Факторы, влияющие на повышение эффективности реализации единого учетного процесса в системе ЖКХ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Факторы, влияющие на повышение эффективности реализации единого учетного процесса в системе ЖКХ

Раскрываются проблемы функционирования системы ЖКХ, анализируются факторы, влияющие на повышение эффективности реализации ее единого учетного процесса, и предлагаются первоочередные меры по реформированию ЖКХ, связанные с созданием и функционированием консолидированной учетной системы и реализацией единого учетного процесса.

Factors influencing efficiency of uniform accounting system in the sphere of housing and communal facilities .pdf Реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является важнейшим направлением развития национальной экономики и одним из условий обеспечения качества жизни граждан страны [1,2].Учитывая усиление внимания к социальным программам и повышению уровня жизни в России при проведении реформы ЖКХ, особое внимание необходимо уделять учету и контролю за уровнем затрат в организациях, функционирующих в системе ЖКХ, оценке результативности использования выделяемых бюджетных средств и обоснованию рационального финансирования отрасли, которое позволит провести ее техническое переоснащение и обеспечить повышение качества оказываемых услуг.В этой связи необходимы серьезные изменения в организационной структуре ЖКХ, взаимоотношениях между участниками консолидированных групп организации. Особенно важно привести в соответствие нормативное регулирование бухгалтерского, налогового учета с действующим гражданским законодательством. Для разрешения противоречий рекомендуется внесение изменений в нормативные документы, которые позволят объективно отражать реалии российской экономической деятельности.Налоговая политика и законодательство по бухгалтерскому учету требуют разработки новых методологических подходов к формированию и реализации единого учетного процесса в системе ЖКХ с учетом отраслевых особенностей. Это продиктовано следующими факторами:- необходимостью систематизации и теоретического обоснования организации единого учетного процесса в системе ЖКХ;-востребованностью достоверной, полной, адекватной и прозрачной отчетности, позволяющей формировать качественное информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы ЖКХ;- недостаточностью достоверной статистической информации;-возросшей необходимостью упорядочения налогового учета в отрасли;- актуальностью совершенствования механизма ценообразования тарифов, учитывающего изменения экономических отношений хозяйствующих субъектов, функционирующих в системе ЖКХ;-потребностью в разработке методологии качественного контроля (с учетом изменения институциональной структуры ЖКХ и деятельности его субъектов, имеющих различную организационно-правовую форму), направленного на обеспечение жесткого административного и финансового контроля за проведением мероприятий по итогам аудиторских проверок на уровне органа местного самоуправления;- необходимостью организации консолидированного учета и отчетности в системе ЖКХ как решающего условия достоверности, прозрачности и информативности отчетности, обеспечивающей принятие обоснованных решений по повышению эффективности функционирования системы ЖКХ.Как всем известно, организации коммунального комплекса (ОКК), производящие коммунальные услуги, применяют классический бухгалтерский учет с учетом требований Налогового кодекса.Особую важность в современных условиях приобретают методики определения обоснованного размера инвестиционной составляющей тарифа (ИСТ) и ее использование в рамках единого учетного процесса (ЕУП). Степень важности обеспечения единого учетного процесса и определения в нем роли ИСТ сегодня трудно переоценить, тем более что состояние учета ИСТ можно сравнить со стихийным бедствием. Для организаций ЕУП в системе ЖКХ необходимо выработать обоснованные правила ведения консолидированного учета и отчетности, которые обеспечат формирование адекватной, полной, достоверной и прозрачной (понятной для потребителя услуг) информации как о поступлении средств (из бюджетов разных уровней, от юридических лиц, от населения), так и об их расходовании в соответствии с расходными обязательствами бюджета, установленными размерами тарифов, калькуляциями (сметами) на услуги (работы) и т.д.Для реализации принципа консолидации необходимо внести соответствующие поправки и дополнения в следующие федеральные законы:-Федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004г. Жилищный кодекс Российской Федерации;•·Федеральный закон РФ № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; •Федеральный закон РФ № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; -Федеральный закон №1541-1 от 04.07.91г. О приватизации жилищного фонда в РФ.Изменения должны коснуться не только позиционирования в законодательстве институциональных основ ЖКХ, ответственности и полномочий всех причастных к реализации жилищно-коммунальных услуг, но и методик тарифообразования, инвестирования и стандартизации предоставляемых услуг. Отметим, что на практике применяется множество подходов и методик учета, тарифообразования и инвестирования, но, как правило, они не учитывают интересы не только потребителей, но и поставщиков услуг ЖКХ. Причем в рамках единого учетного процесса, включающего учетно-224аналитическое обеспечение тарифоообразования, хозяйствующие субъекты применяют различные методики бухучета и разные режимы налогообложения.Процесс ведения бухгалтерского и налогового учета усложняется в связи с тем, что все платежи населения по определенному органу местного самоуправления (ОМСУ) относятся к конечному нетто-тарифу, который имеет сложную структуру (таблица).