Гражданско-правовые последствия открытия федеральному бюджетному учреждению лицевых счетов в органе Федерального казначейства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Гражданско-правовые последствия открытия федеральному бюджетному учреждению лицевых счетов в органе Федерального казначейства

Рассматриваются гражданско-правовые последствия замены банковских счетов федеральных бюджетных учреждений их лицевыми счетами в органе Федерального казначейства.

Civil consequences of the opening of client accounts in the Federal Treasury by a budget-funded entity .pdf Вступление в действие Бюджетного кодекса РФ ознаменовалось для федерального бюджетного учреждения (далее - ФБУ) закрытием его банковских счетов. Вместо банковских счетов ФБУ стали открываться лицевые счета в органе Федерального казначейства, его обслуживающем (далее - ОФК), которых у каждого ФБУ может быть три вида:лицевой счет получателя средств федерального бюджета (он же - лицевой счет получателя средств), предназначенный для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, принятых в установленном порядке бюджетных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета. Данный лицевой счет имеет две разновидности в зависимости от отражения на нем расходных операций ФБУ в валюте Российской Федерации либо в иностранной валюте. Его номер всегда начинается с цифр 03 [1]; лицевой счет по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей (он же -лицевой счет по коду 11). Этот лицевой счет необходим для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предоставлено право на дополнительный источник бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы в пределах сумм доходов федерального бюджета от сдачи в аренду имущества (в том числе движимого), находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление указанным учреждениям. Его номер всегда начинается с цифр 11 [2]; лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (он же - лицевой счет по учету внебюджетных средств). Предназначение данного лицевого счета видно из его названия. Начальные цифры его номера, отличающие его от лицевых счетов иных видов, - 06 [3]. Специально для обслуживания безналичных расчетов с участием ФБУ банк на основании соответствующих договоров открывает ОФК три банковских счета. ОФК может отразить платеж на лицевом счете ФБУ только при условии, если банк предварительно отразит его на одном из трех указанных банковских счетов исходя из следующего установленного законодательством соответствия лицевых счетов ФБУ банковским счетам ОФК:•·лицевому счету получателя средств федерального бюджета соответствует банковский счет ОФК с номером, начинающимся с цифр 40105 [4]; •лицевому счету по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей - банков- ский счет ОФК с номером, начинающимся с цифр 40101 [2];- лицевому счету для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности -банковский счет ОФК с номером, начинающимся с цифр 40503 и имеющим в качестве четырнадцатой цифры цифру 1 [3].Остаток денежных средств на банковском счете ОФК представляет собой не что иное, как сумму остатков на соответствующих ему лицевых счетах всех ФБУ, обслуживаемых этим ОФК.Денежные средства, как предусмотренные в федеральном бюджете на содержание и обеспечение деятельности ФБУ, так и поступающие по заключенным ФБУ договорам, зачисляются на банковские счета ОФК, его обслуживающего. Соответствующие расходы также оплачиваются с этих банковских счетов. Как следствие, в платежных поручениях ОФК всегда фигурирует как плательщик либо как получатель платежа, но при этом ФБУ и номер его лицевого счета в ОФК в платежном поручении все же указываются. Последнее необходимо, чтобы ОФК могло впоследствии отразить соответствующую сумму на указанном в платежном поручении лицевом счете ФБУ.Кроме указанных трех банковских счетов ОФК в своей работе с ФБУ использует также банковский счет, начинающийся с цифр 40116. Однако поскольку на этом банковском счете числятся средства, списываемые в связи с обеспечением ФБУ наличными деньгами по выдаваемым ему ОФК чекам (чекодателем выступает ОФК), лицевых счетов отдельных ФБУ, соответствующих этому банковскому счету, ОФК не открывает. Для выдачи ФБУ наличных денег по чеку ОФК своим платежным поручением перечисляет на указанный банковский счет соответствующую сумму с какого-либо из трех первых банковских счетов. Поступления с каких-либо иных банковских счетов на этот банковский счет не допускаются. Наличные деньги, получаемые ФБУ по договорам, сдаются им в банк с зачислением на указанный банковский счет. Затем по платежному поручению ОФК соответствующая сумма сразу списывается с него и исходя из характера платежа зачисляется на банковский счет ОФК, соответствующий либо лицевому счету ФБУ по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей, либо лицевому счету ФБУ для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности [4-6].Замена банковских счетов ФБУ его лицевыми счетами в ОФК есть следствие включения в бюджетное законодательство принципа единства кассы, который (в его нынешней формулировке) предполагает зачисле-147ние всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации (ст. 38.2. БК РФ).Введение в законодательство принципа единства кассы объясняется в литературе главным образом необходимостью обеспечить текущий контроль расходования бюджетных средств со стороны ОФК [7. С. 32-33]. То, что запрет ФБУ иметь банковские счета коснулся не только средств, выделяемых ему из федерального бюджета в порядке централизованного финансирования, но также арендных платежей и доходов от оказания услуг, объясняется тем, что, согласно абз. 2 и 4 п. 3 ст. 41 БК РФ, указанные доходы признаются неналоговыми доходами федерального бюджета и, следовательно, также подпадают под действие принципа единства кассы. То, что эти доходы фактически не учитываются в федеральном бюджете как финансовом плане, утверждаемом федеральным законом (в этом смысле они - внебюджетные), не отменяет их бюджетной природы в качестве совокупности денежных средств.Замена банковского счета ФБУ лицевым счетом в ОФК повлекла ряд гражданско-правовых последствий.Во-первых, Российская Федерация является истинным владельцем банковских счетов ОФК, используемых в платежах в связи с исполнением договоров, заключенных ФБУ.На ОФК возложены полномочия по заключению договоров, предусматривающих открытие банковских счетов, предназначенных для зачисления средств федерального бюджета, а также реализации в дальнейшем прав и обязанностей их владельца (абз. 4 ч. 1 ст. 166.1 БК РФ). В качестве совокупности денежных средств федеральный бюджет входит в имущество федеральной казны - обособленное имущество Российской Федерации как субъекта гражданского права, противопоставляемое обособленному имуществу государственных юридических лиц (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ). Соответственно, ОФК может выступать в соответствующих договорах банковского счета только как орган Российской Федерации, действующий от ее имени (п. 1 ст. 125 ГК РФ), подобно тому, как в аналогичных случаях от имени юридического лица выступает его орган (п. 1 ст. 53 ГК РФ).Во-вторых, сумма, отраженная на лицевом счете ФБУ в ОФК, не имеет денежной природы.Исходя из названия ст. 140 ГК РФ понятия деньги и валюта являются равнозначными, но при этом, согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле, валютой Российской Федерации признаются только денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, а также средства на банковских счетахи в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации. Одно это позволяет отграничить денежные средства от учетных записей на различных лицевых счетах: например, на лицевых счетах, открытых в органах казначейства... [8. С. 141-42].Лицевой счет ФБУ в ОФК не является банковским счетом. Следовательно, остаток средств, отраженный на лицевом счете в ОФК, не может рассматриваться как денежный, хотя его размер прямо предопределяет фактические возможности ФБУ по исполнению денежных обязательств.ОФК по отношению к ФБУ выступает публично-правовым аналогом банка.Хотя Российская Федерация является владельцем банковских счетов ОФК, безналичный платеж с данных банковских счетов без инициативы ФБУ невозможен. Плательщиком в платежном поручении указывается ОФК, но составляется оно ФБУ, которое указывает в нем банковский счет ОФК и свой лицевой счет в ОФК, по которым должен быть проведен платеж. Не имея собственных безналичных денежных средств, ФБУ возлагает на Российскую Федерацию в лице ОФК обязанность совершить денежный платеж вместо себя.В отличие от остатка денежных средств на банковском счете, остаток средств на лицевом счете ОФК нельзя рассматривать как относительное (обязательственное) субъективное гражданское право ФБУ на выдачу Российской Федерацией в лице ОФК по его требованию соответствующей суммы наличных денег. В отличие от банка, ОФК выдает ФБУ по его требованию не наличные деньги, а чек, указывая в нем себя чекодателем, а банк - плательщиком. Предопределено это тем, что сумма, подлежащая выдаче ФБУ в виде наличных денег, списывается не с его собственного банковского счета, а с банковского счета Российской Федерации, функции владельца которого реально осуществляет ОФК.В-третьих, заключаемые ФБУ договоры, направленные на получение доходов в виде арендных платежей и от оказания услуг, фактически являются договорами, заключаемыми от имени Российской Федерации, т.к. соответствующие денежные платежи поступают на банковский счет не ФБУ, а Российской Федерации (п. 3 ст. 41, абз. 4 ч. 1 ст. 166.1 БК РФ). В качестве доходов федерального бюджета указанные платежи поступают в состав федеральной казны как обособленного имущества Российской Федерации (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ).Подход М.И. Брагинского, который аналогичные договоры, заключавшиеся в советский период, рассматривал как договоры в пользу третьего лица, неприемлем [9. С. 111-112]. Несоответствие Российской Федерации признакам третьего лица, указанным в ст. 430 ГК РФ, проявляется в том, что право на получение платежа возникает у нее не в силу соглашения сторон договора, а по прямому указанию закона. Не предполагается обязательного выражения Российской Федерацией намерения воспользоваться своим правом на получение платежа для того, чтобы стороны договора утратили право его расторгнуть или изменить без согласия третьего лица. Не предусмотрена возможность отказа Российской Федерации от своего права, возникшего из договора.Если исходить из признания за ФБУ качества субъекта гражданского права при заключении договоров,148направленных на получение денежного дохода, то в гражданском праве вообще отсутствует конструкция, пригодная для объяснения отношений между ФБУ, Российской Федерацией и должником по денежному обязательству. Кроме того, непонятен практический смысл такого признания, если выплачиваемые по таким договорам суммы в любом случае поступают на банковский счет Российской Федерации, функции владельца которого выполняет ОФК. Более обоснованной, с точки зрения гражданского права, выглядит конструкция, согласно которой при заключении и исполнении указанных договоров ФБУ действует от имени Российской Федерации (п. 1 ст. 125 ГК РФ). Если ФБУ и ОФК будут выступать от имени Российской Федерации в качестве ее органов, отличаясь друг от друга только реализуемыми при этом полномочиями, то будет вполне естественно, если доходы от деятельности одного органа Российской Федерации поступят на банковский счет, функции владельца по которому осуществляет другой ее орган.В-четвертых, отражение на лицевом счете ФБУ суммы, поступившей на банковский счет ОФК по заключенному ФБУ договору, должно рассматриваться как получение ФБУ доходов, но не в гражданско-правовом смысле этого слова, т.к. в остатках, числящихся на лицевых счетах ФБУ в ОФК, выражен новый, бюджетно-правовой, тип имущественной обособленности юридического лица.Обладание деньгами есть обладание вещным правом на банкноты и монеты либо обязательственным правом, выраженным в остатке денежных средств на банковском счете. В том и в другом случае имеет место обладание субъективным гражданским правом имущественного характера. Если под обособленным имуществом субъекта гражданского права понимать совокупность принадлежащих ему субъективных гражданских прав имущественного характера, то получением субъектом дохода всегда является увеличение перечня этих прав либо расширение их объема. Понятие имущество традиционно есть категория гражданского права, что подтверждается и публичным правом. Например, реализация налогоплательщиком своей обязанности в рамках правоотношения по уплате какого-нибудь федерального налога имеет результатом гражданско-правовой эффект - увеличение объема относительного субъективного гражданского права Российской Федерации, выраженного в остатке денежных средств, числящемся на ее банковском счете.Однако поскольку Российскую Федерацию в лице ОФК и ФБУ связывают бюджетные правоотношения в рамках ведения ОФК лицевых счетов ФБУ, остаток на лицевом счете ФБУ, в отличие от остатка на банковском счете, имеет бюджетно-правовую природу. Следовательно, имущественная обособленность ФБУ не сводится исключительно к обладанию субъективными гражданскими правами имущественного характера.Отражение ОФК на лицевом счете ФБУ суммы, поступившей на банковский счет ОФК по заключенному ФБУ договору, есть бюджетное финансирование ФБУ, которое своеобразно тем, что, в отличие от централизо-ванного финансирования, поставлено в прямую зависимость от получения Российской Федерацией доходов от деятельности данного ФБУ. Без выведения в сферу регулирования бюджетного права процесса получения ФБУ доходов от собственной деятельности невозможно обосновать то, что действительным участником заключаемых ФБУ договоров является Российская Федерация, а ФБУ только действует от ее имени. Для этого получение дохода Российской Федерацией и получение дохода ФБУ необходимо развести по разным отраслям права.В-пятых, из-за отсутствия у ФБУ безналичных денежных средств к нему фактически стала неприменима норма п. 2 ст. 120 ГК РФ, согласно которой ФБУ ответственно по своим обязательствам только имеющимися у него денежными средствами. В условиях бронирования от взыскания прочего имущества ФБУ возможность обратить взыскание на его денежные средства означало наличие у ФБУ такого признака юридического лица, как ответственность по обязательствам своим имуществом (хотя и не всем). В результате исполнения обязательства ФБУ под принуждением со стороны ОФК (ст. 242.3 БК РФ) у ФБУ уменьшаются остатки на его лицевых счетах, которые не имеют денежной природы. Поэтому об ответственности ФБУ своим имуществом в прежнем, гражданско-правовом, смысле этого понятия говорить нельзя.В-шестых, с утратой ФБУ способности к обладанию безналичными денежными средствами, коренным образом должен измениться подход к понятию субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам ФБУ, которая, согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ, возможна при недостаточности у ФБУ денежных средств, необходимых для исполнения обязательства. Поскольку денежные обязательства ФБУ изначально должны оплачиваться с банковских счетов ОФК (из денежных средств Российской Федерации), отсутствие у ФБУ денежных средств в настоящее время есть нормальное явление. Следовательно, о субсидиарном характере ответственности Российской Федерации по обязательствам ФБУ в прежнем, гражданско-правовом смысле, этого понятия, говорить уже не приходится.Перечислив гражданско-правовые последствия замены банковских счетов ФБУ лицевыми счетами, открытыми ему в ОФК, можно сделать общий вывод.Отношения ФБУ и ОФК чрезвычайно напоминают отношения структурного подразделения и бухгалтерии внутри юридического лица с тем отличием, что структурное подразделение, даже если бухгалтерия ведет ему лицевой счет, не обладает гражданской правоспособностью, а ФБУ, напротив, признается законодательством субъектом гражданского права. Лишение ФБУ возможности иметь банковские счета с заменой их лицевыми счетами в ОФК преследовало целью только лишь способствование исполнению федерального бюджета по расходам. Но в результате признак имущественной обособленности приобрел у ФБУ свойства, не характерные для субъектов гражданского права, что, в свою очередь, поставило под сомнение наличие у ФБУ такого признака юридического лица, как ответственность по обязательствам своим имуществом.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

Приказ Министерства финансов РФ от 31.12.2002 № 142н "Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета" // СПС "КонсультантПлюс".
Приказ Министерства финансов РФ от 30.06.2004 № 57н "Об утверждении Положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование" // СПС "КонсультантПлюс".
Приказ Министерства финансов РФ от 21.06.2001 № 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".
План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (Приложение к Положению Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 26.03.2007 № 302-П) // СПС "КонсультантПлюс".
Приказ Министерства финансов РФ от 21.09.2004 № 85н "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства (утв. Центральным банком РФ № 298-п, Министерством финансов РФ № 173н 13.12.2006) // СПС "КонсультантПлюс".
Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2006. 352 с.
Рассказова Н.Ю. "О деньгах и денежных средствах в гражданском праве" // Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Статут; Екатеринбург: Институт частного права, 2005. Вып. 4. 606 с.
Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М.: Юрид. лит., 1981. 192 с.
 Гражданско-правовые последствия открытия федеральному бюджетному учреждению лицевых счетов в органе Федерального казначейства             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Гражданско-правовые последствия открытия федеральному бюджетному учреждению лицевых счетов в органе Федерального казначейства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия