К вопросу об осуществлении обязанностей государственными гражданскими служащими | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

К вопросу об осуществлении обязанностей государственными гражданскими служащими

Рассмотрен общетеоретический аспект осуществления обязанностей государственными гражданскими служащими. Проанализированы взгляды ученых на понимание таких категорий, как «формы осуществления обязанностей государственными гражданскими служащими» и «формы управления». Представлена классификация форм осуществления обязанностей государственными гражданскими служащими.

to the question on the accomplishment of duties by civil officers .pdf Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, т.е. соответствующими государственными органами, задачи и функции которых реализуются их государственными служащими при осуществлении возложенных на них обязанностей [1. С. 196].Выполнение обязанностей - главное в деятельности государственных служащих. Ведь именно от того, какие и как они исполняют обязанности, во многом зависит вся их деятельность, а следовательно, и работа всего государственного аппарата. Кроме того, осуществляя надлежащим образом свои обязанности, государственные служащие обеспечивают соблюдение, исполнение, практическую реализацию, защиту и охрану прав граждан.Осуществление обязанностей государственными служащими возможно через соответствующие формы их реализации.Прежде чем перейти к рассмотрению форм осуществления обязанностей государственными гражданскими служащими, стоит отметить, что административно-правовая деятельность органов исполнительной власти или ее представителей (государственных служащих) являет собой составную часть, разновидность государственного управления. Поэтому изучение форм осуществления обязанностей государственными служащими должно происходить во взаимодействии с формами всей системы управления.Безусловно, эти категории самостоятельны, но взаимосвязаны между собой. Так, по мнению Ю.Н. Ста-рилова, «форма управления - это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурного подразделения и должностного лица. Каждая форма управления заключает в себе совершение конкретными субъектами определенных действий...» [2. С. 212].В свою очередь В.М. Манохин и З.А. Багишаев говорят не о формах управления или административно-правовых формах деятельности органов исполнительной власти, а о форме реализации компетенции субъекга административного права, пологая что форма - это часть, точнее, одна из частей, на которые можно расчленить деятельность субъекта административного права, в том числе и деятельность государственного служащего по осуществлению возложенных на него обязанностей [3. С. 205].Изложенная позиция позволяет дать определение и провести видовую классификацию специфической научно-практической категории - форм осуществления обязанностей государственными служащими.В общенаучном толковании «форма» органически связана с иной категорией такого же плана, а именно с«содержанием». В таком аспекте под формой понимается тот или иной вариант выражения содержания [4. С. 245]. Применительно к осуществлению обязанностей государственными служащими, форма является способом выражения их содержания, при помощи совершения конкретных действий (активных или пассивных).Однако действия, совершаемые государственными служащими при осуществлении своих обязанностей, по своему характеру и назначению различны. Значит, должны быть различными и варианты их внешнего выражения.В правовой литературе выделяют две формы реализации (осуществления) юридических обязанностей: соблюдение и исполнение.Представленную классификацию форм осуществления юридических обязанностей можно применить и к осуществлению обязанностей государственными служащими.Соблюдение - первая и основная (универсальная) форма, посредством которой реализуют свои обязанности все субъекты общественных отношений, в том числе и государственные служащие.Соблюдение обязанностей связано с требованиями, которые устанавливает государство либо они вытекают из договорных или служебных отношений. В любом случае соблюдение связано с возможным государственным принуждением. Императив под страхом наказания требует совершать определенные действия, четко соблюдать определенные нормы.Соблюдать обязанность значит строго следовать закону, в котором эта обязанность установлена. По мнению древнегреческого мыслителя Платона, «повиновение законам - есть высочайшая услуга, которая может быть оказана отечеству». Оно в свою очередь имеет право требовать соответствующего поведения от лица, принадлежащего отечеству [5. С. 110].Эта форма также связана с обязанностью не совершать определенные действия, воздержаться от них. Данная форма реализации обязанности выражается в пассивном поведении граждан. В отношении государственных служащих Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» содержит ст. 17 «Запреты, связанные с гражданской службой». Запреты, обусловлены особенностями гражданской службы и направлены только на служащих. Запреты предусмотрены для того, чтобы действия гражданских служащих полностью отвечали принципам и содержанию служения обществу и государству.Нарушение запретов, а также несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, предусмотренных Федеральным законом «О государственной гражданской службе», являются основанием для111прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (ст. 33).Таким образом, соблюдать ограничения и запреты -это обязанность государственных служащих, за неисполнение которой устанавливается ответственность в соответствии с законодательством.В социальном плане соблюдение как форма реализации обязанностей отвечает интересам как личности, так и общества, государства, ограждает от неблагоприятных последствий.Исполнение выражается в совершении субъектом действий, предусмотренных законом.Так, государственный служащий обязан исполнять обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими Федеральными законами, а также исполнять профессиональные и должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.Исполнение - это реализация обязывающих норм. Т.е. исполнение как форма осуществления обязанностей характеризуется активным поведением индивида, т.к. осуществляется через его действия. Однако, по мнению М.Н. Марченко, «исполнение обязанностей путем совершения определенных действий в ряде случаев приравнивается к воздержанию от совершения тех или иных действий. Исполнение независимо от того, каким путем оно достигается - в результате активных действий или же воздержания от них, то есть бездействия, всегда связано с претворением в жизнь обязывающих предписаний» [6. С. 683].Данная форма реализации обязанностей, также как и предыдущая (соблюдение), должна осуществляться государственным служащим в соответствии со своими внутренними убеждениями (добровольно) либо из-за боязни возможного принуждения, т.е. принудительно. Исходя из этого, можно выделить еще две формы осуществления обязанностей - добровольную и принудительную.Кроме того, форма осуществления обязанностей государственными служащими может иметь юридиче-ское содержание, или, другими словами, правовое выражение. Особое значение при этом имеет тот факт, что в таком выражении, прежде всего, нуждаются те из них, в которых заключено непосредственное управляющее воздействие субъекта исполнительной власти на соответствующий объект.С другой стороны, государственные служащие осуществляют многие обязанности, непосредственно не связанные с управляющим воздействием. Например, это обязанности по обеспечению подготовки указанного воздействия либо его эффективности, сбор информации о результатах управляющего воздействия (разработка проектов управленческих решений, контроль за выполнением принятых и т.п.).Сочетание обязанностей различного назначения дает возможность государственным служащим надлежащим образом практически реализовывать задачи и функции соответствующего государственного органа.Внешнее выражение этих обязанностей осуществляется по-разному.Важное значение имеют и последствия совершаемых внешне выраженных действий по осуществлению обязанностей государственными служащими. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, а в других - не вызывают таковых.Таким образом, формы осуществления обязанностей государственными служащими можно подразделить на правовые и неправовые. Различия между ними - в характере вызываемых ими последствий.Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия. Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут.Обобщая изложенные положения, можно утверждать, что под формой исполнения обязанностей государственными служащими понимается определенное внешнее выражение конкретных действий (активных или пассивных) как части профессиональной деятельности, осуществляемых в рамках его компетенции, включая и те, которые не носят прямого юридического воздействия и не вызывают прямых юридических последствий.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 К вопросу об осуществлении обязанностей государственными гражданскими служащими             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

К вопросу об осуществлении обязанностей государственными гражданскими служащими | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия