Организационная доступность высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Организационная доступность высшего образования

Рассматривается организационная доступность как одна из составляющих общедоступности высшего образования. Автор формулирует определение организационной доступности, обосновывает условия ее обеспечения, а также предлагает методику ее расчетов. С целью апробации предложенной методики произведены расчеты организационной доступности высшего образования в России в 1990-2004 гг.

Organization approach of higher education and its methodics calculation .pdf Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая в Красноярске на открытии V экономического форума в феврале 2008 г., отметил: «Результатом нашей работы должна стать система непрерывного образования, доступного для каждого человека» [1. С. 1].Исследования, проведенные нами ранее, показали, что общедоступность образования обеспечивается многими составляющими, в частности организационной, экономической (финансовой, ценовой), территориальной и академической доступностью.В данной статье рассмотрим, что такое организационная доступность высшего образования, и предложим методику ее расчета.Вначале сформулируем определение организационной доступности высшего образования.Организационная доступность высшего образования - это совокупность обеспеченных государством организационно-материальных условий, гарантирующих всем желающим абитуриентам поступление в высшие учебные заведения.Государство в лице органов управления образованием, ставя задачу расширения доступности для населения высшего образования, должно было бы определить критерии и показатели, характеризующие степень решения данной проблемы. Однако анализ основных документов, в которых поставлена такая задача, показал, что они не содержат ни критериев, ни показателей обеспечения организационной доступности высшего образования. Исключением является лишь Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., в которой в качестве важнейших показателей реализации программы по вопросам обеспечения доступности высшего образования определены два показателя. Первый - рост удельного веса молодежи из малообеспеченных семей, поступивших в высшие учебные заведения из сельских районов. Второй - увеличение доли поступивших в высшее учебные заведения по результатам единого государственного экзамена. Однако, на наш взгляд, эти показатели не совсем объективно отражают уровень обеспечения организационной доступности населения России к высшему образованию. Без сомнения, первый показатель является одним из показателей обеспечения доступности для сельской молодежи из малообеспеченных семей высшего образования. В то же время этот показатель характеризует повышение (или снижение) доступности высшего образования только для одной социальной группы населения (сельской молодежи из малообеспеченных семей), но не позволяет объективно оценить общий уровень обеспечения организационной доступности высшего образования для всех остальных социальных групп населения. Добиваясь повышения доступности для сельской молодежи из малообеспеченных семейвысшего образования при уменьшении или даже сохранении численности бюджетных мест в вузах, государство тем самым ограничивает доступность высшего образования остальных социальных групп населения.По каким же причинам ограничена доступность для сельской молодежи высшего образования? На наш взгляд, в основном по четырем. Первая причина - недостаточность бюджетных мест в вузах. Вторая - низкий уровень среднедушевых доходов сельского населения. Третья - удаленность вузов от мест компактного проживания сельских абитуриентов. Четвертая - низкое качество довузовского образования сельской молодежи. Решая проблему повышения доступности для сельской молодежи высшего образования, государство должно решить, в первую очередь, проблемы увеличения численности бюджетных мест, приближения вузов к месту жительства, повышения среднедушевых доходов и повышения качества довузовского образования сельской молодежи. Причем решать эти проблемы государство должно в комплексе. Приблизив вузы к месту жительства, но не решив проблему увеличения количества бюджетных мест, а также проблемы низких среднедушевых доходов и низкого качества довузовского образования, государство не сможет решить в целом проблему расширения доступа сельской молодежи к высшему образованию.Что касается второго показателя, то его объективность также вызывает сомнения. Итак, допустим, государство обеспечило стопроцентное поступление абитуриентов в государственные вузы через единый государственный экзамен. В то же время возникают вопросы: «Как по этому показателю оценить, стало ли доступнее (недоступнее) для сельской молодежи высшее образование? Стало ли оно доступнее (недоступнее) для других социальных групп молодежи?» Предположим, по результатам единого государственного экзамена в вузы в основном будет зачислена только городская молодежь из материально благополучных семей ввиду более высокого качества их довузовского образования, что естественно приведет к ограничению доступности высшего образования для сельской молодежи. Следовательно, этот показатель не отражает реальность ситуации с обеспечением организационной доступности.В связи с этим перед наукой очень часто ставится вопрос: «Как определить, доступно или недоступно высшее образование для населения России?»Наиболее актуальной сегодня является проблема разработки конкретных методик расчета организационной доступности для населения высшего образования.Чем, на наш взгляд, обеспечивается организационная доступность высшего образования в России? По нашему мнению, необходимым и достаточным количеством учебных мест в вузах России для приема студен-138тов на первый курс, которое должно соответствовать количеству абитуриентов, т.е. должно быть обеспечено оптимальное соотношение количества учебных мест в высших учебных заведениях и количества выпускников общеобразовательных школ, училищ, техникумов, колледжей и иных абитуриентов, желающих получить высшее образование.Предлагаем для обсуждения методику расчета организационной доступности, в основу которой положено соотношение количества имеющихся учебных мест и количества абитуриентов в вузах России. Кроме этого, считаем, что организационную доступность необходимо измерять не в абсолютных, а в относительных показателях и предлагаем назвать этот показатель уровнем организационной доступности высшего образования.Методика расчета уровня организационной доступности высшего образования:1.Расчет уровня организационной доступности.Для расчета уровня организационной доступностипредлагаем следующую формулу:До-К^/КахЮОУо,(1)где Д0 - уровень организационной доступности, %; Кум] - количество учебных мест в вузах России; Ка -количество абитуриентов вузов России.2.Расчет количества учебных мест в вузах России.Определим количество учебных мест в вузах России втекущем году по формулеКум! = К,.,,!,(2)где К

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Организационная доступность высшего образования             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Организационная доступность высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия