Необходимость определения лесного сектора как объекта для эффективного регулирования лесопользованием | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Необходимость определения лесного сектора как объекта для эффективного регулирования лесопользованием

Рассматривается понятие лесного сектора экономики как объекта политики регулирования лесопользованием. Анализируются факторы, влияющие на формирование лесного кластера. Выявляется необходимость комплексного подхода к лесоуправлению.

The necessity of definition of forest sector as an object for effective regulation of forest use .pdf Для формирования эффективной политики управления пользованием ресурсами леса как важного компонента национального богатства страны следует определить границы и состав объекта управления. Неоправданное расширение, равно как и неоправданное сужение границ управляемого объекта, способно сделать неэффективным даже целесообразно сформированную систему инструментов и мер. Объектом регулирования лесопользованием должна выступать наиболее широкая из всех совокупностей - лесной сектор.Для определения содержания понятия «лесной сектор» следует дать характеристику базового для него понятия «сектор экономики». Существует несколько определений, используемых для характеристики секторального деления хозяйства. Под сектором можно понимать отрасль, область государственной, хозяйственной деятельности [1. С. 720]. Сектор экономики рассматривается как совокупность институциональных единиц - резидентов, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение [1. С. 720], или сектор экономики определяется как крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях [2]. Проведение членения хозяйственной системы на секторы, следовательно, можно осуществить пользуясь различными основаниями. Соответственно, в целях обеспечения методического единства исследования можно выбрать наиболее подходящий для достижения целей исследования признак или их комбинацию. Так, по формам хозяйствования различают частный, государственный, иностранный секторы; по виду производимой продукции - первичный, вторичный, третичный секторы экономики. По направлениям деятельности можно выделить научно-исследовательский сектор, лесной сектор и др.Таким образом под лесным сектором будем понимать:•·часть экономики страны;•·комплекс отраслей национального хозяйства (т.е. «лесной сектор» и «лесная отрасль» могут использоваться как синонимы);-компонент первичного (добыча) и вторичного(рекреационные услуги) секторов хозяйства;-область реализации хозяйственных функций государства (госсектор), фирм и домохозяйств (частный сектор) ииностранных участников экономических отношений.Из всего этого следует необходимость тщательного определения места леса в национальном воспроизводстве, необходимость ответственного формирования стратегии и тактики использования леса и квалифицированного выбора инструментов управления реализации целей лесной политики.Для более точного определения содержания понятия «лесной сектор» рассмотрим термины «природные ресурсы», «лесные ресурсы», «лес».В научной литературе существует достаточное число определений термина «природные ресурсы», чтобы выбрать соответствующие для раскрытия содержания понятия «лесной сектор». С экономической точки зрения, можно согласиться, что природные ресурсы - любые, обладающие потребительной стоимостью естественные компоненты и свойства природной среды [3. С. 2].Лесные ресурсы - один из видов природных ресурсов, включает запасы древесных и недревесных продуктов. К недревесным продуктам относят лекарственное, пищевое, техническое сырье, пушнину и др.Кроме того, согласно исследователям вопроса, лес -своеобразный элемент географического ландшафта в виде большой совокупности биологически взаимосвязанных деревьев, занимающих более или менее обширное земельное пространство; состоит из отдельных лесных фитоцино-зов или целостной совокупности лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов [4. С. 231]. В Лесном кодексе Российской Федерации 1997 г. отмечено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Действующий лесной кодекс определяет лес как экологическую систему или как природный ресурс.Лес - есть многокомпонентная совокупность, природный ресурс, на основе которого формируется деятельность лесопромышленного комплекса, включающего в себя лесное хозяйство, лесозаготовительное, деревообрабатывающее, целлюлозно-бумажное производство, лесохимическую промышленность.Лесное хозяйство является базовой отраслью лесного сектора экономики, т.к. занимается выращиванием, охраной, регулированием пользования лесом. Лесохо-зяйственная деятельность (лесохозяйственное производство) направлена на формирование основ будущего ресурсного многообразия, лесосырьевого потенциала, обеспечения реализации и производства полезностей.Лесопромышленный комплекс (ЛПК) - группа производств, ориентированных на заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины, в составе которой находятся отрасли, отличающиеся друг от друга по технологии производства и назначению выпускаемой продукции, но использующие одно и то же сырье [5. С. 6]. Для ЛПК характерны: совокупность производств, наличие устойчивых производственных связей, обеспечивающих процесс комплексного использования сырья от его подготовки и до производства готовой продукции. Отличительной особенностью комплекса является единство сырьевой базы, своя технология, средства производства, трудовые ресурсы.152Соответственно, лесной сектор - часть экономики страны, объединяющая лесное хозяйство, лесопромышленный комплекс, лесные экосистемы. Объединение обусловливает территориальные, технологические, социально-экономические и другие связи хозяйствующих субъектов.Лес рассматривался всегда преимущественно как источник сырья для лесной промышленности. Растущие тенденции использования леса привели к сокращению площади лесов, ухудшению их качества, что потребовало совершенствования регулирования их использования. Проблема управления лесопользованием является актуальной в связи с обострением экологической ситуации в мире, ориентация на экологический аспект управления лесами сегодня преобладает [6]. Цель лесоуправления должна заключаться в первую очередь в сохранении лесов, а уже потом в получении высокого и многокомпонентного лесного дохода, который не может ограничиваться лишь областью вещественного продукта.Поскольку лес представляет собой территориально локализованный по месту произрастания ресурс, постольку проблема управления, совершенствования методов и инструментов регулирования лесопользованием должна рассматриваться на основе анализа возможностей развития лесного кластера (например, региона), т.е. возможности организации производственной деятельности от добычи до конечной продукции с соответствующей инфраструктурой вокруг, создания условий формирования цепочек добавленной стоимости, формирующих кластеры. Примером может служить лесной кластер Финляндии, представлявший хозяйственный блок единства лесного хозяйства и лесной промышленности, отраслей по изготовлению машин и оборудования для ЛПК, инвестиций, исследовательской базы, с активным внедрением инноваций, что обеспечило стране мировое лидерство в области лесопромышленных технологий. Экономическая политика Финляндии, основанная на кластеризации, обеспечивает 10% мирового экспорта продукции деревоперера-ботки и 25% бумаги, располагая 0,5% мировых лесных ресурсов, свидетельствуя о конкурентоспособности национального хозяйства [7. С. 82].К факторам, влияющим на формирование лесного кластера и, следовательно, попадающим во внимание при определении политики лесопользования, относятся: местные ресурсы (наличие местного сырья); спрос; доступность поставщиков машин и оборудования; транспортная инфраструктура; производственные мощности; трудовые ресурсы - квалифицированные управленческие кадры (специалисты), рабочие; научные кадры (инновационные технологии); бизнес-климат; опыт лесопромышленных производств; законодательство.Томская область являет собой пример лесонесущего региона, для которого формирование и согласование на всех уровнях хозяйствования политики лесопользования представляет актуальную задачу для повышения конкурентоспособности и устойчивости развития территории. В Томской области существует ряд узких мест, не позволяющих развивать ЛПК. К ним относятся географическое положение области (реальная удаленность области от границ); неразвитая транспортнаяинфраструктура и, как следствие, недоступность ряда лесных массивов; сезонность заготовки в связи с заболоченностью территории области, что приводит к снижению качества древесины и оказывает влияние на экономическое положение предприятий. Существующий спрос на продукцию с высокой добавленной стоимостью удовлетворяется за счет импорта, несмотря на отсутствие такого производства и наличие местных ресурсов. Отсутствие квалифицированных управленческих кадров является главной проблемой отрасли. Отсутствие специалистов, владеющих рыночными методами хозяйствования, отражается на кадровой политике. Нехватка трудовых ресурсов в богатых лесом районах области определяется недостаточной их квалификацией и нежеланием работать в лесу (высокие трудозатраты, удаление от центров).Тем не менее, потенциальные возможности лесного сектора экономики позволяют рассматривать его как основу для позитивного развития реального сектора экономики Томской области. Растущий спрос, развитие процессов вертикальной интеграции производственных циклов, поддержка со стороны власти являются составляющими в образовании и развитии лесного кластера области [8. С. 16].Если для разных территорий характерны свои особенности, то, соответственно, каждой необходимо искать пути управления своими преимуществами. Важно определиться, какая форма хозяйствования наиболее эффективна на данной территории. Требуется четкое понимание целей участников, учета и соотнесения издержек-выигрышей, выбор инструментов, улавливающих экономические интересы каждого. Так, территории, где рубка леса не несет выгоды (не является эффективной), требуют организации управления в целях получения дохода от иной деятельности, например разработки механизма получения лесного дохода от невесомых полезностей леса, т.к. российские леса являются важным компонентом глобального цикла углерода [9. С. 83]. Развитие углеродного рынка рассматривается как источник дополнительных государственных доходов. Лесоуправление связано с разработкой мероприятий по созданию лесов по протоколу Киото на вырубках и гарях.Лес, согласно действующему Лесному кодексу, находится в федеральной собственности, что означает обязательное государственное управление им. Объектом пользования (значит, управления) признается лесной участок, передающийся в пользование на правах аренды. Частный сектор, работающий в области лесозаготовок и деревопереработки, требует своих инструментов управления, формируя форму частно-государственного партнерства.Таким образом, в лесопользовании возникает необходимость управления на уровне сектора, а не отдельных отраслей, что достигается путем разработки преемственности соответствующих механизмов по управлению ле-совыращиванием, лесопользованием, лесопереработкой с совершенствованием инфраструктуры управления.Реализация политики обеспечивается инструментами управления, формирующими непосредственное достижение поставленных целей. При этом значение имеет соответствие выбранных инструментов хозяйственным условиям, соответствие выбранных инстру-153ментов управления закономерностям экономического се применения выбранных инструментов реализации поведения участников процесса лесопользования и политики лесопользования на субъектном, местном, уровень эффективности структур управления в процес- региональном и национальном уровнях.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Необходимость определения лесного сектора как объекта для эффективного регулирования лесопользованием             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Необходимость определения лесного сектора как объекта для эффективного регулирования лесопользованием | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия