Новый вид предпринимательской активности фирмы «Наследники А. И. Громовой» в северо-восточной Сибири в начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2020. № 455. DOI: 10.17223/15617793/455/15

Новый вид предпринимательской активности фирмы «Наследники А. И. Громовой» в северо-восточной Сибири в начале XX в.

На основании ранее не опубликованных и не введенных в научный оборот источников исследован процесс организации разведки месторождений каменного угля фирмой «Наследники А.И. Громовой» в Северо-Восточной Сибири как новый вид предпринимательской активности предприятия. Автор определил, что переход на каменный уголь позволил увеличить интенсивность грузоперевозок речным и морским путем, увеличить объемы прибыли транспортного предприятия. Была выявлена роль предприятия «Наследники А.И. Громовой» в освоении Алданского угленосного месторождения открытым способом.

A New Type of Entrepreneurial Activity of the Trading House "Heirs of A.I. Gromova" in Northeastern Siberia at the Beg.pdf Предпринимательская активность крупных фирм в Северо-Восточной Сибири, таких как торговый дом «Наследники А.И. Громовой», влияла на процесс освоения отдаленных территорий, богатых различными видами естественных природных ресурсов, способствовала совершенствованию торгово-транспорт-ной инфраструктуры и многое другое. Хозяйственный опыт предприятия требует осмысления в современных условиях, когда дискутируется вопрос о роли частного капитала в экономическом освоении природных ресурсов края, о перспективах дальнейшего развития добывающих отраслей на основе внедрения ресурсосберегающих технологий. Добыча и разведка месторождений каменного угля и его использование для удовлетворения собственных хозяйственных нужд позволили фирме «Наследники А.И. Громовой» функционировать в качестве предприятия полного цикла. Следует отметить, что изучение подобного рода опыта предпринимательской активности является актуальным, поскольку в настоящее время наблюдается рост интереса России к стратегическим ресурсам Северо-Восточной Сибири и ее арктической полосы. Главным аргументом в этом направлении является научный фактор, основанный на научных разработках проблемы. Исследование исторического опыта прошлого позволит Российской Федерации сохранить контроль над своей северной и арктической зоной в будущем, модернизировать уже существующие отрасли экономики, усовершенствовать транспортную систему. В настоящее время в российской историографии существуют исследования, посвященные различным видам экономической активности торгового дома «Наследники А.И. Громовой». Большинство работ дореволюционных авторов так или иначе затрагивают проблемы торговой деятельности фирмы в период модернизации российской экономики [1, 2]. Между тем в начале XX в. фирма Громовых принимала активное экономическое участие в формировании транспортной инфраструктуры края, развитии обрабатывающей и добывающей промышленности. Одним из ключевых направлений предпринимательской активности торгового дома «Наследники А.И. Громовой» в начале XX в. стала разведка и добыча каменного угля в центральных районах Северо-Восточной Сибири. Уголь выгодно отличался от дровяного отопления экономичностью и гораздо большей энергетич-ностью. Коммерческий интерес предприятия Громовых был направлен на разработку месторождений каменного угля в районе р. Алдан. Освоение ресурсов этого месторождения имело стратегическое значение для экономического развития крупного предприятия Громовых, поскольку располагалось вблизи от транспортных и торговых пунктов. Следует отметить, что до начала XX в. практическая разработка месторождений углеводородов Якутии и их применение в сфере производства не носили регулярного характера, хотя об их широком распространении было известно еще в середине XIX в. [3]. В советский период историографии Г. Х. Рабинович впервые уделил внимание проблеме развития предприятием Громовых производительных отраслей сибирской экономики. Автор указал, что фирма наряду с торговлей пушниной, рыбой и мамонтовой костью занималась добычей полезных ископаемых, в том числе золота [4. С. 214]. Однако производственная деятельность предприятия А.И. Громовой не сводилась только к активной разработке золотоносных месторождений. На современном этапе развития отечественной историографии появились комплексные исследования, посвященные проблемам формирования производительных сил в Сибири. Так, В.П. Зиновьев указал, что развитие золотопромышленности дало толчок для разведки и освоения других видов полезных ископаемых, таких как каменный уголь [5]. Высокую степень концентрации капитала и монополизацию отрасли отмечали А.В. Старцев и Ю.М. Гончаров. При этом ученые отметили, что добыча угля была выгодна только в крупных объемах, что не позволяло проникать в отрасль мелкому и среднему капиталу [6. С. 89]. Кроме того, в начале XX в. территория угледобывающих районов Сибири фактически была поделена на сферы экономического влияния крупных синдикатов. Северо-восток Сибири оставался слабо освоенным в плане разработки угольных месторождений. Данные о том, что фирма А.И. Громовой в начале XX в. вела активную разработку и добычу каменного угля из месторождений на территории Якутии, указаны в «Энциклопедическом словаре по истории купечества и коммерции Сибири» [7. С. 176]. Этот факт представляет несомненный научный интерес, поскольку предприятие Анны Ивановны Громовой, обладавшее крупным капиталом и собственным пароходным транспортом, фактически заложило основы развития угледобывающей отрасли в экономике такого макрорегиона России, как Северо-Восточная Сибирь. Таким образом, исследование такого вида предпринимательской активности торгового дома «Наследники А.И. Громовой», как разведка и добыча каменного угля на территории Северо-Восточной Сибири, в настоящее время является актуальным и научно значимым, поскольку позволяет открыть новую страницу в истории развития производительных отраслей хозяйства Сибири. В связи с этим основной целью настоящей публикации является анализ процесса становления угледобывающей деятельности предприятия А.И. Громовой из месторождений на северо-востоке Сибири и его влияния на организацию транспортной и торговой инфраструктуры. Прежде чем перейти к непосредственному анализу развития угледобывающей деятельности предприятия, необходимо определить основные предпосылки становления данного вида предпринимательской активности фирмы. В основе функционирования предприятия Анны Ивановны Громовой находились торговля и добыча золота из месторождений Ленско-Витимского бассейна. Торговое дело Громовой являлось одним из старейших в Северо-Восточной Сибири. Во время существования на востоке Сибири Российско-Американской компании, супруг Анны Ивановны Громовой -иркутский купец 1-й гильдии Иван Гаврилович Громов - занимался поставками товаров из портов Охотского моря в промысловые районы Северо-Восточной Сибири. Коммерческое присутствие Громовых на Нелькане отмечалось еще во второй половине XIX в. [8. Л. 19, 19 об., 26]. Через порты Охотского моря -Аян и Нелькан, где существовал режим «порто-франко», в Якутскую область ввозились товары потребления и продукты питания, которые поставлялись в промысловые районы Северо-Восточной Сибири и на прииски Ленско-Витимской системы. Транспортировка грузов из портов Охотского моря в центральные и южные районы Северо-Восточной Сибири осуществлялась главным образом речным путем. Возможность судоходства по большинству рек Северо-Восточной Сибири была официально установлена, что позволяло обеспечить доставку товаров речным транспортом как в золотодобывающие, так и в промысловые районы Северо-Восточной Сибири и вывозить из промысловых районов пушнину и мамонтовую кость. Начало транспортному предприятию Громовых было положено покупкой парохода «Лена» в 1897 г. По реке Мае в 1898 г. пароход купца Громова выполнил первый пробный рейс, который положил начало регулярному речному сообщению Нелькана и центральных районов Якутской области [9. Л. 1, 2]. В 1911 г. фирма «А.И. Громова и сыновья», а затем - «Наследники А.И. Громовой» владела четырьмя пароходами, пятью грузовыми баржами, двумя кулигами общей грузоподъемностью 1,5 тыс. т. Совокупная мощность паровых двигателей пароходов составляла 150 л. с. [9. Л. 3 об.]. В использовании топлива для пароходного транспорта крупных фирм в период 1910-1911 гг. наметился переход на каменный уголь, который поставлялся в основном из копей Черемховского, Анжерского и Сунженского бассейнов. Главным поставщиком топлива для пароходов сибирских судовладельцев в виде каменного угля являлся Л. А. Михельсон [6. С. 103]. Разведка месторождений каменного угля была начата Л.А. Михельсоном в 1896-1897 гг., когда он приобрел месторождения угля по рекам Алчедат и Мазаловский Китат в Судженской волости Томской губернии. Разработка месторождений велась им совместно с Н.И. Перфильевым и Г.И. Ременниковым в рамках совместного акционерного общества «Судженские каменноугольные копи», учрежденного в 1896 г. Со строительством Сибирской железной дороги добыча каменного угля из месторождений, принадлежавших Л.А. Михельсону, в 1907 г. составила 12 млн пудов. Постепенно предприятие Л. А. Михельсона стало одним из крупнейших поставщиков каменного угля в Сибири не только по контрактам Транссиба, но и частным потребителям, что позволило ему устанавливать монопольные цены на сырье [10. С. 54]. Острая конкурентная борьба между крупными фирмами за рынки сбыта товаров потребления и скупку пушнины в промысловых районах СевероВосточной Сибири, разгоревшаяся в начале XX в., требовала ускорения скорости оборота капитала за счет интенсификации грузоперевозок по основным речным артериям - Лене, Алдану, Мае. Высокие закупочные цены на каменный уголь и усиление конкуренции стали основными предпосылками для начала поиска и разработки местных месторождений угля. Впервые разведочные работы каменного угля предприятием «Наследники А.И. Громовой» были начаты в 1913 г. в местности на левом берегу р. Алдан. Поставки каменного угля из местных месторождений значительно сокращали затраты фирмы на приобретение топлива для собственного пароходного транспорта, что в свою очередь влияло на стоимость товаров, перевозимых пароходами фирмы Громовых. В 1914 г. торговый дом «Наследники А.И. Громовой» в лице доверенного лица М.В. Пихтина получил первое свидетельство о разрешении разведочных работ месторождения каменного угля в районе р. Алдана [11. Л. 1]. Начались работы по добыче каменного угля открытым способом. В 1915 г. М.В. Пихтин вновь вышел в Якутское областное управление с ходатайством об увеличении площади разведочных работ в районе р. Алдан. В заявлении М.В. Пихтина от 26 августа 1915 г. содержались следующие сведения. «Предполагая от имени доверителей моих - наследников А.И. Громовой - Иннокентия, Ивана, Надежды Громовых и Ольги Пихтиной, заняться разведкой месторождения каменного угля в районе, прилегающем к р. Алдан. Мною остолбован участок земли в местности Якутской области и округа по левому берегу р. Алдан, на горе Ынны-Хая, против устья р. Сулунду, правого притока р. Сулунду, правого притока Алдана в 70 верстах от Охотского перевоза вниз по течению р. Алдан. Первый заявочный столб поставлен на левом горном берегу береге р. Алдан, перпендикулярно и вглубь от берега на 480 сажень от этого столба до второго столба заявки 1914 г. - 2 версты. На заявочном столбе такие знаки: № 1 Н-ки А.И.Г. 1915. VIII. 12. Около столба находится яма. Этот столб определяет первый участок в четырех квадратных верстах» [11. Л. 1-9]. Право на разведку каменного угля на двух разведочных участках, расположенных на горном берегу - Ынны-Хая против устья р. Сулун-ду, было зарегистрировано фирмой «Наследники А.И. Громовой» в июле 1914 г. Далее М.В. Пихтин в своем заявлении в Якутское областное управление от 21 августа 1915 г. указал, что фирма дополнительно нуждается в свидетельстве на право добычи каменного угля в местности Ынны-Хая, вниз по течению р. Алдан, в 75 км от Охотского перевоза [11. Л. 1]. Якутским областным управлением во время рассмотрения заявлений М.В. Пихтина - доверенного торгового дома «Наследники А.И. Громовой» - была истребована дополнительная информация о нахождении участка, где предполагалась добыча угля. Из Якутской конторы фирмы Громовой последовали разъяснения относительно того, что место добычи каменного угля было расположено от Охотского перевоза до устья р. Сулунду и до хребта Сюллях-Хая в 16 км. Кроме того, уточнялось, что разведочные работы не затронут Алданскую почтовую станцию, расположенную выше по течению р. Алдан в 76 км от речки Сулунду. По итогам рассмотрения заявления доверенного торгового дома «Наследники А.И. Громовой» М.В. Пихтина 25 октября 1915 г. Якутским областным управлением было выдано Свидетельство на право разведки и добычи каменного угля. В Свидетельстве указывалось, что «на основании ст. 271, 274, 275, 281 Устава Горного, изданного в 1893 г., доверенному торгового дома "Наследники А.И. Громовой" - М.В. Пихтину, разрешено от имени его доверителей в порядке ст. 255333 Устава Горного, в течение 3-х лет от даты выдачи свидетельства производить подробные разведочные работы залежей каменного угля в Якутской области и округе по левому берегу р. Алдан, на горе Ынны-Хая. Место разведки и добычи каменного угля расположено напротив устья р. Сулунду, правого притока р. Алдан в 70 верстах от Охотского перевоза на площади 4 квадратные версты считая по одной версте к востоку, югу, северу и западу от вырытой ямы и поставленного около нее заявочного знака - столба, имеющего вырезку: № 1. Н-ки А.И.Г. 1915. VIII.12.» [11. Л. 1]. Дополнительная разведочная местность находилась на левом горном берегу р. Алдан, перпендикулярно и вглубь от берега на 903 м, причем расстояние это от столба до заявленного в 1914 г. составляло 2,1 км. Настоящая площадь разведочных работ являлась непосредственным продолжением от предыдущих заявок торгового дома «Наследники А.И. Громовой» по р. Алдан. В 1914-1915 гг. разведка месторождений и добыча каменного угля велась торговым домом «Наследники А.И. Громовой» на девяти площадях, 7 из них находились по правому берегу р. Алдан, 2 месторождения по левому берегу р. Алдан, в 70 км ниже Охотского перевоза [12. Л. 12]. Дополнительно в 1915 г. фирма получила свидетельство на право разведки месторождений каменного угля в районе горы Ынны-Хая, расположенной по правому берегу р. Алдан [11. Л. 1-12]. В 1916 г. торговому дому «Наследники А.И. Громовой» Якутским областным управлением было выдано свидетельство на право разведки месторождений каменного угля, находившихся в 45 км от г. Якутска в долине р. Кенкеля [13. Л. 1]. Общая площадь разведки месторождений каменного угля, проводившейся торговым домом «Наследники А.И. Громовой» в 1914-1916 гг., составляла 45 кв. км [12. Л. 12]. Примерный объем добычи угля в 19151916 гг. превышал 100 тыс. т [12. Л. 13 об.]. В 1915 г. предприятием Громовых был составлен отчет об использовании угля, добытого на месторождении в районе горы Ынны-Хая. По техническим и физическим характеристикам уголь был полностью пригоден для использования в качестве топлива для пароходов и полностью удовлетворял все запросы Ленского речного пароходства Громовых [12. Л. 13]. В 1915 г. на участке добычи угля в районе горы Ынны-Хая предприятием Громовых были начаты работы по оснащению карьера электричеством, которое применялось для оборудования по вскрытию и промывке породы. Первоначально был установлен электрогенератор небольшой мощности, который был привезен на пароходе из Иркутска. Предполагалось расширить использование электричества для интенсификации работ путем приобретения и транспортировки более мощного генератора и локомобиля из Иркутска [12. Л. 14 об.]. В районе разведки и добычи каменного угля фирмой «Наследники А.И. Громовой» планировалось строительство жилых домов для рабочих, амбулатории, хлебопекарни, а также усовершенствование условий труда и производства угля [12. Л. 13]. Использование каменного угля, добытого собственным предприятием на территории Якутии, позволило торговому дому «Наследники А.И. Громовой» снизить затраты на приобретение топлива для транспортировки грузов речным и морским путем, увеличить количество пароходных рейсов в золотоносные и промысловые районы, регулировать цены на товары потребления. Так, в 1910 г. пароходами фирмы Громовой было перевезено к устью Лены 359 тыс. пудов грузов, чистая прибыль от перевозки составила 35 тыс. руб. [9. Л. 14]. В 1914 г. было перевезено из Якутска в устье Лены и обратно 402 тыс. пудов груза, в 1915-1916 гг. - более 960 тыс. пудов [14. Л. 149]. Прибыль от грузоперевозок в 1914 г. составила 147 тыс. руб., в 1916 г. - 900 тыс. руб. [9. Л. 6]. Таким образом, рост уровня тоннажа грузоперевозок после перехода на собственное топливо в 1914 г. составил 11%, в 1916 г. - более 60%, рост уровня прибыли в 1914 г. - 76%, в 1916 г. - 96%. Кроме того, добыча и использование собственного каменного угля транспортным предприятием «Наследники А.И. Громовой» позволили организовать регулярные морские рейсы из Владивостока в бухту Тикси. Так, в 1914 г. пароходами фирмы Громовой по маршруту Владивосток-Тикси было перевезено 17 тыс. пудов грузов, в 1915 г. - 8 тыс. пудов грузов [15. Л. 20]. Это позволило не только обеспечить потребительские нужды местного населения, но и снизить уровень конкуренции в торговле и освоении естественных природных ресурсов Севера со стороны американских промышленников, которые беспрепятственно вывозили товары морским путем из устья р. Колымы. Экономическое присутствие в прибрежной зоне северных районов Якутской области позволило фирме «Наследники А.И. Громовой» в 1916 г. продолжить развитие традиционных направлений хозяйствования в рамках «Акционерного Общества на севере Якутской области» [16. Л. 67]. К 1918 г. предприятие Громовых в качестве акционера общества приобрело монопольное положение в добыче ресурсов пушнины и мамонтовой кости арктической полосы и достигло высоких темпов концентрации капитала. Организация фирмой регулярных морских пароходных рейсов в устья рек Лены и Колымы позволила снизить уровень не только внешней конкуренции, но и ослабить позиции внутренних конкурентов, которые для организации собственного северного дела были вынуждены использовать транспортные мощности компании Громовых. Рентабельность угледобывающей отрасли и необходимость ее дальнейшего развития подтверждается тем, что в 1915 г. Громовы выступили одними из инициаторов создания акционерного общества в сфере речного пароходства [4. С. 214]. В рамках «Восточно-Сибирского общества пароходства, торговли и промышленности» панировалось строительство железнодорожной ветки до Якутска, с обеспечением топливных нужд за счет расширения мощностей добычи каменного угля из Алданских месторождений. В 20-е гг. XX в. Алданское угленосное месторождение, разрабатываемое предприятием Громовых, вошло с состав Южно-Якутского каменноугольного бассейна, расположенного в Нерюнгринском районе современной Республики Саха (Якутия). Геологические запасы в большей части высококачественных коксующихся углей оцениваются в 57,5 млрд т. Угли отличаются высоким качеством, с незначительным содержанием фосфора, низкосернистые. Глубина залегания пластов до 300 м, что позволяет добывать их открытым способом. В настоящее время выделяется пять угленосных районов: Усмунский, Алдано-Чульманский, Гонамский и Токкинский. Активно разрабатывается только Нерюн-гринское месторождение [17. С. 50]. В 2018 г. разработка Алданского угленосного месторождения ведется только на 3,8% от его общего учетного запаса [18]. Дальнейшее интенсивное освоение ресурсов каменного угля Алданского месторождения, начало разработки которого было положено в начале XX в. сибирскими предпринимателями Громовыми, позволяет в полной мере обеспечить потребности транспортных предприятий Амуро-Якутской магистрали. В 2015 г. был введен в эксплуатацию участок железной дороги Томмот-Нижний Бестях на территории Республики Саха (Якутия). Выполнению стратегических программ Российской Федерации в области социального и экономического развития Дальнего Востока в полной мере способствует продолжение работ по строительству железнодорожных магистралей до Якутска, Магадана и других отдаленных населенных пунктов, в том числе обеспечение транспортных предприятий высококачественным и доступным топливом.

Ключевые слова

торговый дом, транспорт, разведка, каменный уголь, добыча, Северо-Восточная Сибирь, trading house, transport, exploration, coal, mining, North-Eastern Siberia

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кушнарева Маргарита ДмитриевнаИркутский государственный университетд-р ист. наук, доцент кафедры сервиса и сервисных технологийrita270880@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Зензинов В.М. Очерки торговли на севере Якутской области. М. : Наука, 1916. 95 с.
Константинов М.М. Пушной промысел и пушная торговля в Якутском крае. Иркутск, 1921. 81 с.
Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. II: Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. Отд. 5. Сибирская фауна. СПб. : Тип. Имп. акад. наук., 1860. 310 с.
Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала XX вв. Томск : Изд-во ТГУ, 1975. 328 с.
Зиновьев В.П. Сибирь в экономике России XVIII - начала XX в. // Сибирь в составе России XIX - начала XX вв. Томск : Изд-во ТГУ, 1999. С. 9-40.
Старцев А.В., Гончаров Ю.М. История предпринимательства в Сибири (XVII - начало XX в.) : учеб. пособие. Барнаул : Аз Бука, 2007. 214 с.
Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири : в 2 т. / отв. ред. Д.Я. Резун. Новосибирск : Гео, 2012. Т. 1. 450 с.
Национальный Архив Республики Саха (Якутия) (НАРС Я). Ф. 12 (Якутское областное управление). Оп. 1. Д. 6105.
Государственный Архив Иркутской Области (ГАИО). Ф. 231 (Контора наследников купчихи А.И. Громовой в Иркутске). Оп. 1. Д. 1.
Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири : в 2 т. / отв. ред. Д.Я. Резун. Новосибирск : Гео, 2013. Т. 2. 464 с.
НАРС Я. Ф. 12 (Якутское областное управление). Оп. 2. Д. 10245.
НАРС Я. Ф. 12 (Якутское областное управление). Оп. 2. Д. 8529.
НАРС Я. Ф. 12 (Якутское областное управление). Оп. 2. Д. 11450.
ГАИО. Ф. 31 (Главное Управление Восточной Сибири. Управление строительной и дорожной частями при Иркутском Генерал-губернаторе). Оп. 1. Д. 666.
НАРС Я. Ф. 420 (Якутское отделение Акционерного Общества спичечной и меховой фабрики «Н.П. Рылов и Ф.П. Лесников»). Оп. 1. Д. 15.
Кононов Е.Е., Мамахатова Р.Т., Чурашев В.Н., Ягольцинер М.А. Минерально-сырьевой потенциал // География Сибири в начале XXI века : в 6 т. Т. 4: Природопользование / отв. ред. Л.А. Безруков, Л.М. Корытный. Новосибирск : Гео, 2014. 355 с.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2013 г. № 213. «Об утверждении Порядка пользования участками недр местного значения, Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр...» (с изменениями на 11 апреля 2018 г.) // Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Якутск. 16 июля 2018 г. С. 1-2.
 Новый вид предпринимательской активности фирмы «Наследники А. И. Громовой» в северо-восточной Сибири в начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2020. № 455. DOI: 10.17223/15617793/455/15

Новый вид предпринимательской активности фирмы «Наследники А. И. Громовой» в северо-восточной Сибири в начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2020. № 455. DOI: 10.17223/15617793/455/15