так как это деяние охватывается признаками ст. 151.1 УК РФ. Уголовная ответственность по ст. 171.4 УК РФ наступает «если это деяние совершено неоднократно». Согласно примечанию 2 к данной статье «под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенной неоднократно, понимается продажа такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию». Так, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) включена соответствующая ст. 14.17.1 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами» [25]. При этом в силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Следует отметить, что ряд ученых не согласны с включением указанной нормы в уголовный закон «по двум основным причинам: 1) административная пре-юдиция не может быть признаком преступления [26. С. 66]; 2) это уже вторая норма подобного типа, заставившая законодателя оговорить в диспозиции нормы: «за исключением случаев, предусмотренных статьей 151.1 настоящего Кодекса». Таким образом, множится и множится количество специальных норм, Уголовный кодекс разбухает от количества преступлений, а статистика постоянно свидетельствует, что регистрация преступности снижается» [23. С. 33]. Исходя из конструкции и содержания ст. 171.3 УК РФ, субъектом данного состава преступления может быть названо лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, которое осуществляет производство, закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, в случаях, если такая лицензия обязательна. Вместе с тем в соответствии со ст. 18-19 Федерального закона № 171-ФЗ лицензии на отдельные виды деятельности, связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны иметь крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели и организации. Следовательно, субъектом данного преступления, могут быть: индивидуальный предприниматель и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, а также лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации [27]. При этом если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без соответствующей лицензии, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 171.3 УК РФ [25]. В составе преступления, предусмотренного ст. 171.4 УК РФ, в качестве субъекта преступления следует назвать лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, подвергнутое административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17.1 КоАП РФ, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Примечание 1 к ст. 171.4 УК РФ к числу субъектов преступления относит физических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на взаимосвязь административной и уголовной ответственности. Так, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, и, соответственно, субъектами рассматриваемого преступления не могут быть физические лица, состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащие продукции по договору розничной купли-продажи). Также в целях квалификации указанного преступления следует учитывать, что согласно пункту 2 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, то обстоятельство, что для индивидуального предпринимателя установлен запрет на осуществляемую им деятельность, не может служить основанием для освобождения его от ответственности за ее ведение с нарушением установленных Федеральным законом № 171-ФЗ требований и правил. Исходя из изложенного, субъектами незаконной розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции могут быть: а) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях и не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, б) индивидуальные предприниматели и в) главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Помимо этого в процессе квалификации необходимо обратить особое внимание и на сроки привлечения к административной ответственности. Так, согласно практике Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации по ст. 264.1 УК РФ (пункт 10.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016)) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» [28]; «Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 159.4 в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.12.2014 № 32-П и статьи 264.1 УК РФ» (утверждены Президиумом Верховного Суда РФ 31.07.2015), следует признать, что для целей ст. 171.4 УК РФ будет учитываться административное наказание, назначенное индивидуальному предпринимателю до 26.08.2017 за незаконную продажу алкогольной продукции, если на момент совершения нового правонарушения не истек срок, установленный статьей 4.6 КоАП РФ, поскольку лицо, подвергнутое административному наказанию за указанное правонарушение до 26.08.2017, совершая аналогичное правонарушение после названной даты, осознает, что совершает тем самым уголовно наказуемое деяние, запрещенное ст. 171.4 УК РФ [29]. Также следует отметить, что в законодательстве ряда стран - участников СНГ имеются нормы об уголовной ответственности за отдельные деяния, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции. В Уголовном кодексе Республики Армения от 29.04.2003 № ЗР-528 в ст. 207 установлена ответственность за изготовление с целью реализации или реализация фальшивого вина или фальшивой водки или другого алкогольного напитка, а также за данное деяние, которое по неосторожности повлекло смерть человека или другие тяжелые последствия [30]. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 02.02.2017 № 19 в ст. 229 предусматривает запрет на незаконные производство или хранение с целью сбыта, а равно сбыт спирта или спиртосодержащих напитков, незаконно произведенных либо не отвечающих требованиям, установленным законодательством, в крупном размере - 200 и более литров, а также сбыт спирта или спиртосодержащих напитков, незаконно произведенных либо не отвечающих требованиям, установленным законодательством, повлекший по неосторожности тяжкий вред [31]. Статьей 304 Уголовного кодекса Туркменистана от 12.06.1997 № 222-1 установлена ответственность за незаконное изготовление или хранение с целью сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки, либо изготовление или хранение с целью сбыта аппаратов для их производства, а равно сбыт указанных спиртных напитков или аппаратов [32]. В Уголовном кодексе Республики Узбекистан от 22.09.1994 № 2012-XII в ст. 186-1 закреплена ответственность за незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной продукции, совершенные в значительном размере либо после применения административного взыскания за такие же действия [33]. В Уголовном кодексе Украины от 05.04.2001 № 2341-III в ст. 204 предусмотрена ответственность за незаконное приобретение с целью сбыта или хранения с этой целью, а также сбыт или транспортировку с целью сбыта незаконно изготовленных этилового спирта, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива или других подакцизных товаров; незаконное изготовление этилового спирта, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива или других подакцизных товаров, совершенное лицом, которое ранее было осуждено по этой статье; незаконное изготовление указанных товаров, которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей, а равно сбыт таких товаров, которое привело к отравлению или повлекшее смерть человека [34]. Таким образом, с учетом исторического и зарубежного опыта нормативной регламентации ответственности за незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, следует сделать вывод о том, что эффективность мер по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией в Российской Федерации и ликвидации нелегального алкогольного рынка напрямую зависит от эффективности уголовно-правовых средств борьбы с преступностью. Вместе с тем действующие конструкции уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, чрезвычайно сложны для правоприменения, не охватывают весь спектр потенциально общественно-опасных деяний и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Ключевые слова

уголовная ответственность, преступление, алкогольная продукция, спиртосодержащая продукция, criminal liability, crime, alcohol products, alcohol-containing products

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нудель Станислав ЛьвовичИнститут законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерациид-р юрид. наук, гл. науч. сотр. отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства, судоустройстваcrim@izak.ru
Зайцев Олег АлександровичИнститут законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерациид-р юрид. наук, гл. науч. сотр. отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства, судоустройстваcrim@izak.ru
Кашепов Владимир ПетровичИнститут законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерациид-р юрид. наук, гл. науч. сотр. отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства, судоустройстваcrim@izak.ru
Всего: 3

Ссылки

Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 448 «Об утверждении Концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем» // СПС Консультант Плюс.
Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года. URL: https://xn--b1aew.xn-p 1 ai/reports/item/16053092/ (дата обращения: 01.04.2019).
Государственный доклад Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Феде рации в 2017 году» // СПС Консультант Плюс.
Пояснительная записка к проекту ФЗ / Паспорт проекта ФЗ № 50030-7 «О внесении изменений в УУК РФ и УПК РФ» (в части усиления уголовной ответственности за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) (внесен членами Совета Федерации ФС РФ Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой, депутатом Государственной Думы ФС РФ И.И. Гильмутдиновым). URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?0penAgent&RN=50030-7 (дата обращения: 02.04.2019).
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 2. Ст. 264.
Кашепов В.П. Концепция развития уголовного законодательства // Концепция развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М. : Эксмо, 2010. С. 271-279.
Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., испр. и доп. М. : Наука, 2005. 366 с.
Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология и проблемы криминализации // Журнал российского права. 2004. № 12. С. 3-15.
Постановление ВЦИК от 01.06.1922 (ред. от 25.08.1924) «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р») // СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.
Постановление ВЦИК от 22.11.1926 (ред. от 27.04.1959) «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
Декрет ВЦИК и СНК Р.С.Ф.С.Р. от 28 июня 1926 г. «Об утверждении положения об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2946.htm (дата обращения: 01.05.2019)
Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
Федеральный закон от 26.07.2017 № 203-ФЭ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Ч. I). Ст. 4752.
Бавсун М.В., Попов Д.В. Гиперопределенность уголовного права как предпосылка его деградации // Уголовная политика и культура противодействия преступности: мат-лы междунар. научн.-практ. конф. Краснодар, 2018. С. 123-127.
Голик Ю.В., Коробеев А.И. Реформа уголовного законодательства России: быть или не быть? // Lex russica. 2014. № 12. С. 1399-1409.
Бавсун М.В. От неопределенности к гиперопределенности уголовного закона // Оптимизация правовой основы противодействия преступности: к 25-летию Конституции Российской Федерации : сб. науч. трудов по итогам Всероссийской научн.-практ. конф. с междунар. участием: в 2 ч. Ч. 1. Волгоград, 2018. С. 8-13.
Кашепов В.П., Голованова Н.А., Гравина А.А. и др. Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства / отв. ред. В.П. Кашепов. М. : ИЗиСП ; КОНТРАКТ, 2018. 280 с.
Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.
Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 150.
Протокол заседания Совета ГД ФС РФ от 27.05.2019 № 194 // СПС Консультант Плюс.
Белецкий И.А., Маскаев А.Н. Закупка, перевозка и хранение алкогольной продукции в крупном размере без цели сбыта - преступление? // Адвокатская практика. 2019. № 2. С. 3-6.
Проект постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» (по состоянию на 28.05.2019) // СПС Консультант Плюс.
Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: о руинах уголовного закона // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 2. С. 27-35.
Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Ч. I). Ст. 4814.
Лопашенко Н.А. Административной преюдиции в уголовном праве - нет! // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2011. № 3 (23). С. 64-71.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 (ред. от 07.07.2015) «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 1.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Российская газета. 2008. 26 дек. № 265.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 № 04АП-931/2018 по делу № А19-26650/2017 // СПС Консультант Плюс.
Уголовный кодекс Республики Армения от 29.04.2003 № ЗР-528 // Официальные ведомости (вестник) Республики Армения. 2003. № 25(260). Ст. 407. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241378 (дата обращения: 02.04.2019).
Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 02.02.2017 № 19 // Эркин Тоо от 10.02.2017 № 19-20. URL: http://law.edu.ru/norm/ norm.asp?normID=1243545 (дата обращения: 02.04.2019).
Уголовный кодекс Туркменистана от 12.06.1997 № 222-1 // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1997. № 2. Ст. 9. URL: http://base.spinf orm.ru/ show_doc.fwx?rgn=2483
Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994 № 2012-XII // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 1995. № 1 (2012-XII). URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1242643 (дата обращения: 02.04.2019).
Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 № 2341-III // Официальный вестник Украины. 2001. № 21. С. 1, ст. 920. Код акта 18825/2001. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1243122 (дата обращения: 02.04.2019).
 Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/30

Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/30