Актуальные проблемы интеграции России в мировое экономическое пространство | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 313.

Актуальные проблемы интеграции России в мировое экономическое пространство

Исследуются основные подходы и особенности экономической интеграции стран в мировое экономическое пространство на современном этапе. На основе прогнозных оценок долгосрочного социально-экономического развития России отечественных и зарубежных экспертов выявлены особенности интеграции России с учетом современных тенденций ее развития.

Actual problems of integration of Russia into the world business community .pdf Несмотря на то что понятие «интеграция» появилось в политическом словаре сравнительно недавно, в 20-х гг. прошлого столетия, интеграционные процессы в мире происходили непрерывно, проявляясь в этнических, национальных или государственных рамках. Мощный импульс в развитии интеграционных процессов придал капитализм: концентрация и вывоз капитала, образование монополий способствовали ускоренному их развитию, и со второй половины XX в. интеграция принимает глобальный характер.В Большом экономическом словаре термин «экономическая интеграция» трактуется как «.. .сознательно и планомерно регулируемый процесс международного разделения труда, сближения экономик и формирования современной высокоэффективной структуры национальных хозяйств, формирования глубоких и устойчивых связей в основных отраслях экономики, науки и техники, расширения и укрепления международного рынка этих стран, совершенствование товарно-денежных отношений» [1].Следует отметить, что такая трактовка широко используется в теории международных экономических отношений. Н.Е Овчаренко отмечает: «...прежде всего, следует избегать отождествления интеграции с таможенными союзами или торговыми альянсами, что нередко встречается в экономической литературе. Отмеченные формы межгосударственных объединений -явление довольно древнее, зародившееся еще на доин-дустриальной стадии развития общества... следует отказаться и от иного, также весьма распространенного подхода, согласно которому "классическая" интеграция сводится к различным формам экономического и политико-экономического сотрудничества» [2].В научной литературе [3-5] мировая экономика рассматривается как социально-экономическая и историческая система, которая характеризуется целостностью, наличием общей цели, множественностью, структурностью, неравномерностью развития, динамическим равновесием как общественно-экономической системы. Международная экономическая интеграция -это прежде всего прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи, которые в ходе своего развития обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств. Е.П. Пузакова выделяет следующие признаки экономической интеграции стран, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия [6]:•·взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;•·развитие международной специализации и кооперации в производстве, научных и опытно-конструкторских разработок на основе наиболее прогрессивных форм;•·-структурные изменения в экономике странучастниц, подчиненные стратегическим целям интеграции;•·-целенаправленное регулирование интеграционного процесса координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.•·Характерные признаки экономической интеграции стран позволяют обозначить результаты и преимущества экономической интеграции: это расширение доступа к ресурсам и новейшим технологиям; создание благоприятной внешнеполитической среды и возможности взаимодействия на более широком международном рыночном пространстве; совместное решение социально-экономических проблем, в том числе задач торговой политики; повышение уровня экономического развития интегрирующихся стран за счет поступления прямых иностранных инвестиций, сокращения трансакционных издержек и т.д.•·Рассматривая особенности экономической интеграции на макроуровне, следует отметить специфический характер целей интеграционных процессов для развитых и развивающихся стран. Если для развитых стран экономическая интеграция является следствием высокого развития производительных сил и условием для их дальнейшего развития, то для развивающихся стран-ускорения экономического роста; оптимизации структуры национальной экономики и изменения своего положения в системе международного разделения труда.•·Размышляя о Российской стратегии интеграции, В.К. Видеман отмечает особенности геополитического расположения России - евразийское государство, расположенное между ЕС и Северо-Восточной Азией [7], что обусловливает наличие «бинаправленности» векторов ее развития: европейский и евразийский векторы интеграции.