Инициативы администрации Р. Никсона в отношении Китая и обсуждение китайской политикив правительственных кругах США (январь-август 1969 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Инициативы администрации Р. Никсона в отношении Китая и обсуждение китайской политикив правительственных кругах США (январь-август 1969 г.)

Анализируется политика США в отношении Китая в первые месяцы нахождения администрации Р. Никсона у власти. Основное внимание уделено выявлению причин и обстоятельств, побудивших США к поиску улучшения отношений с Китаем спустя 20 лет непримиримой конфронтации. Одной из главных целей является анализ содержания китайской политики США, где особое значение придаётся разработке и обсуждению китайской политики правительственными экспертами, а также влиянию советника по вопросам национальной безопасности Г. Киссинджера и президента Р. Никсона на формирование политики США в отношении Китая

The initiatives of the Nixon administration towards China and the discussion of the Chinese policyin the governmental circles of the USA.pdf К концу 1960-х гг. США стали осознавать бесперспективность продолжения войны в Индокитае. Первоочередной задачей в последний год администрации Л. Джонсона было найти способ урегулировать конфликт с Вьетнамом. Поскольку в Вашингтоне были уверены, что за вьетнамскими коммунистами стоят Китай и СССР, то считалось необходимым прорабатывать вопрос о примирении с Ханоем одновременно с улучшением отношений с КНР и Советским Союзом. Расширяя военные действия на территории Вьетнама - соседней с Китаем страны, Соединённые Штаты не могли не искать пути для обеспечения нейтральной позиции Пекина в отношении американских военных действий. Произошедшие в ходе «культурной революции» разрыв отношений с КПСС и ухудшение советско-китайских межгосударственных отношений также послужили важным фактором в пользу пересмотра подхода Вашингтона к содержанию китайской политики США.К середине 1960-х гг. общественно-политический климат США начал постепенно освобождаться от преобладания непримиримой линии «китайского лобби» -группы прогоминьдановски настроенных общественных деятелей и членов конгресса, имевших выход в средства массовой информации, на протяжении полутора десятилетий (с конца 1940-х гг.) оказывавшей сильное воздействие на содержание дискуссий по американской политике в отношении Китая. Ярким показателем этого явилось проведение в 1966 г. слушаний сенатского комитета по иностранным делам по проблемам «политики США в отношении материкового Китая» [1. С. 85].21 марта 1966 г. газета «Нью-Йорк Тайме» опубликовала подписанное 198 учеными «Заявление о китайской политике Соединенных Штатов», содержащее призыв к переменам в сторону нормализации отношений между США и КНР. В заявлении выдвигались предложения о безоговорочном принятии КНР в ООН и другие международные организации, становлении нормальных дипломатических отношений между двумя странами, снятии торгового эмбарго и запрета на журналистские и научные обмены [1. С. 87].Пытаясь сдвинуть диалог с Пекином с мертвой точки, в 1966 г. США возобновили замороженные с 1958 г. переговоры с КНР на уровне послов, перенеся их из Женевы в Варшаву. Весной 1966 г. США рассматривали инициативу письма Чжоу Эньлаю с предложением провести встречу министров иностранных дел, а летом 1966 г. в администрации Л. Джонсона шли дебаты отом, не следует ли допустить КНР в ООН, причем многие (в том числе представитель США в ООН А. Голд-берг и министр обороны Р. Макнамара) выступали в пользу этого [2. С. 55].В августе 1968 г. советские войска вошли в Чехословакию. В свое время, в 1956 г., КНР решительно требовала, чтобы СССР ввел войска в Венгрию, однако с тех пор многое изменилось, прежде всего в советско-китайских отношениях, которые с высот братской дружбы скатились к почти открытой враждебности. Руководство Китая усмотрело в действиях Советского Союза (получивших на Западе название «доктрина ограниченного суверенитета», или «доктрина Брежнева») прямую угрозу собственной безопасности [2. С. 56].В 1968 г. радикализм «культурной революции» в Китае стал ослабевать. Китайские руководители стали смотреть на внешний мир более прагматично. Они по-прежнему ожидали войны как со стороны СССР, так и США, но считали советскую угрозу более реальной. Поэтому улучшение отношений с США казалось Пекину инструментом противодействия Москве. В КНР не спешили идти на компромисс с Вашингтоном: позиции демократической партии внутри США слабели, шансы Л. Джонсона на переизбрание таяли, и Пекин ждал итогов президентских выборов [3. С. 319].В ноябре 1968 г. победу на президентских выборах в США одержал лидер республиканской партии Р. Никсон. Хотя главной головной болью американского руководства была ситуация в Индокитае, у нового президента еще до победы на выборах были свои особые соображения в отношении Китая. До 1968 г. он в общей сложности шесть раз посещал Тайвань и был хорошо знаком с Чан Кайши. В июле 1953 г., будучи вице-президентом, он передал генералиссимусу, что президент Эйзенхауэр не поддерживает его планы захвата материкового Китая. Из той самой первой поездки он вынес убеждение, что у Гоминьдана нет возможностей вернуться к власти в Китае. В 1965 и 1967 гг. Никсон совершил две поездки в страны Азии, во время которых он делился со своими собеседниками в американских посольствах соображениями о необходимости навести мосты с Китаем, чем вызывал их немалое удивление [2. С. 56].Ещё в октябре 1967 г. Никсон опубликовал статью в журнале «Форин аффэрз», озаглавленную «Азия после Вьетнама», в которой говорилось о «вовлечении Китая в мировое сообщество» и о том, что в американских интересах «открыть Китай», т.к. «мы просто не можем позволить себе навсегда оставить Китай вне семьи на-127родов, чтобы он вынашивал свои фантазии, копил зло-бу и угрожал соседям. Эта планета слишком мала, что-бы один миллиард потенциально наиболее способных людей жил бы на ней в злобной изоляции» [4. C. 17]. Он также предупреждал на счёт «уступок Китаю сферы влияния» в Азии и призывал к усилению некоммуни-стической Азии перед тем, как «начнётся диалог с кон-тинентальным Китаем» [5. С. 242].Р. Никсон, имевший значительный политический опыт и будучи ярым антикоммунистом, казался непод-ходящим архитектором нормализации отношений с СССР и КНР. Тем не менее, в 1968 г., сразу после своей номинации в кандидаты в президенты, Никсон заявил: «Мы не должны забывать про Китай. Мы должны изы-скивать возможности для переговоров с ним и с СССР… Мы не должны только наблюдать за переме-нами, мы должны стремиться создавать эти перемены» [5. C. 243]. Генерал Вернон Уолтерс, старый знакомый Никсона ещё в период его вице-президентства, гово-рил, что Никсон пригласил его на беседу в январе 1969 г., где сообщил, что «он хотел бы установить с китайцами контакт» [5. C. 243].Хотя подобные взгляды не разделялись консерва-тивным крылом республиканской партии, которое в то время было самым надежным союзником режима Чан Кайши в США, однако ведущие политики-демократы, такие как сенаторы М. Мэнсфэльд и Э. Кэннеди, также выдвигали идею установления контактов с Пекином. Вместе с тем Никсон встречал понимание со стороны некоторых американских дипломатов. В частности, схожих взглядов придерживался посол в Индонезии М. Грин, который после победы Никсона на выборах был назначен заместителем госсекретаря по Восточной Азии и Тихому океану.Первоначально Никсон полагал, что заинтересован-ность СССР в американской поддержке в отношении Китая поможет договориться в решении интересующе-го Вашингтон вьетнамского вопроса. Сразу после по-беды на президентских выборах еще не вступивший в должность Никсон через своего советника по внешне-политическим вопросам, бывшего конгрессмена Р. Эл-сворта, довел до сведения советской стороны, что хо-тел бы сотрудничать для урегулирования ситуации во-круг Вьетнама. Встретившись с послом СССР А.Ф. Добрыниным в ноябре 1968 г., Элсворт подчерк-нул, что приоритетными задачами новой администра-ции будут вывод войск из Вьетнама и ограничение гонки ядерных вооружений. Он дал понять, что Никсон надеется получить советскую помощь во вьетнамском вопросе и желал бы знать, что Советский Союз хочет взамен. Эта инициатива американской стороны, как и схожие просьбы от администрации Джонсона, остались без ответа [2. C. 55].Хотя большинство официальных лиц Белого дома и признавали роль СССР в урегулировании вьетнамского конфликта, они понимали, что окончание войны зави-сит не только от его позиции. В США знали о том, что Китай оказывает значительную военную и экономиче-скую помощь Вьетнаму. Позднее советник президента по вопросам национальной безопасности Г. Киссинд-жер писал, что Белый дом стремился к сближению с КНР, чтобы «оказать давление на Ханой, что могло128подвигнуть северных вьетнамцев к урегулированию индокитайского конфликта» [6. C. 12]. В Белом доме решили предпринять некоторые шаги навстречу Ки-таю, не в последнюю очередь надеясь таким образом побудить СССР к взаимодействию по Вьетнаму.К политике американского президента присматри-вались в Пекине. В КНР боялись Советского Союза и недоверчиво относились к ДРВ, которая склонялась к союзу с Москвой и отдалялась от Китая. Улучшение отношений с Вашингтоном было выгодно Китаю, т.к. оно могло укрепить его позиции в противостоянии с Москвой. Поэтому еще в ноябре 1968 г., сразу после победы Р. Никсона на президентских выборах, МИД Китая выступил с предложением провести переговоры о заключении китайско-американского соглашения о нормализации отношений на принципах мирного со-существования. Кроме того, 28 ноября 1968 г. прави-тельство КНР выступило с инициативой организации встречи послов двух стран в Варшаве 20 февраля 1969 г. Это был сигнал американскому лидеру, кото-рый с 1967 г. придерживался взглядов о необходимости перестроить свою политику с учётом «реалий в Китае» [3. С. 334].США приняли китайское предложение возобновить китайско-американские переговоры послов в феврале, но пришедшая к власти новая администрация не могла пойти на серьезные уступки Пекину по тайваньской проблеме и по вопросу о представительстве КНР в ООН. На пресс-конференции 27 января 1969 г. Р. Ник-сон заявил: «Было бы большой ошибкой изменять по-литику США в отношении принятия КНР в ООН, а также выполнять требования Китая изгнать Китайскую Республику - ответственного члена международного сообщества - из этого органа» [6. С. 77].С 1950 по 1960 г. США под предлогом того, что КНР не является «миролюбивым государством», про-водили решение о моратории на ее вступление в ООН. До 1969 г. включительно ежегодно большинство госу-дарств высказывалось за продолжение членства Китай-ской Республики в этой организации. В свою очередь американцы требовали от КНР, чтобы тайваньский во-прос был решён мирным путём, но т.к. Китай настаи-вал на том, что урегулирование этого вопроса является сугубо его внутренним делом, американцы считали статус Тайваня неурегулированным, придавая этой проблеме международный характер.На следующий день после инаугурации Никсона, ки-тайская официальная пресса охарактеризовала его как нового «представителя клики буржуазных монополий», преследующим «порочные амбиции американского им-периализма, продолжающим проводить политику экспан-сии и агрессии во всём мире» [4. С. 244]. 18 февраля 1969 г. в Пекине было объявлено об отмене встречи по-слов, намеченной на 20-е, в связи с бегством китайского дипломата Ляо Хошу в США. Пекин подчеркнуто обви-нил нового хозяина Белого дома в том, что «правительст-во США инспирировало предательство бывшего китай-ского временного поверенного в делах в Гааге, который затем был отправлен в Соединенные Штаты» [7. С. 11].Тем не менее обе стороны проявляли определённую заинтересованность. Например, китайцы, комментируя первую пресс-конференцию Никсона, совсем никак непрокомментировали его замечание о необходимости изменения китайской политики - очевидный контраст с их реакцией на сходное заявление японского премьер-министра Э. Сато в то же самое время. Более того, Пе-кин опубликовал инаугурационное обращение Никсона без комментариев - другой важный сигнал. Аналитики управления разведки и исследований государственного департамента отметили «значительные изъяны» в ки-тайской пропаганде, полагая, что Пекин «держит неко-торые варианты открытыми», вероятно, в связи с опа-сениями в отношении СССР [8. С. 78].В начале января 1969 г. Никсон одобрил ряд реко-мендаций своего помощника. Г. Киссинджер подгото-вил меморандум по вопросам национальной безопас-ности, поручив Госдепартаменту, Министерству обо-роны, Центральному разведывательному управлению и Агентству по контролю за вооружениями и разоруже-нию подготовить специальные исследования относи-тельно того, какие изменения в политике США должны быть произведены. Кроме того, назначая Киссинджера председательствовать в Совете национальной безопас-ности, Никсон дал ему право одобрять предложения до того, как они дойдут до президента [6. С. 7].5 февраля 1969 г. Киссинджер довёл до сведения госсекретаря, министра обороны и директора ЦРУ о необходимости подготовки исследования относительно политики США в отношении Китая. Как показывает меморандум по вопросам национальной безопасности № 14, подписанный Киссинджером, эксперты межве-домственной группы СНБ по Восточной Азии изучали текущее состояние отношений между США, Китаем и Тайванем, реальность китайской коммунистической угрозы, намерения Китая в Азии, взаимодействие по-литики США и политики других заинтересованных стран в отношении Китая, а также различные подходы в отношении Китая, их цену и риски [9. С. 8].В начале марта 1969 г. стало известно о вооружен-ном конфликте на восточном участке советско-китайской границы в районе острова Даманский, ини-циированного китайскими военными, расстрелявшими 2 марта советский пограничный патруль. Эти инциден-ты вызвали серию столкновений на границе, которые продолжались до конца лета 1969 г. Эти столкновения, как считали некоторые, могли привести к упреждаю-щим ударам СССР по ядерным объектам КНР или даже к настоящей войне. Со своей стороны Советский Союз начал значительное наращивание обычных и ядерных вооружений в районах границы, включая Монголию.Отмечая иррациональность и агрессивность Китая, по мере того, как происходили столкновения на грани-це, Белый дом приходил к выводу, что Китай несёт главную ответственность за насилие. Но аналитики управления разведки и исследований государственного департамента и их коллеги из консульства в Гонконге видели более комплексную картину, нежели просто агрессивность: если Китай атаковал первым, это было в целях устрашения, в основном для того, чтобы предот-вратить чехословацкий сценарий. Никто в госдепарта-менте не верил, что Китай стремится к крупному кон-фликту, помощник госсекретаря Маршал Грин говорил бирманским дипломатам, что китайцы «слишком консер-вативны, чтобы вступать в конфликт с Россией» [8. С. 82].14 марта 1969 г. Никсон объявил своё решение по дальнейшему развёртыванию систем противоракетной обороны, которое он связывал с необходимостью за-щиты от возможной китайской ядерной атаки. При этом рассматривалась возможность совместных амери-кано-советских действий по сдерживанию Китая. «Я могу себе это представить», заявлял Никсон, «что Со-ветский Союз не захотел бы, чтобы их страна оказалась уязвимой перед китайской коммунистической угрозой» [5. С. 246]. Через два дня, 16 марта, китайцы охаракте-ризовали решение о развёртывании систем ПРО как «очередное доказательство» американского «сговора с советскими ревизионистами по сохранению ядерной угрозы и ядерного шантажа против людей всего мира, особенно против китайского народа» [5. С. 246].Несмотря на то, что перспектива казалась не такой оп-тимистичной, американцы изыскивали возможности по улучшению отношений с КНР. 25 марта 1969 г. прави-тельственными экспертами США был подготовлен мемо-рандум по вопросам национальной безопасности № 35 по «торговле с коммунистическим Китаем». Чиновники раз-работали два различных подхода, один назывался нефор-мально «свирепая атака» и предполагал полную отмену торговых ограничений, которое было одобрено большин-ством специалистов по Китаю, и второй - «катушка» -постепенное снятие ограничений, шаг за шагом. Учиты-вая внутреннюю политическую обстановку в США, был одобрен подход «катушка» [5. С. 245].21 апреля 1969 г. госсекретарь С. Роджерс в высту-плении на ежегодном обеде «Ассошиэйтед Пресс» в Нью-Йорке определил цели политики администрации Р. Никсона в Азии. Выступление Роджерса было свое-образным сигналом китайскому руководству: админи-страция Никсона стремится к улучшению отношений с Китаем. «Никто не может говорить о будущем Тихо-океанского сообщества без упоминания Китая, матери-ковый Китай обязан играть важную роль в Восточной Азии и Тихоокеанских делах» [4. С. 78]. В отношении тайваньской проблемы Роджерс заявил следующее: «Конечно, мы признаём отношения договора с Китай-ской Республикой, которая играет ответственную и конструктивную роль в международном сообществе. Каким бы ни было окончательное решение спора меж-ду РК на Тайване и КНР на материке, мы строго при-держиваемся того, чтобы он был решён мирными сред-ствами» [4. С. 78].В конце апреля 1969 г. в ответ на меморандум по вопросам национальной безопасности № 14 эксперты ЦРУ подготовили доклад, в котором анализировалась китайская политика США. Были сформулированы две главных альтернативы политики США в отношении Китая: усиление сдерживания и изоляции или умень-шение конфликта и международной изоляции. Первый подход зижделся на той предпосылке, что руководство Китая после смерти Мао смягчит свою политику по отношению к США под давлением регулярных неудач и ростом срывов планов в связи с изоляцией Китая, тогда как второй вариант предполагал что, скорее все-го, постепенное ослабление внешнего давления побу-дит постмаоистское руководство к переоценке отноше-ния к США и Республике Китай а также роли Китая в международных делах [9. С. 31].12915 мая 1969 г. этот доклад впервые обсуждался на заседании рабочей группы Совета национальной безо-пасности, под председательством Г. Киссинджера. Дис-куссия сфокусировалась на том, каким образом необ-ходимо сбалансировать отношения с Китаем и Совет-ским Союзом. Киссинджер заявил, что на данный мо-мент для США существуют несколько альтернатив в китайской политике: продолжать текущий курс, уси-лить сдерживание или уменьшить напряжение. Он предложил СНБ обсудить все возможные варианты и прийти к решению, которое должно было быть отраже-но в докладе [9. С. 33].Как явствует из стенограммы этого заседания, Кис-синджер задал вопрос: «Что мы ожидаем от Китая в долгосрочной перспективе, и что мы должны разумно предпринять для того, чтобы повлиять на это в итоге? 700-миллионный народ, окружённый слабыми государ-ствами, мог бы быть угрозой безопасности вне зависи-мости от внешней политики, которую он проводит» [9. С. 33]. Рассматривая возможные варианты, Г. Кис-синджер указал на то, что жёсткий вариант предусмат-ривает создание такого «баланса сил», чтобы свести к минимуму стремление Китая к экспансии, тогда как мягкий предполагает влияние на лидеров, которые к ней не стремятся». Помощник госсекретаря У. Браун заявил, что «Китай неизбежно будет распространять своё влияние в торговле и в других областях. Поэтому мы должны стремиться, насколько это возможно, уменьшить враждебность и опасность возникновения конфликта» [9. С. 33].По ходу дискуссии Киссинджер сформулировал ключевые вопросы следующим образом: «Каким бы мы хотели видеть Китай и какая политика США должна в этом помочь»? Помощник министра обороны по между-народным делам В. Наттер упомянул китайско-советские противоречия, и Киссинджер заметил, что это ключевой вопрос. Помощник госсекретаря У. Браун зая-вил, что Пекин по-прежнему достаточно настороженно относится к США, полагая, что Вашингтон отдает при-оритет отношениям с Советским Союзом, а представи-тель объединённого комитета начальников штабов Ф. Унгер отметил, что политика США в данный момент даёт нам возможность обеспечить преимущество в свете китайско-советских событий [9. С. 36].Киссинджер заявил, что «некоторые кремленологи полагают, что любые попытки к улучшению отношений с КНР разрушат те же с СССР. История подсказывает им что лучше блокироваться со слабым, а не с сильным из двух борющихся противников. Для них не вполне оче-видно, что вы обязательно достигните лучших отноше-ний с СССР за счёт более жёсткой политики в отноше-ния Китая и наоборот. Все согласны с тем, что мы стара-емся избежать опасности войны с 700-миллионным на-родом, но вопрос заключается в том, ориентироваться ли нам на развитие по преимуществу отношений с Совет-ским Союзом, занять более примирительную позицию по отношению к Китаю или комбинировать эти направ-ления для достижения этой цели» [9. С. 37].Представитель ЦРУ Д. Смит заявил, что беспокой-ство СССР по поводу улучшения американо-китайских отношений можно уменьшить за счёт мер, которые были бы представлены как консультации. Он не согла-130сился с тем, что улучшение американо-китайских от-ношений автоматически означает ухудшение америка-но-советских. Киссинджер отметил, что он не против идеи уменьшения напряжения, но продолжал настаи-вать в отношении того, что «почему же изолированный Китай, коль скоро он не вызывает серьёзных затрудне-ний, обязательно не соответствует нашим интересам? Китай, будучи задействован в мире повсеместно, был бы трудным и разрушительным фактором. Так почему же неизбежно в наших интересах допуск Китая в миро-вое сообщество»? [9. С. 37].Смит полагал, что КНР будет менее агрессивна, а Браун заявил, что мы исходим из того, что она будет распространять своё влияние в мире во всех отношени-ях, поэтому наша цель оказывать влияние на её дейст-вия. Киссинджер полагал, что спустя 50 лет мы, воз-можно, будем оглядываться назад с ностальгией, учиты-вая сегодняшнюю роль Китая в мировых делах. Однако Браун заявил, что доклад подразумевает, что Китай не останется изолированным из-за огромного размера и населения, поэтому вопрос заключается в том, каким образом обеспечить нормальное поведение Китая, как только он начнёт выходить из изоляции [9. С. 37].Киссинджер заявил, что «кажется, его сотрудники склоняются к выбору постепенного движения в сторо-ну уменьшения напряжения». Браун подтвердил, что к этому также склоняется госдепартамент, и отметил, что госсекретарь С. Роджерс уже упомянул об этом пуб-лично. В рамках выбора «уменьшения напряжения» было решено разделить вопросы, относящиеся к облас-ти торговли и поездок, по которым следует принять решение немедленно, на те, которые были взаимосвя-заны с другими проблемами - использование Тайваня как военной базы, и которые следовало решить в дол-госрочной перспективе: политика в отношении Тайва-ня, прилегающих островов, принятия КНР в ООН и возможного дипломатического признания. В результа-те дискуссии было принято политическое решение о движении в сторону сокращения напряжения [9. С. 39].В марте 1969 г. Р. Никсон в ходе первого зарубеж-ного турне в Европу посетил Францию, где встретился с президентом Шарлем де Голлем. В ходе беседы речь зашла об инцидентах на советско-китайской границе. Никсон высказался за диалог с Китаем, мотивируя это тем, что изолировать ядерную державу слишком опас-но, однако указал, что будет действовать по принципу «малых шагов» [5. С. 246]. Кроме того, Никсон выра-зил мнение в пользу развития «параллельных отноше-ний» с Китаем и Советским Союзом [4. С. 64]. Неделю спустя, когда Де Голль был в Вашингтоне на похоро-нах бывшего президента Д. Эйзенхауэра, Никсон по-просил его передать китайцам послание США о наме-рении улучшить отношения с КНР и о том, что Никсон «собирается уходить из Вьетнама» [5. С. 246].Пока Никсон осуществлял своё кругосветное турне, китайско-советские разногласия продолжали обсуждаться в правительственных кругах США. Киссинджер утвер-ждает, что после первого столкновения на реке Уссури в начале марта Белый дом осознал возможность проведения трёхсторонней дипломатии и подготовился к «важней-шему изменению в глобальной дипломатии». Более того, в середине июня, после того как он получил доклад о том,что советские руководители демонстрировали «озабочен-ность возможной китайско-американской «антисоветской коалицией», президент проинформировал Киссинджера о том, что «мы должны найти пути увеличить беспокойство с их стороны». Сразу после этого, в разговоре во время полёта через Тихий Океан, Никсон и Грин пришли к вы-воду, что китайские инициативы США приведут в заме-шательство Советы и подвигнут их к улучшению отно-шений с США [8. С. 82].В конце июня Никсон одобрил предложения от меж-ведомственной группы экспертов по ослаблению кон-троля по отношению к академико-научным и журнали-стским поездкам в Китай. 26 июня 1969 г. был подго-товлен меморандум по вопросам национальной безопас-ности, где содержался тезис о необходимости изменений торгового режима с Китаем. 21 июля 1969 г. было сде-лано первое заявление об отмене некоторых ограниче-ний на торговлю и поездки граждан США в Китай. Гра-жданам США разрешалось ввозить изготовленные в Китае товары на сумму до ста долларов [2. С. 57].В это время один из ведущих американских специа-листов по Китаю профессор Мичиганского университета А. Уайтинг, работавший ранее в системе госдепартамен-та, встретился в Калифорнии (в Сан-Клементе, где нахо-дилась резиденция Никсона, получившая название «За-падный Белый дом») с Киссинджером и рассказал ему о военных приготовлениях СССР в районе китайской гра-ницы. Уайтинг прогнозировал возможность превентив-ного советского удара против ядерных центров КНР, эскалации конфликта и даже атомной войны. Чтобы из-бежать этого сценария, он предлагал меры для сдержи-вания сторон (прежде всего СССР), а также делал вывод о том, что Китай будет заинтересован в сотрудничестве с США для противодействия советской угрозе. Анализ Уайтинга повлиял на Киссинджера, убедив его в воз-можности сближения Китая с США [2. С. 58].Признавая, что ситуация может привести к серьёз-ным последствиям и что выбор действий США нуждает-ся во внимательном изучении, 3 июля 1969 г. Киссинд-жер подготовил меморандум по вопросам национальной безопасности № 63. В нём, в частности, говорилось о необходимости изучить возможности политического выбора для США, в результате интенсификации совет-ско-китайского конфликта и текущих попыток СССР изолировать Китай, должны были быть изучены воз-можные последствия китайско-советского противобор-ства в «треугольнике» СССР, США, КНР. Кроме того, особое внимание следовало уделить различным вариан-там политики США на фоне военных столкновений ме-жду КНР и Советским Союзом [9. С. 41].В июле 1969 г. в ходе кругосветного турне, высту-пая на острове Гуам, Никсон объявил, что США будут руководствоваться новыми критериями при оказании военной помощи за рубежом. Эта концепция, полу-чившая название «доктрина Никсона», ознаменовала намерение США отходить от практики прямого воору-женного вмешательства, более полагаясь на усиление стабильности дружественных режимов. Понимая, что Пекин озабочен значительным американским присутст-вием в Юго-Восточной Азии, Никсон заявил о том, что он начнёт вывод американских войск и что он не хочет ни-какой конфронтации с Китаем по Вьетнаму [2. С. 57].1 августа во время своего мирового турне президент Никсон встретился с президентом Пакистана Яхья Ха-ном и подчеркнул свой личный интерес в окончании политики изоляции Китая. На следующий день Никсон в Румынии попросил президента Чеушеску действовать в качестве канала связи с Китаем. Он также озвучил общее мнение, выразив своё несогласие с любыми по-пытками изолировать Китай через систему коллектив-ной безопасности в Азии, на которой настаивал Совет-ский Союз. Чеушеску обещал передать взгляды США и любой китайский ответ [5. С. 257].8 августа 1969 г. в ответ на меморандум по нацио-нальной безопасности № 14 экспертами госдепарта-мента был подготовлен окончательный вариант докла-да по китайской политике США, в котором в отноше-нии КНР рассматривались три возможных варианта действий: «Текущая стратегия, Усиление сдерживания и изоляции, Уменьшение изоляции КНР и Проблемы американо-китайского конфликта». Текущая стратегия содержала в себе два элемента: сдерживание китайской угрозы с любых направлений в пределах границы или по отношению к США и ограниченные попытки убе-дить китайцев в желательности изменения их политики в сторону большей открытости другим государствам и на современную мировую политическую систему. В то же время, в соответствии с текущей стратегией, США продолжали признавать правительство Китайской Рес-публики законным правительством Китая и поддержи-вать его в мировом сообществе [9. С. 63].В тот же день госсекретарь С. Роджерс находясь в Ав-стралии, заявил, что США осознают, что «континенталь-ный Китай будет, в конечном счёте, играть важную роль в Азии» и что «очевидно, что Коммунистический Китай слишком долго был изолирован от международных дел. Это одна из причин, по которой мы всё это время стреми-лись открыть канал связи» [5. С. 248]. Роджерс выступил с заявлениями, не уведомив об этом Никсона и Киссинд-жера и не дав им необходимых разъяснений. Он знал о ключевой идее относительно улучшения отношений с СССР и КНР, но не был информирован о шагах, предпри-нятых через Францию, Пакистан и Румынию.Речь Роджерса повлияла на Никсона и Киссиндже-ра, которые пришли к решению о необходимости про-ведения заседания Совета национальной безопасности, чтобы полностью определить политику правительства. Заседание, посвящённое китайской политике, состоя-лось 14 августа 1969 г. Киссинджер отметил, что для многих было неожиданностью услышать от Никсона, что СССР является более опасным и что было бы не в интересах США, чтобы Китай был уничтожен в совет-ско-китайской войне [5. С. 248]. За день до этого, 13 августа, на западном участке советско-китайской границы имели место боевые действия, повлекшие че-ловеческие жертвы с обеих сторон. Одновременно бы-ло зафиксировано, что советские дипломатические со-трудники очень высокого уровня стали осторожно и в неофициальном порядке зондировать вопрос о возмож-ной реакции США в случае советской превентивной акции против ядерных объектов КНР [3. С. 335].Китайская политика обсуждалась в секретности, и Совет национальной безопасности встретился лишь раз, чтобы обсудить эту проблему. Личные пометки131Никсона, написанные от руки, во время брифинга с директором ЦРУ Ричардом Хэлмсом, дают некоторое представление о понимании президентом отношений с КНР. Как свидетельствуют краткие записи Никсона, «...СССР - враг номер один (не считая США), но Китай не ожидает атаки, не желает конфронтации и пытается урегулировать этот вопрос, поэтому тема подготовки к войне создаётся для консолидации в стране. В то же время Китай смело выступает против идеи создания системы коллективной безопасности в Азии. Отмечается, что Китаю гораздо лучше, чем Франции, давалась ядерная программа и к 1972 г. Китай сможет обзавестись начальным потенциалом межконтинентальных баллистических ракет. Кроме этого, отмечается спад производительности и то, что Китай нуждается в поставках зерна [9. С. 67].На этом заседании были подведены некоторые итоги в политике США в отношении КНР. Материалы заседания СНБ остаются засекреченными, и никакого конкретного решения на этом заседании не было достигнуто. Но вывод ясен, США в отношении КНР продолжали двигаться в рамках подхода с минимальным риском. Хотя ситуация характеризовалась противоречивостью, тенденция к закреплению китайско-советского противостояния подталкивала администрацию к необходимости налаживания диалога с КНР и ограничению амбиций СССР в отношении Китая и стран Юго-Восточной Азии. США уже продемонстрировали обновлённый подход и желание открытия диалога с КНР и теперь ожидали реакции на свои действия со стороны пекинских властей.К концу 1960-х гг. война в Индокитае подняла проблемы, связанные с сущностью и масштабом американской роли в мировом сообществе. Эскалация вьетнамского конфликта не приносила ощутимых результатов, увеличивая напряжение и рост нестабильности в Юго-Восточной Азии. Этому способствовало активное вовлечение в конфликт Китая и СССР, которые оказывали политическую и военно-экономическую поддержку северному Вьетнаму. Необходимость урегулирования во Вьетнаме требовала от США конструктивного диалога со всеми участниками конфликта.Р. Никсон пришёл к власти с идеей перестроить политику США в Азии во многом с учётом китайского фактора, поэтому китайское направление внешней политики США сразу приобрело большое значение. Необходимость нормализации отношений с КНР обсуждалась в американских правящих кругах с1960-х гг., но лишь с окончанием «культурной революции» в Китае у США появилась возможность для реализации накопленного потенциала.В первые месяцы работы новой администрации Никсон поручил Совету национальной безопасности приступить к исследованиям политики США в отношении Китая, чтобы оценить возможности и определить приоритеты, которыми следует руководствоваться в проведении китайской политики в долгосрочной перспективе. В соответствии с поручениями президента, в период с января по август 1969 г. СНБ предпринял ряд комплексных исследований по изменению китайской политики США в сторону необходимости налаживания конструктивного диалога и смягчения напряжения между США и КНР. Ослабление контроля на поездки и снятие части торговых ограничений, предпринятые в июле 1969 г., а также стремление Никсона использовать тайные каналы определённо должны были этому способствовать.На политику США огромное значение оказывали внешние факторы. Ухудшение китайско-советских отношений и опасность возникновения конфликта способствовали росту активности США в этом направлении. Но учитывая, что внезапное изменение политической конъюнктуры может привести к негативным последствиям, американцы опасались резких шагов в китайской политике. В то же время, стремясь к открытию диалога с КНР, американцы не желали терять свои лидерские позиции в Азии за счёт отношений со своими азиатскими союзниками. Учитывая внутренние и внешние факторы, США в китайской политике предпочитались двигаться по принципу «малых шагов», уменьшая для себя опасность возникновения ситуации, которую они бы не смогли контролировать.В период с января по август 1969 г. администрация Никсона продемонстрировала склонность к более тесному сотрудничеству с КНР, сделав ряд конструктивных шагов, призванных продемонстрировать обновлённый подход к Китаю, существенно понизив свою антикитайскую риторику, частично ослабив внешнеэкономический контроль и ограничения поездок. Перспектива нормализации отношений с Китаем решала многие политико-стратегические задачи на будущее, и США не могли не упустить складывающихся перед ними возможностей. К июлю 1969 г. стало ясно, что обозначился новый курс США на сближение с КНР, который впоследствии привёл к установлению дипот-ношений между двумя государствами.

Ключевые слова

Chinese policy, Nixon administration, китайская политика, администрация Никсона

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Широков Марат НиколаевичТомский государственный университетаспирант кафедры новой, новейшей истории и международных отношенийmarooned2004@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Foreign Relations of the United States (FRUS). 1969-1976. Washington, 2006. Vol. 17.
Burr W. Sino-American Relations, 1969: The Sino-Soviet Border War and Steps toward Rapprochement // Cold War History. L.: Published by Frank Cass, 2001. Vol. 1, № 3.
Меркулов С.К. Американо-китайское сближение (вторая половина 70-х годов). М.: Наука, 1980.
Burr W. Kissinger Transcripts: The Top Secret Talks with Beijing and Moscow. N.Y.: The New Press, 1998. P. 12.
Garthoff R. Dutente and Confrontation: American Soviet Relations from Nixon to Reagan. Washington: The Brookings Institution, 1994.
Foreign Relations of the United States (FRUS).1969-1976. Vol. 1: Foundations of Foreign Policy. Washington, 2002.
Зиновьев Г.В. История американо-китайских отношений и тайваньский вопрос. Томск: ТГУ, 2006.
Богатуров А.Д. Системная история международных отношений. М., 2006. Т. 2.
Касьянова А.А. Американская историография китайской политики США в период гражданской войны в Китае (вторая половина 40-х - 70-е гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1996.
 Инициативы администрации Р. Никсона в отношении Китая и обсуждение китайской политикив правительственных кругах США (январь-август 1969 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Инициативы администрации Р. Никсона в отношении Китая и обсуждение китайской политикив правительственных кругах США (январь-август 1969 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Полнотекстовая версия