Структура тарифа сложная, поэтому облагать стоимость услуг НДС (в разрезе видов услуг), а потом оделить книгу покупок по видам облагаемых и необлагаемых услуг согласно п. 4 ст. 170 НК РФ - чрезвычайно трудно. В настоящее время разнообразие участников единого учетного процесса, услуг и тарифов, объединяющихмножество направлений оказания жилищно-коммунальных услуг, усложняет процесс создания эффективной системы учета и контроля. При этом надо отметить, что разработчики политики перехода на рыночные отношения не учли необходимость эффективного изъятия налогов для воспроизводства отрасли ЖКХ. Как уже отмечено выше, требует взаимоувязки система бухгалтерского учета и принципы налогообложения. Причем налогообложение НДС в системе ЖКХ, имеющей специфические особенности, высокую социальную значимость, должно определяться действующим законодательством в единой трактовке на основе раздельного ведения учета (т.е. не начисляя НДС по услугам населению и не возмещая входного НДС по юридическим лицам).Структура тарифа в условиях реформирования системы ЖКХСоставляющие тарифаРегулированиеИсточник финансированияФактическая себестоимость коммунальных услуг, в том числе НДСВключает нетто-тариф, регулируемый ОМСУОплачивается населением, юридическими лицами, а также финансируется из бюджетаЦелевое бюджетное финансирование на возмещение субсидий, субвенций, дотаций и льготРегулируется ОМСУ, органами субъектов РФ и уполномоченными органами федеральной властиПоступает из бюджетов разных уровнейИнвестиционная составляющая в тарифе (ИСТ)Регулируется федеральным законодательствомОплачивается населением. Частично оплачивается из бюджета, в том числе за счет Фонда содействия реформированию ЖКХПроблема налога на прибыль также имеет множество спорных аспектов. При разработке налоговой политики в ЖКХ надо исходить из того, что жилищно-коммунальные услуги необходимы для нормального функционирования системы жизнеобеспечения населения, поэтому получение прибыли не должно быть целью социально-ориентированного ведения хозяйственных операций на предприятиях ЖКХ.В части контроля за реализацией учетной политики (как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета) важным аспектом является контроль за ведением раздельного учета, т.к. УК и другие субъекты ЖКХ оказывают прочие услуги населению и различным юридическим лицам, т.е. имеют другие источники доходов, которые облагаются налогом на прибыль на общих основаниях. Если указанные субъекты не ведут раздельный учет, в налоговую базу по налогу на прибыль попадут все полученные доходы отчетного периода. Причем, как правило, разделение доходной части производится без особых проблем, а при распределении расходной части возникает множество вопросов, которые обычно служат предметом споров со многими фискальными органами.Понятие целевое финансирование связано с определенными расходами предприятия, поэтому расходы, связанные с целевым финансированием, также необходимо учитывать раздельно, взаимоувязав их с доходами. Метод распределения должен быть определен в учетной политике организации (это необходимо сделать и для получения налоговых льгот).В разных методических рекомендациях по жилищной сфере экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах (доходах) производится на основе нормативной базы, представляющей собой совокупность трудовых ресурсов, материальных и финансовых норм и нормативов. Они должны служитьбазой для определения ресурсов и обоснования размеров тарифов. Однако все эти методические рекомендации не отражают реальную цепочку учетного процесса (с учетом требований по ведению налогового учета в системе ЖКХ) и не создают условия для обеспечения качественного финансового и административного контроля.Одной из главных задач реформирования ЖКХ является оптимизация расходов и всей системы регулирования экономически обоснованных тарифов в условиях эндогенного роста воспроизводства. Для решения данной задачи надо найти ответы как минимум на следующие вопросы.Как определить размер резервов, имеющихся в муниципальном образовании?Как обеспечить правомерную передачу муниципальной собственности организациям, функционирующим в системе ЖКХ, обеспечив при этом экономические выгоды для ОМСУ и граждан?Как использовать для реализации задач ЖКХ государственно-частное партнерство?Как оптимизировать учетную и налоговую политику организаций, участвующих в предоставлении жилищно-коммунальных услуг?Какие меры необходимо принять для эффективного использования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ?Как консолидировать отчетную информацию об использовании средств в сфере ЖКХ?Как организовать внутренний и внешний финансовый аудит и как обеспечить согласование действий внутренних и внешних аудиторов (контролеров), ОМСУ и органов государственной власти (в том числе при исправлении ошибок, выявленных в ходе аудита)?У законодателей пока нет четких ответов на поставленные вопросы. Хотя решать их необходимо сегодня.225Еще раз подчеркнем, что решение этих вопросов любого россиянина. Эффективно функционирующая имеет большое значение как для экономики муници- система ЖКХ является залогом экономического роста пального образования субъекта федерации, так и для и качества жизни населения.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

Усманова Т.Х. Бухгалтерский учет и аудит в ЖКХ. М.: Финансы и статистика, 2007. 272 с.
Усманова Т.Х. Практическое руководство по проведению аудита тарифов в системе жилищно-коммунального комплекса (ЖКК). М., 2008. 384 с.
 Факторы, влияющие на повышение эффективности реализации единого учетного процесса в системе ЖКХ             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Факторы, влияющие на повышение эффективности реализации единого учетного процесса в системе ЖКХ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия