Уровень образования населения как показатель состояния культурной среды | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Уровень образования населения как показатель состояния культурной среды

Анализируется состояние образования в Забайкальском крае на основе данных переписей 1989 и 2002 гг. Уровень образования является немаловажным показателем состояния культурной среды. Делается вывод, что качественное состояние культурной среды по этому показателю улучшается.

Educational level of the population as a parameter of a condition of the cultural environment .pdf Культурно-духовное пространство, условия и образ жизни людей выдвигаются в настоящее время на первый план в исследованиях социальной географии, социологии и антропологии. Под культурной средой понимается пространство, которое окружает человека и формирует его индивидуальные качества. Это регулятор взаимодействия общества и природы, характеризующий общественно-географические явления и процессы с качественной стороны.Одним из немаловажных компонентов культурной среды является уровень образования населения, т.к. сам уровень обозначает степень готовности, способность решать интеллектуальные задачи, поддерживать научно-технический прогресс. В условиях современной России ученые разных научных направлений отслеживают изменения, происходящие в обществе. Тенденциям образовательного уровня населения в России посвящены исследования многих авторов (Э.С. Демиден-ко, Г.А. Ключарев, Е.Н. Кофанов, Е.М. Щербакова и др.), по этой тематике проходят крупные конференции во многих российских городах, в том числе и в Чите. Проблемы образования активно обсуждаются на всех уровнях власти. Во многом это вызвано перестройкой системы образования в соответствии с европейскими стандартами, многочисленными реформами и инновациями, проблемой несоответствия квалификации российского специалиста требованиям зарубежных работодателей.Россия (ранее Советский Союз) последовательно проводила политику роста образовательного уровня, повышая планки обязательного образования. Ликбез, начальное семилетнее (неполное среднее), среднее общее - таковы этапы данного процесса. Последний из уровней поддерживался обязательностью его получения в средних специальных учебных заведениях и в системе профессионального обучения (ГПТУ).По данным переписи населения 1989 г., высшее образование имела 1/12 часть совокупного числа жителей края [1. С. 5]. Причем регион не входил по данному показателю в число лидеров среди регионов России.Используя сведения статистики, полученные по результатам переписей населения 1989 и 2002 гг., можно проследить общую динамику отдельных элементов уровня образования населения Забайкальского края.Для сравнения взяты группировки по двум признакам. Традиционно все население делится на городское и сельское, в которых качественный состав и уровеньобразования значительно различаются в пользу населения городской местности. Такая ситуация существует объективно и объясняется несколькими факторами:а)характером труда: в городских поселениях наблюдается большее разнообразие сфер приложения трудовых и интеллектуальных усилий человека, а в сельскойместности структура хозяйства близка к монохозяйственной, что определяет небольшой выбор занятий, аналичие у большинства сельских жителей личных подсобных хозяйств (ЛПХ) оставляет немного времени надосуг и культурный отдых [2. С. 4];б)наличием специальных учебных заведений (высших и средних), основная масса которых сосредоточена в городах.Показательно, что в 1989 г. в городской местности 10% всего населения области имели высшее образование, в сельской местности - 6%, к 2002 г. эти показатели изменились и составили 13 и 5% соответственно.В целом доля населения, имеющего высшее образование, возросла с 8% в 1989 г. до 10% в 2002 г. за счет увеличения этого показателя в городе. Низкие показатели на селе во многом объясняются миграцией населения из села в город в поисках рабочих мест.Несколько иная ситуация складывается при сравнении города и села: количество людей, имеющих среднее специальное образование, увеличилось и в городе (с 18 до 26%), и в селе (с 12 до18%).Происходит сокращение численности населения, не имеющего среднего общего образования. Если в 1989 г. этот показатель в городе составил 48%, а в селе 64%, то в 2002 - 34 и 53% соответственно.По сравнению с 1989 г. выросло количество мужчин и женщин, имеющих среднее общее, среднее специальное и высшее образование. Снизилось количество людей, не имеющих среднего образования. Показательно, что в 1989 г. мужчин, не имеющих среднего образования, было на 2% меньше, чем женщин. К 2002 г. мужчины стали лидировать по этому показателю: количество неграмотных мужчин на 4% больше, чем женщин.На конец 2006 г. в регионе функционировали 584 школы дневного обучения и 33 вечернего [3. С. 23]. В городских поселениях сосредоточено около 37% школ, при этом доля городских поселений составляет лишь 7%. Таким образом, сельская местность остается более «разреженной», поскольку школы имеют только 53% сельских поселений. Самые мелкие поселения обычно удалены от центров, а в некоторых районах134(Могочинский, Красночикойский, Газимуро-Заводский, северные районы) - и друг от друга. Такие поселения не располагают не только школами, но и элементарной инфраструктурой. Проблема сельских школ - проблема социальная, требующая решения во многих регионах страны [4. С. 88].Даже на фоне всего учитываемого населения (начиная с возраста 10 лет) отмечается достаточно высокий уровень специального образования (доля дипломированных специалистов достигает 1/3 от совокупности).Анализируя статистические данные образовательной сферы, можно сделать вывод, что в Читинской области наблюдается прогресс в образовании.Прогресс в развитии сети учебных заведений на территории региона вызван и традициями российского общества, сформированными в XX в., и менталитетом населения, и рядом политико-социальных факторов. Остается проблема трудоустройства после окончания учебных заведений. Не всегда этот вопрос решается положительно. При этом важно, что дипломированный специалист поднимается на новый, более высокий уровень человеческого развития. Общий уровень образования населения постоянно повышается, что связано с совершенствованием личности, ростом обращенных к образованию.Численность учащихся средних специальных учебных заведений, например, составляет 20,5 тыс.чел., а число заведений в настоящее время равно 26 единицам. Улучшается качественная сторона обучения: в среднем на одного преподавателя приходится 20 учащихся, а 90% преподавательского состава - специалисты с высшим образованием. Однако проблема квалификации наставников не решена полностью: даже в Чите, сосредоточившей до 70% всех средних специальных заведений, очень мала прослойка кандидатов наук, не говоря о докторах. Эта проблема характерна и для вузов области.Статистика образовательных и специальных учебных заведений свидетельствует о широкой географии, расширении сфер обучения и введении в номенклатуру новых специальностей, более созвучных с потребностями общества. Однако очевидные положительные тенденции в развитии этой сферы жизнедеятельности не снижают значения недостатков, тормозящих общее движение культуры в образовательном аспекте:а)Неадекватность темпов перевода на платную систему реальному росту материального достатка населения ограничивает контингент учащихся в специальныхучебных заведениях (состоятельных семей в регионе неболее 10%, а удельный вес среднего класса составляет16-18% всего населения).Помощь семьям могла бы быть более действенной при использовании целевого обучения за счет крупных предприятий и организаций. В таком случае расходы из семейных бюджетов обычно сводятся к минимуму.б)Низкий уровень финансирования учебных заведений общего образования, объясняющий слабую материальную базу школ и других образовательных учреждений (бывшие ПТУ, колледжи, лицеи и т.д.), а также достаточно низкая заработная плата преподавателей.в)Преобладание экономических интересов над социальными все больше втягивает систему образованияв неблагополучные ситуации. С одной стороны, сию-минутная экономическая выгода от платного обучения оборачивается издержками содержательного, качественного плана: погоня за количеством (и за материальной наживой) уже сейчас приводит к перепроизводству ряда специалистов (экономистов, юристов, экологов и др.) крайне низкой квалификации.По сравнению с 90-ми годами прошедшего столетия расширилась номенклатура специальностей в 9 вузах региона. К традиционным (медицина, политехнические занятия, педагогика), с полным основанием и гарантией подготовки высококвалифицированных специалистов, прибавилась подготовка инженеров железнодорожного транспорта, экономистов, специалистов сельского хозяйства. Завершают картину обучения высшего уровня функционирование филиалов из других областей в населенных пунктах области и создание филиалов читинских вузов в отдельных крупных поселениях региона (п. Агинское, г. Краснокаменск, г. Нерчинск и др.). Филиалы учебных заведений играют роль культурных центров. Так растут культурный статус самих территориальных единиц и уровень образования взрослого населения.Образовательный уровень населения региона не только характеризует культурную среду края, но и является важной составляющей показателя регионального развития. Односторонний анализ образовательной сферы выявляет ряд положительных тенденций, о которых было сказано выше. При этом наблюдается несоответствие численности подготавливаемых кадров количеству рабочих мест и уровню требуемой квалификации. Парадоксально, что в большинстве случаев уровень квалификации и образования намного выше, чем того требует современная экономика Забайкальского края. Происходит перепроизводство специалистов, ведущее к росту социального недовольства, снижению качества образования и т.п. На многих предприятиях тяжелый физический труд используется не потому, что не хватает специалистов, а по причине отсутствия необходимой техники, что в свою очередь продиктовано соображениями экономии и отсутствием заботы о человеческом здоровье. Такие традиции хозяйствования несовместимы с цивилизованными нормами XXI в. Это говорит о низком, а в некоторых районах (Нерчинско-За-водский, Газимуро-Заводский, Калганский и др.) - очень отсталом уровне хозяйства.Еще одной проблемой регионального развития является тенденция, присущая многим регионам России: качественный моноцентризм краевого центра, означающий централизацию хозяйственных структур, образовательных, медицинских и культурных учреждений в г. Чите. При этом многие периферийные районы края, особенно с аграрной специализацией, находятся в кризисном положении.Старейшая отрасль региона - горнодобывающая промышленность - постепенно начинает выходить из кризиса. События 2007-2008 гг. дают основание для некоторого оптимизма. Привлекаются инвестиции, началось активное освоение месторождений руд цветных металлов (Газимуро-Заводский район) и строительство производственной инфраструктуры: прокладка и электрификация железной дороги в Алексан-дрово-Заводском, Борзинском, Оловяннинском рай-135онах. В производстве уже сейчас заняты специалисты не только Забайкальского края, но и соседних субъектов федерации.Перспективы развития края намечены и постепенно внедряются в жизнь. Для успешного воплощения планов регионального развития нужны эффективная работа местных властей, привлечение частного капитала и использование всех имеющихся потенциалов.Таким образом, анализ статистических и фактологических данных подтверждает мнение о росте количества учебных заведений и численности учащихся в ре-гионе. Стремление людей повысить свой образовательный и культурный уровень - это положительный факт, свидетельствующий о повышении культуры общества в целом. Однако рост культурного и образовательного уровней принесет пользу обществу только при одновременном подъеме экономики и производства Забайкальского края, когда дипломированные специалисты будут востребованы и труд их будет достойно оплачиваться. Осуществляемые в последнее время проекты долгосрочного экономического развития региона позволяют делать оптимистические прогнозы.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Александрова Татьяна Сергеевна Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН аспирант лаборатории экономической и социальной географии lesg@bk.i-u
Всего: 1

Ссылки

Образовательный уровень населения (по итогам микропереписи). Чита, 1995. 40 с.
Васильева С.В. Территориальные особенности эффективности личных подсобных хозяйств в Читинской области: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Улан-Удэ, 2005. 22 с.
Образование в Читинской области: Стат. сб. Чита, 2007. 56 с.
Сверкунова А.Н. Повышение качества образования в условиях сельской малочисленной школы // Качество образования в Читинской области: состояние, тенденции, проблемы и перспективы: Материалы регион. науч.-практ. конф. Чита, 2006. 121с.
 Уровень образования населения как показатель состояния культурной среды             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Уровень образования населения как показатель состояния культурной среды | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Полнотекстовая версия