Трезвенное движение как реформистское в период «выбора пути» в России в 1907-1914 гг.
Исследуется воздействие трезвенного движения (ТД) на общество между революцией 19051907 гг. и Первой мировой войной. На 1 января 1911 г. в России выявлено 1873 общества трезвости с около 500 тыс. членов. Большая часть руководителей была священниками, рядовых членов - крестьянами и рабочими. ТД улучшало моральную, материальную, правовую обстановку в семьях и общинах. Под его влиянием Церковь, органы самоуправления и власти принимали необходимые просветительные и ограничительные антиалкогольные меры.
The reformist character of the temperance movement in Russia in the “path choice” period in 1907-1914.pdf Введение 1907-1914 гг. были для России временем залечивания ран после проигранной Русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. Как заключает синергетик Г.Ю. Ризниченко, война для страны - это «внешняя катастрофа», а революция - «внутренняя катастрофа» [1]. До начала мировой войны оставалось всего семь лет. В это короткое мирное время в стране происходил «выбор» между путями, развивающимися одновременно: революционным, реформистским и консервативным. Цель статьи - обосновать гипотезу автора о том, что массовое трезвенное движение (ТД) способствовало укреплению России и поэтому увеличивало возможности ее движения по пути реформ. Задачи заключались в том, чтобы выяснить, как именно воздействовало ТД на общество на местном уровне и уровне страны. В историографии подобный вопрос не рассматривался, за исключением нескольких работ автора (см., например: [2. С. 41-42, 130]). В предлагаемой статье указанная гипотеза обосновывается более подробно, с привлечением дополнительных источников. Все даты указываются по старому стилю. Подсчеты по России проведены без учета Польши и Финляндии. Трезвенное движение Часть россиян видели главную причину несчастий страны в разрушительной системе продажи казенного вина (водки) и пьянстве (см.: [3]) и вступали в трезвенное движение, выступавшее за ограничительные и просветительные антиалкогольные меры в рамках существующего строя. Второе ТД началось еще в конце 1880-х гг. и в 1907-1914 гг. стало наиболее многочисленным. Его организованной частью были общества трезвости. По нашим подсчетам, на 1 января 1911 г. в России насчитывалось 1 873 общества трезвости, в которых, судя по их отчетам, числилось около 500 тыс. членов [2. С. 42-48]. Примерно 74,5% обществ находились в сельских поселениях и около 25,5% - в городских. В сельских поселениях среди участников преобладали крестьяне, в городских - рабочие, многие из которых были недавними выходцами из деревни. Большинство трезвенных объединений были религиозными: 1 782 общества (95,14% от общего числа), из них почти все - православные: 1 771 общества (94,55%) (табл. 1). О росте влияния движения говорит и такой показатель, как значительное увеличение количества церковных обществ трезвости. За 11 лет, с 1 января 1900 г. по 1 января 1911 г., их количество выросло с 461 до 1 767, или в 3,8 раза (табл. 2). Число и типы обществ трезвости в России на 1 января 1911 г. Тип (характеристика) обществ Число обществ % к итогу Всего обществ 1 873 100 Религиозные общества, в т. ч.: 1 782 95,14 православные (РПЦ) 1 771 94,55 неоправославные (чуриковцы в Петербурге и колосковцы в Москве) 2 0,11 латышские христианские 7 0,37 литовское «Католическое общество “Трезвость”» с центром в г. Ковно и отделениями в четырех губерниях 1 0,05 «Рижское общество добрых храмовников “Благая весть”» (околомасонское) 1 0,05 Гражданские (светские) общества, в т. ч.: 91 4,86 эстонские 56 2,99 латышские 15 0,80 финские (в Петербурге) 2 0,11 прочие (общие для всех национальностей) 18 0,96 Источники: [4. С. 19-23; 5. С. 26-139, 177-227; 6. С. 78-87; 7; 8; 9. Стб. 1125-1126; 10. С. 3-6; 11. Д. 141б. 1114 л.; Д. 507в. Л. 1. С. 35, 38, 40]. Примечание. Литовское «Католическое общество "Трезвость"» было образовано 1 июля 1911 г. Т а б л и ц а 2 Изменение числа церковных обществ трезвости в России в 1900-1911 гг., по данным Канцелярии обер-прокурора Св. Синода Год (на начало года) Количество обществ трезвости Всего % к 1900 г. 1900 461 100 1906 770 151 1907 834 180 1908 918 199 1909 1058 228 1910 1309 284 1911 1767 383 Источники: [4. С. 19-23; 11. Д. 141б. 1114 л.]. Примечание. В Канцелярии обер-прокурора Св. Синода были подсчитаны только те общества трезвости за предшествующие годы (1900-1910 гг.), которые продолжали существовать к 1 января 1911 г. В последующем в 1911 - первой половине 1914 г . число трезвенных объединений и их участников продолжало расти. Приведем данные по Томской епархии, примерно совпадавшей по территории с обширной Томской губернией, где в начале XX в. епархиальные архиереи и губернаторы поддерживали трезвенное движение. На 1 января 1911 г. здесь насчитывалось 25 церковных обществ, а на 1 января 1914 г. -уже 102, т.е. за три года произошел рост в 4,1 раза. К 1 января 1914 г. общества трезвости имелись в 12% всех приходов епархии [2. С. 128]. Результаты трезвенного движения: А. На низовом уровне (семья, церковный приход, населенный пункт) они были следующими: 1. Участники приобщались - на определенное время или, реже, навсегда - к трезвому образу жизни, в семьях воцарился покой и достаток. Автор очерка истории Байдарского церковно-приходского общества трезвости Курганского уезда Тобольской губернии (вероятно, это был председатель общества приходской священник Н.В. Булдыгин) со знанием дела писал: «Всякий обыватель, состоявший в обществе трезвости... заявит, что когда он был член[ом] общества - был трезв, а когда был трезв -легко и охотно работал, был сыт, лучше одет, исправнее и легче нес свое тягло» [12. С. 31]. Секретарь духовной консистории Архангельской епархии сообщал в записке в Канцелярию обер-прокурора Святейшего Синода от 17 января 1911 г. об отрадных результатах общества в Чекуевском приходе Онежского уезда: «Четверо мастеровых до записи в члены в общество трезвости решительно пропивали все, что зарабатывали, и не имели порядочной ни одежды, ни обуви, как сами, так и их семьи, а теперь трое уже год как совершенно изменили свое поведение, сами и семья обуты и одеты, а четвертый из них, первым записавшийся в общество трезвости и уговоривший товарищей последовать его примеру, выполнив свой срок, записался вторично на два года» [11. Д. 141б. Л. 18]. 2. Трезвенники, будучи прежде «одинокими», становились членами общин единомышленников, обретали в них жизненную опору и высокий смысл жизни: жить по-христиански (в религиозных обществах), улучшать жизнь народа (в светских). Например, на празднике упомянутого Байдарского общества трезвости 1 октября 1908 г. один из его членов С.Г. Утков говорил по поводу угроз «тьмы невежества»: «Но мы найдем истину и будем делать добро по заповедям Спасителя, памятуя, что “пьяницы царствия Божия не наследуют”. Будем полезными членами людского общества, истинными сынами церкви и верными служителями государства!» (выделено мной. - А.А.) [12. С. 27]. 3. Ряд обществ вел полезную культурнопросветительную, а некоторые - еще и благотворительную работу. По специальной карточке-анкете нами выявлены сведения, далеко не полные, о такого рода деятельности в 431 обществе 11 уральских, северных, северо-западных и прибалтийских губерний [2. С. 53-59, 144-195]. Результаты таковы. В 431 обществе имелось 55 библиотек, кроме того, действовало 5 библиотек-читален и еще 5 просто читален (итого 65); чайных - 11, драматических или любительских кружков - 33, любительских хоров - 28. Пять обществ содержали начальные общеобразовательные школы для детей, пять - воскресные общеобразовательные школы для взрослых и подростков. Пособия бедным членам и их семьям выплачивались в 10 обществах, кассы взаимопомощи («вспомогательные кассы») имелись в 2 обществах, беспроцентные ссуды - в 1 обществе, потребительская лавка - в 1 обществе. 4. Трезвенные объединения явно и неявно направляли людей на созидание в рамках существующего строя и неучастие в революционных выступлениях. Это происходило как в ходе революции 1905-1907 гг., так и после ее окончания. Так, например, бюллетень Красноярского комитета РСДРП сообщал, что в период всеобщей российской Октябрьской политической стачки на митинге в Народном доме в Красноярске 20 октября 1905 г. вскоре после оратора - социал-демократа, говорившего о необходимости избирательного права для солдат, выступил «член общества трезвости и в то же время хозяин ремесленного заведения». Он «говорил, что виною всему водка, а также советовал прекратить забастовку в ремесленных заведениях» (выделено мной. - А.А. ) [13. С. 214]. В записке от 10 февраля 1911 г. секретаря духовной консистории Екатеринбургской епархии П. Сребрянского о причинах открытия 9 октября 1907 г. Нижне-Тагильского братства Животворящего Креста Господня Верхотурского уезда, занимавшегося среди прочего и трезвенной работой, сообщалось: «Агитаторы устраивали сходки (в конце 19051906 гг. - А.А.) и уловляли в свои сети, особенно молодежь. Темной силе нужно было противопоставить силу Евангельского христианско-православного света, незаконным и злобным сборищам противопоставить законные и проникнутые христианской любовью собрания. Так возникло Братство, деятельность которого проявилась в религиозно-нравственных чтениях, в помощи членам Братства и их семьям, в случае оказавшейся нужды, а также благотворительности всякого рода» [11. Д. 141б. Л. 198]. Еще один пример. В дни массовой городской Июльской политической забастовки 1914 г. в Петербурге, в начале которой были ожесточенные столкновения рабочих с полицией, погибшие и раненые, рабочие - члены петербургских церковных Варгунин-ского и Серафимовского обществ трезвости уклонились от участия в ней. Вот как описывает события председатель общества при Александро-Невской церкви Невской писчебумажной фабрики братьев Варгуниных священник А. Простосердов: «Бесцельно шатались толпы народа. Кое-где раздавались отчаянные крики. Это кричали женщины, идущие на работу и встреченные хулиганами, которые камнями били каждого, не расположенного бастовать». Вместо участия в беспорядках трезвенники во главе с Просто-сердовым совершили крестный ход в районе Серафи-мовского и Варгунинского храмов и паломническую поездку на пароходе на остров Валаам. Священник вспоминал: «Хорошо в это время было на Валааме. Забастовка лишь изредка вспоминалась как черный, страшный сон» [14. С. 32-33]. 5. Положительное влияние общества оказывали не только на своих членов, но и шире - на окружающих, подобно маякам, чей свет виден за многие версты вокруг. Уменьшалось число случаев публичного, вызывающего пьянства, хулиганства молодежи, преступности. Так, в рапорте исправляющего должность секретаря Томской духовной консистории в канцелярию обер-прокурора Св. Синода от 30 декабря 1910 г. сообщалось: «Под влиянием Риддерского общества трезвости (в селе Риддер, 56 членов. - А.А.), Змеиногорского уезда, составлен на приходском сходе приговор о закрытии в приходе винной лавки, а результатом деятельности Ложкинского общества трезвости (в селе Ложкино, 63 члена. - А.А.), Бийского уезда, явилось прекращение празднования двух “съезжих” праздников, сопровождавшихся многодневным поголовным пьянством» [11. Д. 141б. Л. 777-778]. Б. Важная деятельность происходила и на региональном и общероссийском уровне. Это были работа в Государственной думе, всероссийские съезды по борьбе с пьянством и всероссийские праздники трезвости, встречи руководителей движения с представителями церковной и светской власти. Приведем наиболее важные из них. Б1. По почину члена III Государственной Думы от Самарской губернии, энергичного предпринимателя из крестьян, старообрядца-единоверца октябриста М. Д. Челышова 11 декабря 1907 г. была образована думская «Комиссия о мерах борьбы с пьянством» (далее - Комиссия). Опираясь на широкую поддержку с мест, она стала центром разработки антиалкогольных мер в России. Под ее непосредственным влиянием некоторые российские министерства и ведомства уже в 1908-1909 гг. приняли ряд важных просветительных, ограничительных и организационных мер [15. С. 743-756]: 1) Министерство народного просвещения в 1908 г. издало и разослало во все средние и некоторые низшие учебные заведения брошюру «Список наглядных учебных пособий и собрание программ для преподавания гигиены», где вопросы об алкоголизме были выделены в особую группу; 2) Военное ведомство приказом от 30 декабря 1908 г. № 584 отменило выдачу нижним чинам чарки водки (123 мл) в праздничные и высокоторжественные дни, заменив ее «легким виноградным вином, пивом или улучшенной порцией [пищи]»; запретило продажу «водки и крепких спиртных напитков» в солдатских лавках и буфетах, а также воспретило «начальникам всех степеней по своему усмотрению давать водку нижним чинам целой части в военное и мирное время...»; 3) Св. Синод в определении от 4-6 июня 1909 г. № 4896 указал духовенству на необходимость учреждения в приходах обществ трезвости, проповедей, чтений и «личного примера трезвости священнослужителей прихода», вследствие чего число церковных обществ трезвости быстро росло, и их деятельность стала более успешной. Подготовленный Комиссией «Проект закона об изменении и дополнении некоторых, относящихся к продаже крепких спиртных напитков, постановлений» был принят III Государственной думой в третьем чтении 16 ноября 1911 г. Он предусматривал ведение важных ограничительных и просветительных мер в России, в частности: а) право вынесения запретительных приговоров на продажу крепкого алкоголя на подведомственной территории волостным, сельским сходам, городским думам и подобным им органам местного самоуправления; б) воспрещение торговли алкоголем в субботы и предпраздничные дни поле двух часов дня и полностью - в воскресные и праздничные дни; в) места продажи алкоголя могли находиться в столичных и губернских городах - не ближе 40 сажен (85 м), а в остальных местностях - не ближе 100 сажен (213 м) от церквей и учебных заведений всех типов; г) во всех начальных, средних и педагогических учебных заведениях должны были сообщаться «сведения о вреде, наносимом употреблением спиртных напитков» [15. С. 690-703]. Законопроект был передан в верхнюю палату парламента - Государственный совет, откуда с замечаниями вернулся на доработку в IV Думу. Он так и не обрел силу закона, но его обсуждение с широким освещением в печати способствовало тому, что, как писал Челышов, «пробудилось население» и трезвенное движение стало расти и шириться (см.: [15. С. 757]). Б2. 28 декабря 1909 г. -6 января 1910 г. в Петербурге прошел Первый всероссийский съезд по борьбе с пьянством, а 6-12 августа 1912 г. в Москве - Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. На первом из них преобладали светские деятели (врачи, правоведы и другие, всего 543 участника), на втором - священники (всего 473 участника). Основными итогами съездов было то, что до российского общества были доведены результаты научных исследований по алкогольному вопросу и положительный опыт борьбы с пьянством; укрепились связи между участниками трезвенного движения; движение на местах получило поддержку и усилилось (см.: [16. С. 89-92, 309-310, 311, 355; 17. С. 175]). Б3. Важную работу проводил состоявший под официальным покровительством великого князя Константина Константиновича Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ, 19111917 гг.). В 1912-1914 гг., заручившись поддержкой светских и церковных властей, он впервые провел открытые массовые Действия - празДники трезвости, в ходе которых в городах и селах читались проповеди, проводились крестные ходы, раздача и продажа трезвенной литературы, значков, проповеди, лекции и спектакли с соответствующей тематикой. При участии местных обществ ВТСХТ устроил 23-24 сентября 1912 г. в Петербурге городской праздник трезвости [18]. Он же организовал 28-29 апреля 1913 г. первый Всероссийский праздник трезвости в 56 губерниях и областях, а 7-8 апреля 1914 г. - второй Всероссийский праздник в 55 губерниях и областях из 89 насчитывавшихся в России [19. С. 3-17; 20. С. 15-29]. Кроме того, по постановлению Св. Синода 29 августа 1913 г., в день усекновения главы Иоанна Предтечи, считавшегося первым трезвенником, в Петербургской, Московской и ряде других епархий состоялся первый Всероссийский церковный праздник трезвости [2. С. 98, 120-123], который в дальнейшем стал проводиться ежегодно. Отношение к трезвенному движению верховной власти Николай II относился к законопослушному трезвенному движению благожелательно, видя в нем одно из средств поддержки политического режима и укрепления положения в стране. Это видно, например, из того, что 13 февраля 1908 г. во время первого в истории приема в Царском Селе 310 членов III Государственной Думы глава государства кратко переговорил всего с двумя депутатами: с членом фракции умеренно-правых графом В.А. Бобринским и с М.Д. Челышовым. Газета «Новое время» сообщила, что, «удостоил государь также милостивым разговором члена Г[осударственной] Думы Челышова, известного своей пропагандой против пьянства» [21]. Явная поддержка «крепких», «разумных» крестьян и трезвенного движения прослеживалась и у председателя Совета министров П.А. Столыпина. В своей речи в III Думе 5 декабря 1908 г., посвященной тому, чтобы укреплять выделяемые по аграрной реформе участки крестьянам в личную, а не в семейную собственность, он противопоставил «разумных и сильных» «пьяным и слабым», «крепких и сильных» - «убогим и слабым». В частности, он отметил: «Но главное, что необходимо, это - когда мы пишем закон для всей страны - иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых» [22. С. 58]. 23 сентября 1909 г. в беседе в Петербурге с корреспондентом саратовской газеты «Волга» Н. Гарвеем Столыпин сказал: «Правда, доходы от винной монополии сократились в настоящем году на несколько миллионов, но это можно лишь приветствовать в интересах общегосударственных как несомненный признак уменьшения пьянства. Таков диагноз министра финансов, и я не могу вместе с ним не признать в этом отрадном явлении уменьшения пьянства и заслуги депутата Челышева. Его фанатичная проповедь, по крайней мере, на поволжские губернии, несомненно, оказала свое влияние» [23. С. 132]. С весны 1913 г. Николай II перешел к открытой поддержке трезвенного движения, а с начала 1914 г. -к изменению политики в алкогольном вопросе. По случаю 300-летия Дома Романовых 4 апреля 1913 г. царь принял депутацию из трех священников - руководителей православных трезвенных объединений во главе с протоиереем П.А. Миртовым. На поднесенном ему «от лица всех русских церковных обществ трезвости» верноподданническом адресе Николай начертал: «Прочел с удовольствием и желаю всемерного распространения по всей земле Русской трезвенного движения» [24]. 2 января 1914 г. Николай принял делегацию Всероссийского трудового союза христиан трезвенников из шести человек во главе с председателем присяжным поверенным Б. И. Гладковым. Заслужили его одобрения заключительные слова речи Гладкова, в которых говорилось о значении организованных Союзом «кружков христианской трезвой молодежи» в учебных заведениях Министерства народного просвещения: «Трезвые дети - это будущая трезвая Россия». Царь «обещал монаршее покровительство Союзу и материальную поддержку» [8. 1914. № 4. С. 524; 20. С. 3-6]. 30 января 1914 г. царь отправил в отставку сторонника винной монополии министра финансов В. Н. Коковцова. В рескрипте на имя его преемника П.Л. Барка была провозглашена новая финансовая политика отказа от получения государственных доходов от продажи казенной водки. В частности, в нем говорилось: «Нельзя ставить в зависимость благосостояние казны от разорения духовных и хозяйственных сил множества Моих верноподданных.» [8. 1914. № 3. С. 293]. Во исполнение рескрипта Барк в циркуляре управляющим акцизными сборами от 11 марта 1914 г. указал на необходимость «относиться с полной благожелательностью к ходатайству сельских обществ о закрытии или недопущении торговли крепкими напитками, неуклонно удовлетворяя все законно состоявшиеся о том приговоры» [25]. Следствием указанных рескрипта и циркуляра явилась антиалкогольная кампания февраля-июля 1914 г., в ходе которой возникали многочисленные новые общества трезвости, а органами местного самоуправления и государственной власти принимались противоалкогольные меры. Как указывает американский историк А. Мак-Ки, «в феврале-июле 1914 г. правительство утвердило 800 ходатайств сельских обществ запретить продажу алкоголя на их территории. Это было на 200 обращений больше, чем за весь период с 1895 по 1906 г. В результате закрылось 447 государственных и 702 частных питейных заведения» [26. С. 151]. Действия предпринимались и государственными ведомствами. Например, по Военному ведомству был издан приказ от 22 мая 1914 г. № 309, в котором предписывались дисциплинарные, ограничительные, просветительные и бытовые «Меры против потребления спиртных напитков в армии»: «1) Начальствующие лица. обязаны принимать все меры к сокращению во вверенных им частях потребления спиртных напитков. 2) Появление офи церов в нетрезвом виде где бы то ни было. считается тяжким проступком, несоответствующим высокому званию офицера. 6) Обществам офицеров предоставляется право постановлять решение о совершенном закрытии продажи спиртных напитков в своих собраниях. 8) Командирам частей надлежит всемерно содействовать при помощи полковых священников организации полковых обществ трезвенников 15) Нижним чинам. в течение состояния их в действительной военной службе. воспрещается потребление спиртных напитков где бы то ни было» [27, 28]. Подобные меры, несомненно, способствовали укреплению дисциплины и общему улучшению обстановки в армии, что было особенно важным накануне войны. В дальнейшем, со вступлением России 19 июля 1914 г. в Первую мировую войну, антиалкогольные меры в стране усилились (так называемый сухой закон), а трезвенное движение, напротив, ослабло. Заключение Среднее душевое потребление водки за 19071913 гг. в России существенно не снизилось (см.: [29. С. 1067]). Причиной было то, что трезвенное движение и последовательные меры властей давали хорошие результаты в течение более длительного периода. Например, в основном водкопотребляющих, как и Россия, странах Северной Европы для этого потребовалось в XIX - начале XX в. полвека мирного времени при деятельном участии как государств, так и органов местного самоуправления [30. С. 119-121]. Каковы же были итоги движения в России? Приведенные выше показатели, такие как значительный рост обществ трезвости и ходатайств сельских обществ о закрытии питейных заведений, усиление всероссийской пропаганды трезвости, поддержка движения верховной властью и Церковью, свидетельствуют о том, что начало существенно меняться общественное мнение. Открытое пьянство, сопровождавшееся всякого рода непотребством, из разряда приемлемого и терпимого стало переходить в разряд нежелательного и осуждаемого явления. Вместе с тем постепенно появлялись трезвые обычаи, снижались правонарушения и преступность, повышался достаток семей; трезвые законопослушные граждане объединялись между собой, налаживали необходимое взаимодействие с властью и приобретали большее влияние в обществе. Итак, реформистское по характеру трезвенное движение 1907-1914 гг. способствовало оздоровлению и укреплению России. Оно подталкивало власти к принятию ограничительных и просветительных антиалкогольных мер, которые так же, как и само движение, повышали устойчивость общества, а следовательно, и возможности его развития по мирному, не революционному пути. Названные процессы в понятиях синергетики можно описать как «становление Порядка из Хаоса». Одновременно в ходе быстрой антиалкогольной кампании февраля - июля 1914 г. нарушался привычный старый «порядок», а значит, начинались и противоположные процессы.
Ключевые слова
трезвенное движение в начале XX в. в России,
общества трезвости,
алкогольная политика Николая II,
Русская православная церковь,
Государственная Дума Российской империиАвторы
Афанасьев Александр Лукьянович | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | канд. ист. наук, доцент кафедры истории и социальной работы | afal_2007@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Ризниченко Г.Ю. Стадии эволюции сложных систем // Сайт С.П. Курдюмова. Синергетика и эволюционизм. URL: http://spkurdyumov.ru/evolutionism/stadii-evolyucii-slozhnyx-sistem/ (дата обращения: 04.03.2022).
Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития. 1907-1914 годы: опыт оздоровления общества. Томск : Том ский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. 196 с.
Челышов М.Д. Главная причина нашего несчастия. 2-е изд. Самара : Земская тип., 1907. 29 с.
В-в Ф. Церковные общества трезвости и подобные им церковные учреждения. СПб. : Синодальная тип., 1911. 23 с. (Отдельный оттиск из: Прибавления к Церковным ведомостям, изд. при Св. правительствующем Синоде. СПб., 1911. № 43-46.)
Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб. : Изд. Александро-Невского об-ва трезвости, 1911. 227 с.
Перебийнос Ф.Н. Первый антиалкогольный адрес-календарь на 1912 год: справочная книга для деятелей по борьбе с алкоголизмом. СПб. : Тип. А.Э. Винеке, 1912. 188 с.
Вестник трезвости. СПб., 1910-1911.
Трезвая жизнь. СПб., 1910-1911.
Весь Петербург на 1911 год: адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. [СПб.] : Изд. А.С. Суворина, [1911]. 1188 с.; 2410 стб.
Отчет Католического общества «Трезвость» с 1 июля 1911 г. по 1 января 1912 г. Ковна : Тип. С. Банайтиса, 1912. 10 с.
Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Св. Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол.
Под сенью Байдарского общества трезвости: с 1902 по 1909 г. Курган: Б. и., 1909. 31 с.
Большевики Западной Сибири в период первой русской революции 1905-1907 гг. : док. и материалы. Новосибирск : Кн. изд-во, 1958. 588 с.
Простосердов А., священник. Четверть века в борьбе за трезвость: юбилей Варгунинского общества трезвости. Пг. : Тип. Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения, 1915. 42 с.
Челышов М.Д. Речи М.Д. Челышова, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством и по другим вопросам. СПб. : Б. и., 1912. VIII; 786 с.
Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. СПб. : Тип. П.П. Сойкина, 1910. Т. 1. 361 с.
Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в Москве 6-12 августа 1912 г. Пг. : Тип. Александро-Невского об-ва борьбы за трезвость, 1914. Т. 1. 182 с.
Отчет о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1912 г. СПб. : Тип. Общественная польза, 1913. 77 с.
Отчет о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1913 г. СПб. : Тип. Общественная польза, 1914. 75 с.
Отчет о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1914 г. Пг. : Тип. Общественная польза, 1915. 108 с.
Прием членов Государственной Думы во дворце // Новое время. 1908. 14 (27) фев. № 11468. С. 2.
Столыпин П.А. Думские речи. М. : Знание, 1990. 64 с.
Беседа с председателем Совета министров П.А. Столыпиным (Волга. Саратов. 1909. 1 окт.) // Зырянов П.Н. Пётр Столыпин: политический портрет. М. : Высшая шк., 1993. Приложения. С. 128-133.
Прием Государем Императором деятелей церковных обществ трезвости // Трезвая жизнь. 1913. № 5. С. 597-600.
Циркуляр управляющего Министерством финансов // Трезвая жизнь. 1914. № 4. С. 479.
Мак-Ки А. Сухой закон в годы Первой мировой войны: причины, концепции и последствия введения сухого закона в России. 1914-1917 гг. // Россия и Первая мировая война (Материалы международного коллоквиума) / отв. ред. Н.Н. Смирнов. СПб. : Дмитрий Буланин, 1999. С. 147-159.
Маюров А.Н. Сухой закон в Российской империи и РСФСР (1914-1920 гг.) // Экономические стратегии. М., 2014. № 4. URL: http://www.inesnet.ru/2014/06/suxoj-zakon-v-rossijskoj-imperii-rsfsr-1914-1920-gg/ (дата обращения: 15.02.2022).
Приказы по военному ведомству // Русский инвалид: газета военная. 1914. 4 июня. № 118. С. 1-2.
Зиновьев В.П., Фалилеев Д. А., Суляк С.Г. Потребление вина в России и Сибири в начале XX века // Былые годы: российский исторический журнал. 2017. № 45 (3). С. 1063-1072.
Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России, Европе, США как движение за самосохранение человечества (XIX в. - 1914 г.) // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 117-122.