Полицейский надзор за отдельными категориями лиц по законодательству ФРГ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 313.

Полицейский надзор за отдельными категориями лиц по законодательству ФРГ

Кратко излагается суть и назначение действующего в ФРГ института ресоциализации. Учитывая социальную важность и значимость профилактики правонарушений, предлагается ориентировать российское законодательство на наиболее эффективные правовые основы предупредительной работы правоохранительных органов, используя в этом опыт европейских стран и, прежде всего, ФРГ. Отмечены важность не только развития в России так называемого «полицейского права», но одновременно и апробированность принудительных профилактических мер с точки зрения соблюдения прав человека.

Police watch over certain categories of individuals through law system of FRG .pdf В законодательстве Германии надзор за поведением осуждённых обозначен термином Fiihrungsaufsicht.Краткая история института. До 1911 г. в Германии существовал полицейский надзор за лицами, совершившими преступления. В 1911 г. в ходе дискуссии о реформировании уголовного законодательства стали актуальными идеи о ресоциализации, которой не достичь лишь репрессивными методами; введении предохранительного надзора вместо наказания; привлечении частных лиц и общественных организаций к оказанию помощи бывшим преступникам. Соответствующим образом менялось законодательство. В 1920-е гг. дискуссия о дальнейшем реформировании уголовного законодательства была продолжена, однако с 1927 г. реформы стали свертываться. С 1933 г. в целях полицейского надзора широко использовались существующие нормы «обычного» законодательства, в частности, имело место массовое применение превентивного полицейского ареста в целях «дисциплинирования» отдельных лиц, в том числе склонных к совершению преступлений.После 1945 г. был вновь введён предохранительный надзор за лицами, отбывшими уголовное наказание. Идеи о ресоциализации вновь стали актуальны. Первый закон о реформе уголовного права от 25 июня 1969 г. (Erstes Gesetz zur Reform des Strafrechts (1. StrRG), verkundet am 25.06.1969) не внёс изменений в данный институт.В ходе второй реформы уголовного права (1969-1975 гг.) был введён надзор за поведением осуждённых в нынешней форме (второй закон о реформе уголовного права от 4 июля 1969 г. (Zweites Gesetz zur Reform des Strafrechts (2. StrRG), verkundet am 4.07.69 (BGB111969)).В настоящее время нормативной основой надзора являются § 68а, 68f, 68c, 56d Уголовного кодекса (Strafgesetzbuch (StGB) in der Fassung der Bekanntmachung vom 13.11.98) и § 21-26a Закона об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz (JGG) in der Fassung der Bekanntmachung vom 11.12.74).Юридическими основаниями для назначения судом постпенитенциарного надзора {наряду с наказанием) являются:•·§ 233b StGB - торговля людьми с целью эксплуатации сексуального характера, § 232 - с целью эксплуатации рабочей силы, § 233 - способствование торговле людьми, § 233а и 239с - похищение человека с целью вымогательства, § 239а и 239Ь - взятие заложников;•·§ 245 StGB - кража (§ 242); особо тяжкая кража: с проникновением в помещение, со взломом, в виде промысла, из церкви или иного помещения, предназначенного для отправления религиозного культа, предметов, имеющих особую научную, культурную или историче-•·скую ценность, при использовании беспомощного положения другого лица, огнестрельного оружия (§ 243); кража при ношении оружия, совершённая бандой, с проникновением в жилище (§ 244); кража, соответствующая вышеуказанным § 243 I Nr. 2, 244 I Nr. 1, 3 и совершённая членом банды, созданной для многократного совершения краж или разбоя с участием другого члена банды (§ 244а);•·§ 262 StGB - укрывательство имущества, добытого преступным путём (§ 259); укрывательство имущества, добытого преступным путём в виде промысла; укрывательство имущества, добытого преступным путём, совершённое бандой (§ 260); укрывательство имущества, добытого преступным путём в виде промысла, совершённое бандой (§ 260а); отмывание денег; укрывательство незаконно приобретённых материальных ценностей (§ 261);•·§ 321 StGB - поджог (§ 306-306с); вызов взрыва с использованием атомной энергетики (§ 307 I-III); вызов взрыва с использованием взрывчатых веществ (§ 308 I-III); незаконное обращение с радиоактивными материалами (§ 309 I-IV); подготовка преступлений, соответствующая вышеуказанным § 307 I, 309 П, 308 I (310 I); посягательство на безопасность эксплуатации и движения средств воздушного и морского транспорта с целью уничтожения этого транспортного средства или находящихся в нём лиц, с применением огнестрельного оружия, взрыва или огня (§ 316с I Nr. 2).Это закрытый перечень оснований, при которых назначается постпенитенциарный надзор в Германии. Полагаем, данный перечень может иметь ориентирующий характер для российского законодательства. При этом обращает на себя внимание, что, в отличие от других стран, в ФРГ считают эффективным постпенитенциарный надзор в отношении лиц, судимых за совершение сексуальных преступлений.Правоограничения, устанавливаемые судом поднадзорным лицам. Так называемые «указания», назначаемые судом в рамках постпенитенциарного надзора, определены § 68b StGB.В соответствии с абзацем первым данного параграфа суд на время надзора или на более короткий срок может давать осужденному указания:1..Не покидать место жительства или место пребывания или конкретную местность без разрешения службы надзора.2..Не пребывать в определенных местах, где ему может представляться возможность или возникать у него побуждение для совершения других наказуемых деяний.3..Не давать поручения, не наставлять или не укрывать лицо или лиц определенной группы, которые мо-1.117гут предоставить возможность для совершения других наказуемых деяний или побуждать к их совершению.4. Не заниматься определенной деятельностью, которой при определенных обстоятельствах он может злоупотребить для совершения наказуемого деяния и т.д.Меры в отношении поднадзорных, не выполняющих установленные правоограничения. Нарушения право-ограничений, предусмотренных § 68b Abs. 1 StGB {«закрытый каталог указаний»), наказуемы в соответствии с § 145а StGB лишением свободы на срок до одного года или денежным штрафом.За нарушения «иных правоограничений», установленных § 68b Abs. 2 StGB {«открытый каталог указаний»), никаких наказаний не предусмотрено. Но в случае злостного невыполнения эти меры могут быть заменены на меры из закрытого каталога в соответствии с § 68d StGB, который уполномачивает суд к принятию решений о наложении правоограничений и после вынесения приговора. Тем самым и в этом случае открывается возможность привлечения поднадзорных к уголовной ответственности.Компетенция органов, устанавливающих и осуществляющих надзор. Назначают данную меру суды первой инстанции. Учреждения по надзору за условно осуждёнными относятся к органам управления юстицией и расположены при судах земель (Fuhrungsaufsi-chtsstelle des Landgerichts). Они следят за исполнением назначенных судом обязанностей и содействуют при подготовке к выходу осужденных из заключения.Лица, назначенные для оказания помощи условно осуждённым (Bew&hrungshelfer), распределены по районным бюро и подчинены органам юстиции.Особый интерес, на наш взгляд, в плане возможного направления совершенствования российского законодательства о полицейском надзоре представляет правовая основа деятельности судов и полиции Германии по предупреждению и пресечению насилия в семье.Благодаря активным действиям международных правозащитных организаций и принятию многочисленных международно-правовых актов в последние годы в Европе существенно расширились представления о соблюдении прав человека, в том числе изменились представления об ответственности государства за насилие в семье.С 1 января 2002 г. в Германии действует Федеральный закон «О гражданско-правовой защите от насилия и преследования» (Gesetz zum zivilrechtlichen Schutz vor Gewalttaten undNachstellungen, сокр. Gewaltschu-tzgesetz).В данном законе впервые было закреплено положение о том, что насильственные действия в домашних и семейных условиях не являются и не могут являться частным делом и насилие одного человека над другим, даже если оно происходит за закрытыми дверями собственной квартиры (дома), рассматривается как общественно опасное деяние, преследуемое по закону, что соотвествует закрепленному в Основном Законе (Конституции) Германии принципу о том, что брак и семья находятся под особой защитой государства.В соответствии с законом жертвы насильственных действий могут потребовать в судебном порядке защиты для себя от насилия и от преследований со стороны человека, прибегающего к таким действиям. Статья представлена научной редакцией «Право» 2 июня 2008 г.Предусмотрены следующие судебные меры, направленные на защиту от насилия и преследований.Если муж или сожитель жестоко обращается со своей женой (сожительницей), угрожает ей или преследует ее, то после подачи заявления в суд женщина может получить судебную защиту. Суд может своим постановлением принять следующие меры к этому лицу:-запретить ему заходить в общую квартиру (дом);-запретить такому человеку приближаться к квартире (дому) на определенное расстояние;-запретить появляться и находиться в определенных местах города (на рабочем месте жены, в детском саду, где находится их общий ребенок, в школе, где учатся их дети, и т.д.);•·запретить ему вступать с пострадавшей женщиной в словесный контакт на улице, по телефону, по факсу, посылать CMC, электронные сообщения и т.д.;•·запретить ему организовывать с помощью других лиц якобы «случайную» встречу.Указанные защитные меры могут быть приняты в срочном порядке и действуют только определенный срок, но при подаче нового заявления могут быть продлены. Заявление может быть подано лично или при помощи адвоката. В случае нарушения судебного постановления о защите пострадавшей на нарушителя может быть наложен штраф либо он может быть заключен под стражу.При наличии реальной угрозы женщина в целях безопасности вправе временно переехать в Дом защиты женщин (Frauenhaus).Решение о применении указанных мер полицейские принимают прямо на месте происшествия и оно выдается в письменном виде. Жертве насилия не требуется писать каких-либо заявлений или объяснений. Потерпевшая сторона может даже и не просить об этом полицейских -они сами вправе применить любую из этих мер исходя из оценки ситуации. Кроме того, полиция подробно информирует пострадавшее лицо о возможностях защиты в гражданском порядке на основании Закона о защите от насилия и о подаче соответствующих заявлений в суд.Таким образом, жертве не нужно убегать и прятаться у друзей или родственников. За те дни, в течение которых будет действовать один из указанных выше запретов, женщина способна прийти в себя, в спокойной обстановке все обдумать и решить, как поступить в дальнейшем.Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в Германии создана надежная, соответствующая международным стандартам правовая основа полицейского надзора как за ранее судимыми лицами, так и направленного на предотвращение насилия в семье, которые вполне могут быть осмыслены в качестве примерной модели развития соответствующего законодательства Российской Федерации.Что касается последней разновидности полицейского надзора и соответствующих полицейско-надзорных полномочий, то очевидным является их полное отсутствие у российской милиции. Полагаем, что разработка подобных эффективных мер, направленных на преодоление такого позорного явления как семейное насилие, является неотложным требованием сегодняшнего дня.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Полицейский надзор за отдельными категориями лиц по законодательству ФРГ             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 313.

Полицейский надзор за отдельными категориями лиц по законодательству ФРГ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 313.

Полнотекстовая версия