Модель реализации тендерных приоритетов в социально-трудовой политике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Модель реализации тендерных приоритетов в социально-трудовой политике

Предлагается модель реализации социально-трудовой политики с учетом тендерных аспектов. В настоящее время структуры, занимающиеся реализацией политики занятости, работают независимо друг от друга. Рассмотренная модель позволяет связать деятельность этих структур и создать механизм согласованного решения проблемы от начала до ее практического применения с использованием тендерных приоритетов.

Model of the Gender Priorities Realization in the Social-Labor Policy .pdf Существующие в настоящее время фрагментарные оценочные характеристики занятости позволяют говорить о недопустимости отсутствия учета тендерного фактора в экономическом развитии и его возрастающей значимости. Учет тендерных аспектов занятости позволяет оценивать различия во влиянии демографического фактора на формирование численности потенциальных работников по группам; определять степень структурной несбалансированности спроса и предложения труда для мужчин и женщин, выявлять (если они есть) специфические факторы, обусловливающие поведение мужчин и женщин на рынке труда; осуществлять перспективные расчеты объемов занятости и безработицы по полу в зависимости от прогнозов изменения макро- и микроэкономических параметров. В частности, общество не может избежать издержек поддержания уровня здоровья нации, обеспечения нравственности и морали, культуры и развития социальной сферы.Научно обоснованная, экономически, методически и организационно обеспеченная гендерная политика способна ослабить напряженность на рынке труда, выровнять статусные позиции полов в обществе, укрепить институт семьи и сделать нейтральнее тендерные стереотипы, что усилит факторы социальной стабильности. Тендерного равновесия можно добиться согласованными усилиями прежде всего государства и собственно участников тендерного взаимодействия: женщин и мужчин. Модель государственной политики равных прав и возможностей для мужчин и женщин в сфере занятости должна быть представлена в виде нескольких блоков:•·экономического, назначение которого состоит в том, чтобы создать условия для формирования механизма, позволяющего повысить эффективность работников (как занятых, так и вновь вышедших на рынок труда) и работодателей;•социального, который направлен на поддержание социальной стабильности, генерирование общественных компонентов сферы нового стимула управления, формирования тендерного баланса занятости;•правового, который обеспечивает создание нормативно-законодательной базы экономического развития страны, учитывающей происходящие изменения, необходимость внесения обоснованных корректив, закрепляя ответственность различных структур за исполнением принятых законов;•функционального, задающего определенные условия и системность мер, определяющих действие экономической, социальной и правовой составляющих проводимой политики занятости;•·методологического, позволяющего определить непротиворечивый набор средств для разработки и реализации планов по выравниванию ситуации на рынке труда;•·- институционального, определяющего организационную среду и полномочия структур, участвующих в реализации политики занятости.•·Следует отметить существование перекрестных связей компонентов входящих в состав блоков. Так, функциональный блок включает содержательные элементы экономической, социальной правовой компонент. В свою очередь экономическая компонента модели содержит институциональную составляющую (дающую представление о требующихся структурах, институтах, правилах и порядке реализации хозяйственных факторов тендерной политики), методологическую составляющую (описывающую концепцию системного охвата всех значимых аспектов, организационно, структурно и содержательно обеспечивающих тендерные приоритеты в хозяйствовании) и функциональную составляющую (определяющую состав собственно экономических инструментов, степень их взаимного согласования, условия использования и критерии оценки эффективности функционирования системы). Функциональная составляющая социальной компоненты дает представление о наборе необходимых мероприятий, для проведения анализа состояния рынка труда на соответствующем его этапе развития; методологическая составляющая формирует набор механизмов, которые будут использованы при проведении анализа рынка труда; институциональная составляющая обеспечивает присутствие необходимых структур и институтов, которые уже существуют или необходимо ввести для реализации политики занятости. Составляющие правовой компоненты выполняют свои функции в зависимости от принадлежности: функциональная составляющая формирует набор мероприятий, необходимых для описания имеющегося состояния в правовой области политики занятости; методологическая составляющая включает разработку правового механизма управления тендерными аспектами занятости; институциональная составляющая включает наличие необходимых институтов, в полномочиях которых находятся принятие решений и делегирование их структурам, принимающим участие в реализации экономического и социального аспекта занятости.•·Методологический блок формирует механизмы распределения бюджета (экономическая составляющая), которое невозможно реализовать без разработки индикаторов учета тендерной политики (социальная составляющая). В свою очередь разработка механизма установления факта дискриминации по признаку пола должна опираться на результаты статистики, которую будет вести институт тендерной статистики (социальная составляющая), а создание данной структуры утверждает на уровне субъекта федерации высший орган ее законодательной власти в зависимости от принятой терминологии (правовая составляющая). Тем самым прослеживается связь составляющих как по•·193•·горизонтали модели, так и по вертикали: согласование методологической платформы (экономической, социальной, правовой), институциональной структуры (экономической, социальной, правовой) и функциональной среды (экономической, социальной, правовой). Все эти компоненты должны быть согласованы между собой еще на стадии проектирования гендерной политики. В графическом виде модель может быть визуализирована в виде матрицы, где•·по горизонтали располагаются методологический, институциональный, функциональный блоки, а по вертикали приведены экономическая, социальная и правовая компоненты (рис. 1), состав которых представлен на рис. 2-4. Комплексный анализ на уровне модели позволяет выявлять и определить способность разрешения противоречия ее функционирования уже в самом начале, т.к. она формируется на основе согласованных парадигм.•·ФУКЦИОНАЛЬНЫЙСовершенствование Программы поддержки женского предпринимательства через субсидирование кредитных ставокМониторинг рынка труда с учетом гендерной статистики1. Мониторинг законодатель ства по труду и занятости; 2. Реализация программы равных прав и возможностейМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙФормирование тендерного механизма распределения бюджета1. Разработка механизма установ ления факта дискриминации по признаку пола. 2. Разработка индикаторов учета гендерной политики. 3. Разработка мер по сокращению сегрегации1. Разработка правового механизма управления тендерными аспектами занятостиИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ1. Департамент экономики ТО. 2. Комитет по экономической политике Государственной ду мы Томской области1. Департамент СЗНТО. 2. Комитет по труду и социальной политике ТО. 3. Комиссия по гендерной политике. 4. Введение института гендерной статистики1. Государственная дума Томской области. 2. Дума г. Томска ЭКОНОМИЧЕСКИЙСОЦИАЛЬНЫЙПРАВОВОЙРис. 1. Матричный вид модели «Гендерные приоритеты и инструменты их реализации»Установление в государственном секторе экономики четкой взаимосвязи оплаты труда, его ценности и сложностиРегулирование и увеличениезаработной платы в особонизкооплачиваемых отраслях,в которых сконцентрированаженская рабочая силаСовершенствование Программы поддержки женского предпринимательства через субсидирование кредитных ставокРазработка индикаторов учета гендерной политикиФормирование ГМ распределения бюджетаОптимизация методов реструктуризации экономики попреодолению гендерной асимметрии на рынке трудаФормирование тендерного механизма распределенияресурсов (бюджетный федерализм; государственныепрограммы; налоговая политика)/ Т \Разработка и осуществлениепрограмм на преодоление•тенденции по феминизациибедностиФормирование программпо развитию•самозанятостиРис. 2. Составляющие экономического блока задач моделиРазработка механизма установления•факта дискриминации по признакуполаУлучшение условий труда с учетом гендерной специфики и применения гибкого подхода к освобождению женщин от тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями трудаВведение института гендерной статистикиСоздание условий для трудовойдеятельности лицам с семейнымиобязанностями и укрепления•равенства между мужчиной иженщинойРазработка цикла передач на телевидении, радио по теме тендерных стереотипов на рынке груда; разъяснительная работа по трудовому законодательствуМониторинг рынка труда с уче-том гендерной статистики IСоблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человекаПроведение политики по преду•преждению, дискриминация по•половому признаку•в сфере занятостиРис. 3. Составляющие социального блока задач моделиОрганизация контроля за выполнением антидискриминационных статей трудового законодательстваМониторинг законодательства прямого и косвенного действия на регулирование рынка труда, занятости, предпринимательства; исследование его влияния на группы населенияс различными социально-экономическими характеристиками (возраст, пол, семейность и др.)Разработка закона «О признании домашнего труда трудовой деятельностью»Доступность общественности докладов Правительства РФ по выполнению ратифицированных Россией Конвенций МОТ № 100, 111, 156 и других нормативных документов, регламентирующих положение женщин в сфере занятости/J\Введение законодательства об обязательных государственных социальных стандартах в соответствии с требованиями МОТ и других международных организацийМониторинг законодательства по труду и занятости -введение государственнойтендерной экспертизы нормативно-правовых актовПреодоление отсутствия «обратной связи» с принимаемыми решениямиРазработка законодательных инициатив по сокращению сегрегации на рынке трудаУчастие женщин в принятиирешений на всех уровнях; повышение уровня представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти всех уровнейВлияние на институты реализации прав - усиление роли структур, осуществляющих контроль выполнения законодательства; принятие закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин»Корректировка законодательства, регламентирующего имущественные права в сфере семейно-брачных отношений, с целью обеспечения (в случае развода) материальной защиты в старости супруга, выполнявшего неоплачиваемые домашние обязанностиРис. 4. Составляющие правового блока моделиМежду выделенными компонентами (блоками) существует сложная и не всегда разграничиваемая взаимосвязь. Фактически они представляют собой содержательное единство, разделяемое на исследовательском уровне и позволяющее выделить методы, технологии и инструменты реализации государственной политики. Четко выделенные компоненты дают возможность выявить дополнительные инструменты развития рынка труда.Реализация модели сопровождается формированием тендерных приоритетов в социально-трудовой политике России. В качестве реализуемых тендерных приоритетов нами выделены: точная и корректная оценка состояния процессов половозрастной динамики на рынке труда (мониторинг, статистика, социологические опросы, экспертиза); создание института соответствующего тендерной симметрии надлежащего общественного мнения (комиссия по тендерной политике); обеспечение симметрии занятости через равные возможности доступа к профессии и должностям и равные условия организации и оплаты труда; самозанятость; создание инфраструктуры поддержки тендерных приоритетов (образование, переподготовка, социальная адаптация). Их реализация требует методологического обеспечения, в котором в настоящее время созданы определенные условия в виде программ. Однако отсутствие программы тендерной политики и координации всех разрабатываемых мероприятий делает существующее методологическое обеспечение малоэффективным.Институциональный блок требует формирования не только правил и порядка реализации тендерных при-оритетов, не только упорядочения интересов участников, но и образования системы институтов, обеспечивающих эту реализацию. Реализация государственной политики равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в сфере занятости по данным направлениям одновременно даст возможность подойти к решению вопроса занятости комплексно, с использованием всех имеющихся наработок в данном направлении и в согласовании действий структур, занимающихся вопросами занятости. В настоящее время созданы некоторые структуры, которые занимаются вопросами занятости. На рис. 5. представлена схема институали-зации органов власти Томской области; здесь явно прослеживается отсутствие связей между структурами исполнительной и законодательной власти. К сожалению, эти структуры работают автономно и действия одних структур часто не согласовываются с действием других. В то же время отсутствует институт, который бы занимался мониторингом принятых программ и постановлений в сфере тендерной политики, а также выполнял аналитическую и экспертную оценку деятельности данных структур. Для реализации этих направлений необходимо введение новой специальной структуры, которая будет консолидировать действия уже существующих, задачи которых - решение вопросов занятости населения. Такой структурой могла бы стать Комиссия по тендерной политике (рис. 6), которая создается на период решения обозначенных проблем. Цель данной структуры - объединение результатов работы всех институтов, занимающихся обеспечением равных прав и возможностей для мужчин и женщин.195ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬГосуд«рпмнн«Ду1л-iБодшно-фшквшВ комитет«__Комитпотрудуи сощяшюй шишке*-Првоюйгаюяст»-Комитете ЭЮЙШЯеСЮЙ помин«-Котрвяишашт» ГДТОНСИОШГШНАЯШСТЬАдаяжтрецих Тоидай обявсш•Гоеударсвеииой службынаддан»•реформыПошформедюннойtlOffinfMltpt&KC•общеспешшьюИякстций и зютисю-првеюйэмпертжыЭКОНОМИИ!КомкютфовюяфонвяhДепартаментыОгужбм милости нмеяемш Томской О&йсти«цмяыюйлздлы тселеншДешртшжгпоеоцкшив-патюншщрюипкюсшРеши*предЕфиммвтельст мирешкго сехтордэштмгоКомкпт ш кдопвжКомикт сферысодашк*Рис. 5. Институализация органов государственной власти Томской области, участвующих в разработке и реализации программ занятости населенияЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬКомиссия по гендерной политике Дри губернаторе областиОсновная деятельностьРазработка программыгендерной политики вобластиАналитическаяКоорди нация всехразрабатываемыхмероприятийЭкспертная +Образовательная hОрганизация постояннодействующих формработы мониторинга,круглого стопаКОМИССИЯ ПО ТЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКЕJРис. 6. Функции и взаимодействие комиссии с органами власти по проведению гендерной политикиСостав комиссии определяется по следующим видам деятельности:•·аналитическая (изучение воздействия политических, социально-психологических, правовых, психологических и других факторов на реализацию принадлежащих мужчинам и женщинам прав);•·экспертная (проведение гендерной экспертизы действующего законодательства, проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и Томской•·области на предмет их соответствия международным правовым актам по вопросам ликвидации всех форм дискриминации);•·-образовательная (разработка образовательных•программ, вопросы подготовки и обучения кадров,•связь с наукой);•·-правовая (разработка Программы гендерной поли•тики в регионе; координация всех разрабатываемых•мероприятий согласно принятой Программе гендерной•·196•·политике, организация постоянно действующих форм работы: мониторинга, круглого стола).•·Наиболее принципиальные задачи Комиссии по тендерной политике следующие:•·координация действий органов государственной власти, общественных организаций и органов местного самоуправления по реализации политики тендерного равенства;•·разработка системы мер, обеспечивающих создание мужчинам и женщинам равных возможностей для реализации своих прав с учетом их тендерных особенностей;•·осуществление тендерной экспертизы действующего законодательства, проектов федеральных и региональных нормативно-правовых актов на предмет их соответствия положениям международно-правовых актов в сфере ликвидации всех форм дискриминации в отношении как женщин, так и мужчин;•·проведение мониторинга участия мужчин и женщин в социально-экономической и политической жизни региона;•формирование общественного мнения о необходимости соблюдения тендерного равновесия в семье и общества через средства массовой информации, работу общественных организаций, проведение образовательных программ и массовых мероприятий.•·Комиссия по тендерной политике имеет право:•·привлекать для участия в работе комитета представителей областных управлений и ведомств, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, общественных объединений и иных организаций (это положение дает комиссии право затребовать предоставление информации этими структурами);•вносить (в установленном порядке) в органы исполнительной и законодательной власти предложения по вопросам, требующим их решения, связанным с тендерной политикой;•запрашивать у областных управлений и ведомств, органов местного самоуправления информацию и ма-•·Статья представлена научной редакцией «Экономика» 14 мая 2008 г.•·териалы по вопросам, которые находятся в ведении тендерного комитета;•·-создавать в установленном порядке временные•рабочие группы, экспертные советы специалистов -•представителей органов исполнительной власти, науч•ного сообщества, общественных объединений для под•готовки предложений по вопросам улучшения положе•ния мужчин и женщин.•·Комиссия по тендерной политике несет ответственность за:•·объективность оценки положения мужчин и женщин во всех сферах жизни общества в регионе, где создан такой комитет;•·объективность освещения в средствах массовой информации хода реализации тендерной политики в данном регионе;•обеспечение комплексного подхода к изучению положения женщин и мужчин и реализацию тендерной политики региона, достоверность предоставляемой тендерной информации на уровень обеих ветвей власти- исполнительной и законодательной, а также в вышестоящие органы Российской Федерации; обеспечение заимодействия с НКО, особенно женскими, по реализации тендерной политики в регионе. Повсеместное учреждение комиссий по тендерной политике с четким подбором и профильным обучением кадрового состава могло бы стать одним из инструментов решения важнейших задач страны на современном этапе: улучшения инвестиционного климата; снижения уровня безработицы; преодоления тендерной сегрегации через реализацию политики равных прав и равных возможностей.Таким образом, реализация модели политики занятости позволит осуществить проведение государственной политики равных прав и возможностей для мужчин и женщин на современном этапе с использованием тендерных приоритетов.197

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шершова Лидия Владимировна Томский архитектурно-строительный университет начальник отдела по связям с общественностью queenlid@sibmail.ru; pr@tsuab.ru
Малаховская Марина Владимировна Томский государственный архитектурно-строительный университет профессор, доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики marina_tgasy@inail333.com
Всего: 2

Ссылки

 Модель реализации тендерных приоритетов в социально-трудовой политике             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Модель реализации тендерных приоритетов в социально-трудовой политике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Полнотекстовая версия