Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

В исследовании рассматривается методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы посредством системы целевых уроков.

The methods of stamina development of boys at physical training classes at secondary school .pdf Проблема совершенствования физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы обусловлена выраженным несоответствием уровня физической подготовленности юношей возрастающим требованиям, предъявляемым к ней со стороны общества.Сегодня вопросы методики развития силовых способностей как направленного педагогического процесса не имеют необходимого научного обоснования в системе общей физической подготовки старшеклассников [1, 3-5]. Как показывает практика, включение отдельных элементов развития силовых способностей в структуру комплексных уроков физической культуры является недостаточно эффективным.Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и разработка методики развития силовых способностей юношей старшего школьного возраста на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.Методы и организация исследованияВ процессе исследования был использован комплекс разнообразных методов: изучение и анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; определение моторной плотности уроков посредством хронометрирования; педагогический эксперимент, включающий два этапа: констатирующий и формирующий; тестирование физической подготовленности; полидинамометрия; методы врачебного контроля (медицинское обследование с целью формирования экспериментальных групп и пульсометрия для контроля реакции организма на физические нагрузки); методы математической статистики.В эксперименте приняли участие более 260 юношей старших классов лицея № 34 г. Тюмени.Первый этап (2003-2005 гг.) был направлен на изучение проблем физического воспитания юношей и разработку экспериментальной методики развития их силовых способностей.Второй этап (2005-2006 гг.) был посвящен апробации экспериментальной методики в условиях естественного педагогического процесса в общеобразовательной школе.На третьем этапе (2005-2007 гг.) полученные в ходе эксперимента данные обрабатывались, анализировались и обобщались.Результаты исследования и их обсуждениеВ последнее время в отдельных научно-исследовательских работах предлагается использовать так называемые многопиковые уроки физической культуры (в процессе урока задается определенное количество физических нагрузок, вызывающих высокую функциональную активность сердечно-сосудистой системы) [2,6].В констатирующем педагогическом эксперименте нами была разработана модель целевого тренировочного урока физической культуры по развитию силовых способностей. Эта модель включала в себя три части -подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная и основная части урока подразделялись на две взаимосвязанные структурные микрочасти, т.е. подготовительная часть урока состояла из общеподготовительной и специально подготовительной микрочастей, а основная - из развивающей и восстановительной.В общеподготовительной микрочасти предлагалось решать задачи общей подготовки к мышечной деятельности (активизация нервных процессов и повышение тонуса мышц; усиление дыхания, кровообращения и обменных процессов; мобилизация функциональной активности анализаторов, чувствительности различных рецепторов и т.д.). В процессе специальной подготовительной микрочасти использовались педагогические воздействия, направленные на активизацию аэробных процессов энергообеспечения, усиление деятельности дыхания и кровообращения, интенсивность обменных процессов. Кроме того, в зависимости от содержания учебного материала не исключалось применение упражнений, направленных на развитие силовых способностей.Разработанная нами модель целевого тренировочного урока по развитию силовых способностей юношей 10-11-х классов была апробирована в ходе формирующего педагогического эксперимента.Анализ соотношения временных параметров частей урока позволил уточнить оптимальную их продолжительность: подготовительная часть - от 11 до 15 мин (общеподготовительная микрочасть 15-20% времени урока, специально-подготовительная 9-13% соответственно); основная - от 24 дэ 28 мин (развивающая микрочасть 4-48% времени урока, восстановительная 9-13%); заключительная часть урока - от 3 до 5 мин.При создании модельных параметров системы целевых уроков предлагалось в процессе формирующего педагогического эксперимента сохранить структуру уроков на протяжении всего экспериментального периода, а временные параметры частей урока корректировать в зависимости от содержания.При построении системы целевых уроков необходимо было осуществить рациональное сопряжение содержания тренировочного процесса по развитию силовых способностей с содержанием соответствующих разделов учебной программы по физическому воспитанию.Специфической особенностью легкоатлетических уроков явилось включение в их содержание беговых упражнений, направленных на воспитание общей выносливости; игровых уроков - включение упражнений на развитие скоростных способностей, в частности развитие быстроты движений; гимнастических уроков - преимущест-165венно комплексного развития силовых способностей. После определения специфической направленности видовых уроков физической культуры мы моделировали систему целевых уроков для каждого из разделов школьной программы на первое полугодие учебного года.В предложенной нами методике форма изменения величин нагрузок, направленных на развитие собственно силовых способностей, определялась в соответствии с изменениями первых двух форм - волнообразной и линейно-восходящей, используемых, как отмечалось, при развитии скоростно-силовых способностей и силовой выносливости. Изменение нагрузок при воспитании собственно силовых способностей в большей степени содействовало поддержанию высокой функциональной активности разнообразных мышечных групп.Экспериментальная методика учитывала традиционно сложившуюся в практике общеобразовательных школ последовательность освоения разделов школьной программы. В соответствии с этим из 32 учебных уроков физической культуры, планируемых на первое полугодие, первые 11 были легкоатлетическими, 12-й и 13-й - игровыми, а все остальные (с 19-го по 32-й) - гимнастическими.После апробации экспериментальной методики мы рассчитали бюджет учебного времени, затраченного на развитие силовых способностей: 545,7 мин, т.е. 37,9% от общего бюджета времени 32 уроков физической культуры в первом полугодии. При этом на развитие скоростно-силовых способностей затрачено 242,8 мин (44,5%), на развитие собственно силовых способностей- 97Д (17,8%), на развитие силовой выносливости - 205,7 мин (37,7%).В процентном выражении бюджет времени распределился следующим образом: на легкоатлетические уроки затрачено 29,7%, на игровые - 17,3, на гимнастические - 53,0%. Если рассчитать, сколько времени было отведено на развитие каждой группы способностей от планируемого в целостном учебном процессе, то окажется, что полученные величины очень близки по своим значениям. В легкоатлетических уроках на каждую из трех групп силовых способностей приходилось от 30,4 до 31,5%, в игровых уроках - от 18,1 до 19,1, а в гимнастических - от 49,4 до 51,0%.Таким образом, можно заключить, что разработанная методика развития силовых способностей старшеклассников определялась системой взаимосвязанныхцелевых уроков, скорректированных в соответствии с разделами школьной программы.Эффективность направленности педагогических воздействий, регламентируемых разработанной нами экспериментальной методикой, оценивалась на основании приростов результатов в моторных тестах, характеризующих развитие силовых способностей. Кроме того, с помощью метода полидинамометрии в начале и конце педагогического эксперимента проводились измерения развития силы различных мышечных групп.Для анализа эффективности разработанной нами методики мы считали целесообразным оценить прочность достигнутого тренировочного эффекта: через 2,5 мес. после окончания процесса, направленного на развитие силовых способностей, вновь проводилось тестирование учащихся экспериментальных и контрольных классов.К началу 4-й четверти результаты в тестах существенно снизились у юношей как экспериментальной, так и контрольной групп. Однако надо отметить, что по отдельным показателям юноши экспериментальной группы все же превосходили своих сверстников из контрольной (р < 0,05).Причины снижения показателей могут быть вызваны изменением содержания учебных занятий после окончания эксперимента (3-я четверть посвящена лыжной подготовке, не включающей упражнения силового характера; урочные формы занятий строились по традиционной структуре и не объединялись по целевой направленности).Снижение показателей силовой подготовленности предопределило необходимость выяснения возможности восстановления их до ранее достигнутого во 2-й четверга уровня. Для этого в 4-й четверти при освоении юношами учебного материала по легкой атлетике в учебный процесс экспериментальной группы вновь были введены одноцеле-вые уроки по развитию силовых способностей. В системе тренировочных занятий, которая включала в себя 12 уроков физической культуры, использовались те же методические положения по выбору содержания учебного материала и распределения его во времени, что и в первом полугодии. Анализ данных позволил выявить, что юноши экспериментальной группы за 12 уроков физической культуры не только достигли прежнего уровня силовой подготовленности, но и существенно его превзошли (см. таблицу).Результаты тестирования силовой подготовленности юношей в конце педагогического эксперимента (май 2006 г.)ТестЭкспериментальная группа (п = 27)Контрольная группа (п = 27) х±тх±тПодтягивание на высокой перекладине, кол-во раз13,0±0,6210,8±0,62Подъем переворотом, кол-во раз6,4±0,784,2±0,62Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, кол-во раз13,3±0,909,9±1,бЗПодъем ног из виса на гимнастической стенке, кол-во раз20,5±1,2712,6±1,12Удержание «угла» в упоре на брусьях, с9,6±0,774,6+/-0,47Прыжок вверх, см63,3±1,4254,3±0,94Прыжок в длину с места, см229,б±2,76216,1±2,93Метание н/мяча, см471,5±11,1431,5±10,7Динамометрия правой руки, кг50,0±1,3246,4±1,53Динамометрия левой руки, кг46,9±1,0743,0±1,18Динамометрия становая, кг132,3±2,80122,9±3,10Так, интенсивность прироста показателей силовой выносливости является статистически достоверной (р < 0,05) по сравнению с ранее достигнутым уровнем в начале эксперимента; показатели развития скоростно-силовых способностей восстановились полностью;достигли своего прежнего уровня и показатели развития собственно силовых способностей.Однако и у юношей контрольной группы, где силовые способности развивались традиционными методами, динамика показателей была идентичной: практиче-166ски они также добились восстановления прежних результатов, однако их результаты значительно уступали результатам юношей экспериментальной группы.На основании вышесказанного можно заключить, что «изъятие» из учебного процесса целенаправленных педагогических воздействий влечет за собой временное снижение эффекта тренированности по показателям тех способностей, которые подвергались направленному развитию. Повторное «включение» в учебный процесс направленных воздействий после двигательного перерыва позволяет обеспечить восстановление тренированности на прежнем уровне.Таким образом, анализ силовой подготовленности старшеклассников, смоделированный как относительно самостоятельный процесс в структуре общефизической подготовки и прошедший апробацию в рамках педагогического эксперимента, позволяет сделать следующие выводы.1.Силовая подготовленность старшеклассниковпланируется как процесс комплексного воздействия наразвитие основных силовых способностей (собственносиловых, скоростно-силовых и силовой выносливости).Преимущественная направленность педагогическихвоздействий на развитие каждого вида силовых способностей достигается на основе выявления особенностей динамики гетерохронного развития, характерногодля юношей.2.Основной формой организации силовой подготовленности старшеклассников являются одноцелевыеуроки, направленные на воспитание силовых способностей, объединяемые в циклы в соответствии с задачами и содержанием различных разделов школьнойпрограммы. Уроки в каждом цикле должны проводиться с постоянной последовательностью педагогическихвоздействий и изменяющимися временными параметрами.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия