Местное самоуправление как ресурс ограничения глобализации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Местное самоуправление как ресурс ограничения глобализации

Цель данной статьи - обосновать роль системы местного самоуправления в ограничении негативных последствий глобализации.

Local government as a recourse of the limit of globalization .pdf Проблематике глобализации посвящено сегодня огромное количество конференций, исследований и публикаций, в частности политические аспекты данной проблематики рассматриваются в работах отечественных авторов: Р.Ф. Авдеева, В.Н. Дахина, С.А. Проскурина, Е.Г. Барановского, О.Н. Вершининской, Э.А. Га-лумова, В.Л. Иноземцева, Т.В. Ершовой, М.М. Лебедева, А.С. Панарина, А.И. Смирнова и др. Глубокая противоречивость процессов глобализации становится настолько очевидной, что отмечается всеми авторами при самых различных методологических подходах и представлениях о ее ценности. Наиболее активно обсуждаются экологические, экономические и геополитические аспекты процесса глобализации. В меньшей степени данный процесс осмысливается с позиций сохранения локальных традиций, местной идентичности, развития самоуправления и местных сообществ в целом. Это делает оправданным обращение к данной проблематике и необходимость анализа тех аспектов, что в меньшей степени затронуты в литературе. Также данное обстоятельство требует повышенного внимания к осмыслению роли местного самоуправления в возможности ограничения негативных сторон глобализирующих процессов.В настоящее время глобализация начинает оказывать непосредственное влияние и на российское общество. Дело в том, что в Советском Союзе за семь десятилетий его истории, при всей неоднозначности данного явления, сложилось некоторое относительно единое культурное пространство, основанием которого послужили общность истории, единый язык межнационального общения, единая система образования, общий тип социальной деятельности и общее геополитическое пространство. Распад СССР послужил толчком к разрушению этого общего экономического и социально-культурного пространства, а процессы глобализации стали и продолжают действовать для стран СНГ. Очевидно, что данные процессы содержат в себе множество различных аспектов. Как отмечает известный немецкий социолог У. Бек, глобализация - это политически эффективное понятие, которое включает в себя коммуникационные технологии, экологию, экономику, организацию деятельности, культуру и гражданское общество [1. С. 19-20]. В частности, глобализация обладает значительным потенциалом для формирования такого единства культурного пространства, которое способно обеспечить условия для сохранения культурного разнообразия, а также плодотворного взаимодействия и сотрудничества разных культур. Первоочередную роль здесь играет распространение современных информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века [2. С. 52]. Они несут в себе значительные перемены в политиче-ской жизни любого социума, в том числе и муниципального сообщества. Во-первых, открывается возможность оперативного доступа максимального числа людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки, а значит, и возможность повлиять на их формирование. Во-вторых, каждый гражданин может обратиться к неограниченной по своему составу аудитории и высказать по тому или иному вопросу свое мнение.Известный американский культуролог и социолог О. Тоффлер в своей книге Третья волна указал, что специфическими и определяющими чертами общества будущего явятся деконцентрация населения и производства, высокий рост темпов информационного обмена, превалирование самоуправленческих политических систем, возрастание индивидуализации личности при сохранении солидарных отношений между людьми и сообществами [3. С. 525]. Информационное общество должно, с одной стороны, способствовать взаимопроникновению культур, но, с другой, обязательно открывать каждому локальному сообществу новые возможности для самоопределения и самоорганизации. Процесс его формирования должен идти в сбалансированных интересах личности, общества и государства.Действительно, современные коммуникативные технологии существенно изменили за последнее время наш отдых, быт, учебу, работу, общественную деятельность в направлении, прогнозируемом Тоффлером и другими футурологами. Наблюдается переход организационных структур от вертикальных иерархических к гибким сетевым, активно развивается территориальное общественное самоуправление, все больше появляется неправительственных организаций, растет степень самоорганизации в различных сферах общественного бытия. Возникают новые формы социальной организации, связанные с развитием местных сообществ, которые обладают большим потенциалом для улучшения общего качества жизни, роста возможностей для малого и среднего бизнеса, оптимального использования местных условий и ресурсов, защиты окружающей среды, расширения границ применения достижений культуры, науки, техники, доступа к образованию, непрерывному обучению, перехода к стабильному и устойчивому развитию. Однако, как и любое другое, информационное общество несовершенно, ИКТ нейтральны - последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений [4. С. 43].Тем самым процесс глобализации генерирует не только новые возможности, но и новые вызовы и угрозы. Немецкий социолог 3. Бауман справедливо подчеркивает: Глобальные финансовая система, торговля и информационная индустрия зависят от своей свободы, от ее неограниченности в продолжении их деятельности по политической фрагментации мира. Междуна-47родный капитал, если можно так сказать, кровно заинтересован в слабых государствах... Слабые государства легко могут быть низведены до роли местных полицейских участков, обеспечивающих тот минимальный порядок, который необходим бизнесу, но при этом не порождающих опасений, что они могут стать эффективным препятствием на пути свободы глобальных компаний [5. С. 106-107]. Также среди новых вызовов и угроз: свобода слова, интересы этнических меньшинств и подрастающего поколения, неограниченность культурной экспансии других стран, охрана интеллектуальной собственности, сохранение традиционного уклада местных сообществ. Оборотная сторона глобализации проявляется также в росте дезинтеграционных процессов, проявляющихся во всплесках сепаратиза-ции и регионализации и сопряженных с ростом агрессивности этнонациональных настроений и поведения.Какую же роль в столь всеохватывающем и противоречивом процессе может играть система местного самоуправления? Очевидно, что глобализация - это процесс ослабления традиционных территориальных и социокультурных барьеров. Когда-то эти барьеры, изолирующие народы друг от друга, предохраняли их от неупорядоченных внешних воздействий. Сегодня мы видим, как меняются все свойства социальных структур, и во многих случаях саму эту изменчивость мы воспринимаем как позитивную ценность. Однако не все, что изменяется, - априори хорошо. Новые глобальные реалии радикально видоизменяют даже наиболее консервативные и устойчивые структуры социального сознания и поведения. При этом процесс отказа от старого идет быстро, и мы не всегда осознаем, что этот процесс может двигаться не в лучшую, а противоположную сторону.В том, что касается политической сферы, слабые государства - это именно то, в чем новый мировой порядок (подозрительно похожий на новый мировой беспорядок) нуждается для своего поддержания и воспроизведения [5. С. 107]. На уровне муниципальных образований глобализация сегодня часто предстает таким процессом социальной трансформации, который даже не оставляет выбора возможностей и вариантов развития отдельных местных сообществ в системе местного самоуправления. Конечно же, понятно, что и для муниципалов глобализация может представлять определенный социальный прогресс, когда ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство людей, ослабевают, и мы этим ослаблением успешно пользуемся. Благодаря глобализации территориальная замкнутость перестает быть организующим принципом социальной и культурной жизни. Мы активно пользуемся опытом организации коммун в Германии, Америке, Китае. Благодаря информационным технологиям могут одновременно получать информацию и большие муниципальные общества, и маленькие сообщества сельских поселений. Это позволяет освободить массу времени для непосредственной работы с людьми, для формирования уникальной идентичности муниципальных сообществ, сохраняющих своеобразие за счет локальных традиций, национально-культурных приоритетов, религиозных предпочтений. Огромное количество социальных практик освобождается от ло-кальных привязок и свободно пересекают пространственные границы. Социальным институтам локального уровня отныне уже нет необходимости проходить все ступени вертикальной иерархии социальной структуры, чтобы выйти на общемировой уровень. Семья, малые группы, местные организации, локальные движения и институты глобализируются прямым и непосредственным образом на своем уровне, посредством демонстрации новых форм участия в глобальных структурах.В целом вырос темп жизни муниципальных сообществ, что позволило активно использовать мировой опыт в отечественной практике, в частности на территории Томской области (организация товариществ собственников жилья, территориального общественного самоуправления, создание различных некоммерческих организаций и т.д.). Появились общественные организации по защите прав потребителей, активно развиваются тендерное и экологическое движения, формируются объединения людей старшего возраста, инвалидов, развиваются национально-культурные местные диаспоры и т.д.Однако в сфере отношений глобальное - местное за интернационализацией экономических, культурно-идеологических и политических процессов, т.е. ростом общечеловеческих ценностей, не всегда учитываются интересы муниципальных сообществ людей, имеющих свою систему и шкалу ценностей, порой отличную от общепринятой. Ведь своя специфика есть во всех российских поселениях, причем в центре России они отличаются от сибирских местных сообществ. Даже в г. Томске есть органы ТОС со своими традициями, не имеющими аналогов в других ТОСах. Очень разнятся сельские муниципальные поселения в том, что касается различной национально-культурной идентичности, того, как люди себя позиционируют, какие традиции, привычки способствуют их личной самореализации в самоуправлении.Там, где разнообразие культурных ценностей становится условием конституирования сообществ, открываются возможности для роста фрагментации и дифференциации. Эта тенденция параллельна альтернативной тенденции к глобализации. И мы можем увидеть в ней возможные перспективы и пути сопротивления негативным сторонам глобализирующих процессов. Сопротивляться им можно либо создавая институты, столь же глобальные по радиусу действия (как и транснациональные корпорации), либо выстраивая формы жизни, которые не зависят или могут не зависеть от воздействия глобализирующих процессов. Как правило, это малые сообщества, автономные, самодеятельные, зависящие сами от себя или от связи с такими же малыми сообществами. Именно система местного самоуправления, где главный актор - это муниципальное общество, может не позволить доминировать только глобальным ценностям и ориентирам. Отечественная культура обладает своими традициями, правилами, привычками, местными ремеслами, местным фольклором. Поэтому с помощью муниципальных сообществ создается возможность сохранить этническое своеобразие.Более важно, что российское общество при всей его державности, склонности к авторитаризму, сильному48правителю (царю-батюшке, президенту и т.п.) всегда заключало в себе и другие основы социально-политической организации, зачатки будущих социальных институтов гражданского общества, иные регуляторы общественной жизни - корпоративные, основанные на существовавших столетиями духовно-нравственных и культурных факторах. Социальная организация российского общества держалась не только на государственности, институтах формальной демократии, но и на корпоративной собственности, корпоративных институтах, общественных идеях, на местных сообществах. Именно эти скрепы общественной жизни по мере повышения зрелости общества могут получить все большее значение в развитии общественных отношений и обрести форму мировой тенденции на пути становления новой цивилизации.Поэтому демократия современного типа - не соперничества и конфронтации, а договорных отношений, подлинного местного самоуправления, предполагающего выражение и достижение согласия разнообразных экономических, социальных, культурных и этнических интересов, - может обрести перспективы для распространения именно в России. Этот способ выяснения, согласования и выражения национально-этнических, культурных, религиозных, профессиональных, территориальных интересов все последовательнее вырисовывается как корпоративно-демократический, опирающийся не только на центральную политическую власть, но и на гражданские институты общества, его регионально-муниципальные, территориальные и трудовые социальные организации.Возможности системы местного самоуправления определяются тем, что это власть не органов местного самоуправления, а населения, самостоятельно и под свою ответственность берущего на себя все вопросы жизнеобеспечения. Именно в этой сфере и кроется основной ресурс ограничения глобализации. Именно через систему местного самоуправления можно противостоять тем силам, которые жаждут воссоздать однополюсную структуру социальных отношений, подменить горизонтальные связи принципами вертикальной со-подчиненности. Поэтому система местного самоуправления способна через муниципальные сообщества осуществлять воздействие на широкие слои населения. Это придает важность социокультурным аспектам муниципальной самоорганизации, потому что благодаря им в поле зрения попадают структуры и образ жизни повседневной жизни локальных сообществ, те структуры, которые являются источниками внутренней нормативности, внутреннего порядка, т.е. все то, что организует внутреннее пространство сообществ локальных. Вот почему мы понимаем слово муниципальный, как указывающий на приземленность повседневного бытия локальных культур [6. С. 241].Прежде всего, муниципальная самоорганизация выступает механизмом сохранения локальной идентичности местного социума. Главная особенность структур муниципальной самоорганизации состоит в том, что это миры повседневности, где все социальные отношения основываются на непосредственных отношениях между людьми. Здесь принципиально важно то, что сфера повседневной жизни муниципальных обществявляется базовой основой формирования идентично-стей. А именно локальная, местная идентичность наполнена устойчивой информацией, непосредственно передающейся от поколения к поколению - традициями, верованиями и т.д. - этими первоначальными знаниями, из чего создается самый первичный российский менталитет - менталитет российской повседневности. Поэтому если местные органы власти желают противодействовать глобальной мегасистеме, которая стремится перестроить весь мир только в своих собственных интересах, им ничего не остается делать, как активизировать формирования местных сообществ, местную самоорганизацию и местное самоуправление, чтобы не потерять саму сущность и значение местного самоуправления как такового, не деградировать и не привести к распаду специфичных, своеобразных локальных сообществ.Кроме того, муниципальное общество может явиться связующим началом, способным объединить творческий потенциал личности, жизненные силы отдельных сообществ, активизировать источники саморазвития и самоорганизации первичных социальных институтов общества (семья, школа, трудовая организация, общественные и религиозные объединения, органы территориального общественного самоуправления и др.). Ведь муниципальное общество предполагает наличие территориальных и родственных единиц, субъектов различных убеждений, экономических объединений. Сюда же входят разные совокупности людей внутри муниципального общества, разные социальные слои, даже разные языковые группы, профессиональные объединения. Именно эти источники будут обеспечивать тот "мотивационный душ", который способствует подъему экономики и выходу страны из системного кризиса, экономического в том числе [7. С. 153].Следует учитывать и значение муниципальных сообществ в сохранении этнических идентичностей. Именно на местном уровне открываются возможности для развития национально-культурных автономий, общества. Это нашло отражение в изменении, внесенном в 131 ФЗ о полномочиях муниципальных сообществ в развитии национально-культурных этнических групп и сообществ [8. Ст. 16.6]. В Томске ежегодно принимается целевая программа по поддержке и развитию национально-культурных автономий и обществ, создаются возможности во всех национальных диаспорах для изучения языка своей национальности, для развития художественного национального творчества, для реализации права каждого томича позиционировать свою принадлежность к любой этнической группе.Наряду с внешними проявлениями этнокультурной идентичности необходимо видеть также и внутренний каркас этого феномена. Таковым выступают специфические структуры самоорганизации внутри локального сообщества, которые мы называем структурами муниципальной самоорганизации. Они опять же в разных муниципальных сообществах разные, и это хорошо. У нас в Томске действует совет женщин, совет старейшин, но есть и профессорское собрание, и студенческие землячества, и сотни объединений людей по своим интересам или проблемам. Ежедневно возникают идеи по созданию той или иной общественной ор-49ганизации: от общества защиты прав пассажиров, жителей общежитий до объединения больных болезнью Паркинсона и их родственников. Структуры муниципальной самоорганизации локальных этнокультурных сообществ являются носителями тех фоновых практик, которые изнутри скрепляют эти сообщества. Каждое муниципальное сообщество ищет, разрабатывает и применяет свои технологии, объединяющие людей. Томск славится своими конкурсами Томский дворик, дворовой песни, Весенний марафон, Золотая метла, Маска. Томский карнавал стал мероприятием, собирающим и организующим всех томичей. Праздники Квашеной капусты, Томский перекресток, Человек года, праздник берестяной посуды, татарский сабантуй, немецкий штрудель, еврейская ханука - все это творческие инициативы и деяния томского городского сообщества. Чем больше этих практик будет, чем разнообразней и своеобразней они будут, тем эффективней, действеннее, комфортней будет местная атмосфера, тем реальнее будет нам сохранить свою этническую, культурную идентичность и противостоять единообразному, серому массовому обществу.Можно сказать, что муниципальные сообщества демонстрируют собой функциональное превосходство разнообразия и сложности над глобализирующим однообразием и упрощением. Как отмечает американский социолог Дж. Скотт, такая локальная самоорганизующаяся система обладает своими собственными доста-точно эффективными способами создания общественного порядка. Сеть дружественных отношений и знакомств позволяет человеку использовать важные, часто не замечаемые социальные удобства... Все, кто отвечает здесь за этот порядок, - не специалисты, их главное дело какое-то другое. Здесь нет никакой формальной общественной или добровольческой организации, следящей за порядком: ни полиции, ни частной охраны, ни местной охраны порядка, никаких формальных встреч или должностных лиц - наблюдение за порядком внедрено в логику ежедневной практики. Более того, формальные учреждения общественного порядка успешны только тогда, когда их поддерживает эта богатая, неофициальная общественная жизнь [9. С. 215-216]. Поэтому сегодня мы должны сознательно развивать местные сообщества, ведь цена упущенных возможностей будет велика, поскольку скорость изменений условий существования человека, обусловленных быстрым развитием технических систем, несоизмерима со скоростью ответных реакций со стороны социальных систем, существующих посредством метода проб и ошибок, включающего в себя исторический опыт, демократию, здравый смысл и т.д. [10. С. 74]. Значит, возникает насущная необходимость использовать имеющиеся и разрабатывать новые экономические, правовые, культурные, национальные ресурсы развития системы местного самоуправления и муниципальных сообществ.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

Beck U. What is Globalisation? Cambridge, 2000.
Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. № 8.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: Вызовы и возможности. М., 2007.
Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2005.
Дахин А.В. Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Брюшинкина. Калининград, 2003.
Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Синтез естественных и гуманитарных наук. Дубна, 2001. 153 с.
Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (с изменениями, принятыми Федеральным законом от 18 апреля 2005 года № 34-ФЗ) // Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Справочное пособие по Федеральному закону. Обнинск, 2003.
Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни. М., 2005.
Мехонцева Д.М. Универсальная теория самоуправления и управления. Красноярск, 2001.
 Местное самоуправление как ресурс ограничения глобализации             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Местное самоуправление как ресурс ограничения глобализации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия