Культурный сценарий «Жизнь в деревенской семье»: из опыта лингвокультурологической интерпретации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Культурный сценарий «Жизнь в деревенской семье»: из опыта лингвокультурологической интерпретации

Анализируются понятия «жизненный сценарий» и «культурный сценарий», позволяющие провести лингвокультурологиче-ское описание речевого взаимодействия носителей уральского городского просторечия. Тексты-разговоры записаны автором с помощью метода включенного наблюдения. Дается общая характеристика важнейших составляющих «культурного сценария», демонстрируется опыт описания хронотопа культурного сценария «Жизнь в деревенской семье».

Cultural script «Rural family life»: from the practice of linguistic and cultural interpretation.pdf Изучение речевого взаимодействия носителей уральского городского просторечия как носителей культурных представлений и установок требует разработки лингвокультурологической методики. Исследовательским конструктом, с помощью которого можно осуществить моделирование ментальных состояний носителей культуры, является понятие «сценарий». Обратимся к научной интерпретации обозначенного опорного понятия.В современной научной литературе понятие сценарий активно разрабатывается, но не всегда получает терминологическую однозначность. Так, термины сценарий/когнитивный сценарий включаются в понятийно-методологическую парадигму когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, страноведения и ряда других наук наряду с соотносительными понятиями «фрейм», «динамический фрейм», «концептосхема», «ситуативная модель». Например, К.А. Долинин, суммируя дополняющие друг друга определения обозначенных выше понятий, предлагает общую дефиницию: «...фрагмент знания о мире, организованный вокруг некоего понятия или типовой для данного социума ситуации и содержащий связанную с ними основную, типическую или потенциально возможную информацию, включающую сведения об обычном порядке протекания ситуации» [1. С. 9]. В самом общем виде когнитивный сценарий представляет собой ментальную схему, знание и понимание компонентов которой позволяет коммуникантам адекватно ориентироваться в общении, организовывать и прогнозировать собственное реальное или потенциальное поведение в соответствии с этой схемой. Согласно взглядам когнитивной лингвистики, сценарий, в отличие, например, от фрейма, характеризуется динамикой и хронотопом: это «стереотипные эпизоды, происходящие во времени и пространстве» [2. С. 191]; «фреймы, разворачиваемые во времени и пространстве как последовательность отдельных эпизодов, этапов, элементов» [3. С. 74]. Сценарий позволяет упорядочивать сложные образования речевого и неречевого характера, представляя их как «стандартную последовательность событий» [4. С. 234]. По мнению Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, «типичная коммуникативная ситуация может быть уподоблена исполнению пьесы по заранее известному сценарию» [5. С. 15].Идея сценарного моделирования может лежать в основе интерпретации текста. При этом осуществляется поиск ключевых слов и тематических сценарных структур, обусловливающих целостность текста [6-8]. Этот опыт стимулирует поиск ключевых слов, именконцептов, характеризующихся способностью «раскручиваться» до определенного сценария (сценариев), потенциально его «режиссировать».Не всегда четко дифференцируются понятия когнитивный сценарий и культурный сценарий. Не случайно А. Д. Шмелев в предисловии к работе А. Вежбицкой «Сопоставление культур через посредство лексики и грамматики» отмечает, что термины cognitive scenario и cultural scripts следует разграничивать: в первом случае (cognitive scenario) речь идет о типичной ситуации, которой соответствует употребление определенного языкового выражения, тогда как термин культурный сценарий (cultural scripts) следует использовать для описания характерных для некоторой данной культуры правил поведения, представлений о том, что хорошо и что плохо, «культурных предписаний», «ценностных установок культуры» [9. С. 12]. Именно такой объем смыслов вкладывается А. Вежбицкой в понятие культурно-обусловленный сценарий - «внешнее выражение скрытой системы «культурных правил» [10. С. 159], или правил, регулирующих речевое поведение людей в определенных речевых событиях [11. С. 121].Понятие «сценарий» имеет методологическую ценность для нашей работы. На материале диалогических текстов мы исследуем жизненный сценарий. Одна из концептуальных метафор, отражающих национальный образ мышления, - жизнь есть путь, пространство [12. С. 202]. Жизненный сценарий можно уподобить тому пути, который человек выстраивает в своем сознании в виде некоторой цепочки событий, событийных «вех», соотнося настоящее реальное с ретроспекцией и одновременно планируя обозримое будущее. Жизненный сценарий интерпретируется нами как совокупная целостность событий, действий, а также чувств, возникающих под влиянием событий, важных ценностных объектов. Жизненный сценарий закрепляется в сознании в виде идеальной ориентировочной модели, на которую человек опирается и которую пытается осуществить в реальности. Направленность анализа разговорного текста на выявление сказанного выше помогает преодолеть «давление» и хаос предметно-тематического многообразия, способствует фиксации ценностно значимых для коммуникантов культурных объектов, позволяет установить упорядоченность и логику принимаемого субъектом естественного хода жизни.При анализе мы используем тексты-разговоры, записанные методом включенного наблюдения. Аудиозаписи были переведены в письменные тексты по методике, представленной в [13. С. 7-10]. В статье речевой материал используется демонстрационно. Комму-31никанты (далее они обозначены инициалами) являются3) событийно-фактологическая канва деятельностиносителями просторечия-1 [14. С. 56]: это пожилыесубъектов, прикрепленная к конкретной сфере жизни -горожане-уральцы, прошедшие первичную социализа-семейной, трудовой, досуговой и др.цию в деревенской культуре. Их биографии имеютОстановимся подробнее на составляющих культур-примечательное сходство: совпадающая событийнаяного сценария. Речевое поведение субъектов анализи-канва (жизнь в родительской деревенской семье, вы-руется нами как социально-ролевое, т.е. с учетом реа-нужденный переезд в город, трудо- и бытоустройство влизуемых в общении ролевых функций. Коммуникантыновом социокультурном пространстве, семейноепредстают и как носители социального, полового, воз-строительство); общность ценностных ориентаций,растного и т.п. статусов, носители ролевых прав и обя-избираемых при моделировании отношений в собст-занностей [16. С. 181], определяющих их социально-венной семье и отношений с людьми ближнего круга иэтические позиции, и как носители этического созна-дальнего круга, сходство социокультурных предпочте-ния, наблюдающие, осмысляющие и оценивающие не-ний и оценок важных явлений общественной и личнойкое положение дел на основании принимае-жизни. Учет экстралингвистических факторов позво-мых/отвергаемых в определенном языковом коллекти-лил выделить типовые событийные участки предельнове норм. Субъектная организация сценария позволяетобщего жизненного сценария. Моделирование каждоговыделить типы действующих субъектов. Каждый субъ-типового участка является для нас одним из возмож-ект идентифицирует себя как представитель опреде-ных способов систематизации жизненных представле-ленной социокультурной группы. Так, например, мож-ний и этических ценностных установок носителей про-но говорить о ролевых позициях субъектов, выделяе-сторечной культуры. Оно также служит основаниеммых на основании осознания ими семейной идентично-адекватности и достоверности лингвокультурологиче-сти (отец, свекровь, невестка, сын, дочь), социальнойской интерпретации исследуемой культурной (нравст-идентичности (деревенские, городской житель, бед-венной) реальности, ментальных состояний субъектов,ные), профессиональной идентичности (слесарь, шо-носителей окультуренного сознания, создающих ифер, нянечка, санитарка), конфессиональной идентич-«длящих» эту реальность.ности (староверка, кержак, православный), геолокаль-Каждый типовой участок жизненного сценария вос-ной идентичности (курманские, асбестовские, гагар-производит реальные коммуникативные события и си-ские, ревдинские), этнической идентичности (русский,туации, происходившие/происходящие в жизни носите-украинец, хохол, немец, татарка, еврей, нерусь) и др.лей просторечия-1 и получившие/получающие вербаль-Извлеченные из диалогических фрагментов статус-ную интерпретацию. Например, тексты-разговоры ком-но-ролевые номинации и предикации субъектов груп-муникантов регулярно воспроизводят события, связан-пируются на основании обобщенной идентификацион-ные с жизнью в родительской деревенской семье. Ониной формулы: Имя (местоимение) + таксономиче-могут быть объединены в культурный сценарий, полу-ский/характеризующий предикат. Таксономическийчающий название «Жизнь в деревенской семье». Мыпредикат выделяет лицо в границах какой-либо группырассматриваем преимущественно события и ситуации,объектов, например социальной группы (Ты ж дере-включающие этическую составляющую. Принимая вовенская; Сашка ваще превратился в бомжа), конфес-внимание такие существенные характеристики события,сиональной группы (Мама староверка/кержачка бы-как «отнесенность к жизненному пространству», «дина-ла; Папа у нас атеист был); гендерной (Таська в мо-мичность» и «естественная «сценарность» [15. С. 181],лодости девка шибко завлекательная была); соци-интерпретируем события в аспекте социально-ролевыхально-психологической (Я жертва Великой Отече-характеристик участников, их целей, способов, социаль-ственной войны) и др.ных норм и стандартов взаимодействия.Характеризующий предикат несет в себе оценку, вПод культурным сценарием мы понимаем вписан-том числе нравственную оценку субъекта и его действийный в типичный хронотоп, динамически заданный,как носителя того или иного статуса, роли и, следова-повторяющийся разворот определенного события, уча-тельно, типа поведения, например: Отец был хороший;стниками которого каждый раз становятся разные лица,У него (отца) были золотые руки; Бессовестная онаэксплицирующий жизненные представления, коммуни-(мачеха); Свекровь у меня добрая, преклонная; Мы скативно-этические нормы и ценностные установки но-Толюнчиком (о себе и муже) хорошо живем и др. Не-сителей лингвокультурной общности.обходимо учитывать, что даже если дается общая оцен-Реализуемая в конкретных жизненных обстоятельст-ка субъекта и его поступков, то она приобретает функ-вах линия развития события/цепочки событий осмысля-цию оценки моральной, ибо «неспециализированнаяется субъектами как судьба, т.е. 'доля', 'учесть', 'удел'.личность определяется прежде всего по совокупностиКультурный сценарий извлекается нами из диало-нравственных качеств и норм поведения» [15. С. 79].гического единства как текст. В процессе анализа вы-В отвлечении от линейного развертывания текстов-деляются определенные константы, без которых сцена-разговоров извлеченные из них предикаты (примерырий не может существовать:представлены выше) могут быть описаны в виде се-1))субъекты речеповеденческих этических и иныхмантически связанных парадигматических рядов, действий как участники (активные агенты или свидете-включающих таксономические имена; предикативно-ли) события, включенного в коммуникативную ситуа-характеризующие глагольные именования физиче-цию;ской/речевой деятельности. В сознании носителей лин-2))хронотоп, т.е. пространственно-временной кон-гвокультуры существуют, следовательно, ряды отбора текст жизнедеятельности субъектов;типовых характеризаторов.32Анализ дает возможность поставить вопрос, во-наиболее значимые из них «имеют последствия», «оп-первых, о стандартных статусно-ролевых представле-ределяют ход дальнейшей жизни», становятся «заруб-ниях; во-вторых, выявить социокультурную идентич-ками» [15. С. 172-173] на жизненном пути субъектов.ность субъектов, их вовлеченность в типовой культур-Порождаемые естественным ходом жизни события пе-ный сценарий. По мнению лингвокультурологов, ответреживаются, преломляясь в гранях сознания субъектов,на вопросы «Кто Я?» и «Кто Мы?» есть осмысление итак или иначе маркируются, оцениваются ими, подвер-означивание своей идентичности посредством естест-гаются рефлексии, откладываются в «образной памя-венного языка [17. С. 33]. Что значит «осмыслить ити». Большинство событий «прессуется» временем,означить свою идентичность»? Означить свою соци-переходит в разряд фактов. Те из них, которые не вы-альную идентичность - значит «признать свое членствопадают из контекста частной и общественной жизни вв социальной группе (или группах) вместе с ценност-силу своей значимости, формируют «эпистемическуюным и эмоциональным значением, придаваемым этомупамять» субъекта. «Дление» образной и эпистемиче-членству» [18. С. 210]. Означить свою социокультур-ской памяти становится возможным благодаря возни-ную идентичность - значит, по нашему мнению, верба-кающим и наличествующим в обыденном сознаниилизуя ценностные предпочтения и знания о мире, себеиндивидов представлениям и нормам.и других людях, признавать и добровольно разделять сНа базе сценарного моделирования можно выявитьдругими представления, установки, неписаные нормы ивербализуемые в общении доминантные этическиеправила поведения, складывающиеся в той или инойсмыслы, регулирующие жизнедеятельность носителейобщности (семейной, трудовой, дружеской и др.),культуры (в нашем случае - просторечной), описатьощущаемой как «свой круг». Формирование коллек-этические представления и нравственно-ценностныетивной идентичности, по мнению Б. Гудкова, предпо-установки, которые воспринимаются носителями куль-лагает такую степень «субъективной интернализациитуры как конвенционально реализуемые нормы-традиций, обычаев и норм, когда действующий инди-заповеди, предписания. Культурные сценарии содер-вид уже не отделяет себя в определенном плане отжат прямые и косвенные обозначения ценностно зна-группы, воспринимая нечто происходящее как имею-чимых объектов, образующих понятийно-ценностноещее отношение не к нему отдельному, а к определен-ядро культуры.ному «мы» [19. С. 265].От общей характеристики культурного сценарияХронотоп, или пространственно-временные рамки, вперейдем к конкретному культурному сценариюкоторых «ограняются грани образа человека и его жиз-«Жизнь в деревенской семье». Выделим для рассмот-ни, дается определенное освещение их» [20. С. 235], -рения хронотоп. Реальным пространством, в границахорганический параметр культурного сценария. Фило-которого разворачивается культурный сценарий, отра-софско-культурологический взгляд на пространство иженный в собранных нами текстах, является Среднийвремя утверждает диалектическую взаимосвязь обозна-Урал, Свердловская область. Основные события жизниченных категорий, служащих для характеристики всяко-в деревенской семье привязаны к центральному локусуго события, получающего культурный статус. «Про-сценарного пространства - родной деревне коммуни-странство и время - важнейшие категории культуры,канта, а также локусам, граничащим с ним, - близле-образующие систему координат, в рамках которой этажащим деревням, селам и городам поселкового типа.культура функционирует и развивается» [21. С. 52].Локальные указатели (названия деревни, села, города)Жизненное событийное пространство естественнымпреимущественно эксплицированы именами собствен-образом совмещается с пространством, которое вбира-ными (реже нарицательными), функционирующимиет в себя материальные предметы, «вмещает челове-отдельно или в составе речевой формулы: Гагарка,ка». Это пространство человек «осознает вокруг себя,Брусяны, Курманка, Бобровка, Белоярка, село Курьи, видит простирающимся перед ним» [22. С. 51].город Богданович, деревня Каменка, в соседней дерев-Не менее важную культуросозидающую роль играетне, мельзавод (с мельзавода). В отдельных случаяхвремя. Так, темпоральная оппозиция раньше ↔ теперь,местоположение может конкретизироваться за счетсквозь призму которой многие носители просторечия-1конкретизации формулы наречием и/или именным со-осмысляют действительное положение дел в разныхчетанием: жили недалеко от Гагарки / в трех кило-сферах жизнедеятельности, носит сквозной характер.метрах от города Богдановича / рядом с мельзаводом.Как уже отмечалось, все сущее в пространстве получа-Отметим также использование метонимических еди-ет и временные координаты, имеет начало и конец.ниц, служащих для номинации жителей конкретногоВремя антропологично: оно маркирует переломныесела / поселка / районного города или родственников-жизненные этапы человека - детство, юность, зрелость,коммуникантов: курманские, боярские (о живущих встарость [23. С. 80], в совокупной последовательностид. Курманке, Боярке), асбестовские, мезенские, кашин-составляющие модель жизни человека. Время оценива-ские (о родственниках, живущих в г. Асбесте, д. Ме-ется человеком субъективно: согласно закону эмоцио-зенке, с. Кашино). Употребляются также согласован-нально детерминированной оценки времени, пережи-ные и несогласованные атрибутивные образования,ваемая длительность отклоняется от объективного вре-местоименно-предложные формы обозначения лица:мени в сторону, обратную господствующей у субъектадевка гагарская, парень из соседней деревни, (ходили внаправленности [24. С. 251].гости) к ней, к бабушке, к крестне. ПроиллюстрируемСобытийная канва заполняется, «ткется» действия-сказанное развернутыми примерами: Мы жили в де-ми и процессами, которые «совершаются, происходят,ревне Каменке //; Иногда ходили в гости в село Курьи /случаются, развиваются, начинаются, завершаются», аэто Сухоложский район / ходили мы к баушкиной33сестре //; Они (о дедушке с бабушкой) жили в соседнейниями, оставляющими неизгладимый след в памяти.деревне недалеко от нас //; Отец Иван работал наТак, оппозиция свой - чужой позволяет выделитьжелезной дороге путеобходчиком / в трех километрахсвою территорию как социально и физически освоен-от города Богдановича //; Мы каждое лето с баушкойное пространство, благоприятствующее социально-ходили на (село) Троицы пешком / и надо было пройтипсихологическому комфорту личности. Отношение кмост / который на Сухой Лог // (А.Б.); Я родилась вчужому пространству амбивалентно. Чужая территорияКурманке //; Сено часто косили недалеко от Гагарки //;осознается как пространство далекое, неизведанное,Парень курманский мог влюбиться в девку гагарскую /лишенное привычных социальных связей, а потомуи тогда драки были / деревня на деревню //; Гагарка ктаящее в себе опасность; реже - как пространство, бла-нам в клуб на танцы приходили // (Ф.П.); Наша деревнягоприятствующее личности. Ср: Отдалив няньки / вназываласьКамышенки // (М.В.); А у меня в соседнейчужую деревню // Я там стоко поводилась / намота-деревне жила крестная / тоже уж бабушка // Бывалола соплей на кулак-от //; Мать грит / «Вот там / вмы ходили к ней в гости // (З.А.).соседней деревне семья есь / иди туда / она богатаяВоспоминания-реплики коммуникантов позволяютдеревня / и хлеб дают / и все» // Ну я пошла / менясмоделировать внутридеревенское пространство. Не-приняли в колхоз // (А.И.). В приведенных примерахсмотря на относительно небольшую протяженность,сигналами положительного/отрицательного отношенияпространство получает упорядоченность: оно можетк чужому пространству являются социально маркиро-структурироваться улицами: В нашей деревне былованная речевая формула намотать соплей на кулак, т.е.три улицы // Главная улица Ленина / ее пересекала'испытать много трудностей; много пережить', частно-Проезжая / домов пять на ней стояло / вот наш домоценочные прилагательные чужой, богатый, заряжен-тоже // (показывает) И вот так / улица Вайнера / отное положительной коннотацией высказывание и хлебкоторой шла дорога в Гагарку // Ирка (о деревенскойдают.подруге) до сих пор живет Вайнера 7// (Ф.П.). ВыборПсихологическое пространство может означиватьсятопонимов отражает исторический факт (главные надетальным описанием локуса, получающим изобрази-Урале улицы и в городе, и в деревне традиционно на-тельно-художественную нагрузку; глаголами движениязывались в честь вождя революции В.И. Ленина,бегать, ползти, прижаться; оценочными существи-уральских революционеров, например Вайнера илительными и прилагательными глухая деревня, глухо-получали функционально-значимое название).мань; фразеологизмами на карачках, в горле пересохло,В центральной/знаковой части пространства обычностою ни жива ни мертва:сосредоточиваются важные локусы, семиотически за-А.Б. Вот раньше ведь ни автобусов / ни трамваевкрепляющие места протекания общественно-не было / ходили пешком // и надо было пройтикультурной жизни: правление колхоза, клуб, магазин,мост / который на Сухой Лог / а мост был построендетский сад, школа, церковь. Например: Вот помню вмежду шпал / и кругом дыры / дыры / дыры // А подцентре деревни было правление / наш колхоз называлсямостом речка // И щас он наверное есть / а речка-то«К новой жизни» // Там голосовали / собрания разныене знаю / есь иль нет // Дак баушка идет по мосту / попроводили // Рядом клуб / весь в тополях был // Мы тамшпалам / а я на четвереньках / со страхом ползу засценки ставили / киномеханики кино крутили // (Ф.П.).ней / почти реву //; А однажды я с сестрой пошла наОбстоятельственные номинации за околицей (околица -станцию огурцы продавать // Взяли мы с ней большой'край деревни'), рядом с деревней (окружающая дерев-мешок или рюкзак / не помню // А я страшно бояласьню местность) часто разграничивают центральную ипаровозов / ну чё мне там было / десять лет // Паровозпериферийную части деревенского пространства. Накак чудовище для меня / пыхтит / кряхтит / а грохотпериферии располагаются объекты вспомогательноготакой // Меня сестра давай через шпалы переводить //жизнеобеспечения, имеющие промышленное или сель-А я к земле прижалась / и на карачках за ней / головускохозяйственное значение: бойня, скотный двор, кон-руками закрою (Показывает) // Пришли мы на место //ный двор, каменный карьер, колхозный сад, поле, ме-И тут паровоз идет // У меня в горле пересохло / стоюсторождение белой глины, железная дорога, станцияни жива ни мертва // Тут-то кто-то из под меня ме-и др. Например: Када бабы возвращались с полей до-шок с огурцами и вытащил // С кого спрашивать / гдемой / пели проголосные песни //; Дедушка с бабушкойискать? Пришли мы домой ни с чем / нам конечножили на бойне / где дедушка скот колхозный заби-сильно попало //вал //; Недалеко от нашего дома станция была про-З.А. Я из такой глухой деревни / сорок километровходящая // (А.Б.); Старший брат Борис после войныот железной дороги / такая глухомань // Автобусы жезакончил горный институт / работал главным инже-раньше не ходили // Ну отец решил // В общем-то тутнером на каменном карьере // У нас в деревне был ка-такое дело // В деревне-то никто не учился / кромеменный карьер / маневровые поезда ходили за щебен-меня // В пятый класс надо было идти уже за семь ки-кой / за отсевом ходили для строительства //; В кол-лометров // Вот я одна да еще один мальчик учился // Яхозном саду росли яблони / смородина // Мы / ребя-и бегала // Ну в холода устраивали на квартиру / а кактишки залезем туда // Воровали яблоки / потом сидимтоко потеплеет / семь километров домой / семь кило-на скамейке / мичкаем // (Ф.П.).метров в школу бегала / и ничё //Наряду с реальным пространством выделяется про-Итак, в культурном сценарии описание деревенскойстранство психологическое. Оно связывается с субъек-жизни имеет конкретно-фактическую локальную при-тивным восприятием коммуникантами того или иноговязку, выражаемую топонимами и другими локальны-объекта, их личностно-психологическими пережива-ми указателями, которые выполняют преимущественно34номинативную и - реже - описательно-изобрази-ских жителей остро воспринимать объекты, довольст-тельную функции. Поскольку локальные номинации ввоваться малым. Многократно переживаемые коллек-высказываниях коммуникантов с семантико-синтакси-тивные (в данном случае речь идет о членах семьи)ческой точки зрения тесно связаны с темпоральнымиэмоциональные чувства удивления, удовлетворения,номинациями, перейдем к характеристике временныхрадости выполняют функцию интегративную, охваты-рамок сценария «Деревенская жизнь».вающую хронотоп «своего круга».Жизнь коммуникантов в родительских деревенскихВ сознании коммуникантов живет память не толькосемьях приходится на 20-50-е гг. прошлого века. Се-о событиях, но и об отдельных деталях, эпизодах дет-мейные хроники охватывают событийное (наполненноеской жизни. Для нас важно, что они часто «ограняют-событиями) и несобытийное время (будни). Событий-ся» формирующимся этическим сознанием, дифферен-ное время в зависимости от частной и социально-цирующим зло и добро (какая она злая была),общественной жизни коммуникантов характеризуетсямилосердие и жестокость (так их жалко было). Ср.:несколькими особенностями. Первая особенность со-А.Б. Нашей учительницей стала Елена Владими-стоит в том, что событийное время имеет личностнуюровна // Дак это / какая она рыжая и злая была //значимость для членов семейного круга, своего круга:Она носила такую ярко-зеленую трикотажную коф-рождение детей и крестины, свадьбы, проводы в ар-точку / да еще и с галстуком // И помню / када онамию, болезнь и смерть близкого и др. Например, мар-выйдет из себя / как стукнет ладошкой по столу / гал-керы времени, в том числе формульные, регулярностук ее так и подпрыгнет на груди // ;включаются в повествования, сосредоточенные на опи-Недалеко от нашего дома станция была // Нашасании событий: Отец умер еще молодой / када ему бы-станция была проходящая / и через нее шли составыло всего сорок лет // Однажды он поехал в какую-тона запас из Сибири / танки / машины / солдаты в то-деревню на починку техники / а оттуда его уже привез-варных вагонах // Обратно всю войну ехали эвакуиро-ли на телеге // Ему было очень плохо / он даже говоритьванные / санитарные поезда // Многие умирали по до-не мог и вскоре умер //; А када мне исполнилось девятьроге // И у нас был построен сарай такой решетчатыйлет / я пошла в школу // Мне щас-то уже 74 года / но я/ посмотришь в дырки / и все в сарае видать // И мно-до сей поры помню свою первую учительницу // А звалигие там лежали // Кто по дороге умерли / снятые сее Парасковья Долматовна //; В ноябре сорок восьмогопоезда / кто от ран скончалися / кто от голода // Таку моей старшей сестры была свадьба //; В это же вре-их жалко было // мя появился младший брат с сестрой / нас уже былоОхарактеризуем вторую особенность событийногосчитай пять детей //; Вскоре родился Валерий / самыйвремени. В нарративах воспроизводится событийноемладший в нашей семье // (А.Б.).историческое время: перелом эпох, Гражданская война,Избирательность индивидуальной памяти коммуни-коллективизация, голод, раскулачивание, годы репрес-канта проявляется в отборе событий, отмечающихсясий, Великая Отечественная война, разруха, восстанов-количественно-качественным своеобразием. Так, наление хозяйства, социалистическое строительство.цикличность, повторяемость, а следовательно, запоми-Прошедшее историческое определяет судьбу несколь-наемость событий указывают темпоральные сигналыких поколений. Коммуникант часто выступает здесьсоответствующей семантики: всегда, каждое лето,как носитель сознания целого поколения. Ср.: (внучке)зимой, летом, на Троицу, на Новый год, на праздники,Какие же тяжелые дни пережило наше поколение //по осени. Например: На Новый год папа из лесу всегдаЩас этого никто не понимает / особенно нынешняяпривозил елку // (Ф.П.); Мы каждое лето с баушкоймолодежь // И не дай вам Бог узнать / что такое вой-ходили на Троицы пешком / в село соседнее в церковьна // Ну даже твои родители еще воспитывалися входили // (А.Б.). Свойство памяти как психологическо-этом послевоенном духе // Ну / да ладно / все равного феномена проявляется также в запечатлении и со-меня трудно понять // (А.Б.); [Дед] почти половинухранении ярких по силе чувственных образов - зри-[детей] в войну потерял / много пережил // (Б.Б.); Утельных, слуховых, обонятельных, осязательных. Обменя роман / а не жись // Пережила и хорошее и плохоеэтом свидетельствуют, например, сочетания любовать-// (В.И.); Жись у нас не сахар была // (Ф.П.) - Нет / неся на игрушки, такое чудо, такая диковинка, было ве-сахар // (З.А.). Частнооценочное прилагательное тя-село. Так, в семном составе лексем любоваться, дико-желый в значении 'трудный, требующий большоговинка, чудо, весело манифестируются компоненты, обо-труда, больших усилий', общеоценочные операторызначающие чувства и соответствующие реакции удо-плохой, хороший, метафора не сахар, квантор много ввольствия, восхищения, удивления, радости: А зимой /значении 'в избытке' указывают на качественно-када наступал Новый год / у зажиточных людей елкиколичественные характеристики событий, а именно:детям ставили / а мы / шантрапа / ходили в окна к нимжизненные испытания, выпавшие на долю коммуни-заглядывали / любовались на игрушки //; Летом в де-кантов. Идентификаторы наше поколение, у нас свиде-ревне весело было //; А еще помню / как к соседям од-тельствуют о причастности судьбы отдельной деревен-нажды летом сын приехал / и привез с собой патефонской семьи к общей судьбе поколения и страны. Со-// Он сам видать из городских был / сын-то / а то жциоцентрическое мироощущение эксплицируется так-где такое чудо взять // И поставили они этот пате-же с помощью оппозиции наше поколение / твои ро-фон на подоконник / открыли окна / а это же ж длядители - нынешняя молодежь. Наше поколение - 'лю-нас такая диковинка / особенно для ребят // И музыкади, познавшие трудности военной и послевоеннойтак далеко-далеко слышна была // (А.Б.). Подобныежизни, перенесшие голод и нищету, потерявшие в годыреакции свидетельствуют также об умении деревен-Гражданской и Отечественной войн родных и близких,35приспосабливающиеся к разным укладам жизни, ноУважаемый Владимир Владимирович // Пишет вамвыдержавшие жизненные испытания'. Нынешнее поко-ветеран Великой Отечественной войны Майшеваление - 'люди, не прошедшие испытания войной и го-Пелагея Васильевна 1916 года рождения; Я сирота /лодом'.родилась в 1942 г. / меня воспитали приемные родите-Позиции коммуникантов, рассказывающих о време-ли / короче подобрали в лесу во время войны; нас 6 де-нах деревенской жизни, дифференцируются. Прошед-вочек высадили на этой станции. Я жертва войнышее событийное может осмысляться со стороны: от- (из писем Президенту В.В. Путину); Родилась я вдельные эпизоды семейной хроники воспроизводятся1932 году / еще до Великой Отечественной войны //;со слов старших членов семьи или людей «своего» кру-В это время появился младший брат с сестрой // Насга (по маминым рассказам; у тетушки поспрашивать /уже было / считай / пять детей // Потом и еще одиня не помню; у сестры надо спросить / она старше ме-брат народился / Владислав // Это уже был 41-й год /ня/ а я маленькая была; брат Володя говорил; соседка17-е июня / а 22-го июня началась война // (А.Б.); Я свспомнила). Следующие примеры характеризуются37-го года рождения // Можно сказать / дите военно-сторонней точкой зрения относительно событий, свя-го времени // (З.С.).занных со старшими членами семьи: По рассказамПоказательно, что в своих воспоминаниях комму-близких отец кавалерист Красной Армии погиб вниканты нередко демонстрируют неразделимость лич-1918 году, защищая Родину от белогвардейцев ного и общественно-исторического планов бытия, их(из письма В.В. Путину); Папа работал председателемпереплетенность в реальной жизни. «Маленький мир»колхоза // Как люди рассказывали / он отказался хлеб«простого человека» наполнен отзвуками событий,убирать раньше срока / его объявили врагом народа в«приметами» «большого мира» [25]. Вехи жизни чело-43-м / и отправили в штрафную роту // (Ф.П.); (внуч-века часто маркируются крупными историческими со-ка рассказывает о жизни старших родственников) Ма-бытиями, наблюдается поглощенность личной судьбыма рассказывала плакала // Началось раскулачиваниесудьбой страны.// Дед уехал куда-то в Сибирь // Бабка не поехала //;Знаком-маркером, разделяющим жизнь людей, осо-Начался голод / жили они ужасно //; В тридцатьбенно преклонного возраста, на до и после, являетсяседьмом начались эти нескончаемые ночи Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Например,Много забрали народа и очередь подходила за отцом //в речевую ткань повествования о поворотных семей-В большинстве случаев повествование о событий-ных событиях (брат на войну пошел) и будничных со-ном прошлом ведется от лица повествователя: я, мы (=бытиях (картошка не выросла) нередко вплетаютсяя + другие). Коммуниканты являются непосредствен-темпоральные сигналы до войны, после войны, во времяными участниками событий, оставивших след в памя-войны; военное время; в 41-м / када папа на Костюти. Сами события становятся обретением индивиду-похоронку получил и под. Ср.: Потом закончилась вой-альной и коллективной культурной памяти. Ср.: Када яна / время шло // В ноябре 48-го года / через три годастала постарше / пришел к нам дед Антип из дальнейпосле войны / у моей старшей сестры была свадьба;Курьи // Мама обрадовалась / дед спросил / «Мария /43-й год был очень голодным // Дождливым был / а зи-куда лопотину деть?» // Мама повесила ее на вешалку /ма была суровой / вот картошка и не выросла / или еепосадила его покормить // Маме-то все равно / какузатопило / не припомню уж // (А.Б.); Мама умерла вложку ему дать / а я думаю / надо посмотреть / какой41-м году / када папа на Костю похоронку получил //ложкой он будет ись / уж я из той ложки никада ись(Ф.П.).не буду // Дед был рыжий-рыжий / усы длинные // Ду-Военное и послевоенное время - тяжелый этап вмаю / вот будет елозить усами по ложке // (А.Б.);жизни деревенской семьи - воспринимается коммуни-Война окончилась / мы плясали да ревели всей деревнейкантами как преодоление физических и моральных/ да чё (А.И.).тягот. Соответствующая семантика эксплицируется сОтдельные события семейной хроники подвергают-помощью отдельных слов и словосочетаний: полуго-ся табуизации по причине того, что психологическилодный, опухнуть, худая, износить здоровье, работа нетяжело переживаются субъектом, имеют трагическиеженская, зубов нет, под страхом смерти и др. Приве-для семьи последствия. Так, нежелание отца вспоми-дем фрагмент из письма пенсионерки, проживающей внать о том, как он был объявлен врагом народа и отданпос. Буланаш Свердловской обл., Президенту В.В. Пу-в штрафной батальон, воспринимается членами семей-тину (орфография и пунктуация автора сохранены):ного круга с пониманием: они никогда и не обсуждают работала в колхозе всю войну за трудодни,эту «болезненную» тему, осмысление которой пропус-кормить не кормили хлебом; В сорок четвертом годукается через нравственно-эмоциональный контекстприняли в Райветличебницу вет-фельдшером, работасправедливости, охватывающий все темпоральные уча-не женская все здоровье износила сейчас все суставыстки языкового существования: Папа не хотел гово-устали сердце болит после бруцеллеза, да и давлениерить об этом и мы не спрашивали // Я так думаю / ончасто прыгает по всякому. Ноги плохо ходят.страдал сильно / ведь это было так несправедливо //Ср. также:Он же как лучше хотел / многие деревенские это по-Ф.П. Папа после войны в одной гимнастерке ходилнимали / но боялись его поддержать// (Ф.П.)./ полуголодный / зубов нет //;Точка отсчета жизненного сценария коммуникантаА.Б. Помню даже / как с сестрой Ниной под стра-начинается с момента рождения. Ср.: Я родилась в де-хом смерти ходили на колхозные поля и собирали про-ревне до войны еще; Я Дружинина Мария Степановнашлогоднюю картошку // И вот из этой картошки на-/ с362-VIII 1925 г. / исполнилось 80 лет / стаж 42 года;ша мать делала лепешки // Картошка была гнилая уже/ но какие же вкусные были лепешки //Мобытъ щас бы я и не стала их есъ / но тада это было лакомство / настоящий деликат[е]с //; А однажды он [отец] позвал меня пойти с ним на колхозное поле / пособирать колоски / дело осенью было // Мы ничё не нашли / токо отец опух сильно за эту дальнюю дорогу //;А.И. Раньше на лесозаготовки посыпали от колхозу / нужно / чтобы стоко-то человек послать / норму дадут / и стоко-то сделать //А я так-то худая /маленькая /пилить-то я не умею ну потом постепенно / постепенно привыкла //Вот зимой в лаптях по снегу / ну и пешком наверное килОметров пять идти туда и обратно //Лексемы трудодни, карточки, палочки, колоски, хлеб, (прошлогодняя) картошка, (гнилая) лепешка содержат идеологически обусловленное знание, «несомое словом как таковым - его внутренней формой, его индивидуальной историей, его собственными связями с культурой» [5. С. 7]. Эти единицы, относящиеся к сфере конкретной бытовой лексики, характеризующиеся культурной спецификой, получают идеологические приращения: например, в 1930-1940-х гг. сбор колосков или выкапывание картошки квалифицировались как преступление, за это можно было подвергнуться суровым репрессиям. В диалогах употребляются отсылающие к этому времени сочетания за колоски посадили; за мешок пшеницы три года дали.Слиянность голосов в общем хоре жизн

Ключевые слова

cultural script, life script, cultural script chronotop, substandard language, cultural linguistics, хронотоп культурного сценария, культурный сценарий, жизненный сценарий, просторечие, лингвокультурология

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шалина Ирина ВладимировнаУральский государственный университет им. А.М. Горькогокандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и стилистики русского языка филологического факультетаIrina_Shalina@ mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Устный текст как источник социокультурной информации // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. М.: Наука, 1996. С. 222-232.
Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта, 2006. 296 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
Дмитриева О.Д. К проблеме исследования хронотопа: формы осмысления и обозначения пространства и времени в языке // Язык художественной литературы. Литературный язык: Сб. ст. Саратов: Научная книга, 2006. С. 50-57.
Сафаров Э.Р. Особенности восприятия категорий пространства и времени в культуре кочевников и земледельцев // Проблемы города и культурной антропологии: история и современность (III Колосницынские чтения). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2006. С. 51-54.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. С. 234-407.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1999. 320 с.
Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М.: ВЦИОМ-А, 2004. 816 с.
Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурная концептология: принципы, функции, единицы // Язык и общество в синхронии и диахронии. Саратов: Научная книга, 2005. С. 33-34.
Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 272 с.
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.
Живая речь уральского города: Тексты. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. 206 с.
Крысин Л.П. Просторечие // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003. С. 53-68.
Орлова Н.В. Наивная этика: лингвистические модели (на материале современного русского языка). Омск: Вариант-Омск, 2005. 266 с.
Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001. 272 с.
Вежбицкая А. Дискурс и культура // Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. С. 118-156.
Шмелев А.Д. Взаимодействие языка и культуры: от словаря до языкового облика морально-религиозной проповеди // Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 9-13.
Савельева Е.С. Когнитивно-семантический потенциал номинативных знаков родства и дружбы и его реализация в разных типах русского дискурса и языковом сознании носителей русского языка: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2007.
Актуальные проблемы современной лингвистики. М.: Флинта, 2006.
Катаева Н.М. Русский концепт воля: от словаря к тексту: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития страноведения: концепция речеповеденческих тактик. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1999. 84 с.
Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность. М.: Гнозис, 2003. 375 с.
Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 191 с.
Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. М.: Флинта, 2006. 416 с.
Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1999. С. 7-13.
 Культурный сценарий «Жизнь в деревенской семье»: из опыта лингвокультурологической интерпретации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Культурный сценарий «Жизнь в деревенской семье»: из опыта лингвокультурологической интерпретации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Полнотекстовая версия