Основные направления взаимодействия государства и гражданского общества как важное условие реализации политических прав и свобод граждан | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Основные направления взаимодействия государства и гражданского общества как важное условие реализации политических прав и свобод граждан

Рассматриваются некоторые вопросы взаимодействия гражданского общества и государства на современном этапе развития Казахстана в условиях политической модернизации страны. Раскрывая сложности такого взаимодействия, обусловленные как пассивностью самих граждан и их отторжением от власти, так и законодательным регулированием реализации политических прав и свобод граждан, автор приводит свои доводы в этом отношении.

The main ways of interaction of the state and the civil society as an important condition of realization of political ri.pdf Вопрос построения гражданского общества и его взаимодействия с государством в свете соблюдения политических прав и свобод граждан остается актуальным в настоящее время.Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль в системе координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, общества и государства заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в условиях постсоветского пространства, где традиционно велико этатистское понимание роли государства и крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного. Говоря об ответственности как об объективном явлении общественной жизни, имеется в виду прежде всего функция отражения в общественном и индивидуальном сознании совокупности общественно-должных, нормативных требований к личности и формам ее жизнедеятельности, обусловленных спецификой социального развития.Существуя в рамках субъектно-объектных отношений, ответственность связана с теми из них, которые порождают определенные требования к личности, социальным общностям. Эти требования приобретают обязательный характер через систему политических, юридических, экономических, моральных норм. Иначе говоря, ответственность как деятельное отношение представляет собой конкретно-исторический тип взаимодействия между личностью и обществом. Именно поэтому социальная ответственность как общественное отношение интегрирует различные элементы процесса становления гражданского общества и правового государства, ибо предполагает осознанное отношение субъекта (личности, социальной группы) к потребностям социальной действительности, реализуясь в исторически значимой деятельности.Ответственность означает единство двух аспектов: негативного и позитивного. Негативный аспект характеризуется наличием системы социальных санкций, призванных регулировать отношения личности и общества. Позитивный аспект подразумевает сознательную реализацию индивидом себя как личности в процессе формирования гражданского общества. Поэтому становление гражданского общества не сводится только к явлениям политического порядка, таким как демократия и парламентаризм. Основой этого процесса выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Отстаивая свои права, политические позиции, индивид соотносит их со своимипредставлениями о законности, праве, морали, социокультурными ориентациями.Социальная ответственность личности, субъекта есть полифункциональное явление, где сливаются политические, правовые, нравственные и эстетические ценности, создающие базу для осознания человеком дихотомии своих прав и обязанностей и определяющие характер его деятельности.Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. Намного важнее оказалось положение человека в современном обществе, в социалистическом и постсоциалистическом, чем другие элементы, через которые определяли социализм до сих пор, например собственность на средства производства, господствовавший тип общественного распределения, монопольное положение компартии. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность.Автономия общества - важный элемент гражданского общества, а это означает автономию различных общественных сфер и ассоциаций - экономики (т.е. предприятий), профсоюзов, университетов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений [1]. Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила игры, которые все должны придерживаться, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других членов общества. Экономический, социальный, политический и культурный плюрализм, являющийся альфой и омегой гражданского общества, устанавливается на основе автономии общественных факторов, прав и свобод человека и гражданинаАвтономия различных сфер общества подразумевает, что они могут самоорганизовываться в соответствующие ассоциации, демократическая, внутренняя жизнь которых имеет важное значение для гражданского общества.Также следует отметить, что отношение личного, частного и общественного в гражданском обществе должно быть уравновешено.С гражданским обществом в Казахстане, да и в других государствах СНГ, дело обстоит сложнее, чем на Западе и во многих странах Востока, поскольку140коммунистическая эпоха привела к грандиозному нивелированию всех членов общества перед всесильным государством, вымыванию (или уничтожению) любых групп, преследующих собственные частные или корпоративные интересы. Соперничество интересов было вытеснено в узкую сферу аппаратных игр внутри правящей элиты, номенклатуры. Во многом эта ситуация сохраняется и сегодня. Общество еще не структурировалось на различные группы и слои, которые четко определяли бы свои цели и интересы и могли бы вести социальный торг. Отсюда маргинальность существующих политических партий, которые напоминают больше кружки единомышленников, нежели массовые политические организации; непредсказуемость поведения депутатского корпуса, многие из которого представляют больше самих себя, нежели избирателей, и социальная и политическая пассивность большинства населения, у которого предшествующими десятилетиями не только отбит вкус к общественной деятельности, но и накапливается разочарование от сегодняшних схваток под ковром существующей власти.Несмотря на столь печальное наследие прошлого, наша страна все-таки взяла курс на построение демократического общества, о чем заявила в п. 1 ст. 1 Конституции: Республика Казахстан утверждает себя демократическим, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [2].Укрепление государственности и развитие Казахстана как демократического правового государства сегодня немыслимо без развития гражданского общества, поскольку любая прогрессивная модель общественного развития может быть основана только на идее взаимного согласия и сотрудничества между государством и гражданским обществом.Поэтому неслучайно с первых дней обретения независимости встал вопрос о создании условий для реанимации и последующего развития институтов гражданского общества. Решение этого вопроса нашло свое параллельное воплощение в реализации другой базовой идеи о построении в Казахстане правового государства.Общеизвестно, что в правовом государстве должны не только соблюдаться права и свободы человека и гражданина, но и функционировать развитые институты гражданского общества. К их числу традиционно относятся, в первую очередь, политические партии, профсоюзы, неправительственные организации, средства массовой информации, а также семья, церковь, бизнес и т.д., включая даже кооперативы собственников квартир.Все это ознаменовало принципиально новый подход к регулированию общественных отношений. В рамках первых конституционных реформ, которые были проведены в Казахстане в 1993 и 1995 гг., были кардинально пересмотрены принципы отношений между государством и обществом. Приоритет в этих отношениях был направлен на усиление правовой защиты граждан и их законных интересов.Действительно, в условиях перехода к рыночным отношениям постановка вопроса о человеческом потенциале, подход к оценке роли человека в обществе иобеспечение его конституционных прав и свобод, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, -это совершенно новое явление общественно-политической жизни. Человек сегодня не может рассматриваться в качестве средства реализации лишь политических целей государства. Социально-правовое положение человека таково, что он является непосредственным и социально активным участником как политических, так и рыночных отношений.Следовательно, человек и как гражданин, и как личность требует к себе уважительного отношения со стороны государства в лице его уполномоченных государственных органов и их должностных лиц. Такой подход к человеку продиктован нормой Конституции РК 1995 г., где сказано, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией.Между тем в настоящее время построение в Казахстане гражданского общества носит еще переходно-промежуточный характер, суть которого состоит в том, что оно, с одной стороны, сочетает в себе императивно-административные, категоричные, обязательные черты, а с другой - признаки и отдельные элементы либерально-демократического характера с преобладанием первых. Практически это выражается в том, что, несмотря на закрепление в Конституции прав и свобод человека и гражданина, осуществить отдельные из них можно лишь через разрешение, полученное от государственных органов.Например, гарантированное Основным Законом право на проведение митингов и демонстраций можно реализовать лишь после получения в местном исполнительном органе разрешения на проведение того или иного мероприятия.В качестве другого примера приведем факт, когда государство, напротив, пытается искусственно, без учета готовности к этому общества, активизировать некоторые его институты. Например, в ходе проведения конституционной реформы было принято решение о формировании одной из Палат Парламента (Мажили-са) только по партийным спискам. Казалось бы, такое решение должно быть во благо гражданскому обществу, поскольку способствует развитию его политических (партийных) институтов. Однако, как правильно, на наш взгляд, отмечает Э. Мухамеджанов, это может привести к насильственной коллективизации граждан, которая в современных условиях носит название "ускоренное партийное строительство" в Казахстане [3]. Искусственность третьего сектора выражается и в том, что в Казахстане, в отличие от Западной Европы и Америки, не получила широкого распространения практика возникновения низовых организаций, т.е. возникающих естественным путем - путем добровольного объединения граждан в соответствии с их насущными потребностями. Большинство общественных объединений живут за счет финансовой помощи. Кроме того, существует еще один вид НПО - организации, созданные сверху для достижения политических целей, их цель - продемонстрировать миру процесс демократизации в стране. Важной является и их регулирующая функция: уравновесить, нивелировать, ассимилировать редкие ростки народной демократии [4]. В141этой связи считаем: чтобы принципы и положения, закрепленные в Конституции, не носили действенный характер, государство должно стимулировать общественно-политическую активность граждан, но не путем их искусственного подталкивания к тому, чтобы их деятельность соответствовала теоретическим требованиям гражданского общества, а путем создания необходимых условий для полноценного функционирования его институтов. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден реализо-вывать свои права и свободы на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.Кроме того, следует отметить сжатые сроки, в которые одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов. Изменение материального положения различных социальных групп приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в массовых забастовках, стачках, пикетах, голодовках.Один из способов решения обозначенной проблемы -это замена разрешительного характера реализации гражданами своих политических прав и свобод на уведомительный. Чем демократичнее государство, тем меньшей у граждан должна быть потребность в обращении к нему за решением своих проблем. В такой стране гражданское общество работает как саморегулирующаяся организация, не нуждающаяся во вмешательстве извне.Наряду с этим законодатель должен учитывать тенденцию повышения роли и значения негосударственных организаций в политической жизни государства, обеспечить их большими правами и свободами, адекватными правам объединений развитых демократических стран. Формирование высших государственных органов должно быть в некоторой степени сориентировано на партийную систему и общественные организации. При этом в политическом процессе страны должны принимать активное участие не только провласт-ные, но и оппозиционные партии. Для этого, на наш взгляд, необходимо принять закон об оппозиции, где будут предусмотрены положения о том, что любые выборы в законодательный орган стран без участия в них оппозиционных сил следует считать недействительными. Такой закон нужен для того, чтобы избежать ситуации, которая сложилась в Казахстане после парламентских выборов 2004 г., когда от оппозиции в Парламент страны был избран лишь один кандидат, а депутаты Мажилиса по результатам выборов этого года по партийной принадлежности являются представителями партии Hyp Отан. Хотя есть мнение, что од-нопартийность в мировой практике парламентаризма не является чем-то уникальным [5], лишь бы успешно решались проблемы благополучия граждан.Тем не менее отсутствие в законодательном органе Казахстана представителей от оппозиции является тем показательным фактором, когда провластные партии вместо выработки альтернативных стратегий развития Казахстана стали зеркальным отражением власти, повторяя ее же амбиции на всевластие и ошибки.Обратим внимание, что вопросы организации, деятельности политических партий, парламентских фрак-ций нашли законодательное регулирование. В отношении политического движения - полная пустота. Законодательством не предусмотрена такая форма общественного объединения, хотя прямого запрета на создание как политического, так и любого другого общественного движения нет. Статья 5 Закона РК Об общественных объединениях, указывая цели общественных объединений, косвенно допускает образование общественного движения, говоря о том, что общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты прав и свобод граждан [6].Исходя из логики разрешено то, что не запрещено; запрещено создавать экстремистские организации, военизированные формирования и партии, политические партии на религиозной основе, общественные объединения, посягающие на здоровье и нравственные устои граждан, а также такие общественные объединения, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности страны, подрыв безопасности государства, разжигающие социальную, расовую, национальную, религиозную, сословную и родовую рознь. Деятельность незарегистрированных общественных объединений недопустима. Значит, если деятельность общественного движения будет не запрещенной законодательством, такое общественное объединение имеет право на существование. Однако среди форм общественных объединений, указанных законодательно, такая форма не предусмотрена. В Российской Федерации общественное движение - это массовое общественное объединение, не имеющее членства и преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками. В данной связи, думается, есть смысл ввести дополнения в действующее законодательство, в частности в Закон РК Об общественных объединениях, где наряду с возможным объединением общественных объединений в союзы (ассоциации) отдельная статья будет посвящена порядку организации и деятельности общественного движения.Очевидно, что процесс формирования гражданского общества должен иметь естественный темп, который, возможно, будет неровным при попытках его ускорения. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания.Поэтому вполне понятно, что пришло время государству пересмотреть свои взаимоотношения с гражданским обществом, которые были сформулированы в условиях тяжелой социально-экономической ситуации на этапе зарождения самой казахстанской государственности.Сегодня улучшилось не только экономическое положение в стране, но и окрепло государство. В этой связи на конституционном уровне следует четко установить, что государству разрешено все то, что установлено законом, а гражданам - все то, что не запрещено законом.Закрепление приведенного хорошо известного правового положения в Конституции, на наш взгляд, создаст условия для того, чтобы институты гражданского общества стали развиваться самостоятельно, т.е. по инициативе самих граждан, а не государственных органов. Это важно еще и потому, что самостоятельно142развивающиеся институты гражданского общества осуществляют реальную связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать власть и подчинить личность.Необходимо прилагать все усилия для развития гражданской активности населения страны, правозащитных общественных организаций, их консолидации, что позволит выйти на новый уровень сотрудничества государства и общественных организаций, объединить накопленный положительный опыт, активнее участвовать вдеятельности международных институтов и организаций. Руководство Казахстана, безусловно, сознает, что со многими проблемами социального порядка одно государство справиться не может. Поэтому неслучайно с первых дней обретения Казахстаном независимости органами власти предпринимаются различные шаги в направлении развития гражданского общества через создание его институтов. Хочется верить, что Казахстан действительно станет примером государства с развитой демократией и гражданским обществом.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

Затонский В.А. Эффективная государственность / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2006. С. 139-153.
Конституция Республики Казахстан с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года и с официальными толкованиями Конституционного Совета Республики Казахстан. Алматы, 2000. 88 с.
Мухамеджанов Э. Еще раз о конституционной реформе в Казахстане // Юрист. 2007. № 2. С. 44.
Ивановская И. Общественные организации в Казахстане: Проблемы и перспективы // Ученые записки Академии экономики и права. 2003. № 6. С. 33.
Фундамент гражданских инициатив // Казахстанская правда. 2007. 27 ноября. С. 3.
Закон РК "Об общественных объединениях" // Ведомости Парламента РК. 1996. № 8-9. Ст. 234.
 Основные направления взаимодействия государства и гражданского общества как важное условие реализации политических прав и свобод граждан             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Основные направления взаимодействия государства и гражданского общества как важное условие реализации политических прав и свобод граждан | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия