Пролегомены к определению понятия "успех" | Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 301.

Пролегомены к определению понятия "успех"

Исследуется "успех" как феномен, проявленный в различных контекстах: философском, социальном, образовательном. Автор обращается к исторической генеалогии понятия "успех", рассматривает подлинный и неподлинный модусы успешности. Концептуальные идеи успешной личности предъявляют требования к созданию человека нового типа - суперпрофессионального и супермобильного.

Prolegomena to define the phenomenon of success .pdf Существуют понятия, которые кажутся очевидными, и мы их используем повсеместно, наделяя привнесенными нами смыслами, не особо задумываясь об их природе. По-видимому, к их числу относится успех. Бесспорно, являясь одним из важнейших аспектов нашего сегодняшнего бытия, понятие "успех" используется как некая цель, к которой стремится, наверное, каждый человек, при этом вкладывая свои личностные переживания, а зачастую существует как некий готовый "рецепт", включающий "деньги, статус, славу". Мы часто желаем друг другу успеха наряду со здоровьем и счастьем. Что мы имеем в виду? И вообще, насколько можно изучать "успех" философски?Возможно, успех является сегодня одним из великих вопросов, через призму понимания, препарирования которого можно по-новому взглянуть на наше сегодняшнее бытие. В чем смысл успешного существования? Насколько успех является ориентиром в современном жизненном пространстве?Цель данного размышления - попытка рассмотреть феномен успеха в его различных проявлениях: философском, социальном, образовательном. Поскольку, на наш взгляд, непродуктивно и неконструктивно предлагать готовый вариант определения успеха, стоит поставить вопросы, ответы на которые схватят ускользающий феномен. В чем заключена его притягательность, почему слово успех у всех на слуху? Насколько успех является русским проектом или навязанным нам извне - проектом современного западного мира? Почему быстро вошел в наш повседневный дискурс, адаптировался, ассимилировался на российской почве? Является ли успех феноменом нового времени или существовал ранее и в каких формах?В начале своего исследования мы столкнулись с проблемой: каков должен быть способ рассмотрения столь ненаучного (не строго научного) понятия. Видимо, специфика данного феномена, его неопределенность и многомерность определяют и способ его рассмотрения.Отсутствие литературы философского направления по данной тематике усложнило задачу, с одной стороны, с другой же, напротив, возбудило еще больший интерес и открыло возможность для интерпретации.Имеющаяся литература, которая посвящена успеху, является по большей части публицистической либо предназначенной для конкретных сфер деятельности: в менеджменте, психологии, различных тренингах.На вопрос, что является успехом, ответы, как правило, сводились к перечислению следующих социальныхмаркеров: достижение поставленной цели, слава, деньги, престиж, высокий пост и пр. Получается, что успех квалифицируется другими: ты успешен, только если социум признает тебя успешным. Однако встает вопрос о том, можно ли говорить о Людвиге ван Бетховене, Сергее Радонежском, других небогатых и не добившихся в свое время признания людях как успешных? Это один полюс. Другой полюс, который описывает В. Франкл, - успешны ли люди, закончившие Гарвард, занимающие высокие позиции в социальной иерархии, получающие высокие зарплаты, но ощущающие внутреннюю опустошенность, находящиеся в отчаянии [1]?Очевидно, что помимо социального, успех имеет индивидуальное измерение. Через хайдеггеровское различение подлинного и неподлинного [2] возможно говорить об успехе в личностном плане. Императив бытия подлинным формулируется так: Будь самим собой! Сложно объяснить, что значит быть собой и не быть собой. Методологически проще исходить из отрицательной посылки. Бытие не собой реализуется в том случае, если мы ориентируем свою жизнь, исходя из конъюнктурных интересов социального или родительского заказа, прагматического расчета. Например, выбираем экономическую специальность не потому, что нам нравится экономика, а потому, что в будущем родители устроят на хорошо оплачиваемую работу.Неизбежным следствием бытия не собой будет ощущение проживания чужой жизни: может оказаться, что я находился не на той работе, которая отвечала моим интересам, дружил не с теми, с кем хотел, а с кем было выгодно или удобно. Кажется, что приведенные размышления довольно банальны, но они потребуются нам в качестве регулирующей идеи в дальнейшем. Существует два полюса: или следовать только голосу своих желаний и не реагировать на мнение мира, или выполнять заказы общества, которые могут быть выгодными моделями существования. Концепт подлинности как внимательного отношения к своему должен быть дополнен слышанием социального контекста. Тогда, успешный человек - это тот, кто до-спел лично-стно и у-спел социально. Вот это успех! - восклицаем мы тогда, когда человек своим возникновением в этом месте и в это время заставляет оживать действительность - создать книгу, в которой люди находят их внутреннее невысказанное, наладить работу на предприятии и вдохнуть в его коллектив желание работать или просто замкнуть нужный проводок в микросхеме…43Исторический генезис понятия успехЧтобы узнать, в чем сущность обсуждаемого феномена сегодня, целесообразно обратиться к генезису понятия - тому историческому контексту, где оно зародилось.Первая аналогия, которая возникает при упоминании успеха, - это протестантский проект, описанный М. Вебером в работе Протестантская этика и дух капитализма. Успешность человека была санкционирована самим Богом и возведена в ранг социальной добродетели. Совпадение профессиональных обязанностей и призвания, что в немецком языке обозначается одним и тем же словом Beruf, явилось фундаментом пуританской этики и толчком к развитию капитализма и духа предпринимательства в тех географических регионах, где распространился протестантизм. Именно протестантская этика определила американскую жизненную модель: стремление к успеху как главной ценности. Смыслообразующей компонентой идеи успешности стало слияние духовного и экономического благоденствия [3]. Это ярко иллюстрирует главный символ Америки - доллар, на котором написано: In God we trust (Мы верим в Бога). Если ты служишь доллару, то не можешь не служить Богу.В Америке, хотя она и была первоначально плюралистичной в религиозном плане, наибольшее значение приобрел протестантизм. Возможно, потому, что именно протестантизм представлял собой сплав, с одной стороны, религиозной жизни, а с другой - светской. По мнению политолога У. Галстона, религия стала выполнять прагматическую функцию - в качестве рецепта для достижения успешной, богопризнанной (что являлось одним и тем же) жизни индивида [4]. Протестантские принципы делового успеха, исполнение собственного призвания стали нормой жизни американского общества, которую должен соблюдать каждый человек. Даже теологи того времени, в частности Н. Пил, утверждали, что религиозная вера - это не нечто благочестиво пуританское, а научная рекомендация по созданию жизни, полной успеха, и что экономика и духовное спасение идут рука об руку [5].Постепенно с возросшим ростом мобильности, расширением рыночных отношений во всех сферах - не только экономической, но и социальной - религиозная составляющая вымывается из ориентиров американского гражданина. Материальные благосостояние и независимость становятся не столько богоугодным делом, сколько стандартом общества.Прагматическое мировосприятие выразилось в известной американской философской традиции, представленной У. Джемсом и Ч. Пирсом, а также в системе образования, которая, по сути, выполняет в обществе функцию сохранения и воспроизведения ценностей. Для преподавания в американских учебных заведениях выбирались только те знания и навыки, которые могли помочь в достижении материального успеха, или же способствовать формированию черт характера, ассоциируемых с self-made man - человеком, сделавшим самого себя. Человек умен постольку, поскольку может конвертировать свои знания в материальный эквивалент.Успех в США - это не просто слово, вплетенное в употребление наряду с другими словами, не только констатация достижения результата в деле, сколько социальная норма существования, жизненный императив будь луч-44шим во всем!. Успех, можно сказать, является национальной идеей, способом позиционирования американцев по отношению к другим. Я - американец означает уже превосходство и более высокие стартовые позиции.Удивительно, в России сегодня наблюдается становление труда как одной из важнейших жизненных ценностей [6]. Люди начинают воспринимать работу не только областью приложения усилий, приносящей прибыль, но и пространством личностного роста и самореализации. Меняются стереотипы русских по отношению к работе: от привлекательности халявы (нашедшей художественное отражение во многих русских сказках про Емелю и щуку, Ивана-дурака и Жар-птицу, старика и золотую рыбку) к привлекательности зарабатывания собственным трудом. Теперь человек понимает, что его доход находится в прямой зависимости от затраченных усилий, а не от времени на рабочем месте. Принцип уравниловки больше не действует.Возникают закономерные вопросы: как долго люди смогут работать ради материального достатка? Являются ли деньги проектом успеха по-русски? Видимо, мы хотим зарабатывать не только, чтобы выжить, но выжить определенным образом - понимать для чего мы зарабатываем. Если в Америке оправдывающим механизмом материального роста служила протестантская этика, то что будет являться духовной основой для российского общества? У нас невозможна, да и не нужна религиозная унификация; православие как исторически самая долгоживущая религия, на наш взгляд, не может служить началом, объясняющим, в каком направлении двигаться. Надо признать, что на сегодняшний день ни одна институция - будь то церковь или государство - импотентны в роли созидателей смысла для индивида: нет определенной государственной программы, отражающей интересы россиян и решающей их проблемы; религия непривлекательна либо из-за своей отстраненной возвышенности, либо конъ-юнктурности. Понимают ли это люди, находящиеся в правительстве и Церкви, неизвестно, хотят ли создать проект по выведению России из пространства духовной дезориентации, тоже непонятно.Мы можем, в свою очередь, обратиться к той области, которая находится в поле нашего зрения. Образование - та институция, которая допускает, с одной стороны, участие каждого индивида, с другой - является рупором: тебя услышит большое количество людей. Через образовательную систему можно переплавлять абстрактные идеалистические идеи в конкретные действия. Как считает Исаак Фрумин, бывший директор школы, а ныне координатор российских образовательных проектов Всемирного банка, система образования - корпорация национального (курсив мой. - О.М.) масштаба. Хотя сейчас она зашла в тупик, но потенциально нацелена на выстраивание стратегии будущего по следующим направлениям: определить присущие ей (и желательно только ей) конкурентные преимущества, выявить очевидные недостатки, которые надо устранить, и, наконец, обсудить основные тренды рынка или, иначе, вызовы, на которые ей надо ответить. А принципиальных вызова - три:- вызов времени, т.е. необходимость выращивать человека, умеющего развиваться самостоятельно;- вызов территории, т.е. предоставление человеку возможности идентифицировать себя с понятием русский;- вызов нравственности - дарение образа героя [7].Если российское образование (вместе с членами общества) сумеет достойно ответить на вызовы времени, то велика возможность создания духовного базиса, который будет поддерживать (и обеспечивать) не только экономическое, но и социальное развитие россиян. По крайней мере, многие эксперты из совершенно разных областей придерживаются этого мнения.Проблемная ситуацияВ чем состоит особенность современной ситуации в мире и в России в частности? В чем специфика современного социокультурного развития, в контексте которого функционирует понятие Успех?Несомненно, это время все более ускоряющегося ритма жизни. Наверное, практически каждый испытывает дефицит времени: все надо успеть, т.е. выполнить к определенному сроку. Так, например, в толковом словаре В. Даля успех определяется через глагол успевать: Успевать, успеть в чем, иметь успех, удачу, достигать желаемого… Успеть куда, поспеть, быть к сроку… Успеть в деле, в работе [8].В традиционном обществе, где основными принципами и ценностями являлись стабильность и наличие гарантий, проблема успеха и успешности не была актуальной. Параметры общественной системы были четко заданы и соответствовать определенным стандартам (или быть чуть-чуть лучше) означало быть вписанным в данную систему, т.е. быть автоматически успешным. Быть подобным системе - рецепт успеха в классическом обществе.Эпоха скоростей и рыночного капитализма привела к феномену глобализации. Как красочно описывают ее К. Нордстрем и Й. Риддерстрале, это необыкновенное состояние нестабильности и неопределенности, связанное с увеличением (расширением) возможностей для каждого, с одной стороны, и одновременно увеличением конкуренции - с другой, причем в масштабе всего мира, такой чудный караоке-капитализм [9, 10].В современном обществе, в условиях ценностного плюрализма, не может быть единого рецепта успешности. Само понятие успех не может быть жестко (четко) определено, т.к. отсутствует основание, точка отсчета, непонятно, чему нужно соответствовать.Видимо, эта открытость границ и скорость изменений являются теми факторами, которые все больше и больше влияют на нашу жизнь.Каким же должен быть современный человек в такой жизни? Успешным, т.е. успевающим. Успевающим конкурировать со всем миром, но в первую очередь с самим собой, эдакий караоке-человек, для которого успех, драйв, self-motivation - естественное состояние. Я стараюсь танцевать не лучше другого, а лучше самого себя (Михаил Барышников).Видимо, в современном мире и не следует создавать общезначимые стандарты успеха (эйдос успеха). Успех у каждого свой. Следовательно, человек должен создать свой рецепт успешности, а не готовить по поваренной книге.Какой должна быть образовательная ситуация, формирующая такие индивидуальные траектории успешности?Исчезнувшая социальная определенность, которая поддерживалась государством-заботливым отцом в отношении социального блага, в частности образования, поставила нас перед ситуацией, когда получение образования стало нашей проблемой, а не только государственной. Теперь мы, исходя из собственных представлений о будущем, должны сделать выбор. Мы свободны в выборе, и это положительный социальный эффект, но в тоже время существуют постоянный риск и ответственность за принятое решение. Ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин говорит, обращаясь к своим студентам: Я буду очень удивлен, если каждый из вас в течение своей профессиональной жизни не поменяет четыре специальности. И поэтому готовить вас узко, к специфической профессии, не вполне эффективно. Вам надо готовиться к взрослости, к способности употребить аналитическое мышление, к способности переброситься с позиции на позицию, понимать изменившиеся условия и в этих условиях действовать (цит. по: [7]).Таким образом, современная ситуация требует качественно нового типа личности: суперпрофессиональной, с одной стороны, но при этом супермобильной, быстро реагирующей на все вызовы времени, с другой. Однако это только социальные компетенции успешной личности сегодня. Есть и другое измерение - индивидуальное, о котором мы писали выше, - подлинная успешность, которая выражается в сохранении своего в любом контексте, ситуации.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Михайлова Ольга Владимировна ГНУ Института развития образовательных систем аспирантка michol@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
Galston W. Public morality and religion liberal state // PS-1986. Vol. 15, № 5. P. 810-812.
Peal N. The positive religion. N.Y., 1953. Р. 31.
Магун В.С. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. С. 430-448.
Галушкина М., Гурова Т., Денисова Д. Обновление канона. Режим доступа: http://stra.teg.ru/
Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: около 1500 иллюстраций / В.И. Даль; Предисл. Юрия Медведева. М.: АСТ, 2005. 348 с.
Риддерстрале Й., Нордстрем К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб., 2003. 280 с.
Риддерстрале Й., Нордстрем К. Караоке-капитализм. СПб., 2004. 328 с.
 Пролегомены к определению понятия

Пролегомены к определению понятия "успех" | Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 301.

Полнотекстовая версия