Понятие, сущность и классификация логистических исследований | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Понятие, сущность и классификация логистических исследований

Сущность содержания и классификация логистических исследований. Роль и значение логистических исследований в управлении цепями поставок. Основные принципы и порядок проведения логистических исследований.

Essence of maintenance and classification of logistic researches .pdf Разнообразность функций логистики отражает разносторонность процесса управления товаропотоками. Одним из базовых требований управления материальными и сопутствующими им финансовыми, информационными и сервисными потоками является обеспечение "прозрачности" и "предсказуемости" их движения в пространстве. Реализация этого требования предполагает проведение всесторонних логистических исследований всей цепи товародвижения. Без этого говорить об оптимизации и рационализации системы управления товаропотоками невозможно. Сбор информации о движении материальных и сопутствующих им потоков, её анализ и интерпретацию принято называть логистическими исследованиями. Логистические исследования становятся неотъемлемой частью информационно-аналитического обеспечения логистики. Однако многие теоретические и практические аспекты, относимые к логистическим исследованиям, нуждаются в более пристальном внимании и в углубленном изучении.Неоднозначность трактовок сущности логистических исследований порождает различного рода противоречия и нестыковки в понятийном аппарате и отражается на методике проведения. Недостаточно изучены и возможности использования математических методов и моделей в процессе проведения логистических исследований. Нередко логистические исследования выдают за одну из функций отдела логистики на предприятии. Такой подход к логистическим исследованиям навеян тем, что менеджерам отдела логистики для принятия управленческих решений необходима определённая информация. Её получение, анализ и обработка требуют научных изысканий, которые вынуждены проводить отделы логистики.Однако рассматривать понятие логистические исследования только с позиций исследовательской деятельности отдела логистики, с нашей точки зрения, не совсем корректно. Логистические исследования проводятся на постоянной основе профессионалами. Они часто связаны с анализом содержания межрегиональных и региональных потоков, сопровождающих экономические, социальные, коммуникативные процессы на макро- и микроуровне. Для такого изучения нужна специальная научная база, которую не имеют отделы логистики предприятия.Впервые попытку обосновать практический потенциал логистических исследований предприняли американские учёные П. Конверс и П. Друкер. Они решали частный вопрос - выяснить возможности логистики в оптимизации затрат в сфере обращения. Опыт оказался удачным. Выводами, к которым пришли данные учёные, в дальнейшем руководствовались многие зарубежные и отечественные теоретики и практики логистики.Английские исследователи М. Кристофер и Г. Уилс доказали, что логистика может быть эффективна нетолько на уровне фирмы, она необходима и на отраслевом уровне. В этом случае логистические исследования позволяют уточнить направленность общеэкономических процессов в данной отрасли, включая проблемы территориального размещения предприятий и складов.Логистика, выделившись в самостоятельную науку, специализируется на изучении потоковой формы движения экономической материи. Однако, как это нередко случается с новыми научными направлениями, уже наблюдается тенденция необоснованного расширения сферы логистического знания. К сторонникам расширенной трактовки логистики и соответственно логистических исследований можно отнести французских специалистов Э. Матэ и Д. Тиксье, а также английских учёных Д. Бесона и Дж. Уайхэда. По их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включая контроль запасов и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение проблем обслуживания покупателей и т.д. Сфера логистических исследований действительно весьма широка, но не настолько, как об этом думают названные авторы.Анализ зарубежной и отечественной литературы по логистике, а также изучение зарубежной и отечественной практики позволяет сделать вывод о том, что логистические исследования образуют объективные предпосылки для состыковки предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого предприятием предложения. Логистические исследования включают все виды исследовательской деятельности, тем или иным образом связанные с планированием, управлением, контролем всего многообразия логистических задач. Они осуществляются посредством систематического сбора и анализа соответствующей информации, а также составления отчёта о результатах исследований.Целью логистических исследований является создание информационно-аналитической базы для принятия логистических решений и тем самым снижения уровня связанной с ними неопределенности. Поскольку логистические исследования являются составной частью информационной системы логистики, то при их проведении необходимо соблюдать общие требования и принципы информатики, такие как: научность, системность, комплексность, достоверность, объективность, тщательность, систематичность и эффективность.Не все составляющие логистических исследований доведены до нужного уровня. Более изучены прикладные аспекты логистического анализа. Теоретическое осмысление проектирования материальных, финансовых и информационных потоков с целью их совершенствования даётся в трудах ряда зарубежных и отечественных учёных. Вместе с тем используемая для логистического анализа методологическая база и применяемый понятийный161аппарат не отвечают потребностям логистических исследований. Требуется их научное обоснование и пополнение. Это связано в первую очередь с многообразием направлений логистических исследований. Выделим основные из них: анализ логистических процессов во взаимосвязи; анализ управления движением материальных ценностей в сфере снабжения производства и распределения; оптимизация хозяйственных связей и управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика к потребителю; исследование процесса управления запасами и их оптимизация; исследование процесса движения продукта до потребителя и оптимизация потоков конечной продукции от предприятия производителя к потребителю; анализ потребностей в материальных ресурсах; анализ конъюнктурообразующих показателей рынков и их прогнозирование; анализ межрегионального товарообмена.Следует особо подчеркнуть, что направления логистических исследований должны быть не только подчинены определённой логике, но и нацелены на решение конкретных задач. К числу важнейших задач совершенствования логистических исследований можно отнести: повышение научной обоснованности, принимаемых логистических решений; объективное и всестороннее исследование всех направлений логистической деятельности; определение необходимого количества и качества логистической информации, её правильный сбор, обработка и анализ с применением новейших методов и технологий; определение нужных объёмов финансовых затрат на проведение логистических исследований, установление очерёдности их выполнения и ответственности за результаты исследования.Виды логистических исследований разнообразны, что обусловлено сложностью и многогранностью решаемых логистикой задач. Однако условно их можно разделить на три группы: поисковые, направленные на поиск идей и разработку гипотез в решении различных задач логистики; описательные, нацеленные на исследование различных факторов, событий, статистических данных с последующим их описанием; экспериментальные, связанные с проверкой различных гипотез и предположений на практике. Различия между видами логистических исследований носят относительный характер, поскольку все они взаимозависимы между собой.Таким образом, логистические исследования представляют собой новое научное направление, сложившееся на стыке общеэкономических и маркетинговых исследований, на базе собственной методологии, а также прикладных методов и процедур логистического анализа. Логистические исследования можно так же охарактеризовать как сложный иерархически структурированный процесс, последовательно развивающийся во времени в соответствии с определенными этапами его проведения. Последовательность этих этапов может быть следующей: разработка общей концепции логистического исследования: формулировка цели, гипотез, задач; конкретизация задач, выбор и / или разработка методов исследования; сбор, обработка и формирование банка данных информации; логистический анализ и моделирование: формирование банка моделей и оформление результатов; оценка эффективности результатов логистических исследований.Реализация этапов логистических исследований базируется на многообразии методов логистического анализа и проектирования материальных и сопутствующих им финансовых, информационных, сервисных и других потоков с целью их совершенствования. Разработка общего подхода к проведению логистических исследований предполагает использование всего многообразия методов анализа и проектирования логистических потоков, включая научную базу таких дисциплин, как: экономика, маркетинг, менеджмент, математика, исследование операций, экономическая кибернетика и др.Анализ конкретных методов, методик и алгоритмов, используемых в различных функциональных областях логистики, приводит к выводу, что одним из наиболее универсальных методов описания логистических потоков является графический метод. Этот метод исследования движения материальных и сопутствующих им потоков известен давно и хорошо изучен. Он используется для описания конфигурации логистических потоков, выявления общей структуры и функций логистической системы, для определения направлений совершенствования существующих потоков. Графическая схема движения логистических потоков позволяет проследить пути их перемещения, выявить моменты их генерации, преобразования и поглощения, операции, которые с ними осуществляются. В результате анализа схемы потока можно установить объём, характер и сроки выполнения работы для каждого звена логистической системы, наличие контроля за работой или полное его отсутствие, причины излишне длительного хранения продукции и неоправданных задержек при поставках её потребителю.Простота, универсальность, наглядность и экономичность графического метода описания логистических потоков способствует его широкой известности и частоте практического использования. Всё же необходимо отметить ряд ограничений применения данного метода на практике. Во-первых, при увеличении звеньев в логистической системе и сложности самой системы графическая схема может быть настолько велика, что потеряет свою ценность как средство анализа. Во-вторых, графические схемы анализа логистических потоков в процессе их реализации отличаются значительной трудоёмкостью, что при динамичном характере логистических процессов отражается на сроках проведения анализа и ценности его результатов. В-третьих, графические приёмы, ввиду отсутствия соответствующего критерия, не позволяют качественно и количественно оценить степень эффективности используемых мер по оптимизации потоков. Поэтому сложность формализации логистических процессов с помощью графических методов часто затрудняет их использование на практике.