Роль экспертных исследований в расследовании экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/32

Роль экспертных исследований в расследовании экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта

Раскрывается роль экспертных исследований при расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Анализируется влияние производственных, технологических и иных процессов в области экономики на формирование механизма преступления и его следов. Рассматривается практика назначения экспертных исследований, эффективность которых в значительной степени зависит от взаимодействия следователя и эксперта. Констатируется, что совершенствование деятельности по назначению и производству экспертиз при расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, требует решения ряда организационных и методических проблем.

The Role of Expert Research in the Investigation of Economic Crimes Committed in the Field of Railway Transport.pdf Расследование экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта, -сложный процесс. Отрасль деятельности, в которой совершаются преступления рассматриваемой категории, наделяет деяния особыми характерными чертами, индивидуализирующими процесс установления истины. Своеобразием обладают обстановка, в которой осуществляется совершение экономических преступлений; особенности содержащих криминалистически значимую информацию материальных объектов, вещественных доказательств, документов, предметов, образцов для сравнительного исследования, материалов уголовного дела. Все это оказывает влияние на систему используемых технико-криминалистических средств; организацию расследования; проведение следственных действий; специфику собирания и исследования доказательств; установление в процессе предварительного расследования и судебного следствия причин и условий, способствующих совершению и сокрытию преступлений. В таких условиях даже профессионально подготовленный, имеющий практический опыт следователь, при решении вопросов организации и осуществления раскрытия и расследования, определения тактики расследования, установления механизма преступления, доказывании виновности лица, совершившего преступное деяние, не может обойтись без помощи лиц, обладающих соответствующими специальными знаниями. Решение задач предварительного расследования в значительной мере обеспечивается использованием следователем собственных знаний, привлечением к расследованию преступления необходимых специалистов, назначением и производством судебных экспертиз. Особая роль при этом отводится судебной экспертизе, которая, выступая основным видом процессуальной формы использования специальных знаний, решает важные вопросы, возникающие во время следствия, обеспечивает частные криминалистические методики [1. С. 121]. Экономические преступления в сфере железнодорожного транспорта характеризуются сложным механизмом. Установление его содержания, причастных к нему лиц затруднено ввиду того, что документы и содержащаяся в них информация, имеющая доказательственное значение, искажаются, а в ряде случаев уничтожается. В этой связи для эффективного расследования преступлений данного рода используются различные экономические экспертные исследования, возможности которых достаточно широки. Результативность экономических экспертиз в значительной степени зависит от взаимодействия оперативных сотрудников отделов экономической безопасности и противодействия коррупции, экспертов и следователей. Обобщение следственной практики на транспорте показывает, что специальные знания по рассматриваемой категории уголовных дел не всегда эффективно используются субъектом расследования. Это влечет за собой необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, возбуждение их без достаточных на то оснований, приостановление предварительного расследования, возвращение для производства дополнительного следствия, сказываясь на результативности расследования. Привлечение к процессу расследования специалистов и назначения необходимых экспертиз - это единственное эффективное решение в этой ситуации. Экспертиза, являясь одним из важнейших процессуальных институтов, направлена на получение доказательств в ходе раскрытия и расследования преступлений. По мнению Е.Р. Россинской, «...судебно-экспертное исследование по своей гносеологической сущности является разновидностью процесса познания объективной действительности, осуществляемого путем применения различных научных методов» [2. С. 85]. Л.Г. Шапиро, в свою очередь, подчеркивает ее особенность, которая заключается в квалифицированном и методически обоснованном исследовании объектов, имеющих значение для установления обстоятельств уголовного дела [3. С. 64]. В исследованиях, посвященных проблематике судебных экспертиз, применяемых в расследовании экономических преступлений, отмечается, что они открывают новые возможности, обеспечивая следователя реальными данными [4. С. 61]. Т.В. Аверьянова отмечает, что только в процессе познания экспертом изучаемого им носителя определенной информации о происшедших в прошлом событиях возможно установление объективного факта, входящего в предмет исследования и представляющего практическую значимость [5. С. 164]. Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании экономических преступлений, имеют важное значение, поскольку с их помощью объективно закрепляются доказательства, которые можно получить только экспертным путем. Как отмечает Н.А. Селиванов, экспертиза особенно эффективна в том случае, когда она опирается на новейшие научно-технические достижения [6. С. 3], в связи с чем отдельные виды экономических преступлений удается раскрыть благодаря умелому использованию возможностей судеб-но-экономической экспертизы [4. С. 62]. Использованию специальных знаний посредством судебных экспертиз в настоящее время посвящены труды Т.В. Аверьяновой, Л.Е. Ароцкера, В.Д. Арсень-ева, А.Ф. Аубакирова, Б.Т. Безлепкина, С.И. Борщова, Р.С. Белкина, С.В. Бородина, С.Ф. Бычкова, Е.Е. Владимирова, А.И. Винберга, Е.И. Галяшиной, Н.А. Громова, А.В. Дулова, Е.И. Зуева, Г.Г. Зуйкова, В.Е. Кор-ноухова, Ю.Г. Корухова, В.Я. Колдина, И.Ф. Крылова, Г.М. Миньковского, Г.М. Нагорного, В.М. Никифорова, Ю.К. Орлова, И.Л. Петрухина, Р.Д. Рахунова, Е.Р. Россинской, Н.А. Селиванова, И.Н. Сорокотяги-на, М.С. Строговича, С.А. Шейфера, В.И. Шиканова, А.Р. Шляхова, А.А. Эйсмана, Н.А. Яблокова, Я.М. Яковлева и др. Результаты исследования указанных ученых лежат в основе теоретических и методологических научных изысканий, проводимых в настоящее время. Однако следует отметить, что за рамками исследований, по нашему мнению, остается значительное количество неразрешенных вопросов использования специальных знаний посредством судебной экспертизы, в связи с чем разработка концептуальных основ этого института, поиск путей повышения эффективности экспертной деятельности продолжаются. Так, учеными ведется работа по формированию и развитию новых родов и видов судебных экспертиз, решаются задачи правового и организационного обеспечения, совершенствуются экспертные технологии этой деятельности [7. С. 146]. Исследование практики привлечения сведущих лиц к доказыванию по уголовным делам экономической направленности показывает, что роль этих субъектов уголовно-процессуальных отношений при расследовании преступлений с каждым годом повышается. Это обусловливается научно-техническим прогрессом, цифровизацией, усложнением механизмов хозяйствования в различных сферах экономики, включая сферу железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт, являясь одной из важнейших базовых отраслей экономики, многоотраслевым хозяйством, включающим в себя железнодорожные пути, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, а также сооружения и оборудование, подвижной состав, станции, играет ключевую роль в обеспечении потребностей общества. Состояние отрасли предопределяет уровень экономической преступности и диктует объективную необходимость в разработке рекомендаций по назначению комплексных экспертных исследований, участию лиц, обладающих специальными экономическими и иными знаниями в расследовании таких преступлений. Проблемам использования специальных знаний в расследовании экономических преступлений посвящены работы Н.Т. Белухи, А.Ф. Волынского, С.П. Голу-бятникова, С.Г. Еремина, С.А. Звягина, С.Ф. Иванова, Л.П. Климович, Е.С. Лехановой, В.А. Прорвича, Е.Р. Россинской, Л.Г. Шапиро и др. Особенности использования специальных знаний в ходе раскрытия и расследования преступлений в сфере железнодорожного транспорта освещаются в отдельных работах А.В. Варданяна, О.П. Грибунова, В.Г. Красильникова, Е.А. Малыхиной, М.А. Меркулова, Е.Ф. Новикова, А.Л. Пермякова, М.А. Степановой, О.В. Цукановой, В.И. Щукина и др. В сфере железнодорожного транспорта отличительными чертами, индивидуализирующими экономическую преступность и влияющими на процесс использования специальных знаний при выявлении и расследовании экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта, являются: - линейный принцип построения субъектов железнодорожного транспорта и их ведомственная подчиненность; - широкий спектр преступных деяний, обусловленный видовым многообразием хозяйственной деятельности субъектов отрасли, особенности их механизма; - групповой, организованный характер экономической преступности; - особенности внутренней корпоративной (экономической) политики железнодорожной сферы. Изучение практики расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, анкетирование и интервьюирование сотрудников следственных подразделений Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу (УТ МВД России по ЦФО) свидетельствует, что применение специальных знаний в ходе расследования связано: - с познанием источников криминалистически значимой информации, используемых при расследовании [8. С. 93]; - пониманием уголовно-правовых и криминалистических особенностей преступной деятельности в сфере экономики железнодорожного транспорта [9. С. 93]; - определением необходимых знаний из сферы железнодорожного транспорта в области экономики, учета, финансов, производственной деятельности, информатизации и цифровизации и пр., необходимых для решения различных вопросов, возникающих при расследовании экономических преступлений [10. С. 45]; - привлечением необходимых специалистов для консультационной, справочной деятельности, производства оперативно-розыскных мероприятий, производства ревизий, документальных и фактических проверок; - назначением экспертиз при решении диагностических и классификационных задач расследования. Специфика железнодорожного транспорта и особенности расследования экономических преступлений в этой сфере в значительной степени отражаются на содержании судебных экспертиз и вопросах, требующих разрешения. Уголовная статистика свидетельствует, что за 10 месяцев 2018 г. сотрудниками УТ МВД России по ЦФО было выполнено 3 489 судебных экспертизы, из них криминалистических экспертиз - 2 243, иных видов - 1 246. При этом значительно увеличилось количество многообъектных экспертиз (почерковедческие, бухгалтерские, компьютерные), производство которых связано, как правило, с большими затратами времени. Анализ результатов интервьюирования сотрудников следственных, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на транспорте позволил выделить ряд проблемных вопросов, возникающих при раскрытии и расследовании преступлений указанной категории: - отсутствие методических рекомендаций по раскрытию и расследованию данных видов преступлений; - недостатки в организации расследования и планировании следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; - слабое использование возможностей консультативно-справочной помощи сведущих лиц при подготовке и назначению судебных экспертиз, длительность их производства. В целом данные проблемные вопросы носят комплексный характер, непосредственно влияя на эффективность предварительного следствия. Одним из путей решения указанного комплекса вопросов нам видится в широком использовании следователями, специализирующимися на расследовании уголовных дел данной категории, специальных знаний. В методическом плане требуют коррекции вопросы определения стоимости нематериальных активов и долгосрочных финансовых вложений в капитале юридических лиц, совершенствования методического обеспечения производства экономических экспертиз, проводимых по новым формам финансовой отчетности и по документам, отражающим специфические особенности деятельности объектов железнодорожного транспорта. В целях совершенствования использования специальных экономических знаний в раскрытии и расследовании экономических преступлений считаем, что необходимо повышение информационного и методического взаимодействия между экспертными подразделениями в части обсуждения актуальных вопросов специальных экономических знаний и судебно-экономических экспертиз, обмена опытом и результатами научных исследований, обобщения сложившейся экспертной практики, выработки общих подходов к решению актуальных проблем судебно-экспертной деятельности. В процессе назначения судебных экспертиз по уголовным делам изучаемой категории особая роль отводится формулированию вопросов, подлежащих разрешению с учетом рекомендаций, касающихся целесообразности предварительного их согласования с экспертом с учетом складывающейся следственной ситуации [11. С. 94]. Необходимость в консультативно-справочной форме использования специальных знаний обусловлена разнообразием способов подготовки, совершения и сокрытия преступлений, а также трудностями, возникающими перед органами расследования в процессе выяснения обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию. При назначении экспертиз по уголовным делам исследуемой категории следователь должен получать консультативную помощь лиц, сведущих в специфике деятельности субъектов железнодорожного транспорта, по отдельным вопросам. Они касаются определения рода и вида экспертизы; времени и места ее проведения; уточнения формулировок вопросов, назначаемых по тем или иным экспертным исследованиям; подготовки объектов исследования и образцов для сравнительного исследования [12. С. 66]. В этой связи немаловажную роль играют имеющиеся компетентности следователя, тактически грамотное планирование и организация расследования экономического преступления. Учитывая важность рассматриваемого вопроса, считаем необходимым вести речь о состоянии и перспективах совершенствования криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта, а также информационного обеспечения назначения, производства и оценки результатов судебных экспертиз. В связи с этим актуальным становится вопрос своевременного назначения судебных экспертиз и обеспечения лиц, их производящих, необходимыми объектами исследования как с качественной, так и с количественной стороны, поскольку каждый вид экспертизы имеет свои особенности. В этой связи следует рассмотреть опыт Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) Управления МВД по Белгородской области. При назначении экономических, бухгалтерских экспертиз сотрудники ЭКЦ требуют предварительной «экспертной оценки». Она определяет достаточность собранных следователем, органом дознания документов, на основе которых будет осуществляться экспертное исследование. Данная процедура, по сути, это усложненная консультация, которую получают следователи от эксперта. Однако она позволяет сократить срок проведения экспертизы, необходимость истребования дополнительных объектов для исследования и т.п. При расследовании экономических преступлений, совершенных в сфере железнодорожного транспорта, в большинстве случаев проводятся экспертные исследования, позволяющие получить данные о механизме совершенного деяния, личности преступника. Для этой категории дел типичными являются следующие экспертизы: - трасологические: следов орудий взлома и инструментов; замков и запирающих устройств; пломб и закруток; - дактилоскопические; - фоноскопические; - лингвистические; - автороведческие; - строительно-технические; - товароведческие; - экспертизы горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов; - технико-криминалистические экспертизы документов (установления способа изготовления документа или его частей); - экономические (бухгалтерская; финансово-аналитическая финансово-кредитная экспертиза). В сфере железнодорожного транспорта принципиальными особенностями обладают: судебно-экономические экспертизы; трасологические экспертизы; компьютерные экспертизы. Отмеченное обусловливается особенностями формализации, документирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов железнодорожного транспорта, спецификой производственно-экономических процессов в отрасли, оказывающей влияние на действующую практику раскрытия и расследования экономических преступлений, структуру и содержание специальных знаний, необходимых для назначения экспертиз, характер объектов исследований, оценку экспертных исследований. Распространенными объектами экономических экспертных исследований являются экономическая, техническая, финансовая документация, предметы производственно-экономической деятельности субъектов железнодорожного транспорта, результаты ведомственных и вневедомственных документальных и фактических проверок. Результаты анкетирования экспертов свидетельствуют о том, что наиболее типичными причинами длительных сроков проведения экспертиз являются: - неполноценность предоставляемых на экспертизу объектов (65,7%); - сложность объектов исследования (15,3%); - загруженность экспертов; - необходимость выезда эксперта на место происшествия, осложняемая линейным построением сферы железнодорожного транспорта, т.е. отдаленностью от центра и протяженностью его структурных и инфраструктурных объектов. Методики исследования по каждому виду экономических экспертиз различаются. Это объясняется видом объекта исследования, а также использованием при этом ведомственных нормативных документов, действующих в сфере железнодорожного транспорта. Указанное обусловливает необходимость формирования уникальной методики исследования для каждой отдельной экспертизы, в содержание которой должен войти комплекс информационно-аналитических методов анализа отклонений в документах, раскрывающий механизм их образования и влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности. В их числе логико-информационный анализ документальных данных на основе широкого круга методов и приемов: формальной, нормативной, арифметической, встречной проверки документов и записей; построения экономико-информационных моделей и сравнения их с эталонами; диагностического анализа дефектов функционирования исследуемых систем; сравнения и информационной увязки показателей (записей в бухгалтерских счетах); группировок, приведения показателей к сравнимости; детализации показателей (записей); цепных подстановок; балансовых сопоставлений; процентных соотношений; корреляций; факторного и регрессионного анализа; построения рядов динамики; построений таблиц, диаграмм; реконструкций и применения нормативных правил, формул расчета показателей. Моделирование механизма и способа искажения исследуемой информации должно осуществляться путем применения метода экспертных гипотез, с выделением дедуктивным методом источников информации, содержащей признаки искажения исследуемых данных. Система экспертных задач должна быть построена таким образом, чтобы один и тот же перечень задач имел значение и для экспертной, и для следственной практики, был сгруппирован на экспертные задачи, определяемые с учетом классификации экспертных выводов, и тактические задачи расследования преступлений. Вопросы ее формирования, грамотного применения в конкретной ситуации находятся в непосредственной связи с квалификацией эксперта, наличием у него необходимого опыта работы по таким делам, а нередко и наличием ресурса времени (с учетом ограниченности сроков в уголовном процессе). Длительность сроков проведения экономических экспертиз является самой серьезной проблемой организационно-технического характера, возникающей при расследовании практически каждого экономического преступления в сфере железнодорожного транспорта. На практике в применении специальных знаний зачастую возникают трудности. Их причина кроется в отсутствии объектов (документов), необходимых для проведения полного исследования, и информации, полученной при проведении следственных действий и используемой экспертом в качестве исходных данных. Возможность получения необходимых объектов и информации зависит от осведомленности следователя о необходимости их получения, а также от своевременности проведения конкретных действий по их истребованию. На основе данных, получаемых в ходе производства экспертиз, может быть проведена комплексная экспертиза, подразумевающая участие экспертов различных экспертных специальностей, самостоятельно решающих экспертные задачи и формулирующих общий вывод. Анализ практики расследования экономических преступлений показывает, что при назначении и производстве судебных экспертиз могут возникнуть организационные и методические проблемы. К таковым можно отнести: 1. Недостаток либо отсутствие специальных знаний у субъекта расследования, объясняющие незнание возможностей судебных экспертиз. В результате опроса следователей определены предложения по повышению эффективности производства судебных экспертиз: специальная подготовка лиц, занимающихся расследованием экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта: - в форме курсов повышения квалификации либо регулярного проведения семинаров с приглашением экспертов; - в форме стажировки; - в рамках служебной подготовки. 2. Неправильное определение вида экспертизы. 3. Сложности, связанные с формулированием вопросов эксперту. 4. Предоставление в не полном объеме необходимых объектов и материалов для проведения экспертизы либо объектов, непригодных к исследованию. 5. Недостатки в организации взаимодействия следователей и экспертов. 6. Недостаточное количество квалифицированных экспертов-экономистов. Разрешение проблем, возникающих при организации назначения и проведения судебных экспертиз в ходе расследования экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта, нам видится в разработке теоретических основ организации расследования экономических преступлений, совершаемых в указанной сфере, и основанных на них рекомендаций по эффективной организации назначения и проведения судебных экспертиз.

Ключевые слова

экономические преступления, железнодорожный транспорт, организация расследования, экспертные исследования, economic crimes, railway transport, organization of investigation, expert research

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чиненов Евгений ВладимировичБелгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилинаканд. экон. наук, начальник кафедры криминалистикиChinenovevg@yandex.ru
Щукин Владимир ИвановичБелгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилинаканд. юрид. наук, профессор кафедры криминалистикиSchukinV1956@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Дергач Н.С. Значение судебно-бухгалтерской экспертизы в следственной и судебной практике // Правовые проблемы укрепления рос сийской государственности. Ч. 54. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2012. С. 121-123 с.
Российская Е.Р. Эффективность судебно-экспертной деятельности сквозь призму судебной экспертологии // Вестник Московского уни верситета МВД России. 2017. № 2. С. 85-91.
Шапиро Л.Г. К вопросу о процессуальных проблемах реализации судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве // Право и совре менные государства. 2015. № 4. С. 64-67.
Волынский А.Ф., Прорвич В.А., Расторопов С.В. Судебно-экономическая экспертиза в расследовании экономических преступлений // Вестник экономической безопасности. 2011. № 4. С. 61-69.
Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. М. : Норма, 2006. 480 с.
Виноградов И.В., Кочаров Г.И., Селиванов Н.А. Экспертизы на предварительном следствии. М : Юридическая литература, 1967. 248 с.
Российская Е.Р. Теоретические и организационно-технологические проблемы новых родов (видов) судебных экспертиз // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3 (88). С. 146-154.
Антонов А.Е. Источники криминалистически значимой информации, используемые при расследовании преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 3. С. 93-99.
Чиненов Е.В., Щукин В.И. Криминалистический аспект содержания процесса преступной деятельности в сфере экономики железнодо рожного транспорта // Сборник материалов криминалистических чтений. 2018. № 15. С. 93-95.
Красильников С.В. Специальные познания при расследовании преступлений на железнодорожном транспорте // ПЭМ. 2013. С. 45-46.
Мерецкий Н.Е., Милованова М.М., Федотов И.С. Проведение судебных экспертиз: криминалистическое обеспечение : учеб.-метод. пособие. Москва ; Воронеж : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2004. 230 с.
Князьков А.С. Проблемы доказательной значимости назначения, производства и оценки результатов судебной экспертизы // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 4 (14). С. 66-74.
 Роль экспертных исследований в расследовании экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/32

Роль экспертных исследований в расследовании экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 447. DOI: 10.17223/15617793/447/32