Значение многофункционального фармацевтического логистического комплекса для обеспечениярегиона лекарственными препаратами по социально значимым программам (на примере Кемеровской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Значение многофункционального фармацевтического логистического комплекса для обеспечениярегиона лекарственными препаратами по социально значимым программам (на примере Кемеровской области)

Опыт функционирования регионального логистического фармацевтического комплекса в Кемеровской области, представленный в данной статье, показывает эффективность работы с централизованными закупами и распределением медикаментов. Благодаря данной работе на сегодняшний день имеется возможность обеспечить 100%-ную проходимость контроля качества медикаментов, предназначенных для социальных программ, и оптимизировать снабжение потребителей медикаментами.

Importance of the polyfunctional pharmaceutical logistical complex for the providing of the regionwith medicinal preparations for socially significant programmes (Kemerovo is as an example).pdf В последнее время в РФ обсуждается идея создания государственной фармацевтической корпорации, которая могла бы взять на себя централизованный закуп и распределение медикаментов, закупаемых за счет средств федерального бюджета. Между тем идея эта не нова, в ряде регионов, в том числе и в Кемеровской области, уже существуют компании, успешно выполняющие как вышеперечисленные функции, так и многие другие. В любом случае, даже если государственная фармацевтическая корпорация будет создана, ей придется или сотрудничать с региональными фармацевтическими логистическими комплексами, или создавать свои филиалы в регионах, что гораздо более затратно.Основными тенденциями фармацевтического рынка РФ в 2007-2008 гг. стали:•·снижение дистрибьюторской наценки;•·усиление зависимости от государства;•·•·концентрация рынка, усиление ценовой конкуренции;•нарастающая потребность дистрибьюторов в логистических услугах [1. С. 65].На федеральном уровне в последние годы появились игроки, переориентировавшиеся с дистрибьюции лекарственных препаратов на развитие фармлогистики, не связанной с государственными программами, например «Интерлизинг» [2. С. 9]. В свете вышеперечисленных тенденций целесообразно развивать (или создавать с нуля) региональные фармацевтические логистические комплексы не только для обслуживания госпрограмм, но и для продажи логистических услуг коммерческим структурам.Например, в Кемеровской области в 1999 г. было создано государственное предприятие «Кузбассфарма», акционировавшееся в январе 2007 г. Первоначально предприятие занималось только коммерческой деятельностью, а также закупом и обеспечением медикаментами льготных категорий граждан, относящихся к областной ответственности. Между тем на рынок области вышли филиалы национальных фармацевтических дистрибьюторов, рынок продаж лекарств стал высококонкурентен и коммерческие продажи практически перестали давать прибыль. Когда встал вопрос о существовании предприятия, руководством было принято решение сконцентрироваться на оказании логистических услуг администрации области, территориальному фонду обязательного медицинского страхования и лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ), т.к. в условиях современного фармацевтического рын-ка высокой конкурентоспособностью обладают или национальные дистрибьюторы, или компании, занявшие рыночные ниши, приход в которые национальных дистрибьюторов невозможен или чем-либо осложнен [2. С. 8]. В частности, работа в качестве регионального логистического оператора госпрограмм им не интересна по причинам невысокой доходности, неравномерности финансирования, необходимости иметь резервные площади на складах, вести сложный бухгалтерский и оперативный учет, отсутствия обученных сотрудников. В настоящее время ОАО «Кузбассфарма» занимается следующими направлениями логистической деятельности:1..Логистика обеспечения медикаментами льготных категорий граждан, относящихся к областной ответственности.2.Логистика обеспечения медикаментами льготных категорий граждан, относящихся к федеральной ответственности (ДЛО - ОНЛС).3.Логистика обеспечения медикаментами, закупаемыми федеральными структурами по федеральным программам (например, «Сахарный диабет», «Туберкулез» и др.), лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) области.4.Логистика обеспечения медикаментами, закупаемыми за счет областной программы «Здоровье кузбассовцев».5..Логистика обеспечения вакцинами и иммунопрепаратами, закупаемыми федеральными структурами по федеральным программам (например, «Национальный календарь прививок» и др.), ЛПУ области.6.Логистика обеспечения вакцинами и иммунопре-паратами, закупаемыми за счет средств областного бюджета ЛПУ области.7.Логистика обеспечения наркотическими препаратами, закупаемыми за счет средств областного бюджета.8..Логистика обеспечения ЛПУ медикаментами, предназначенными для осуществления лечебной работы за счет средств областного бюджета (централизованный закуп ЛС для нужд ЛПУ).9.Логистика обеспечения ЛПУ медикаментами, предназначенными для осуществления лечебной работы за счет средств бюджета фонда обязательного медицинского страхования (централизованный закуп ЛС для нужд ЛПУ).Значимой для Российского здравоохранения проблемой является оборот фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств. Эта проблема не только отечественная, фальсификаторы во всем мире подделывают лекарства, пользующиеся спросом. Речь идет не только о лекарствах, которые151реализуются через коммерческие аптеки, но и тех, ко-торыми лечат в лечебно-профилактических учрежде-ниях. Практически ежедневно поступает информация о фактах выявления поддельных лекарственных средств. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в России количество поддельных лекарств на-ходится на уровне 12% от общего числа препаратов. В итоговых документах парламентских слушаний в Гос-думе РФ в 2006 г. «О законодательных мерах и техни-ческих методах противодействия обороту контрафакт-ной, фальсифицированной и некачественной продук-ции в Российской Федерации» было отмечено, что доля фальсифицированных препаратов в общем объеме ле-карственных средств составляет 20% [3. С. 5; 4. С. 25].При наличии регионального логистического ком-плекса реально обеспечить (как это сделано в Кузбассе) 100%-ную проходимость медикаментами, предназна-ченными для социальных программ, контроля качества, что позволяет полностью исключить попадание к по-требителям фальсифицированных и бракованных ле-карственных средств.Все функции логистическим комплексом выполня-ются на основании государственных контрактов, за-ключенных по итогам проведения администрацией Ке-меровской области государственных закупок на осно-вании Федерального закона № 94 и включают в себя, по сути, 4 компонента:- управленческую логистику (услуги по оптимиза-ции логистических бизнес-процессов);- финансовую логистику;- комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибьюции товаров;- грузоперевозки и транспортно-экспедиторские операции.Значение многофункционального фармацевтического логистического комплекса для нужд области трудно пе-реоценить. Логистический комплекс имеет возможность своевременно и адекватно приспосабливаться к постоян-ным изменениям, происходящим в законодательстве, тре-бованиям и условиям деятельности благодаря наличию обученных сотрудников, собственного программного обеспечения, резервов складских площадей.Можно наглядно оценить разницу логистических потоков от поставщиков в ЛПУ в зависимости от от-сутствия и наличия в схеме поставок регионального фармацевтического склада по централизованному за-купу для нужд ЛПУ (рис. 1). Наличие регионального склада дает возможность централизовать закупки ме-дикаментов разрозненных ЛПУ с целью снижения их закупочных цен на основании ФЗ № 94, что является приоритетной задачей в рамках недостаточного финан-сирования лечебно-профилактических учреждений.Появление логистического комплекса в схеме цен-трализованного закупа позволяет администрации об-ласти (департаменту здравоохранения):1))упорядочить взаимодействие всех структур;2)создать качественную заявку на ЛС;3)минимизировать документооборот;4))обеспечить качество хранения и доставки меди-каментов;5)исключить попадание фальсифицированных ибракованных ЛС в ЛПУ;1526))достичь экономии денежных средств на закупке ЛС за счет увеличения объемов, сокращения издержек поставщиков на документооборот, хранение и доставку медикаментов;7))реализовать возможность 100%-ного контроля за по-токами документов, лекарственных препаратов и денеж-ных средств со стороны органов государственной власти.В частности, во 2-м квартале 2008 г. в результате цен-трализации закупки медикаментов 34 областными лечеб-но-профилактическими учреждениями Кемеровской об-ласти были проведены электронные аукционы, в резуль-тате которых определились 32 поставщика лекарственных препаратов. Общая сумма поставки на 2-й квартал соста-вила 18,5 млн руб., экономия денежных средств превыси-ла 15,5% от средних цен закупки медикаментов ЛПУ.Региональный склад получил вознаграждение за ло-гистические услуги от поставщиков медикаментов, что позволило не привлекать дополнительные средства для оплаты услуг от администрации области или ЛПУ.В остальных случаях появление логистического комплекса также позволяет повысить качество выпол-няемых государственных программ, например про-граммы дополнительного лекарственного обеспечения федеральных льготников, проводимой в рамках при-оритетного национального проекта «Здоровье». В 2008 г. многие регионы, не имевшие своих региональ-ных фармацевтических складов, столкнулись с колос-сальными сложностями при передаче полномочий по обеспечению федеральных льготников от федерального центра региональным администрациям.Это привело к массовым сбоям в обеспечении лекарст-вами лиц федеральной ответственности. Например, Ново-сибирская область оказалась на первом месте среди регио-нов Сибирского федерального округа по числу необеспе-ченных льготных рецептов. В конце марта их количество превысило 20 тыс., что вызвало массовое недовольство среди льготников. Сходные проблемы возникли и в других субъектах федерации, например в Красноярском и Перм-ском краях, Волгоградской области [5. С. 10].Руководство Департамента здравоохранения адми-нистрации Новосибирской области озвучило источни-ки проблем в неправильном формировании заявок, не-доработке нормативной базы аукционов, несовершен-ство ФЗ № 94, отсутствии оперативной системы управ-ления товарными запасами (в т.ч. перераспределени-ем), требованиями льготников выписать определенные препараты и др. [6. С. 25].По мнению Е. Тельновой, заместителя главы Рос-здравнадзора, трудности носят организационный характер и связаны с качеством определения потреб-ности конкретного региона в тех или иных лекарст-венных средствах [5. С. 10].Специалисты также отмечают, что отсутствие еди-ных стандартов приводит к целому ряду спонтанных решений в регионах. Переход на новую систему с 1 января 2008 г. - передача полномочий по ДЛО в ре-гионы - прошел неподготовленно [7. С. 14].Министр здравоохранения и социального развития Т. Голикова отмечает, что проблема лекарственного обеспечения льготников упирается не только в деньги, но и в процедуру администрирования (процесс закупки и распределения лекарственных средств) [8. С. 32].абРис. 1. Разница логистических потоков от поставщиков в ЛПУ в зависимости от отсутствия (а) и наличия (б) в схеме поставок регионального фармацевтического складаОрганы управления здравоохранением субъектов РФ1,233 млд руб. для 243 тыс. чел. до 568 млн руб. длязачастую не имеют обратной связи с врачом и с лечебно-112 тыс. чел. (при финансовом лимите, установленном напрофилактическим учреждением; отсутствует система2008 г., в сумме 423 руб. на 1 чел./мес.).управления товарными запасами [9. С. 63].В основе маркетинговой стратегии по сохранению иМы считаем, что проблемы с обеспечением лиц феде-возвращению в программу ДЛО льготников должна лечьральной ответственности лекарственными препаратамиконцепция обеспечения их квалифицированной, доступ-кроются в отсутствии грамотного стратегического плани-ной и своевременной фармацевтической помощью врования в разработке и реализации плана действий посочетании с доказанной экономической целесообразно-обеспечению лиц федеральной ответственности льготны-стью и надежностью контроля качества [10. С. 11].ми лекарственными препаратами, основанного на марке-Логистика с позиции научного подхода определяетсятинговых и логистических подходах как на федеральномкак наука об оптимизации и управлении материальны-уровне, так и на уровне большинства субъектов РФ.ми, информационными, финансовыми и трудовыми по-Маркетинг мы рассматриваем в применении к про-токами в определенной микро- или макрологистическойграмме ДЛО (ОНЛС) как инструмент сохранения всистеме для достижения поставленных перед ней целей.программе лиц, имеющих право на бесплатное получе-Система взаимодействия участников ДЛО (ОНЛС),ние необходимых лекарственных средств. Одной изотображенная на рис. 3, выстроена с учетом приведен-проблем программы ДЛО стала низкая финансоваяного выше понимания логистики.насыщенность в связи с тем, что при её запуске былУчастников системы обеспечения процесса ДЛОликвидирован основополагающий страховой принципможно разделить на следующие группы:«здоровый платит за больного». Принятое государст-- организаторы (Департамент охраны здоровья на-вом решение позволить лицам федеральной ответст-селения администрации Кемеровской области (ДОЗНвенности монетизировать льготы привело к снижениюАКО), Территориальный фонд обязательного медицин-финансового наполнения программы.ского страхования Кемеровской области (ТФОМС КО),На рис. 2 приведена динамика численности лиц феде-Управление государственного заказа АКО);ральной ответственности, выбравших право получения- контролеры (Кемеровское отделение Федеральнойбесплатных медикаментов в Кемеровской области сслужбы по надзору в сфере здравоохранения и соци-01.01.2005 по 01.01.2008 г. Максимальное число льготни-ального развития (Росздравнадзор));ков в программе пришлось на 31.12.2005 г. - 243 тыс. чел.,- исполнители (уполномоченный аптечный склад (ОАОминимальное - на 01.01.2008 г. - 112 тыс. чел. Отчетливо«Кузбассфарма»), аптеки, лечебно-профилактические уч-прослеживается снижение числа лиц, выбравших бес-реждения, поставщики лекарственных средств, центр обра-платное лекарственное обеспечение. В результате этогоботки данных Кемеровского областного медицинскогофинансовое наполнение снизилось с возможной суммыинформационно-аналитического центра (КОМИАЦ).153300 250 200 150 100 50 0число лиц на 01.01 число лиц на 31.122005 г.2006 г.2007 г.2008 г.Рис. 2. Динамика численности лиц федеральной ответственности, имеющих право на получение ДЛО (ОНЛС)в Кемеровской области с 2005 по 2008 г.Территориальный фонд ОМС КО154Рис. 3. Схема взаимодействия участников ДЛО (ОНЛС) на территории Кемеровской области при проведении поставокльготных ЛС и расчетов с участниками в 2008 г.Из приведенной на рис. 3 схемы четко видно, что ключевым звеном системы с централизованной структурой [11. С. 55, 12. С. 51], замыкающим на себя информационные, товарные, финансовые потоки, является региональный аптечный склад.Плюсами системы с централизованной структурой являются:-возможность быстрой реакции на внешние воздействия с мобилизацией всех ресурсов системы (мобилизационная способность);-приспособленность к решению крупных задач;- возможность глобальной оптимизации системы управления в целом.Все вышеперечисленное является результатом девятилетней деятельности ОАО «Кузбассфарма» в Кемеровской области по обеспечению социально значимых программ с неизменно положительным результатом.Мы предлагаем использовать опыт регионального логистического фармацевтического комплекса (регионального аптечного склада) на территории Кемеровской области всем регионам, заинтересованным в упорядочении обеспечения лекарственными препаратами ЖГУ и населения.

Ключевые слова

логистика, региональный логистический комплекс, лекарственное обеспечение, централизованный закуп, logistic, regional logistical complex, medicinal providing, centralized purchase

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воронов Алексей ВладимировичОАО «Кузбассфарма»кандидат экономических наук, генеральный директорalvoron@mail.ru
Казанцева Мария МихайловнаОАО «Кузбассфарма»коммерческий директорdoza78@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Иванов А.И., Хабриев Р.У. Теоретический подход к определению структуры фармпредприятий России // Ремедиум. 2008. № 5. С. 51-54.
Буйлин А.В. Моделирование интегрированных логистических производственных систем // Ремедиум. 2008. № 4. С. 55-60.
Лопатин П.В. Социальная ответственность фармрынка // Российские аптеки. 2008. № 7. С. 11-14.
Федотова О. Программа ДЛО: Текущая ситуация // Ремедиум. 2008. № 4. С. 63.
Панфилова Л. Татьяна Голикова раскрыла лекарственную тему. Министр рассказала в Челябинске о реализации ОНЛС // Фармацевтический вестник. 2008. № 16 (506). С. 32.
Костандогло О. Счетная палата собирает позиции. Проводя аудит эффективности использования госсредств в ДЛО // Фармацевтический вестник. 2008. № 16 (506). С. 14.
Тригубович Е. За четыре года люди привыкли к хорошим лекарствам // Фармацевтический вестник. 2008. № 18 (508). С. 25.
Гончарова Я. Прогнозы - дело неблагодарное // Российские аптеки. 2008. № 7. С. 10.
Мазеин В.Т., Елисов П.П. Размышляя над проблемой // Российские аптеки. 2008. № 7. С. 19-21.
Лебедева Т. Рынок лекарств выстроят по правопорядку // Фармацевтический вестник. 2008. № 19 (509). С. 5.
Гнускина А., Макаркина О., Павлов А. Дубликаты бесценных грузов. Российская фармдистрибьюция получает удостоверения личности // Фармацевтический вестник. 2008. № 19 (509. С. 8-15.
Молчанов А.Л. Повышение эффективности работы дистрибьютора в условиях развития рынка // Материалы III ежегодной конференции «Фармацевтический бизнес в России». М., 2008. С. 65.
 Значение многофункционального фармацевтического логистического комплекса для обеспечениярегиона лекарственными препаратами по социально значимым программам (на примере Кемеровской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Значение многофункционального фармацевтического логистического комплекса для обеспечениярегиона лекарственными препаратами по социально значимым программам (на примере Кемеровской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Полнотекстовая версия