Традиционное физкультурное образование школьников в аспекте внеучебных мероприятий и перспективы его развития | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Традиционное физкультурное образование школьников в аспекте внеучебных мероприятий и перспективы его развития

Анализируется отношение школьников к образовательной стороне спортивных мероприятий. Приводятся результаты педагогического эксперимента.

Traditional physical culture education of schoolchildren for aspect of out-of-school actions and perspective of its deve.pdf Средством реализации и удовлетворения культурных потребностей человека с давних пор выступают явления, которые могут принести ему эстетическое наслаждение, оказать положительное эмоциональное и информационное воздействие, дать возможность отдохнуть и восстановить психическую и физическую работоспособность. К ним относятся как виды и предметы искусства, так и различные варианты творческой деятельности человека [1-2].Осознанную потребность в занятиях физическими упражнениями человек может реализовать в процессе подготовки и проведения спортивных праздников и выступлений.Деятельность, осуществляемая при подготовке и проведении спортивного праздника, имеет утилитарный функциональный характер, который способствует формированию устойчивой привычки к восприятию и усвоению получаемой образовательной информации. Удовольствие от этой информации прямо или косвенно поддерживает цели и ценности определенной социальной группы, обусловливает возникновение функционального престижного эффекта.Удовлетворенное желание человека найти поддержку при решении спорного вопроса, пополнить свою информационную базу приводит к возникновению эффекта усиления познания, а наличие элемента новизны в содержании получаемой во время праздника информации порождает эффект удовлетворения познавательного интереса [3].Для анализа традиционного физкультурного образования школьников в аспекте внеучебных мероприятий были проведены педагогические наблюдения и анкетирование учащихся Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 76 г. Красноярска.Для выяснения реальной ситуации в отношении подготовки и проведения спортивных мероприятий с использованием их потенциальных воспитательных возможностей анализу подверглись внутришкольные спортивные мероприятия (соревнования по различным видам спорта и спортивный вечер).Спортивные соревнования строились в традиционном формате: построение, жеребьевка, соревновательная часть, награждение победителей.Анализ полученных данных показал, что в числе задач соревнований отсутствуют задачи образовательной направленности, а в содержание сценариев не включена специфическая информация из области физической культуры; в процессе подготовки и проведения мероприятий не используются методы активизации участников и зрителей.Программа спортивного вечера была стандартной: торжественная часть с награждением активных физ-культурников и спортсменов, несколько спортивных показательных выступлений и школьная дискотека. С целью более глубокого анализа ситуации были проведены беседа с организаторами и анкетирование школьников, участвующих в мероприятии (рис. 1).Чел.60т S3 чел. 43 челВсего 79 человек ir 5-8 классов (2\19 чел.т УЧАСТНИКИОРГАНИЗАТОРЫРис. 1. Результаты анализа спортивного вечера в школеИз 274 школьников 5-8-х классов на вечере присутствовало только 29% (79 чел.). Из школьников, принимавших участие в подготовке и проведении спортивного вечера, 19 чел. - участники представлений и показательных спортивных выступлений, 7 - организаторы и 53 чел. - зрители. По результатам анкетирования лишь 43 школьника (около 50%) высказали интерес и проявили желание участвовать в организации подобных мероприятий в будущем, остальные оказались недовольными. Эти данные были взяты как контрольные значения, зафиксированные перед началом эксперимента.В анкетном опросе, направленном на выявление наиболее привлекательных сторон спортивных мероприятий, участвовали 257 школьников 5-8-х классов. Респондентам было предложено выбрать ответы по 5 позициям (отдых, общение, эмоции, самовыражение, познание).Особенно нас интересовало отношение школьников к познавательной (образовательной) стороне мероприятий. Однако мы сразу предположили, что вряд ли кто-нибудь из респондентов поставит мотив познание как главный. В самом деле, школьник идет на спортивное мероприятие не учиться, а развлекаться, поэтому ведущими должны стать другие мотивы.При опросе мы предложили выбрать по два мотива, чтобы выявить сопутствующие предпочтения. Поскольку номинаций на каждого респондента было две, то общая сумма процентов удвоилась (200%).Основную массу респондентов в спортивном мероприятии привлекает эмоциональная сторона (81,2%). Выяснилось, что имеется возможность получения положительных эмоций в результате воздействия таких сторон спортивного мероприятия, как зрелищность, занимательность, аттракционность, юмор, коме-дийность, праздничность. Это определяет отношение к нему как к развлечению и объясняет позитивный2371 2 3Эмоции Общение ОтдыхРис. 2. Привлекательные стороны спортивного мероприятияНа втором месте мотив общение (48,4%) - возможность неформального межличностного общения, позитивный эмоциональный настрой; почти столько же школьников (44,8%) отметили мотив отдых, т.е. возможность переключения с одного вида деятельности на другой.Четвертую позицию занял мотив самоутверждение (15,2%), который выбрали спортсмены и физически развитые школьники, активно занимающиеся физкультурой, что позволяет говорить об отношении к мероприятию как к соревновательному процессу, ведь в реальной практике спортивный праздник зачастую выступает составной частью различного рода спортивных соревнований, состязаний, эстафет.На последнем месте, к сожалению, был мотив познание, его отметили как сопутствующий только 10,4% учащихся.Рассмотрим парное распределение ответов. Их всего 6 вариантов: эмоции - отдых, эмоции - общение, эмоции - самовыражение, отдых - общение, отдых - познание, общение - познание (рис. 3).i г s л *Отдых Общение Отаых ЙЙЙ5Й: дак Общение Общение Эмощш Эмоции f^jj|Ј Потише ГГодааннеРис. 3. Парное распределение ответов респондентовЛидирующее положение занимает сочетание отдых - общение (54,1%), на втором месте эмоции -общение (17,6 %), на третьем - эмоции - отдых (15,4%), на четвертом - эмоции - самовыражение (7,6%; как отмечалось выше, это в основном спортсмены, для которых самовыражение без эмоций практически невозможно).Образовательные сочетания, к сожалению, занимают последние места: отдых - познание - пятое (3,1%) и общение - познание - шестое (2,1%). Этисочетания являлись сопутствующими с вариантом отдых - общение.Изначально принятая гипотеза о выборе двух мотивов оказалась правильной: при единственном выборе образовательный мотив так и не появился бы в ответах. Это говорит о недостаточном использовании воспитательно-образовательного потенциала процессов подготовки и проведения спортивного мероприятия. Данные опросов свидетельствуют, что в реальной внеучебной деятельности в школе физкультурное образование не является целью подготовки и проведения внеучебных спортивных мероприятий.Позитивное отношение школьников к возможности участия в спортивных мероприятиях свидетельствует о потенциальном воспитательном значении последних.Таким образом, роль спортивных мероприятий-праздников в развитии физкультурного образования школьников очевидна. Решение образовательных задач по физической культуре предполагает воспитание осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями, а грамотно организованные спортивные мероприятия формируют эту потребность.Педагогические наблюдения показали, что внугришко-льные спортивные мероприятия рассматриваются не как часть образовательного процесса по физической культуре, а как внеучебные виды деятельности досугового характераОпределимся с терминологией. Термин спортивное мероприятие, как правило, употребляют в значении соревнования по тому или иному виду спорта, а термин спортивный праздник - в значении физ-культурно-спортивное зрелище. Приведем значения ключевых слов, которые дает Толковый словарь русского языка. Мероприятие - совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей; праздник - день радости и торжества по поводу чего-либо; спорт - физическая или интеллектуальная деятельность, задачами которой являются соревнования либо улучшение здоровья, получение морального и материального удовлетворения, стремление к совершенству, славе, улучшение навыков и физической формы; соревнования - форма деятельности, в которой участвующие стремятся превзойти друг друга.Спортивные праздники имеют ряд отличий от спортивных мероприятий; это прежде всего их высокий эмоциональный накал. Однако само понятие спортивного праздника исключает такой важный момент, как объединение всего мероприятия под эгидой общественно значимой задачи.Автором статьи была разработана и внедрена в Муниципальном образовательном учреждении Средняя образовательная школа № 76 (г. Красноярск) экспериментальная программа внеучебной деятельности по физической культуре, рассчитанная на учебный год. Она включала и организацию всех внутришкольных спортивных состязаний и итогового спортивного вечера в формате спортивных мероприятий-праздников.Ключевой идеей экспериментальной программы стала интеграция двух понятий - спортивное мероприятие и спортивный праздник, а также реализация всех характеристик объединенного понятия. В качестве общественно значимой автором принята задача физкультурного образования школьников.238Таким образом, ключевую идею экспериментальной программы можно выразить термином спортивное мероприятие-праздник. Спортивное мероприятие-праздник - это совокупность действий в процессе специально организованных спортивных состязаний, объединенных образовательной задачей и имеющих черты физкультурно-спортивного зрелища.Спортивные мероприятия-праздники проводятся в зависимости от времени года и вида спорта в помещении или на открытом воздухе. Методика их организации в помещении и на открытом воздухе практически идентична за исключением того, что в помещении необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования. Поэтому остановимся более подробно на последнем.Методика организации спортивного мероприятия-праздника в спортивном зале по игровым видам спорта. За 2-3 дня до мероприятия учащиеся школы извещались о дате, месте и времени предстоящего события, на доске объявлений размещалась информация. Перед началом мероприятия была организована подготовка помещения (проветривание спортивного зала и раздевалок, влажная уборка, монтаж флагштока, установка звукоусиливающей аппаратуры, подготовка спортивного инвентаря, протоколов, табло). За полчаса до начала включалась музыка, диктор на фоне музыкального сопровождения и между музыкальными фрагментами рассказывал о виде спорта, методике тренировки, о том, где можно заниматься этим видом спорта для достижения высокого спортивного результата, об известных тренерах, о спортсменах-земляках, имеющих высокие спортивные достижения, и т.д.Соревнования начинались с парада. Команды участников под музыку торжественно входили в зал в сопровождении учителя. Учитель рапортовал главному судье, капитаны команд поднимали флаг, звучал гимн РФ. Главный судья открывал соревнования. Учащиеся младших классов (например, гимнасты) выступали с показательными номерами.Затем команды расходились. Среди капитанов команд происходила жеребьевка, после этого начиналась игра.В процессе игры комментатор обращал внимание зрителей на эффективные действия игроков или на явные промахи и квалифицированно объяснял, как достичь в конкретном действии мастерства или как на тренировках исправлять игровые ошибки.В перерывах выступали группы поддержки команд, среди зрителей проводилась спортивная викторина; комментарии диктора содержали завуалированные и шуточные ответы на ее вопросы, поэтому зрители внимательно слушали реплики комментатора.После соревнований происходило награждение победителей не только в играх, но и в спортивной викторине.Аналогичным образом проводились другие внут-ришкольные спортивные мероприятия. Итоги экспериментального года подводили на итоговом спортивном вечере, после которого школьникам было предложено повторное анкетирование по тем же вопросам, что и до эксперимента (рис. 4). до эксперимента(всего 79 человек))- после эксперимента(всего 197 человек)ОРГАНИЗАТОРЫРис. 4. Количественные показатели участия школьников5-8-х классов в организации спортивного вечерадо и после экспериментаРезультаты опроса показали, что после реализации годовой экспериментальной программы ситуация резко изменилась. Это свидетельствует о том, что организация спортивных мероприятий-праздников во время эксперимента проходила на высоком эмоциональном уровне.Ключевым являлся второй вопрос анкеты, в котором школьникам предлагалось выбрать наиболее привлекательные стороны спортивных мероприятий-праздников (рис. 5). В ответах респондентов появились две новые комбинации - эмоции - познание и самовыражение - познание (поз. 7 и 8), однако и в новых комбинациях познание стоит на втором месте. В то же время эта характеристика присутствует в трех ведущих комбинациях - с отдыхом (19,2%), общением (22,1%), и эмоциями (22,8%). Значительно уступили свои позиции комбинации ответов отдых - общение (7,3%), общение - эмоции (7,2%) и отдых -эмоции (7,3%). Практически на одном уровне осталась комбинация самовыражение - эмоции (8,1%).В связи с тем, что сопутствующая основной номинация познание была отмечена респондентами значительно чаще, чем до эксперимента, она стала лидирующей (69,2%) среди остальных номинаций (рис. 6). Значительно уменьшился эмоциональный процент (45,4%), незначительно сократилось количество выборов номинаций общение (36,6%), отдых (33,8%) и самовыражение (13,2%).Рис. 5. Парное распределение ответов респондентов239%80$1,2*Эмоции Общение ОтдыхСамовы- Познание ражениеРис. 6. Привлекательные стороны спортивного мероприятияОбразовательная направленность спортивных мероприятий-праздников способствует решению одной из ключевых задач физкультурного образования - воспитанию потребности в знаниях по физической культуре.Таким образом, эксперимент показал, что формирование физкультурного образования школьников в условиях спортивных мероприятий-праздников дает положительные результаты.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент общества и человека. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. 284 с.
Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дис.... канд. филос. наук. Саранск, 2001. 143 с.
Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления: Основы режиссуры, технологии, организация и методика: Учебник для вузов. Л.: ТВТ Дивизион, 2006. 376 с.
 Традиционное физкультурное образование школьников в аспекте внеучебных мероприятий и перспективы его развития             | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Традиционное физкультурное образование школьников в аспекте внеучебных мероприятий и перспективы его развития | Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316.

Полнотекстовая версия