Проблема легитимизации бизнеса в культуре современной России | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Проблема легитимизации бизнеса в культуре современной России

Анализируются варианты легитимизации бизнеса в российской культуре. Автор приходит к выводу о том, что наиболее приемлемыми являются варианты реализации концепции социальной ответственности бизнеса и внедрения в общественное сознание предпринимательских ценностей.

Problem of legitimacy of business in culture of modern Russia .pdf Несмотря на все изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе, предпринимательские ценности, равно как и сама фигура предпринимателя, еще не стали для него безусловно принимаемыми и положительно оцениваемыми. Конечно, легитимизация бизнеса в культуре и сознании общества будет происходить неизбежно по мере его самоизменения. Однако этому будет противостоять огромная инерция российской культурной традиции, а если к этой инерции прибавится спланированная политика противостоящих бизнесу сил, то исход трудно предсказуем. Поэтому продуманная и систематически реализуемая программа внедрения в сознание общества ценностей предпринимательства - фактор, значение которого в стратегическом плане вряд ли можно переоценить.Место и роль бизнеса в современном обществе обусловлены его весьма существенными функциями бизнеса в общественном развитии. Прежде всего, это экономическая функция: вне зависимости от общественного уклада, политического режима, доминирующих религиозных взглядов, каждое общество способно существовать и успешно развиваться только при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей как минимум хотя бы воспроизводство потенциала общества. А это предполагает эффективную деловую активность, управление ею.Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего экономических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества.В определенной степени деловой мир, мир бизнеса выполняет по отношению к обществу лидерскую функцию - в том плане, что его состояние, цели, характер и способы осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т.д. Достаточно в этой связи вспомнить социальные последствия финансового кризиса в России в августе 1998 г. - как резко поменялась атмосфера в обществе, сколько людей пересмотрели свои ближайшие и перспективные жизненныепланы, как изменились конкретные судьбы! Не случайно бизнесмены и топ-менеджеры, наряду с политиками и известными деятелями культуры, - главные ньюсмейкеры, к которым приковано внимание общественности, средств массовой информации.В этой связи можно говорить и о нравственной (этической) функции бизнеса и менеджмента. Этика деловых отношений играет исключительно важную, если не определяющую роль в динамике нравственной культуры общества. В отличие от национально-этнических традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни.Культурально-духовные предпосылки и традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в противоречие с нравственностью, реализующееся в практике деловых отношений, складывается шизофреническая ситуация, формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и школьным воспитанием, оказываются просто «словом», а эффективное «дело» строится на совсем других нормах и ценностях. И всегда, в конечном счете, побеждает жизнь, а не слова, не подкрепленные практикой и реальными результатами.В свете сказанного становится очевидным, что в современном обществе бизнес выполняет важнейшую мо-дернизационную, инновационную функцию, обеспечивая не только экономические условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и на основе реальной практики деловой активности.Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноцен-67но развиваться без поддержки со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская деятельность... - перечень форм социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но все они, в конечном счете, замыкаются на сотрудничестве с конкретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами, отдельными предпринимателями, прочими бизнесменами.Деловая активность в современной России сталкивается с рядом существенных проблем (вызовов): отсутствие четких правовых рамок реализации социальных бизнес-инвестиций, развития социального партнерства в целом; распространение на всех уровнях государственной власти практики манипулирования, использования бизнеса (как крупного, так и мелкого и среднего) для осуществления сиюминутных, не всегда стратегически и социально просчитанных целей; неоднозначное общественное мнение по отношению к новым собственникам; расценивание общественностью социальных бизнес-инвестиций, благотворительности и других проявлений социальной ответственности бизнеса либо как циничных попыток отмыть репутацию, либо как лицемерных попыток откупиться от власти; идеи социальной ответственности бизнеса, социальных бизнес-инвестиций, развития социального партнерства активно обсуждаются с позиций власти и некоммерческого сектора, тогда как собственная позиция бизнеса в этих вопросах остается непроявленной.Российская действительность, несомненно, оказывает значительное влияние на социальную ответственность бизнеса. Среди факторов, имеющих наибольшее значение, можно выделить следующие: развивающаяся практика внедрения модели социально ориентированной компании, страновые особенности (географические, политические и корпоративные), давление государства (в рамках взаимодействия бизнеса и государства), низкий уровень доверия к бизнесу (в рамках взаимодействия бизнеса и общества).Во-первых, в отличие от Запада, где концепция социальной ответственности возникла в результате целенаправленной инновационной деятельности корпораций, в нашей стране эта концепция стала реализовываться в весьма непростых условиях. В постсоветских реалиях на фоне разрушающейся социальной инфраструктуры заводов-гигантов, невыплат зарплат, тяжелых условий труда, сокращении занятости компании были вынуждены реализовывать первые инициативы. Во-вторых, у части предпринимателей пока еще нет четкого понимания того, что социальная ответственность является эффективным и распространенным каналом информирования о социальном вкладе компаний.Содержание российского бизнеса накладывает значительные ограничения на модели реализации корпоративной социальной политики. Поэтому существующие международные стандарты корпоративной отчетности не всегда могут автоматически применяться в России и быть полезными для всех без исключения компаний. Наоборот, акцентирование национальных особенностей позволяет глубже понять феномен социальной ответственности бизнеса в России, а также выработать оптимальные подходы для тех или иных компаний.В теории модернизации давно сформулировано положение о тактике внедрения нового в традиционноесознание. Она состоит в том, что нововведения надо обязательно «насаживать» на какие-то, действительные или мнимые, элементы культурной традиции. В нашем случае идеологию предпринимательства следует сращивать в массовом сознании с традицией дореволюционного предпринимательства, представляя бизнес исконным делом русского человека, прерванным советским периодом. Необходимо сформировать идеальный образ предпринимателя со всеми его добродетелями: преданностью делу, честностью, самоограничением, купеческой этикой и т.д. Особенно стоит обращать внимание на такие моменты, как благотворительность и патриотизм. Это позволит сформировать связь ценностей предпринимательства с глубоко закрепленными в массовом сознании ценностями «национальной идеи», «государственности», «российской славы».Именно в дореволюционной русской культуре начинал складываться своеобразный механизм стимулирования предпринимательской деятельности на основе духовных и нравственных ценностей, оправдывающих эту деятельность в глазах общества. Некоторые исследователи считают, и с ними можно согласиться, что в основе лежала идеология служения, являвшаяся одной из базовых в дореволюционной российской культуре. И в протестантской этике труд и предпринимательство воспринимались как долг, но понимался он как индивидуальный поступок. В русской культуре это был долг перед другими людьми, причем даже не перед семьей или общиной, а перед обществом в целом, перед соотечественниками. Подчеркивая принципиальное отличие от западной культуры, ученые отмечают, что «Россия рассматривала богатство как предпосылку для социального служения, а не как доказательство доктрин естественного права» [1. С. 108]. Идеология служения выполняла не только мотивационную и интеграционную функцию, ибо объединяла общество вокруг поставленных задач, прежде всего политических и оборонных, и тем самым оправдывала в глазах большинства успехи активного меньшинства.Предпринимательство в дореволюционной России было нравственно легитимным постольку, поскольку связано с социальным служением и социальной ответственностью. На протестантском Западе развитие социальной и благотворительной деятельности предпринимательства ассоциировалось не столько с его легитимизацией - оно было легитимным как богоугодная деятельность, - сколько с необходимостью налаживания public relations, ориентированных на завоевание доверия общества. Самыми ранними и простыми формами социального служения являлись благотворительность и меценатство, которые демонстрировали приверженность предпринимателей христианским ценностям любви к ближнему. Надо отметить, что русской культуре было свойственно более терпимое и гуманное, чем на Западе, отношение к неудачникам хозяйственной деятельности, а также к бедным и обездоленным. Кальвинизм, провозглашающий богатство и успех признаками богоизбранности, резко делил общество на избранных и отверженных. Бедные и обездоленные считались недостойными сострадания и помощи. Кальвин запрещал милостыню. Еще более жесткой, чем европейская, оказалась американская культура, где, по68замечанию известного социолога и культуролога Р. Бендикса, протестантские представления об избранничестве богатых и успешных соединились с идеями социального дарвинизма [2. С. 344].Важно подчеркнуть, что на развитие процесса реализации концепции социальной ответственности бизнеса влияют исторические и географические особенности России: огромная территория; удаленность населенных пунктов друг от друга, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке; концентрация капитала в наиболее неосвоенных и климатически сложных регионах страны (Сибирь и Север - нефтяная промышленность, газовая, цветная металлургия); преобладание моногородов, где вся инфраструктура и население привязаны к одному предприятию; разваливающаяся социальная инфраструктура.Не менее важную роль играют и особенности, связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управления: высокие социальные ожидания при низкой социальной активности населения: жители регионов ожидают решения всех социальных проблем от компаний, местной и федеральной властей, но в массе своей не готовы прилагать самостоятельные усилия для решения общественных проблем; традиции трудовых взаимоотношений - жесткая привязка работника к предприятию наличием «своих» социальных учреждений (свой детский сад, своя больница, санаторий, магазин, клуб) при низкой оплате труда, кроме того, последствия многолетней оценки качества работника по его лояльности власти и идеологии, а не по продуктивности работы; неадекватное отношение прессы к усилиям компаний в поддержке общества: от полного игнорирования до патологических подозрений в корысти.Говоря о специфике российской ситуации в плане реализации идей соцответственности, следует упомянуть об особенностях, связанных с социальной и политической ситуацией в стране: высокий уровень бедности в регионах; огромное количество и большой разброс социальных проблем на территориях; отсутствие опыта и государственной инфраструктуры для решения новых проблем: наркомания, бездомность, проблема СПИДа; низкий уровень финансирования социальной сферы за счет бюджетных источников и недостаточная квалификация работников муниципалитетов.Одна из проблем, с которой сталкивается институт соцответственности, - это непростые отношения общества и бизнеса в России. Граждане в большей массе негативно относятся к бизнесу (прежде всего, к крупному) и невысоко оценивают уровень его социальной ответственности. В то же время со стороны общества существует четкий запрос на социально ориентированную компанию, которая не ограничивается в своей деятельности лишь соблюдением законов и уплатой налогов, а активно реализует социальные программы. Поэтому успешная российская компания не может оставаться такой, эксплуатируя лишь две базисные ступени пирамиды социальной ответственности - экономическую и правовую. В глазах общества она обязательно должна придерживаться и двух других - этической и филантропической.Другой проблемой является то, что большинство компаний стремятся ограничиться только видимостью социальной ответственности - прежде всего, меценат-ской деятельностью, тогда как россияне ожидают от бизнеса существенных вложений в социальную сферу. Существующая социальная политика не воспринимается большинством населения как исполнение бизнесменами своего долга перед обществом. Поэтому действующие в России социальные программы могут приводить не к положительным результатам (например, повышению имиджа крупного бизнеса), а к дальнейшему падению репутации. Таким образом, благотворительность и меценатство оказываются в значительной степени девальвированы пиаровскими жестами крупного бизнеса, а весьма распространенным мифом остается представление о том, что бизнес работает во вред обществу.Либеральная идеология в России как идеология не новой бюрократии, а идеология законопослушного и ответственного предпринимательства еще не состоялась [3. Вып. 2. С. 143]. Российский бизнес - особенно и в первую очередь малый и средний - остро нуждается в реальных политиках и идеологах, способных публично выражать его интересы, не реализованные и не реализуемые при нынешних обстоятельствах возможности.Не повернулась лицом к отечественному бизнесу и организованная общественность, относящаяся к новому российскому предпринимательству двояко. С одной стороны, высокомерная ксенофобия: «наворовали», «разрушают высокую нравственность и духовность». С другой - агрессивное иждивенчество: «делиться надо», «пусть платят деньги, да побольше - у них они есть».История, в том числе отечественная, показывает, что в неразвитой социально-политической среде «партнерство» бизнеса с гражданскими объединениями приобретает патронажно-клиентальную форму. В таких случаях бизнес воспринимается общественностью исключительно в качестве «донора», а его помощь общественным объединениям воспринимается общественным мнением как обеспечение лояльности «клиентов» и мобилизации их активности в интересах патрона.В целом сегодняшнее развитие гражданского общества в России и отсутствие сильных гражданских и правозащитных организаций свидетельствуют о том, что население, скорее всего, является «любопытствующей группой», заинтересованной во влиянии на бизнес, но не имеющей эффективных инструментов для организации такого давления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что легитимизация бизнеса путем реализации концепции социальной ответственности имеет в российских условиях ряд специфических особенностей, которые делают невозможным и неэффективным слепое копирование западных образцов в этой сфере.Другим вариантом решения проблемы легитимизации бизнеса является внедрение в общественное сознание предпринимательских ценностей. Идеология экономического либерализма - органическая часть культуры как целого. Предпринимательство может нормально существовать только в соответствующей культурной среде. Иными словами, разговор надо вести не о пропаганде некоторого рода деятельности, а об изменении жизненной философии и мировосприятия всего общества Предпринимательство и все, связанное с ним, должно из сомнительного или даже постыдного стать сначала приемлемым, а затем и достойным, высоко ценимым в культуре.69Становление и развитие бизнеса неизбежно требует утверждения права частной собственности как высшей социальной и нравственной ценности. В наших условиях наиболее адекватными формами осознания этого права могут стать: идеология неотъемлемых прав человека и идеологема «частная собственность порождает цивилизацию».Идеология неотъемлемых прав человека рассматривает право частной собственности наряду с правом свободы выбора религиозных и политических убеждений как ядро прав и свобод человека. Идеологема «Частная собственность порождает цивилизацию» - это такая картина мира и истории человечества, в которой цивилизация вырастает в результате утверждения частной собственности и экономической свободы, рыночных отношений, т.е. в определенном смысле «из рынка». Цивилизации, основанной на священном праве частной собственности, при этом противостоят рабство и варварство. Варвар, отрицающий частную собственность (а значит, и цивилизацию), несет с собой хаос и одичание. Рабство выступает в лице восточных империй и деспотий, базирующихся на отрицании частной собственности и порабощении всех и каждого государством. Утверждение права частной собственности позволяет цивилизации побеждать в исторической борьбе. Отказ от этого права обрекает общество на нищету и маргинальность. Эти идеологические конструкции должны многократно варьироваться и дублироваться. Это большая работа, требующая специальных усилий, привлечения талантливых и респектабельных ученых, идеологов, публицистов.В обществе необходимо утвердить положительный идеал социальной ответственности, предполагающий напряженный труд для себя и своих близких, строгую деловую этику, инициативу, предприимчивость, а также ценность индивидуального бытия. Суммируя элементы, составляющие социокультурное целое, можно сказать, что бизнес и рыночная экономика могут утвердиться в обществе только при условии, что его культура включает в себя такие базовые ценности, как: идеология неотъемлемых прав человека; десакрализа-ция социальных отношений, власти, культуры; утверждение ценности отдельной личности; акцент на ценностях бытия; трудовая и деловая этика; правосознание и юридическая культура; идеологема «частная собственность порождает цивилизацию».Культурная политика, ориентированная на легитимизацию в общественном сознании бизнеса и предпринимательства, должна формироваться с учетом специфики различных возрастных, этнических, социально-профессиональных и других групп. Каждая из таких групп требует выработки специальной, адресованной к ней стратегии, учитывающей ее особенности, значение в обществе и перспективы. Работа по легитимизации бизнеса в российской культуре и общественном сознании не может быть успешной без добротного научного, теоретического обеспечения. Необходимо организовать и финансировать культурологические и социально-психологические исследования. В равной степени необходима обратная связь, т.е. грамотный мониторинг общественных настроений, отношения к бизнесу, который позволил бы оценивать и корректировать культурную работу.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузеванова Ангелина Леонидовна Волгоградский институт бизнеса кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджментадокторант кафедры истории и культурологии Волгоградского государственного медицинского университ angelina2000@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Ruckman J. A. The Moscow Business Elite: A Social and Cultural Portrait of two Generations. De Kalb, 1984. 200 p.
Bendix R. Herrschaft und Industriearbeit. Frankfurt a/M, 1960. 450 p.
Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. Тюмень; Москва, 1994-1997. Вып. 1-11.
 Проблема легитимизации бизнеса в культуре современной России             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Проблема легитимизации бизнеса в культуре современной России | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Полнотекстовая версия