Для описания логистических потоков можно применять метод теории графов. Этот метод обеспечивает наглядность функционирования логистической системы и движения потоков. Появляется возможность проследить динамику управления и движения логистических потоков, оптимизировать функционирование логистической системы. Основными направлениями использования теории графов в практике логистических162исследовании являются: исследование потока на основе его сетевой модели, графические методы исследования потоков, описание потоков с помощью графов типа дерево.На практике исследование логистических процессов нередко осуществляется с применением сетевых графиков и традиционных методов его анализа. В таком случае понятия работы и события приобретают значение, соответствующее процессу управления логистической системой. Анализ сетевых графиков осуществляется способом нахождения критического пути, резервов времени, определения узких мест, перераспределения ресурсов и т.д.В системе менеджмента сетевые модели в большей степени известны как оптимизационные методы PERT-анализа. Они имеют несколько разновидностей, в том числе: PERT-cost - оптимизация по затратам; PERT-time - оптимизация по времени; PERT-reliability - оптимизация по надежности. Методология, заложенная в основе сетевого моделирования, позволяет использовать вышеупомянутые методы при построении дистрибутивных каналов и сетей в распределительной логистике, при проектировании мест дислокации оптовых складов, сервисных центров и других звеньев логистической системы. Например, для проектирования эффективных дистрибутивных каналов и сетей в розничной торговле целесообразно использовать подход, который можно охарактеризовать как линия баланса. Он предполагает оценку проектируемых дистрибутивных каналов и сетей с позиций комплексного учёта параметров времени, стоимости и процента готовности. Параметры сетевой модели легко рассчитываются с помощью базовых алгоритмов оптимизации модели. Это позволяет с меньшими затратами и в наиболее сжатые сроки выполнить весь комплекс запланированных сетевым графиком работ, повысить качество обслуживания потребителей.Метод функционально-операционного анализа предназначен для выявления основных функций объекта логистического исследования, расчленения этих функций на элементы и операции, после чего для каждой операции определяются цели, функции, информационные связи, объёмы входной и выходной информации. Все вышеперечисленные процедуры объединяются в логистическую сеть, на основе которой формируется география логистических потоков.Использование матричного моделирования позволяет формализовать многие процедуры и операции в различных звеньях логистической цепи, выявить и рационализировать связи между ними. Эта модель представляет собой таблицу, отражающую взаимосвязи и взаимозависимости подсистем и элементов логистической системы, позволяет количественно и качественно определить их характеристики. Типичным примером использования матричного моделирования является модель межотраслевого баланса, которая применяется при проведении логистических исследований межрегионального товарообмена и позволяет рассматривать отдельные отрасли в разном качественном состоянии. С одной стороны, как выразителей совокупного спроса и стоящих за ними покупателей материальных благ, предложенных другими отраслями (а в терминах модели затраты). С другой стороны, как выразителей со-вокупного предложения и продавцов, представляющих производителей материальных благ, представляемых ими самими (выпуск).Из всего множества экономико-математических методов, применяемых при решении экономических задач, можно выделить методы, наиболее широко используемые в логистике: это математическое программирование, теория игр, теория статистических решений, теория массового обслуживания, сетевой анализ.Методами линейного программирования можно решать логистические задачи, в которых требуется определить оптимальные значения переменных величин, представляющих масштабы или уровень возможного использования ресурсов разным способом и по различному направлению. Указанные возможности использования ресурсов ограничены некоторой, иногда довольно сложной, системой условий, сформулированных в строго математической форме. Наиболее типичными задачами такого рода являются: оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, оптимальный набор исходного сырья, эффективное использование сырьевых, материальных, трудовых, финансовых и энергетических ресурсов и т.д. Задачи линейного программирования относятся к числу наиболее распространенных и востребованных при решении локальных проблем управления материальными и информационными потоками на уровне предприятия.Применение линейного программирования экономически и организационно выгодно, так как для решения этих задач имеются достаточно подробно разработанные экономико-математические методы. Их использование не требует особой математической подготовки со стороны персонала предприятия и позволяет широко использовать компьютерную технику. При этом относительная самостоятельность задач данного типа позволяет получить оптимальные решения и практически реализовать их независимо от других экономических задач, обеспечивая значительный экономический эффект.Однако следует иметь в виду, что предпосылка линейности при исследовании логистических систем часто сопряжена с упрощением реальной действительности. Это обусловлено тем, что подавляющее большинство зависимостей на практике носит более сложный нелинейный характер, и как следствие этого выводы, полученные на основе решения задач линейного программирования, могут быть весьма несовершенными. Для решения задач, в которых либо целевая функция, либо ограничения, либо то и другое вместе выражены в нелинейной форме, используются задачи нелинейного программирования. Они применяются тогда, когда требуется получить оптимальное решение в условиях нелинейной зависимости. Примером нелинейной зависимости могут служить условия задачи оптимального выпуска продукции, при которых будут учитываться одновременное влияние на критерий оптимальности (например, сумму прибыли) изменения объёма выпуска и колебания уровня себестоимости на единицу продукции. В логистике такие задачи встречаются часто, и, как правило, носят динамический характер. В этом случае процесс решения задачи распадается на ряд последовательных этапов, относящихся к определённым интервалам времени.163Большинство логистических процессов и явлений сильно подвержено воздействию случайных, неопределённых факторов, что обусловливает применение методов теории статистических решений. Использование научных принципов теории вероятностей позволяет пролить свет на решение проблемы в условиях случайности и неопределенности, выразив параметры исследуемых логистических процессов статистически в виде вероятных величин. Одним из методов статистического моделирования является метод Монте-Карло, предполагающий изучение системы по входным и выходным данным, без анализа происходящих в ней процессов. Этот метод позволяет заменить испытания в реальных условиях результатами вычислений вероятностей наступления событий и расчётами средних значений случайных величин, существенно снижая расходы на экспериментальные исследования в реально функционирующих логистических системах. Применение данного метода можно проиллюстрировать примером из области теории очередей. Предположим, необходимо определить, как часто и как долго приходится ждать клиентам в очереди при заданной пропускной способности склада. Такая задача может возникнуть в связи с принятием решения относительно целесообразности реконструкции склада и ввода в действие дополнительных мест по обслуживанию клиентов. Фиксируя время прихода клиента на склад и время его обслуживания, получаем два ряда данных. Статистическая обработка этих данных позволяет моделировать случайные величины и получать статистические оценки для искомых величин, что, в свою очередь, содействует рационализации управленческих решений на складе.Для разрешения конфликтных ситуаций между субъектами логистической системы используются методы теории игр. Это направление прикладной математики, изучающее количественные закономерности в конфликтных ситуациях, позволяет разработать и количественно обосновать рекомендации по выбору наиболее рационального решения из двух или более взаимоисключающих (противоречивых) вариантов.Многие логистические задачи связаны с системами массового обслуживания и обусловлены массовымиСтатья представлена научной редакцией Экономика 15 ноября 2008 г.запросами на выполнение каких-либо услуг. Системы массового обслуживания включают в себя в качестве элементов: источник требований, входящий поток требований, очередь, обслуживающее устройство, выходящий поток требований. Эти системы, состоящие из объектов, требующих обслуживания, и непосредственно самого обслуживания, встречаются во многих логистических системах. Например, на локальном уровне это системы сервисного обслуживания оборудования (система обслуживания) и оборудования, требующего сервисных работ (объект обслуживания); склад материально-технического обеспечения предприятия и его производственные подразделения, от которых поступают заказы на те или иные материалы и предметы; приёмно-складское хозяйство и транспорт и т.д. Использование методов теории массового обслуживания позволяет рационально организовать эти процессы и обеспечить сокращение времени ожидания обслуживания, снижение затрат на обслуживание, способствует сокращению времени полного логистического цикла.Таким образом, математические методы и модели являются важнейшей содержательной стороной логистических исследований и позволяют находить оптимальные варианты решения сложных логистических проблем. Являясь синтезом целого ряда научных направлений, логистические исследования обеспечивают возможность систематического сбора, обработки и анализа данных по различным логистическим проблемам. В методологии логистических исследований соединены воедино графические, графоаналитические методы, сетевое моделирование, методы функционально-операционного анализа, матричного моделирования, математического программирования и другие. Причём каждый из методов, находясь в таком единстве, утрачивает ограничения, которые он имеет при использовании его обособленно, в отрыве от других методов. Это содействует интеграции функциональных циклов логистики - материально-технического обеспечения, производства, транспорта, сбыта и передачи информации о движении товаров, - способствует повышению эффективности работы в каждой из этих областей.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 2

Ссылки

 Понятие, сущность и классификация логистических исследований             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Понятие, сущность и классификация логистических исследований | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия