Феномен спорта в контексте исследования современных цивилизационных процессов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 301.

Феномен спорта в контексте исследования современных цивилизационных процессов

Феномен спорта в последнее время приобрел статус актуального системного знания и является объектом исследования в рамках социально-философской традиции. Превращение спорта в социальное явление мирового масштаба, рост его авторитета в мире, связанные с ним кризисные ситуации все более настоятельно требуют разработки его целостной концепции. Функциональность спорта дает возможность обозначить и закрепить за ним статус глобального междисциплинарного феномена.

Phenomen of sport in the context of the research of modern civilization processes .pdf Широкий круг вопросов, которые вызывают интерес у современных исследователей, привел к возникновению и развитию такой отрасли философского знания, как философия спорта. Процесс институционализации философии спорта является характерной чертой западно-европейской философской традиции. В современной системе социально-философского знания проблемы спорта приобретают статус крайне актуальных, поскольку непосредственно связаны со многими социально значимыми процессами современной цивилизации.Превращение спорта в социальное явление мирового масштаба, рост его авторитета и влияния в мире, различные связанные с ним кризисные ситуации все более настоятельно требуют разработки его целостной социально-философской концепции.В последние десятилетия все более широкое распространение получает такой подход к пониманию социальной природы спорта, когда обращается внимание на противоречивый характер этого социального феномена, на его позитивные и негативные стороны, и потому подчеркивается ошибочность всякого одностороннего подхода к решению этой важной, актуальной, а вместе с тем необычайно сложной проблемы. К сожалению, одной лишь констатацией фактов, свидетельствующих о противоречивом характере этого феномена, обычно и завершается анализ вопроса о его социальной природе. Как правило, не пытаются идти дальше с целью объяснить противоречивость социальной значимости спорта, что приводит к эклектическому подходу в его трактовке. Исходя из поставленной проблемы, существует необходимость в дальнейшем социально-философском анализе феномена спорта. Речь идет о разработке социально-философской концепции, которая бы учитывала специфику спорта и адекватно разрешала сложную противоречивую ситуацию, связанную с его социальной ролью и значением.Противоречивость социальных функций спорта - важный, но не единственный аспект социально-философской проблематики спорта. Актуальным является и вопрос о разграничении понятий спорт и физическая культура в рамках цивилизационной концепции спорта. Физическая культура и массовый спорт в процессе повышения социокультурной значимости далеко отстали от профессионального спорта. Этот разрыв свидетельствует о том, что они обслуживают в современном обществе разные потребности и интересы. Массовый спорт остается элементом культуры общества, а спорт высших достижений, становясь все более профессиональным, превращается в цивилизационное явление. Утверждая этот тезис, мы исходим из того, что культура есть духовная составляющая жизни общества и человека. Ее содержание составляют идеи, взгляды, нравствен-ные, эстетические, религиозные ценности, базисными среди них являются те, благодаря которым человек способен постоянно воспроизводить свою человеческую сущность. Однако в каждом обществе есть и такие ценности, которые отражают специфику того или иного этапа общественного развития и воплощаются в системе социальных институтов, организаций и различных социальных групп. Их можно назвать социальными и они представляют собой конкретную форму реализации культуры как способа духовной жизни людей. Это и есть то, что называют цивилизацией.Специфическим качеством индустриальной цивилизации является ориентация на материальные ценности, конкуренция и борьба, коммерциализация всех сфер деятельности. А поскольку спорт изначально предполагает конкуренцию и борьбу, то он легко вписывается в систему отношений индустриального общества, о чем свидетельствуют быстрые темпы его профессионализации и коммерциализации. Одним из первых, кто поверил в возможности спорта противостоять тенденциям этой прагматичной и коммерческой цивилизации, был Пьер де Кубертен, который видел в спорте средство гуманизировать отношения между различными странами и народами. Однако очень скоро стало очевидным, что спорт, как и все виды деятельности, подчиняется закономерностям индустриальной цивилизации. Социальная ценность спорта возрастает, заниматься этим видом деятельности становится все более престижным. Более того, спорт начинает выступать как способ приобщения других стран к ценностям индустриальной цивилизации. Создается иллюзия, что индустриальный путь является единственно прогрессивным. Кардинально меняется и тип личности спортсмена. Это интернациональный тип, символизирующий достоинства цивилизации. Еще одна особенность современного профессионального спорта - превращение его в зрелище, шоу.Осмысливая противоречия современного спорта, исследователи пытаются предложить альтернативные варианты развития спорта, неклассические модели. Однако, как показывает практика, эти модели не могут реализоваться в современных условиях, поскольку противоречат основным принципам этой прагматичной цивилизации. Другими словами, должна изменить модель самого общества, тем более что в недрах самого индустриального общества вызревают черты более прогрессивной цивилизации. Только такое общество может реализовать гуманистическое начало в спорте, которое ориентируется на развитие творческих способностей личности, а не на прагматические интересы.В современной традиции исследования феномена спорта выделяется и социально-коммуникативная составляющая, которая является несомненно важной в29контексте постиндустриального общества. Как социально-коммуникативная деятельность спорт реализуется в форме: общения, как диалог равноправных партнеров; управления, как целенаправленное воздействие коммуниканта на реципиента; подражания - заимствование образцов поведения и стилей общения. В постиндустриальном обществе, в котором коммуникационная составляющая становится все явственнее, как реальность и как проблема, и которое характеризуется срастанием сознания со средствами коммуникаций, увеличением объема воздействия масс-медиа, и учитывая доминант визуаль-ности в современной культуре, очевидно, что системой используется преимущественно две последние формы социально-коммуникативных возможностей, заложенных в спорте (управление и подражание). Это делается с целью управления ожиданиями и повсеместного утверждения выбора, уже осуществленного в производстве. Формы спортивных соревнований меняются, их начинают задумывать, исходя из их воспроизводимости. В обществе, которое в своей основе является зрительским, спорт высших достижений осуществляет практику порождения моделей поведения, сам при этом, испытывая деформацию, поскольку спортивное состязание превращается преимущественно в зрелище, при чем зрелище экранное, следовательно, тиражируемое. В спорте, как и в других сферах, многие явления происходят не согласно собственной целенаправленности, а в соответствии с моделью опережающей целевой установки, обладающей правдоподобием гиперреального.В отличие от зрелищ искусства и предполагающих создание художественного образа, следовательно, воспринимаемых как законченное произведение и осознаваемых в их условности, спортивное состязание воспринимается и преподносится как настоящее, достоверное, несрежиссированное событие. Этот момент создаетпространство для злоупотребления, особенно сейчас, когда средства коммуникации стали средой обитания человека и активно влияют на его сознание, структурируя и кодифицируя реальность. Учитывая целенаправленность моделирования социально-значимых образцов поведения, воздействия через возможности спорта является более тонким и неочевидным.Спорт в своем лучшем, изначальном проявлении есть идиографический феномен, направленный на неповторимо единичный, принципиально сингулярный акт выхода человека за пределы своих возможностей. Спортивное состязание может рассматриваться и как рационализированный диалог, когда событие встречи пересматривается исходя из полученного результата.Социальные функции спорта коренным образом изменились в связи с возникшей общественной необходимостью. Спорт как самодостаточная, не замещаемая и многогранная подсистема ценностей современной культуры располагает огромным креативным потенциалом формирования физического, нравственного и социально-психологического здоровья человечества, гармонизации параметров межличностных и межнациональных отношений.Широкий круг социально-философских проблем спорта обусловлен не кажущейся размытостью и неопределенностью статуса и роли спорта в современном обществе, а прежде всего многогранностью функциональных особенностей этого феномена. Проблемная область нашего исследования обозначена в комплексе различных социальных, культурных, философских процессов, связанных прежде всего с функциональностью современного спорта, что в свою очередь дает возможность обозначить и закрепить за спортом статус глобального междисциплинарного феномена современной цивилизации.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Павлов Евгений Владимирович Томский государственный университет аспирант кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета evgenipavlov@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Феномен спорта в контексте исследования современных цивилизационных процессов             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 301.

Феномен спорта в контексте исследования современных цивилизационных процессов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 301.

Полнотекстовая версия