Обогащение содержания гуманитарных дисциплин профессиональным контекстом как условие становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Обогащение содержания гуманитарных дисциплин профессиональным контекстом как условие становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера

Представлен теоретический анализ понятия «профессиональная ментальность». Рассматривается возможность становления профессиональной ментальности во время обучения в вузе. Обосновывается одно из педагогических условий становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера.

The enrichment of the humanitarian disciplines" content with the professional context as a condition of mouldingof prof.pdf Современный уровень развития науки, производства, техники, технологий, общественных отношений усиливает зависимость темпов развития общества от уровня и масштабов высшего профессионального образования, требует поиска новых форм и методов его опережающего развития. Как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «...школа - в широком смысле этого слова- должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [1. С. 5].Особая роль при этом отводится подготовке инженерных кадров, способствующих развитию инновационных наукоемких производств и устойчивому развитию национальной экономики. Это обусловливает то, что существенно меняются ориентиры формирования образовательных программ и организации учебного процесса, требования к выпускникам технических вузов.В качестве смыслообразующей цели профессионального образования мы, вслед за Е.Е. Сапоговой, видим «формирование особой профессиональной ментальности, овладение способами активного "бытия специалистом", выражающегося в способности переживать и осмыслять реальность с позиции своей профессии» [2. С. 8-13]. Профессиональная ментальность - это то общее, что характеризует профессионалов той или иной области: профессиональные социальные установки, ценностные ориентации, особенности восприятия профессионально значимых объектов и поведения по отношению к ним [3. С. 41-42]. Профессия становится особой формой жизни личности, глубинной экзистенцией, в корне меняющей у профессионализированного субъекта отношение к фундаментальным феноменам человеческого бытия. Начав заниматься определенной деятельностью, человек постепенно приобретает черты, свойственные именно этим специалистам. Единообразие условий, режима труда, отдыха и быта приводит к формированию определенного образа жизни, свойственного профессионалам той или иной группы, что, в свою очередь, в значительной степени определяет развитие интересов, установок, ценностей личности, специальных способностей, манеры поведения и общения и т.д. [4. С. 156-157]. Профес-сиональная ментальность определяется наличием особого социально-психологического типа личности, в структуру которой входят как типичные формы психического отражения действительности, так и специфические системы ценностных ориентации, отношений, социальных установок, индивидуально раскрывающихся в направленности на профессиональную деятельность [5].С поступлением в технический вуз для молодого человека заканчивается период выбора профессии, наступает период овладения ей. В это время необходимо активно содействовать процессу становления профессиональной ментальности: научить будущих инженеров действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать мир под знаком своей профессии. Высокий уровень становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера - является, на наш взгляд, качественной характеристикой подготовленности современного специалиста.В процессе обучения в вузе осуществляется определенная «настройка» сознания студента (по Е.Е. Сапоговой) на принятие профессиональной ментальности, достигается только создание прецедента для её формирования, т.е. происходит становление профессиональной ментальности инженера. Мы рассматриваем становление как создание предпосылок для внутреннего последовательного количественного и качественного изменения, как целенаправленное накопление информации с последующей её структурализацией, которая является условием развития, т.е. появления новой организации, новой структуры [6]. Становление профессиональной ментальности студента - будущего инженера - мы представляем как динамический процесс изменения его личности под влиянием педагогического воздействия и собственной активности. Этот процесс направлен на создание образа профессионального мира, представления о самом себе как части профессионального сообщества, переживание своей принадлежности к этому профессиональному сообществу и единения с ним. Все это создает предпосылки для возникновения профессиональной специфики представлений образа мира в сознании студента - будущего инженера, позволяющей оценивать социальную реальность и выстраивать стратегию поведения в социуме в соответствии с внутренней позицией и представлениями о профессии инженера.В качестве педагогических условий, способствующих данному процессу, рассматриваем те, которые влияют каким-либо образом на процесс становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера, выступают в качестве движущей силы этого202процесса, а именно совокупность приемов, методов, форм, элементов содержания воспитания. При этом педагогические условия становления профессиональной мен-тальности студента - будущего инженера - это не только внешние обстоятельства, но и внутренние резервы личности, способствующие данному становлению.Инженерная деятельность предполагает использование ресурсов естественных, технических, социальных, гуманитарных наук, а значит, задачи становления профессиональной ментальное™ студента в процессе учебной деятельности решает вся совокупность преподаваемых в вузе дисциплин. Поэтому мы рассматриваем педагогические условия становления профессиональной ментальное™ на примере дисциплины «Иностранный язык», которая расширяет гуманитарное знание и дает возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление, воспитывает духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие и профессиональные ценности.Так как становление профессиональной ментально-сти студента - будущего инженера - связано с созданием предпосылок для внутреннего накопления профессиональных знаний (информации) и качественными изменениями личности, которые являются следствием уяснения этих профессиональных знаний, смысла инженерной деятельности, идеалов, ценностей, профессиональных норм, осознания социально-профессионального статуса, формирования образа «Я», то первым условием является обогащение содержания гуманитарных дисциплин социально-профессиональным контекстом. В качестве основной содержательной единицы данного педагогического условия будем считать взаимодействие познающего субъекта с источником информации. Опираясь на личностно-ориентиро-ванную парадигму, рассматриваем это взаимодействие не как самоцель (взаимодействие для простого «приращения объема сведений», получения знания как абсолютной ценности), а как механизм личностного развития (изменения интеллектуальной, ценностно-мотивационной, волевой сфер) [7. С. 39].Значение информации для становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера -заключается в том, что в соответствии с когнитивными теориями мотивации (Ф. Хайдер, Л. Фестингер) информация оказывает влияние на поведение человека, приобретая характер мотиватора поведения, предопределяющего проекцию будущего. В информационном поле связаны воедино прошлое, настоящее и будущее, причем будущее приобретает в этой схеме возможную и желаемую проекцию. Б.Ф. Ломов указывал: «Для человека наиболее типичным является не только отражение настоящего, не только сохранение прошлого, но и активное овладение перспективой будущего. Уже в начале деятельности у человека имеется мысленная модель (в форме представления) тех или иных ожидаемых результатов» [8. С. 40-41]. Это обеспечивает преднастройку организма к действию. Ситуация, непосредственно требующая тех или иных реакций, еще не возникла, но соответствующие системы уже находятся в состоянии готовности [9. С. 17-21].Организация опытно-экспериментальной работы по реализации первого педагогического условия осущест-влялась в рамках контекстного подхода через осмысление социально-профессионального контекста профессиональной ментальности инженера и была направлена на организацию познавательно-рефлексивной деятельности студентов (познавательно-рефлексивный показатель становления профессиональной ментальности будущего инженера). Познавательно-рефлексивный показатель профессиональной ментальности инженера представлен нами как совокупность следующих критериальных признаков: тип мышления, овладение профессиональными знаниями, осведомленность о сущности и месте профессии инженера в реальном мире, профессиональная рефлексия. Именно на развитие данных признаков профессиональной ментальности были нацелены конкретные педагогические методы, приемы и средства, реализуемые в процессе создания первого педагогического условия.Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Хакасского технического института - филиала ГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск). В экспериментальные и контрольные группы вошли студенты строительного факультета следующих специальностей: «Промышленное и гражданское строительство», «Экспертиза и управление недвижимостью». Поэтому использованный нами учебный материал отражал социально-профессиональный контекст профессиональной ментальности инженера-строителя.Создание обозначенного педагогического условия осуществлялось в три этапа:•·актуализация житейских представлений студента о профессии инженера;•·осмысление новой информации, критическое чтение и письмо;•·формирование личного мнения и отношения к учебному материалу.Содержание и методическая структура первого этапа разработана таким образом, чтобы интегрировать житейские представления и научные знания студента о профессии инженера-строителя; пробудить интерес к учебному материалу; определить профессиональные цели изучения материала. Основная педагогическая деятельность на данном этапе была связана с организацией обсуждения особенностей профессиональной деятельности инженера-строителя, смыслов инженерной деятельности, ее характеристик на основе имеющихся житейских представлений. Основными методами обучения являлись свободные ассоциации о профессиональной деятельности, мозговой штурм «профессия инженер-строитель». В качестве основной формы выступил семинар-дискуссия, в процессе которого студенты выделили важный признак «своей» профессии -нацеленность на созидание, т.е. указали на необходимость выделения в профессиональной структуре личности способности к созиданию как качества, характерного для представителей данного профессионального сообщества, на что и было обращено их внимание.Дальнейшая работа по реализации первого педагогического условия становления профессиональной ментальности будущего инженера была направлена на повышение уровня информированности студентов о специфике профессиональной деятельности инженера и203содействие осознанию профессиональных целей и задач, роли профессии в цивилизационном и культурном развитии общества, социально-профессионального статуса инженера, мотивов инженерной деятельности.Раскрытие социально-профессионального контекста профессиональной ментальности инженера с целью широкого социального осмысления профессии инженера-строителя осуществлялось нами посредством соответствующего подбора учебного содержания, основной формой которого являлся учебный текст как информационный носитель, обеспечивающий учебный процесс и обладающий образовательным, культурологическим, воспитывающим и развивающим потенциалом [10. С. 96]. Нами подобраны учебные тексты, отражающие социально-профессиональный контекст профессиональной ментальности инженера, раскрывающие многоплановость объектов и предметов инженерного труда, суть принадлежности профессии к профессиональным типам (согласно классификации профессий Е.А. Климова) «человек - человек», «человек -техника», «человек - природа», «человек - знаковая система» и «человек - художественный образ».Все представленные тексты затрагивали определенный спектр проблем, позволяющий в рамках одного и того же текста обсуждать различные стороны профессиональной деятельности инженера-строителя. Это проблемы научно-технические, профессиональные, экологические, эстетические, нравственные.Важным дидактическим средством реализации обозначенного педагогического условия являлись также учебно-творческие задания аналитического характера (прежде всего направленные на развитие антиципации).1..Высказать предположения о тематике текста, поднимаемых в нём проблемах по заголовку, по предложенному списку слов и выражений, по первому абзацу, на основе имеющихся иллюстраций.2..Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста с последующей проверкой правильности своих предположений после прочтения текста.Приемы, связанные с прогнозированием, способствовали концентрации внимания, актуализировали имеющиеся у студентов житейские знания, которые позволяли им предвидеть развитие событий, позволяли начинать процесс осмысления еще до чтения, способствовали появлению интереса к учебному материалу, развитию мотивации.Вторая группа заданий была связана непосредственно с анализом содержания самого текста, например: найти ответы на вопросы; подтвердить правильность или ложность утверждений; опровергнуть утверждения или согласиться с ними и др. Данные задания способствовали целенаправленному и глубокому осмыслению учебного материала, активизировали учебную деятельность студентов, в процессе которой они размышляли, предполагали, доказывали, т.е. были задействованы в активной, творческой, речемыслительной работе.Заключительный этап реализации первого педагогического условия становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера - был направлен на осмысление будущей профессиональной деятельности и формирование профессионально ответственного отношения к ней.Как известно, обучающийся достигает наилучших успехов тогда, когда находится в процессе самостоятельного поиска и построения тех знаний, которые ему лично необходимы. Поэтому на данном этапе студентам было предложено написать рефераты, освещая профессионально-ориентированные проблемные ситуации. Мы предлагали студенту определиться в рефлексивной позиции по поводу непонимания и найти способы решения этой проблемной ситуации. Среди предложенных проблемных ситуаций выделим следующие: «Дефицит древесины при богатейших лесных ресурсах», «Нанотехнологии в строительстве - плюсы и минусы», «Интеллектуальный дом - для человека или против него?». Постановка проблемных ситуаций позволила нам активизировать рефлексивную деятельность студентов, ориентировать их на поиск необходимой профессионально-ориентированной информации посредством отбора и интерпретации имеющегося учебного материала, а также привлечения данных из дополнительных источников.Далее с целью развития и изменения студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности нами было предложено написать домашние сочинения по темам, которые формулировались таким образом, чтобы стимулировать глубокое осмысление сути профессиональной деятельности инженера-строителя, профессиональных норм, сравнить их со своими желаниями и устремлениями; осознание собственных способностей и потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессиональных знаний и умений. Так, студентам было предложено написать сочинения по темам на выбор: «Строить - значит жить», «Жизнь моего города», «Самая мирная профессия», «Строитель - современник будущего».Полученные результаты обсуждались на последнем занятии, которое было построено в форме круглого стола «Пою гимн своей профессии». Студенты выражали отношение к проведенным занятиям, информированность о специфике будущей профессии, соотнесли избранную профессию с общественными потребностями и реальными личностными возможностями.По окончании опытно-экспериментальной работы, направленной на обогащение содержания гуманитарных дисциплин социально-профессиональным контекстом, был проведен контрольный срез, позволяющий зафиксировать наличие изменений в уровне проявления профессиональной ментальности студента по познавательно-рефлексивному показателю. Сравнительный анализ контрольных срезов на начало и конец опытно-экспериментальной работы на этапе обогащения продемонстрировал изменения. В экспериментальной группе количество будущих инженеров-строителей, имеющих оптимальный уровень проявления познавательно-рефлексивного показателя становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера, возрос с 17,8 до 33,4% с допустимым уровнем с 37 до 46,4%, зато число будущих инженеров-строителей, имеющих критический уровень проявления познавательно-рефлексивного показателя становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера, значительно уменьшилось: с 45,2 до 20,2%.Анализ полученных данных показывает, что произошли позитивные изменения по уровню проявления204познавательно-рефлексивного показателя становленияобщества, социально-профессионального статуса инже-профессиональной ментальности студента - будущегонера, мотивов инженерной деятельности. Обогащениеинженера - во всех экспериментальных группах: в ка-содержания гуманитарных дисциплин социально-профес-ких-то группах сдвиг больше, в каких-то меньше.сиональным контекстом создало такие обучающие иТаким образом, реализацию педагогического условияформирующие условия, которые позволили переживани-«обогащение содержания гуманитарных дисциплин соци-ям настоящего и предвосхищаемого будущего взаимноально-профессиональным контекстом» можно считатьдетерминировать друг друга. Это послужило студентамуспешной. Она привела к позитивным изменениям: былосвоеобразным ориентиром «для чего учиться в вузе». Вдостигнуто повышение уровня информированности сту-результате учебно-познавательной деятельности студен-дента о специфике профессиональной деятельности ин-ты предвосхищали результат деятельности, строили про-женера, осознание профессиональных целей и задач, ролиекцию будущего, что служило возникновению субъек-профессии в цивилизационном и культурном развитиитивного образа желаемого.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тонкошкурова Ирина Викторовна Хакасский технический институт (филиал Сибирского федерального университета) старший преподаватель кафедры иностранных языков tonkir@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
Сапогова Е. Концепты и ориентиры современного психологического образования /У Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. № 10. С. 8-13.
Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. С. 41-48.
Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. М.: Совершенство, 1998. 320 с.
Сонин В. А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя (на материале школы, лицея, колледжа, вуза). Смоленск, 1999. 251 с.
Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 576 с.
Козлов С.А. Информирование и развитие в процессе обучения // Педагогика. 1998. № 5. С. 39.
Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
Бакулина Г.А. Сущность и роль антиципации в педагогическом процессе // Педагогика. 2000. № 10. С. 17-21.
Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие. Казань, 2004. 212 с.
 Обогащение содержания гуманитарных дисциплин профессиональным контекстом как условие становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Обогащение содержания гуманитарных дисциплин профессиональным контекстом как условие становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 315.

Полнотекстовая версия