Институционализация в области экологии в условиях глобализации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Институционализация в области экологии в условиях глобализации

Рассматривается проблема обеспечения глобальной экологической безопасности. Предлагаются принципы создания модели институционализации, связанной с усилением роли мониторинга и собственности. При написании статьи использованы документы конференций ООН, научные статьи и выступления специалистов по экономике и проблеме экологической безопасности.

Institutionalization in the sphere of ecology in conditions of globalization .pdf Современный мир все более активно включается в процесс глобализации - естественный и объективный по своим историческим корням, путям и формам проявления. Некоторые глобальные проблемы создают угрозу всему человечеству [1. С. 38]. Начиная со второй половины XX в. мировое сообщество пытается найти соответствующие полические и экономические решения глобальной экологической проблемы. Однако нет оснований для оптимизма, поскольку состояние окружающей среды продолжает ухудшаться, экологическая опасность возрастает. Национальные интересы государств зачастую не соответствуют общечеловеческим интересам защиты окружающего мира. В наше время возникла настоятельная необходимость переосмыслить пути и методы развития форм сосуществования государств и народов. На первый план должны выйти уже не национально-государственные интересы, а региональные и глобальные, поскольку перед человечеством стоит объективная необходимость адекватно ответить на вызовы глобальных проблем. Необходима серьезная переоценка и переосмысление традиционных понятий, тенденций и приоритетов, в том числе в области экологической безопасности [2. С. 267]. Несмотря на предпринятые за последние 20 лет усилия по созданию международных и национальных инфраструктур по охране окружающей среды, реализацию десятков международных и сотен региональных и национальных программ по восстановлению и поддержанию локальных участков природной среды, разработку ресурсосберегающих технологий и т.п., положительных сдвигов в решении экологической проблемы не произошло [3. С. 29]. Внутри одного государства проблемы экологической безопасности решить невозможно. Они имеют сложный, многофакторный глобальный характер. Использование природного потенциала планеты должно быть организовано таким образом, чтобы ущерба природе не наносилось. Но, к сожалению, пока такого положения ни одна страна достичь не смогла [3. С. 29]. Региональный аспект экологической безопасности также определяется природными и антропогенными причинами, но уже в большей степени зависит от «экологического поведения» стран, входящих в тот или иной регион [4. С. 44].Существуют трансграничные проблемы экологической безопасности. Рассмотрим два вызова экологической безопасности, возникшие между дружественными странами. Загрязнение вод Амура является острой экологической проблемой. Доля Китая в общем количестве вредных сбросов в Амур достигает 90%. Амур в свою очередь, загрязняется водами впадающей в него Сунгари [5]. Авария на химическом заводе в китайском г. Цзилинь произошла 13 ноября 2005 г. [6]. В р. Сунгари попало около 100 т химических веществ - нитробензола, бензола, анилина и других химикатов. На тер-ритории КНР произошло еще около 80 аварий [7]. Современное экологическое состояние бассейна р. Амур оценивается как критическое. Только китайская провинция Хэйлунцзян сбрасывает в водотоки амурского бассейна более 11 млрд м3 неочищенных промышленных и бытовых отходов [7]. 6 июня 2008 г. произошла массовая утечка химических веществ на китайском заводе в провинции Хэйлунцзян у границы с Россией, взорвались химические боеприпасы, оставшиеся со времен Второй мировой [7]. При этом нанесен чудовищный ущерб здоровью населения и окружающей среде. Путь капитализации экономического развития, который Европа и Америка прошли за полтора века, Китай пытается пройти за 10-15 лет, и все эти процессы можно наблюдать в сжатом виде, в том числе взаимодействие с окружающей средой и влияние на экологическую безопасность. Рассмотрим еще одну трансграничную ситуацию.23 августа 2007 г. в столице Кыргызстана Бишкеке на встрече Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) руководителями стран поднимался вопрос, связанный с использованием рек Сыр-Дарья и Аму-Дарья, которые протекают по территории 6 стран. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев привел печальный пример нерационального водопользования и обратил внимание участников саммита на крупнейшую экологическую катастрофу в регионе - исчезновение Арала. Остановить процесс высыхания «степного моря» не представляется возможным, пока страны юга СНГ не научатся использовать речную воду экономно и с максимальной отдачей. Реки, питавшие море, как известно, активно используются Узбекистаном и Казахстаном для орошения полей на обширных и густонаселенных территориях и являются главным условием существования сельского хозяйства. Странам необходимо реконструировать большую часть оросительной системы, сократить объемы потерь, вернуть воду в Арал.Лидеров стран ШОС беспокоит, прежде всего, внутренняя безопасность их территорий. В Центральной Азии она традиционно связана с вопросами водораздела. Бишкекский саммит ШОС провозгласил НгО формулой региональной безопасности. Руководители стран ШОС призвали найти пути разумного устойчивого развития водных ресурсов и согласовать действия всех сил. Это только пример регионального взаимодействия, а таких ситуаций множество в мире, и они имеют многосторонний характер в области экономики, экологии, социологии, политики. Любой конфликт подобен заболеванию, и возможны два исхода: выздороветь или погибнуть. Профилактика и лечение возможны, только если поставлен точный диагноз и принято решение, т.е. в эффективном институциональном поле с единой системой мониторинга (эффективном в смысле институционализации экологической безопасности50по обеспечению стабильности и постепенного совершенствования для предвидения и предотвращения конфликтных ситуаций между обществом и окружающей средой). Рассматриваемые случаи касались стран, дружественно настроенных, а что будет в случае конфликтных взаимоотношений? Проблемы такого плана являются вызовом миру и экологии. Решать их надо всем миром в рамках мирной правительственной организации, а не военных блоков. Глобальность проблем экологической безопасности требует неперсонифици-рованного принятия решений. Как показал долгий опыт, развитие экономики, политики, международных отношений привело именно к неперсонифицированно-му решению проблем как наиболее эффективному и безопасному.Создание общего институционального поля под силу единственной глобальной правительственной организации - ООН, которая является централизацией создания институциональной структуры. Именно то обстоятельство, что организация - правительственная, подразумевает и гарантирует исполнение формальных законов, выработанных всем сообществом. Существование единого институционального поля позволит эффективно решать трансграничные проблемы. Для этого необходимо разработать единые правила и режимы проведения мониторинга, чего до сих пор не существует. Впервые статистическая обработка и сбор большого количества данных были проведены англичанином Гилбертом Уокером при участии армии Великобритании в 1924 г. с целью объяснения удивительного явления Эль-Ниньо [8. С. 34]. У побережья Эквадора и Перу обычно в Рождество с незапамятных времен наблюдается одно из самых разрушительных природных явлений - течение Эль-Ниньо: резко, на 7-12 градусов, повышается температура воды, исчезает рыба и гибнут птицы, начинаются затяжные проливные дожди, океан выделяет в атмосферу гигантские объемы углекислого газа. Механические и термические колебания атмосферы и океана объединенными усилиями раскачивают нашу планету, что также отражается на интенсивности и периодичности экологических катастроф. Для выявления подобных ситуаций необходим мониторинг1.Много в области мониторинга и статистики сделали норвежские геофизики отец и сын Бьеркнесы [9]. Вильгельм (1862-1951), основатель научной школы в метеорологии, волновой теории циклонов, динамических методов предсказания погоды, службы погоды в Норвегии, и Якоб (1897-1975), один из основателей учения об атмосферных фронтах и о влиянии океана на атмосферную циркуляцию и климат. Сейчас много организаций, правительственных и неправительственных, занимаются проблемами экологической безопасности, особый интерес вызывает деятельность Специального научного комитета по проблемам окружающей среды (СКОПЕ - Scientific Committee on Problem of the Environment) Международного совета научных союзов (ИКСУ) и ООН в рамках Программы окружающей среды (ЮНЕП) - Югославия, 1969. Контроль составляет важную часть трансакционых издержек и может быть эффективнее, объединяя единые правила мониторинга и прозрачное информационное поле. Разовые пограничные конфликты между предприятиями, предпри-ятиями и населением, между государствами решается с помощью разовых соглашений. Подобные ситуации много раз повторяются в различных частях света. Это диктует необходимость выработки общих законов проведения и мониторинга, что упростит регулирование проблем на местах, т.е. формальных законов, которые развили бы неформальные законы - культуру взаимоотношений. Предельная определенность в области мониторинга должна стать первейшей задачей ООН. Многофакторность и системность нарушений экологической безопасности требуют решений не только вдогонку катастрофам, но и предваряя и участвуя в проектировании опасных производств. Сложная ситуация в области экологической безопасности требует инвентаризации отработанных, функционирующих и проектируемых экономических предприятий, особенно в добывающей промышленности. Единое институциональное поле в области мониторинга и контроль со стороны неправительственных организаций необходим для этой деятельности. Такие вызовы экологической безопасности требуют системного подхода.Системный метод исследования - детище XX в. А.А. Богданов (1973-1928) создал «...всеобщую организационную науку - тектологию, которая, как и математика, отвлекается от конкретного характера элементов системы, изучая их с точки зрения организованности или дезорганизованности, что позволяет объединить на основе общего строения социально-экономические, энергетические и биологические процессы. В основе такого объединения лежит идея равновесия: статического и динамического» [10. С. 45]. Системно-структурный метод и системная методология дают организацию многофакторной ситуации [11. С. 134]. При системном методе исследования предполагается рассмотрение поведения общей системы как целого, состоящей из множества отдельных явлений, и изучение связей и взаимодействия между компонентами таких систем. Философы в античную эпоху понятие системы употребляли в смысле целостности мирового порядка. В переводе с греческого «система» означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность. Само определение системы как целого, состоящего из отдельных частей, дополняется сегодня более содержательным понятием системы как взаимосвязанного множества. Во втором определении учитывается качественная особенность системы. Между элементами существуют устойчивые связи, прямые и обратные, взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому системное исследование означает выявление характера этих взаимосвязей и взаимозависимостей и прежде всего тех из них, которые выполняют системообразующую роль [12]. Системный анализ занимается не только изучением какого-либо объекта (явления, процесса), но главным образом исследованием связанной с ним проблемной ситуации, т.е. постановкой задачи [13. С. 96]. Проблема структуризации является одной из главных отличительных особенностей системных исследований. Системный подход необходим для того, чтобы разобраться в сложившейся сложной ситуации, понять ее и структурировать. Но чтобы принимать принципиальные решения, необходима теория, связанная с развитием институтов, - институционали-51зация нашей проблемы. Институционализация экологической безопасности позволит сочетать центростремительное движение принятия законов (создание институциональной структуры) и центробежно - их исполнения (децентрализация принятия решений в созданном институциональном поле).Проблемы экологической безопасности сложились в результате становления права собственности и бурного развития экономики. Выгода ставилась превыше всего, не учитывалось влияние экономики на окружающую среду. Во второй половине XIX в. Австрийская школа предельной полезности стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, почти абсолютно не зависимого от окружающего мира. Основная задача его деятельности - удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ресурсов (микроэкономика) - уровень индивидуального поведения и отдельных прав. Экономическая наука выступает при таком подходе как сборник готовых рецептов поведения индивидов, фирмы и т.д. в стандартных ситуациях, как нормативная наука. Специфически капиталлическое выдается за общечеловеческое, рыночная экономика - за экономику вообще [10. С. 43]. Только к началу 1930-х гг. возникла необходимость вернуться к объективному подходу: анализу функционирования народного хозяйства как единого целого (макроэкономика) на уровне всего общества [10. С. 48]. Именно поэтому рассмотрение вопросов развития на глобальном уровне требует системного подхода: системного анализа и системного принятия решений. Для регулирования влияния развития экономики на экологическую безопасность необходимо совершенствовать ограничения, заложенные в область формальных законов и прав собственности.Выделяют три основные системы прав собственности: частную, общедоступную и государственную [14. С. 65]. Их соотношение постоянно меняется в зависимости от характера экономического и социального развития. Форма частной собственности обеспечивает тесную связь между решениями и результатами; собственник один распоряжается ресурсами и правомочиями, приучает к дальновидности, заставляя учитывать отдаленные последствия предпринимаемых действий; поощряет нововведения и эксперименты, позволяет специализироваться в реализации только тех частичных правомочий, где их производительность выше. При системе общедоступной собственности доступ к ресурсам открыт всем. Эта форма собственности требует минимальных издержек по ее поддержанию и препятствует образованию искусственных монополий. В системе государственной собственности доступ к ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов общества. Государственная собственность необходима при производстве общественных благ. Существует многообразие деловых организаций, фирм. Ученые-экономисты А. Алчиан и Г. Демсец, а позднее С. Гроссман и О. Харт свели понятие собственности на фирму основным ключевым правомочиям - праву на остаточный доход и праву на принятие остаточных решений [15. С. 782; 16. С. 694]. Носителями остаточных прав в предприятиях, находящихся в общественной собственности, является государство. Значит, иответственность за общественную собственность несет не только общество, но и государство. Взаимосвязь прав собственности с трансакционными издержками, эффективностью различных правовых режимов, разнообразием организационных форм, распределением правомочий, соглашениями аренды дает возможность влиять на экологическую безопасность: загрязнять окружающую среду должно быть невыгодно.Рассмотрим нравственную составляющую общедоступной формы собственности: когда люди распоряжаются тем, что не создавали сами и не вкладывали средства. Землю создавали не люди, а распоряжаются ею как своей собственностью во всех формах сразу. Экологическая безопасность является глобальной проблемой. Независимо от того, входит или нет Церковь в состав государства, люди, верующие и чтущие традиции своего народа, и сама Земля нуждаются в ее (Церкви) помощи, в ее соборности (МИР ВСЕМ и ВСЕМ МИРОМ). Церковь2 не связывала и не связывает себя ни с какой из форм общественного строя и имущественных отношений [17. С. 267]. Она требует духовной солидарности и согласия от всякого общественного строя. Себялюбие потрясает весь мир. Бедствия происходят от того, что люди забыли Бога и поклонились золотому тельцу, личную корысть возведя в закон жизни. Христианин не должен допускать, чтобы им всегда овладевала низкая корысть и делала его послушным своим орудием. Господь дал людям всего десять заповедей. Они перешли в ранг традиций. Эти аспекты нравственности, культуры, идеологии, убеждений и составляют неформальное институциональное поле и создают неправительственные организации с целью контроля, влияния и стимулирования правительственных организаций к созданию и совершенствованию формальных законов и способов их поддержания и соблюдения (институционализации). В вопросах прав собственности надо воспользоваться именно этим механизмом. При благоприятных условиях сложившиеся формальные законы перейдут в разряд неформальных, чтобы еще долго защищать окружающую среду. Атаки на собственность всегда оказываются атаками на принцип свободы.Понятие собственности активно разрабатывалось в политической философии. В рамках доктрины естественного права была создана концепция свободы, в основу которой положен принцип собственности человека на самого себя. Человек не освобождается от ответственности за свои действия и, следовательно, признается суверенным собственником себя самого. Человек не создавал Землю, не создавал природу, не создавал человека. Рассмотрим проблему рабства. Господство над рабом основано на силе, но самый способ установления такого господства допускает возможность перемены участи [18. С. 8]. Когда убеждение человека в своей изначальной несвободе (как и господстве) обусловлено, оно терпит крах, столкнувшись в его сознании с другими убеждениями, знаниями, идеями. В качестве раба оказалась природа. Аналогично участь раба можно изменить, повлияв на убеждение человека в своем изначальном господстве через воспитание, систему образования, господствующие идеи и т.п. Нежелание вникнуть в те или иные идеи - тоже результат52свободного выбора. В этом смысле человек свободен по определению. Свобода - предпосылка любой человеческой деятельности, в том числе и подавления других людей (природы). Считается, что собственность легитимна, когда она приобретена без применения насилия. В этом смысле надо стремиться к легитимности взаимоотношений общества и природы.Юридический смысл категории собственности -классическая триада прав собственности: право владения, пользования, распоряжения. Деятельность человека, связаная с возможностью употреблять объект собственности по своему усмотрению, посвящена влиянию не только на объект, но и на третьи объекты. Эта проблема рассматривается в работах лауреата Нобелевской премии 1991 г. Р. Коуза [18. С. 6]. Через положения прав собственности, особенно через возможность употреблять по своему усмотрению объект собственности и принцип юридического равенства лиц, есть возможность регулировать взаимоотношения человека и природы. Этой возможностью необходимо воспользоваться и с помощью институционализации категории собственности решить задачи экологической безопасности в рамках формальных и неформальных институтов. «Социальные институты обладают устойчивой структурой, но и она может меняться по мере изменения функций, которые исполняет данный институт. Каждый социальный институт содержит в себе ценности и нормы, которые становятся присущими конкретным людям, входящим в него» [20. С. 36]. Если возникают предпосылки и необходимость решения проблем с помощью создания института, надо воспользоваться институционализацией, для которой нужны как правительственные, так и неправительственные организации [2. С. 36]. Необходимо определить отношение к объекту собственности, природе не как к источнику денег, а как к равноправному партнеру жизни на Земле, изменить подход к пониманию объекта собственности так, чтобы сберечь природу.Многие ученые занимаются проблемой экологической безопасности. Р. Коуз и Д. Норт разработали теорию развития фирм и институтов. Предметом их исследования явилось развитие функционирования экономики во времени как «процесс человеческого познания, обусловливающий эволюцию институтов» [20. С. 88]. Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами [21. С. 16]. Это определение превращает экономику в науку о выборе [22. С. 4]. Одним из результатов этого отторжения теории от ее предмета оказалось то, что те самые субъекты, решения которых анализировала теория, не стали предметом исследования. Потребитель предстает не как человек, а как согласованный набор предпочтений [22. С. 6]. Вся теория сводится к логике оптимального выбора цены и комбинации затрат [23. С. 9].Работа К. Беккера демонстрирует, что экономический подход может быть с успехом использован в других общественных науках [24]. Этот подход - сосредоточенность экономистов на логике выбора - можно с успехом применять в юриспуденции, политологии и социологии [22. С. 6]. Благодаря многократно повторяющимся актам взаимодействия организация приобретает навыки координации и вырабатывает устойчи-вые процедуры. Совокупность знаний, накопленных обществом, позволяет создать эффективную институциональную систему, гибко реагирующую на успехи и неудачи, создающую стимулы для процесса децентрализованного принятия решений. В условиях глобализации мы имеем такие условия в ООН [25. С. 7]. Знания и навыки, которые приобретаются организацией в процессе движения к цели, играют важную роль в том, как развивается, используется весь запас знаний, заключенных в рамки институциональных ограничений. Институциональное поле создает различные стимулы для развития совокупности общественных знаний, направляет инвестиционные потоки, благодаря которым развивается система среднего и фундаментального высшего образования. Институты формируют идеологические акценты общества и долгосрочную эффективность внутренней структуры. Распределение статей бюджета создает определенные стимулы и направления развития общества и способствует принятию решений, постепенно изменяющих первоначальную институциональную систему. На роль организаций, способных обеспечить экологическую безопасность, претендуют военные блоки и союзы. Каков же их вклад в охрану окружающей среды и экологической безопасности? Вспомним Сербию и Ирак. Без повода и ради собственных причин они разрушили то, что не создавали и во что не вкладывали - землю. Насилие порождает насилие, страх, ощущение опасности и незащищенности. Страны, стремясь защититься, совершенствуют свое вооружение. Военные блоки и далее претендуют на роль диктаторов. Соборность и воля стран ООН не должны допускать этого. ООН, как и всякая действующая организация, развивается и влияет на институциональное поле в мире. Для эффективности этого процесса ее внутреннее институциональное поле тоже должно совершенствоваться. Институцио-нализация структуры ООН поможет создать и развить организации-комитеты и их институциональное поле, чтобы максимизировать усилия и возможности обеспечения экологической безопасности. Состояние конфликта общество - природа побуждает торопиться с его разрешением, но чтобы выиграть борьбу за жизнь на Земле, надо не спешить принимать опрометчивые решения. Проблема в том, чтобы избежать еще большего ущерба [22. С. 88]. Необходимо снизить трансакционные издержки принятия решений. Глобализация имеет две стороны и дана нам как реальность. Бороться с ней бессмысленно, ее надо понять и воспользоваться обеими ее сторонами, с помощью институционализации надо заставить глобализацию работать на благо экологической безопасности [19].Предлагается регулирование проблем экологической безопасности на глобальном уровне в рамках одной глобальной правительственной организации - ООН следующим образом:1)совершенствование единой для всех институциональной структуры ООН (централизация);2))с помощью неправительственных организаций совершенствование неформального институционального поля для регулирования и поддержания формальных институтов и инициирования дальнейшего процесса институционализации;3))создание формального поля государствами в рамках ОНН и соблюдение законов при поддержке Совета Безопасности ООН;2)534))создание единой системы контроля - мониторингапостоянно действующих курсов для журналистов и и проведение инвентаризации экономических объектов;преподавателей школ и университетов и т.д.5))изменение подхода к определению права собст-На региональном уровне предлагаются такие пути ре-венности и отношения к объекту;шения проблем экологической безопасности, которые соз-6))способствование культурному обмену между со-дают предпосылки для успешного развития институтов: обществами в области охраны окружающей среды и1) создание устойчивой институциональной струк-природопользования;туры и условий для ее функционирования и развития;7))расширение полномочий и функций представи-2) инициирование развития правительственных и тельств ООН (кабинетов) для стимулирования процес-неправительственных организаций;са децентрализации принятия решений;3) создание стимулов в обществе соответствующим8)создание центров международного сотрудниче-распределением статей бюджета;ства на базе представительств ООН и активизации их4) снижение трансакционных издержек обеспечени-деятельности по проведению консультаций для прави-ем доступного качественного образования и полноцен-тельственных и неправительственных организаций,ного информационного поля.ПРИМЕЧАНИЯ1 Мониторинг понимается как систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения; косвенно для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ, выработки политики.1 Доклад, прочитанный 9/22 февраля 1918 г. на заседании Отдела о внутренней и внешней миссии Поместного Собора Русской Православной Церкви.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Крыжова Мария Ивановна Санкт-Петербургский государственный университет аспирант кафедры мировой политики факультета международных отношений maria-kryzhova@list,ru
Всего: 1

Ссылки

Крыжова М.И. Экологическая безопасность как составная часть глобальной безопасности // Десятая Санкт-Петербургская Ассамблея молодых ученых и специалистов. СПб., 2005.
Крыжова М.И. Проблемы становления системы глобальной экологической безопасности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2007. Сер. 6. Вып. 2, ч. 1.
Крыжова М.И. Экологическая безопасность: глобальный, региональный и локальный характер, возможные пути решения // Россия в глобальном мире. СПб., 2003. № 5, ч. 1.
Крыжова М.И. Экологическая безопасность как элемент глобальной безопасности // Девятая Санкт-Петербургская Ассамблея молодых ученых и специалистов. СПб., 2004.
Готванский В. Дальний Восток // Росийская газета. 15.11.2006. № 4222.
Ямницкая Н. Китай травит Россию // Взгляд. 20.06.2008.
Готванский 19.12.2005 // Независимая газета. 20.06.2008. № 123 (4363).
Фащук Д. Коварное дитя трех стихий // Наука и жизнь. 2004. № 4.
Большая Советская Энциклопедия. Т. 2. С. 240.
Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. М.: Норма, 2001.
Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2 кн. М.: Экономика, 1989. Кн. 1.
Кесселъман К., Фостер Я. Масштабирование в системных исследованиях: ИТ в науке // Открытые системы. 30/11/2006. № 09. Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2006/09/3776493/
Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001.
Капелюшников Р. Формы собственности // Отечественные записки. 2004. № 6 (21).
Alchian, Armen A., Demsetz H. Production, information costs, and economic organization // American Econimic Review. 1972. № 5. С 777-795.
Grossman Stenly J., Hart Oliver D. The costs and benefits of ownership: A theory of vertical and lateral integration // Journal of Political Economy. 1986. № 4. P. 691-719.
Булгаков С. Отечественные записки. 2004. № 6.
Сапов Г. Собственность: условие человеческой деятельности и юридическая категория // Отечественные записки. 2004. № 6 (21).
Крыжова М.И. Экологическая безопасность и ее институционализация на глобальном уровне // Одиннадцатая Санкт-Петербургская ассамблея молодых ученых и специалистов. СПб., 2006.
Норт Д. Функционирование экономики во времени. Нобелевская лекция // Отечественные записки. 2004. № 6 (21).
Rjbbins Lionel. An Essay on the Nature and Significause of Economic Science. 2nd ed. London: Macmillan &Co, 1935.
Коуз Р. Фирма, Рынок и Право. М.: Дело, 1993.
Slater M. Foreword to Edith N. Penrose. The theory of the Growth of the Firm. 2nd ed. White Plains, N.Y.: M.E. Sharpe, 1980.
Becker Cary S. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: University of Chicago Press, 1976.
Васильева Н.А. Концепция развития как стратегическое направление деятельности Организации Объединенных Наций // Экология и образование. 2002. № 1-2.
 Институционализация в области экологии в условиях глобализации             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Институционализация в области экологии в условиях глобализации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Полнотекстовая версия