Экологические организации в государствах постсоветского пространства как инструмент решения экологических вызовов (на примере Российской Федерации и Украины) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 449. DOI: 10.17223/15617793/449/11

Экологические организации в государствах постсоветского пространства как инструмент решения экологических вызовов (на примере Российской Федерации и Украины)

Проводится политический анализ исторического развития и современных реалий в деятельности экологических организаций государств постсоветского пространства на примере Российской Федерации и Украины. Отмечены общие проблемы развития и ключевые особенности (доминирование региональных организаций, отсутствие взаимодействия между общегосударственными организациями). Предложены две модели взаимодействия экологических организаций с органами власти - модель активного вмешательства в деятельности экологов (Российская Федерация) и умеренная модель (Украина).

Ecological Organisations in the Post-Soviet States as a Tool for Meeting Environmental Challenges (Based on the Example .pdf В современном мире с момента своего появления в начале ХХ в. и вплоть до настоящего времени большое значение имеет деятельность экологических организаций, выступающих порой как действенный механизм решения экологических проблем и вызовов современного мира. Важность решения экологических проблем осознается сегодня практически всеми государствами, в том числе государствами постсоветского пространства - Российской Федерацией и Украиной. Однако далеко не всегда важность решения экологических проблем подкрепляется определенными законодательными инициативами, готовностью представителей экологических организаций сотрудничать с органами власти (а порой и наоборот) в вопросах охраны окружающей среды. В рамках данной статьи автором рассмотрены сходства и отличия деятельности экологических организаций России и Украины, повлиявшие на оформление разных моделей взаимодействия государства и экологов в условиях процесса демократизации обоих государств. При этом в рассматриваемых странах имеются не только отличия, но и определенные сходства, в целом присущие всем постсоветским государствам. Активный рост экологических организаций в Российской Федерации и Украине пришелся на конец 1980 - начало 1990-х гг., причиной которой послужила авария на Чернобыльской АЭС. Экологические организации становятся важной составной частью построения демократических государств и гражданского общества в России и Украине. Однако проекты по включению экологов в органы власти путем создания политических партий не имели особого успеха. Представительство партии «Зеленый мир в Верховной Раде» 19 депутатами по итогам выборов 1998 г. не привело к принятию каких-либо серьезных экологических программ. Созданная в России Экологическое партия «Кедр» (с 2002 г. Экологическая партия «Зелёные») неоднократно принимала участие в парламентских выборах, но не смогла преодолеть избирательный барьер и пройти в парламент. Обращаясь к истории вопроса, необходимо отметить, что первые экологические формирования в России стали появляться в советский период времени в 1920-е гг. (по своей направленности это были природоохранные организации) [1. С. 129]. Однако начало самодеятельному экологическому движению в значительной мере положили студенческие дружины охраны природы конца 1960-1970-х гг. Это были природоохранные организации, встроенные в структуры официальных общественных организаций типа Всесоюзного общества охраны природы (ВООП). Однако в рамках этих структур возникли неформальные объединения - Дружины охраны природы. Основными формами охраны природы являлись борьба с браконьерством, массовыми вырубками елей в предновогодний сезон, сбор дикорастущих растений, организация новых охраняемых объектов (заказников и памятников природы), инициация решений местных властей, направленных на охрану отдельных видов растений и животных. Необходимо отметить, что непосредственно природоохранная деятельность являлась в 19601970-е гг. единственно возможной, так как любые политизированные экологические инициативы, если они возникали, попадали под контроль и давление органов внутренней безопасности, были вынуждены прекращать свою работу. Самая старейшая экологическая организация, созданная в России в 1924 г., - Всероссийское Общество охраны природы. Изначально задачами созданной организации были разработка вопросов сохранения и восстановления природных запасов, а также участие в практической работе государства по охране природы среди населения. При этом активизация общественников по созданию общероссийских организаций экологической направленности приходится спустя десятилетия на период «перестройки». Уже в 1990 г. в стране насчитывалось около 400 различных организаций и групп сторонников охраны окружающей среды. Защита отдельных объектов природной среды, проведение различных природоохранных акций - таково содержание деятельности этих организаций, в рядах которых преобладала главным образом молодежь [2. С. 55]. Открытость и гласность спровоцировали как никогда ранее необходимость формирования общественных организаций различной направленности «снизу». Появляются экологические объединения, клубы, союзы, общества. Наиболее известными становятся организации, как правило, общероссийской направленности: Конструктивно-экологическое движение России «Кедр» (1993 г.), «Российская экологическая независимая экспертиза» (2002 г.). В то же время более востребованной становится практика по созданию региональных организаций (Фонд защиты Байкала, Общественный комитет спасения Волги, «Самарский союз зеленых» и др.), что, с одной стороны, свидетельствует о важности для населения решения экологических проблем непосредственно в местах своего проживания, с другой - показывает важность включения непосредственно региональных органов власти и общественников, лучше знающих региональную специфику отраслей производства и меры по восстановлению окружающей среды. В итоге, по данным Министерства юстиции, на начало 2018 г. зарегистрировано 1 500 экологических организаций (в 2013 г. - 2 100, в 2016 г. - 1 900 организаций), что свидетельствует о процессе постепенного сокращения организаций [3]. Процесс создания экологических (природоохранных) организаций в Украине совпадает хронологически с российским процессом и приходится на 1920-е гг. В то же время масштабы и численность экологических организаций количественно отличались от российской практики. В 1918 г. в Киеве создается Краевой природоохранный комитет и Общество любителей природы. Основной задачей создания Общества любителей природы было «.. .широкое общение своих членов как в вопросах общего, так и в вопросах прикладного естествознания, распространение естественнонаучных знаний среди широких масс населения, способствование научному изучению местного края, охрану памятников природы и природных богатств его» [4]. В Обществе состояло 119 членов. Активисты Общества занимались пропагандистской деятельностью по охране природы: печатали брошюры, писали статьи в газетах, выступали с докладами, составили список природных объектов, которые нуждались в защите. Однако общество перестало существовать в 20-е гг. ХХ в., так и не успев воплотить большинство своих целей. Причиной прекращения существования общества послужил переезд руководителей общества в разные города. Однако уже к началу 1920-х гг. почти прекратили существование общественные природоохранные движения. Большинство активистов, которые в основе своей были представителями интеллигенции, эмигрировали из страны, так и не реализовав идею по созданию Всеукраинского общества охраны природы (ЖИВРАС). Несмотря на это, в 1925 г. в Харькове было создано Всеукраинское общество защиты животных и растений. Уже к 1929 г. организация имела свои представительства в 15 городах страны. Членами сообщества являлись больше 90 тысяч человек. Активистами общества проводились курсы для конюхов, организовывались летние лагеря для детей. Кроме того, общество издавало брошюры и листовки, которые содержали информацию об организации. Члены организации ставили спектакли для детей, в которых рассказывалось о тех или иных животных. В общей сложности на Украине в 20-х гг. ХХ в. существовало около 70 общественных природоохранных организаций. В 1930-х гг. организации стали закрываться по причине террора со стороны властных структур. Основным обвинением было то, что эти организации занимались охраной природы, в то время как вся страна пыталась переделать природу. В 1937 г. СНК РСФСР принял Постановление «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах». В 1933 г. на Украине стали закрывать сельскохозяйственные организации. Таким образом, к концу 1930-х гг. здесь были закрыты все областные и городские общества по защите животных, а также любые природоохранные общественные организации. После окончания Великой Отечественной войны были предприняты попытки оживления общественной жизни, в частности по вопросам экологии. Активизировало свою деятельность Всеукраинское общество охраны природы. Только в 1949 г. активистами общества было прочитано почти 10 000 лекций, 557 раз члены общества выступали на радио, и были написаны 884 статьи. С конца 50-х гг. ХХ в. экологические темы начали периодически подниматься не только в газетах, выпускаемых самими экологическими организациями, но и в обычных периодических изданиях. С 1960 г. «Рабочая газета» начала выпускать ежемесячную страничку из шести колонок с обсуждением вопросов по охране природы. С 1957 г. в радиоэфир стали выходить передачи, в которых обсуждались вопросы охраны природы и рационального природопользования. Кроме того, в этот период вновь активизировалась работа природоохранных заповедников. Новый всплеск экологического движения пришелся на Украине на конец 1980-х гг. После распада СССР становление и развитие нового экологического движения явились важной частью в построении гражданского общества. В 1987 г. в стране появилась Все-украинская экологическая организация «Зеленый мир», которая позже стала инициатором создания Партии зеленых Украины. Согласно итогам парламентских выборов 1998 г. партия была представлена в Верховной Раде 19 депутатами. Тем не менее представителям партии так и не удалось добиться реализации каких-либо серьезных экологических программ. В развитии экологических организаций восточнославянского мира наблюдается общая динамика развития. Экологические организации сталкиваются с огромным количеством проблем разного уровня, начиная от дефицита источников финансирования, заканчивая взаимодействием с представителями органов власти различного уровня [5]. Особенностью российского и украинского экологического движения является недостаточно эффективно выстроенная модель взаимодействия общегосударственных и региональных организаций. Большая часть зарегистрированных организаций (около 90%) составляют региональные организации, которые практически между собой не взаимодействуют. Если в крупных городах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др.) информированность общества о важности решения экологических проблем и участие в этом процессе экологов освещается более интенсивно, то в населенных пунктах с меньшей численностью населения проблемы экологии решаются чаще всего по остаточному принципу. Так, данные ВЦИОМ демонстрируют в целом крайне сложную ситуацию во многих регионах России. Согласно социологическому опросу ВЦИОМ проведенному в 2007 г., 57% населения России считают, что экологическая обстановка в регионах проживания является неблагоприятной, и лишь 38% опрошенных, что в ближайшее время состояние окружающей среды будет только ухудшаться [6]. Приведем также данные рейтинга самых грязных городов по итогам второго квартала 2018 г., составленного Минприроды. Самая сложная экологическая ситуация сложилась в таких городах, как Норильск, Череповец, Новокузнецк, Липецк, Магнитогорск, Ангарск, Омск, Красноярск, Уфа, Челябинск (расположены по степени убывания). При составлении рейтинга учитывались три фактора - выхлопы транспортных средств, отходы промышленности, загрязнения природного происхождения [7]. Аналогичная ситуация сложилась и в Украине. Если в начале 2000-х гг. в Украине было зарегистрировано 430 экологических организаций, преимущественно расположенных в столице страны, то в последние годы их количество значительным образом изменилось. По официальным данным, в 2016 г. в Украине действовало около 40 тысяч общественных и неправительственных организаций различной направленности, из которых около 2 тысяч составляли организации экологической направленности [8]. По оценкам экспертов, более 30% населения страны принимают или готовы принять участие в деятельности экологических организаций. При этом каждый год создается 1-2 тысячи неправительственных организаций, более 90% из которых ведут свою деятельность на уровне регионов, 4% - являются общенациональными и 1% - международные организации [9]. Наибольшее число организаций по-прежнему приходится на крупные города, в то время как в сельской местности и небольших городах общественных организаций практически нет. Еще одной особенностью экологических организаций является отсутствие координации и взаимодействия между общегосударственными организациями. В России осуществляют свою деятельность несколько экологических организаций - Всероссийское общество охраны природы, «Российская экологическая независимая экспертиза», «Российская экологическая партия "Зелёные"»; в Украине - Национальный экологический центр Украины, Всеукраинская экологическая лига. Однако данные организации осуществляют свою деятельность, как было отмечено выше, исключительно в крупных мегаполисах. В рассматриваемых государствах уже сегодня можно говорить о сформированном устойчивом уровне экологического сознания населения. Так, согласно данным социологических опросов, которые проводили представители ВШЭ еще в 2007-2010 гг., 9% организаций в России занимаются вопросами охраны окружающей среды и защиты животных и в работе этих организаций принимали участие лишь 1% россиян [10]. Однако, по данным социологического опроса ВЦИОМ, проведенного в ноябре 2017 г., за последние три года значительно вырос интерес россиян именно к экологическим общественным организациям. Так, в 2014 г. стать членами экоорганизаций выразили желание только 3% россиян, тогда как последний опрос показал, что это значение за три года увеличилось в четыре раза. Еще 31% респондентов высказали предположение, что они не исключают для себя возможности стать членами кокой-либо экологической организации [11]. Согласно результатам украинских опросов (по данным 2016 г.) почти 88% населения беспокоит состояние экологии в стране, при этом 95,5% украинцев уверены, что вопросы экологии должны обсуждаться с представителями гражданского общества [8]. В то же время существенным отличием в работе экологических организаций выступают разные модели взаимодействия с органами власти. Умеренная модель вмешательства государства в законодательный процесс в сфере экологии получила развитие в Украине. Экоорганизации являются активными участниками в разработке и реализации украинского экологического законодательства, а государство активно поддерживает развитие общественных организаций. При этом само государство в рамках законодательства активно поддерживает развитие общественных и некоммерческих организаций. Так, Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» в ст. 6 определяет, что приоритетами национальных интересов Украины являются: гарантирование конституционных прав и свобод человека и гражданина; развитие гражданского общества, его демократических институтов; обеспечение экологически и техногенно безопасных условий жизнедеятельности граждан и общества; сохранение окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов; интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство; развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами мира в интересах Украины. В другом нормативно-правовом документе «Об охране окружающей природной среды» общественное управление определено как разновидность управления в области охраны окружающей среды. Конечно, более эффективным является влияние не отдельных граждан, а общественных объединений, официально зарегистрированных и имеющих юридический статус, полномочия которых закреплены в ст. 21 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды». Во исполнение положений Ор-хусской конвенции в Украине принято Положение об участии общественности в принятии решений в сфере охраны окружающей среды. Реализация других форм общественного участия базируется на общих нормативных актах Республики Украина: «О всеукраинском и местных референдумах», «О местном самоуправлении в Украине», «Об обращениях граждан», Положении об общем собрании граждан по месту жительства в Украине и т.д. В Российской Федерации следует говорить о модели активного вмешательства государства, которая основывается на весьма ограниченном воздействии экологов на процесс принятия решений и весьма жестком законодательстве в отношении отчетности и финансирования общественных организаций. Данный политический курс был взят государством после серии «цветных революций» в государствах постсоветского пространства и выразился в принятии нескольких ключевых нормативно--правовых актов, регламентирующих деятельность некоммерческих организаций (Федеральный закон РФ от 10 января 2006 г. № 18-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 20 июля 2012 г. № 102766-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»). Взятые за основу модели экологической политики в государствах постсоветского пространства в своей основе оказывают влияние исключительно на численность зарегистрированных организаций, но в целом не имеют существенного воздействия на важность ослабления экологических угроз и значимость решения экологических проблем (качественную составляющую их деятельности). При этом острота и важность ослабления экологических угроз независимо от выбранной модели государства по взаимодействию с экологическими организациями не просто не ослабевает, но и приобретает все более выраженное значение. В этой связи необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в отношении экологических организаций, способствовать расширению возможностей влияния общественников на процесс принятия политических решений, а также формировать механизмы гражданского участия по привлечению населения к решению экологических проблем.

Ключевые слова

государство и экология, экологические организации постсоветского пространства, экологические проблемы и вызовы, state and environmental science, environmental organisations of the post-Soviet space, environmental problems and challenges

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Матвеева Елена ВикторовнаКемеровский государственный университетд-р полит. наук, процессор кафедры философии и общественных наукmev.matveeva@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Матвеева Е.В. Институционализация экологических движений Европы: от появления общественных движений до политических партий // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 413. С. 129-137.
Сараев В.Г. Закономерности расположения и функционирования российских экологических некоммерческих организаций // География и природные ресурсы. 2014. № 4. С. 49-56.
О деятельности некоммерческих организаций: информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://unro.minjust.ru/NKOS.aspx (дата обращения: 17.10.2018).
Борейко В.Е. Белые пятна истории природоохраны. СССР, Россия, Украина. Киев, 1996. 438 с.
Вахрушева К. Деньги были, деньги будут, а пока денег нет. Тенденции и перспективы экологического движения. URL: https://eu-russiacsf.org/fileadmin/E-Corner/39_RU.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
Абрамов К.В. Россияне о состоянии окружающей среды по результатам социологических исследований. ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2013/2013-06-17-ekologiya.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
Рейтинг самых грязных городов в России в 2018 году. URL: http://lgotywiki.ru/samye-grjaznye-goroda-rossii/ (дата обращения: 17.10.2018).
Зеркало недели. Украина. Гринпис-Украина: да будет чистым наш дом. URL: https://zn.ua/ENVIRONMENT/grinpis-ukraina_da_budet_ chistym_nash_obschiy_dom.html (дата обращения: 17.10.2018).
Общественная кампания «Сохраним украинские степи!». Хроника первого полугодия. URL: http://savesteppe.org/ru/archives/1829 (дата обращения: 17.10.2018).
Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. М., 2011. 196 с.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме общественных организаций. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8811 (дата обращения: 17.10.2018).
 Экологические организации в государствах постсоветского пространства как инструмент решения экологических вызовов (на примере Российской Федерации и Украины) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 449. DOI: 10.17223/15617793/449/11

Экологические организации в государствах постсоветского пространства как инструмент решения экологических вызовов (на примере Российской Федерации и Украины) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 449. DOI: 10.17223/15617793/449/11