Актуальные аспекты бухгалтерского учета при организации финансирования и развития уставной деятельности товарищества собственников жилья | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Актуальные аспекты бухгалтерского учета при организации финансирования и развития уставной деятельности товарищества собственников жилья

Рассматриваются вопросы бухгалтерского учета при осуществлении Товариществом собственников жилья уставной деятельности в соответствии с учетной политикой ТСЖ и со структурой сметы доходов и расходов.

Key issues of book keeping for funding the condominimum authorized activites .pdf Бухгалтерский учет в Товариществе собственников жилья (далее ТСЖ) ведется в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, другими действующими нормативными документами.Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет председатель правления ТСЖ, а бухгалтер товарищества осуществляет ведение бухгалтерского учета и своевременное предоставление в установленные сроки полной и достоверной отчетности.Товарищества собственников жилья представляет собой самостоятельную форму негосударственной, некоммерческой организации, создаваемой для управления и обеспечения эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом О некоммерческих организациях и Жилищным кодексом Российской Федерации ТСЖ обладает специальной правоспособностью, т.е. оно может осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям в особых условиях финансирования.Уставная деятельность ТСЖ не облагается налогом. Цель уставной деятельности ТСЖ - содержание и ремонт общего имущества. Общее имущество принадлежит собственникам помещений. Уставная деятельность ТСЖ осуществляется не на основе договоров с собственниками помещений, а на основе закона и устава. Дело в том, что отдельный собственник не может выступать заказчиком на содержание и ремонт его доли общего имущества, так как он не вправе выделить в натуре свою долю (ст. 290 ГК РФ; п. 4 ст. 37 ЖК РФ). Например, если ремонтируется или обслуживается какая-то часть общего имущества (лифт, кровля, лестничная клетка и т.п.), то невозможно ответить на вопрос, для какого конкретно собственника (другого лица) это делается. Поэтому договор ТСЖ с отдельным собственником на содержание его доли в общем имуществе является беспредметным. Договор может быть заключен только на все общее имущество в многоквартирном доме. То есть другим лицом в договоре может выступать представитель всех собственников. Но таким представителем согласно Жилищному кодексу является само ТСЖ. Таким образом, во взаимоотношениях товарищества с собственниками помещений отсутствуют продажи работ, услуг. Это означает, что другое лицо, а следовательно, и признаки реализациикак основы налогообложения, соответствующие п. 1 ст. 39 НК РФ отсутствуют.В основе финансирования уставной деятельности лежат обязательные платежи. ТСЖ - это некоммерческие организации, основанные на членстве. В любой некоммерческой организации, основанной на членстве, существуют членские взносы. Согласно ст. 251 п. 2 НК РФ членские взносы обеспечивают содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности. Применительно к ТСЖ это означает содержание, обслуживание и ремонт общего имущества. Следовательно, собственники помещений, являющиеся членами ТСЖ, оплачивают расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности в форме регулярно (ежемесячно) вносимых членских взносов в соответствии с уставом и учетной политикой. Размер членских взносов определяется долей в праве собственности на общее имущество (ст. 249 ГК РФ; ст. 39 ЖК РФ). В свою очередь, согласно п. 2 ст. 151 ЖК РФ, в состав средств ТСЖ входят обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества. К обязательным относят платежи, осуществление которых регламентируется законом. Согласно п. 2 ст. 39 ЖК РФ расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме - это обязательные расходы. Согласно п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены ТСЖ вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг. Таким образом, в условиях деятельности ТСЖ членские взносы - это обязательные платежи.Но членские взносы - лишь часть обязательных платежей.Взносы собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ. Помимо членских взносов в состав обязательных платежей входят также поступления на содержание общего имущества от собственников, не являющихся членами ТСЖ.Членство или нечленство в ТСЖ влияет лишь на статус владельца помещения, его право голоса, право избирать и быть избранным в руководящие органы ТСЖ и т.п. Но отношения собственности в многоквартирном доме не зависят от того, является или не является собственник помещения членом ТСЖ.Собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, в соответствии с п. 8 ст. 138 ЖК РФ выступают по отношению к ТСЖ в роли доверителей. Аналогично коммунальным платежам их взносы на осуществление уставной деятельности ТСЖ представляют собой средства, направляемые поверенному (товариществу) в счет возмещения затрат по управлению общим имуществом,180содержанию, сохранению, текущему и капитальному ремонту. Для всех участников долевой собственности размер платежей определяется долей в общей собственности, а не тем, является или не является собственник членом ТСЖ. Следовательно, размер взносов собственников, не являющихся членами ТСЖ, определяется аналогично размеру членских взносов.В соответствии со ст. 155 ЖК РФ третьей составной частью обязательных платежей является оплата коммунальных и иных услуг, оказываемых собственникам (коммунальные платежи).Коммунальные платежи собственников не образуют дохода ТСЖ. Поступающие от собственников помещений средства на оплату коммунальных и иных услуг (коммунальные платежи) хотя и не являются заемными средствами, но аналогично им образуют у ТСЖ обязательство перед собственниками оплатить оказанные им услуги точно в той сумме, какая поступила на расчетный счет. То есть в этом случае собственные средства не увеличиваются, экономическая выгода не возникает. Следовательно, коммунальные платежи не могут считаться доходом.С точки зрения бухгалтерского учета начисленная собственникам сумма коммунальных платежей (дебиторская задолженность) одновременно является обязательством со стороны ТСЖ по использованию данных средств строго по назначению (кредиторская задолженность). Эта кредиторская задолженность сокращается по мере использования указанных средств (по мере начисления платежей обслуживающим организациям). Поскольку поступление коммунальных платежей не есть доход, то и образование на расчетном счете ТСЖ избытка указанных платежей - это не прибыль, а остаток кредиторской задолженности перед собственниками. В дальнейшем эти средства должны быть полностью использованы по назначению, либо необходимо исправить излишне начисленные суммы в сторону уменьшения (сторнировать, т.е. начислить со знаком минус).Коммунальные платежи как средства доверителей. ТСЖ в своих отношениях с собственниками помещений действует на условиях представительства. Это в полной мере относится и к операциям с коммунальными платежами. Суммы коммунальных платежей представляют собой не что иное, как средства доверителей, направляемые поверенному (товариществу). Соответственно указанные суммы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).ТСЖ не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между своими членами. Тем ни менее законодательство допускает ведение предпринимательской деятельности в товариществе собственников жилья. Таким образом, наличие или отсутствие предпринимательской деятельности позволяет разделить все ТСЖ как субъекты налогообложения на две группы, в которых будут применяться различные схемы бухгалтерского учета, и в связи с этим будут оформлять различные формы финансовой отчетности.Бухгалтерский учет в ТСЖ согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ О некоммерческих организациях (далее Закон о неком-мерческих организациях), ведется в общеустановленном порядке.Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в ТСЖ состоит из четырех уровней:законодательные акты (Налоговый кодекс, Закон о бухучете и т.д.); национальные бухгалтерские стандарты (положения по бухучету), которые принимаются в соответствии с международными стандартами учета (разрабатываются Министерством финансов РФ и регистрируются в Министерстве юстиции РФ); инструктивные письма и другие нормативные акты Министерства финансов РФ, акты других органов исполнительной власти, не противоречащих нормативным актам Министерства финансов РФ; внутренние документы организации - положения об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т.д. ТСЖ обязано вести бухгалтерский учет в порядке, установленном следующими законодательными и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет в Российской Федерации:•·Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ О бухгалтерском учете (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.); •Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; •Положения по бухгалтерскому учету (ЛБУ), регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций. - План счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;- нормативные акты Минфина России;- внутренние документы некоммерческой организации (положение об учетной политике, рабочий план счетов и т.п.).В зависимости от объема учетной работы в ТСЖ может быть:- создана бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;•·введена в штат должность бухгалтера; •·передано ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; •осуществлено ведение бухгалтерского учета председателем ТСЖ лично. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ УСТАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУчетная политика. Согласно Положению по бухгалтерскому учету Учетная политика организации ПБУ 1/98, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. № 60н (далее ПБУ 1/98), главный бухгалтер ТСЖ должен руководствоваться учетной политикой, утвержденной руководителем организации. Избранная организацией учетная политика утверждается приказом181руководителя не позднее 90 дней со дня государственной регистрации ТСЖ и применяется со дня приобретения ТСЖ статуса юридического лица.Формирование учетной политики. При формировании учетной политики бухгалтеру ТСЖ следует исходить из того, что в первую очередь должны быть отражены все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации.Так, например, в нормативных документах не закреплен способ распределения управленческих расходов ТСЖ в том случае, когда организация помимо своей основной уставной деятельности осуществляет также предпринимательскую деятельность, В этом случае организация при формировании своей учетной политики может установить любой способ распределения таких расходов, закрепив его в приказе об учетной политике (п. 8 ПБУ 1/98). Кроме этого, ТСЖ должно утвердить учетную политику для целей налогообложения, что предусмотрено НК РФ. При этом ТСЖ, осуществляющим предпринимательскую деятельность, следует:•·установить дату реализации товаров (работ, услуг) в целях исчисления НДС либо по отгрузке, либо по оплате; •утвердить метод признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли (кассовый либо метод начисления); •закрепить установленный организацией порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных. Исходя из этого, приказ об учетной политике в ТСЖ может содержать следующее:Наименование ТСЖ, правовые основы и задачи его создания. Адрес и дата регистрации ТСЖ. Указывается цель уставной деятельности ТСЖ -управление общим имуществом в многоквартирном доме (МКД) (обеспечение владения, пользования, включая эксплуатацию), а также в установленных законодательством пределах распоряжения этим имуществом. ТСЖ наряду с уставной функцией осуществляет/не осуществляет предпринимательскую деятельность. ТСЖ направляет доходы от предпринимательской деятельности на покрытие затрат по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества и других расходов, соответствующих уставной деятельности. Намерений прекратить какой-либо из видов уставной деятельности нет. ТСЖ не передает и не принимает материальные ценности в залог. Бухгалтерский учет в ТСЖ вести в соответствии с действующими нормативно-методическими и законодательными актами. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возлагается на председателя ТСЖ. 10. Для выполнения имеющегося объема учетной работы учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг специализированной организации или бух-галтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет председателю правления ТСЖ лично.Обязанность по ведению налогового учета возложить на главного бухгалтера. Утвердить должностные инструкции работников бухгалтерии. Установить перечень материально ответственных лиц. Выполнять всем работникам ТСЖ требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций. Установить перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Утвердить и применять рабочий план счетов. Установить, что формой бухгалтерского учета является журнал хозяйственных операций. Учет и обработку информации осуществлять как вручную, так и с использованием средств вычислительной техники. Учетные регистры формировать с применением программы. Налоговый учет вести с применением программы автоматизированного бухгалтерского учета. Инвентаризацию статей баланса проводить при участии ревизионной комиссии в следующие сроки: •·основных средств, материальных ценностей - 1 раз в год по состоянию на 1 января следующего года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; •материалов - 1 раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, •дебиторской задолженности - 1 раз в год по состоянию на 1 января следующего года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; •расчетов с бюджетом - ежегодно путем сверки расчетов с налоговой инспекцией не позднее сроков, установленных для сдачи соответствующих налоговых деклараций; •расчетов с жильцами - по распоряжению председателя ТСЖ, не менее 1 раза в год, в срок не позднее 1 недели до проведения ежегодного общего собрания, •кассовых операций - 1 раз в квартал по распоряжению председателя ТСЖ. В случае смены материально ответственных лиц обязательно проводить инвентаризацию.Результаты инвентаризации списывать на счет 86 Целевое финансирование.Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую и налоговую отчетность хранить в течение 5 лет. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и сохранность архива возложить на главного бухгалтера. Капитальное строительство и капитальный ремонт осуществлять согласно плану и сметам, утвержденным решением общего собрания членов ТСЖ. Утвердить бюджет ТСЖ решением общего собрания членов ТСЖ. Контроль за хозяйственными операциями осуществлять ревизионной комиссией ТСЖ в соответствии с положением о ревизионной комиссии, утвержденным общим собранием членов ТСЖ. 23. Источником формирования имущества ТСЖ считать членские взносы собственников помещений в МКД, доходы от хозяйственной деятельности, ассигнования из бюджета на капитальный ремонт общего182имущества и компенсацию субсидий и льгот, предусмотренных законом.Учет поступающих от жильцов членских взносов на осуществление уставной деятельности ТСЖ вести на счете 76 путем предварительного начисления взносов записью по дебету счета 76, субсчет Расчеты с жильцами по соответствующей аналитике, и кредиту счета 86 Целевое финансирование, субсчет Членские взносы от жильцов. Учет расходов по уставной деятельности вести на счете 86 Целевое финансирование по направлениям использования. Суммы превышения целевых поступлений на ведение уставной деятельности над расходами, как и суммы превышения расходов над целевыми поступлениями, засчитывать или добирать в последующие отчетные периоды. Указанные суммы на финансовые результаты деятельности организации не относить и на счете 99 Прибыли и убытки не учитывать. Данные суммы учитывать на счете 86 Целевое финансирование субсчет Членские взносы от жильцов по направлению использования На ведение уставной деятельности с возможностью сохранения как кредитового (экономия по смете), так и дебетового (перерасход по смете) сальдо. Предметы, служащие более одного года и имеющие стоимость в пределах 10 000 руб., а также приобретаемые издания (книги, брошюры и т.д.) независимо от стоимости списывать на расходы по мере отпуска в эксплуатацию. Амортизацию по основным средствам и нематериальным активам, используемым в уставной деятельности, не начислять. Износ по основным средствам учитывать на забалансовом счете 010 Износ основных средств. Износ начислять линейным способом. Срок полезного использования основных средств устанавливать исходя из минимального срока, предусмотренного для соответствующих амортизационных групп классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1. Использование целевых средств на приобретение основных средств и других внеоборотных активов отражать записью по дебету счета 86 Целевое финансирование, субсчет по соответствующему источнику финансирования, и кредиту счета 86, субсчет Целевое финансирование, использованное на приобретение основных средств. Бухгалтерские программы, консультационно-правовые информационные базы, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности к нематериальным активам не относить, отражать на счете 97. Ввиду отсутствия отдельного счета для учета материалов в некоммерческой деятельности учет материалов вести без использования счета 10 Материалы. Их стоимость прямо списывать на счет 86 Целевое финансирование. Суммы НДС по приобретенным материалам, используемым в уставной деятельности, включать в их фактическую стоимость. Отпуск материалов производить по себестоимости каждой единицы. Расходы на приобретение отдельных видов материалов (канцтоваров, бухгалтерских бланков, конвертов и т.п.) относить к административно-управленческим расходам и прямо списывать на счет 86 Целевое финансирование без оприходования на счете 10 Материалы. Контроль за сохранностью материалов осуществлять в административном порядке до их полного использования. Суммы НДС по приобретенным ценностям (работам, услугам) для уставной деятельности, осуществляемой за счет целевых поступлений, используемых строго по целевому назначению, включать в стоимость приобретенных ценностей. График документооборота, положение об оплате труда, штатное расписание устанавливать отдельными приказами. Отдельными приказами определяется круг подотчетных лиц, предельный срок предоставления авансового отчета, список лиц, имеющих право на получение доверенностей. Отпуск сотрудникам устанавливать в календарных днях. При необходимости перечень отражаемых в приказе об учетной политике вопросов может быть видоизменен и дополнен.Бюджет как элемент бухгалтерского учета. Для управления многоквартирным домом товариществу собственников жилья следует определиться с реальными источниками и объемами денежных средств, которые могут образовываться в ТСЖ для обеспечения расходов на осуществление уставной деятельности. Основу финансово-хозяйственной практики в любой предметной области является планирование, осуществляемое путем составления бюджета, финансового плана или сметы, где отражаются необходимые расходы на определенный период времени, как правило, равный одному календарному (финансовому) году.Таким образом, для выполнения своей уставной деятельности ТСЖ в соответствии с ч. 3 ст. 148 ЖК РФ разрабатывает и утверждает высшим органом управления - общим собранием членов ТСЖ, смету доходов и расходов, рассчитанную на определенный период (месяц, квартал, год, несколько лет и т.п.). Смета доходов и расходов (бюджет) ТСЖ является элементом бухгалтерского учета и основным регламентирующим финансовым документом товарищества Перечень статей сметы, их содержание, размер доходов и расходов по каждой статье ТСЖ определяет самостоятельно.Алгоритм разработки бюджета предусматривает использование элементов предвидения, обеспечивающего прогнозирование объемов поступления и расходования финансовых средств. Составление бюджета можно начинать в любое время и с любого периода, но проще и практичнее разрабатывать бюджет на календарный год (с 1 января по 31 декабря). При этом следует начать процесс подготовки бюджета заблаговременно, собирая и обобщая информацию о доходах и расходах, имевших место в предыдущие годы, но не менее предыдущих 12 месяцев. Опираясь на эти данные, можно наиболее достоверно спрогнозировать предстоящие доходы и расходы в следующем году.Структура сметы доходов. ТСЖ осуществляет только уставную деятельность, а структура статей доходов будет совпадать со структурой целевых поступлений (табл. 1).183Таблица 1Смета доходовСтатья дохода1. Плата за жилое помещениеи коммунальные услуги (квартплата)2. Предоставление органами местного самоуправления бюджетных средств на капитальный ремонт дома3. Прочие доходыДоходыМетод прогнозированияПрогноз основывается на том, планируем ли мы, что все лица, обязанные платить, вовремя уплатят квартплату. Если такой уверенности нет, следует заложить в бюджете определенный процент на неуплату квартплаты некоторыми лицами. Например, нам удастся собрать не 100% причитающихся платежей, а 85% и т.д. Прогноз должен базироваться на том, каков был процент собираемости квартплаты в предыдущем году В настоящее время очень сложно прогнозировать эти поступления из бюджета муниципального образования. Вероятность получения таких средств пока очень невеликаБазой для прогноза могут служить информация и предположения, основанные на расчетах о средствах, поступление которых ожидается от хозяйственной деятельности ТСЖСтруктура1.1. Плата за содержание и ремонт жилого помещения:•·услуги и работы по управлению домом; •содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в доме.2.1. Плата за коммунальные услуги (тепло-, водо-, электро- и газоснабжение, канализацию).Единовременные суммы согласно установленному порядку предоставления бюджетных средств на капитальный ремонт домов, относившихся к госу-дарственному или муниципальному жилому фондуСдача в аренду части общего имущества в многоквартирном доме. Оказание услуг по обслуживанию, эксплуатации и ремонту недвижимого имущества в многоквар-гирном доме Как видим, плата за жилое помещение и плата за коммунальные услуги являются основным и наиболее стабильным источником финансирования уставной деятельности ТСЖ, которая определена положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.Определения размера платы за жилье и коммунальные услуги. Плата за жипое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:плату за пользование жилым помещением (плата за наём); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.Плата за коммунальные услуги для всех потребителей включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.Структура платы за жилищно-коммунальные услуги для разных схем управления многоквартирными домами представлена в табл. 2.Размер платы за наём жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, устанавливается органами местного самоуправления.Структура платы за жилищно-коммунальные услугиТаблица 2ПотребителиУправление ТСЖА. Собственники помещений1. Плата за содержание и ремонт жилого помещения (обязательные платежи и взносы для членов ТСЖ, ЖК, ЖСК), учитывающая стоимость услуг и работ исполнителя соответствующих услуг, работ (лица, осуществляющего управление многоквартирным домом): - по управлению многоквартирным домом; - по содержанию общего имущества; - по текущему ремонту общего имущества; - по капитальному ремонту общего имущества. 2. Плата за коммунальные услугиБ. Наниматели жилых помещений муниципального или государственного жилфонда1. Плата за наём. 2. Плата за содержание и ремонт жилого помещения, учитывающая стоимость услуг и работ: - по управлению многоквартирным домом; - по содержанию общего имущества; - по текущему ремонту общего имущества. 3. Плата за коммунальные услугиРазмер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, в которых создано ТСЖ, определяется органами управления товарищества собственников жилья и является обязательным для всех проживающих в этом доме.Размер платы за коммунальные услуги определяется расчётным путём исходя из:- показаний приборов учёта, а при их отсутствии -исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых органами государственной вла-184сти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;- тарифов, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, определённом законодательством Российской Федерации.При этом сам размер платы за коммунальные услуги ни органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ни органами местного самоуправления не утверждается, кроме случаев, когда по решению органа местного самоуправления размер платы для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма (найма) может быть установлен ниже, чем для собственников остальных помещений в этом доме.Алгоритм расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме представляет собой денежное выражение стоимости услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему (для собственников помещений также капитальному) ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предназначенная для их оплаты в объёме, обусловленном:•·для собственника помещения - долей в праве общей собственности на общее имущество; •для нанимателя жилого помещения - размером общей площади занимаемого по договору социального найма (найма) жилого помещения. Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для каждого собственника помещений в многоквартирном доме (Р;) устанавливается исходя из годовой стоимости содержания и ремонта общего имущества, сформированной для этого дома, по формулеР; = Со6щхДь (1)где Со6щ - общая стоимость услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, составляющая договорную цену с исполнителем (исполнителями) этих услуг, работ (руб./год); Д, - доля в праве общей собственности на общее имущество собственника /-го помещения в этом доме (безразмерно).Поскольку доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (So6ni), то показатель Д, определяется по формулеAi = "общ i ' 2* "общ /", (2)где ^общ , - общая площадь /-го жилого помещения; Z ^общ; - суммарная общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кроме помещений общего пользования).При этом общая площадь жилого помещения определяется как сумма площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.При управлении многоквартирным домом ТСЖ собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, несут рас-ходы на содержание и ремонт общего имущества с учётом внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем указанных жилых помещений. Такое отклонение возможно по причине невключения в структуру платы для нанимателей платы за капитальный ремонт, а также в результате мер социальной поддержки нанимателей.Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателя такого помещения определяется по формуле"i - ч^общ- ^щ>) ' 2^ "общ / X ^общ ; \->)Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения определяется по формулеPi ~ -flKB.M X S06ra,-. (4)Порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Плата за содержание и ремонт жилого помещения вносится ежемесячно в течение действия договора с товариществом. При этом условиями договора может быть предусмотрено внесение платы как ежемесячно равномерно, так и ежемесячно в разных размерах.Ежемесячный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения при равномерном её внесении в период действия договора с исполнителем определяется по следующей формуле:Д-жем = />*'/И, руб./мес, (5)где п - количество месяцев внесения платы за расчётный период (при расчётном периоде год и =12); Pi -размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, учитывающий стоимость содержания (Ссод), текущего (Qp) и капитального (С,,,) ремонта общего имущества и определяемый по формулеР* = Со6щхД,, (6)Где ^обш ~ ^сод *-тр ^кр*Ежемесячный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения при неравномерном её внесении может определяться следующим образом:-* *ежем - ■* 1 и 1 мес.' ^ Ь^*ежем ~* f*i и 2 мес. / "2, (7)где Р, „ 1 мю. ~ размер платы, вносимый соответственно разными суммами за разное количество месяцев (щ и и2).Порядок расчёта размера платы за коммунальные услуги. Коммунальные услуги - это деятельность по холодному и горячему водоснабжению, водоотведе-нию, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая потребителям соответствующих услуг комфортные условия проживания в жилых помещениях и пользования нежилыми помещениями.Размер платы за коммунальные услуги (рассчитывается в том же порядке, что и размер платы за коммунальные ресурсы, поэтому в дальнейшем будем оперировать понятием размер платы за коммунальные услуги) рассчитывается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307 (далее Правила), исходя из:185•·количества (объёма) потреблённых коммунальных ресурсов; •·тарифов на коммунальные ресурсы.Порядок определения объемов коммунальных ресурсов, принимаемых для расчета размеров платы. В зависимости от оснащённости многоквартирного (жилого) дома приборами учёта объёмы потреблённых ресурсов определяются либо по показаниям приборов учёта, либо нормативно-расчётным путём (по нормативам потребления коммунальных услуг).Различают следующие приборы учёта:Коллективный {общедомовой) - средство измерения, используемое для определения объёмов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный или жилой дом (далее ОГГУ).Общий (квартирный) - средство измерения, используемое для определения объёмов (количества) потребления коммунальных ресурсов в коммунальной квартире (далее КПУ).Индивидуальный - средство измерения, используемое для определения объёмов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее ИПУ).Под нормативами потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объём (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, твердого топлива) потребителем в многоквартирном или жилом доме при отсутствии приборов учёта.Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативы потребления услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления утверждаются органами местного самоуправления, а нормативы потребления услуг электроснабжения и газоснабжения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Нормативы потребления устанавливаются на срок не менее 3 лет, в течение которых они пересмотру не подлежат, за исключением случаев изменения:•·конструктивных и технических параметров жилого здания; •·степени благоустройства жилого здания; •·климатических условий, при котором объём потребления ресурсов в доме изменяется более чем на 5%. В состав нормативов потребления коммунальных услуг входит расход коммунальных ресурсов на следующие нужды:•·потребление на индивидуально-бытовые нужды (внутри жилых и нежилых помещений); •потребление на общедомовые нужды (в помещениях общего пользования); •нормативные технологические потери ресурсов во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома. Основным правилом при расчёте размера платы за коммунальные услуги как с применением нормативов потребления коммунальных услуг, так и по показаниям приборов учета является то, что потребители коммунальных услуг должны оплатить весь объём поступивших в многоквартирный (жилой) дом коммунальныхресурсов. Объём поступивших в многоквартирный (жилой) дом коммунальных ресурсов измеряется общедомовыми приборами учёта соответствующих ресурсов, а в их отсутствие - расчётным путём.Таким образом, расход коммунальных ресурсов, используемых на общедомовые нужды, учитывается в составе платы за коммунальные услуги при любых способах её расчёта:- по нормативам потребления, куда потребление коммунальных ресурсов в помещениях общего пользования входит составной частью,- по показаниям приборов учета, поскольку фактический объём потреблённых в многоквартирном доме коммунальных ресурсов (измеренный общедомовым прибором учёта, а в его отсутствие - определённый расчётным путём) распределяется между всеми потребителями, рассчитывающимися по приборам учёта.Порядок (способы и варианты) определения объемов коммунальных ресурсов, принимаемых для расчета размеров платы за коммунальные услуги, зависит от степени оборудования многоквартирных (жилых) домов приборами учёта.Способы учёта объёмов коммунальных ресурсов по видам коммунальных услуг и условия применения того или иного способа приведены в табл. 3. Исходя из степени оборудования многоквартирного (жилого) дома приборами учета различают следующие варианты объемов потребляемых коммунальных услуг (ресурсов): а) при отсутствии в жилом доме или помещениях многоквартирного дома общедомовых, квартирных и индивидуальных приборов учёта - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;б) при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учёта и при отсутствии индивидуальных и квартирных приборов учёта - исходя из показаний общедомовых приборов учета, распределяемых между всеми потребителями либо пропорционально численности проживающих, либо пропорционально общей площади занимаемых ими помещений (в зависимости от вида коммунальных услуг);в) при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учёта и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) квартирными приборами учёта1:•·для помещений, не

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 2

Ссылки

 Актуальные аспекты бухгалтерского учета при организации финансирования и развития уставной деятельности товарищества собственников жилья             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Актуальные аспекты бухгалтерского учета при организации финансирования и развития уставной деятельности товарищества собственников жилья | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия