Проблемы реструктуризации российских предприятий | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Проблемы реструктуризации российских предприятий

В условиях рыночных реформ развитие российской промышленности осложнено значительным числом проблем, одни из которых вызваны макроэкономическими особенностями переходного периода, другие имеют микроэкономический характер. Во многом успех проекта реструктуризации связан именно с правильной диагностикой проблем предприятия, препятствующих его реализации.

Problems of re-structuring russian enterprises .pdf Деятельность современного предприятия в значительной мере базируется на принципах, сформулированных в XVIII в. А. Смитом в его труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", в котором любой производственный процесс предлагалось разбить на элементарные и простые задания, чтобы каждое из них мог выполнять один рабочий [1. С. 32]. При этом от рабочего не требовалось высокой квалификации и умения выполнять работу в целом; достаточно, чтобы он специализировался на одном или нескольких простейших заданиях. Это легко реализуемая идея, в связи с чем предложенные принципы были и остаются весьма успешными в массовом производстве типовой продукции, выполняемой силами большой армии неквалифицированных рабочих, использующих простое оборудование.Принципы структурной организации производства, сформулированные А. Смитом и революционные для того времени, не соответствуют требованиям современной экономики, в которой продукция должна быть ориентирована в основном на узкие группы потребителей [2. С. 44]. Соответственно, практически во всех структурных подразделениях работники должны быть хорошо образованы, не бояться ответственности и стремиться к решению по-настоящему сложных задач. Это определяется тем, что современный потребительский рынок стал намного шире, а конкуренция на нем -более агрессивной. Следовательно, прежде всего, реструктуризации должны подвергнуться сами принципы формирования структуры российских предприятий, что объясняется следующей проблематикой:•·в цивилизованном мире именно потребители контролируют рынок, будучи прекрасно осведомленными о своем положении на рынке и о возможностях выбора необходимых товаров и услуг; •новые ожидания относительно предлагаемых потребителям благ подвержены самоформированию во многом благодаря глобальным информационным сетям, телерекламе, потребительским дайджестам и т.п. Соответственно, востребованной становится продукция, которая адаптирована к определенным нуждам конкретного потребителя; •существенно изменились средства производства и технологии, а среди последних прежде всего информационные, ставшие способом, с помощью которого товары и информация о них поступают покупателям. Однако, несмотря на эти изменения, многие компании с длительной историей хозяйствования на рынке продолжают по инерции держаться за старые управленческие идеи. Если в США и странах Западной Европы в потребительски ориентированных отраслях не более 20% фирм используют традиционные управленческие, производственные, финансовые, информацион-ные технологии, то в России - не менее 80% [3. С. 28]. Поэтому на успех реструктуризации российских предприятий влияют следующие основные факторы:•·рыночные перспективы и финансовое состояние. Каждая фирма, инициирующая реструктуризацию, должна спрогнозировать возможные изменения долговременной конкурентоспособности и финансовой ситуации, которые предоставляли бы достаточно времени для достижения запланированных финансово-экономических результатов; •ответственность руководства. Акционеры и управленческий состав компании и предприятий должны проникнуться целями проекта реструктуризации и принимать при необходимости своевременные решения по корректировке проекта и финансированию отдельных его направлений; •квалификация персонала. Реализация проекта реструктуризации в полной мере зависит от уровня квалификации управленческого персонала и его заинтересованности в успешности бизнеса; •возможность осуществления внутрифирменными силами большого объема предварительной исследовательской и аналитической работы финансово-экономического, управленческого, маркетингового и социального характера; •перспективы выхода на новый уровень кооперации и взаимодействия с поставщиками материально-технических ресурсов, кредиторами, органами власти. Таким образом, к числу проблем, сдерживающих реструктуризацию российских предприятий, можно отнести правовые, транзитивно-реформенные, отраслевые, микроэкономические.Первой группой реструктуризационных проблем выступают правовые, связанные с формированием и развитием российского экономического законодательства в условиях рыночных реформ. К числу данных проблем относятся:1. Высокое налоговое бремя на предприятиях, занятых в нескольких промежуточных технологических переделах. Российские налоги, особенно рассчитываемые с оборота, крайне нечувствительны к множественности этапов современных технологических процессов практически во всех потребительских отраслях и не учитывают разницы между ними и базовыми отраслями. Чрезмерные налоги препятствуют внедрению новых финансовых механизмов, поскольку все преимущества, которые могло бы получить предприятие от финансовой реструктуризации, рискуют быть съеденными дополнительными налоговыми платежами.2. Несовершенство механизма банкротства. Несмотря на то что закон о банкротстве 2002 г. вызвал лавинообразный рост процессов о несостоятельности, сами эти процессы мало ограждены от вмешательства206извне. В результате налицо отсутствие единых правил игры для различных участников процессов о несостоятельности. Это означает, что предприятия, обладающие большим влиянием, получают преимущества по сравнению с прочими. Поэтому средние предприятия с относительно небольшими долгами быстро проходят стадию банкротства, а крупные российские компании с миллиардными долгами, которые давно должны были обанкротиться и подлежат реструктуризации, получают одну поблажку за другой [4. С. 15].3. Деформализация хозяйственной среды промышленного производства в реформируемой российской экономике. Анализ развития реального сектора российской экономики показал, что основным проявлением деформализации являются разрыв между реальными и формально учтенными объемами хозяйственного оборота промышленных предприятий, а также между формально числящимися производственными структурами и их фактически действующим числом. Особое значение это приобретает для малых производственных фирм, подключенных к обслуживанию крупных производственных структур и предоставляющих им строительные, транспортные, информационные услуги.Вторая группа проблем реструктуризации российских предприятий связана с самими рыночными реформами и с порождаемыми ими специфическими процессами и явлениями. К их числу можно отнести следующие:Вынужденная многопрофильность и одновременно значительная оторванность хозяйственной деятельности российских предприятий от структуры рыночного спроса. Образование на базе российских промышленных предприятий значительного числа коммерческих и посреднических компаний выступает как форма обеспечения притока средств на предприятия в условиях нестабильного спроса на их продукцию. Однако по мере расширения внутрироссийского спроса эффективность производства во многом определяется привлечением финансирования в его модернизацию. В таких условиях реструктуризация сдерживается не-сформированностью вторичного рынка средств производства, во многом вызванной той второстепенной ролью, которую вынуждено играть основное производство для многих российских предприятий. Неразвитость информационной составляющей инфраструктуры производства в реальном секторе российской экономики. Это приводит к искажению и появлению значительных расхождений в оценке финансового состояния предприятий, перспектив производства и освоения рынка. В условиях затрудненного доступа к информации о производственной, финансовой и маркетинговой деятельности предприятий их собственники и менеджеры зачастую воспринимают даже бесперспективные и нерентабельные предприятия как обладающие производственной, финансовой, кадровой, маркетинговой структурой, не требующей реструктуризации. Финансово-экономические, технические и психологические проблемы привлечения долгосрочных инвестиций, необходимых для реструктуризации производства. Многие руководители российских крупных и средних предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банков- ские займы, хотя они наименее реальны в существующих условиях [5. С. 24]. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование вряд ли может быть доступно многим. Значимым препятствием на пути привлечения инвестиций является то, что российские предприятия не в состоянии предоставить бизнес-планы, разработанные в соответствии с международными стандартами [6. С. 64]. Кроме того, менеджеры значительного числа российских фирм владеют контрольными или блокирующими пакетами акций и не готовы к привлечению инвестиций посредством их эмиссий для фондового рынка.Вместе с тем в мировой практике достаточно затруднительно найти промышленное предприятие, которое обеспечивало бы заемное финансирование только посредством займов. Все промышленные фирмы -лидеры своего рынка - размещают свои акции на бирже. В соответствии с этим сокрытие доходов, столь распространенное среди российских фирм, противоречит главному требованию профессиональных инвесторов - прозрачности, т.е. полному и корректному раскрытию финансовой информации.4. Реструктуризационно-сдерживающие действия криминальных групп. Криминальные группы могут оказаться среди собственников предприятия либо монополизировать снабжение или сбыт предприятий, но в любом случае они будут выкачивать из них денежные средства. Будучи собственниками, они навязывают свои условия снабжения или сбыта, которые приводят к неэффективности производства. Любые действия, устраняющие подобное положение, встречают яростное сопротивление этих групп в характерной для них манере.5. Возможное противодействие реструктуризации предприятий регионального и межрегионального уровня со стороны администраций многих регионов. Власти региона желают видеть предприятие в качестве постоянного источника доходов бюджета независимо от цены, в которую это обходится предприятию. Как правило, это мотивировано тем, что реструктуризационные мероприятия на бюджетно-значимых предприятиях могут повлечь сокращение их налоговой базы, что противоречит финансовым интересам территориальной администрации и чему она активно сопротивляется. Кроме того, администрация территории заинтересована в снижении социальной напряженности, включая сохранение рабочих мест. В результате действия налоговых, лицензирующих органов, пожарного, санитарного и другого контроля становятся прямо направленными на сохранение существующей управленческой и производственной структуры предприятия, пусть даже и неэффективной, затратной и убыточной.Третью группу проблем, связанных с реструктуризацией российских предприятий, можно назвать мезо-экономической, поскольку они берут начало в отраслевой специфике производства, в тех производственно-экономических проблемах, с которыми сталкивается подавляющее число отечественных фирм. К числу таких проблем можно отнести:1) Низкую рыночную стоимость основных производственных фондов российских предприятий, которая, с одной стороны, искажает экономические показа-207тели эффективности преобразований их структуры (такие как фондоотдача, рентабельность основного капитала и т.п.), с другой - препятствует привлечению необходимых объемов банковского кредита вследствие занижения стоимости залогового фонда.2) Высокий уровень просроченной задолженности. На всем протяжении рыночных реформ в российской экономике остается высокой доля как просроченной дебиторской, так и кредиторской задолженностей.Как следует из анализа данных, за период 1994-2007 гг. просроченные дебиторская и кредиторская задолженности не опускались ниже отметки в 40% от общего объема задолженности (за исключением 2002 г., когда доля просроченной дебиторской задолженности снизилась до 38% от ее общего объема) [7. С. 1]. При этом на последефолтном этапе, несмотря на почти 25%-е снижение доли как просроченной дебиторской, так и кредиторской задолженности в их общей массе, наметилась другая угрожающая тенденция. Если до 1999 г. разница между просроченной кредиторской и дебиторской задолженностью в их общем объеме составляла менее 10% (десятипроцентный максимум пришелся на 1997 г.), то после 1999 г. этот разрыв превысил 15% (составив в 2001 г. 20%, в 2005 г. - 12%). Все это свидетельствует об усилении долговой проблемы реструктуризации российских предприятий, когда значительные долги не позволяют ликвидировать нерентабельные производства, дать самостоятельность отдельным структурным подразделениям предприятий, наделить менеджеров новыми полномочиями.Массовая убыточность предприятий в реформируемой российской экономике обусловлена опережающим спадом производства за годы реформ по сравнению с сокращением расходов, прежде всего непроизводственных. То есть запаздывание массовой реструктуризации российских предприятий в 1990-х гг. стало тем фактором, который препятствует ее активизации в 2000-х гг.;3) неблагоприятную для инициации реструктуризационных процессов структуру собственности на многих российских предприятиях. Ее главной характеристикой является концентрация собственности в начале приватизации в руках ограниченного круга акционеров-инсайдеров (как следствие отстранения самого массового акционера - работников предприятий - от контроля над активами), а также дальнейшее закрепление имущества фирм за малым числом собственников в результате рейдерских захватов, ставших массовыми с середины 2000-х гг. В целом к имущественным проблемам реструктуризации российских предприятий можно отнести следующие:•·насильственное объединение предприятий посредством агрессивной либо согласованной скупки различных пакетов акций на вторичном рынке. В результате новые собственники-рейдеры сколачивают оптимальную, по их мнению, структуру предприятия, которая подчинена, как правило, единственному императиву - получения максимально возможной прибыли в кратчайшие сроки; •осуществление фиктивных банкротств с последующей скупкой продаваемых активов. Такое агрессивное поглощение, а также формирование альянсов менеджеров с акционерами-дружественными аутсай- дерами значительно снижает инвестиционную привлекательность предприятий и ставит под угрозу достижение одной из главных рыночных целей реструктуризации -повышение стоимости фирмы на фондовом рынке;- частые случаи грубого нарушения законодательства как следствие борьбы за контроль над активами предприятий в наиболее нецивилизованных формах (таких как вычеркивание неугодного акционера из реестра, голосование на общем собрании акционеров поднятием рук, а не по принципу одна акция - один голос и пр.).Четвертая группа проблем, с которыми сталкиваются российские предприятия при реструктуризации, является микроэкономическая, связанная с особенностями функционирования самих субъектов рынка в российской экономике. К наиболее актуальным из них относятся следующие:Проблема руководящих кадров. Большинство менеджеров высшего и среднего уровней управления не владеют еще необходимым для современной экономики арсеналом знаний и методов, не говоря уже о неадаптированных целях и ценностях, заимствованных у преуспевающих зарубежных фирм [8. С. 33]. Проблема кооперации и координации усилий различных членов коллектива реструктуризируемого предприятия. Добиться понимания работниками-индивидами общих для предприятия целей, преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общеорганизационными интересами, целями и ожиданиями можно только при условии совпадения ценностей, взглядов, стиля ведения бизнеса, приоритетов руководства и корпоративной культуры. В свою очередь, причины того, что на многих российских предприятиях такое совпадение не имеет прочного места, заключаются, по мнению автора, в следующем: •·в различиях в ожиданиях от своего труда для различных возрастных групп работников, поскольку каждые 8-10 лет в России сменялся курс реформ, менялись общие ценности и карьерные приоритеты; •десяти- и более кратном разрыве между оплатой труда работников исполнительного труда, менеджерами нижнего, среднего и высшего звена; •многократном разрыве между стоимостью труда в Центре и в регионах, что особенно актуально для предприятий холдингового типа с развитой региональной структурой; •отставании квалификации управленческого персонала большинства промышленных предприятий от мировых стандартов менеджмента, с ориентиром на которые и проводится реструктуризация; •неразвитости управленческих коммуникаций на российских предприятиях, отвечающих современным тенденциям развития менеджериальной науки (делегированию полномочий, интеграции сходных управленческих действий, всеобщей информатизации управленческого труда и пр.). Проблемы внутрифирменных коммуникаций, препятствующие реструктуризации российских предприятий, можно свести к тому, что специалисты, вовлеченные в нее, могут эффективно взаимодействовать друг с другом в рамках старой оргструктуры и неэффективно - в рамках новой. В частности, после изме-208нения организационной структуры фирмы менеджеры могут не пользоваться управленческим авторитетом у новых сотрудников, следовательно, реализация их власти не может достичь ожидаемых результатов.3. Проблема несовершенства учета на российских предприятиях. Общеустановленная система бухгалтерского учета по-прежнему решает в основном проблему сохранности имущества, а не оптимизации расходов и платежей. Это в свою очередь значительно удлиняет адаптацию системы бухгалтерского и управленческого учета на российских предприятиях к реструктуризации собственности, к автоматизации управления производством, финансами.В результате реализации проекта реструктуризации предприятия его реальный бюджет зачастую оказывается значительно больше запланированного. Не менее опасно для предприятия недооценить временные ресурсы своих сотрудников, которые будут задействованы в непосредственном планировании, реализации и контроле над эффективностью реструктуризационных мероприятий. Если их время будет спланировано неправильно, то текущая производственно-финансовая, снабженческо-сбытовая деятельность предприятия будет практически парализована, т.к. все силы будут брошены на формирование его новой структуры.4. Маркетинго-сбытовая проблема. Система маркетинга большинства российских предприятий ориентирована, как правило, на производство, а не на рынок [9. С. 78]. А это, в свою очередь, не позволяет проводить эффективную инновационную, а следовательно, и инвестиционную политику.В итоге можно сделать следующие выводы.Проблемы, сопровождающие реструктуризацию российских предприятий, требуют изменения прежде всего принципов формирования их структуры. К числу самых необходимых из таких принципов можно отнести первенство потребителей в контроле над рынком, самовозрастание их ожиданий от потребляемых продуктов, существенное изменение средств производства, а также промышленных, финансовых и информационных технологий. В свою очередь, сами проблемы, сдерживающие реструктуризацию российских предприятий, включают в себя правовые (высокое налоговое бремя на перерабатывающие отрасли, несовершенство отношений банкротства, значительный удельный вес теневой и неформальной деятельности), транзи-тивно-реформенные (оторванность хозяйственной деятельности от структуры рыночного спроса, неразвитость ее информационной составляющей, реструктури-зационно-сдерживающие действия криминальных групп, недостаток инвестиций для законченного изменения структуры предприятий), мезоэкономические (наличие значительной просроченной задолженности и убыточных предприятий, негибкая структура собственности и недооцененность промышленных производственных фондов), микроэкономические (проблемы качества руководящих кадров, кооперации и координации усилий членов коллективов, несовершенства управленческого учета, маркетинга и сбыта). Вся совокупность данных проблем требует поиска адекватных экономических методов для развития реструктуризационных процессов на российских предприятиях.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т. 1.
Бартов В.А. Реинжиниринг: Сущность и методология // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. 2006. № 5.
Zukerman A. The new technologies intruding // Euromarket. 2005. № 11.
Бочкин В. Банкротство: Ключ к реструктуризации? // Нозая экономика. 2006. № 2.
Духов И. В погоне за кредитом // Новая экономика. 2007. № 1.
Мартин Р. Проблемы бизнес-планирования на российских предприятиях. Омск: ОмГУ, 2006.
Данные официальной государственной статистики. Официальной сервер Госкомстата РФ www.gks.ru.
Петров В. Менеджериальный аспект реформ // Управление корпорацией. 2006. № 4.
Левченко В.А. Маркетинговые системы: Теория и практика построения. Ростов: Прима Паблишерз-Ростов, 2005.
 Проблемы реструктуризации российских предприятий             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Проблемы реструктуризации российских предприятий | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия