Полицейский надзор за отдельными категориями лиц по законодательству ФРГ
Кратко излагается суть и назначение действующего в ФРГ института ресоциализации. Учитывая социальную важность и значимость профилактики правонарушений, предлагается ориентировать российское законодательство на наиболее эффективные правовые основы предупредительной работы правоохранительных органов, используя в этом опыт европейских стран и, прежде всего, ФРГ. Отмечены важность не только развития в России так называемого «полицейского права», но одновременно и апробированность принудительных профилактических мер с точки зрения соблюдения прав человека.
Police watch over certain categories of individuals through law system of FRG .pdf В законодательстве Германии надзор за поведением осуждённых обозначен термином Fiihrungsaufsicht.Краткая история института. До 1911 г. в Германии существовал полицейский надзор за лицами, совершившими преступления. В 1911 г. в ходе дискуссии о реформировании уголовного законодательства стали актуальными идеи о ресоциализации, которой не достичь лишь репрессивными методами; введении предохранительного надзора вместо наказания; привлечении частных лиц и общественных организаций к оказанию помощи бывшим преступникам. Соответствующим образом менялось законодательство. В 1920-е гг. дискуссия о дальнейшем реформировании уголовного законодательства была продолжена, однако с 1927 г. реформы стали свертываться. С 1933 г. в целях полицейского надзора широко использовались существующие нормы «обычного» законодательства, в частности, имело место массовое применение превентивного полицейского ареста в целях «дисциплинирования» отдельных лиц, в том числе склонных к совершению преступлений.После 1945 г. был вновь введён предохранительный надзор за лицами, отбывшими уголовное наказание. Идеи о ресоциализации вновь стали актуальны. Первый закон о реформе уголовного права от 25 июня 1969 г. (Erstes Gesetz zur Reform des Strafrechts (1. StrRG), verkundet am 25.06.1969) не внёс изменений в данный институт.В ходе второй реформы уголовного права (1969-1975 гг.) был введён надзор за поведением осуждённых в нынешней форме (второй закон о реформе уголовного права от 4 июля 1969 г. (Zweites Gesetz zur Reform des Strafrechts (2. StrRG), verkundet am 4.07.69 (BGB111969)).В настоящее время нормативной основой надзора являются § 68а, 68f, 68c, 56d Уголовного кодекса (Strafgesetzbuch (StGB) in der Fassung der Bekanntmachung vom 13.11.98) и § 21-26a Закона об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz (JGG) in der Fassung der Bekanntmachung vom 11.12.74).Юридическими основаниями для назначения судом постпенитенциарного надзора {наряду с наказанием) являются:•·§ 233b StGB - торговля людьми с целью эксплуатации сексуального характера, § 232 - с целью эксплуатации рабочей силы, § 233 - способствование торговле людьми, § 233а и 239с - похищение человека с целью вымогательства, § 239а и 239Ь - взятие заложников;•·§ 245 StGB - кража (§ 242); особо тяжкая кража: с проникновением в помещение, со взломом, в виде промысла, из церкви или иного помещения, предназначенного для отправления религиозного культа, предметов, имеющих особую научную, культурную или историче-•·скую ценность, при использовании беспомощного положения другого лица, огнестрельного оружия (§ 243); кража при ношении оружия, совершённая бандой, с проникновением в жилище (§ 244); кража, соответствующая вышеуказанным § 243 I Nr. 2, 244 I Nr. 1, 3 и совершённая членом банды, созданной для многократного совершения краж или разбоя с участием другого члена банды (§ 244а);•·§ 262 StGB - укрывательство имущества, добытого преступным путём (§ 259); укрывательство имущества, добытого преступным путём в виде промысла; укрывательство имущества, добытого преступным путём, совершённое бандой (§ 260); укрывательство имущества, добытого преступным путём в виде промысла, совершённое бандой (§ 260а); отмывание денег; укрывательство незаконно приобретённых материальных ценностей (§ 261);•·§ 321 StGB - поджог (§ 306-306с); вызов взрыва с использованием атомной энергетики (§ 307 I-III); вызов взрыва с использованием взрывчатых веществ (§ 308 I-III); незаконное обращение с радиоактивными материалами (§ 309 I-IV); подготовка преступлений, соответствующая вышеуказанным § 307 I, 309 П, 308 I (310 I); посягательство на безопасность эксплуатации и движения средств воздушного и морского транспорта с целью уничтожения этого транспортного средства или находящихся в нём лиц, с применением огнестрельного оружия, взрыва или огня (§ 316с I Nr. 2).Это закрытый перечень оснований, при которых назначается постпенитенциарный надзор в Германии. Полагаем, данный перечень может иметь ориентирующий характер для российского законодательства. При этом обращает на себя внимание, что, в отличие от других стран, в ФРГ считают эффективным постпенитенциарный надзор в отношении лиц, судимых за совершение сексуальных преступлений.Правоограничения, устанавливаемые судом поднадзорным лицам. Так называемые «указания», назначаемые судом в рамках постпенитенциарного надзора, определены § 68b StGB.В соответствии с абзацем первым данного параграфа суд на время надзора или на более короткий срок может давать осужденному указания:1..Не покидать место жительства или место пребывания или конкретную местность без разрешения службы надзора.2..Не пребывать в определенных местах, где ему может представляться возможность или возникать у него побуждение для совершения других наказуемых деяний.3..Не давать поручения, не наставлять или не укрывать лицо или лиц определенной группы, которые мо-1.117гут предоставить возможность для совершения других наказуемых деяний или побуждать к их совершению.4. Не заниматься определенной деятельностью, которой при определенных обстоятельствах он может злоупотребить для совершения наказуемого деяния и т.д.Меры в отношении поднадзорных, не выполняющих установленные правоограничения. Нарушения право-ограничений, предусмотренных § 68b Abs. 1 StGB {«закрытый каталог указаний»), наказуемы в соответствии с § 145а StGB лишением свободы на срок до одного года или денежным штрафом.За нарушения «иных правоограничений», установленных § 68b Abs. 2 StGB {«открытый каталог указаний»), никаких наказаний не предусмотрено. Но в случае злостного невыполнения эти меры могут быть заменены на меры из закрытого каталога в соответствии с § 68d StGB, который уполномачивает суд к принятию решений о наложении правоограничений и после вынесения приговора. Тем самым и в этом случае открывается возможность привлечения поднадзорных к уголовной ответственности.Компетенция органов, устанавливающих и осуществляющих надзор. Назначают данную меру суды первой инстанции. Учреждения по надзору за условно осуждёнными относятся к органам управления юстицией и расположены при судах земель (Fuhrungsaufsi-chtsstelle des Landgerichts). Они следят за исполнением назначенных судом обязанностей и содействуют при подготовке к выходу осужденных из заключения.Лица, назначенные для оказания помощи условно осуждённым (Bew&hrungshelfer), распределены по районным бюро и подчинены органам юстиции.Особый интерес, на наш взгляд, в плане возможного направления совершенствования российского законодательства о полицейском надзоре представляет правовая основа деятельности судов и полиции Германии по предупреждению и пресечению насилия в семье.Благодаря активным действиям международных правозащитных организаций и принятию многочисленных международно-правовых актов в последние годы в Европе существенно расширились представления о соблюдении прав человека, в том числе изменились представления об ответственности государства за насилие в семье.С 1 января 2002 г. в Германии действует Федеральный закон «О гражданско-правовой защите от насилия и преследования» (Gesetz zum zivilrechtlichen Schutz vor Gewalttaten undNachstellungen, сокр. Gewaltschu-tzgesetz).В данном законе впервые было закреплено положение о том, что насильственные действия в домашних и семейных условиях не являются и не могут являться частным делом и насилие одного человека над другим, даже если оно происходит за закрытыми дверями собственной квартиры (дома), рассматривается как общественно опасное деяние, преследуемое по закону, что соотвествует закрепленному в Основном Законе (Конституции) Германии принципу о том, что брак и семья находятся под особой защитой государства.В соответствии с законом жертвы насильственных действий могут потребовать в судебном порядке защиты для себя от насилия и от преследований со стороны человека, прибегающего к таким действиям. Статья представлена научной редакцией «Право» 2 июня 2008 г.Предусмотрены следующие судебные меры, направленные на защиту от насилия и преследований.Если муж или сожитель жестоко обращается со своей женой (сожительницей), угрожает ей или преследует ее, то после подачи заявления в суд женщина может получить судебную защиту. Суд может своим постановлением принять следующие меры к этому лицу:-запретить ему заходить в общую квартиру (дом);-запретить такому человеку приближаться к квартире (дому) на определенное расстояние;-запретить появляться и находиться в определенных местах города (на рабочем месте жены, в детском саду, где находится их общий ребенок, в школе, где учатся их дети, и т.д.);•·запретить ему вступать с пострадавшей женщиной в словесный контакт на улице, по телефону, по факсу, посылать CMC, электронные сообщения и т.д.;•·запретить ему организовывать с помощью других лиц якобы «случайную» встречу.Указанные защитные меры могут быть приняты в срочном порядке и действуют только определенный срок, но при подаче нового заявления могут быть продлены. Заявление может быть подано лично или при помощи адвоката. В случае нарушения судебного постановления о защите пострадавшей на нарушителя может быть наложен штраф либо он может быть заключен под стражу.При наличии реальной угрозы женщина в целях безопасности вправе временно переехать в Дом защиты женщин (Frauenhaus).Решение о применении указанных мер полицейские принимают прямо на месте происшествия и оно выдается в письменном виде. Жертве насилия не требуется писать каких-либо заявлений или объяснений. Потерпевшая сторона может даже и не просить об этом полицейских -они сами вправе применить любую из этих мер исходя из оценки ситуации. Кроме того, полиция подробно информирует пострадавшее лицо о возможностях защиты в гражданском порядке на основании Закона о защите от насилия и о подаче соответствующих заявлений в суд.Таким образом, жертве не нужно убегать и прятаться у друзей или родственников. За те дни, в течение которых будет действовать один из указанных выше запретов, женщина способна прийти в себя, в спокойной обстановке все обдумать и решить, как поступить в дальнейшем.Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в Германии создана надежная, соответствующая международным стандартам правовая основа полицейского надзора как за ранее судимыми лицами, так и направленного на предотвращение насилия в семье, которые вполне могут быть осмыслены в качестве примерной модели развития соответствующего законодательства Российской Федерации.Что касается последней разновидности полицейского надзора и соответствующих полицейско-надзорных полномочий, то очевидным является их полное отсутствие у российской милиции. Полагаем, что разработка подобных эффективных мер, направленных на преодоление такого позорного явления как семейное насилие, является неотложным требованием сегодняшнего дня.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 246
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки

Полицейский надзор за отдельными категориями лиц по законодательству ФРГ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 313.