•·Оценку роли и места России в мировых экономических процессах целесообразно провести с учетом стратегической задачи, обозначенной в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (далее - Концепция), разработанной Министерством экономического развития и торговли РФ - восстановление Россией статуса мировой экономической державы.•·130•·Основные показатели социально-экономического развития России в 2000-2006 гг., % к предыдущему году [9]•·Обосновывая стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития России, в Концепции отмечено, что в стране создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности. По итогам 2006 г. в стране [8]:•·достигнута высокая степень открытости российской экономики (внешнеторговый оборот составил 47,6% ВВП);•·обеспечена устойчивая макроэкономическая стабильность (инфляция - 9%. Международные резервные активы Российской Федерации превысили 400 млрд долл. США);•·•·сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития (капитализация российских компаний превысила 90% ВВП);•·активно развиваются институты гражданского общества, снизились политические риски ведения предпринимательской деятельности;•·- формируется новая система государственного управления рыночной экономикой, базирующаяся на разделении функций (правоустанавливающих, контрольно-надзорных, предоставления услуг и управления имуществом). Начала функционировать вертикаль власти, имеющая в своей основе нормативно закрепленные разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.•·Результат системных преобразований в экономике интегрально выражен в параметрах социально-экономического развития страны (табл. 1).•·Следует отметить, что мировое экономическое пространство характеризуется высокой степенью организованности, что находит отражение в деятельности многочисленных международных экономических организаций, координирующих и регламентирующих процессы международного экономического взаимодействия. Вступление России в ВТО является одним из процессов интеграции России в уже организованное международное экономическое пространство.•·Таблица 1•·Показатель2000200120022003200420052006Среднегодовые темпы роста за 2000-2006 гг.ВВП, %110,0105,1104,7107,3107,2106,4106,8'106,8Индекс потребительских цен, среднегодовой120,2118,6115,1112,0111,7110,9109,0113,9Индекс промышленного производства2108,7102,9103,1108,9108,3104,0104.43105,7Индекс производства продукции сельского хозяйства107,7107,5101,5101,4103,1102,4102,8103,7Инвестиции в основной капитал117,4110,0102,8112,5113,7110,9113,7111,5Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы112,0108,7111,1115,0110,4111,1110,2111,2Реальная начисленная среднемесячная заработная плата120,9119,9116,2110,9110,6112,6113,4114,9Оборот розничной торговли109,0111,0109,3108,8113,3112,8113,0111,0Объем платных услуг населению104,7101,6103,7106,6108,4106,8107,9105,6Экспорт товаров139,097,0105,3126,7134,8132,9125,0122,0Импорт товаров113,5119,8113,4124,8128,0128,7130,8122,51Оценка Минэкономразвития РФ.2Агрегированный индекс промышленного производства по видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды».3Оценка Минэкономразвития РФ.Несомненный интерес представляет публикация, подготовленная консалтинговой фирмой «Pricewater-house Coopers» - Девятый ежегодный опрос генеральных директоров «Глобализация и комплексность. Непреодолимые силы в изменяющейся экономике». Информационной базой этого опроса стали 1410 интервью с генеральными директорами компаний, оказывающих услуги в финансовом секторе (17%), технологическом и СМИ (14%), производственном секторе (68% - производители потребительских и промышленных товаров, дистрибьюторы и продавцы), проведенные в 45 странах мира (463 - Европа, 331 - АТР, 301 - Южная Америка, 187 - США, 58 - Канада, 14 - Мексика, 56 - Средний Восток и Африка) в 2006 г.В центре внимания отчета «Мечтая с БРИК: путь к 2050 году» проблемы глобализации и связанная с ней комплексность в контексте стран БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай [10].Основным тезисом этого отчета стал прогноз о том, что в последующие 50 лет страны БРИК обретут значительно больший экономический вес в мировой экономике, во многом оказывая существенное влияние и на её развитие. Данные о потенциале экономического роста стран БРИК, представленные в вышеуказанной работе, во многом перекликаются с результатами исследования, проведенного консалтинговой фирмой «Price-waterhouse Coopers» «Мир в 2050 году» [11].131В данных исследованиях отмечены схожие демографические тенденции этих стран и их влияние на экономический рост, динамика темпов экономического роста, а также особое внимание уделено значительному влиянию и чувствительности прогнозов к уровню образования.Представленные результаты во многом соответствуют оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, в соответствии с которыми основными характеристиками развития мировой экономики в ближайшие 10-15 лет могут стать [12]:•·распространение современных технологий в развивающихся странах и превращение Китая и Индии в главные локомотивы мирового экономического роста (45-50% мирового роста);•старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся (по прогнозным данным ООН население земного шара в 2020 г. составит 7,7 млрд чел., в том числе на 97% прирост населения произойдет за счет наименее развитых стран, в то время как в Европе и Японии будет наблюдаться сокращение численности населения);•·•·ускорение инноваций, усиление их влияния на экономическое развитие (опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к 2020 г. к превращению их в одних из лидеров научно-технического развития в мире);•·преодоление энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии;•·усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами, дефицитом пресной воды и изменением климата.По прогнозам Минэкономразвития РФ реализация инновационного сценария и эффективной внешнеэкономической стратегии приведут к повышению доли России в мировой экономике с 2,6% мирового ВВП (по паритету покупательной способности) до 3% в 2015 г. и 3,4% в 2020 г. (табл. 2). Доля стран БРИК за это же время повысится с 26,5% мирового ВВП до 37,5% в основном за счет опережающего роста экономик Китая и Индии. Сдвиг экономической активности в Азию будет способствовать формированию новых форм экономических альянсов и торговых противоречий.Изменение позиция России в мировой экономике (структура мирового ВВП по паритету покупательной способности, %) [12]Таблица 2Страна2006201020152020Весь мир100100100100США19,718,116,715,5Страны Еврозоны14,613,211,710,4Япония6,35,75,04,3Страны БРИК26,530,134,237,5Бразилия2,62,52,42,3Россия2,62,83,03,4Индия6,37,07,78,4Китай15,117,921,123,5Необходимо подчеркнуть, что представленные данные являются долгосрочными прогнозами, основанными на наборе допущений и необходимости создания и поддерживания определенных условий. Однако, принимая во внимание определенную степень совпадения результатов исследований, проведенных в различное время и различными организациями, полагаем, что эти результаты можно рассматривать в качестве объективных оснований для дальнейших рассуждений.Мощный потенциал экономического роста стран БРИК обусловливает и все возрастающий интерес мирового бизнес-сообщества к расширению сферы экономической деятельности именно в этих странах: 71% опрошенных заявили о своем намерении в течениеближайших трех лет организовать бизнес по крайней мере в одной из стран БРИК (табл. 3) [13].Основным мотивом инвестирования в страны БРИК по результатам опроса вопреки широко распространенному мнению является не снижение издержек, а получение доступа к новым потребителям и обслуживание уже существующих. Следует отметить лидирующую позицию России с 82% по первому мотиву и достаточно высокими - 48% - по второму. Вызывает вполне обоснованную тревогу тот факт, что с целью доступа к высококвалифицированной рабочей силе Россия представляет интерес только для 12% опрошенных. Отметим, что Россия рассматривается и как наименее привлекательная страна с точки зрения снижения издержек [13].Таблица 3Привлекательность стран БРИК для организации бизнесаПривлекательность для бизнесаБразилияРоссияИндияКитайПривлекательность для организации бизнеса33%27%36%55%Обладание значительными рыночными возможностями46%48%64%78%Доступ к высококвалифицированной рабочей силе11%12%35%22%Привлекательность по издержкам20%18%38%48%132В контексте вышеобозначенных мотивов расширения сферы экономической деятельности в странах БРИК представляет интерес и выбор соответствующих действий заинтересованными сторонами. На первом месте - заключение альянсов с партнерами (Россия - 53%), на втором - открытие новых офисов (Россия - 48%). Разработка уникальной продукции (Россия - 28%), аутсорсинг (Россия - 17%) и оффшоринг (13%) занимают третье, четвертое и пятое места соответственно [13]. Представляется значимым тот факт, что благотворительная деятельность в странах БРИК заняла в рейтинге последнее место со значительным отрывом от других форм взаимодействия.Несмотря на то что в контексте проведенного опроса они преимущественно рассматриваются как объекты возможного экономического влияния других стран, страны БРИК, одновременно являясь источником конкурентных преимуществ, и сами представляют конкурентную угрозу. Китай и Индия занимают лидирующие позиции по потенциалу появления конкурентов. Россия воспринимается как источник возможных конкурентных угроз для 23% опрашиваемых из стран Восточной Европы и Азии, 9% - из стран ОЭСР, 6% - из стран Латинской Америки и Карибского бассейна, 10% -среднего Востока и Африки и 3% опрошенных представителей АТР.Значительный интерес представляют результаты «самоооценки» стран БРИК. Данные по России говорят о том, что наиболее значимым конкурентным преимуществом опрошенные представители бизнеса России считают качество и производительность рабочей силы (84%). Далее в порядке убывания значимости предложенных конкурентных преимуществ результаты выглядят следующим образом: близость к потребительским рынкам (70%), политическая и институциональная стабильность (62%), развитые механизмы рыночной экономики (54%), геополитическая стабильность в регионе (44%), ВВП на душу населения (43%) и свободная, честная и независимая правовая система (28%).Полученные результаты свидетельствуют о том, что представители мирового бизнес-сообщества оценивают Россию как потенциального конкурентоспособного субъекта международных экономических отношений.Однако слабо диверсифицированная экономика России не позволяет в полной мере использовать преимущества глобальной конкуренции, т.к. остается уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков углеводородов и сырья и мировых финансовых рынков.Конкурентоспособность современной экономики все в большей степени определяется качеством человеческого потенциала. Поддержка конкурентоспособных позиций страны в краткосрочном периоде за счет дешевой рабочей силы ведет к деградации человеческого капитала и потере конкурентоспособности в долгосрочном периоде.Кроме того, в России доминирующей тенденцией останется снижение численности населения - как в целом, так и, особенно, населения в трудоспособном возрасте. К 2020 г. численность населения снизится со 141,9 млн чел. в 2007 г. до 138-139 млн чел., при этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение численности населения трудоспособного возраста (с 89,8 до 77,2 млн чел.) [11].Негативные тенденции демографической ситуации создадут угрозу ослабления политического и экономического влияния России в мире. Объективно складывающаяся ситуация, когда 2,5% населения земного шара владеют 14% суши и около 50% природных ресурсов, является все более растущим раздражителем и источником широкого спектра постоянных угроз, причем эти опасности могут искусственно обыгрываться извне во множестве интересов и целей. Таким образом, ожидаемая демографическая ситуация задает жесткие требования к будущим тенденциям экономического и социального развития России.Исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития базируется на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта и выпуска товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля. Кроме того, в качестве ограничения роста выступают недостаточные развитие производственной (транспортной и энергетической) инфраструктуры. Так, по прогнозу Международного энергетического агентства общее потребление первичных энергоресурсов за 2007-2020 гг. возрастет примерно в 1,3 раза, в том числе две трети увеличения придётся на развивающиеся страны (1/4 - на Китай).Основные риски для России связаны с нестабильностью мировых рынков энергоносителей. Эти риски усиливаются в случае изоляции России в разработке и принятии международных правил регулирования на многосторонней основе энергетической сферы.Значительным следствием повышения степени политической и экономической открытости стран можно считать необходимость участия в процессе создания глобальных или чистых международных общественных благ (МОБ) и увеличение потребления клубных или коллективных международных благ [13]. Так, например, международная безопасность, противодействие глобальному потеплению, защита озонового слоя от эрозии и разрушения могут быть отнесены к глобальным МОБ, к которым имеют доступ все страны и народы. В качестве значимого международного общественного блага в условиях глобализации можно рассматривать международную кооперацию. О степени вовлеченности страны в производство этого общественного блага может косвенно свидетельствовать «Индекс Глобализации», измеряющий экономическую интеграцию на нескольких уровнях: торговля товарами и услугами, финансовые потоки, личные контакты [14]. Первые три места в этом рейтинге занимают соответственно Сингапур, Ирландия и Швейцария. Отметим, что среди 20 указанных позиций России не оказалось.Анализ тенденций развития мирового экономического сообщества позволяет достаточно обоснованно сделать вывод о том, что всего лишь декларация ценностей равноправного партнерства стран с разным уровнем экономического развития (например, принципы ВТО, обозначенные в Марракешской декларации [15]) еще не обеспечивает их реализации в реальных условиях международного взаимодействия.Основополагающими принципами конструктивной интеграции страны в мировое экономическое пространство в условиях современных глобализационных процессов должны стать открытость как готовность к взаимодействию и автономность как способность от-133стаивать национальные интересы. Для России в этом3. Структурная диверсификация экономики на осно-контексте необходимым и достаточным условием кон-ве повышения конкурентоспособности перерабатываю-структивной интеграции одновременно предстоит ре-щей промышленности, высокотехнологичных отраслейшать задачи и догоняющего, и опережающего разви-и «экономики знаний».тия. В условиях глобальной конкуренции и открытой4. Развитие демократии и обеспечение защиты правэкономики невозможно догнать развитые страны мираи свобод личности, создание экономических и соци-по уровню благосостояния и эффективности, не обес-альных условий для реализации творческого потенциа-печивая опережающего прорывного развития в тех сек-ла человека.торах российской экономики, которые определяют ееС учетом вышеизложенного следует отметить появ-специализацию в мировом хозяйстве.ление новых задач, стоящих перед государством. СВ Концепции развития России на долгосрочный пе-одной стороны, размывание национальных границ,риод определены четыре стратегических направления,частичная потеря государственного контроля над внут-требующие реализации в рассматриваемом периоде [16]:ренними экономическими процессами с естественным1..Обеспечение использования глобальных конку-требованием делегирования большей самостоятельно-рентных преимуществ России в сферах энергетики,сти экономическим субъектам, а с другой - более же-транспорта, аграрного сектора.сткая необходимость отстаивания национальных инте-2.Формирование мощного научно-технологическогоресов, разработка продуманной целенаправленной по-комплекса, обеспечивающего глобальную специализа-литики создания условий для долгосрочного развития цию России на высокотехнологичных рынках.конкурентоспособного бизнеса.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

Большой экономический словарь / Под. ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Фонд «Правовая культура», 2000. - 528 с.
Овчарежо Н.Е. Парадигмы интеграции в контексте мирового развития / Н.Е. Овчаренко. - Режим доступа: http://www.erudition.ru/cal.312.html
Акопова Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е.С. Акопова, О.Н. Воронкова, Н.Н. Гаврилко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Буглай В.Б. Международные экономические отношения / В.Б. Буглай, Н.Н. Ливийцев. - М.: Финансы и статистика, 2001.
Кругман П.Р. Международная экономика: Теория и практика / Пер. с англ.; Под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова / П.Р. Кругман, М. Обстфельд. - М.: ЮНИТИ, 1997.
Пузакова Е.П. Мировая экономика / Е.П. Пузакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 164.
Видеман В.К. К либеральной империи / В.К. Видеман // Эксперт. - 2004. - № 10. - С. 92-94.
Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcrn/connect/economylib/mert/welcome/economy/macroeconomy/administmanagementdirect
Экономика России: итоги и перспектива роста. Отчет Минэкономразвития РФ. Москва. Февраль 2007 г.
Global Economics Paper № 99: Dreaming with BRICs: The Path to 2050. - Режим доступа: http://www.gs.com/insight/research/reports/99.pdf
The World in 2050: How Big will the Major Emerging Market Economies Get and How can the OECD Compete? - Режим доступа: http://www.pwcglobal.com/ru/eng/about/press-rm/Report_2050_eng.pdf
Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/welcome/economy/macroeconomy/administmanagementdirect
Мортиков В. К вопросу о сущности и типологии международных общественных благ / В. Мортиков // Вопросы экономики. - 2005. - № 3. - С. 131-142.
Kearney А.Т. Foreign Policy Magazine Globalization Index / A.T. Kearney. - Режим доступа: http://www.atkearney.com/mam.taf?p=5,4,l,l 16
Марракешская декларация. - Режим доступа: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/marakesh.doc
Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/welcome/economy/macroeconomy/administmanagementdirect
 Актуальные проблемы интеграции России в мировое экономическое пространство             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 313.

Актуальные проблемы интеграции России в мировое экономическое пространство | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 313.

Полнотекстовая версия