Межэтническая толерантность на Северном Кавказе: реалии и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Межэтническая толерантность на Северном Кавказе: реалии и перспективы

Рассматривается проблема межнациональных отношений на Северном Кавказе сегодня и возможное их развитие в перспективе. Исследование проведено на материале одного из северокавказских регионов - Республики Дагестан

Interethnic Tolerance in the North Caucasus: Reality and Perspectives.pdf Российская Федерация - страна со сложным этническим и религиозным составом населения. Здесь издавна живут представители различных национальных и религиозных конфессий. Последней Всероссийской переписью населения зафиксировано более 160 национальностей [1. С. 4]. Все они как граждане пользуются одинаковыми правами и свободами, в том числе правом на сохранение своей культуры, языка, религиозных верований. Проблема безопасности извечно стояла перед страной как необходимое условие выживания и развития. Идеи обеспечения мира и безопасности, основанные на принципах взаимной терпимости, ненасилия, согласия, солидарности, дающие возможность выживать и развиваться в условиях социально-политической, экономической, культурной, расовой, этнической и религиозной неодинаковости людей в рамках той или иной общности, никогда не покидали людей.Очевидно, что без мира и согласия в стране не могут быть решены проблемы социально-экономических трансформаций, демократических преобразований общества. Негативизм, враждебность рождают только разрушительную солидарность. А общество, уставшее от травм, нуждается в позитивной солидарности. Вот почему толерантность в отношениях людей, социальных и этнических групп - не только гуманитарная задача, но и социально-преобразующая, экономически необходимая потребность [1. С. 3].Казалось бы, толерантность как одна из основных ценностей демократического государства прочно укоренилась там, где благодаря специальному образованию и развитию культур сформировано гражданское общество. Однако вопрос о толерантности непрестанно дискутируется абсолютно на всех уровнях: учёными, политиками, просто рядовыми гражданами. Внимание мировой общественности к проблеме терпимости и взаимопонимания людей разных культур буквально приковано на протяжении последних десятилетий. Это вызвано, по мнению автора, осознанием той опасности, которую несут проявления нетерпимости в современном обществе: с момента окончания холодной войны в мире беспрестанно растет число социальных, региональных и этнических конфликтов, большое количество которых перерастает в вооруженные столкновения, под угрозой оказываются не только основные права человека, но и человеческие жизни.В данном случае важно понять причины такого обострённого внимания к проблеме. Думается, что причины эти лежат на поверхности: это теракты, унесшие тысячи человеческих жизней в Москве, Волгодонске, Буйнакске, Махачкале, события 11 сентября 2000 г. в Нью-Йорке, события августа 2006 г. в Карельском городе Кондопога. Следствием этих событий стало появление, с точки зрения автора, несправедливого образа «мусульманина-террориста», выражений «лицо кавказской национальности» и «исламский экстремизм». Всё это ведёт к столкновению представителей различных этносов, к расовой и религиозной нетерпимости. Таким образом, чрезвычайно остро встаёт проблема межэтнической и религиозной толерантности в поликулыурных регионах РФ. Не является исключением и Дагестан.В Дагестане, где сходятся западная и восточные цивилизации, славянская и арабская культуры, мусульманская и христианская религии, проживают более 30 этносов, 9 из которых являются коренными, этнически дагестанскими. Приоритетной становится задача становления и поддержания мира и согласия между этими народами, формирования установок на межэтническую толерантность. В данном исследовании планируется обратить внимание на проблемы толерантности вообще и межэтнической толерантности в частности. Выяснить, какие факторы ориентируют мультикультурное, а значит, и многонациональное, общество на проявление межэтнической толерантности, постараемся выявить роль государства, семьи, школы и других социальных институтов в формировании терпимости в молодежной среде. При этом важным моментом станет учет этнического состава и региональных особенностей Республики Дагестан. Следует отметить, что выбор молодёжной среды объясняется, во-первых, тем, что этот возраст является значимым периодом в развитии человека, в процессе которого формируются различные социальные роли. Во-вторых, молодёжь - обычно наиболее радикально настроенная часть общества, выступающая неким «барометром» общественного мнения. То, какой будет дальнейшая деятельность человека, целиком и полностью зависит от взглядов, ценностей и установок, сформированных в этот период. Поэтому решающую роль может сыграть развитие межэтнической толерантности именно у индивида, находящегося на данном этапе возрастного развития.176Остановимся ненадолго на определении «толерант-пает перспективным путём перехода к долгосрочнойность». Довольно ёмкое понятие даёт Большой толко-безопасности в рассматриваемом регионе в частности ивый психологический словарь. «Толерантность. 1. Ус-на всей территории РФ в целом.тановка либерального принятия моделей поведения,Дагестан в настоящее время отличается особым ди-убеждений и ценностей других. Этот термин использу-намизмом этнополитических процессов, что обуслов-ется некоторыми с очень положительными коннота-лено, по мнению автора, сложным этноконфессиональ-циями в том смысле, что толерантность включает энер-ным составом населения и важным геополитическимгичную защиту ценностей других и признание плюра-положением региона. Приоритетной в данном случаелизма, а также, что истинно толерантный, терпимыйстановится задача поддержания бесконфликтных меж-человек будет противостоять любой попытке помешатьнациональных отношений - формирования межэтниче-их свободному выражению. Другие, однако, использу-ской толерантности. Принятая Правительством Россииют его в неопределённо отрицательном смысле, подра-в феврале 2002 г. «Концепция модернизации россий-зумевая, что толерантность является своего рода неес-ского образования» [4] поставила перед современнойтественным воздержанием, видом скрежетания зубамишколой, в том числе и высшей, наисложнейшие про-при смирении с поведением, убеждениями и ценностя-блемы формирования у молодёжи современного мыш-ми других» [2. С. 363].ления, дающего возможность полноправно жить и со-В этом и состоит внутренняя противоречивость, па-трудничать с мировым сообществом. Данная Концеп-радоксальность толерантности: с одной стороны, чело-ция, признавая многонациональность российских учеб-век признаёт существование в обществе отклонения,ных заведений, возлагает на них задачи сохранения ичто-то принципиально неверное, недопустимое, с дру-развития русского и родного языков (для народов, на-гой - толерантность требует от него отказа от своейселяющих Россию), видит систему образования каксилы влияния на существование этого самого отклоне-ведущую силу формирования российского самосозна-ния. Британский философ Бернард Уильямс назвал то-ния и самоидентичности. В научной литературе появ-лерантность одновременно необходимой и невозмож-ляется новый термин - «педагогика толерантности»,ной [3. С. 18-27]. С точки зрения автора данной статьи,трактуемый как приобщение молодого поколения кпроблема заключается в том, чтобы уяснить, что дол-искусству бесконфликтности, к умению жить в «мирежен делать толерантный человек, чтобы, сохранив своинепохожих людей и идей» [5]. Поскольку именно мо-убеждения и представления, отказаться от интолерант-лодежь всегда является «наиболее сенситивной к тра-ных действий по отношению к кому-либо, по его мне-дициям и новому влиянию» [6] частью этноса, во мно-нию, отклонению. Оригинальная авторская позициягих регионах России проводятся психолого-педагоги-заключается в том, что необходимо вынести за некиеческие исследования. Все они направлены на решениеграницы своё несогласие с каким бы то ни было откло-острейшей проблемы формирования национальногонением и сфокусировать внимание на личности того,самосознания личности молодёжи, проблемы воспита-чьё поведение или образ мыслей являются неприемле-ния культуры межнациональных отношений в системемыми, необходимо всеми способами ослаблять грани-народного образования на всех уровнях: от дошкольно-цы собственного Я (при этом сохранив своё несогласиего до высшего.с отклонением) и признавать право личности выбиратьС целью анализа межэтнических отношений в со-то, что она считает нужным, даже если это выходит завременной молодёжной среде Дагестана было проведе-рамки моральных норм.но психологическое исследование. Респондентами бы-Характерно, что во всех толкованиях толерантно-ли выбраны студенты 1-5-го курсов факультета ино-сти, раскрывающих её сущность и необходимость какстранных языков и факультета психологии Дагестан-важного принципа в социально-политической и духов-ского государственного университета. Общий объёмной жизни общества, так или иначе упоминаются еёвыборки составил 60 человек. Национальный составНациональностьКоличество, %Аварцы31,67Лезгины18,33Даргинцы18,33Лакцы11,67Кумыки8,33Русские6,67Табасаранцы1,67Другие*3,33* Другие - респонденты, отнесшие себя более чем к двум националь-этнические и конфессиональные аспекты, что позволя-респондентов представлен в таблице:ет говорить об их доминирующем факторе в социаль-ном содержании данного феномена. Безусловно, необ-ходимо признать конфессиональную доминанту в трак-товках толерантности, т.е. возможность религиознойсвободы. Однако с позиции данного конкретного иссле-дования, конфессиональная толерантность в «чистомвиде» не представляет значимого интереса, т.к. в качест-ве поля для изучения проблемы выступает РеспубликаДагестан, где 98% населения - мусульмане. Думается,что в данном случае правильней будет говорить об эт-ностям.ноконфессиональной толерантности, ведь в Дагестанепроживают представители более 30 этносов, 9(!) из ко-Исследование проводилось по двум методикам. Пер-торых являются этнически дагестанскими. Таким обра-вая их них включала вопросы на тему межнациональныхзом, при исследовании феномена толерантности в Даге-отношений, а также несколько вариантов возможных настане необходимо придерживаться именно его этнокон-них ответов. Респондентам предлагалось выбрать одинфессиональной составляющей.ответ из предложенного перечня. Подсчитывалась часто-Очевидно, что этноконфессиональная толерант-та указанных респондентами ответов, и проводился ин-177ность как разновидность толерантности вообще высту-терпретационный анализ полученных результатов. Выбо-рочная совокупность по данной методике составила 30 студентов вышеназванных факультетов Дагестанского государственного университета, которая определялась методом случайных чисел. На вопросы анкеты были по-лучены следующие ответы респондентов: на вопрос ка-ково Ваше отношение к собственной национальности? 50% опрошенных (здесь и далее результаты обработки опросных листов приведены с погрешностью p ≤ 0,01) ответили, что испытывают гордость за принадлежность к своей национальности. 40% студентов отмечают, что национальность для них не имеет особого значения. Только 1 респондент (3,33%) из числа принявших уча-стие в опросе ответил, что довольно часто испытывает стыд из-за своей национальной принадлежности. Ду-мается, что такой ответ мог быть дан в силу неких субъективных, личных мотивов, поскольку ни один представитель данного этноса (лакского) не ответил подобным образом. Причём не было таких ответов не только в данном исследовании, но и в проведённых автором исследованиях межнациональных отношений в 2004-2007 гг. [7]. В перечне предложенных ответов на данный вопрос методики был пункт «другое», где респондентам предлагалось вписать тот ответ, который они считают нужным. Следует отметить, что в этот пункт дагестанские студенты - в разных формулиров-ках - вписывали ответы, что гордились бы любой на-циональностью, что не важно, на каком языке говорит человек - важно то, что у него внутри. Очень интерес-ным видится ответ студента, который отметил, что хо-телось бы, чтоб весь дагестанский народ был одной национальностью. Данный ответ свидетельствует о том, что имеется чёткая тенденция дагестанцев к еди-нению, что идеи сепаратизма и раздельного существо-вания дагестанских этносов уходят в прошлое. Такая тенденция прослеживается практически во всех прово-димых в республике этнопсихологических исследова-ниях [7-10]. Анализ ответов респондентов в очередной раз указывает на то, что в основном молодёжи в Даге-стане присуща позитивная этническая идентичность, что крайние формы проявления этнической идентично-сти - этнофанатизм или этноизоляционизм - сходят на нет. Автор полагает, что позитивная этническая иден-тичность - это тот залог толерантности, который про-сто необходим в любом полиэтническом обществе вообще и в Дагестане в частности.Далее у студентов спрашивалось, что они предпри-мут, если в их присутствии оскорбляют людей их на-циональности. Ответы на данный вопрос были весьма предсказуемыми. Так, 70% респондентов будут отстаи-вать честь своего народа, а 20% не будут что-либо предпринимать, однако такая ситуация будет для них неприятна. Примечательно, что 10% опрошенных сту-дентов останутся полностью безразличными к оскорб-лению людей их национальности. Этот факт красноре-чиво говорит о том, что в Дагестане личное начинает преобладать над общественным, что идеи, свойствен-ные «западному» менталитету, постепенно берут верх над традиционно преобладающими в республике «вос-точным» образом мыслей и жизни. Здесь речь идёт об определённых социальных условиях, свойственных той или иной культуре, которые порождают и соответст-вующую «Я-концепцию», т.е. люди разных культур178отличаются своими «Я-концепциями». Например, ори-ентированные на индивидуализм западные культуры принимают концепцию «независимого Я». В то время как незападные культуры исповедуют «взаимозависи-мое Я». В Дагестане в настоящее время довольно чётко прослеживается тенденция к переходу к «независимо-му Я», т.е. для молодёжи всё реже становятся близки проблемы своего народа, всё чаще верх берут сугубо личные интересы. По мнению автора, в данном случае имеет место этническая индифферентность, когда эт-нические вопросы любого рода не имеют для индивида практически никакого значения.Очень интересно было узнать у дагестанских сту-дентов, как их близкие относятся к тому, что у них есть друзья других национальностей. 53,33% респондентов ответили, что их близкие с уважением относятся к друзьям других национальностей. 33,33% опрошенных показали, что национальность их друзей не влияет на отношение к ним их родных и близких. Полное безраз-личие по данному вопросу проявляют 10% родствен-ников респондентов. Отрадно, что ответ «запрещают дружить с ними» не был отмечен ни в одной анкете. Это в очередной раз свидетельствует о достаточно вы-соком уровне толерантности в республике и не только у молодого поколения. Автор не может оставить без внимания предложенный ответ на вопрос методики, который звучит как «у меня нет таких друзей»: в рес-публике, где проживает более 30 национальностей, такой вопрос совершенно справедливо и предсказуемо получил 0% ответов респондентов. В Дагестане абсо-лютно у каждого молодого человека есть друзья других национальностей. Этот факт подтверждается не только настоящим опросом, но и проведённым в Дагестане в ноябре-декабре 2007 г. исследованием для Московско-го психолого-социального института, когда 100% оп-рошенных студентов ответили, что у них есть друзья других - практически всех - национальностей, насе-ляющих Дагестан. Это объясняется открытостью моло-дёжи для межэтнического общения, когда внимание фокусируется на личности человека, на определённых морально-этических качествах, а не на его националь-ной принадлежности.Следующий вопрос методики является действи-тельно актуальным и животрепещущим для Дагестана: вопрос о смешанных межнациональных браках. У сту-дентов спросили: «Считаете ли Вы для себя возмож-ным вступление в брак с представителем другой на-циональности?» Примечательно, что 50% респондентов ответили, что национальность супруга или супруги не будет иметь значения. В то же время невозможным для себя, по разным причинам, брак с представителем дру-гой национальности посчитали другие 50% студентов. Так, 23,33% опрошенных не могут вступить в брак с человеком другой национальности, т.к. это неизбежно вызовет конфликты в семье. По мнению автора, в ре-альной жизни процент такой невозможности гораздо выше. Буквально каждый день слышишь о том, что та или иная пара не может пожениться, т.к. являются представителями разных национальностей, что поже-ниться им категорически запрещают родители. Быва-ет - и довольно часто, - что молодым людям прихо-диться создавать семью не просто с человеком одногоэтноса, но даже с человеком из того же села или рай-она. 13,33% студентов не могут позволить себе брак с человеком другой национальности, т.к. нарушат се-мейные традиции. Думается, что данная и предыдущая формулировка где-то синонимичны, поскольку в обоих случаях речь идет о невозможности вступить в брак с человеком другого этноса по тем или иным семейным причинам. Сей факт указывает на большую роль, кото-рую играет дагестанская семья в воспитании молодого человека. На этот же вопрос методики один студент (3,33%) ответил, что не хочет вступать в брак с пред-ставителем другой национальности из-за желания ог-радить своих детей от проблемы выбора национально-сти. Ответ «нет» на предложенный вопрос дали также 6,67% опрошенных студентов, поскольку хотят, чтобы их дети были той же национальности, что и они сами. Как видим, мнение дагестанской молодёжи по вопросу о национальности супруга разделилось поровну. Это свидетельствует о том, что вековая традиция создавать семью исключительно с представителем своей нацио-нальности теряет актуальность. Автор полагает, что такой процесс происходит благодаря возрастающему с каждым днём уровню межэтнической толерантности молодёжи в республике.В ходе исследования не мог остаться незатронутым вопрос о правах национальных меньшинств. У респон-дентов спросили, как они относятся к тому, что пред-ставители национальных меньшинств, проживающие в России, отмечают свои национальные праздники. От-радно, что высокий уровень толерантности демонстри-рует абсолютное большинство дагестанской молодёжи: 76,67% опрошенных полагают, что все народы должны иметь возможность отмечать свои национальные праздники, проживая в России. 23,33% респондентов ответили, что им всё равно - здесь мы ещё раз сталки-ваемся с этнической индифферентностью, абсолютным безразличием к национальным вопросам. Данный во-прос методики не выявил ни одного студента, пола-гающего, что национальные меньшинства не должны отмечать свои праздники в России, а также не выявил тех, кого празднование таких праздников раздражает. Таким образом, можно говорить о практически полном отсутствии или, по мнению некоторых, скрытой ме-жэтнической нетерпимости. В ходе дальнейших иссле-дований межэтнического взаимодействия в Дагестане автор предполагает детально разобраться в этом вопро-се: является ли межэтническая нетерпимость в респуб-лике в силу тех или иных причин скрытой или же она отсутствует вообще.Практически полное единогласие студенты Даге-стана также демонстрируют, полагая, что ограничения по национальному признаку в России недопустимы -так считает 97,67% опрошенных в ходе исследования студентов. Один респондент (3,33%) всё-таки утвер-ждает, что в стране необходимо ввести ограничения по национальному признаку на определённую профессио-нальную деятельность, причём на какую именно сту-дент не уточняет.Довольно часто Северный Кавказ в целом, и Даге-стан в частности, ассоциируется с нестабильностью, межэтническими конфликтами и так называемым «ис-ламским экстремизмом». В этом свете интересно былоузнать, принимала ли дагестанская молодёжь участие в конфликтах на национальной почве. Так, за последние три года 97,67% опрошенных студентов не участвовали в подобного рода столкновениях. Один респондент (3,33%) ответил, что за последние три года принимал участие в межнациональных конфликтах, но инициа-тором выступала противоположная сторона. Как мы видим, подавляющее большинство молодых людей в республике не принимали участие в межэтнических конфликтах. Если принять во внимание тот факт, что в опросе большую часть респондентов составили студен-ты, исповедующие Ислам, то встаёт вопрос о справед-ливости понятия «исламский экстремизм» и мнения о том, что Северный Кавказ и Дагестан отличаются не-стабильными межэтническими отношениями, кон-фликтами. Автор глубоко убеждён, что такой образ Кавказа изрядно мифологизирован, причём в первую очередь средствами массовой информации.Следующий вопрос методики выяснял наличие или отсутствие у дагестанской молодёжи этнических сте-реотипов. На вопрос о том, склонны ли молодые люди объяснять возникновение конфликтов при общении национальностью собеседника, 73,33% респондентов ответили «нет, никогда». В свою очередь довольно большое число опрошенных - 26,67% - всё же склонны объяснять конфликты национальностью собеседника, однако не станут использовать это как аргумент в спо-ре. Следует отметить, что этнические стереотипы в республике довольно широко распространены. Так, говоря о Дагестане как о многонациональном регионе, мы насчитываем в нем более 30 этносов, хотя в целом все называемся дагестанцами. Исследуя особенности характера человека, мы имеем дело со структурой лич-ности отдельно взятого человека, несмотря на общее понятие «дагестанец». В проведённых исследованиях опрошенные респонденты из числа студентов различ-ных вузов Дагестана отмечают, что кумык - любвеобиль-ный, смазливый или даже подлый, лакец - хитрый, ава-рец - прямой (кумыки, лакцы, аварцы - некоторые корен-ные этносы Дагестана. - Р.Б.). Перечисленные качества, закрепленные за этими этносами, являются первичными не только на уровне быта, но и я зыка. Нельзя полностью отрицать наличие неких особенностей национального характера, которые ярко бросаются в глаза. Принадлеж-ность к нации отпечатывается на подсознательном уров-не. Следовательно, в языке закрепляются такие стереоти-пы, как хитрый лакец, дикий аварец, смазливый кумык. Если рассматривать образ дагестанца или дагестанки в целом, то вырисовывается следующая картина: дагеста-нец - решительный, мирный, отзывчивый, пылкий, чест-ный, бескорыстный, смелый, удалой, находчивый, не-уравновешенный, волевой; дагестанка - пугливая, добрая, скромная, дикая [11. С. 60, 105-108]. Более подробно об этнических стереотипах в Дагестане можно прочитать в статье автора «Русский язык и этнические стереотипы: проблема соотношения» [12].Интересно было узнать, что испытывают студенты при общении с человеком другой национальности. Так, 40% респондентов испытывают интерес, 3,33% (1 сту-дент) - уважение, 3,33% утверждают, что это зависит от национальности. А вот 53,33% принявших участие в опросе не испытывают ничего особенного. Автор пола-179гает, что данный факт вполне объясним: ежедневно в течение всей жизни дагестанцы общаются с представи-телями различных этносов, общение это стало настоль-ко обыденным, что, действительно, испытывать что-то особенное уже не приходится. Однако не может не ра-довать то обстоятельство, что такие пункты опросника, как «раздражение или недоверие», при общении с че-ловеком другой национальности не нашли поддержки у дагестанских студентов.Немного неожиданными оказались ответы респон-дентов на вопрос о том, как они оценивают вклад пред-ставителей национальных меньшинств в развитие рос-сийской науки и культуры. Так, 53,33% опрошенных не имеют на этот счёт определённого мнения. 40% при-нявших участие в опросе полагают, что представители национальных меньшинств внесли большой вклад в развитие русской науки и культуры. Один участник анкетирования (3,33%) ответил, что вклад этот значи-тельно преувеличен, причём самими представителями национальных меньшинств. И, наконец, для 6,67% рес-пондентов этот вопрос безразличен.Как отмечалось выше, в республике проживает бо-лее 30 этносов, каждый из которых имеет свой язык. Думается, что знание родного языка для любого чело-века является неким бастионом его этнической иден-тичности. Довольно часто случается, что человек, не знающий родного языка, чувствует себя неуверенно среди представителей своего этноса. Его этническая идентичность в данном случае начинает смещаться от позитивной в сторону отклонений. Поэтому почти все жители республики считают необходимым знать - и знают - родной язык. В реалиях Дагестана людям при-ходится общаться на языке межнационального обще-ния - на русском языке, который, как правило, является вторым языком. Часто у человека, говорящего на не-скольких языках, происходит так называемая межъя-зыковая интерференция. Нередко она проявляется в появлении акцента при разговоре на втором языке, т.е. в данном случае на языке межнационального общения. Этому моменту был посвящен следующий вопрос ме-тодики, который предлагал студентам представить, что с ними учится или работает человек, который говорит по-русски с акцентом. Была интересна реакция респон-дентов на это обстоятельство. Так, большинство участ-ников опроса - 46,67% - не будут обращать на это внимание. 30% постараются убедить коллег не унижать его. 3,33% опрошенных (1 студент) будет сочувство-вать такому человеку, но ничего не сделает, чтобы его поддержать. 20% студентов выбрали пункт «другое» и вписали свои собственные ответы. Так, кто-то посове-тует больше читать художественной литературы, и здесь встаёт вполне справедливый вопрос о том, каким же образом чтение, пусть даже вслух, поможет изба-виться от акцента. Это может способствовать развитию словарного запаса, общего кругозора, но поставить правильное произношение звуков и интонации… Другие студенты полагают, что никто человека с акцентом уни-жать не будет, кто-то поможет, чем сможет, постарается улучшить его русский язык. Один студент и вовсе отка-зался представить такую ситуацию. Вообще, в Дагестане немалое количество жителей говорит по-русски с акцен-том и, думается, те, кто говорит по-русски без акцента,180уже привыкли к этому и не обращают внимания на сей факт, в очередной раз демонстрируя определённый уро-вень этнической толерантности.Три последних вопроса методики не предлагали ни-каких вариантов ответов. Так, например, респондентов попросили объяснить, что они понимают под толе-рантным отношением между людьми. Обработав оп-росные листы, выявляется тенденция к тому, что даге-станские студенты под толерантным отношением по-нимают принятие человека таким, каким он есть, уваже-ние его «инаковости». Различия в ответах прослеживают-ся лишь на уровне формулировок. Вот некоторые из них: «терпимое отношение друг к другу, независимо от нацио-нальной принадлежности», «терпимое отношение, приня-тие человека таким, каков он есть», «терпимость к недос-таткам других людей», «сочувствие к проблемам других, взаимопонимание» и т.д. Следует отметить, что 10% рес-пондентов отказались отвечать на этот вопрос.Поведение личности в ситуации стабильности и в критической ситуации, как правило, отличается. В свя-зи с этим студентам было предложено представить, что они сами или их близкие крайне нуждаются в перели-вании крови. Выяснялось, важно ли, чтобы эта кровь принадлежала человеку той же национальности, что и респондент. Отрадно, что все участники опроса (100%) отрицательно ответили на этот вопрос. Причём до-вольно часто встречаются такие лексические усилители этого отрицания, как «вовсе», «нисколько», «совсем», «абсурд», «глупости» и т.д. Видно, что в вопросах жизни и смерти дагестанские студенты проявляют верх межэтнической толерантности, а этнические предубе-ждения отходят на задний план.Завершается опросник выяснением отношения моло-дёжи к настоящему исследованию. Следует отметить, что ярко выраженного отрицательного отношения не наблю-дается: лишь 6,67% респондентов выразили негативное отношение к опросу подобного рода. В анкетах они ука-зали следующее: «Мне не нравится, что вопросу о нацио-нальностях уделяют такое большое внимание», «Я счи-таю, что вопрос о национальности поднимать не стоит, т.к. мы живём в одной стране и в одной республике, а значит мы одна большая семья». Подавляющее же боль-шинство опрошенных (93,33%) положительно отнеслось к данному исследованию. Эта часть студенческой моло-дёжи полагает, что такие опросы надо проводить чаще, что вопрос межнациональных отношений - наболевший вопрос и требует самого скрупулёзного изучения. Следу-ет отметить, что 20% респондентов отказались демонст-рировать своё отношение к опросу.Таким образом, резюмируя результаты обработки опросных листов по данной методике, можно отметить, что большему количеству дагестанских студентов ха-рактерна позитивная этническая идентичность, они имеют положительно ориентированные авто- и гетеро-стереотипы, что в конечном итоге проявляется в высо-ком уровне культуры межнациональных отношений, способствует формированию и поддержанию межэтни-ческой толерантности в дагестанской студенческой среде.Далее изучение вопроса этнической толерантности студенческой молодёжи Дагестана проводилось по ме-тодике «Субъективная оценка характера межэтниче-ских отношений» (Н.В. Мольденгауэр). Методика состоит из 40 утверждений, описывающих различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при общении с людьми других национальностей, другой культуры и традиций. Респондентам предлагалось оценить приведённые утверждения по 7-балльной шкале: от «полностью не согласен» (1 балл) до «согласен полностью» (7 баллов). Все 40 утверждений были разделены на четыре шкалы: «напряженность в отношениях», «отчуждённость в отношениях», «конфликтность в отношениях» и «агрессия в отношениях». Сырые баллы, полученные при суммировании оценок респондентов по той или иной шкале, переводились в «стены» по заранее составленной таблице перевода. В ходе перевода сырых баллов в «стены» обязательно учитывался пол респондента. В итоге необходимо было выявить, какой тип межэтнических отношений доминирует среди дагестанских студентов, а также итоговую оценку характера межэтнических отношений.Итак, обработав опросные листы по данной методике, становится ясным, что в дагестанской студенческой среде превалирует - 60% - «конфликтность в отношениях». Средний балл по данной шкале опросника составил « 4, что соответствует среднему значению. Это означает либо отсутствие противостояния, неразрешимых противоречий между субъектами взаимоотношений, либо возникающие трудности и противоречия конструктивно разрешаются. Человек ориентирован на компромиссный поиск решения.Далее выяснилось, что «напряжённость в отношениях» характерна лишь 6,67% респондентов. Итоговое среднее значение по шкале - 3,5. Здесь можно полагать, что присутствует умеренно выраженная напряженность, необходимая для поддержания интенсивности отношений. Человек чувствует субъективное эмоциональное благополучие, комфорт в отношениях. Серьезные (неразрешимые) трудности и проблемы в отношениях отсутствуют либо успешно разрешаются. Человек удовлетворен, как складываются его отношения с другими людьми.По шкале «отчуждённость в отношениях» было выявлено 13,33% принявших участие в опросе. Итоговый балл по шкале составил 4,75, что является средним значением. Такое значение интерпретируется следующим образом: человек чувствует себя хорошо среди людей, стремится устанавливать доверительные отношения с другими людьми. Чувствует, что его понимают или стараются понять. Наличие симпатии и притяжения к другому человеку или к другой группе говорит о том, что принимаются во внимание его (их) предубеждения и слабости. Чем больше притяжения испытывает человек, тем более он склонен к толерантной позиции, большему согласию и согласованности в деятельности, не чувствует изолированности от других людей и групп.«Агрессия в отношениях» присуща 10% опрошенных студентов. По данной шкале, как и во всех предыдущих, выявлено среднее значение - 5. У этих студентов в отношениях ярко выражено стремление занять позицию «на равных». Человеку свойственны тактичность и дружелюбие, сотрудничество и открытость. Проявление ярости, неприязни, негативная оценка и раздражение по отношению к людям отсутствуют.Необходимо отметить, что у юношей преобладает «отчуждённость в отношениях» - 66,67% от числа юношей, принявших участие в анкетировании. Девушкам же больше характерна «конфликтность в отношениях» -66,67% всех опрошенных лиц женского пола. По обеим шкалам выявлены средние значения: 4,5 и 4 соответственно.Итоговый балл по опроснику составил 1,7, что соответствует низким значениям. Согласно данной методике низкие значения итогового балла в целом по выборке следует интерпретировать следующим образом: возможно, чрезмерно выражены чувства единства, общности между людьми, дружелюбие, добросердечие, уважение, что также говорит о наличии дисгармонии в отношениях. Низкие значения могут свидетельствовать либо о том, что человек не замечает наличия трудностей, проблем в отношениях (не способен осознать или не желает признавать их), либо неискренности в ответах.Думается, что слово «чрезмерно» при интерпретации низких значений итогового балла в контексте Республики Дагестан является излишним. Дагестанцы медленно, но уверенно отодвигают вопрос о межнациональных отношениях на задний план, акцентируя внимание на более важных социально-экономических вопросах. Автор полагает, что этим вполне можно объяснить низкие значения в целом по методике. Более того, в Республике проживают представители порядка 30 национальностей, люди ежедневно общаются друг с другом, и, возможно, межнациональные границы постепенно стираются, строятся позитивные межнациональные отношения. Таким образом, действительно (в большинстве своём) присутствуют чувства единства, общности между людьми, дружелюбие, добросердечие и уважение. Этот факт доказывают и результаты обработки опросных листов по каждой отдельной шкале опросника.Делая вывод по проведённому исследованию в целом, становится совершенно очевидно, что дагестанской молодежи присущ довольно высокий уровень межэтнической толерантности и культуры межэтнического взаимодействия. Студенты всё более ориентированы на позитивные межнациональные отношения, постепенно стираются ярко выраженные межэтнические границы. Люди, сохраняя свою этническую идентичность и этнокультуру, всё более склонны называться не отдельными этносами (аварцы, даргинцы, лакцы, кумыки, лезгины и т.д.), а готовы быть просто дагестанцами, тем самым демонстрируя единство.

Ключевые слова

поликультурное общество, поликультурное образовательное пространство, межэтническая толерантность, multicultural society, multicultural educational space, interethnic tolerance

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Борисов Руслан ВикторовичДагестанский государственный университеткандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры прикладной психологииborisovr@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. 222 с.
Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Т. 2: П-Я / Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. 560 с.
Van den Berghe P.L. A Sociological Perspective // Ethnic and Racial Studies. 1978. Vol. 1, № 4.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // В помощь руководителю образовательного учреждения / Отв.ред. В.И. Лисов. М.: Школьная книга, 2003. Вып. 2, ч. I. С. 265.
На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2000.
Мухина В.С. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций // Мир психологии. 2001. № 4. С. 120.
Борисов Р.В. Языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодёжи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 27 с.
Борисов Р.В. Диалог языка и этнической идентичности в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 154-157.
Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана): Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2008. 54 с.
Кислова Г.И. Поликультурное образование как фактор формирования этнического самосознания молодёжи // Поликультурное образование в Дагестане: реалии и перспективы. Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. С. 176-191.
Терехова Н.В. Выражение характера человека в русском языке. Махачкала, 2004. 138 с.
Борисов Р.В. Русский язык и этнические стереотипы: проблема соотношения // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 5.
 Межэтническая толерантность на Северном Кавказе: реалии и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Межэтническая толерантность на Северном Кавказе: реалии и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Полнотекстовая версия