Совершенствование методов исчисления и взимания налогов с физических лиц | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Совершенствование методов исчисления и взимания налогов с физических лиц

Статья посвящена методам исчисления и взимания налогов с физических лиц: удержание у источника, самоначисление по декларации, кадастровый. Предлагаются направления их совершенствования: унификация процесса налогового администрирования, поступление налога на доходы физических лиц по месту регистрации налогоплательщика, улучшение администрирования налогов с доходов от продажи имущества

The improvement of the individual tax collection and computation methods.pdf Налоговая политика и система налогового администрирования имеют важнейшее значение в экономической политике государства. Налоги на протяжении всей истории человечества были и продолжают оставаться одними из важнейших инструментов проведения государственной экономической политики. Важными элементами налоговой системы являются не только состав взимаемых налогов, выбранные объекты налогообложения, величина налоговых ставок, но и сами методы исчисления и взимания налогов.Применяемые методы налогообложения во многом определяют и дешевизну взимания налогов, которая исторически еще А. Смитом названа одним из основных принципов налогообложения: «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства» [1. С. 69].В настоящее время особую значимость для региональных и местных бюджетов имеют налоги с физических лиц. В условиях реализации реформы местного самоуправления в России эти налоги являются основным источником налоговых доходов региональных и местных бюджетов. Так, например, по данным Управления ФНС по Томской области, за 11 месяцев 2008 г. в консолидированный бюджет Томской области перечислено 22068,8 млн руб. (в т.ч. в доходы местных бюджетов 5032,9 млн руб.), поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составили 9062,7 млн руб. Таким образом, поступления НДФЛ составили 41% от доходов консолидированного бюджета Томской области [2].Налоги с физических лиц являются наиболее массовыми налогами, которые касаются большого числа граждан. Так, в Томской области количество плательщиков налога на имущество в 2007 г. составило 349 201 чел., транспортного налога - 159 454 чел., земельного налога - 104 065 чел. Каждый работающий гражданин является плательщиком налога на доходы с физических лиц.При администрировании налогов с физических лиц в соответствии с законодательством применяются следующие методы исчисления и взимания налогов: удержание у источника, метод самоначисления и кадастровый метод.Метод удержания у источника - это метод, при применении которого сумма налога рассчитывается и удерживается из дохода, подлежащего перечислению впользу получателя, источником выплаты. Метод удержания у источника применяется по всем видам доходов, полученных от налоговых агентов (ст. 226 НК РФ), за исключением доходов, полученных предпринимателями и нотариусами (ст. 227 НК РФ), налог с которых исчисляется на основании представленной ими декларации. Данным методом удерживается также налог с доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, и доходов по гражданско-правовым договорам с физическими лицами, не являющимися частными предпринимателями.Обязанности налоговых агентов в рамках данного метода: исчислять, удерживать налог, вести учет доходов, выплаченных по трудовым, гражданско-правовым договорам, договорам доверительного правления и долевого участия в деятельности организации, ежегодно представлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц (ст. 24, 214.1, 230 НК РФ). Обязанности налоговых органов при методе удержания у источника: ведение учета перечислений налога в бюджет, ежегодное получение и обработка сведений о доходах, представленных налоговыми агентами, проведение выездных налоговых проверок налоговых агентов.Таким образом, при использовании метода удержания у источника налоговыми агентами фактически выполняются функции налоговых органов по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет. Затраты налоговых агентов на выполнение этих задач никем не компенсируются.Следует также подчеркнуть, что перечисление налога налоговым агентом осуществляется по месту постановки на учет налогового агента, а не по месту регистрации налогоплательщика физического лица. В связи с этим муниципальные образования, соседствующие с крупными промышленными центрами и отличающиеся постоянной маятниковой миграцией населения, имеют существенные потери налоговых доходов.Так, например, за 2007 г. совокупные потери консолидированного бюджета Московской области в результате непоступления НДФЛ из-за его уплаты по месту работы налогоплательщика, отличного от места его жительства, составили более 20 млрд руб. (около 28% общего объема поступлений этого налога в консолидированный бюджет Московской области) [3].Среди применяемых в настоящее время форм отчетности налоговых органов, которая используется146региональными и местными финансовыми органамипредставленных деклараций, осуществляют привлече-для планирования доходов и расходов соответствую-ние к декларированию лиц, не представивших деклара-щих бюджетов, отсутствует отчетность о налоговойции, взыскивают задолженность с недоимщиков.базе по НДФЛ. Основной отчет налоговых органов оК проблемам применения метода самоначисленияналоговой базе - форма 1 НМ «Отчет о начислении иотнесем прежде всего сложность налогового контроляпоступлении налогов, сборов и иных обязательныхотдельных видов доходов (продажа имущества, сдачаплатежей в бюджетную систему Российской Федера-имущества в аренду, гражданско-правовые договоры).ции». На 2008 г. данная форма утверждена приказомУ налоговых органов нет точных сведений о размерахФедеральной налоговой службы от 25 декабря 2007 г.этих видов доходов, получаемых физическими лицами.N ММ-3-10/696. Данная форма не предполагает запол-Преимуществом метода самоначисления, по нашемунение сведений о начисленных к уплате в текущем годумнению, является то, что исчисление налога производит-суммах налога на доходы физических лиц. Налоговыеся единовременно один раз в год с учетом всех получен-органы не располагают данными о начисленном работо-ных доходов и произведенных расходов. Исчисление на-дателями налоге и исполнении налоговыми агентамилога возложено непосредственно на налогоплательщика,обязанностей по своевременному перечислению его вналоговый агент не привлекается, уплата налога произво-бюджет и, соответственно, о налоговой базе по налогудится точно по месту регистрации налогоплательщика, вна доходы физических лиц в целом. В связи с этим ос-связи с чем отсутствует дисбаланс между бюджетами.ложняется взаимодействие финансовых органов субъек-Кадастровый метод основан на применении када-тов федерации, муниципальных образований с налого-стров - периодически составляемых описей, в которыхвыми органами в получении информации, необходимойрегистрируются все объекты налогообложения. Када-в связи с проведением реформы местного самоуправле-стровый метод применяется при исчислении поимуще-ния [4]. Отсутствие достоверных данных о налоговойственных налогов, объектом обложения при начисле-базе по одному из основных бюджетообразующих нало-нии которых являются имущественные объекты, нахо-гов существенно осложняет возможности планированиядящиеся в собственности налогоплательщика.доходной части региональных и местных бюджетов.В законодательстве РФ взимание налогов кадастро-Отсутствие у налоговых органов в оперативном ре-вым методом определено для следующих категорийжиме сведений о выплаченных доходах, исчисленномналогоплательщиков:НДФЛ ведет также к невозможности налогового контроля- по земельному налогу - физические лица, обла-за правильными и своевременными исчислением, удер-дающие земельными участками (ст. 388 НК РФ и соот-жанием и перечислением налоговыми агентами налога наветствующие законодательные акты органов местногодоходы в бюджет - обязанностью налоговых агентов,самоуправления);возложенной на них ст. 24 НК РФ. В связи с этим недоб-- по налогу на имущество - физические лица, яв-росовестные налоговые агенты имеют возможность неляющиеся собственниками имущества, признаваемогоперечислять в бюджет удержанный налог с физическихобъектом налогообложения (закон РФ от 9 декабрялиц, тем самым фактически кредитуясь у бюджета.1991 г. № 2003-I);К преимуществам метода удержания у источника от-- по транспортному налогу - физические лица, яв-носится, по нашему мнению, простота взыскания налога -ляющиеся собственниками транспортных средств (гл. 28налоговый агент при каждой выплате дохода удерживаетНК РФ и соответствующие законы субъектов РФ).налог в размере, установленном законодательством, иОбязанности налоговых органов при кадастровомперечисляет его в бюджет. При этом физические лица -методе исчисления: ведение учета объектов налогооб-налогоплательщики - не несут никаких дополнительныхложения (недвижимость, транспортные средства, зе-затрат по исчислению налога и его перечислению.мельные участки) по данным, поступающим в соответ-Метод самоначисления (по декларации) предполага-ствии со ст. 85 НК РФ, исчисление налогов по всемет, что плательщики самостоятельно рассчитывают своиналогоплательщикам и объектам налогообложения,доходы, производят все установленные вычеты и опреде-формирование налоговых уведомлений и платежныхляют подлежащую сумму к уплате на основании специ-документов к ним в установленные сроки, учет посту-ально представленной декларации. В НК РФ этот методпающих платежей, взыскание налога с недоимщиков.определен ст. 227, 228 НК и применяется для исчисленияОбязанности физических лиц при кадастровом ме-налога предпринимателями, нотариусами, физическимитоде: получение налоговых уведомлений на почте, пе-лицами, получившими доходы от физических лиц, неречисление налога в бюджет на основании уведомле-являющихся налоговыми агентами. Кроме того, по декла-ния налогового органа.рации исчисляется налог физическими лицами исходя изВыделим преимущества кадастрового метода: налого-сумм, полученных от продажи имущества.вые органы владеют полной информацией о налогопла-При использовании данного метода физические лицательщиках и объектах налогообложения. Исчисление нало-обязаны заполнить декларацию, представить ее в налого-га, формирование налогового уведомления производитсявый орган, произвести перечисление налога в бюджет.самостоятельно налоговым органом, без переложения этихПри методе самоначисления налоговые органы при-функций на налогоплательщика или налогового агента.нимают декларации налогоплательщиков, отражаютПроблемы и недостатки кадастрового метода: тру-начисления налога по декларациям в карточках налого-доемкость налогового администрирования в связи сплательщика, ведут учет перечислений налога в бюджеттем, что установлены различные сроки уплаты и на-по данным, получаемым из Федерального казначейства,правления налоговых уведомлений в соответствии спроводят камеральную и (или) выездную проверкузаконодательными актами органов местного само-147управления, законом о налоге на имуществе, законами субъектов РФ о транспортном налоге. Существенная часть сформированных налоговых уведомлений не вручается налогоплательщикам через почту. Издержки на взимание высоки в связи с низкой долей доброволь-но уплачиваемых налогов и необходимостью принуди-тельного взыскания налога с неплательщиков.Первым этапом принудительного взыскания является направление налогоплательщику требования об уплате налога, содержащего сведения о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направ-лено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так как большое коли-чество уведомлений остается неврученным, налоговые органы вынуждены направлять большое количество тре-бований об уплате налога. При этом в утвержденной форме требования отсутствует информация о порядке начисления налога и объектах налогообложения, что вы-зывает вопросы со стороны налогоплательщиков. Значи-тельная часть направленных требований остается также неврученными по указанным выше причинам.В случае неисполнения налогоплательщиком -физическим лицом - в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган обязан обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества должника. Сложившаяся судебная практика показывает, что для взыскания поимущественных налогов необхо-димо представление в суд большого перечня докумен-тов, что требует материальных затрат со стороны нало-говых органов, которые зачастую сопоставимы либо превышают взыскиваемые суммы задолженности. Ис-полнительное производство по взысканию задолженно-сти физического лица также нередко представляет собой длительную процедуру, сопряженную с большим коли-чеством издержек экономико-правового характера.Затраты остальных участников налоговых от-ношений. В соответствии с классическими принципами налогообложения, сформулированными еще А. Смитом, эффективность системы налогообложения определяется издержками государства и общества на сбор налогов, содержание налогового аппарата, расходами по управ-лению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства, которые должны быть минимальны-ми. Поэтому в современных условиях необходимо рас-сматривать не только затраты налоговых органов, но и затраты остальных участников налоговых отношений, вовлеченных в процесс сбора налоговых поступлений в бюджет. Подчеркнем, что затраты, связанные с исчисле-нием и взиманием налогов с физических лиц, несут в настоящее время не только налоговые органы, но и на-логоплательщики, налоговые агенты, банковская систе-ма, служба судебных приставов, суды.Как отмечалось ранее, в соответствии с НК РФ в обя-занности налоговых органов не входит исчисление и взимание всех налогов по физическим лицам. Полностью исчисление и взимание налогов налоговыми органами производится только по имущественным налогам, исчис-ляемым кадастровым методом. Остальные задачи, возни-кающие в рамках исчисления налогов с физических лиц, возложены на других участников налоговых отношений.148Налогоплательщики обязаны в соответствии со ст. 23 НК РФ уплачивать налоги, вести учет своих до-ходов, представлять налоговые декларации в установ-ленных случаях, получать почтовые уведомления по имущественным налогам на почте, что зачастую необ-ходимо делать несколько раз в течение года, т.к. по разным налогам установлены различные сроки уплаты. После получения уведомлений физические лица обяза-ны произвести перечисление налогов в бюджет, что также необходимо делать несколько раз в год.Обязанности налоговых агентов определены ст. 24 НК РФ: ведение учета доходов, выплаченных физиче-ским лицам, предоставление налоговых вычетов, исчис-ление налога c доходов и перечисление в бюджет, пре-доставление сведений о доходах в налоговые органы в электронном виде. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) исполняют возло-женные на них функции на безвозмездной основе.Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов установлены ст. 60 НК РФ. Банки обязаны исполнять поручение налогоплатель-щика на перечисление налога в бюджетную систему Рос-сийской Федерации на соответствующий счет Федераль-ного казначейства в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. При исполнении банками поручений по воз-врату налогоплательщикам, налоговым агентам и пла-тельщикам сборов сумм излишне уплаченных (взыскан-ных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслужи-вание по указанным операциям также не взимается.В рамках возложенных на них НК РФ обязанностей банки осуществляют прием платежных документов от физических лиц на перечисление налогов в бюджет, автоматизированную обработку налоговых квитанций формы ПД-4, представление платежных документов в органы федерального казначейства. Таким образом, банки как участники налоговых отношений исполняют возложенные на них функции по перечислению нало-гов в бюджет также на безвозмездной основе.Взыскание налоговых задолженностей с физических лиц осуществляется судебными приставами в порядке, определенном НК РФ и ФЗ № 229 от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве». В соответствии с указанным законом взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства, обращается в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расхо-дов по совершению исполнительных действий.Итак, в процессе исчисления и взимания налогов с физических лиц затраты несут сами налогоплательщики, налоговые органы, банковские учреждения, суды, су-дебные приставы. При этом государственные органы, такие как налоговые службы, органы федерального ка-значейства, судебные приставы, несут затраты в связи с исполнением ими государственных функций, опреде-ленных конституцией и федеральным законодательст-вом. Для коммерческих структур, целью которых, как правило, является извлечение прибыли, выполнение государственных функций по сбору налогов и их пере-числению в бюджет является дополнительным обреме-нением их коммерческой деятельности, т.е. в настоящеевремя издержки на сбор налогов фактически распреде-лены между государственными структурами и коммер-ческими организациями (налоговые агенты, кредитные организации), при этом последние выполняют возло-женные на них обязанности на безвозмездной основе.Таким образом, рассмотрев применяемые сегодня методы исчисления и взимания налогов с физических лиц, отмечаем, что существующая на их основе систе-ма налогообложения не в полной мере отвечает класси-ческим принципам налогообложения:1..При налогообложении физических лиц не соблю-даются принцип простоты. Это выражается в чрезмер-ной сложности существующего порядка налогообложе-ния, установлении различных сроков уплаты по разным налогам с физических лиц, применении различных по своей сути методов их взимания.2..Сложность процесса налогового администрирова-ния влияет на эффективность налогообложения, при этом в рамках налоговых отношений затраты несут как налоговые органы, так и налогоплательщики, налоговые агенты, банки, судебные приставы, судебная система.3.Нарушается принцип монополии государства на взимание налогов, означающий, что никому, кроме го-сударства и его органов, не разрешено устанавливать и взыскивать налоги, как и другие обязательные платежи. Возложение несвойственных им функций на налоговых агентов на безвозмездной основе не соответствует дан-ному принципу. Банки перечисляют налоги в бюджет также на безвозмездной основе.4.Не в полной мере соблюден принцип всеобщности налогообложения - обязанность платить налоги в рав-ной степени должна распространяться на всех граждан. Однако при сегодняшнем порядке налогообложения доходов от продажи недвижимости имеется возмож-ность ухода от налогообложения путем занижения сум-мы в договоре купли-продажи имущества.5.В соответствии с принципом возвратности госу-дарство обязано обеспечить граждан определенным на-бором «неделимых благ» за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет территориальных образова-ний. Однако в связи с тем, что в настоящее время не ре-шена проблема перечисления налога на доходы по месту регистрации налогоплательщика, выполнение принципа возвратности не обеспечено.В связи с этими ключевыми проблемами, сущест-вующими в настоящее время в области налогообложе-ния физических лиц, предлагаем:- упростить и унифицировать процесс налогового администрирования (унификация сроков уплаты, форм налоговых уведомлений, упрощение взаимодействия налогоплательщика и налогового органа);- обеспечить поступление налога на доходы с физи-ческих лиц (или его доли) в бюджет по месту регистра-ции налогоплательщика;- улучшить администрирование налогов с доходов от продажи имущества;- решить вопрос о целесообразности и правомерно-сти возложения на коммерческие структуры на безвоз-мездной основе функции по исчислению, взиманию и перечислению в бюджет налогов с физических лиц.Унификация отдельных элементов налогов с физи-ческих лиц. Первым направлением совершенствованиясуществующей законодательной базы, регулирующей сфе-ру налогообложения физических лиц, предлагается рас-смотреть максимальную унификацию сроков уплаты нало-гов с физических лиц, исчисляемых кадастровым методом.В сегодняшних условиях по налогам, исчисляемым кадастровым методом, налоговые уведомления направ-ляются налогоплательщикам через почтовые отделе-ния, что не дает полной гарантии получения этих уве-домлений налогоплательщиком. В связи с этим увели-чиваются издержки налогоплательщиков на уплату данных налогов, т.к. в случае неуплаты налога в уста-новленные сроки налоговые органы вынуждены взы-скивать их в установленном порядке вместе с пенями, начисленными за несвоевременную уплату налога. Увеличиваются издержки и налоговых органов, т.к. принудительное взыскание налогов с физических лиц, как отмечалось ранее, требует существенных затрат.Транспортный налог является региональным налогом в соответствии со ст. 14 НК РФ, его сроки уплаты уста-навливаются законами субъектов Российской Федерации. Проведенный анализ регионального законодательства показывает, что в настоящее время в субъектах РФ уста-новлены различные сроки уплаты транспортного налога: в Красноярском крае - 1 июля, в Калининградской облас-ти - 1 июля, в Новосибирской области - 1 марта, в Ленин-градская области - 30 дней после получения налогового уведомления, в Санкт-Петербурге - 1 июня и т.д. [5]По земельному налогу ст. 397 НК определено, что налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые ус-тановлены нормативными правовыми актами предста-вительных органов муниципальных образований. В связи с реформой местного самоуправления, в резуль-тате которой количество местных органов самоуправ-ления существенно возросло, администрирование дан-ного налога серьезно осложняется в случае установле-ния различных сроков уплаты в муниципальных обра-зованиях, что фактически и происходит в настоящее время. В условиях, когда ст. 393 НК установлен еди-ный для всех территорий налоговый период по земель-ному налогу, представляется нелогичным и нецелесо-образным давать муниципальным органам самостоя-тельно устанавливать сроки уплаты этого налога.Налог на имущество физических лиц в настоящее время регулируется Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Этим законом определено, что уплата налога на иму-щество производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.Таким образом, сроки уплаты имущественных на-логов с физических лиц в РФ в настоящее время раз-личны, что усложняет исчисление и взимание налогов с физических лиц.Рассматривая юридическую сторону возможности ус-тановления единых сроков уплаты имущественных нало-гов, отметим следующее. Установление общих принци-пов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом «и» ст. 72 Кон-ституции РФ. Налоговым кодексом определен перечень налогов, взимаемых на территории РФ. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сбо-149ры устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с кодексом. Только такие региональные и местные налоги и сборы, как указано в решениях Конституционного суда РФ от 30.01.2001, от 10.04.2002 №104-0 могут считаться установленными [6].Следует рассмотреть возможность установления для указанных налогов единого срока и порядка уплаты. Так как принципы налогообложения находятся в ведении Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции, на федеральном уровне определяются все федеральные налоги и общие принципы взимания региональных и местных налогов. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы. При этом установление налога означает определение всех его элементов. Таким образом, установление срока уплаты на уровне федерального закона не нарушает принципов, заложенных в конституции РФ и налоговом законодательстве, и прав органов местного самоуправления на самостоятельное установление местных налогов и сборов в смысле определения ими таких важнейших элементов налога, как налоговые ставки и налоговые льготы.В соответствии со ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Так, например, по транспортному налогу общие принципы взимания установлены гл. 28 НК, которой определены такие элементы этого налога, как налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, ограничен максимальный размер налоговых ставок по видам объектов налогообложения, порядок исчисления налога. Так как сроки уплаты налога относятся скорее к общим принципам уплаты налога, а администрирование данного налога осуществляется налоговыми органами, являющимися федеральными органами исполнительной власти, по нашему мнению, сроки уплаты транспортного налога целесообразнее установить едиными на федеральном уровне в соответствующей главе НК РФ.В связи с этим предлагаем следующие меры по унификации сроков уплаты налогов с физических лиц, которые, по нашему мнению, позволили бы упростить процесс взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в процессе исчисления этих налогов:•·установить в Налоговом кодексе РФ единые сроки уплаты для транспортного и земельного налога;•·в перспективе при разработке новой главы кодекса «Налог на недвижимость» определить по этому налогу такой же срок уплаты, как по транспортному и земельному налогу;•·•·определить для этих трех налогов единый срок авансового платежа;•·исключить из полномочий региональных и местных органов власти право определения сроков уплаты региональных и местных налогов.•·Разумным шагом была бы разработка единой формы уведомления для всех налогов с физических лиц. Так как количество элементов этих налогов, определяющих их исчисление, невелико и эти элементы схожи между собой, возможно объединить данные об исчислении транспортного, имущественного и земельного налогов в едином уведомлении. Этот документ должен содержать по каждому из указанных налогов следующие сведения:•·налоговый период;•задолженность по налогу и пени на начало периода;•·перечень объектов налогообложения, установленных по ним льгот, ставок, величин налоговой базы и исчисленные суммы налога;•·общую сумму по каждому из налогов;-краткие разъяснения для налогоплательщика опорядке начисления каждого из налогов, законодательных актах, которыми данный порядок установлен.Таким образом, с целью организации более простого и менее затратного порядка администрирования этих налогов установление единого срока уплаты и переход на единую форму налогового уведомления представляются нам целесообразными и обоснованными. Возможность получать сведения о всех начислениях налогов и имеющихся задолженностях в одном документе -большой плюс для налогоплательщика. Это также и упрощение налогового администрирования с точки зрения налогового органа, снижение издержек на взимание налогов. При таком подходе налоговому органу достаточно будет один раз в год направить одно уведомление об уплате налога физическим лицам, являющимся плательщиками имущественных налогов. Для обеспечения равномерности поступления налоговых доходов в региональные и местные бюджеты возможно установление авансовых платежей по имущественным налогам. В случае установления авансовых сроков уплаты по этим налогам необходимо направление еще одного уведомления упрощенной формы на уплату авансового платежа.Остальные предложения будут рассмотрены в нашей следующей статье.

Ключевые слова

налоги с физических лиц, методы исчисления и взимания налогов, individual taxes, the collection and computation methods

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Макаров Андрей ИгоревичТомский государственный университетсоискатель кафедры финансов и учетаmai@pigs.ru
Земцов Анатолий АнатольевичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и учетадекан факультета банковского дела Высшей школы бизнеса Томского государственного университетаfbd@bk.ru
Абрамов Анатолий ПетровичТомский государственный университеткандидат технических наук, советник налоговой службы Российской Федерации I ранга, доцент кафедры налогов и налогообложения экономического факультетазаместитель мэра г. Томска по экономикеasviaap@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Разгулин С.В. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере налоговых отношений // Налоговая политика и практика. 2003. № 4.
Информация о действующих налогах и сборах в Российской Федерации. Режим доступа: <http://www.garant.ru/fns/5079162.htm>
Фролова Н.К. Проблемы формирования доходной части местных бюджетов // Налоговая политика и практика. 2005. № 12.
Кузнецов А.В. Перспективы изменения системы уплаты налога на доходы физических лиц // Налоговая политика и практика. 2008. № 8.
О поступлении налогов и сборов в бюджеты различных уровней на территории Томской области за январь-ноябрь 2008 года. Режим доступа: <http://www.r70.nalog.ru/document.php?id=211444&topic=www.r70.nalog.ru> (свободный).
Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. М.: Экономистъ, 2004. 560 с.
 Совершенствование методов исчисления и взимания налогов с физических лиц | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Совершенствование методов исчисления и взимания налогов с физических лиц | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Полнотекстовая версия